Базис и надстройка — бакиханов 125 6 глава
Соч.: John Bellers (1654—1725). Quaker, economist and social reformer. His writings reprinted with a memoir by A. Rut'i Fry, L.-Toronto, [1935]. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, см. Именной указатель; т. 3, М., 1.955, с. 297; Берн штейн Э., Социализм и демократия в Вгликой английской революции [пер. с нем.], М.—П., 1924, с. 298—328; Прзд'лествеиники современного социализма в отрывках ив их произведений. Сост. В. П. Волгин, ч. 1, М., 1928. Г. Зелъманова. Ленинград, 144 БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ. До 16 в. белорус, обществ, мысль находила свое выражение гл. обр. в устном нар. творчестве, летописях, поучениях («Слова и поучения св. Кирилла Туровского», «Летопись Авраамки», «Летописец Литвы и хроника русская», «Сказание о Мамаевом побоище»—белорус, вариант, и др.). К 16 в. в основном закончился процесс образования белорус, народности, происходивший в условиях острой борьбы с реакц. силами феод. Литвы и Польши. В это время Белоруссия выдвигает ряд мыслителей и обществ, деятелей. Наиболее крупным из них в нач. 16 в. был Скорина —первопечатник и талантливый ученый. Провозглашенные им идеи гуманизма и просветительства нашли дальнейшее развитие в творчестве Будного и Тяпинского (2-я пол. 16 в.), к-рые примкнули к радикальному течению в протестантизме — анти-тринитаретву (см. Антшпринитарии). Они разоблачали реакц. роль католич. духовенства и Ватикана, критиковали оси. догматы христианской церкви и библейские тексты. Свободолюбивые идеи распространяли также др. антитринитарии — Петр из Гонендза, Чеховиц, Ян Лицинис, Доманевский и др., а также бежавшие в Белоруссию от преследований церковников рус. вольнодумцы Артемий, Феодосии Косой и др. Учение Косого с его протестом против феод, строя и освящавшей его церкви, с требованием равенства было своеобразным выражением идеологии крестьянства и поэтому имело особенный успех среди «людей простых нравом» (3 и н о в i й, Истины показание..., 1863).
Со 2-й пол. 16 в. в Белоруссии, входившей тогда в состав Речи Посполитой, усиливается наступление католицизма, имевшего целью закабалить белорус, народ не только политически, но и идеологически, задушить в нем мысль о нац. независимости, разорвать его вековые связи с братским рус. народом. Следствием этого явилось усиление идеологич. борьбы, в к-рой важное место принадлежало братствам — нац.-религ. и поли-тич. организациям 15—17 вв. Типографии братств издали значит, количество полемич. сочинений, направленных па разоблачение папства и «учеников римского костела». Наряду срелиг. темами эти сочинения обсуждали также филос. и политич. вопросы. Особую известность имели полемисты Филалет, Зизаний, Смотрицкий, Филиппович. Важную роль в борьбе против церк. мракобесия в Белоруссии в 17 в. сыграл поборник просвещения народа и воссоединения Белоруссии с Россией Полоцкий, имевший многих учеников и последователей. Его мировоззрение имело религ. окраску. Вместе с тем он развивал идеи Скорины о естеств. праве, выступал против теории врожденных идей, отстаивая точку зрения сенсуализма. В силу господства церк. идеологии и ожесточ. внутрирелиг. борьбы (между католицизмом, православием и протестантизмом) у белорус, мыслителей этого периода преобладает интерес к теологич. проблемам. Однако общее развитие белорус, мысли идет по линии раскрепощения умов от религ.-церк. пут. Зарождаются гу-манистич. и рационалистич. идеи, пробивают себе дорогу в борьбе с господствующей религией и идеализмом материалистич. и атеистич. тенденции. Нек-рые офиц. документы (трибуналов, сеймов и т. п.) и отд. работы против материалистов, написанные гл. обр. иезуитами, дают основание утверждать, что в Белоруссии уже в период средневековья шла острая борьба по коренному филос. вопросу. Материалистич. и атеистич. идеи, как отмечали современники, «глубоко укоренились не в одном уме». Существовали целые «секты»,к-рые публично отвергали бога (см. A. Ch. Zaiuski,Mowy sejmowt-...,Kalisz, 1718, с. 1). Отрицание творца и признание материи в качестве
