Базис и надстройка — бакиханов 125 4 глава
М. Глузберг. Алма-Ата. Соч. в рус. пер.: Из моей жизни, Л., 1925; Шарль Фурье, его жизнь и учение, М-, 1923; Христианство и социализм, М., 1959. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Переписка, Соч., т. 23—25, М.—Л, 1930—31; и х ж е, Письма, там же, т. 25— 29, М.—Л., 1936—46; Л е н и н В. И., Два мира, Соч., 4 изи.. т. 16; его же, Государство и революция, там же, т. 25, с. 411—13. 429, 434; его же, Предисловие к брошюре Воинова, там же, т. 13, с. 144—45; его же, Нейтралыость профсоюзов, там же с. 429; С т а л и н И. В., Август Бебель, вождь германских рабочих, Соч., т. 2, У!.. 1946, с. 201—208; Чагин Б. А.. Борьба марксизма-ленинизма против философского ревизионизма в конце XIX—начале XX веков, Л., 1959; История философии, т. 3, М., 1959 (см. Именной указатель); Глузберг М., Август Бебель, М., 1959; К 1 u h s F., August Bebel. Der Mann und sein Werk, В., 1923. БЕДЙЛЬ, Мирза Абдулкадир (1644—5 дек. 1720)— мыслитель и поэт, писавший на языке фарси и оказавший значит, влияние на развитие филос. мысли и лит-ры ср.-век. Востока, особенно Индии и Ср. Азии. Род. в Акбарабаде (Индия). Начал свое образование в медресе, но затем покинул его, разочарованный схо-ластич. методом обучения. Под влиянием мистиков —• суфиев (см. Суфизм) и маджзубов («маджзуб»—букв.: привлеченный к богу), Б. стал странствующим дерви- шем и создал первое крупное произведение — «Талисман изумления» («Тилисми хайрат»).Б. написал множество стихов и неск. прозаич. произведений. В духе суфизма написано его соч. «Великий океан» («Мухи-ти а'зам»). Осн. филос. произведения В.: «Четыре элемента» («Чахар-Унсур»), «Познание» («Ирфан»), «Остроты» («Нукут»), В творчестве Б. сочетались культурные традиции Индии и Ср. Азии. Он глубоко изучил др.-инд. и др.-греч. философию. Его идейный путь полон противоречий: отсуфизмаи мистицизма он пришел к своеобразному пантеизму и гуманизму. Хотя он не вышел за пределы идеализма, но в его пантеистич. взглядах пробивались материалистич. тенденции. Филос. взгляды Б. еще мало изучены, но можно считать установленным, что в целом Б. примыкал к прогрессивному направлению вост. пантеизма— еахдати-мавджуд. Он признавал лишь единый мир ив нем — бога; весь процесс, совершающийся в мире,— это естеств., природный процесс, а природа — безначальная и вечная истина. Б. отвергал религ. взгляды на смерть; по его мнению, смерть одной вещи является жизнью другой. «Смерть есть исчезновение, исчезновение является источником появления новых веществ»... (Коллият, Ирфан, литогр. изд., Бомбей, 1882, с. 27). За основу всего сущего Б. брал воздух, приписывая ему все качества, к-рыми ислам наделяет бога. Абс. дух, произведенный от воздуха, является как бы формой для материи. «До появления формы содержание материи не выражено и до открытия занавеса материей форма неопределенна. Материя в мире форм скрытая — внутренняя, а форма в материи — в возможности. Если материя без формы, то откуда возникает форма, если форма — не всесильная одежда, то чем будет одета материя?» («Нукут», там же, с. 19). В мире Б. видел неразрывную связь духа и тела, материи и формы. В противовес догмам религии, Б. утверждал, что человек является продуктом длительного изменения и развития, видел связь между органич. и неорганич. природой. Б. придавал большое значение рациональным моментам в познании: «...вера без ума, как зеркало без амальгамы» («Чахар-Унсур», там же, с. 71). Критикуя теорию предопределения, Б. указывал, что человек в известной степени свободен в своих действиях, что у него есть возможность сделать жизнь лучше и путь к этому надо искать в действии и знании: «Верь в предприимчивость или в предопределение, но все возьми из мира усилия» («Ирфан», там же, с. 43). Б. мечтал о справедливом царе, к-рый заботился бы о народе, о развитии земледелия и науки. Б. сочувствовал беднякам и клеймил их притеснителей.
