Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базис и надстройка — бакиханов 125 7 глава




В полном соответствии с реакц. метафизикой Б. находится его социально-политич. теория, в к-рой он воспроизводит в новом варианте богословское учение (восходящее к Августину) о граде земном и граде божьем. Б. различает две «по природе» различные фор­мы общества: «общество закрытое» (societeclose), нац. гос-во, члены к-рого, составляя замкнутое един­ство, «безразличны по отношению к другим людям и всегда готовы нападать и защищаться» («Les deux sources...», p. 287), и «общество открытое» (societe ouverte), к-рое включает в принципе все человечество и в основе к-рого лежит любовь ко всему человече­ству. Однако эта любовь, по В., никакого влияния на жизнь не оказывает, ибо противоречит законам природы и доступна только святым и пророкам. Б. критикует спрага бурж. демократию, считая демо­кратию наихудшим политич. строем, противореча­щим человеческой природе, и склоняясь к близкой к фашизму концепции управляющей элиты (см. «Les deux sources...», p. 297—306). Социологич. кон­цепция Б. также носит ярко выраженный ирра­ционалистич. характер. Отвергая законы обществ, развития, Б. рассматривал обществ.-историч. процесс как абсолютно стихийный, иррациональный. Война понималась им как естеств. отношение между гос-вами.


148 БЁРДЖЕСС-БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ


Философия Б. оказала большое влияние на мн. бурж. философов, социологов, историков и писателей (Джемс, Леруа, Пруст, Дриш, Шпрангер, Шпенглер, Тойнби), а также на руководящих деятелей франц. синдикалистского движения (Сорелъ, Берт) и белы, правого социалиста Де Мана.

С оч.: Ecrits et paroles, t. 1—2, P., 1957—59; Соч. в рус. пер.- Собр. соч., т. 1—5, СПБ, [1913—14]; Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна), П., 1923.

Лит.: Плеханов Г. В., Анри Бергсон. Творческая эволюция, е его кн.: Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Политцер Ж., Об одной философской мистифика­ции, в кн.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, пер. с франц., М., 1953; Асмус В. Ф., Адвокат (Ьилософской интуиции, «Под знаменем марксизма», 1926, № 3; Г е р м а н Л. П., Интуитивная эстетика Анри Берг­сона, «Литературный критик», 1935, кн. 5; Ц е б е н к о М. Д., Критика интуитивизма Анри Бергсона, в кн.: Из истории фи­лософии, М., 1957.

БЁРДЖЕСС (Burgess), Эрнест Уотсон (р. 16 мая 1886) — амер.реакц. бурж. социолог. С 1913 — д-р фи­лософии. С 1927—проф., с 1951 — засл. проф. Чикаг­ского ун-та, в 1946—52 возглавлял отделение социоло­гии Чикагского ун-та. В 1934—президент Амер. социо­логам, об-ва. Вместе с Парком написал кн. «Введение в социологическую науку» («Introduction to the science of sociology», 1921), к-рая до наст, времени является одним из основных трудов в амер. бурж. лит-ре по об­щей социологии. Б. сводит предмет социологии к конкретным, гл. обр. эмпирич. исследованиям сре­ды — «человеч. экологии», неправомерно отрывая конкретную социологию от общей социологич. тео­рии. Отражая общую деградацию бурж. социологии, ее страх перед законами истории и стремление завуали­ровать коренные пороки капиталистич. общества, Б. отвергает необходимость определения общих за­кономерностей развития общества, отрицает их познаваемость. По его мнению, социология из фи-лос. науки превращается в конкретную науку об обществе и изучает экологич. или демографич. сооб­щество в виде агрегата индивидов данного р-на. С моментом появления работы Б., Парка и Макензи «Город» (Е. Burgess, R. E. Park and R. D. Mckenzie, The city, 1925) амер. социологи связывают начало широкого роста новой области бурж. социологии — «человеческой экологии». Б. исследует также вопросы семьи и брака. Работы Б. характеризуются игнориро­ванием материальной основы жизни общества, апо­логетикой капиталистического строя, нападками на социализм.

