Базис и надстройка — бакиханов 125 3 глава
Лит.: Виндельбанд В., История философии, пер. с нем., СПБ, 1898, с. 331; Lass wit г К., Gesctiichte der Atomistik..., Bd 1, Hamb.—Lpz., 1890, S. 467 — 68. Г. Зелъманова. Ленинград. БАТЕНЬКОВ, Гавриил Степанович (25 марта 1793—29 окт. 1863) — рус. философ-идеалист, декабрист. Окончил 2-й кадетский корпус в Петербурге, участвовал в Отечеств, войне 1812 и заграничном походе. В 1825, оставив службу, занялся историей, правом и философией, близко сошелся с участниками тайных декабристских об-в (см. Декабристы). За два месяца до восстания 14 дек. 1825 Б. вступила Северное об-во. В янв. 1826 он был арестован, осужден и пробыл в одиночном заключении св. 20 лет, затем был сослан на 10 лет в Томск. В соч. «Обозрение государственного строя» (1828) и «Мысли о конституции» (1826) (см. в кн.: М. В. Дов-нар-Запольский, Мемуары декабристов, вып. 1, Киев, 1906) Б. критиковал обществ, и гос. строй России и доказывал необходимость ликвидации крепостного права. В результате неизбежной, по В., революции должна быть установлена конституц. монархия. Б. был хорошо знаком с франц. политич. лит-рой 18 в., изучал сочинения Монтескье и физиократов. В области философии он находился под влиянием мистич. сочинений Бёме, Сведенбёрга и рус. масонов (см. Масонство), к к-рым он был нек-рое время близок (см. тюремные записки Б.— «Русский ист. журн.», 1918, кн. 5, с. 117 —18). Осн. принципом познания и действия Б. объявлял волевую интуицию. Соч.: Повесть собственной жизни, «Русский архив», 1881, кн. 2. Лит.. -Модзалевский Б. Л., Декабрист Батеньков,
БАТИНЙЗМ (от араб, батин — внутренний, со кровенный) — одно из сектантских ролиг.-филос учений в исламе, носившее черты манихейства, маздакизма и испытавшее влияние др.-греч. философии и инд. вероучений, особенно буддизма, В. возник в 8 в. как оппозиц. течение по отношеншс к официальной феод, идеологии, отражая гл. обр. интересы крестьянства и средних гор. слоев угнетенных халифатом народов. Б. получил распространение во всех странах, находившихся под властью багдадских халифов. По учению батинитов, нельзя понимать Коран буквально; необходимо придавать его стихам иноска-зат. смысл, находить в нем сокровенные «тайны» (отсюда п название «Б.»). В установленной Б. иерархии существ «Илах ул-аввал» (Первое божество) не является единств, деятельным лицом, он управляет миром вместе с «Илах ул-сани» (Вторым божеством), т. е. душой (нафс). Над ними стоит абстрактное существо, подобное «зарвану акарану» (бескрайнее время) в зороастризме. Материя, пространство и время суть узловые ступени в иерархии существ. Каждое явление заключает в себе как прошедшее, так и будущее. В В., содержавшем немало противоречий, имелись прогрессивные оппозиционные к ортодокс, исламу тенденции. Б. служил идейным оружием для исмаи-литое, карматов, хоррамитов и др. Лит.: Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI столетия БАТТЁ (Batteux), Шарль (6 мая 1713—14 июля 1780) — франц. философ, эстетик и педагог. Получи богословское образование. С 1754 — член Академия БАТУРИН—БАУМГАРТЕН 183
надписей и изящной словесности, с 1761 — член Соч.: De la construction oratoire, P., 1763; La morale d'Epicure, P., 1758; Les quatre poetiques d'Aristote, d'Horace, de Vida, de Despreaux, v. 1—2, P.. 1771. Лит.: Машкин А. П., Эстетическая теория Баттё и лирика Державина, Казань, 1916; Schenker M., Charles Batteux und seine Nachahmungstheorie in Deutschland, Lpz., 1909. БАТУРИН, Пафнутий Сергеевич (р. ок. 1740— ум. 23 окт.1803)—рус. просветитель-материалист, выступивший против идеализма и мистики масонов. Выходец из обнищавших дворян, средний судейский чиновник Калужско-Тульского наместпичества. В соч. «Исследование книги о заблуждениях и истине» [Тула, 1790, анонимно] (см. в кн.: «Избранные произведения рус. мыслителей второй половины XVIII в.», т. 2, 1952, с. 391—532), опираясь на естествознание 18 в. (работы А. Лавуазье, И. И. Бехера, Г. Э. Шталя, Д. Гартли и др.), Б. подверг критике систему франц. мистика Сен-Мартена, особо популярную среди рус. масонов (см. Масонство). Попыткам Сен-Мартена найти «духовные начала» в вещах, оторвать движение от материи, обосновать «уничтожиместь» всего телесного Б. противопоставил учение о четырех телесных стихиях (земля, вода, воздух, огонь) как первооснове вещей, а также принцип неуничтожимости вещества и его неразрывной связи с движением. Высмеивая мистич. «откровение» как шарлатанство, Б. защищал опытное познание природы. Отбрасывая мистич. трактовку истории как истории «грехопадения» людей, вызванного «свободой воли», Б. доказывал, что воля обусловлена естеств. причинами. Он защищал идею естеств. происхождения гос-ва, не делая из нее политически радикальных антифеод, выводов; выступал против войн.
