Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базис и надстройка — бакиханов 125 6 глава




Соч.: John Bellers (1654—1725). Quaker, economist and social reformer. His writings reprinted with a memoir by A. Rut'i Fry, L.-Toronto, [1935].

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, см. Имен­ной указатель; т. 3, М., 1.955, с. 297; Берн штейн Э., Социализм и демократия в Вгликой английской революции [пер. с нем.], М.—П., 1924, с. 298—328; Прзд'лествеиники современного социализма в отрывках ив их произведе­ний. Сост. В. П. Волгин, ч. 1, М., 1928.

Г. Зелъманова. Ленинград,


144 БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ


БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТ­ВЕННАЯ МЫСЛЬ. До 16 в. белорус, обществ, мысль находила свое выражение гл. обр. в устном нар. творчестве, летописях, поучениях («Слова и поучения св. Кирилла Туровского», «Летопись Авраамки», «Ле­тописец Литвы и хроника русская», «Сказание о Мамае­вом побоище»—белорус, вариант, и др.). К 16 в. в ос­новном закончился процесс образования белорус, на­родности, происходивший в условиях острой борьбы с реакц. силами феод. Литвы и Польши. В это время Белоруссия выдвигает ряд мыслителей и обществ, дея­телей. Наиболее крупным из них в нач. 16 в. был Скорина —первопечатник и талантливый ученый. Про­возглашенные им идеи гуманизма и просветительства нашли дальнейшее развитие в творчестве Будного и Тяпинского (2-я пол. 16 в.), к-рые примкнули к радикальному течению в протестантизме — анти-тринитаретву (см. Антшпринитарии). Они разобла­чали реакц. роль католич. духовенства и Ватикана, критиковали оси. догматы христианской церкви и библейские тексты. Свободолюбивые идеи распростра­няли также др. антитринитарии — Петр из Гонендза, Чеховиц, Ян Лицинис, Доманевский и др., а также бе­жавшие в Белоруссию от преследований церковников рус. вольнодумцы Артемий, Феодосии Косой и др. Учение Косого с его протестом против феод, строя и освящавшей его церкви, с требованием равенства было своеобразным выражением идеологии крестьян­ства и поэтому имело особенный успех среди «людей простых нравом» (3 и н о в i й, Истины показание..., 1863).

Со 2-й пол. 16 в. в Белоруссии, входившей тогда в состав Речи Посполитой, усиливается наступление ка­толицизма, имевшего целью закабалить белорус, народ не только политически, но и идеологически, задушить в нем мысль о нац. независимости, разорвать его веко­вые связи с братским рус. народом. Следствием этого явилось усиление идеологич. борьбы, в к-рой важное место принадлежало братствам — нац.-религ. и поли-тич. организациям 15—17 вв. Типографии братств издали значит, количество полемич. сочинений, на­правленных па разоблачение папства и «учеников рим­ского костела». Наряду срелиг. темами эти сочинения обсуждали также филос. и политич. вопросы. Особую известность имели полемисты Филалет, Зизаний, Смотрицкий, Филиппович.

Важную роль в борьбе против церк. мракобесия в Белоруссии в 17 в. сыграл поборник просвещения народа и воссоединения Белоруссии с Россией По­лоцкий, имевший многих учеников и последователей. Его мировоззрение имело религ. окраску. Вместе с тем он развивал идеи Скорины о естеств. праве, выступал против теории врожденных идей, отстаивая точку зрения сенсуализма. В силу господства церк. идео­логии и ожесточ. внутрирелиг. борьбы (между католицизмом, православием и протестантизмом) у белорус, мыслителей этого периода преобладает интерес к теологич. проблемам. Однако общее развитие белорус, мысли идет по линии раскрепо­щения умов от религ.-церк. пут. Зарождаются гу-манистич. и рационалистич. идеи, пробивают себе дорогу в борьбе с господствующей религией и идеа­лизмом материалистич. и атеистич. тенденции.

