Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базис и надстройка — бакиханов 125 3 глава





Лит.: Виндельбанд В., История философии, пер. с нем., СПБ, 1898, с. 331; Lass wit г К., Gesctiichte der Atomistik..., Bd 1, Hamb.—Lpz., 1890, S. 467 — 68.

Г. Зелъманова. Ленинград.

БАТЕНЬКОВ, Гавриил Степанович (25 марта 1793—29 окт. 1863) — рус. философ-идеалист, декаб­рист. Окончил 2-й кадетский корпус в Петербурге, участвовал в Отечеств, войне 1812 и заграничном походе. В 1825, оставив службу, занялся историей, правом и философией, близко сошелся с участниками тайных декабристских об-в (см. Декабристы). За два месяца до восстания 14 дек. 1825 Б. вступила Северное об-во. В янв. 1826 он был арестован, осуж­ден и пробыл в одиночном заключении св. 20 лет, затем был сослан на 10 лет в Томск.

В соч. «Обозрение государственного строя» (1828) и «Мысли о конституции» (1826) (см. в кн.: М. В. Дов-нар-Запольский, Мемуары декабристов, вып. 1, Киев, 1906) Б. критиковал обществ, и гос. строй России и доказывал необходимость ликвидации кре­постного права. В результате неизбежной, по В., революции должна быть установлена конституц. мо­нархия. Б. был хорошо знаком с франц. политич. лит-рой 18 в., изучал сочинения Монтескье и физио­кратов. В области философии он находился под влиянием мистич. сочинений Бёме, Сведенбёрга и рус. масонов (см. Масонство), к к-рым он был нек-рое время близок (см. тюремные записки Б.— «Русский ист. журн.», 1918, кн. 5, с. 117 —18). Осн. принци­пом познания и действия Б. объявлял волевую ин­туицию.

Соч.: Повесть собственной жизни, «Русский архив», 1881, кн. 2.

Лит.. -Модзалевский Б. Л., Декабрист Батеньков,
«Русский истор. ж.», 1918, кн. 5; Рассказы о Г. С, Батень-
кове, «Русский архив», 1881, кн. 3; Из архива Елагиных.
Письма Г. С. Батенькова, И. И. Пущина и Э. Г. Толля, М.
1936; Ореус Н. И., Гавриил Степанович Батеньков
«Русская старина» 1889, авг.; Греч Н. И., Записи]
о моей жизни, М.—Л., 1930. с. 502—50; Венгсров С. А.
Критико-биографический словарь русских писателей и уче
ных, т. 2, СПБ, 1891, с. 224—27; Б а к а й Н., Сибирь и де
кабриет Г. С. Батеньков, Томск, 1927; Сяышо Т. Г.
Г. С. Батеньков-литератор, в кн.: Литературное наследство
т. 60, кн. 1, М.. 1956. А. Натрии. Москва

БАТИНЙЗМ (от араб, батин — внутренний, со кровенный) — одно из сектантских ролиг.-филос учений в исламе, носившее черты манихейства, маздакизма и испытавшее влияние др.-греч. фило­софии и инд. вероучений, особенно буддизма, В. возник в 8 в. как оппозиц. течение по отношеншс к официальной феод, идеологии, отражая гл. обр. ин­тересы крестьянства и средних гор. слоев угнетенных халифатом народов. Б. получил распространение во всех странах, находившихся под властью багдадских халифов. По учению батинитов, нельзя понимать Коран буквально; необходимо придавать его стихам иноска-зат. смысл, находить в нем сокровенные «тайны» (от­сюда п название «Б.»). В установленной Б. иерархии существ «Илах ул-аввал» (Первое божество) не являет­ся единств, деятельным лицом, он управляет миром вместе с «Илах ул-сани» (Вторым божеством), т. е. душой (нафс). Над ними стоит абстрактное существо, подобное «зарвану акарану» (бескрайнее время) в зороастризме. Материя, пространство и время суть узловые ступени в иерархии существ. Каждое явление заключает в себе как прошедшее, так и будущее.