Материализм Б. был заключен в рамки деизма и носил метафизич. характер. Б. считал бога бестелесной первопричиной мира, отождествлял в ряде случаев мышление человека и психику животных. Соч.: Записки (1780—1798 гг.). С предисл. Б. Л. Мод-залевского, «Голос минувшего», 1918, № 1—9. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 243. Е. Плимак. Москва. БАУМГАРТЕН (Baumgarten), Александр Готлиб (17 июля 1714—26 мая 1762) — нем. философ школы X. Вольфа, родоначальник нем. идеалистич. эстетики. Род. в Берлине, учился в Галле, был проф. философии ун-та во Франкфурте-на-Одере, где и умер. Лекции Б. охватывали все части философии. Опираясь на идеи X. Вольфа, Б. противопоставлял философию богословию и отграничивал ее от математики. В отличие от математики, предмет к~рой— количества, философия, по Б.,— наука о качествах вещей, постигаемых независимо от веры. Теоретич^ и практич. философии должно предшествовать, по Б., учение о познании, к-рое он назвал гносеологией.. Он различал, вслед за Лейбницем и Х.Вольфом, низшее (чувственное) и высшее (рассудочное, или интеллектуальное) познание. Логике как науке о рассудочном познании Б. предпосылал в качестве первой части гносеологии теорию чувств, познания. Теорию эту он впервые в науч. литературе назвал эстетикой от греч. слова (aicft^tixor), означающего — относящееся к чувств, восприятию («Aesthetica», Bd 1—2; 1750—58). С этим чисто гносеологическим значением термина «эстетика» Б. соединил другое, к-рое было подсказано ему мыслью Лейбница, о том, что чувств. (смутное, неотчетливое) восприятие совершенства вызывает особое чувство — наслаждение прекрасным, а инстинктивная способность к созданию совершенных вещей делает человека художником. Т. о., термин «эстетика» получил у Б. одновременно и значение низшего вида познания, и значение теории прекрасного, а «наука чувственного познания» совпала с «искусством красиво мыслить», ибо чувств, совершенство, или совершенство явления, и есть, по Б., красота. Это совершенство состоит в гармонии (consensus) трех основных элементов: 1) содержания, 2) порядка и 3) выражения. В свою очередь, каждый из этих трех элементов должен обладать рядом согласующихся черт. Б. первый в нем. науке обоешь вал мысль о познават. роли иск-ва, стал рассматривать эстетическое и логическое как два вида одного и того же рода.