Произведения Б. были популярны в Ср. Азии. В 19 и нач. 20 вв. в медресе, чайханах и в кругах интеллигенции в Ср. Азии существовали группы «бедил-ханов», где читались и комментировались произведения Б. Будучи внутренне противоречивым, творчество Б. использовалось представителями различных социальных групп в их борьбе за свои классовые интересы. Реакц. идеологи стремились представить Б. ревностным суфием и благочестивым верующим. Передовые писатели и мыслители (Дониш, Мукими и др.) испытали благотворное влияние передовых идей В., критикуя одновременно его излишне сложный стиль.
С о ч. в рус. пер.: Комде и Модан, вступ. очерк С. Ай-ни, Сталинабад, 1949. Лит.: А й н и С. Мирзо Абдулкодири Бедил, Сталино-бод, 1954; Б е р т е л ь с Е. 9., Бедил хакида мулохазалар, в кн: «Зафар». Альманах, К« 1, Тошкент, 1945; м у м и-нов И.. Философские взгляды Мирзы Абдулкадыра Бедиля, Самарканд, 1946; его же, Философские взгляды Мирзы Бедиля Ташкент, 1957; Гафуров Б., История таджикского народа, [М. J, 1949; Антология таджикской поэзии, М., 1957; Айни X. С, Бедиль и его поэма «Ирфон», Сталинабад, 1956; Мирзаев К. М., К вопросу об экономике- БЕЗОБРАЗНОЕ—БЕИЛЬ 137 ских ввззрениях Мирзы Бедиля, «Изв. АН УзССР». Сер. обществ, наук, 1958, JV° 2. И. Мцминов. Ташкент. М. Раджабов. Сталинабад. БЕЗОБРАЗНОЕ — категория эстетики, содержащая оценку предметов и явлений действительности как уродливых, низменных, противоположных представлениям о красоте и прекрасном. Б. в иск-ве вызывает в человеке отрицат. отношение к ужасному и уродливому, будит чувство протеста и стремления к прекрасному, дает представление о том, что должно быть. Представления о Б. зависят от нац., историч., классовых и вкусовых различий. Эстетика др.-греч. общества не выделяла Б. как самостоят, зсте-тич. категорию. Так, Цицерон указывал на Б. в иск-ве как на специфич. область смешного. «Место и как бы область смешного ограничивается некоторым [духовным] безобразием и [физическим] уродством; ибо смех или исключительно или большей частью вызывается тем, что обозначает или выявляет что-либо безобразное не безобразно» (Об ораторе, II). Ср.-век. эстетика противопоставила Б. прекрасному, отождествляя Б. со злом. Эстетика классицизма 17 —18 вв. рассматривала Б.как противоположность прекрасному и выносила Б. за пределы эстетического. Однако уже в 18 в. возникает вопрос о границах изображения Б. Лессинг е «Лаокооне» (1766) отстаивал правомерность Б. в поэзии как средства возбуждения ощущений «смешного и страшного». Гегель, связывая Б. с характерным, включал Б. в эстетику при рассмотрении живописи и поэзии нового времени.