Нек-рые офиц. документы (трибуналов, сеймов и т. п.) и отд. работы против материалистов, написан­ные гл. обр. иезуитами, дают основание утверждать, что в Белоруссии уже в период средневековья шла острая борьба по коренному филос. вопросу. Мате­риалистич. и атеистич. идеи, как отмечали современ­ники, «глубоко укоренились не в одном уме». Суще­ствовали целые «секты»,к-рые публично отвергали бога (см. A. Ch. Zaiuski,Mowy sejmowt-...,Kalisz, 1718, с. 1). Отрицание творца и признание материи в качестве


источника развития характерно для Бекеша, Дома-невского, Лована. Лован (из Мозыря) учил, что «бога на небе и души в человеку, рая и пекла нет... и что кольвек есть на свете, то все само през себе... сталосе» (Б о д я н с к и й О., О поисках моих в познаньской публичной библиотеке, М., 1846, с. 12). В 17 в. ма­териалистич. идеи Лована были развиты Лыщинским (из Бреста), к-рый утверждал, что «не бог является создателем человека, а человек является создателем бога, потому что выдумал себе бога из ничего» («Hislo-rische und ausluhiliche Relation...», см.: N о w a-k о w s k i F. K., Zrodta do dziejow Polski, т. 2, В., 1841, S. 125). Лыщинский дошел до полного отри­цания церк. учреждений, гос. властей, до признания всеобщего равенства людей.

Для борьбы с «безбожниками» была учреждена «священная инквизиция». Наводнившие страну иезуи­ты прибрали к своим рукам образование и воспитание молодежи. Вплоть до 19 в. в иезуитских, доминикан­ских, базильянских школах философия преподавалась по схоластизиров. Аристотелю, Фоме Аквинскому, Дунсу Скоту. Дань схоластике в той или иной степени отдали мн. мыслители, в их числе Кмициц, Карский, Нонисский и др. Однако с каждым десятиле­тием религ. идеология вынуждена была делать уступку за уступкой светскому образу мышления.

Родом из Белоруссии (из Несвижа) был крупный философ-идеалист Маймон, с 80-х гг. 18 в. живший в Германии. Он одним из первых подметил дуализм философии Канта и е позиций идеализма критиковал кантовскую «вещь в себе». В нач. 19 в. против субъективного идеализма и скептицизма выступил Довгирд, стоявший на позициях дуализма.

Воссоединение Белоруссии с Россией (конец 18 в.) ускорило разложение феодализма и рост капиталистич. отношений; усилилась освободит, борьба трудящихся масс Белоруссии. В устном нар. творчестве, аноним­ной лит-ре, публицистике центр, место заняли крест, тематика, нац.-освободит, идеи. Под влиянием рус. революц.-демократич. мысли Калиновский, Богуше-вич, Гуринович и др. пропагандировали идею вос­стания против царизма и установления демократич. республики, в к-рой не будет места сословному и иму-ществ. неравенству. Наряду с этим большое место по-прежнему занимали вопросы материализма и атеизма, критика церкви и духовенства.

В 70—80-х гг. 19 в. в Белоруссии возникли рево-люц. народнич. организации. Народники Минска (ок. 200 чел.) издали в своей типографии неск. номеров «Черного передела» и газ. «Зерно». Видными деятеля­ми белорус, революц. народничества были Гриневец­кий, Езерчик, Богданович, Судиловский, Ивановская, Исайев, Лукашевич и др. Белорус, народники издавали журн. «Гомоп» (вышло два номера, 1884). Считая себя социалистами, гомоиовцы выдвигали в качестве «главной цели» «экономическое улучшение страны на началах научного социализма» («Гомон», № 2). Достижение этой цели они считали возможным путем революц. свержения царизма и установления демократич. республики. При этом гомоновцы счи­тали либеральную буржуазию «еще более опасным вра­гом», чем царизм. Выступая с критикой лицемерного характера «бурж. свобод», «Гомон» писал: «Без измене­ния экономических отношений свобода есть жестокая ирония над трудящимися классами, ирония еще более жестокая и нахальная, чем „отеческая заботливость" царского самодурства» (№ 1). Журнал выступал за союз равноправных народов России, выдвигал «прин­цип областной самостоятельности» как основы «для будущего свободного федерально-политического строя» России; этот строй «должен занять место совре­менного абсолютизма». Гомоновцы высоко отзывались о деятельности рус. революционеров-демократов и