источника развития характерно для Бекеша, Дома-невского, Лована. Лован (из Мозыря) учил, что «бога на небе и души в человеку, рая и пекла нет... и что кольвек есть на свете, то все само през себе... сталосе» (Б о д я н с к и й О., О поисках моих в познаньской публичной библиотеке, М., 1846, с. 12). В 17 в. материалистич. идеи Лована были развиты Лыщинским (из Бреста), к-рый утверждал, что «не бог является создателем человека, а человек является создателем бога, потому что выдумал себе бога из ничего» («Hislo-rische und ausluhiliche Relation...», см.: N о w a-k о w s k i F. K., Zrodta do dziejow Polski, т. 2, В., 1841, S. 125). Лыщинский дошел до полного отрицания церк. учреждений, гос. властей, до признания всеобщего равенства людей. Для борьбы с «безбожниками» была учреждена «священная инквизиция». Наводнившие страну иезуиты прибрали к своим рукам образование и воспитание молодежи. Вплоть до 19 в. в иезуитских, доминиканских, базильянских школах философия преподавалась по схоластизиров. Аристотелю, Фоме Аквинскому, Дунсу Скоту. Дань схоластике в той или иной степени отдали мн. мыслители, в их числе Кмициц, Карский, Нонисский и др. Однако с каждым десятилетием религ. идеология вынуждена была делать уступку за уступкой светскому образу мышления. Родом из Белоруссии (из Несвижа) был крупный философ-идеалист Маймон, с 80-х гг. 18 в. живший в Германии. Он одним из первых подметил дуализм философии Канта и е позиций идеализма критиковал кантовскую «вещь в себе». В нач. 19 в. против субъективного идеализма и скептицизма выступил Довгирд, стоявший на позициях дуализма. Воссоединение Белоруссии с Россией (конец 18 в.) ускорило разложение феодализма и рост капиталистич. отношений; усилилась освободит, борьба трудящихся масс Белоруссии. В устном нар. творчестве, анонимной лит-ре, публицистике центр, место заняли крест, тематика, нац.-освободит, идеи. Под влиянием рус. революц.-демократич. мысли Калиновский, Богуше-вич, Гуринович и др. пропагандировали идею восстания против царизма и установления демократич. республики, в к-рой не будет места сословному и иму-ществ. неравенству. Наряду с этим большое место по-прежнему занимали вопросы материализма и атеизма, критика церкви и духовенства.
В 70—80-х гг. 19 в. в Белоруссии возникли рево-люц. народнич. организации. Народники Минска (ок. 200 чел.) издали в своей типографии неск. номеров «Черного передела» и газ. «Зерно». Видными деятелями белорус, революц. народничества были Гриневецкий, Езерчик, Богданович, Судиловский, Ивановская, Исайев, Лукашевич и др. Белорус, народники издавали журн. «Гомоп» (вышло два номера, 1884). Считая себя социалистами, гомоиовцы выдвигали в качестве «главной цели» «экономическое улучшение страны на началах научного социализма» («Гомон», № 2). Достижение этой цели они считали возможным путем революц. свержения царизма и установления демократич. республики. При этом гомоновцы считали либеральную буржуазию «еще более опасным врагом», чем царизм. Выступая с критикой лицемерного характера «бурж. свобод», «Гомон» писал: «Без изменения экономических отношений свобода есть жестокая ирония над трудящимися классами, ирония еще более жестокая и нахальная, чем „отеческая заботливость" царского самодурства» (№ 1). Журнал выступал за союз равноправных народов России, выдвигал «принцип областной самостоятельности» как основы «для будущего свободного федерально-политического строя» России; этот строй «должен занять место современного абсолютизма». Гомоновцы высоко отзывались о деятельности рус. революционеров-демократов и I: БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ—БЁМЕ 145 считали себя продолжателями революц. традиций народовольцев. Вместе с тем они положительно относились к идее создания марксистских орг-ций, приветствовали образование за границей группы «Освобождение труда». Благодаря их деятельности, изданные группой «Освобождение труда» произведения науч. социализма стали известными рабочим и интеллигенции Белоруссии. Однако, будучи выразителями интересов мелких производителей, гомонов-цы не смогли подняться до правильного понимания обществ, развития.