Историч. ограниченность эстетики Б.—в игнориро^ вании выразит, функции и обществ.-воспитат. значения иск-ва. Гносеологич. понимание эстетики сделало возможным для Канта применять в «Критике чистого разума» термин «эстетика» в узко гносеологич. значении (учения о чувств, познании). Только в «Критике способности суждения» Кант под эстетической способностью разумел способность художеств, вкуса. Большое значение имела работа Б. в области филос. терминологии. Так, он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение к-рых ошибочно приписано Канту. Соч.: Aesthetica, iterum edita ad exemplar prioris edi-tionis annorum 1750 — 58 spatio impressae; praepositae sunt Meditationes philosophicae de nonnulis ad poema pertinen-tibus ab eodem auctore editae anno 1735, Barii, 1936: Metaphysica, (7 Aufl.), Halae Magdeburgicae, 1779; Ethica philosophica, 3 Aufl., Halae Magdebursicae, 1763; Initia philosophiae practicae, Halae, 1760; Acroasis logica in Christianum L. B. de Wolff dictabat A. Gottlieb Baumgarten, Halae Magdeburgicae, 1761; Sciographia encyclopaediae pl>i-losophicae, Halle, 1769; Pfiilosophia generalis, Halae, 1770. Лит.: Самсонов Н. В., История эстетических учений, ч. 2, [М.], [б. г.], с. 99 — 111; Bergmann E., Die Begriindung der deutschen Asthetik durch Alex. Gottlieb Ваши 134 БАУХ— БЛУЭР garten und Georg Friedrich Meier, Lpz., 1911; Schwitzke H., Die Beziehungen zwischen Aesthetik und Metaphysik in der deutschen Philosophie vor Kant, [B. ]—: Charlottenburg, [1930] (Diss.); P e t e r s H a n s-G e о г g, Die Asthetik A. G. Baumgar-tens und ihre Beziehungen zum Ethischen, В., 1934; С г о с е В., RLleggendo l'«Aestlietica» del Baumgarten, в его кн.; Ultimi eaggi, 2 ed., Bari, 1948; F brsterj. Cli., Vergleichung von Gharaktern dreyer beriihmter Weltweisen der neueren Zeiten, namlich Leibnitzes, Wolffs und Baumgartens..., Halle, 1763; Riemann A., Die Aesthetik Alexander Gottlieb Baumgartens unter besonderer Beriicksichtigung der «Meditationes...», Halle, 1928; N i v e 1 1 e A., Les theories esthgtiques en Alle-magne de Baumgarten a Kant, P., 1955. В. Асмус. Москпа.
БАУХ (Bauch), Г.руно (19 янв. 1877—27 фовр. 1942)—нем. философ-идеалист, неокантианец. Первоначально последователь баденской школы. Подлинный смысл канювекой философии Б. видит не в критике чистого разума, как марбургская школа, и не в критике ирактич. разума, как баденская школа, а в критике способности суждения, на основе к-рой он и пытался достичь синтеза названных неокантианских направлений. Проблемы, прежде разбиравшиеся раздельно в теории познания, метафизике, онтологии, учении о действительности и учении о ценностях, Б. стремился рассмотреть в едином синтезе, достигаемом в трансцендентальной сфере человеч. разума. В своих осн. трудах «Истина, ценность и действительность» («Wahr-heit, Wert und Wirklichkeit», 1923) и «Идея» («Die Idee», 1926) Б. трактует действительность как истину и как нечто идентичное с ценностью. Соч.: Grundziige der Ethik, Stuttgart, 1935; Immanuel Kant, 4 Aufl., В., 1933; Иммануил Кант и его отношение к естествознанию, пер. [с нем.], М., 1912. Лит.: Leisegang H., Deutsche Philosophie im 20. БАУЭР (Bauer), Бруно (6 сент. 1809—13 апр. 1882)— нем. философ-идеалист, младогегельянец (см. Ге-еельянотво). Приват-доцент Берлинского (1834— 1839) и Боннского (1839—42) ун-тов. В 1335 с позиций ортодоксального гегельянства критиковал книгу Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», но уже в 1839 примкнул к левым (или младо) гегельянцам. В пам-
)летах «Трубный глас страшного суда над Гегелем» 1841, рус. пер. 1933, предисл. Б. С. Чернышева) и «Учение Гегеля о религии и искусстве» («Hegel's Lehre von der Religion und Kunst...», 1842), в написании к-рых, по-видимому, принимал участие Маркс, представил Гегеля атеистом и революционером. В работах «Критика евангелия от Иоанна» («Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes», 1840) и «Критика синоптических евангелий» («Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker», Bd 1—3, 1841—42) он дал более радикальную, чем Штраус, критику религии и отрицал историч. достоверность евангелий. Отвергая христ. бога, Б. оставался идеалистом и обожествлял самосознание. После 1848 Б. все более эволюционировал вправо и к концу жизни стал консерватором, сторонником