Соч.: The urban community, Chi., 1926; Predicting success or failure in marriage, N. Y., 1939 (совм. с Gottrell L.); Belle­ville social survey, Belleville (Kansas), [1914] (совм. с Sippy J. J.); [Ed. ],Personality and the social group,Chi.. 1929;The fami­ly from institution to companionship, 2 ed., N.Y., 1950 (совм. с H. Locke); Successful marriage, N.Y., 1947 (совм.с М. Fishbein).

В. Семенов. Москва.

БЕРДЯЕВ, Николай Александрович (6 марта 1874 — 23 марта 1948) — рус. бурж. философ-ми­стик, экзистенциалист, идеолог веховства, основатель т. п. «нового христианства». С 1922 — в эмиграции. Издатель журн. «Путь» (Париж, 1925—40).

Б. начал с «легального марксизма», пытаясь под­менить теорию Маркса «этическим социализмом» («Субъективизм и индивидуализм в общественной фи­лософии. Критический этюд о Н. К. Михайловском», 1901). Система взглядов Б. окончательно складывает­ся к 1905, когда «критическое» отношение к марксизму переросло в открытую контрреволюционность («Фило­софская истина и интеллигентская правда», сб. «Вехи», 1909), а неокантианские увлечения — в богоискатель­ство, мистику [сб. «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900— 1906 г.)», 1907, «Новое религиозное сознание и общест­венность», 1907, «Духовный кризис интеллигенции», 1910, и др.]. Классовой борьбе за освобождение трудя­щихся Б. противопоставляет «внутреннее», «духов­ное» освобождение личности, освобождение человека


из «плена у необходимости». Эти идеи Б. развивает затем в кн.: «Философия свободы» (1911), «Смысл твор­чества. Опыт оправдания человека» (1916).

После победы социалистич. революции в России Б. приступает к созданию «усовершенствованного ум­ственного и духовного вооружения» (журн. «Путь», 1925, № 1). Начиная новую полосу заигрываний с марксизмом, он пытается толкнуть колеблющуюся интеллигенцию на путь мистики. Б. называет капи­талистич. строй «бесчеловечным», «старое» христиан­ство —«орудием эксплуатации», признает «правду ком­мунизма», состоящую в обобществлении производства и т. д., утверждая вместе с тем, что марксизм, якобы «заслонивший» человека классом, не способен решить проблему активности и свободы личности («Судьба чело­века в современном мире. К пониманию нашей эпохи», 1934, «Христианство и классовая борьба», 1931, «Исто­ки и смысл русского коммунизма», 1937). Эту проблему может решить, по Б., т. н. «новое христианство», фи-лос. основой к-рого является христианский экзистен­циализм (или персонализм). Единств, реальностью Б. объявляет «существование» субъекта, основой творче­ства к-рого является «абсолютная свобода», выводимая из бездны (Ungrund — заимствовано у Бёме); содер­жание этого творчества—т. н. «диалектика богочелове-чества», мистерия «рождения Бога в человеке и чело­века в Боге» (заимствовано у Достоевского, В. Соло­вьева). Осуществление этого «богочеловеческого» твор­чества переносится в мир мистич. четвертого измере­ния —т. и. Новое средневековье, к-рое наступит пос­ле «конца света» («Я и мир объектов», [1934]; «Новое средневековье», 1924; «Философия свободного духа», т. 1—2, [1927]; «О назначении человека», 1931; «Ораб-стве и свободе человека», 1939; «Опыт эсхатологи­ческой метафизики. Творчество и объективация», 1947; и др.). Б. объявил безнадежной любую по­пытку человека воплотить на земле свои идеалы («Смысл истории», 1923). В демократизации культуры он усматривал гл. опасность для «иерархии духовных ценностей».