В В., содержавшем немало противоречий, имелись прогрессивные оппозиционные к ортодокс, исламу тенденции. Б. служил идейным оружием для исмаи-литое, карматов, хоррамитов и др.

Лит.: Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетия
Низам ал-Мулька. Пер., введ. в изучение памятника и при­
меч. Б. Н. Заходера, М.—Л., 1949. А. Агахи. Баку,

БАТТЁ (Batteux), Шарль (6 мая 1713—14 июля 1780) — франц. философ, эстетик и педагог. Получи богословское образование. С 1754 — член Академия


БАТУРИН—БАУМГАРТЕН 183


надписей и изящной словесности, с 1761 — член
Франц. академии. Автор трудов по вопросам эстетики
и иск-ва: «Изящные искусства, сведенные к одному
общему принципу» («Les beaux arts reduits a un meme
principe», 1746) и «Курс изящной словесности» («Со-
urs de belles-lettres ou Principes de la littera-
ture», 1747—48). Как сторонник эстетики классицизма,
Б. исходил из аристотелевской идеи подражания,
усматривая различие между отд. иск-вами в разных
средствах подражания природе (живопись — подра­
жание цветом, музыка — звуком, танец — жестом,
поэзия — речью). Он считал, что подражать надо не
всякой, а лишь «прекрасной» природе, под к-рой
подразумевал некий идеал, и рассматривал античное
иск-ло, воспроизводящее этот идеал, как абсолют­
ную внеисторич. норму. Б. устанавливал незыблемые
правила «хорошего вкуса», повторяя в основном поэ­
тику Буало. Эстетика Б. получила в 18 в. распро­
странение в Германии (писатели Готшед, Рамлер
и др.). С реалистич. позиций с Б. полемизировали
Дидро и Лессинг, упрекая его в том, что он не
объясняет нигде, что же такое «прекрасная природа»,
и не видит внутр. различия между поэзией и живо­
писью. В. Бахмутский. Москва.
В России эстетика Б. с ее принципом «подражания
природе» была хорошо известна. «Cours de belles-lett­
res...» Б. был переведен под названием «Начальные
правила словесности» (с прибавл. Дм. Облеухова,
т. 1—4, 1806—1807). Кроме этого, на рус. яз. по­
явились переводы: «О свободных науках», 1803 (пер.
А. Степанова) и «Правила поэзии», 1808 (пер. А. Бу­
ниной). Идеи Б. использовали рус. эстетики кон­
ца 18—нач. 19 вв. (Ы. Остолопов в своем «Словаре
древней и новой поэзии», ч. 2, 1821, Мерзляков
и др.). В 20-х гг. 19 в. эстетика Б. была под­
вергнута критике «любомудрами» (Д. В. Веневити­
нов, Полное собр. соч., 1934), а затем Белинским
(Полное собр. соч., т. 13, 1948, см. Указатель) и
Чернышевским (Полное собр. соч., т. 16, 1953, см.
Указатель). 3. Каменский. Москва.

Соч.: De la construction oratoire, P., 1763; La morale d'Epicure, P., 1758; Les quatre poetiques d'Aristote, d'Horace, de Vida, de Despreaux, v. 1—2, P.. 1771.

Лит.: Машкин А. П., Эстетическая теория Баттё и лирика Державина, Казань, 1916; Schenker M., Charles Batteux und seine Nachahmungstheorie in Deutschland, Lpz., 1909.

БАТУРИН, Пафнутий Сергеевич (р. ок. 1740— ум. 23 окт.1803)—рус. просветитель-материалист, вы­ступивший против идеализма и мистики масонов. Вы­ходец из обнищавших дворян, средний судейский чи­новник Калужско-Тульского наместпичества. В соч. «Исследование книги о заблуждениях и истине» [Тула, 1790, анонимно] (см. в кн.: «Избранные произведения рус. мыслителей второй половины XVIII в.», т. 2, 1952, с. 391—532), опираясь на естествознание 18 в. (рабо­ты А. Лавуазье, И. И. Бехера, Г. Э. Шталя, Д. Гартли и др.), Б. подверг критике систему франц. мистика Сен-Мартена, особо популярную среди рус. масонов (см. Масонство). Попыткам Сен-Мартена найти «ду­ховные начала» в вещах, оторвать движение от ма­терии, обосновать «уничтожиместь» всего телесного Б. противопоставил учение о четырех телесных сти­хиях (земля, вода, воздух, огонь) как первооснове вещей, а также принцип неуничтожимости вещества и его неразрывной связи с движением. Высмеивая мистич. «откровение» как шарлатанство, Б. защищал опытное познание природы. Отбрасывая мистич. трактовку истории как истории «грехопадения» лю­дей, вызванного «свободой воли», Б. доказывал, что воля обусловлена естеств. причинами. Он защищал идею естеств. происхождения гос-ва, не делая из нее политически радикальных антифеод, выводов; высту­пал против войн.