Специальной разработкой категории Б. занималась эстетика романтизма. Ф. Шлегель («Фрагменты»— F. Schlegel, Fragmente, 1800) утверждал ценность «эксцентрического» и «уродливого» для искусства. 13 предисловии к драме «Кромвель» (1827) Гюго указывал, что соединение Б. и прекрасного — гротеск — является характерной особенностью поэзии нового времени, отличающей его от античного искусства. В эстетике 19—20 вв. проблеме Б. уделяется большое внимание, с одной стороны, в связи с художеств, изображением в реалистич. искусстве противоречий бурж. действительности и, с другой — в связи с «поэтизацией зла» (Бодлер) в декадентском иск-ве. Эпигоны эстетики Гегеля — Руге, Фишер (F. Т. V i s с h e г, Asthetik, T1 1, 1846, S. 246—64, 335—50), Розенкранц — рассматривают Б. как один из «отрицательных» моментов прекрасного. Руге (A. R u-ge, Neue Vorschule der Aesthetik, 1837, S. 88—107) противопоставляет Б. возвышенному. Розенкранц в «Эстетике безобразного» (С. Rosenkranz, Asthetik des Hasslichen, 1853, S. 463) определял Б. как то, что «само по себе тождественно со злым». Эстетич. интерес, по мнению Розенкранца, представляет В., имеющее субстанциальное содержание, как, напр., преступления высших классов; в таких случаях необходима идеализация Б. в иск-ве. Розенкранц приводит подробную классификацию В.: бесформенное, аморфное, асимметричное, дисгармоническое, пошлое, низкое, уродливое, отвратительное и т. п. Представители рус. революц.-демократич. эстетики Белинский, Добролюбов, Чернышевский рассматривали В. как отражение уродств в социальной жизни людей. Чернышевский в дисс. «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) и в работе «Возвышенное и комическое», исходя из принципа «прекрасное есть жизнь», определял Б. как противоположность красоте, как «искажение нормального развития», «уродливость», как следствие «болезни», «тяжелых сторон развития», «неблагоприятных обстоятельств», словом, как объективное явление (см. Избр. фил ос. соч., т. 1, 1950, с. 62—63). Чернышевский вскрыл связь Б. и возвышенного, когда Б. перестает быть отвратительным, переходя в ужасное (там же, с. 66—67). В. в искусстве отражается чаще всего
в комическом: «Неприятно в комическом нам безобразие; приятно то, что мы так проницательны, что постигаем, что безобразное — безобразно» (там же, с. 293). Модернистская бурж. теория эстетизирует В., провозглашает его «темой нашей эпохи, источником обновления искусства» («Revue d'esthetique», P., 1954, t. 7, № 2, p. 211). Марксистская эстетика усвоила прогрессивную традицию понимания Б. как отражения в иск-ве действительных уродств жизни. Основоположник социалистич. реализма Горький указал на антигуманистич. сторону Б. Он увидел в Б. объективную основу для сатирич. жанров и для утверждения противоположного Б. эстетич. идеала прекрасного (статьи: «О пьесах», «Пролетарский гуманизм», «О литературе»). Лит.: Гегель, Лекции по эстетике, ч. 1, Соч., т. 12, М., 1938, с. Ш-62; Н а у W., Deformity. An essay, L., 1754; Langt К., Das Wesen der Kunst, Bd2, В., 1901, S. 112—21; V о 1 k e 1 t J., System der Ast letik, Bd 2, Miincii., 1910, S 562—69; L e e V. and Anstruther-ThomsonC, Beauty and ugliness, and other studies in psychological aesthetics, L.—N. Y., 1912; S t о 1 n i t z M. J., On ugliness in art, «Ptiilos. and Plienomenol. Res.», 1950, v. 11, N5 1, p. 1—24; Hartmann K., Ssthetik., в кн.: Ausjewahlte Werke, 2 Ausg., Bd 4, Lpz., [1887], S. 208 — 62. Ю. Попов. Москва. БЕЗУСЛОВНОЕ СУЖДЕНИЕ — см. Суждение. БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — см. Рефлекс. БЕЙЛЬ (Bayle), Пьер (18 нояб. 1647—28 дек. 1706) — франц. публицист и философ; ранний представитель франц. Просвещения. Проф. Седанской академии (1675—81) и Роттердамского ун-та (до 1692). В 1683 опубликовал свое первое произведение— «Разные мысли по поводу кометы» («Pensees diverses ёс-rites... a l'occasion de la co-mete...», t. 1—2, 1683), принесшее ему европ. известность. Б. выступил здесь с доказательством нелепости астрологич. суеверий. В дальнейшем издавал журнал «Новости литературной респуб-flHKii»(«NouvelIes de la