Бисмарка. Главным вопросом философии Б. считал разрешение противоречия между субстанцией и самосознанием. Отвергая гоголевскую абсолютную идею, он объявил абсолютным самосознание. Б. считал, что обществ, переустройство возможно с помощью изменения сознания, требовал не изменения существующего порядка, а лишь изменения представлений о нем, абсолютизируя гос-во и идеализируя, вслед за Гегелем, прусскую монархию. К истории Б. подходил как субъективный идеалист. Он создал теорию всемогущества «критических личностей» и ничтожества народа, к-рый он объявлял пассивным материальным элементом истории, врагом духа. Движущей силой истории Б. считал умств. деятельность, борьбу понятий в головах «критических критиков». Критику субъективного идеализма и национализма Б. дали Маркс и Энгельс в «Святом семействе» (Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955) и «Немецкой идеологии» (там Ж©, Т. 3). Соч.: Die gute Sache der Freibeit und raeine eigene Angele-genheit, Z.—Winterthur, 1842; Die Judenfrage, Braunschweig, 1843; Das entdeckte Christentum, Z., 1843. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец клас БАУЭР (Bauer), Отто (5 сент. 1882—4 июля 1938) — лидер австр. с.-д-тии, один из основоположников австромарксизма, предстаьитель междунар. реформизма. В философии Б. пытался соединить марксизм с кантианством. В работе «Национальный вопрос и социал-демократия» («Die Nationalitatenfrage und die Sozi-aldemokratie», W., 1907, рус. пер. 1909) Б. по аналогии с кантовской трансцендентальной апперцепцией говорил о некоей «национальной апперцепции», якобы обусловливающей извечное стремление людей группироваться по нациям. Отправляясь от ненаучного понимания нации как совокупности людей, «связанных общностью характера на почве общности судьбы», Б. выдвинул ошюртунистич. теорию «культурно-национальной автономии», к-рая подрывала интернациональное единство рабочего движения, обособляла рабочих по национальностям. Теория культурно-нац. автономии была подвергнута резкой критике Лениным и Сталиным (см. В. И. Ленин, Тезисы по национальному вопросу, Соч., 4 изд., т. 19; его же, О «культурно-национальной» автономии, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20; И. В. Сталин, Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2). В политико-экономич. работах («Путь к социализму»—«Dor Weg zum Sozialismus», 1919) Б. выдвинул антимарксистскую теорию социализации пром-сти, к-рую он противопоставлял национализации капиталистич. собственности, причем в качестве метода ее осуществления предлагал взимание налога с капиталистов. Октябрьской революции 1917 Б. не понял. В брошюре «Мировая революция» («Weltrevolution», 1919) он характеризовал ее как крестьянскую революцию. Однако в последний период жизни Б. «нашел в себе мужество и силу воли посмотреть фактам в глаза и дать им npai ильную оценку» (Хрущев Н. С, Выступление перед представителями Объединения австрийских профсоюзов 2 июля 1960 года, «Правда», 1960, 3 июля). В кн. «Между двумя мировыми войнами» (1936) Б. писал, что Согетское гос-ио пользуется поддержкой широких слоев народа, и выразил уверенность, что Советский Союз «на протяжении немногих лет на деле покажет всем народам мира экономическое, социальное, культурнее превосходство социалистического общественного строя». Соч.: Die osterreichische Revolution, W., 1923; Sozial-demokratische Agrarpolitik, W., 1926; Der Aufstand der osterreichischen Arbeiter, seine Ursachen und seine Wir-kungen, Prag, 1934. БАУЭР (Bauer), Эдгар (7 окт. 1820—18 авг. 1886) -немецкий публицист, младогегельянец. В 1843 выступил с брошюрой «Бруно Бауэр и его противники» («Bruno Bauer und seine Gegner», 1842), где критику младогегельянцами христианства изображал как антифеодальную революцию. За соч. «Спор критики с церковью и государством» («Der Streit der Kritik mit Kirche und Staat», 1844) был присужден к 4 годам заключения. После амнистии (1848) издавал в Альтоне политич. журнал «Die Parteien» (1849). Все обществ, антагонизмы Б. истолковывал как абстрактные категории, легко преодолеваемые в понятиях. Б. презрительно относился к народу, заявляя, что рабочие не создают ничего, т. к. со- БАХМАНЯР—БЕБЕЛЬ 135 здают лишь материальные, неодухотроренные предметы.В.—автор ряда книг по истории обществ.