Материализм Б. был заключен в рамки деизма и носил метафизич. характер. Б. считал бога бесте­лесной первопричиной мира, отождествлял в ряде случаев мышление человека и психику животных.

Соч.: Записки (1780—1798 гг.). С предисл. Б. Л. Мод-залевского, «Голос минувшего», 1918, № 1—9.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 243.

Е. Плимак. Москва.

БАУМГАРТЕН (Baumgarten), Александр Готлиб (17 июля 1714—26 мая 1762) — нем. философ школы X. Вольфа, родоначальник нем. идеалистич. эстети­ки. Род. в Берлине, учился в Галле, был проф. фило­софии ун-та во Франкфурте-на-Одере, где и умер.

Лекции Б. охватывали все части философии. Опи­раясь на идеи X. Вольфа, Б. противопоставлял философию богословию и отграничивал ее от матема­тики. В отличие от математики, предмет к~рой— количества, философия, по Б.,— наука о качествах вещей, постигаемых независимо от веры. Теоретич^ и практич. философии должно предшествовать, по Б., учение о познании, к-рое он назвал гносеологией.. Он различал, вслед за Лейбницем и Х.Вольфом, низшее (чувственное) и высшее (рассудочное, или интел­лектуальное) познание. Логике как науке о рассудоч­ном познании Б. предпосылал в качестве первой части гносеологии теорию чувств, познания. Теорию эту он впервые в науч. литературе назвал эстетикой от греч. слова (aicft^tixor), означающего — отно­сящееся к чувств, восприятию («Aesthetica», Bd 1—2; 1750—58). С этим чисто гносеологическим значением термина «эстетика» Б. соединил другое, к-рое было подсказано ему мыслью Лейбница, о том, что чувств. (смутное, неотчетливое) восприятие совершенства вы­зывает особое чувство — наслаждение прекрасным, а инстинктивная способность к созданию совершенных вещей делает человека художником. Т. о., термин «эстетика» получил у Б. одновременно и значение низшего вида познания, и значение теории прекрас­ного, а «наука чувственного познания» совпала с «искусством красиво мыслить», ибо чувств, совер­шенство, или совершенство явления, и есть, по Б., красота. Это совершенство состоит в гармонии (con­sensus) трех основных элементов: 1) содержания, 2) порядка и 3) выражения. В свою очередь, каждый из этих трех элементов должен обладать рядом согласующихся черт. Б. первый в нем. науке обоешь вал мысль о познават. роли иск-ва, стал рассматри­вать эстетическое и логическое как два вида одного и того же рода.

Историч. ограниченность эстетики Б.—в игнориро^ вании выразит, функции и обществ.-воспитат. значе­ния иск-ва. Гносеологич. понимание эстетики сделало возможным для Канта применять в «Критике чистого разума» термин «эстетика» в узко гносеоло­гич. значении (учения о чувств, познании). Только в «Критике способности суждения» Кант под эстети­ческой способностью разумел способность художеств, вкуса.

Большое значение имела работа Б. в области филос. терминологии. Так, он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение к-рых ошибочно приписано Канту.