Repub-lique des lettres», 1684—87). выражавший бурж. обществ, мнение. Мировоззрение Б. сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естественнонаучных открытий 17 в. Его осн. произведение—«Исторический и критический словарь» («Dictionnaire historique el critique», t. 1—2, 1695—97, nouv. ed., v. 1—16, P., 1820—24) — представляет собой справочник, преимущественно био-графич. характера, попутно трактующий различные филос, богословские, историч. проблемы, а также вопросы естествознания и математики. В примечаниях на полях и сносках внизу страниц (составляющих в целом до 4/а всего труда) сконцентрированы наиболее интересные мысли. Гл. идея Б.— несовместимость религии и знания, веры и философии. Он призывал философов отказаться от стремления (к-рое он усматривал в соч. Декарта, Мальбранша, Лейбница и др.) доказать «истины» веры. Однако Б. не делал атеистич. выводов, признавая наиболее ценной веру абсолютно противоразумную. Свой скептицизм Б. распространял на разум и на философию: истинность вообще недоступна науке и философии, им доступна только вероятность. Скептицизм Б. удерживал его от атеизма. Тем не менее Б. сыграл большую роль в истории философии прежде всего как критик религ. догматов и тех филос. систем, к-рые пытались дать им теоретич. основу. По словамМаркса, Б. «...разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого
138 БЕЙСЁМБИЕВ- БЕЛИНСКИЙ
смысла во Франции» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,т. 2, с. 141). Религ. индифферентизм Б. приводил его к убеждению в независимости морали от религии. В этой связи Б. сделал очень важный вывод, согласно к-рому общество атеистов может выполнять не только свои гражд., но и свои моральные обязанности не хуже, чем общество верующих. Влияние Б. испытали Вольтер и др. франц. просветители 18 в.. а также Фейербах («Пьер Бейль»—L. Feuerbach, Pierre Bayle, 1838). Г о ч.: Oeuvres diverses, v. 1—4. La Haye, 1727—3l. Лит.: Шахов А., Вольтер и его время, 2 изд., СПК, 1912; И и к о в В., Пьер Бэйль. М., 1933; История философии, т. 2, М., 1941, с. 280—286; S u к g F. В., Pierre Bayle. Eln Kritiker der Philosophie seiner Zeit, Lpz., 1930. В. Com we. Москва. БЕЙСЕМБЙЕВ, Касым (р. 5 сент. 1919) — сов. философ, д-р филос. наук (1960), зав. отделом историч. материализма и истории общественно-филос. мысли Казахстана Ин-та философии и права АН Каз. ССР (с 1958). Член КПСС с 1942. Окончил Высшую парт, школу при ЦК КПСС (1948). С 1947 преподает философию в Казахстане. Разрабатывает историю казахской обществ, и филос. мысли. Со ч.: Мировоззрение Абая Кунанбаевя, Алма-Ата, 1956; Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века, Алма-Ата, 1957. Казак агартушыларынын элеуметпксаяси жоне философиялык козцарастары туралы, Алматы, 1958. БЕКЕШ, Кацпер (1520—79) — трансильванский полководец, участник войн польского короля Стефана Батория, деятель арианской секты в Белоруссии и Литве. Умер в Гродно. Согласно источникам, «не придерживался никакой религии». Высеченное вскоре после смерти Б. ио его завещанию изречение на его памятнике, в к-ром отрицается бог, душа, загробная жизнь, является свидетельством наличия смелой атеистич. мысли в Белоруссии 16 в. Лит.: Bieseleisen H., Illustrowane d/.ieie literatury БЕККАРЙА (Beccaria), Чезаре (15 марта 1738—28 нояб. 1794) — итал. бурж. просветитель, юрист. Учился в Пармской иезуитской коллегии, затем в ун-те в Павии; доктор прав (1758). Под влиянием идей франц. Просвещения организовал кружок, в 1764—66 издавал журнал («Кофейный» — «11 Caffe»). По поручению кружка Б. написал работу «О преступлениях и наказаниях» («Dei delitti e dellepene», 1764, напечатана без указания автора и места издания, рус. пер. 1803, 1939), к-рая произвела огромное впечатление и была издана на мн. европ. языках. Осн.идеи Б. отражали стремление буржуазии к освобождению от феод, правопорядка. Б. доказывал, что многие преступления порождаются экономич. строем общества, требовал равенства граждан перед законом. Он протестовал против жестоких наказаний и пыток, считая, что они ожесточают народ и портят нравы, требовал отмены смертной казни. Наказание, по Б., оправдывается лишь в том случае, если оно является мерой предотвращения преступлений. Б. считал, что для уменьшения преступлений необходимо просвещение народа, улучшение его благосостояния и уравнение граждан в материальном и моральном отношениях. Идеи Б.