I:


БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ—БЁМЕ 145


считали себя продолжателями революц. традиций народовольцев. Вместе с тем они положительно относились к идее создания марксистских орг-ций, приветствовали образование за границей группы «Освобождение труда». Благодаря их деятельности, изданные группой «Освобождение труда» произведе­ния науч. социализма стали известными рабочим и интеллигенции Белоруссии. Однако, будучи выра­зителями интересов мелких производителей, гомонов-цы не смогли подняться до правильного понимания обществ, развития.

В 80-х гг. 19 в. в Белоруссии возникли первые рабочие и марксистские орг-ции. С 90-х гг. в среду белорус, рабочих проникают работы Ленина. Ленинские идеи распространялись не только обще­российскими большевистскими органами, но и из­дававшимися в Белоруссии газ. «Северо-Западный край» (1902—05) и «Звязда» (с июля 1917). В 1902 образовалась «Белорусская социалистическая гро­мада» (БСГ), к-рую Ленин относил к «мелкобуржуаз­ным национальным партиям левонароднического направления» (Соч., 4 изд., т. 20, с. 84). Часть руко­водства БСГ группировалась вокруг газеты «Наша тва» (1906—15).

Благодаря победе Окт. революции 1917 Белоруссия впервые в истории обрела свою социалистич. государ­ственность. Были созданы необходимые условия для развития нац. культуры и торжества марксистского мировоззрения. В 20—30-х гг. были изданы на бело­рус, языке важнейшие работы Маркса и Энгельса, 12-томное собр. соч. В. И. Ленина, нек-рые произ­ведения Плеханова. В открывшемся в 1921 в Бело­руссии Гос. ун-те была создана кафедра диалектич. материализма. В 1924 начала работу кафедра историч. материализма в Коммунистич. ун-те, было создано Об-во историков-марксистов БССР (1927). В 1922 в Минске вышел первый учебник по марксистской философии С. Вольфсона, выдержавший 7 изд. В 20-х гг. вышли также кн. «Что такое марксизм» (1925), «Марксизм и социология» (1926) С. Р»аценбо-гена, и др., издан ряд работ, посвященных разработке марксистской теории Лениным.

В 1931 был создан Ин-т философии АН БССР. В 30-х гг. вышли монографии «Семья и брак в их историческом развитии» (1937) и «Современная рели­гиозность» («Сучасная рэлтйнасць», 1930) С. Вольф­сона, статьи «К. Маркс i нацыянальнае пытаньне» И. Ильюшина, «Фальсыфшацыя марксизму сучасным соцыял-фашызмам» Р. Выдры, и др.

В послевоен. годы восстановлен (1947) Ин-т фило­софии и права АН БССР, создана кафедра истории философии в Белорус, ун-те (1947), организованы кафедра философии при АН БССР, кафедры диалектич. и историч. материализма в Политехнич., Мед. ин-тах и др. вузах. Значительно выросли филос. кадры республики, расширился круг исследований. На бело­рус, языке изданы сочинения Ленина, Сталина, отд. произведения Маркса, Энгельса, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др.

Среди филос. работ —«Вопросы исторического мате­риализма в трудах Ленина и Сталина 1921 —1923 гг.» (1953) К. Буслова, «Борьба В. И. Ленина против субъективной социологии либерального народниче­ства» (1954) Н. Халипова, «О материалистических воззрениях в отечественной физике (II половина XIX и начало XX вв.)»(1957) А. Карлюка, «Значение учения И. П. Павлова для естественно-научного обоснова­ния диалектического материализма» В. Ковалги-на (В. М. Кавалгш, Вучэнне I. П. Пахлава — вы-датны $клад у прыродазна^ча — навуковую аснову дыялектычнага матэрыял!зма, 1953), «Проблема ощу­щений и рефлекторная теория» (Сб.ст., 1959), «Очер­ки по истории обществ.-политич. и философской