В 80-х гг. 19 в. в Белоруссии возникли первые рабочие и марксистские орг-ции. С 90-х гг. в среду белорус, рабочих проникают работы Ленина. Ленинские идеи распространялись не только общероссийскими большевистскими органами, но и издававшимися в Белоруссии газ. «Северо-Западный край» (1902—05) и «Звязда» (с июля 1917). В 1902 образовалась «Белорусская социалистическая громада» (БСГ), к-рую Ленин относил к «мелкобуржуазным национальным партиям левонароднического направления» (Соч., 4 изд., т. 20, с. 84). Часть руководства БСГ группировалась вокруг газеты «Наша тва» (1906—15). Благодаря победе Окт. революции 1917 Белоруссия впервые в истории обрела свою социалистич. государственность. Были созданы необходимые условия для развития нац. культуры и торжества марксистского мировоззрения. В 20—30-х гг. были изданы на белорус, языке важнейшие работы Маркса и Энгельса, 12-томное собр. соч. В. И. Ленина, нек-рые произведения Плеханова. В открывшемся в 1921 в Белоруссии Гос. ун-те была создана кафедра диалектич. материализма. В 1924 начала работу кафедра историч. материализма в Коммунистич. ун-те, было создано Об-во историков-марксистов БССР (1927). В 1922 в Минске вышел первый учебник по марксистской философии С. Вольфсона, выдержавший 7 изд. В 20-х гг. вышли также кн. «Что такое марксизм» (1925), «Марксизм и социология» (1926) С. Р»аценбо-гена, и др., издан ряд работ, посвященных разработке марксистской теории Лениным. В 1931 был создан Ин-т философии АН БССР. В 30-х гг. вышли монографии «Семья и брак в их историческом развитии» (1937) и «Современная религиозность» («Сучасная рэлтйнасць», 1930) С. Вольфсона, статьи «К. Маркс i нацыянальнае пытаньне» И. Ильюшина, «Фальсыфшацыя марксизму сучасным соцыял-фашызмам» Р. Выдры, и др. В послевоен. годы восстановлен (1947) Ин-т философии и права АН БССР, создана кафедра истории философии в Белорус, ун-те (1947), организованы кафедра философии при АН БССР, кафедры диалектич. и историч. материализма в Политехнич., Мед. ин-тах и др. вузах. Значительно выросли филос. кадры республики, расширился круг исследований. На белорус, языке изданы сочинения Ленина, Сталина, отд. произведения Маркса, Энгельса, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др. Среди филос. работ —«Вопросы исторического материализма в трудах Ленина и Сталина 1921 —1923 гг.» (1953) К. Буслова, «Борьба В. И. Ленина против субъективной социологии либерального народничества» (1954) Н. Халипова, «О материалистических воззрениях в отечественной физике (II половина XIX и начало XX вв.)»(1957) А. Карлюка, «Значение учения И. П. Павлова для естественно-научного обоснования диалектического материализма» В. Ковалги-на (В. М. Кавалгш, Вучэнне I. П. Пахлава — вы-датны $клад у прыродазна^ча — навуковую аснову дыялектычнага матэрыял!зма, 1953), «Проблема ощущений и рефлекторная теория» (Сб.ст., 1959), «Очерки по истории обществ.-политич. и философской
мысли в Белоруссии второй половины XIX века» И. Лущицкого (I. H. Лушчыцщ, Нары-сы па ricTopbii грамадска - палиычнай i фша-софскай думт f Беларуы f другой палавше XIX веку, 1958), «Скорина, его деятельность и мировоззрение» Н. Алексютовича (Алексютов1ч М. А., Скары-на, яго дзейнасць i светапогляд, 1958), «Происхождение сознания и его особенности» (1959) П. Протасе-ни, «Философские и социологические воззрения В. Г. Белинского» (1959) В. Степанова, «Мировоззрением. В. Ломоносова»(1959) Е. Азаренко, «Очеркисто-рии социальных идей в древней