Бурж. реакционность Б. обнажалась во все решаю­щие моменты классовой борьбы и особенно выявилась в его гл. работе «Философия неравенства. Письма к не­другам по социальной философии» (1918, изд. в 1923). Бурж. науку Б. объявлял «настоящей, объективной наукой» («Вехи», с. 12), империалистич. войны — «основой творческого движения человечества», част­ную собственность и эксплуатацию — «вечными онто­логическими основами», социальное неравенство — не только «необходимостью», но и «благом, добром, правдой» (см. «Философия неравенства...», с. 73, 93, 165, 190, 196, 200). Защита социального неравенства и есть, т. о., подлинное содержание реакц. «филосо­фии свободы» Б. Бердяевщина широко пропаганди­руется в совр. антикоммунистич. лит-ре.

Лит.: Ленин В. И., О «Вехах», Соч., 4 изд., т. 16; его ж е, [Письмо] Г. В. Плеханову 30 июля 1901 г., там же, т. 34, с. 64—65; А к с е л ь р о д Л. И., Почему мы не хотим идти назад, в ее кн.: Философские очерки, 3 изд.,М.-П, [1924]; ее ж е, О «Проблемах идеализма», 2 изд., [Одесса], 1905;ее же, Г. Бердяев и моя бабушка, «Современный мир», 1912, №6; Засулич В., Элементы идеализма в со­циализме, в кн.:«Сборник статей В. И. Засулич», т. 2. СПБ, [б. г.]; Л уп по л П., Новое средневековье, «Под знаменем марксизма», 1926, М 12; L a m р е г t E., Nicolas Berdyaev and the new middle ages, L., [1940]; RosslerR.,Das Weltbild Nikolai Berdjaiews. Gottingen, 1956.

Ю. Корякин, Е. Плимак. Москва

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis) (ок. 1000—1088) —франц. философ и богослов, пред­ставитель прогрессивного направления в ранней схо­ластике; руководил наиболее известной во Франции Турской школой. В гл. соч. «О святой трапезе» («De sacra coena», 1049) Б. Т. выступил против мистич. учения церкви о таинстве причащения, к-рое тракто­вал рационалистически, утверждая, что вкушение


БЕРЕСТНЕВ—БЕРКЛИ. 149


хлеба и вина только производит особое просветление в душах верующих. Полемизировал с реалистом Лан-франком, по свидетельству к-рого («De corpore et san­guine domini», Migne, PL, t. 150, col. 426—27) Б. Т. ут­верждал примат разума перед авторитетом церкви, заявлял, что все познается разумом, и решительно отвергал реальность универсалий: «нет ничего реаль­ного помимо субстанции, а субстанция... есть принад­лежность только того, что доступно ощущению внеш­них чувств (по крайней мере здесь, в земной жизни)». Следуя Августину, Б. Т. полагал, что диалектика (в смысле процесса логич. мышления) стоит во главе искусств и научных дисциплин, дает познание того, как учить и как создавать науку. Т. о., учение Б. Т. содержало элементы материалистич. сенсуализма и явилось наиболее ранним (еще до Росцелина) прояв­лением номинализма. Оно было неоднократно осуж­дено церковью как еретическое. Соч. Б. Т. сжигались, его самого преследовали и принуждали отрекаться от своих взглядов, но он продолжал вновь их отстаи­вать. Учение Б. Т. отразило новые тенденции в идейном развитии ср.-век. Европы, представляя собой одно из оппозиц. течений внутри като­лицизма.

Соч.: Berengarius Turonensis oder eine Sammlung ihn be-treffender Briefe, hrsg. von H. Sudendorf, Hamb.-Gotha, 1850.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории за­падноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 32—33; Geiselmann J., Die Eucharistielehre der Vor-echolastik, Paderborn, 1926; U e b e r we g F., Grundrifi der Geschichte der Philosophie, Tl 2, 12 Aufl., В., 1928, S. 186.

П. Галанза. Москва.

БЕРЕСТНЕВ, Владимир Федорович [р. 16 (29) июня 1901] — сов. философ, профессор (с 1946), д-р фплос. наук (с 1954). Член КПСС с 1918. Окончил фак-т общественных наук Высшей воен.-педагогич. шко­лы (1924), Ин-т красной профессуры (1934). Науч. и преподавательскую работу по философии ведет с 1931. Зам. директора (1939—59, с перерывами) и руко­водитель сектора эстетики (с 1956) Ин-та философии АН СССР. Исследовательские работы Б. посвящены гл. обр. вопросам историч. материализма, марксист­ско-ленинской теории культуры, эстетики и пробле­мам коммунистич. воспитания. Один из авторов главы «Общественное сознание и его роль в жизни общества» в кн.: Основы марксистской философии, М., 1959.