мысли в Белоруссии второй половины XIX века» И. Лущицкого (I. H. Лушчыцщ, Нары-сы па ricTopbii грамадска - палиычнай i фша-софскай думт f Беларуы f другой палавше XIX веку, 1958), «Скорина, его деятельность и мировоззре­ние» Н. Алексютовича (Алексютов1ч М. А., Скары-на, яго дзейнасць i светапогляд, 1958), «Происхожде­ние сознания и его особенности» (1959) П. Протасе-ни, «Философские и социологические воззрения В. Г. Белинского» (1959) В. Степанова, «Мировоззре­нием. В. Ломоносова»(1959) Е. Азаренко, «Очеркисто-рии социальных идей в древней Индии» Г. Алексан­дрова, и др. В последние годы вышли из печати коллективные работы «Вопросы марксистской фило­софии в трудах В. И. Ленина» (1958), «Фарм1рава-нне i развщце Беларускай сацыял1стычнай нацьп» (1958), сб. «Из истории борьбы за распространение марксизма в Белоруссии (1883 — 1917 гг.)» (1958), «Вопросы марксистско-ленинской философии» (1955), «О „Философских тетрадях" В. И. Ленина» (1959) и др. Усилия белорус, философов сосредоточены на раз­работке проблем коммунистич. строительства в СССР, ленинского этапа в философии марксизма, истории передовой филос. и обществ, мысли в Белоруссии. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1—2, М., 1955—56 (т. 1, гл. 8. т. 2, гл. 29); История философии, т. 2, М., 1957, с. 404—406; т. 4, М., 1959, с. 237—243; Б у с л о в К. П., Развитие марксистской философской науки в БССР за 40 лет, «Вопр. философии», 1958, № 1; Дабрын1н М. К., Беларуская л!тература. Старажытны перыяд, Мшск, 195?; Tatarkiewicz W.,Materia}}- do dziejuw nauczania filozofiina Litwie, [Krakuw], 1923 H. Алексютович. Минск.

БЁМ-ВАВЕРК (B5hm-Bawerk, Bohm von Ba-werk), Эйген (12 февр. 1851 — 27 авг. 1914) — австр. бурж. экономист и политич. деятель; проф. в Инсбру­ке и Вене. Был мин. финансов, президентом Австр. АН. Основатель вульгарной т. н. австр. школы в политич. экономии, автор «психологической» концеп­ции, Б.-Б. выступил с критикой теории стоимости Маркса. Б.-Б. источником стоимости и цен считал «предельную полезность», объяснял происхождение прибыли различием субъект, оценок вещи — ее настоя­щих и будущих благ. Экономич. учение Б.-Б. оказало влияние на нек-рых представителей легального марксиз­ма в России (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 3, с. 559). С позиций прагматизма Б.-Б. выступал против уче­ния Маркса о прибавочной стоимости. Метод «пси-хологич. оценок» широко распространен в совр. бурж. политич. экономии и социологии.

Соч.: GesammelteSchriften, ВО 1— 2, W.— Lpz., 1924—26; Очерки по истории политической экономии, СПБ, 1902; Ка­питал и прибыль, СПБ, 1909; Основы теории ценности хо­зяйственных благ, [Л.1, 1929; Теория Карла Маркса и ее кри­тика, СПБ, 1897.

Лит.: М а р к с К., Капитал, т. 1, М., 1955, гл. 1; Ленин
В. И., Некритическая критика, Соч., 4 изд., т. 3, с. 537; его
ж е, Рецензия. Karl Kaiitsky. Bernstein und das socialdemo-
kratische Programm. Eine Antikritik, там же, т. 4, с. 174—84;
Гильфердинг Р., Бем-Баверк как критик Маркса,
1M.I, 1923; Sivers E. von, Die Zinstheorie Eusen von
Bolim-Bawerks im Liclvte der deutschen Kritik, Jena, 1924;
Lukas E., Kritisclie Betrachtungen zur Agiotheorie Bohm-
Bawerks, в кн.: Wirtschaftstheorie und Wirtscliaftspolitik,
lirsg. von A. Kruse, В., [1951]. Б. Раббот. Москва.