Соч.: Aesthetica, iterum edita ad exemplar prioris edi-tionis annorum 1750 — 58 spatio impressae; praepositae sunt Meditationes philosophicae de nonnulis ad poema pertinen-tibus ab eodem auctore editae anno 1735, Barii, 1936: Metaphysica, (7 Aufl.), Halae Magdeburgicae, 1779; Ethica philosophica, 3 Aufl., Halae Magdebursicae, 1763; Initia philosophiae practicae, Halae, 1760; Acroasis logica in Christianum L. B. de Wolff dictabat A. Gottlieb Baumgarten, Halae Magdeburgicae, 1761; Sciographia encyclopaediae pl>i-losophicae, Halle, 1769; Pfiilosophia generalis, Halae, 1770.

Лит.: Самсонов Н. В., История эстетических уче­ний, ч. 2, [М.], [б. г.], с. 99 — 111; Bergmann E., Die Begriindung der deutschen Asthetik durch Alex. Gottlieb Ваши


134 БАУХ— БЛУЭР


garten und Georg Friedrich Meier, Lpz., 1911; Schwitzke H., Die Beziehungen zwischen Aesthetik und Metaphysik in der deutschen Philosophie vor Kant, [B. ]—: Charlottenburg, [1930] (Diss.); P e t e r s H a n s-G e о г g, Die Asthetik A. G. Baumgar-tens und ihre Beziehungen zum Ethischen, В., 1934; С г о с е В., RLleggendo l'«Aestlietica» del Baumgarten, в его кн.; Ultimi eaggi, 2 ed., Bari, 1948; F brsterj. Cli., Vergleichung von Gharaktern dreyer beriihmter Weltweisen der neueren Zeiten, namlich Leibnitzes, Wolffs und Baumgartens..., Halle, 1763; Riemann A., Die Aesthetik Alexander Gottlieb Baum­gartens unter besonderer Beriicksichtigung der «Meditationes...», Halle, 1928; N i v e 1 1 e A., Les theories esthgtiques en Alle-magne de Baumgarten a Kant, P., 1955. В. Асмус. Москпа.

БАУХ (Bauch), Г.руно (19 янв. 1877—27 фовр. 1942)—нем. философ-идеалист, неокантианец. Перво­начально последователь баденской школы. Подлинный смысл канювекой философии Б. видит не в критике чи­стого разума, как марбургская школа, и не в критике ирактич. разума, как баденская школа, а в критике способности суждения, на основе к-рой он и пытался достичь синтеза названных неокантианских направле­ний. Проблемы, прежде разбиравшиеся раздельно в теории познания, метафизике, онтологии, учении о действительности и учении о ценностях, Б. стремился рассмотреть в едином синтезе, достигаемом в трансцен­дентальной сфере человеч. разума. В своих осн. тру­дах «Истина, ценность и действительность» («Wahr-heit, Wert und Wirklichkeit», 1923) и «Идея» («Die Idee», 1926) Б. трактует действительность как истину и как нечто идентичное с ценностью.

Соч.: Grundziige der Ethik, Stuttgart, 1935; Immanuel Kant, 4 Aufl., В., 1933; Иммануил Кант и его отношение к естествознанию, пер. [с нем.], М., 1912.

Лит.: Leisegang H., Deutsche Philosophie im 20.
Jahrhundert, Breslau, 1928. Г. Штилер. ГДР.

БАУЭР (Bauer), Бруно (6 сент. 1809—13 апр. 1882)— нем. философ-идеалист, младогегельянец (см. Ге-еельянотво). Приват-доцент Берлинского (1834— 1839) и Боннского (1839—42) ун-тов. В 1335 с пози­ций ортодоксального гегельянства критиковал книгу Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», но уже в 1839 примкнул к левым (или младо) гегельянцам. В пам-

?

)летах «Трубный глас страшного суда над Гегелем» 1841, рус. пер. 1933, предисл. Б. С. Чернышева) и «Учение Гегеля о религии и искусстве» («Hegel's Lehre von der Religion und Kunst...», 1842), в написании к-рых, по-видимому, принимал участие Маркс, пред­ставил Гегеля атеистом и революционером. В ра­ботах «Критика евангелия от Иоанна» («Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes», 1840) и «Кри­тика синоптических евангелий» («Kritik der evange­lischen Geschichte der Synoptiker», Bd 1—3, 1841—42) он дал более радикальную, чем Штраус, критику религии и отрицал историч. достоверность евангелий. Отвергая христ. бога, Б. оставался идеалистом и обожествлял самосознание. После 1848 Б. все более эволюционировал вправо и к концу жизни стал кон­серватором, сторонником Бисмарка.

