Базис и надстройка — бакиханов 125 5 глава
С позиций диалектики —«алгебры революции»— Б. критикует Гегеля за признание конституц. монархии идеалом гос-ва, разоблачает славянофилов, пытавшихся «открыть» какие-то «неизменные» устои рус. жизни, идеализировавших патриархальную старину. Он доказывает, что все живое есть результат борьбы; то же, что является и утверждается без борьбы, мертво. Все большее обращение Б. к реальной жизни, к действительности приводит его в 1843—44 к окончательному отходу от идеализма. Философский материализм и диалектика Б. в 1844 — 1848. Наиболее ценными в филос. отношении работами Б. этого периода были: статьи о сочинениях Пушкина (1844—45), «Мысли и заметки о русской литературе» (1845), рецензия на роман Э. Сю «Парижские тайны» (1845), «Взгляд на русскую литературу 1846 года» (1847), «Письмо к Гоголю» (июль 1847), «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848) и ряд других. Статьи Б. о Пушкине 1844—45 свидетельствуют о завершении процесса перехода Б. на позиции материализма в философии и эстетике. В этих статьях он доказывает решающую роль внешней среды, окружающей действительности в формировании качеств и поступков людей, учит, что деятельность людей основывается на обществ, потребностях, «указываемых самою дей- ствительностью, а не теориею» (т. 7, с. 459). В сочинениях 1844—48 Б. утверждает, что человечество способно познать объективную истину, к-рая представляется ему историч. процессом, что теория зависит от нужд жизни, практики и т. д. Филос. основой мировоззрения Б. в эти годы становится воинствующий материализм, сходный с антропологии, материализмом Фейербаха. Отвергая метафизику, исходящую из признания сверхприродной сущности, Б. вместе с Фейербахом считает: философия никогда не должна забывать, что «предмет ее исследований— цветок, корень которого в земле, т. е. духовное, которое есть не что иное, как деятельность физического» (т. 12, с. 331). Так же, как Фейербах, Б. решительно выступает против трансцендентального идеализма и теологии, считая, что философия должна «освободить науку от призраков трансцендентализма и theologie, показать границы ума, в которых его деятельность плодотворна, оторвать его навсегда от всего фантастического и мистического...» (там же). Б. нередко аргументирует в защиту материализма доводами антропологии, характера (см. Антропологический принцип), утверждает, что «ум — это человек в теле или, лучше сказать, человек через тело, словом, личность» (т. 10, с. 27). По Б., совр. наука «химическим анализом хочет... проникнуть в таинственную лабораторию природы, а наблюдением над эмбрионом (зародышем) проследить физический процесс нравственного развития» (т. 10, с. 26).
Тем не менее филос. материализм Б. не тождествен фейербаховскому. В отличие от Фейербаха, Б. продолжает оставаться диалектиком, дополняющим ма-териалистич. понимание природы и мышления диа-лектич. принципом развития. «Объективная истина предмета», к-рую изучают материалистич. наука и философия, для Б.— процесс, заключающий в себе противоречия, находящийся в развитии, во взаимной связи с другими явлениями мира. В идейной борьбе со славянофилами Б. осуждает метафизич. подход к явлениям, к-рый «во всем... видит только одну сторону...» и «никак не может мирить противоположностей в одном и том же предмете» (т. 9, с. 83). В отличие от Фейербаха, Б. утверждает, что человек— это не страдательное существо, а активная личность, способная изменять явления природы и обществ, жизни и в связи с этим меняющая свои представления и понятия о мире. Б. свободен и от присущих Фейербаху религ. наслоений на материализм.