БЕМЕ, Б ё м (Bohme, Bohm), Якоб (1575 — 17 нояб. 1624) — нем. философ-пантеист. Выходец из крест, семьи, по профессии сапожник. Подвергался пресле­дованиям духовенства.

Б. — мистик, экзальтированный религ. мечта­тель; в то же время в его учении имеются глубокие диалектич. и материалистич. идеи. По выражению Фейербаха, Б.— «материалистический теист» (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 50). Маркс и Энгельс использовали термин Б. «мука материи» для пояснения того, как понимался принцип само­движения в 17 в. (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Эн­гельс называл Б. «предвестником грядущих филосо­фов» («Архив Маркса и Энгельса», т. X, 1948, с. 346).


I


146 БЕНАРИ—GEHTAM


Последовательной системы у Б. нет. Его произ­ведения — «Аврора или утренняя заря в восхожде­нии..» («Aurora oder Morgenrothc im Aufgang...», 1612, изд. 1634, рус. пер. 1914), «О трех принципах боже­ственной сущности» («Beschreibung der drei Principien G5ttlich.es Wesens», 1660), «Теософские вопросы» («Theosophische Fragen», 1624, изд. 1677) и др.— противоречивы, содержат переложения библейских мифов, полны поэтич. образов. Бог и природа для Б.— одно и то же, вне природы ничего нет. Бог творит самого себя. Первоначально он был ничто, пропасть (Ungrund), это был не дух, а лишь образ духа. Вглядевшись в самого себя, бог-отец создал сына — «слово жизни», ее «основу» (Grund). В ре­зультате соединения этих двух начал возник дух, божеств, троица. Раздвоенность, противоречивость Б. видел повсюду: все вещи состоят из «да» и «нет», мир развивается в силу борьбы добра и зла, света и тьмы. Без тождества в одном предмете двух про­тиворечивых начал, находящихся в постоянной борьбе, вещи были бы ничто и стояли бы без движения («Тео­софские вопросы»).

Под влиянием Б. находились Баадер и Шеллинг, в известной мере Гегель и Фейербах. Рус. масоны перевели и издали ряд сочинений Б. (см. Русские переводы Я. Бёме в «Библиогр. записках», 1858, с. 129 и след.).

Соч.: Sammtnche Werke, Bd 1—7, Lpz., 1922; Glaube und Tat, В.. 1957; Aurora или утренняя заря в восхождении, пер. [с нем.], М., 1914.

Лит.: Герцен А. И., Избр. философские произв., т. 1. [М.], 1948, с. 233—39; Левев В. Г., Якоб Беме и его учение, «Вестн. истории мировой культуры», 1958, № 5; Feuerbacb L., Geschichte der reueren Philosophic, в его кн.: Sammtliche Werke, Bd 4, Stuttgart, 1910; Buddecke W..Die Jakob Bohme-Ausgaben.Ein beschreibendes Verzeichnis, Tl 1, Gcttingen, 1937; В e n z E., Schillings theologische Geistesahnen, Mainz—Wiesbaden. 1955; G r u n s k у Н., Jacob Bobrae. Stuttgart, 1956; Stoudt J. J., Sunrise to eter­nity. A study in Jacob Boehme's life and thought, Phil., 1957.

А. Гулыга. Москва.

БЕНАРИ (Benary), Фердинанд (22 марта 1805— 7 февр. 1880) — нем. богослов, филолог-востоковед. Проф. Берлинского ун-та. Печатал свои труды в «Jahrbiicher fur Wissenschaftliche Kritik». В 1836 в лекциях, посвященных Библии, дал анализ про­исхождения Апокалипсиса. Он доказал, что т. н. мистическое «звериное число» 666, о котором го­ворит «Откровение Иоанна», есть просто сумма цифровых значений букв др.-евр. слов «император Нерон». Высокую оценку работ Б. дал Энгельс в ра­ботах «Книга откровения» и «К истории раннего хри­стианства» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 162; ч. 2, 1936, с. 426—28).