Главным вопросом философии Б. считал разреше­ние противоречия между субстанцией и самосозна­нием. Отвергая гоголевскую абсолютную идею, он объ­явил абсолютным самосознание. Б. считал, что об­ществ, переустройство возможно с помощью измене­ния сознания, требовал не изменения существую­щего порядка, а лишь изменения представлений о нем, абсолютизируя гос-во и идеализируя, вслед за Гегелем, прусскую монархию. К истории Б. подхо­дил как субъективный идеалист. Он создал теорию всемогущества «критических личностей» и ничтожества народа, к-рый он объявлял пассивным материальным элементом истории, врагом духа. Движущей силой истории Б. считал умств. деятельность, борьбу по­нятий в головах «критических критиков».

Критику субъективного идеализма и национализма Б. дали Маркс и Энгельс в «Святом семействе» (Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955) и «Немецкой идеологии» (там

Ж©, Т. 3).


Соч.: Die gute Sache der Freibeit und raeine eigene Angele-genheit, Z.—Winterthur, 1842; Die Judenfrage, Braunschweig, 1843; Das entdeckte Christentum, Z., 1843.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец клас­
сической немецкой философии, М., 1955; его же, Бруно
Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Эн­
гельс Ф., Соч., т. 15, [М., 1933]; М е р и н г Ф.,
Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Серебря­
ков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, Л., 1958; Исто­
рия философии, т. 3, М., 1959 (см. Именной указатель); К о р-
н ю О., К. Маркс иФ. Энгельс. Жизнь и деятельность, пер.
с нем..т. 1, М.,1959;К е g е 1 М.,Bruno Bauer und seine Tueorien
iiber die Entstehung des Christentums, Lpz., 19U8; К u n z e G.,
Bruno Bauer, der Meister dor theologiscnen Kritik, Neu-Fin-
kenkrug, 1931. А. Панфилова. Москва.

БАУЭР (Bauer), Отто (5 сент. 1882—4 июля 1938) — лидер австр. с.-д-тии, один из основоположников австромарксизма, предстаьитель междунар. реформиз­ма. В философии Б. пытался соединить марксизм с кан­тианством. В работе «Национальный вопрос и социал-демократия» («Die Nationalitatenfrage und die Sozi-aldemokratie», W., 1907, рус. пер. 1909) Б. по анало­гии с кантовской трансцендентальной апперцепцией говорил о некоей «национальной апперцепции», якобы обусловливающей извечное стремление людей груп­пироваться по нациям. Отправляясь от ненаучного понимания нации как совокупности людей, «связан­ных общностью характера на почве общности судьбы», Б. выдвинул ошюртунистич. теорию «культурно-на­циональной автономии», к-рая подрывала интерна­циональное единство рабочего движения, обособляла рабочих по национальностям. Теория культурно-нац. автономии была подвергнута резкой критике Лениным и Сталиным (см. В. И. Ленин, Тезисы по националь­ному вопросу, Соч., 4 изд., т. 19; его же, О «культурно-национальной» автономии, там же; его же, Критиче­ские заметки по национальному вопросу, там же, т. 20; И. В. Сталин, Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2). В политико-экономич. работах («Путь к социализму»—«Dor Weg zum Sozialismus», 1919) Б. выдвинул антимарксистскую теорию социа­лизации пром-сти, к-рую он противопоставлял нацио­нализации капиталистич. собственности, причем в качестве метода ее осуществления предлагал взи­мание налога с капиталистов. Октябрьской револю­ции 1917 Б. не понял. В брошюре «Мировая револю­ция» («Weltrevolution», 1919) он характеризовал ее как крестьянскую революцию.