БЕРИГАР (Berigard или Beauregard), Клод (1578— 1664) — франц. физик и философ. Жил в Италии, где преподавал с 1628 в Пизе, а с 1640 — в Падуанском ун-те. В соч. «Пизанский кружок» («Circulus Pisamis», Utini, 1643) Б., объясняя явления природы, пытался соединить идею разнокачественности частиц материи (в чем он опирался яа Анаксагора) с механистич. ато­мизмом. Материя — бесконечное количество качест­венно разнообразных атомов сферич. формы; все изме­нения в мире — результат их движения, к-рое Б. пони­мал как перемещение в пространстве. В этом же соч. он писал о корпускулярной природе света. В работе «Диалоги Галилея о неподвижности Земли» («Dubita-tiones in dialogum Galilaei», Florentiae, 1632) Б. оспа­ривал у Галилея приоритет открытия закона падения, считая, что Галилей привел не все доказательства дви­жения Земли. Выступил против нек-рых физич. пред­ставлений Аристотеля, считая, что источник движения субстанции лежит в ней самой. Инквизиция преследо­вала Б. за отступления от положений Аристотеля, ка­нонизированных церковью. Лейбниц обвинял Б. в атеизме, причисляя его к аверроистам (G.W. Leibniz, Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu, v. 1, Amst., 1710).

Лит.: В а с и л ь е в С. Ф., Из истории научных миро­воззрений (Сб. статей), М.—Л., 1935, с. 40—51; Ре на н Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., Киев, 1903; R i t-ter H., Geschichte der Philosophie. Hamb., 1850—52; Lass-wit! K., Geschichte derAtomistik vom Mittelalter bis New­ton, Bd 1, Hamb,- Lpz., 1890, с 487—98.

Г. Зельманова. Ленинград.


БЁРК (Burke), Эдмунд (12 янв. 1729—8 июля 1797) — англ. политич. деятель (виг) и философ. Ис­ходя из сенсуализма Локка, Б. в «Философском ис­следовании относительно возникновения наших по­нятий о возвышенном и прекрасном» («A philosophical enquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful», 1757) дал основанный на данных эмпирич. психологии анализ категорий прекрасного и возвышен­ного. Эмоциональным источником переживания пре­красного, по Б., является наслаждение, а возвышен­ного — страдание и страх. В самих вещах имеются объективные условия, делающие их источниками соот-ветств. эстетич. эмоций. Прекрасному, напр., соот­ветствуют такие свойства вещей, как гладкость, округлость и др. В качестве социальных мотивов чув­ства прекрасного Б. отмечает наслаждения, связан­ные с общительностью, симпатией. Трактат Б. оказал влияние на нем. эстетику, в частности на учение Лессинга, Гердера, Шиллера, Канта и др. К концу жизни Б. пришел к крайне реакц. политич. взглядам; в 1790 опубликовал памфлет «Размышления о революции во Франции» («Reflections on the revolution in France»), направленный против франц. бурж. революции.

С оч.: The works of the right honourable..., ed. by F.Lau­rence and W. King, v. 1 — 16, L., 1803—27.

Лит.: Самсонов Н. В., История эстетических уче­ний, ч. 2, [2 изд., М., 1915]. с. 80—90; Трофимов П. С., Возвышенное и прекрасное в эстетике Э. Берна, в сб.: Из истории эстетической мысли нового времени, М., 1959; Мс Cunn J., The political philosophy of Burke, L., 1913.

Б. Быховский. Москва.

БЕРКЛИ (Berkeley), Джордж (12 марта 1685 — 14 янв. 1753) — англ. философ — субъективный идеа­лист. Род. в Ирландии в англ. дворянской семье. Образование получил в Дублинском ун-те. В 1734 Б. занял епископскую кафедру в Клойне (Ирландия).