Материалистич. убеждения Б. крепнут и развиваются в борьбе с мистицизмом «официальной народности», православной церкви и славянофилов, с реакц. идеалистич. воззрениями Гегеля и правых гегельянцев (см. Гегельянство). Он выступает против позитивизм Конта, скептицизма и др. идеалистич. течений. В нач. 1845 Б. солидаризируется с атеистич. идеями молодого Маркса, высказанными в «Критике гегелевской философии права»: «Истину я взял себе,— пишет он,-и в словах бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут...» (т. 12, с. 250). В последние годы жизни Б. ясно сознает необходимость создания новой системы филос. и историч. взглядов, отправляющихся от земной, реальной жизни и проникнутых диалектикой. Филос. материализм Б. в 1844—48 был наряду с материализмом Герцена первым проявлением нового вида материалистич. мировоззрения, создаваемого рус. и др. революционерами-демократами 19 в. и существенно отличавшегося от предшествовавших видов домарксова материализма. Но Б., как и другие революционеры-демократы, не мог создать новой философии, к-рая должна была бы органически соединить науч. материалистич. теорию и материалистически переработанныйдиалектич. метод,распространить БЕЛИНСКИЙ 141 материализм на понимание обществ, жизни. Социальные условия крепостной России, где не быле еще революц. пролетариата, способного осуществить социалистическое преобразование общества, не давали возможности для возникновения и развития новой, подлинно научной философии в России середины 40-х гг. Социологические взгляды Б. в 40-х годах. Б. не занимался специально социологич. исследованиями, но, как верно заметил Плеханов, обладал «чутьем гениального социолога» и глубоко освещал социологич. проблемы в своих статьях на лпт.-критич. и историч. темы. В 40-х гг. социологич. взгляды Б. претерпевают существенные изменения под влиянием его революц. демократизма, хотя Б. и тогда оставался в основном на идеалистич. точке зрения ь понимании истории, считал разум человечества и распространение просвещения гл. двигателями историч. прогресса. В сочинениях Б. 1844—48 усилились элементы материалистич. понимания истории. В отличие от мн. бурж. социологов, считавших творцами истории правителей, законодателей, идеологов, Б. в сочинениях этого времени показывает творч. роль народа в истории, придает большое значение нар. движениям. В статье о «Парижских тайнах» Э. Сю он рассматривает народ как силу, к-рой принадлежит будущее, ибо буржуазия, имевшая блестящее прошлое и оказавшая человечеству великие услуги, после с сей победы подавляет народ и тормозит прогресс общества. Великие личности, по Б., есть результат жизни парода, выразители его воли и интересов, народ относится к своим великим людям, как почва к растениям; как бы ни был велик человек, народ всегда выше его, и соединенные усилия многих людей всегда превзойдут в своих результатах усилия личности.
Б. признавал решающую роль борьбы противоположных сил (сословий, классов) в жизни общества, особо выделял революц. эпохи в истории, считал, что материальная нужда есть великий рычаг умств. и нравств. деятельности. Однако он не видел еще, что в основе жизни и борьбы нар. масс лежит материальное протгз-во, развивающееся по определенным историч. законам. Б. часто выводил действия людей из «духа времени», т. е. совокупного обществ, сознания, из стремления человечества к новому, к будущему, без к-рого «не было бы прогресса, истории, жизни» (т. 9, «. 13). Б. дал критику рсакц. взглядов в социологии и истории; он осудил монархия, «способ смотреть на вещи», проявившийся в «Истории государства Российского» Карамзина, где события рус. истории рассматривались как акты княжеской и царской власти, игнорировался народ, а причины всех бедствий России объяснялись нововведениями. В противовес «официальной народности» и славянофилам Б. утверждал, что прошлое ушло безвозвратно и идеал общества не в прошлом, а в будущем. Б.— противник социологич. теории •круговорота» в истории общества (см. Круговорота исторического теория); он считал, что история человечества есть беспрерывное движение вперед, она не заключена в каком-то круге, где крайняя точка совпадает с точкой исхода. Но отд. материалистич. и диалектич. положения Б. в социологии не означали материалистич. объяснения истории. Б. не мог еще дать научной картины обществ, процесса.