Однако в последний период жизни Б. «нашел в себе мужество и силу воли посмотреть фактам в глаза и дать им npai ильную оценку» (Хрущев Н. С, Выступле­ние перед представителями Объединения австрийских профсоюзов 2 июля 1960 года, «Правда», 1960, 3 июля). В кн. «Между двумя мировыми войнами» (1936) Б. пи­сал, что Согетское гос-ио пользуется поддержкой ши­роких слоев народа, и выразил уверенность, что Со­ветский Союз «на протяжении немногих лет на деле покажет всем народам мира экономическое, социальное, культурнее превосходство социалистического обще­ственного строя».

Соч.: Die osterreichische Revolution, W., 1923; Sozial-demokratische Agrarpolitik, W., 1926; Der Aufstand der osterreichischen Arbeiter, seine Ursachen und seine Wir-kungen, Prag, 1934.

БАУЭР (Bauer), Эдгар (7 окт. 1820—18 авг. 1886) -немецкий публицист, младогегельянец. В 1843 выступил с брошюрой «Бруно Бауэр и его против­ники» («Bruno Bauer und seine Gegner», 1842), где критику младогегельянцами христианства изобра­жал как антифеодальную революцию. За соч. «Спор критики с церковью и государством» («Der Streit der Kritik mit Kirche und Staat», 1844) был присуж­ден к 4 годам заключения. После амнистии (1848) из­давал в Альтоне политич. журнал «Die Parteien» (1849). Все обществ, антагонизмы Б. истолковывал как абстрактные категории, легко преодолеваемые в понятиях. Б. презрительно относился к народу, заявляя, что рабочие не создают ничего, т. к. со-


БАХМАНЯР—БЕБЕЛЬ 135


здают лишь материальные, неодухотроренные предме­ты.В.—автор ряда книг по истории обществ.-политич. жизни Германии и Франции.

Соч.: Staat, Religion und Partei, Lpz., i843.

Лит. см. п,и статье Бауяр Бруно.

БАХМАНЯР, Абуль-Гасан Марзубан-оглы (г. рожд. неизв.—ум. 1065)—азерб. философ. Б. был в основном идеалистом, но в его мировоззрении содержалась ма- териалиетич. тенденция в трактовке иек-рых филос. проблем. Сторонник философии А ристопггля, ученик Ибн-Сины, полемизировавший с учителем по ряду во­просов. В логике Б. склонялся к рационализму, при­знавая, что истина постигается в основном путем логич. мышления.

Б.— автор неск. трактатов. «Метафизика» («Мабэд ат-Тэбиэт») и «Иерархия существ» («Мэратиб ол-Мевчу-дат») (напеч. в Каире, 1911, 1329 Хиджры, на араб.яз.; на нем. яз.— Лейпциг, 1851) разбирают вопросы о бы­тии и познании, «Приобретение знаний» («эт-ТаЬсил») и «Украшение» («оз-Зинэт») посвящены вопросам ло­гики, «Красота и счастье» («эл-БеЬчэтвэ эс-Сэадот») ос­вещает этич. проблемы. Часть рукописей Б. хранится в б-ке Ин-та востоковедения АН Узб. ССР (Ташкент).

В сов. науке существуют разногласия между ком­ментаторами произведений Б. относительно ведущих мотивов его творчества. Согласно точке зрения проф. А. <'. Маковельского, целью идеалистич.-схоластич. философии Б. было стремление исполь­зовать системы Аристотеля и неоплатоников для обоснования догм ислама (см. «Очерки по истории философской и общественно-политической мысли на­родов СССР», т. 1, 1955, с. 55-56).

Лът.: Гусейнов Г. Н., Азербайджанский философ
XI века Абуль Гасан Бахманяр, «Докл. АН Азерб. ССР».
1947, т. 3, N 5; его же, Из истории общественной и фило­
софской мысли в Азербайджане XIX века, 2 изд., Баку, 1958,
с. 13—14; Тарбийат М. А., Данешмандан-е-Азарбай-
джан, Тегеран, 1314, солнечный г.Хиджры (1935); И б н-Х а л-
л и к а н, Вафаят ал-аян, Каир, 1882; Мухаммед Б а-
гир ал-Хансарайи, Ровзат ал-джаннат, Тегеран,
1889; Зэку ев Э. К., БэЬмэнярын фэлсэфи корушлэри.
Бакы, 19 58. А. Закуев. Баку.