Уже смолоду Б. вступил в борьбу с совр. ему передовой мыслью. Наблюдая успехи филос. материализма, Б. ре­шил нанести удар не по к.-л. отдельным проявлениям ма­териализма, а по его центр, понятию — понятию мате­рии как веществ, основы (суб­станции) тел. Б. выступил также против учения Нью­тона о пространстве как вме­стилище всех природных тел и против учения Локка о про­исхождении понятий материи и пространства посредством абстрагирования от свойств реальных объектов. Уже в ранней работе «Опыт новой теории зрения» («An essay towards a new theory of vision», 1709, рус. пер. 1912) Б. вел подготовит, работу в этом направлении. По Б., мы не можем отвлекать протяжение тел в про­странстве от всех других осязаемых и видимых ка­честв и не можем приходить к общей идее простран­ства, не связанного ни с одним из этих качеств. Если абстракция пространства невозможна и даже абсурд­на, то не иначе, по его мнению, обстоит и с абстрак­цией материи. Попытке доказать эту мысль Б. по­святил «Трактат о началах человеческого знания» («A treatise concerning the principles of human know­ledge», 1710) и диалог «Три разговора между Гиласом и Филонусом» («Three dialogues between Hylas and Philonous...», 1713, рус. пер. 1937). В этих соч. Б. заявил, что главная его цель — борьба против атеизма и, следовательно, против материализма и всех проявлений материализма в науке. «... Если бы даже те доводы,— писал Б.,— которые мы выдвинули против нее („материи"— Ред.), были признаны недос­таточно доказательными (что до меня, то я их считаю вполне очевидными), то все же я уверен, что все дру-


151 БЕРКЛИ—БЕРМАН


зья истины, мира и религии имеют основание желать, чтобы эти доводы были признаны достаточными» (цит. по кн.: В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 16). По Б., в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них ве­ществ, субстрата. Но это, по Б., невозможно: у нас нет и не может быть чувств, восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или, по терминологии В., «идей». Для ве­щей «быть» всегда означает «быть в восприятии». Но у нас не может быть, по Б., и общей отвлеченной идеи материи. Ее не может быть так же, как не может быть общей отвлеченной идеи пространства. В проти­воположность Локку, Б. утверждал, что наш ум мо­жет образовать общую идею вещи, но никак не об­щую отвлеченную идею материи, в последней фило­софия и наука не нуждаются. Эта идея, во-первых, излишня для познания, т. к. не может прибавить к свойствам вещей ни одного сверх тех, к-рые открыва­ет в них чувств, восприятие. Она, во-вторых, не мо­жет объяснить, каким образом возникают наши ощу­щения и идеи. В-третьих, отвлеченная идея материи внутренне противоречива и потому невозможна. Б. выступил против различения вторичных качеств и качеств первичных: все качества без исключения — вторичные. Их бытие целиком сводится к их способ­ности быть воспринятыми. Т. к. идея о двух классах качеств, по Б., ошибочна, то ошибочна и основанная на ней идея материи как «подпорки», или «субстрата» («субстанции») всех объективных качеств тел. Все идеи существуют, по Б., только в душе — не только на­ши мысли и страсти, но также и различные ощущения. Идой не могут быть копиями или подобиями внешних вещей, о к-рых обычно думают, будто они существуют вне духа. Идея может быть сходна только с идеей, а не с вещью, существующей независимо от духа. Учение Б. — учение субъективного идеализма (см. Идеализм). Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия. При этом всю область духовного бытия Б. делил на две части: на «идеи» и на «души». «Идеи» — воспринимаемые нами субъективные качества — пассивны, непроиз­вольны. Содержание наших ощущений и восприятий совершенно ие зависит от нас. «Когда я открываю глаза при полном дневном свете,— говорит В.,— то не от моей воли зависит — выбрать между видением или нёвидением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое от­носится к слуху и другим ощущениям: запечатлен­ные ими идеи—не создания м о е й воли» («The Works», v. 1, Oxford, 1901, p. 273). Напротив, «души», по Б., в отличие от «идей», деятельны, активны, могут быть причиной. Будучи сторонником субъективного идеа­лизма, Б. пытался отвергнуть неизбежные для него выводы, ведущие к солипсизму. Чтобы избежать это­го вывода, Б. вносил в свое учение ряд оговорок. Хотя вещи (т. е. суммы «идей») существуют лишь как предмет восприятия, воспринимающий субъект, по Б., существует в мире не один. Вещь, к-рую перестал воспринимать один субъект, может быть восприни­маема др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они про­должали бы существовать как сумма «идей» в уме бо­га. Бог — такой субъект, к-рый, вечно существуя, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей. Именно бог, по В., «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содер­жание ощущений, возникающих у них при созерца­нии мира и отдельных вещей. Здесь Б. «подхэдит... к объективному идеализму» (В. И. Ленин). Подобно своему старшему современнику — франц. идеали-