оказали влияние на уголовное законодательство и политич. мысль мн. стран, в т. ч. и России («Наказ» Екатерины II, 1767, гл. 10). Соч.: Le Opere, Firenze, 1854. Лит.: Гегель, Философия права, пер. [с неМ-1, Соч., т. 7, М,—Л., 1934; Городисский А., Влияние Бек-кярии на русское право. «Ж. М-ва юстиции», 1864, сентябрь; Левенсон П. Я., Беккариа и Бентам, их жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1893; С ant u С, Beccaria е 1) diritto pennle, Saggio, 1862; March! A. d e, Cesare Beccaria eil processopenale, Torino, 1923; V i a n e 1 1 о С. А., La vita e 1'opera di Cesare Beccaria, Milano, 1938. Г. Яельмапова. Ленинград. БЁККЕР (Bekker), Валтасар (20 марта 1634—11 июня 1698) — флам. философ-картезианец. В книге «Правдивое и искреннее увещевание о философии Кар-тезия» («Do philosophia Cartesiana admonitio Candida et sincera», 1668) разграничивал области религии и науки, ратовал за свободу филос. мысли.. Вокруг книги Б. «Заколдованный мир» («De betooverde weereld», v. 1—4, 1691—93, вскоре была переведена с флам. на франц., нем., англ. и итал. яз.) возникла полемика. Основываясь на философии Декарта, в частности на его учении о невозможности влияния духа на тело, а также используя данные совр. ему науки (напр., результаты микроскопич. наблюдений Левеп-гука), Б. доказывал вздорность веры в демонов, ангелов и т. п., вскрывал нелепость и бесчеловечность преследований людей за ведовство. Б. был одним из ранних предшественников Просвещения. Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 147—48; БЁККЕР (Becker), Хоуард Пол (р. 9 дек. 1899) — амер. бурж. социолог. С 1937— проф. социологии, с 1951 возглавляет отделение социологии и антропологии Висконсинского ун-та. Во время 2-й мировой войны работал в Бюро стратегич. службы (операции по моральному разложению противника). На Б. оказали большое влияние нем. социологич. учения М. Бебера и Л. фон Визе, а также Дюркгейма (Франция), Парето (Италия) и др. Работает гл. обр. в области общей социологии, истории социальной теории, историч. социологии («Социальная мысль от догадок к науке»—«Social thought from lore to science», v. 1—2, [1938], и «Современная социальная теория» —«Contemporary social theory», [1940]; обе написаны ссгвм. с И. Е. Barnes, а вторая—также с F. В. Becker). В этих работах рассматривается вопрос об общем влиянии европ. социологов и философов на амер. социологию. Б. занимался также вопросами семьи и брака. Соч.: Marriage and the family, Boston—N. Y., 1942 (ред. БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич [1(13)ию-ня 1811, по новым данным 30 мая (И июня)—26 мая (7 июня) 1848] —рус. революционер-демократ, литературный критик и философ, сыгравший выдающуюся роль в истории обществ, и эстетич. мысли. Б. родился в Свеаборге в семье флотского лекаря. Учился в уездном училище в г. Чембаре (ныне г. Белинский), затем в Пензенской гимназии; в 1829—32 был студентом словесного отделения Московского ун-та. Мировоззрение Б. форми БЕЛИНСКИЙ 139 из Петербурга в Москву» вдохновили Б. на создание драмы «Дмитрий Калинин» (1830), за к-рую он был исключен из ун-та. Б. входил в университетский кружок (т. н. «Литературное общество 11 нумера»), а затем в кружок Станкевича (см. Станкевича кружок), тде большое влияние имел диалектич. идеализм раннего Шеллинга и его рус. последователей. Б. искал, хотя и не мог в то время найти, правильную филос. и эстетич. теорию. После исключения из ун-та ареной деятельности Б. стала лит. критика: в 1833—36 он вел ее в жури. «Телескоп» и лит. приложении к нему— «Молве», в 1838—39 — в журн. «Московский наблюдатель», в 1839—46 — в «Отечественных записках» и с дек. 1846 — в «Современнике». Философские и социологические взгляды Б. в 30-е годы. Наиболее значительными в филос. отношении работами Б. 30-х гг. были «Литературные