Эстетическая концепция В. Свой путь в эстетике, как и в философии, Б. начал с диалектич. идеализма. В 30-е гг. он считал иск-во воспроизведением в слове, звуке, чертах и красках «идеи всеобщей жизни природы», бессознат. выражением творящего духа. «...И скусство есть выражение в е л flit в й идеи вселен пой в ее беско- нечно разнообразных явлениях» (т. 1, с. 34). Для Б. 30-х гг. иск-во — мышление в образах, понимаемых как специфич. формы самопознания абсолютной идеи. Но уже и в это время в эстетике Б. проявляются реалистич. тенденции: назначение и смысл лит-ры, по Б., состоит в том, чтобы отражать «внутреннюю жизнь народа». Отличит, характер подлинной поэзии «состоит в верности действительности; она ею пересоздает жизнь, но воспроизводит, воссоздает ее и, как выпуклое сгекло, отражает в себе, под одною точкою зрения, разнообразные ее явления...» (т. 1, с. 207). В 1840—43 эти реалистич. тенденции в эстетике Б. усилились, но переплетались еще с идеалистич. утверждениями. В то время Б. уточнил свое представление о предмете иск-ва, утверждая, что «поэзия есть воспроизведение действительности. Она не выдумывает ничего такого, чего бы не было в действительности» (т. 6, с. 359); он подчеркивал активную роль иск-ва, в к-ром художеств, элемент сливается с мыслительным, выражаются живые интересы общества: «это или современный взгляд на прошедшее, или мысль века, скорбная дума, или светлая радость времени» (т. 6, с. 91). В 1844—48 Б. развивает материалистич. взгляды в эстетике. Критикуя теорию «искусство для искусствам, Б. учит, что достоинство, глубина, объем и значение содержания иск-ва зависят от содержания жизни народа; прогресс лит-ры состоит в том, что раньше лит. таланты изображали несуществующее, украшали природу, идеализировали окружающую жизнь, а теперь они воспроизводят жизнь, действительность в их истине. «Искусство,— говорит В.,— есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир» (т. 10, с. 305). В 40-е гг. Б. разработал новые положения материалистич. эстетики: о единстве содержания и формы в иск-ве, в к-ром ведущую роль играет содержание; о художеств, образе как средстве познания действительности; о художеств, правде, достигаемой путем типизации явлений действительности; об оценке художником событий действительности (художник не может удовлетвориться ролью зеркала, к-рое хотя и верно, но безучастно отражает в себе природу, он вносит в свои изображения живую личную мысль, к-рая дает этим изображениям цель и смысл). Раскрывая гносеология, природу художеств, образа, Б. показывает, что иск-во в специфической, только ему присущей, образной форме познает действительность, открывает в действительности прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое и т. д. Различие между иск-вом и наукой вовсе не в содержании, а в способе обработки содержания.
В своих лит.-критич. сочинениях, особенно в годичных обзорах рус. лит-ры, статьях о сочинениях Пушкина, Лермонтова, знаменитом письме к Гоголю. Б. обосновывал и отстаивал принципы новой, революц.-демократич. эстетики — реализм, идейность и народность. И ныне сохраняет свою силу положение Б. о том, что «свобода творчества легко согласуется с служением современности: для этого не нужно принуждать себя, писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями...» (т. 6, с. 286). Не потеряли значения и мысли Б. о специфике иск-ва, его завет писателям и худояшикам выражать глубокие и возвышенные мысли в «живых созданиях». в ярких художеств, формах, схватывать предмет во всей его истине, заставлять его дышать жизнью, вечно соперничать с природой в способности творить. Марксистская оценка мировоззрения Б. Последо-вателыю-науч. оценка деятельности и мировоззрения 142 БЕЛИНСКИЙ Б. дана марксизмом. Ленин охарактеризовал Б. как предшественника рус. социал-демократии; он отмечал, что еще при крепостном праве Б. был «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении» (Соч., 4 изд., т. 20, с. 223). Ленин считал Б. выразителем интересов и настроений