сту Мальбраншу — Б. учил о реальности вещей в уме бога. Тем самым его учение сближалось с уче­нием неоплатоников (см. Неоплатонизм).

Б. не ограничился выступлением против атеизма и материализма в философии. Используя слабые сто­роны совр. ему метафизич. и механистич. материализ­ма, а также недостаточную четкость нек-рых поня­тий новой математики, Б. выступил против материа­лизма и передовых идей в науке. Так, в математике он ополчился против созданного Лейбницем и Нью­тоном исчисления бесконечно малых. В физике совр. ему эпохи Б. критиковал те понятия, к-рые связаны с признанием существования материи, а также с признанием причинности и пространства.

В идейной борьбе, происходившей в первой пол. 18 в., Б. выступил как убежденный воинствующий реакционер в философии и науке. Его учение не толь­ко в совр. ему эпоху, дао и в 20 в. оказалось идейной опорой для теорий субъективного идеализма. Чрез­вычайно ясно Б. изложил учение, к-рое в поздней­ших бурж. идеалистич. течениях — эмпириокрити­цизме и других — было облечено в крайне запу­танную, схоластич. форму. Значение В. в истории философии определил Ленин, показав в «Материа­лизме и эмпириокритицизме», что одним из источников реакц. субъективно-идеалистич. теорий, возникших в конце 19 — нач. 20 вв. в бурж. науке, был субъ­ективный идеализм Б. Сведя все эти теории к их пер­вообразу в учении В., Ленин доказал их теоретнч. несостоятельность и их реакц. сущность.

Соч.: The works, ed. by A. A. Luce and Т.Е. Jessop, v. 1 — 9, L., 1948 — 57.

«Трактат о началах человеческого зна­ния» — осн. произв. Б. Первое изд. — 1710, Дублин, второе — 1734, Лондон. Первые переводы на нем. яз. 1869, на франц. 1920, на итал. 1909, на польск. 1890. На рус. яз. имеется перевод Е. Ф. Дебольского (СПБ, 1905Х

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокрити­
цизм, Соч., 4 изд., т. 14; Д идро Д., Собр. соч., т. 1, М.—Л..
1935, с. 248 — 49, 378 — 79; Тюрго А. Р., Письма к аббату
Сисэ Старшему, Избр. философские произв., М., 1937; С м и р-
н о в А., Философия Беркли. Исторический и критический
очерк, Варшава, 1873; Бло некий П. П., Учение Берк­
ли о реальности, Киев, Гб. г. ]; е г о же, Беркли как ро­
доначальник современного имманентизмз, «Вопр. филос. и
психол.», 1910, кн. 103; Дебор ин А., Феноменализм
Беркли, в его кн.: Введение в философию диалектического
материализма, П., 1916, с. 70—107; История философии,
т. 1, М., 1957, с. 443—48; Богомолов А. С, Крити­
ка субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли,
М., 1959; Jessop Т. Е., A bibliography of George Berke­
ley, Oxf., 1934; Luce A. A., Berkeley and Malebranche,
L., 1934; его ж е. The life of George Berkeley, bishop of
Cloyne, L., [1949]; Wild J., George Berkeley, L., 1936;
Warnock G. J.. Berkeley, L. — Baltimore, 1953;

G u e г о u 1 t M., Berkeley..., P., 1956. В. Асмус. Москва.