Индии» Г. Александрова, и др. В последние годы вышли из печати коллективные работы «Вопросы марксистской философии в трудах В. И. Ленина» (1958), «Фарм1рава-нне i развщце Беларускай сацыял1стычнай нацьп» (1958), сб. «Из истории борьбы за распространение марксизма в Белоруссии (1883 — 1917 гг.)» (1958), «Вопросы марксистско-ленинской философии» (1955), «О „Философских тетрадях" В. И. Ленина» (1959) и др. Усилия белорус, философов сосредоточены на разработке проблем коммунистич. строительства в СССР, ленинского этапа в философии марксизма, истории передовой филос. и обществ, мысли в Белоруссии. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1—2, М., 1955—56 (т. 1, гл. 8. т. 2, гл. 29); История философии, т. 2, М., 1957, с. 404—406; т. 4, М., 1959, с. 237—243; Б у с л о в К. П., Развитие марксистской философской науки в БССР за 40 лет, «Вопр. философии», 1958, № 1; Дабрын1н М. К., Беларуская л!тература. Старажытны перыяд, Мшск, 195?; Tatarkiewicz W.,Materia}}- do dziejuw nauczania filozofiina Litwie, [Krakuw], 1923 H. Алексютович. Минск. БЁМ-ВАВЕРК (B5hm-Bawerk, Bohm von Ba-werk), Эйген (12 февр. 1851 — 27 авг. 1914) — австр. бурж. экономист и политич. деятель; проф. в Инсбруке и Вене. Был мин. финансов, президентом Австр. АН. Основатель вульгарной т. н. австр. школы в политич. экономии, автор «психологической» концепции, Б.-Б. выступил с критикой теории стоимости Маркса. Б.-Б. источником стоимости и цен считал «предельную полезность», объяснял происхождение прибыли различием субъект, оценок вещи — ее настоящих и будущих благ. Экономич. учение Б.-Б. оказало влияние на нек-рых представителей легального марксизма в России (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 3, с. 559). С позиций прагматизма Б.-Б. выступал против учения Маркса о прибавочной стоимости. Метод «пси-хологич. оценок» широко распространен в совр. бурж. политич. экономии и социологии. Соч.: GesammelteSchriften, ВО 1— 2, W.— Lpz., 1924—26; Очерки по истории политической экономии, СПБ, 1902; Капитал и прибыль, СПБ, 1909; Основы теории ценности хозяйственных благ, [Л.1, 1929; Теория Карла Маркса и ее критика, СПБ, 1897. Лит.: М а р к с К., Капитал, т. 1, М., 1955, гл. 1; Ленин БЕМЕ, Б ё м (Bohme, Bohm), Якоб (1575 — 17 нояб. 1624) — нем. философ-пантеист. Выходец из крест, семьи, по профессии сапожник. Подвергался преследованиям духовенства. Б. — мистик, экзальтированный религ. мечтатель; в то же время в его учении имеются глубокие диалектич. и материалистич. идеи. По выражению Фейербаха, Б.— «материалистический теист» (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 50). Маркс и Энгельс использовали термин Б. «мука материи» для пояснения того, как понимался принцип самодвижения в 17 в. (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Энгельс называл Б. «предвестником грядущих философов» («Архив Маркса и Энгельса», т. X, 1948, с. 346). I 146 БЕНАРИ—GEHTAM Последовательной системы у Б. нет. Его произведения — «Аврора или утренняя заря в восхождении..» («Aurora oder Morgenrothc im Aufgang...», 1612, изд. 1634, рус. пер. 1914), «О трех принципах божественной сущности» («Beschreibung der drei Principien G5ttlich.es Wesens», 1660), «Теософские вопросы» («Theosophische Fragen», 1624, изд. 1677) и др.— противоречивы, содержат переложения библейских мифов, полны поэтич. образов. Бог и природа для Б.