крепостных крестьян. Разоблачая измышления «веховцев» о «беспочвенности» мировоззрения Б. и др. представителей революц. разночинной интеллигенции, Ленин писал: «Или, может быть... настроение Белинского в письме к Гоголю не зависело от настроения крепостных крестьян? История нашей публицистики не зависела от возмущения народных масс остатками крепостнического гнета?» (там же, т. 16, с. 108). Ленинские взгляды на деятельность и мировоззрение Б. проводили в своих работах марксисты Боровский («Памяти неистового Виссариона», 1908, «В. Г. Белинский», 1911, в сб.: Литератур-но-критич. статьи, 1956), Киров («Великий искатель»— в журп. «Красная новь», 1939, № 10—11), Шаумян, великий пролетарский писатель Горький и др. Плеханов в трудах «Белинский и разумная действительность» (1897), «Литературные взгляды Белинского» (1897), «Виссарион Григорьевич Белинский» (1909), «О Белинском» (1910), «Виссарион Белинский и Валериан Майков» (1911), в рецензиях на книги A. Волынского и С. Ашевского и др. работах дал B. как революц. мыслителя и критика либерализма, В сов. эпоху в выступлениях Сталина, Калинина, Жданова и др. видных представителей марксизма Б. рассматривался как выдающийся представитель рус. нации, великий лит. критик, традиции к-рого имеют огромное значение для развития революц. мысли и лит-ры. Борьба вокруг идейного наследия В. началась сразу же после его смерти (1S43). Самодержавно-крепоетнич. реакция и либералы 50—60-х гг. (Анненков, Дружинин, Дудышкин и др.) пытались либо замолчать либо фальсифицировать лит. наследие Б. Они изображали Б. несамостоят. мыслителем, человеком настроения, сочинения к-рого порождали «бесплодные недовольства той средой жизни, которую мы должны были любить и изучать с любовью» (Дружинин), либо утверждали, вопреки истине, что у Б. не было «элементарных качеств революционера» и имелись сильные либеральные иллюзии (Анненков). Рус. революционеры-демократы, отстаивая и развивая идеи К., стремились показать его действит. роль в истории рус. мысли. В произв. «Былое и думы» Герцен писал, что Б. был самой революц. натурой николаевского времеяи. Чер-чытевский в «Очерках гоголевского периода русской литературы» отмечал, что ь лице Б. русский ум показал свою способность быть участником в развитии общечеловеч. науки. «С того времени, как представители нашего умственного движения самостоятельно подвергли критике гегелеву систему, оно уже не подчинялось никакому чужому авторитету. —Белинский it главнейшие из его сподвижников стали людьми вполне самостоятельными в умственномотношении»(Полноесобр.соч.,т. 3. 1947, с. 224). Добролюбов писал: «Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развилась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшенг.ем» (Полное собр. соч., т. 2, 1935, с. 470). Высокие оценки лит. дарования Б. и значения его критпч. деятельности дали Пушкин, В. Одоевский, Кольцов, Тургенев, Гончаров, Л. Толстой и особенно писатели-демократы— Некрасов ((.Медвежья охота» и др.), Салтыков-Щедрин («Литераторы-обыватели»—в Полном собр. соч., т. 3, 1934), Н. Шелгунов («Попытки русского сознания» — в журн. «Дело», 1474, кн.2), В. Стасов, В.Короленко и др. Достоевский испытал в 1846—43, будучи участником кружка Пет-рашееского, влияние идей Б., воспитывался на его традициях: однако впоследствии, в 60—70-х гг., в произв. «Ряд статей о русской литературе» и «Дневник пгсателя» с реакционных позиций отвергал и осуждал революц. и социалистические идеи Б. В конце 19— нач. 20 вв. помещичье-бурж. либералы А. Волынский, В. Розанов, В. Соловьев в своих книгах и статьях о Б. клеветали на великого рус. критика, называя его «переметной сумой», утверждали, что он не был революц. мыслителем и философом, выдвигавшим к.