БАШКИН, Матвей Семенович — еретич. деятель России 50-х гг. 16 в., вольнодумец. Свидетельства о Б. относятся к периоду с 1547 по 1554. В годы реформ Ивана IV В. собрал вокруг себя группу едино­мышленников, из участников к-рой известны лишь мелкие вотчиновладельцы бр. Борисовы. Идеям Б. сочувствовал нестяжатоль Артемий. Мн. идеи Б. унаследовал от ереси жидоествующих, однако он отказался от характерной для нее ветхозаветной, пророческой традиции. Обосновывая свои идеи уче­нием апостолов и принципами евангельской любви к ближнему, Б. требовал отмены холопства и кабаль­ной зависимости (он «изодрал» кабалы людей, лично от него зависимых) и текстами евангельских книг доказывал несовместимость этих институтов с христи­анством. Постепенно Б. пришел к критике догмата о троичности божества; он считал Христа простым человеком, а иконные изображения Христа, богоро­дицы и святых называл идолами. Церковь Б. понимал как «собрание верных» и выступал против притязания церкви на политическое господство. Вместо церковного покаяния Б. призывал к простому отказу от дурных дел.

По доносу попа Симеона и дьяка Висковатого в 1553 Б. был арестован и подвергнут допросу «осифлянами» Г. Леньковым и Ф. Полевым.Собор (окт.1553) признал Б. виновным в ереси, и он был заточен в Волоко­ламский монастырь. Дальнейшая судьба Б.неизвестна.

Лит.: Зимин А. А.. Матвей Башкин—вольнодумец
XVI в., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.1 4,
М., 1956; е г о ж е, И. С. Пересветов и русские вольнодумцы
XVI п., там же, [т.] 3, М., 1955. А. Клибапов. Москва.

БЕБЕЛЬ (Bebel), Август (22 февр. 1840—13 авг. 1913)—один из основателей и вождей герм, с.-д-тии, деятель нем. и междунар. рабочего движения.Токарь по профессии. В начале 60-х гг. Б. активно включил-


 

ся в рабочее движение. В 1865 сблизился с В. Либкнех-том, под влиянием к-рого во 2-й пол. 60-х гг. стал марксистом. Ленин указывал, что Б., будучи рабочим, «сумел пробить себе дорогу к твердым социалистиче­ским убеждениям» (см. Соч., 4 изд., т. 19, с. 268). В 1869 под руководством Б. и В. Либкнехта проходил съезд в Эйзенахе, где была основа­на социал-демократическая рабочая партия Германии (эйзенахцы), программа к-рой исходила из принципов 1-го Интернационала. В борьбе против лассальянцев Б., сле­дуя указаниям Маркса и Эн­гельса, решительно отстаи­вал революционно-демокра­тический путь объединения Германии «снизу», «борясь с малейшими уступками прус­сачеству, бисмарковщине, национализму» (Ленин В. И., там же, с. 265).

В период франко-прусской войны 1870—71 Б. за­нимал интернационалистскую позицию. В 1875 на Готском съезде под руководством Б. и В. Либкнехта было осуществлено объединение эйзенахцев и лассаль­янцев в единую партию. Однако принятая съездом Готская программа носила оппортунистич. характер и содержала уступки лассальянству, за что была под­вергнута критике Марксом и Энгельсом. Во время действия исключительного закона против социалистов (1878—90) партия под руководством Б. и В. Либкнехта научилась сочетать нелегальную и легальную работу. После отмены в 1890 исключит, закона, когда в партию вступило много неустойчивых мелкобурж. элементов, Б. под руководством Энгельса успешно повел борьбу как против открытых оппортунистов во главе с Фоль-маром, так и против «молодых», игравших в «левиз­ну» и катившихся к анархизму.