БЁРМАН, Яков Александрович (1868—1933) — рус. юрист и философ, социал-демократ. Окончил горп-дич. ф-т Моск. ун-та. (1890). В 1889 участвовал в ор­ганизации студенч. марксистского кружка в Москве; в 1905—06 — меньшевик; в 1907 примыкал к боль­шевикам. В ревизионистском махистском сб. «Очерки по философии марксизма» (1908) Б. выступил против материалистич. диалектики (ст. «О диалектике»). Мир «опыта», по мнению Б., очень далек от проти­воречивости, и поэтому возникновение диалектич. противоречий в процессе познания является дока­зательством ошибочности наших суждений и выво­дов. Диалектику В. считал пережитком идеализма, противоречащим «научному характеру общественного учения Маркса» («Диалектика в свете современной теории познания», 1908). После Окт. революции 1917 Б. вступил в РКП, был преподавателем Коммунистам, ун-та им. Свердлова и проф. Моск. ун-та (с 1922), преподавал теорию гос-ва и права.

Соч.: Марксизм и махизм, «Образование», СПБ, 1906, Л» На; Социал-демократическая философия, «Вестник жиз­ни», 1907, М 1; Психология без души, «Современный мир», 1907. № 6—8; Сущность прагматизма. Новые течения в науке о мышлении, М., 1911.


152 БЁРНХЕМ—ВЕРНШТЕЙНИАНСТВО


среду. В политике выступал с защитой капитализма и «американской демократии».

Соч.: Teaching of sociology in the United States, «Amer. J. Sociology», 1909, v. 15; The transition to an objective stan­dard of social control, Chi., 1911; Instinct; a study in social psychology, N.Y., 1924; An introduction to social psychology, N.Y., 1926; Sociology and the study of international relations, St. Louis, 1934 (совм. с Jessie Bernard); [Ed.], The fields and methods of sociology, N.Y., 1934; Social control in its sociolo­gical aspects, N.Y., 1939;.An introduction to sociology, a na­turalistic account of man's adjustment to his world, N.Y., 1942; Origins of American sociology (совм. с Jessie Bernard), N.Y., 1943; War and its causes, N. Y., 1944. В. Семенов. Москва.

БЁРНХЕМ, Вернем (Burnham), Джеймс (p. 22 нояб. 1905) — амер. бурж. социолог, идеолог империа­лизма. В 1929—53 — проф. ун-та в Нью-Йорке. С 1955 — издатель журн. «National Review». По своим взглядам был близок к троцкизму. В 1941 в работе «Революция управляющих» («The managerial revo­lution») выдвинул теорию «общества управляющих». В отличие от Веблена, Б. будущими господами об­щества считает не техников и инженеров, а высших администраторов, организаторов и управляющих (managers). В кн. «Макиавеллианцы—защитники сво­боды» («Machiavellians defenders of freedom», 1943) Б. развивает и оправдывает аморальные принципы политич. власти. Политич. власть, отношение господ­ства и подчинения Б. провозглашает необходимыми условиями существования любого человеч. общества. С пропагандой политич. идей Б. выступил ряд бурж. и правосоциалистич. идеологов (Д. Элеско, Р. Страус-Хупе, А. Фриш и др.). Б. является открытым врагом марксизма и социалистам, стран, проповедует необ­ходимость мировой войны против коммунизма.

Соч.: The struggle for the world, L., 1947; The coming de­feat of communism, N.Y., 1950; Containment or liberation...? Toronto, 1953; Web of subversion, Toronto, 1954.

Г. Осипов. Москва.