мечтания» (1834), «Опыт системы нравственной философии» (статья о кн. Дроздова, 1836), ст. о «Гамлете» В. Шекспира (1838), «Очерки Бородинского сражения» (статья о кн. Ф. Глинки, 1839), письма Д. Иванову, М. Бакунину и др. В сочинениях Б. 1-й пол. 30-х гг. проводились просветительские, антикрепостнич. и гуманистич. взгляды, сложившиеся под влиянием российского освободит, движения, идей рус, франц. и нем. просветителей. Поиски цельной филос. теории привели Б. в середине и 2-й пол. 30-х гг. к усвоению идей классич. нем. философии, особенно Шеллинга и Гегеля. Стоя на позициях объективного идеализма, Б. рассматривал мир, человеч. общество и сознание как воплощение абсолютной идеи. Идеализм Б. носил диалектич. характер; весь мир и его находящиеся в состоянии бесконечного изменения явления представлялись ему творениями единой, вечной идеи, рассматривались как «великое зрелище абсолютного единства в бесконечном разнообразии» (Белинский В. Г., Полное собр. соч., изд. АН СССР, 1953—56, т. 1,с. 30). С идеалистич. точки зрения Б. подчеркивал активную роль человеч. разума в истории, в познании мира. Разум человека, по Б., не поденщик, не раб мертвой действительности, а законодатель, творческая сила, дающая жизнь и значение несуществующему и мертвому. Б. на идеалистич. основе развивал понятие нсторич. прогресса. Он утверждал, что история — это «картина успехов человечества на поприще самосовершенствования» (т. 1, с. 191), причем источником обществ, прогресса Б. считал развитие человеч. самосознания в результате распространения просвещения. В сочинениях 30-х гг. Б. подчас высказывал мате-риалистич. мысли, особенно по вопросам искусства, воспитания и т. д. Вслед за франц. материалистами и Радищевым он нередко говорил о зависимости представлений, идей, нравов людей от окружающей среды; но в целом в эти годы Б. стоял на позициях идеализма. Мировоззрение Б. в 30-е гг. противоречиво: просветительские, гуманистич. убеждения Б.— страстного противника «православия, самодержавия и народности!)—требовали преобразования общества в интересах народа; его филос. взгляды, развивавшиеся на основе идеализма, ограничивали его мысль сферой самосознания абсолютного духа и отвлекали от борьбы против окружавшей действительности. Письмо Д. Иванову (авг. 1837) свидетельствует о появлении у Б. «примирительных» тенденций: он утверждал, что «политика... в России но имеет смысла» и «вся надежда России на просвещение, а не на перевороты, не на революции и не на конституции» (т. 11, с. 148—49). В своих сочинениях 1838—39 Б. хотя и не прослав-~~ ляет окружающую действительность, но признает ее закономерно существующей. Временное «примирение» Б. с действительностью в эти годы объяснялось тем, что он не видел в совр. ему обществе сил, способных коренным образом изменить окружавшую действительность и заменить ее новым обществ, строем, соответствующим «идеалам» передовых личностей. Известную роль в «примирении» сыграло ошибочное истолкование Б. знаменитого гегелевского положения: «всё действительное — разумно, всё разумное—действительно». Б. в то время (так же как и Гегель в «Философии права») отождезтвлял действительное с существующим, считал, что «всё, что есть, всё то и необходимо, и законно, и разумно» (т. 3, с. 414). Несмотря на неправильное, идеалистич. понимание действительности, стремление Б. всесторонне познать тенденции и законы ее развития было в филос. смысле шагом вперед в сравнении с «абстрактными идеалами» Фихте и др. сторонников субъективного идеализма. В период«примирения» Б. по-прежнему оставался критиком идеологов «официальной народности» и славянофилов. Под влиянием усиления классовой борьбы в России и революц. событий на Западе Б. в конце 1839— нач. 1840 порвал с «примирительными» тенденциями, призвал к освобождению «личности человеческой... от гнусных оков неразумной действительности» (т. 12, с. 13), начал критиковать консервативные соц.-поли-тич. взгляды Гегеля и обратил свой взор к утопич. социализму и революц.