-политич. жизни Германии и Франции. Соч.: Staat, Religion und Partei, Lpz., i843. Лит. см. п,и статье Бауяр Бруно. БАХМАНЯР, Абуль-Гасан Марзубан-оглы (г. рожд. неизв.—ум. 1065)—азерб. философ. Б. был в основном идеалистом, но в его мировоззрении содержалась ма- териалиетич. тенденция в трактовке иек-рых филос. проблем. Сторонник философии А ристопггля, ученик Ибн-Сины, полемизировавший с учителем по ряду вопросов. В логике Б. склонялся к рационализму, признавая, что истина постигается в основном путем логич. мышления. Б.— автор неск. трактатов. «Метафизика» («Мабэд ат-Тэбиэт») и «Иерархия существ» («Мэратиб ол-Мевчу-дат») (напеч. в Каире, 1911, 1329 Хиджры, на араб.яз.; на нем. яз.— Лейпциг, 1851) разбирают вопросы о бытии и познании, «Приобретение знаний» («эт-ТаЬсил») и «Украшение» («оз-Зинэт») посвящены вопросам логики, «Красота и счастье» («эл-БеЬчэтвэ эс-Сэадот») освещает этич. проблемы. Часть рукописей Б. хранится в б-ке Ин-та востоковедения АН Узб. ССР (Ташкент). В сов. науке существуют разногласия между комментаторами произведений Б. относительно ведущих мотивов его творчества. Согласно точке зрения проф. А. <'. Маковельского, целью идеалистич.-схоластич. философии Б. было стремление использовать системы Аристотеля и неоплатоников для обоснования догм ислама (см. «Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР», т. 1, 1955, с. 55-56). Лът.: Гусейнов Г. Н., Азербайджанский философ БАШКИН, Матвей Семенович — еретич. деятель России 50-х гг. 16 в., вольнодумец. Свидетельства о Б. относятся к периоду с 1547 по 1554. В годы реформ Ивана IV В. собрал вокруг себя группу единомышленников, из участников к-рой известны лишь мелкие вотчиновладельцы бр. Борисовы. Идеям Б. сочувствовал нестяжатоль Артемий. Мн. идеи Б. унаследовал от ереси жидоествующих, однако он отказался от характерной для нее ветхозаветной, пророческой традиции. Обосновывая свои идеи учением апостолов и принципами евангельской любви к ближнему, Б. требовал отмены холопства и кабальной зависимости (он «изодрал» кабалы людей, лично от него зависимых) и текстами евангельских книг доказывал несовместимость этих институтов с христианством. Постепенно Б. пришел к критике догмата о троичности божества; он считал Христа простым человеком, а иконные изображения Христа, богородицы и святых называл идолами. Церковь Б. понимал как «собрание верных» и выступал против притязания церкви на политическое господство. Вместо церковного покаяния Б. призывал к простому отказу от дурных дел. По доносу попа Симеона и дьяка Висковатого в 1553 Б. был арестован и подвергнут допросу «осифлянами» Г. Леньковым и Ф. Полевым.Собор (окт.1553) признал Б. виновным в ереси, и он был заточен в Волоколамский монастырь. Дальнейшая судьба Б.неизвестна. Лит.: Зимин А. А.. Матвей Башкин—вольнодумец БЕБЕЛЬ (Bebel), Август (22 февр. 1840—13 авг. 1913)—один из основателей и вождей герм, с.-д-тии, деятель нем. и междунар. рабочего движения.Токарь по профессии. В начале 60-х гг. Б. активно включил-
ся в рабочее движение. В 1865 сблизился с В. Либкнех-том, под влиянием к-рого во 2-й пол. 60-х гг. стал марксистом. Ленин указывал, что Б., будучи рабочим, «сумел пробить себе дорогу к твердым социалистическим убеждениям» (см. Соч., 4 изд., т. 19, с. 268). В 1869 под руководством Б. и В. Либкнехта проходил съезд в Эйзенахе, где была основана социал-демократическая рабочая партия Германии (эйзенахцы), программа к-рой исходила из принципов 1-го Интернационала. В борьбе против лассальянцев Б., следуя указаниям Маркса и Энгельса, решительно отстаивал революционно-демократический путь объединения Германии «снизу», «борясь с малейшими уступками пруссачеству, бисмарковщине, национализму» (Ленин В. И., там же, с. 265). В период франко-прусской войны 1870—71 Б. занимал интернационалистскую позицию. В 1875 на Готском съезде под руководством Б. и В. Либкнехта было осуществлено объединение эйзенахцев и лассальянцев в единую партию. Однако принятая съездом Готская программа носила оппортунистич. характер и содержала уступки лассальянству, за что была подвергнута критике Марксом и Энгельсом. Во время действия исключительного закона против социалистов (1878—90) партия под руководством Б. и В. Либкнехта научилась сочетать нелегальную и легальную работу. После отмены в 1890 исключит, закона, когда в партию вступило