-л. новые идеи. «Легальный марксист» Струве, извращая социология, взгляды Б. в духе бурж. либерализма, писал, что Б. призывал «пойти на выучку» к капитализму Запада. В сб. «Вехи» (1909) С. Булгаков называл письмо Б. к Гоголю «выражением интеллигентского настроения», Бердяев осуждал Б. за то, что он связывал философию «с общественной злобой дня», Гершензон объявлял взгляды и Деятельность Б. «беспочвенными» и поносил традиции Б. в рус. мысли. И в сов. время были попытни трактовать мировоззрение и деятельность Б. с немарксистских позиций (книги асеровского историка Р. Иванова-Разумника «В. Г. Белинский», 1918, и «Книга о Белинском»;, 1923; работы литературоведов либерального направления: П. Сакулина «В. Г. Белинский и социализм» 1924, и П. Когана «Белинский и его время», 1923, и др.). Сов. наука, следуя ленинским традициям, подвергла критике антимарксистские оценки Б. и провела большую работу по научному исследованию творчества и мировоззрения Б. В марксистских работах Луначарского («Критика и критики», 1938) было показано, что Б. явился одним из предшественников ленинизма в России, выдающимся мыслителем и революционером, истолкователем лит-ры и иск-ва, чьи традиции восприняты сов. культурой. В докладе А.Фадеева «Белинский и наша современность» (1948), в его кн. «За тридцать лет» (1957) раскрывается огромное значение эстетич. и этич. идеалов Б. для рус. лит-ры и обществ, мысли. Роль Б. в истории рус. культуры освещали и др. сов. ученые-марксисты, в частности П. Лебедев-Полянский, к-рый,однако (в кн. «В. Г. Белинский. Литературно-критическая деятельность», 1945), допустил ошибки в оценке филос. развития Б., воспроизведя неправильную схему Плеханова. Большую работу по исследованию и редактированию текстов Б. провели В. Спиридонов (12-й и 13-й тома соч. Б., 1926 и 1945, Избр. филос, соч., 1938 и 1948), Н. Бельчиков (Полное собр. соч., изд. АН СССР), Н. Пиксанов и др. Исследованию ранних периодов жизни и творчества Б., формированию мировоззрения Б. посвящены ценные работа В.Нечаевой («В. Г. Белинский», [т.] 1—2, 1949—54), М. Полякова («Белинский в Москве», 1948) и др. В работах сов. историков философии, исходящих из ленинских оценок рус. революц. мыслителей и их мировоззрения, дан анализ идейного развития Б. к революц. демократизму и материализму, показано, что Б. наряду с Герценом явился первым представителем материализма и диалектики революц. демократов 19 в. (см. вступит, статьи к 1-му и 2-му изд. «Избранных философских сочинений» Б., 1941 и 1948; сб.: Великий русский мыслитель и революционный демократ — Белинский, 1948; Г. Васецкий, Белинский — великий мыслитель и революционный демократ, 1948; И. Щипанов, глава о Б., в кн.: Из истории русской философии, 1952; 3. Смирнова, раздел в кн.: История философии, т. 2, 1957; В. Степанов, Философские и социологические воззрения В. Г. Белинского, 1959, и др.). БЕЛИНСКИЙ-БЕЛЛЕРС 143 Научный анализ реалистич. эстетики Б. с марксистских позиций дан в книгах: Н. Бродского— «В. Г. Белинский» (1946), Н. Мордовченко ^«Белинский и русская литература его времени» (1951), Б. Бурсова —«Вопросы реализма в эстетике революционных демократов» (1953), П. Мезенцева —«Белинский. Проблемы идейного развития и творческого наследия» (1957; кн. подвергнута критике в печати), 3. Смирновой —■ «Вопросы художественного творчества в эстетике русских революционеров-демократов» (1958), А. Лаврецкого — «Эстетика Белинского» (1959), и др. Немало исследований, книг и статей было посвящено Б. в иностр. лиг-ре. Л. Франс определил значение лит.-критич. творчества Б. и его последователей в след. словах: а...Новое поколение... восторженной, но внимательной и размышляющей молодежи, вырастая, формировало, по примеру Гоголя, школу, направление которой критик Белинский сформулировал следующим образом: «Искусство должно быть верным отображением жизни». Мудрость нового поколения состояла в том, что мерою всех вещей был объявлен человек. Воображение молодежи не выходило за пределы действительности. Это воображение покоилось на истине, и последняя, приобретая новую силу, не становилась от этого менее изящной. Это была натуральная школа» (цит. по сб. «Bj- лиисний. Статьи и материалы», Л., 1943, с. 251). Г. де Мопассан в 1880 дал восторж. оценку В.: «Этот человек оказал