-демократич. теориям. В филос. плане эволюция взглядов Б. была связана с развитием им диалектич. идеи отрицания, с рациональным истолкованием вместе с Герценом диалектики как «алгебры революции». Революционный демократизм Б. в 40-х годах. Центр. идеей мировоззрения Б. 40-х гг. было положение о закономерности и необходимости революц. изменения действительности: «... все общественные основания нашего времени требуют строжайшего пересмотра и коренной перестройки, что и будет рано или поздно» (т. 12, с. 13). Б. полагал, что если царское правительство не освободит крестьян от крепостного права, то этот вопрос «решится сам собою, другим образом, в 1 000 раз более неприятным для русского дворянства» (т. 12, с. 438—39). Считая героями истории разрушителей старого, особенно якобинцев, Б. выступал вместе с тем сторонником преобразования общества на социалистич. началах. Вместе с франц. утопистами-социалистами Б. верил в наступление времени, когда «не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди» (т. 12, с. 71). Эта идея, по его словам, поглотила и историю, и религию, и философию. Идеи социализма Б. стремился соединить с требованием демократич. революции; по Б., справедливый обществ, строй может быть установлен «по-маратов-ски»—путем насильств. переворота, ибо «... смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови» (т. 12, с. 71). Вершиной революц. демократизма Б. является его «Письмо к Гоголю» (июль 1847), к-рое Ленин в 1914 назвал «одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору» (Соч., 4 изд., т. 20, с. 223—24). В нем Б., подвергая суровой критике крепостничество, самодержавие и православную церковь, призывал к немедленной отмене крепостного права, бичевал монархич., религ. идеологию. В филос. развитии Б. в 40-х гг. можно выде 140 БЕЛИНСКИЙ Переход Б. от идеализма к материализму и его диалектика в 1841 — 44. К этому времени относятся след. работы Б., богатые филос. содержанием: «Идея искусства» (1841), «Общий взгляд на народную поэзию и ее значение», «Речь о критике» (1842), рецензии на книги о Петре Великом (1841), рецензия на кн. Ф. Лоренца «Руководство к всеобщей истории» (1842), рецензия на кн. Маркевича «История Малороссии» (1843), первые статьи о сочинениях Пушкина (1843) и др. В эти годы Б. проводил в своих сочинениях диа-лектич. идеи отрицания и развития, но еще не преодолел объективного идеализма в философии. В ст. «Идея искусства» он писал: «Всё сущее, всё, что есть, всё, что называем мы матернею и духом, природою, жизнию, человечеством, историек», миром, вселенною,— всё это есть мышление, которое само себя мыслит» (т. 4, с. 586). В отличие от 30-х гг., в сочинениях Б. нач. 40-х гг. разум уже не рассматривается как трансцендентная и непостижимая сущность; это — творящий дух, активный совокупный разум человечества, способный, по мнению Б., изменять климаты, осушать болота и тундры, соединять каналами разъединенные природой моря, озера, реки и т. д. Диалектика Б. все в большей мере становится диалектикой реальной жизни, бытия и мышления. Высоко ценя диалектику Гегеля, Б. провозглашает необходимость новой философии, к-рая будет следовать диа-лектич. методу, но, в отличие от гегелевской системы, обратится к познанию жизни, реальной действительности. В 1843 Б. писал: «В лице Гегеля философия достигла высшего своего развития, но вместе с ним же она и кончилась как знание таинственное и чуждое жизни: возмужавшая и окрепшая, отныне философия возвращается в жизнь...» (т. 7, с. 50). Не ограничиваясь гегелевской диалектикой понятий, Б. стремится раскрыть движение, развитие, противоречия и их борьбу в самой жизни, в действительности. В отличие от Гегеля с его идеей о самодвижении абсолютной идеи в замкнутом круге, Б. доказывает безграничный характер движения и развития, постоянное возникновение нового и его борьбу со старым; развитие при этом носит спиралевидный характер. «...Человечество,— пишет В.,— никогда не стоит на одном месте, ни отодвигается назад, делая таким образом бесполезным пройденный прежде путь: это только попятное движение назад, чтоб тем с большею силою ринуться вперед...» (т. 6, с. 94).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|