После смерти Энгельса (1895) Б. допускал центрист­ские, оппортунистические ошибки по ряду про­граммных и тактич. вопросов, в частности по аграр­ному вопросу, в оценке государства (выдвигая ошибочный тезис о «народном государстве»), в опре­делении роли профсоюзов (отстаивая теорию их «нейтральности»), по вопросу о массовых полити­ческих стачках, придерживался лозунга «защиты отечества». В борьбе большевиков с меньшевиками Б. поддерживал последних по вопросу о членстве в пар­тии, о союзниках рабочего класса, о самоопределе­нии наций. Несмотря на допущенные ошибки, Б. до конца своей жизни сохранил преданность рабочему классу. Огромны его заслуги в деле организации нем. пролетариата. «Никто с такой рельефностью не во­плотил в себе особенностей и задач этого периода, как Август Бебель» (Ленин В. И., там же, с. 268).

Б. Крылов. Москва.

По своим филос. убеждениям Б. был материалистом, и, по словам Плеханова, умел хорошо «применить к политике то основное положение материализма, что не сознание определяет собою бытие, а бытие опреде­ляет собою сознание» (Соч., т. 16, 1928, с. 250). В ра­боте «Крестьянские войны в Германии» («Der deut-scho Bauernkrieg», 1876) Б. писал, что под мате­риализмом следует понимать «воззрение, согласно которому материя является основой всей жизни и всего движения» (рус. пер., М.— Л., 1928, с. 21). Занимаясь филос. проблемами естествознания, Б. вы­ступал как сторонник материалистич. учения Дарвина, подвергал критике идеалистов, подчеркивал связь идеализма с религией.

Анализ обществ, явлений Б. производил с позиций историч. материализма. Он рассматривал историю


136 БЕДИЛЬ


общества, как закономерный процесс, в основе к-рого лежат материальные, экопомич. отношения. Кри­тикуя бурж. идеологов, он подчеркивал, что капита­лизм—закономерный этап в развитии общества, но также закономерна, неизбежна замена капитализма социализмом. Критикуя бурж. историков, он осуждал отрицание ими роли масс в истории и история, субъ­ективизм: «Такое понимание истории переворачива­ет вверх ногами все события по сравнению с действи­тельным положением дел. В его глазах все случайно, все развитие человечества есть только продукт дея­тельности отдельных, совершенно исключительно ода­ренных личностей, которых человечество, конечно, не может в достаточной мере отблагодарить и, молясь на которых, оно должно валяться в пыли и ползать на брюхе* (там же, с. 19). Сам Б., однако, недостаточ­но раскрывал роль субъективного фактора в истории. Б. вел борьбу с социал-дарвинистами, показывал, что общество развивается по присущим ему специфи'ч. законам.

В работе «Женщина и социализм» («Die Frau und der Socialismus», 1879,58 Aufl., 1954, рус. пер. 1904, 1923, 1926, 1959) Б. выступил как один из круп­ных теоретиков женского социалистич. движения. Он проследил тесную связь между производств, отно­шениями на различных ступенях развития общества и социальным положением в нем женщин и показал, что их раскрепощение может совершиться лишь при социализме. В этой же работе Б. подверг критике мальтузианство, к-рое стало распространяться так­же и в социал-демократической партии (К. Каут­ский). Б. показал несостоятельность закона убы­вающего плодородия, мнимость угрозы чрезмерного роста населения. Он доказывал, что плодородие поч­вы при социализме будет возрастать, и пропаган­дировал мысль Маркса о том, что каждый экономи­ческий период развития общества имеет свой осо­бый закон народонаселения. Б. утверждал, что со­циализм и религия враждебны друг другу, показы­вал с материалистических позиций причины возник­новения религий и видел в интересе господствующих классов социальные условия распространения рели­гиозных взглядов.

Б. многое сделал для воспитания нем. народа в духе интернационализма (защита Парижской Коммуны 1870, борьба против прус, шовинизма, нем. бурж.-юнкерского гос-ва и др.). На съездах герм, с.-д-тии в 1899 и 1903 Б. критиковал ревизионизм (в част­ности, Бернштейиа), что было высоко оценено Лени­ным (см. Соч., 4 изд., т. 19, с. 268), приветствовал критику Плехановым филос. произв. ревизионистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...