много неустойчивых мелкобурж. элементов, Б. под руководством Энгельса успешно повел борьбу как против открытых оппортунистов во главе с Фоль-маром, так и против «молодых», игравших в «левизну» и катившихся к анархизму. После смерти Энгельса (1895) Б. допускал центристские, оппортунистические ошибки по ряду программных и тактич. вопросов, в частности по аграрному вопросу, в оценке государства (выдвигая ошибочный тезис о «народном государстве»), в определении роли профсоюзов (отстаивая теорию их «нейтральности»), по вопросу о массовых политических стачках, придерживался лозунга «защиты отечества». В борьбе большевиков с меньшевиками Б. поддерживал последних по вопросу о членстве в партии, о союзниках рабочего класса, о самоопределении наций. Несмотря на допущенные ошибки, Б. до конца своей жизни сохранил преданность рабочему классу. Огромны его заслуги в деле организации нем. пролетариата. «Никто с такой рельефностью не воплотил в себе особенностей и задач этого периода, как Август Бебель» (Ленин В. И., там же, с. 268). Б. Крылов. Москва. По своим филос. убеждениям Б. был материалистом, и, по словам Плеханова, умел хорошо «применить к политике то основное положение материализма, что не сознание определяет собою бытие, а бытие определяет собою сознание» (Соч., т. 16, 1928, с. 250). В работе «Крестьянские войны в Германии» («Der deut-scho Bauernkrieg», 1876) Б. писал, что под материализмом следует понимать «воззрение, согласно которому материя является основой всей жизни и всего движения» (рус. пер., М.— Л., 1928, с. 21). Занимаясь филос. проблемами естествознания, Б. выступал как сторонник материалистич. учения Дарвина, подвергал критике идеалистов, подчеркивал связь идеализма с религией. Анализ обществ, явлений Б. производил с позиций историч. материализма. Он рассматривал историю 136 БЕДИЛЬ общества, как закономерный процесс, в основе к-рого лежат материальные, экопомич. отношения. Критикуя бурж. идеологов, он подчеркивал, что капитализм—закономерный этап в развитии общества, но также закономерна, неизбежна замена капитализма социализмом. Критикуя бурж. историков, он осуждал отрицание ими роли масс в истории и история, субъективизм: «Такое понимание истории переворачивает вверх ногами все события по сравнению с действительным положением дел. В его глазах все случайно, все развитие человечества есть только продукт деятельности отдельных, совершенно исключительно одаренных личностей, которых человечество, конечно, не может в достаточной мере отблагодарить и, молясь на которых, оно должно валяться в пыли и ползать на брюхе* (там же, с. 19). Сам Б., однако, недостаточно раскрывал роль субъективного фактора в истории. Б. вел борьбу с социал-дарвинистами, показывал, что общество развивается по присущим ему специфи'ч. законам. В работе «Женщина и социализм» («Die Frau und der Socialismus», 1879,58 Aufl., 1954, рус. пер. 1904, 1923, 1926, 1959) Б. выступил как один из крупных теоретиков женского социалистич. движения. Он проследил тесную связь между производств, отношениями на различных ступенях развития общества и социальным положением в нем женщин и показал, что их раскрепощение может совершиться лишь при социализме. В этой же работе Б. подверг критике мальтузианство, к-рое стало распространяться также и в социал-демократической партии (К. Каутский). Б. показал несостоятельность закона убывающего плодородия, мнимость угрозы чрезмерного роста населения. Он доказывал, что плодородие почвы при социализме будет возрастать, и пропагандировал мысль Маркса о том, что каждый экономический период развития общества имеет свой особый закон народонаселения. Б. утверждал, что социализм и религия враждебны друг другу, показывал с материалистических позиций причины возникновения религий и видел в интересе господствующих классов социальные условия распространения религиозных взглядов. Б. многое сделал для воспитания нем. народа в духе интернационализма (защита Парижской Коммуны 1870, борьба против прус, шовинизма, нем. бурж.-юнкерского гос-ва и др.). На съездах герм, с.-д-тии в 1899 и 1903 Б. критиковал ревизионизм (в частности, Бернштейиа), что было высоко оценено Лениным (см. Соч., 4 изд., т. 19, с. 268), приветствовал критику Плехановым филос. произв. ревизионистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|