— одно и то же, вне природы ничего нет. Бог творит самого себя. Первоначально он был ничто, пропасть (Ungrund), это был не дух, а лишь образ духа. Вглядевшись в самого себя, бог-отец создал сына — «слово жизни», ее «основу» (Grund). В результате соединения этих двух начал возник дух, божеств, троица. Раздвоенность, противоречивость Б. видел повсюду: все вещи состоят из «да» и «нет», мир развивается в силу борьбы добра и зла, света и тьмы. Без тождества в одном предмете двух противоречивых начал, находящихся в постоянной борьбе, вещи были бы ничто и стояли бы без движения («Теософские вопросы»). Под влиянием Б. находились Баадер и Шеллинг, в известной мере Гегель и Фейербах. Рус. масоны перевели и издали ряд сочинений Б. (см. Русские переводы Я. Бёме в «Библиогр. записках», 1858, с. 129 и след.). Соч.: Sammtnche Werke, Bd 1—7, Lpz., 1922; Glaube und Tat, В.. 1957; Aurora или утренняя заря в восхождении, пер. [с нем.], М., 1914. Лит.: Герцен А. И., Избр. философские произв., т. 1. [М.], 1948, с. 233—39; Левев В. Г., Якоб Беме и его учение, «Вестн. истории мировой культуры», 1958, № 5; Feuerbacb L., Geschichte der reueren Philosophic, в его кн.: Sammtliche Werke, Bd 4, Stuttgart, 1910; Buddecke W..Die Jakob Bohme-Ausgaben.Ein beschreibendes Verzeichnis, Tl 1, Gcttingen, 1937; В e n z E., Schillings theologische Geistesahnen, Mainz—Wiesbaden. 1955; G r u n s k у Н., Jacob Bobrae. Stuttgart, 1956; Stoudt J. J., Sunrise to eternity. A study in Jacob Boehme's life and thought, Phil., 1957. А. Гулыга. Москва. БЕНАРИ (Benary), Фердинанд (22 марта 1805— 7 февр. 1880) — нем. богослов, филолог-востоковед. Проф. Берлинского ун-та. Печатал свои труды в «Jahrbiicher fur Wissenschaftliche Kritik». В 1836 в лекциях, посвященных Библии, дал анализ происхождения Апокалипсиса. Он доказал, что т. н. мистическое «звериное число» 666, о котором говорит «Откровение Иоанна», есть просто сумма цифровых значений букв др.-евр. слов «император Нерон». Высокую оценку работ Б. дал Энгельс в работах «Книга откровения» и «К истории раннего христианства» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 162; ч. 2, 1936, с. 426—28). М. Шахнович. Ленинград. БЕНВЕНУТО (Benvenuto), Карлос (р. 1899) — уругв. философ-идеалист, испытавший влияние филос. учения Баса Феррейры. Б.— автор многочисл. филос. статей и крупной работы «Конкретное» («Concreciones», 1929), сочетающей идеи прагматизма и экзистенциализма. Уделяет большое внимание разработке логики (см. статьи Б. в журнале «Hiperion», изд. в 30—40-х гг., №№ 7, 114, 115, 119, 120). Лит.: А г d а о A., La filosofia en el Uruguay en el siglo БЕНЕДИКТ (Benedict), Рут Фултон (5 июня 1887 — 17 септ. 1948) — амер. бурж. социолог-антрополог. Д-р философии (1923), президент Амер. этнология, об-ва (1926—28), проф. антропологии Колумбийского ун-та. Пыталась объединить антропологию с социологией, психологией и философией. Свою ненаучную концепцию «культурной антропологии» Б. изложила в кн. «Образцы культуры» («Patterns of culture», 1934) и в ряде статей. Культура, по мнению Б., должна рассматриваться не с т. зр. ее содержания, а с т. зр. формального порядка и организации. Каждая культура имеет свой «образец» («pattern»); совокупность последних образует опред. форму, стиль культуры. Б. классифицирует культуру не сообразно ее конкретно-историч. содержанию, к-рое она приобретает в каждую эпоху, но отправляясь от заимствованной у Ницше антинаучной концепции двух «основных форм» культуры — «апол-лоновой» (характеризуемой принципами классич. гармонии) и «дионисийской» (к-рой