М. Шахнович. Ленинград.

БЕНВЕНУТО (Benvenuto), Карлос (р. 1899) — уругв. философ-идеалист, испытавший влияние филос. учения Баса Феррейры. Б.— автор многочисл. филос. статей и крупной работы «Конкретное» («Concreciones», 1929), сочетающей идеи прагматизма и экзистен­циализма. Уделяет большое внимание разработке логики (см. статьи Б. в журнале «Hiperion», изд. в 30—40-х гг., №№ 7, 114, 115, 119, 120).

Лит.: А г d а о A., La filosofia en el Uruguay en el siglo
XX, Mexico—Buenos Aires, 1956. P. Бургете. Москва.

БЕНЕДИКТ (Benedict), Рут Фултон (5 июня 1887 — 17 септ. 1948) — амер. бурж. социолог-антро­полог. Д-р философии (1923), президент Амер. этнология, об-ва (1926—28), проф. антропологии Колумбийского ун-та. Пыталась объединить антро­пологию с социологией, психологией и философией. Свою ненаучную концепцию «культурной антропо­логии» Б. изложила в кн. «Образцы культуры» («Pat­terns of culture», 1934) и в ряде статей. Куль­тура, по мнению Б., должна рассматриваться не с т. зр. ее содержания, а с т. зр. формального поряд­ка и организации. Каждая культура имеет свой


«образец» («pattern»); совокупность последних образует опред. форму, стиль культуры. Б. классифицирует культуру не сообразно ее конкретно-историч. содер­жанию, к-рое она приобретает в каждую эпоху, но отправляясь от заимствованной у Ницше антинаучной концепции двух «основных форм» культуры — «апол-лоновой» (характеризуемой принципами классич. гар­монии) и «дионисийской» (к-рой сгойственны стихийно-хаотич. черты). Но все же «дух» культуры, по Б., заключается в тенденции к гармонии. Все стили, смешиваясь, переходят в гармонич. форму. Б. испы­тала влияние расизма.

С о ч.: Zuni mythology, v. 1—2, N. Y., 1935; Race, science and politics, rev. ed., N. Y., 1945; The race? of mankind, [2 ed, N. Y;, 1951] (совместное G. Weltfish), В. Семенов. Москва.

БЁНЕКЕ (Beneke), Фридрих Эдуард (17 февр. 1798—1 марта 1854) — нем. философ-идеалист и пси­холог. Преподавал философию в Гёттингене и Берлине. Стремясь соединить противоречащие друг другу субъ-ективно-идеалистич. априоризм Канта и материа-листич. эмпиризм англо-франц. философии, Б.разви­вал субъективно-идеалистич. концепцию внутр. опыта, выступал против рационализма, особенно против фи­лософии Гегеля (за несогласие с к-рым был в 1822 на нек-рое время отстранен от чтения лекций в Бер­линском ун-те). Б. рассматривал психологию как науку, лежащую в основе философии, т.к., по его мнению, только психич. явления непосредственно и адекватно познаваемы, а внешний мир постигается лишь по аналогии с внутр. познанием.

С. о ч.: Lehrbucb der Psychologie, В., 1877; Lehrbuch der Lo-gik, В., 1832; System der Metapnysik und Religionsphilosophie, В., 1839; Pragmatische Psychologie, Bd 1—2, В., 1850.

Лит.: Фр. Эд. Бснеке. Очерк его жизни и трудов, «Пе­дагогический сборник», 1871, № 12; Дресслер И. Г.. Основания психологии и логики по Бенеке, пер. [с нем. ]. СПБ, 1871; Троицкий М., Немецкая психология в те­кущем столетии, 2 изд., т. 2, М., 1883, с. 370 — 444; Г е ф ф-д и н г Г., Учебник истории новой философии, пер. с нем., М.. 1924, с. 176—77; R a u e G., Beneke's пене Seelenlehre, 4 Aufl., Mainz, 1865; Brandt F. В., Friedrich Eduard Beneke the man und his philosophy, N. Y., 1895; Gramzow O., Friedrich Eduard Beneke's Leben und Philosophic, Bern, 1899.