БЁРНШТЕПН (Bernstein), Эдуард (6 янв. 1850— 18 дек. 1932) — нем. социал-демократ, идеолог рефор­мизма и ревизионизма. Вначале находился на пози­циях мелкобурж. демократии. До 1878 сотрудничал в журнале «Zukunft», право-оппортунистич. програм­ма к-рого была подвергнута беспощадной критике Марксом и Энгельсом («Циркулярное письмо» А. Бе­белю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. [17—18 сент. 1879], в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, М., 1953). Под влиянием этой критики Б. «стал ре­волюционным социал-демократом... по крайней мере до смерти Энгельса в 1895 году» (Ленин В. П., Соч., 4 изд., т. 12, с. 327), хотя рецидивы оппортунизма проявлялись у него и в этот период. С 1879 до отмены исключительного закона против социалистов Б. был редактором нелегальной газ. «Sozial-Demokrat», издававшейся сначала в Цюрихе, а затем в Лондоне.

В 1897—98 Б. поместил в «Die neue Zeit» ряд ста­тей под общим заголовком «Проблемы социализма», в к-рых подверг ревизии осн. положения марксизма в области философии, политич. экономии, теории науч. социализма и пролет, революции. Провозгласив лозунг «назад к Канту», Б. отказался от последова­тельно материалистич. решения осн. вопроса фило­софии. «Материалист,—писал он,— тот же кальви­нист, только без Бога» («Исторический материа­лизм», СПБ, 1901, с. 7). Признание определяющего характера способа произ-ва, по его мнению,— од­носторонняя точка зрения, к-рую надо дополнить учетом взаимодействия различных факторов, среди к-рых экономич. отношения не обязательно оказы­ваются решающими. Б. отрицал науч. значение материалистич. диалектики, отождествляя ее с геге­левской диалектикой и рассматривая только как ме­тод умозрит. спекуляций. Б. пытался доказать рав­ноправность марксовой теории стоимости и приба­вочной стоимости с пресловутой теорией «предельной полезности» австр. школы, отрицал концентрацию


капитала в пром-сти и особенно в с. х-ве, растущую нищету, пролетаризацию и обострение капиталистич. противоречий. Б. отрицал самую возможность науч. социализма, т. к., по его мнению, наука описывает то, что есть, представления же о социализме отно­сятся к тому, что будет, и являются лишь неким мо-рально-этич.. идеалом. Безусловно отвергая идею диктатуры пролетариата на том основании, что про­летариат якобы неспособен организовать произ-во на социалистич. началах и пролет, революция по­этому может привести только к хаосу и разрушению производит, сил, Б. проповедовал теорию затухания классовой борьбы в бурж. обществе и признавал единств, задачей рабочего класса борьбу за мелкие реформы в рамках капитализма. Отсюда известная фраза: «Конечная цель — ничто, движение — все!» («Очерки из истории и теории социализма», СПБ, 1902, с. 220 — 22 и 223—24). Все эти теоретич. рассужде­ния Б. были направлены на обоснование политич. требования, согласно к-рому с.-д-тия должна была превратиться из партии социальной революции в ли-берально-демократич. партию социальных реформ. Со­образно своим ревизионистским воззрениям Б. фальси­фицировал наследство основоположников марксизма (напр., изданная им в 1915 переписка Маркса и Энгельса) и историю рабочего движения («История ра­бочего движения в Берлине», 1907 —1910, брошюра о Лассале, мемуары «В годы моего изгнания», 1917). Вся последующая деятельность Б. была направлена на борьбу против революц. марксизма. Во время 1-й мировой войны Б. занимал центристскую пози­цию вместе с Каутским и Гаазе. В 1917 г. принимал участио в создании Независимой с.-д. партии, но уже в 1919 г. открыто перешел на сторону шей-демановцев. После Октябрьской революции в Рос­сии, являясь сторонником крайне правого крыла герм. с.-д-тии,вел идеологич. борьбу против ленинизма и социалистич. строительства в СССР. Большое зна­чение имели выступления Плеханова против ревизио­нистских взглядов Б. в области философии. В борьбе против рус. последователей Б. — «экономистов» и меньшевиков — и междунар. ревизионизма в рабо­чем движении В. И. Ленин до конца разгромил берн-штейнианство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...