сгойственны стихийно-хаотич. черты). Но все же «дух» культуры, по Б., заключается в тенденции к гармонии. Все стили, смешиваясь, переходят в гармонич. форму. Б. испытала влияние расизма. С о ч.: Zuni mythology, v. 1—2, N. Y., 1935; Race, science and politics, rev. ed., N. Y., 1945; The race? of mankind, [2 ed, N. Y;, 1951] (совместное G. Weltfish), В. Семенов. Москва. БЁНЕКЕ (Beneke), Фридрих Эдуард (17 февр. 1798—1 марта 1854) — нем. философ-идеалист и психолог. Преподавал философию в Гёттингене и Берлине. Стремясь соединить противоречащие друг другу субъ-ективно-идеалистич. априоризм Канта и материа-листич. эмпиризм англо-франц. философии, Б.развивал субъективно-идеалистич. концепцию внутр. опыта, выступал против рационализма, особенно против философии Гегеля (за несогласие с к-рым был в 1822 на нек-рое время отстранен от чтения лекций в Берлинском ун-те). Б. рассматривал психологию как науку, лежащую в основе философии, т.к., по его мнению, только психич. явления непосредственно и адекватно познаваемы, а внешний мир постигается лишь по аналогии с внутр. познанием. С. о ч.: Lehrbucb der Psychologie, В., 1877; Lehrbuch der Lo-gik, В., 1832; System der Metapnysik und Religionsphilosophie, В., 1839; Pragmatische Psychologie, Bd 1—2, В., 1850. Лит.: Фр. Эд. Бснеке. Очерк его жизни и трудов, «Педагогический сборник», 1871, № 12; Дресслер И. Г.. Основания психологии и логики по Бенеке, пер. [с нем. ]. СПБ, 1871; Троицкий М., Немецкая психология в текущем столетии, 2 изд., т. 2, М., 1883, с. 370 — 444; Г е ф ф-д и н г Г., Учебник истории новой философии, пер. с нем., М.. 1924, с. 176—77; R a u e G., Beneke's пене Seelenlehre, 4 Aufl., Mainz, 1865; Brandt F. В., Friedrich Eduard Beneke the man und his philosophy, N. Y., 1895; Gramzow O., Friedrich Eduard Beneke's Leben und Philosophic, Bern, 1899. B. Ilifo. Берлин. ВЕНТАМ (Bentham), Иеремия (15 февр. 1748 -6 июня 1832) — англ. бурж. правовед и моралист, представитель этики утилитаризма. Идеолог англ. буржуазии периода пром. переворота в Англии, виг. Выступал против левого крыла франц. Просвещения, критиковал учение о естественном правей утверждал право гос. власти на подавление нар. восстаний. Этика Б., подробно изложенная в произв. «Деонтология или наука о морали» («Deontology or the science of morality», v. 1—2, 1834), носит по своейме-тодологии метафизич. характер. В ее основе лежит «принцип пользы», согласно к-рому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимгй ими пользе. В определении же пользы Б. исходил из частного интереса человека: добро- БЕРГСОН 147 детельными являются поступки человека, увеличивающие его наслаждения и уменьшающие страдания; каждый должен заботиться только о себе, а отсюда сама собой проистекает общая польза, «наибольшее счастье наибольшего числа людей». В своей этике Г>. объявил бурж. человека, признающего только свой эгоистич. интерес, образцом человека вообще; низвел удовлетворение частного интереса в моральную заповедь; изобразил бурж. общество как строй, обеспечивающий достижение всеобщего счастья. Маркс, показав теоретич. убожество и классовую ограниченность рассуждений Б., назвал его «оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века» («Капитал», 1955, т. 1, с. 615). ('оч.: Works, v. 1—11, Edin., 1838—43; An introduction 1o the principles of morals and legislation, Oxf., 1879; соч. в рус. пер. —О государстве, СПБ, 1860; Избранные сочинения, т. 1, СПБ, 1867; О судебных доказательствах, 1876; Принципы законодательства, — О влиянии условий, времени и места на законодательство, — Руководство по политической экономии, М., 1896; Тактика законодательных собраний, СПБ, 1907. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2—4, М., 1955 (т. 2, с. 146 — 48, 196, 205, 212, 436, т. 3, с. 201, 232, т. 4, с. 252); их же, Соч.. т. 17, М,— Л., 1937, с. 195, 670, т. 21, М.-Л., 1921, с. 6; История философии, т. 3, [М.], 1943. с. 441—59; Чернышевский Н. Г., Поли. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 846); Ярош К. Н., Иеремия Бентам, его отношение к учению о естественном нраве, Харьков, 1 886; Л е в е н с о н П., Беккариа и Бентам, их жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1893; Левитов П. В., Мораль эвдемонизма пред судом общечеловеческого нравственного сознания (Критический разбор нравственного учения Милля и Бентама), Харьков, 1903; Покров с к и й П., Бентам и его время, П., 1916; К г а-u s О., Der Machtgedanke und die Friedensidee in der Philoso-phie der Englander Bacon und Bentliam, Lpz., 1926. А. Макаровский. Москва. Б. сравнивает с фейерверком. В конечном итоге длительность, время или жизнь (учение Б. родственно нем. иррационалистич. философии жизни) оказывается мистич. демиургом действительности, или богом. «Время вне временных вещей-бог»,—указывает Ленин («Философские тетради», 1947, с. 48). Это замечание можно отнести к Б. В качестве органа постижения длительности Б. выдвигает интуицию, где «акт познания совпадает с актом, порождающим действительность», и «исчезает различие между тем, кто познает, и тем, что познается». Такое понимание интуиции и процесса познания вообще, стирая грани между объективным и субъективным, бытием и познанием, широко открывает двери субъективистскому произволу и религ. фантастике. Интуиция у Б. понимается как противоположный разуму мистич. акт непосредств. постижения, простейшей формой к-рого является инстинкт, а высшим проявлением— эстетич. способность. Типичным образцом интуитивного познания Б. считает художеств, творчество, якобы свободное от утилитарных целей. Художник, благодаря эстетич. интуиции, воспринимает реальность не в трансформированном органами чувств и интеллектом виде, а во всем своеобразии ее индивидуальных, первичных качеств. Настоящими поэтами, писателями, живописцами и т. д.могут быть только те люди, у которых «по счастливой случайности» «природа позабыла связать способность восприятия со способностью действия» («Мысль и движущееся» — «La pensee et le mouvant», 1934). Художник, по Б., не должен выходить за рамки своего субъективного мира; ему нужно погрузиться в глубины своего духа и путем огромных усилий внутр. наблюдения претворить «в законченные творения то, что природа заложила в нем в виде начатков или простой возможности» («Смех»—«Le Шге», 1900). Признавая интуицию высшей формой философ, и эстетич. познания, вкладывая в свое понимание принципа движения и изменчивости мистич. содержание, Б. тем самым обнаруживает большую близость к реакц. идеологии древности и средневековья, к мистич. учениям Плотина, Августина, Вёме, Экхарта и др. Вместе с мистиками и представителями религ. обскурантизма Б. противопоставляет науке, разуму религ. неразумие, утверждая, что «религия является оборонительной реакцией природы против разлагающей силы разума» («Les deus sources de la morale et de la religion», P., 1932, p. 127).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|