B. Ilifo. Берлин.
БЕНЕШ (Benes), Йосеф (р. 27 дек. 1901) —чеш­
ский философ, д-р философии. В рассмотрении во­
просов теории познания исходил, с одной стороны, из
рационализма Лейбница, Декарта, с другой — из
неопозитивистского направления англо-амер. фило­
софии (Рассел, Уайтхед и др.) («Творящая интелли­
генция в теории» —«Tvofiva inteligcnce v theorii».
1933). В работе «Метод Декарта в науке и в
философии» («Descartova metoda ve vedach a ve
filosofii», 1936) приближается к материалистич./
пониманию проблем теории познания. После 1948
Б. становится на позиции диалектич. материализма
и занимается изучением истории отечеств, науки.
В вышедшей в 1957 монографии «Наследство Пур-
кинье в науке и в философии» («Purkynuv odkaz
ve vede a filosofii») Б. дал анализ филос. и ес­
тественнонаучных воззрений чеш. физиолога Пур-
кине. М. Тлуста. Чехословакия.

ВЕНТАМ (Bentham), Иеремия (15 февр. 1748 -6 июня 1832) — англ. бурж. правовед и моралист, представитель этики утилитаризма. Идеолог англ. буржуазии периода пром. переворота в Англии, виг. Выступал против левого крыла франц. Просвещения, критиковал учение о естественном правей утверждал право гос. власти на подавление нар. восстаний.

Этика Б., подробно изложенная в произв. «Деон­тология или наука о морали» («Deontology or the science of morality», v. 1—2, 1834), носит по своейме-тодологии метафизич. характер. В ее основе лежит «принцип пользы», согласно к-рому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимгй ими пользе. В определении же пользы Б. исходил из частного интереса человека: добро-


БЕРГСОН 147


детельными являются поступки человека, увеличи­вающие его наслаждения и уменьшающие страдания; каждый должен заботиться только о себе, а отсюда сама собой проистекает общая польза, «наибольшее счастье наибольшего числа людей». В своей этике Г>. объявил бурж. человека, признающего только свой эгоистич. интерес, образцом человека вообще; низвел удовлетворение частного интереса в мораль­ную заповедь; изобразил бурж. общество как строй, обеспечивающий достижение всеобщего счастья. Маркс, показав теоретич. убожество и классовую ог­раниченность рассуждений Б., назвал его «оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века» («Капи­тал», 1955, т. 1, с. 615).

('оч.: Works, v. 1—11, Edin., 1838—43; An introduction 1o the principles of morals and legislation, Oxf., 1879; соч. в рус. пер. —О государстве, СПБ, 1860; Избранные со­чинения, т. 1, СПБ, 1867; О судебных доказательствах, 1876; Принципы законодательства, — О влиянии условий, вре­мени и места на законодательство, — Руководство по по­литической экономии, М., 1896; Тактика законодательных собраний, СПБ, 1907.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2—4, М., 1955 (т. 2, с. 146 — 48, 196, 205, 212, 436, т. 3, с. 201, 232, т. 4, с. 252); их же, Соч.. т. 17, М,— Л., 1937, с. 195, 670, т. 21, М.-Л., 1921, с. 6; История философии, т. 3, [М.], 1943. с. 441—59; Чернышевский Н. Г., Поли. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 846); Ярош К. Н., Иеремия Бентам, его отношение к учению о естественном нраве, Харьков, 1 886; Л е в е н с о н П., Беккариа и Бен­там, их жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1893; Левитов П. В., Мораль эвдемонизма пред судом об­щечеловеческого нравственного сознания (Критический раз­бор нравственного учения Милля и Бентама), Харьков, 1903; Покров с к и й П., Бентам и его время, П., 1916; К г а-u s О., Der Machtgedanke und die Friedensidee in der Philoso-phie der Englander Bacon und Bentliam, Lpz., 1926.