решающее влияние на литературное движение своей страны, и авторитет его был более распространен и более могуществен, чем авторитет любого другого критика в любую из эпох в любом месте» (там же). В 1050 в Италии издш сборник избр. произведений рус. революц. демократов с предисловием Д. Берти («11 pensiero democratico rrsso del XIX secolo», Firen-7,e, 1950); Берти показывает большие преимущества рус. лит. критики, к-рая начиная с Б. основана на филос. материализме и тесно связана с передовыми общественными движениями. Исследованием филос. и эстетич. идей Б. занимался чешский бурж. историк Т. Масарик, к-рый в своих книгах [Тт. G. Masaryk, Zur russischen Gescaiclits- und Religions-philosnphifi (Riissland und Europa, Folge 1, Bd 1—2), Jena, 1913; его же, The spirit of Russia (Studies in history, literature and plilosophy), v. 1—2,2ed., N. Y., 1955, и др.] неправильно представил Б. как религ. искателя, соединявшего в своих воззрениях «христианский социализм» и позитивизм. I! реакц. белоэмигрантской лит-ре Б. Яковенко (в. Jako-venko, Geschichte des Hegelianismus in Russland, Ed 1, Ртад, 1940, и др.), Д. Чижевский («Гегель в России», Париж, 1939), Н. Лоеский (N. О. Lossky, History of Russian philosophy, N. Y., 1951), В. Зеньковский («История русской философии», т. 1, Париж, 1948) фдльсифицируют мировоззрение и творчество В., оценивают его с позиций идеализма и реак-иии. Так, Зеньковский тщится представить Б. искателем «царствия божьего и социальной правды» и утверждает, что от «внутренней религиозности» и «персонализма» В. пришел к увлечению «просвещенческим гуманизмом» и «социализмом» либерального типа, что вместе с Герценом Б. якобы являлся основателем рус. либерализма; Зеньковский вынужден, однако, признать, что в конне своей жизни Б. пришел к материализму и атеизму и «пламенному призыву к преобразованию социальных отношений». Англ. бурж. историк Р.' Хеэ.р (R. Hare, Pioneers of russian social thoug it, L., 1951), искажающий путь идейных исканий Б., рисует его моралистом-индивидуалистом и либералом, далеким от революц. борьбы, идеалистом-рационалистом, требовавпгам в конце жизни «ликвидации всяки.х систем философии». Р. книге реакц. нем. историка П. Шейберта (P. Schei-bert, Von Bakunin zu Lenin, Bd 1, Leiden, 1956) Б. лживо изображается несамоетояг. мыслителем, некритически следовавшим за нем. идеализмом (указ. работа, S. 2(8—219). В книге А. Койре (А1. Коугё, Etudes sur l'histoire de la peneee philosoptiique en Russie, P., 1950) Б. неправильно называется учеником Бакунина, а его филос. и полигич. аволюция поверхностно и неосновательно объясняется посторонним влиянием. В цослевоен. годы за границей вышел ряд работ о Б. и его С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1 — 11, СПБ, 1900—17, т. 12—13, М.—Л., 1926—48; Поли. собр. соч., т. 1—13, М., 1953—59; Избр философские сочинения, т. 1—2, [м.—Л. ], 1Э48: Избранные письма, т. 1—2, М., 1955. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд.. т. 5, с. 342; т. 16, ВЁЛЛЕРС (Bellers), Джон (1654—1725)— англ. экономист, социальный реформатор, один из предшественников трудовой теории стоимости. Маркс назвал Б. «истинным феноменом в истории политической экономии», а также отмечал, что Б. «уже в конце XVII века с полной ясностью понимал необходимость уничтожения теперешнего воспитания и разделения труда» («Капитал», т. 1, 1955, с. 494, прим). Б. утверждал, что труд бедных—рудники для богатых. В своих филантропич. проектах Б. стремился решить острую для Англии конца 17 в. проблему обнищания трудящихся. В гл. труде «Проект трудового колледжа» («Proposals for raising a college...», 1895) Б. писал о социальных колониях, соединяющих коллективный труд с производств, обучением, построенных на паевых вложениях богатых и включавших в свой девиз положение «кто не трудится, да не ест». Б. оказал большое влияние на Р. Оуэна, к-рый упоминал Б. в своей автобиографии («The life of Robert Owen», L., 1857—58).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|