А. Макаровский. Москва.
БЕРГСОН (Bergson), Анри (18 окт. 1859 -. 4 янв.
1941) — франц. бурж. философ-идеалист. Проф. Кол­
леж де Франс (1900—14); член Франц. академии
(1914). Лауреат Нобелевской премии по лит-ре (1928).
В своей первой работе «Непосредственные данные
сознания» («Essai sur ]es donnees immediates do la
conscience, these pour le doctorat...», 1889) Б. под
флагом критики исторически изжившего себя рациона­
лизма 17 в. пытается дока­
зать несостоятельность естест­
веннонаучного понимания
движения, становления, жиз­
ни и, в особенности, времени.
Исходя из антиинтеллек-
туалистич., иррационалистич.
представления о мире и по­
знании, Б. утверждает, что
всякое расчленение, разгра­
ничение, классификация явля­
ются самообманом, иллюзией,
искажением действительно­
сти, к-рая-де не подчиняет­
ся никаким закономерностям,
не может быть измерена, со­
считана, расчленена на части и т. п. Эта иррациональ­
ная сущность всего существующего определяется Б. как
длительность (duree), или «конкретнее время»; к-рое
отрывается от материи, движения, развития явлений
природы и общества и рассматривается как внутр.
иодсознат. основа психического. Это центр, понятие
философии Б. является мистич. формулировкой идеа-
листич. решения осн. филос. вопроса в духе объектив­
ного идеализма, к-рый сочетается у Б. с элементами
идеализма субъективного. Понятие длительности вклю­
чает и элементы релятивистского истолкования дви­
жения — без материи, без носителя движения. Раз­
личными аспектами длительности являются, по Б.,
память, инстинкт, сознание, свобода, дух, причем
материя и интеллект также являются взаимосвязан­
ными проявлениями угасающей длительности, чем-то
вроде неизбежных отходов жизненного процесса, к-рый


Б. сравнивает с фейерверком. В конечном итоге длитель­ность, время или жизнь (учение Б. родственно нем. ирра­ционалистич. философии жизни) оказывается мистич. де­миургом действительности, или богом. «Время вне вре­менных вещей-бог»,—указывает Ленин («Философские тетради», 1947, с. 48). Это замечание можно отнести к Б.

В качестве органа постижения длительности Б. выдвигает интуицию, где «акт познания совпадает с актом, порождающим действительность», и «исчезает различие между тем, кто познает, и тем, что познается». Такое понимание интуиции и процесса познания вооб­ще, стирая грани между объективным и субъективным, бытием и познанием, широко открывает двери субъек­тивистскому произволу и религ. фантастике. Интуи­ция у Б. понимается как противоположный разуму мистич. акт непосредств. постижения, простейшей фор­мой к-рого является инстинкт, а высшим проявлением— эстетич. способность.

Типичным образцом интуитивного познания Б. считает художеств, творчество, якобы свободное от утилитарных целей. Художник, благодаря эстетич. интуиции, воспринимает реальность не в трансформи­рованном органами чувств и интеллектом виде, а во всем своеобразии ее индивидуальных, первичных качеств. Настоящими поэтами, писателями, живопис­цами и т. д.могут быть только те люди, у которых «по счастливой случайности» «природа позабыла связать способность восприятия со способностью действия» («Мысль и движущееся» — «La pensee et le mouvant», 1934). Художник, по Б., не должен выходить за рамки своего субъективного мира; ему нужно погрузиться в глубины своего духа и путем огромных усилий внутр. наблюдения претворить «в законченные творения то, что природа заложила в нем в виде начатков или простой возможности» («Смех»—«Le Шге», 1900).

Признавая интуицию высшей формой философ, и эстетич. познания, вкладывая в свое понимание прин­ципа движения и изменчивости мистич. содержание, Б. тем самым обнаруживает большую близость к реакц. идеологии древности и средневековья, к ми­стич. учениям Плотина, Августина, Вёме, Экхарта и др. Вместе с мистиками и представителями ре­лиг. обскурантизма Б. противопоставляет науке, разуму религ. неразумие, утверждая, что «религия является оборонительной реакцией природы против разлагающей силы разума» («Les deus sources de la morale et de la religion», P., 1932, p. 127).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...