Базис и надстройка — бакиханов 125 7 глава
В полном соответствии с реакц. метафизикой Б. находится его социально-политич. теория, в к-рой он воспроизводит в новом варианте богословское учение (восходящее к Августину) о граде земном и граде божьем. Б. различает две «по природе» различные формы общества: «общество закрытое» (societeclose), нац. гос-во, члены к-рого, составляя замкнутое единство, «безразличны по отношению к другим людям и всегда готовы нападать и защищаться» («Les deux sources...», p. 287), и «общество открытое» (societe ouverte), к-рое включает в принципе все человечество и в основе к-рого лежит любовь ко всему человечеству. Однако эта любовь, по В., никакого влияния на жизнь не оказывает, ибо противоречит законам природы и доступна только святым и пророкам. Б. критикует спрага бурж. демократию, считая демократию наихудшим политич. строем, противоречащим человеческой природе, и склоняясь к близкой к фашизму концепции управляющей элиты (см. «Les deux sources...», p. 297—306). Социологич. концепция Б. также носит ярко выраженный иррационалистич. характер. Отвергая законы обществ, развития, Б. рассматривал обществ.-историч. процесс как абсолютно стихийный, иррациональный. Война понималась им как естеств. отношение между гос-вами. 148 БЁРДЖЕСС-БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ Философия Б. оказала большое влияние на мн. бурж. философов, социологов, историков и писателей (Джемс, Леруа, Пруст, Дриш, Шпрангер, Шпенглер, Тойнби), а также на руководящих деятелей франц. синдикалистского движения (Сорелъ, Берт) и белы, правого социалиста Де Мана. С оч.: Ecrits et paroles, t. 1—2, P., 1957—59; Соч. в рус. пер.- Собр. соч., т. 1—5, СПБ, [1913—14]; Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна), П., 1923. Лит.: Плеханов Г. В., Анри Бергсон. Творческая эволюция, е его кн.: Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Политцер Ж., Об одной философской мистификации, в кн.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, пер. с франц., М., 1953; Асмус В. Ф., Адвокат (Ьилософской интуиции, «Под знаменем марксизма», 1926, № 3; Г е р м а н Л. П., Интуитивная эстетика Анри Бергсона, «Литературный критик», 1935, кн. 5; Ц е б е н к о М. Д., Критика интуитивизма Анри Бергсона, в кн.: Из истории философии, М., 1957.
БЁРДЖЕСС (Burgess), Эрнест Уотсон (р. 16 мая 1886) — амер.реакц. бурж. социолог. С 1913 — д-р философии. С 1927—проф., с 1951 — засл. проф. Чикагского ун-та, в 1946—52 возглавлял отделение социологии Чикагского ун-та. В 1934—президент Амер. социологам, об-ва. Вместе с Парком написал кн. «Введение в социологическую науку» («Introduction to the science of sociology», 1921), к-рая до наст, времени является одним из основных трудов в амер. бурж. лит-ре по общей социологии. Б. сводит предмет социологии к конкретным, гл. обр. эмпирич. исследованиям среды — «человеч. экологии», неправомерно отрывая конкретную социологию от общей социологич. теории. Отражая общую деградацию бурж. социологии, ее страх перед законами истории и стремление завуалировать коренные пороки капиталистич. общества, Б. отвергает необходимость определения общих закономерностей развития общества, отрицает их познаваемость. По его мнению, социология из фи-лос. науки превращается в конкретную науку об обществе и изучает экологич. или демографич. сообщество в виде агрегата индивидов данного р-на. С моментом появления работы Б., Парка и Макензи «Город» (Е. Burgess, R. E. Park and R. D. Mckenzie, The city, 1925) амер. социологи связывают начало широкого роста новой области бурж. социологии — «человеческой экологии». Б. исследует также вопросы семьи и брака. Работы Б. характеризуются игнорированием материальной основы жизни общества, апологетикой капиталистического строя, нападками на социализм.
Соч.: The urban community, Chi., 1926; Predicting success or failure in marriage, N. Y., 1939 (совм. с Gottrell L.); Belleville social survey, Belleville (Kansas), [1914] (совм. с Sippy J. J.); [Ed. ],Personality and the social group,Chi.. 1929;The family from institution to companionship, 2 ed., N.Y., 1950 (совм. с H. Locke); Successful marriage, N.Y., 1947 (совм.с М. Fishbein). В. Семенов. Москва. БЕРДЯЕВ, Николай Александрович (6 марта 1874 — 23 марта 1948) — рус. бурж. философ-мистик, экзистенциалист, идеолог веховства, основатель т. п. «нового христианства». С 1922 — в эмиграции. Издатель журн. «Путь» (Париж, 1925—40). Б. начал с «легального марксизма», пытаясь подменить теорию Маркса «этическим социализмом» («Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском», 1901). Система взглядов Б. окончательно складывается к 1905, когда «критическое» отношение к марксизму переросло в открытую контрреволюционность («Философская истина и интеллигентская правда», сб. «Вехи», 1909), а неокантианские увлечения — в богоискательство, мистику [сб. «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900— 1906 г.)», 1907, «Новое религиозное сознание и общественность», 1907, «Духовный кризис интеллигенции», 1910, и др.]. Классовой борьбе за освобождение трудящихся Б. противопоставляет «внутреннее», «духовное» освобождение личности, освобождение человека из «плена у необходимости». Эти идеи Б. развивает затем в кн.: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916). После победы социалистич. революции в России Б. приступает к созданию «усовершенствованного умственного и духовного вооружения» (журн. «Путь», 1925, № 1). Начиная новую полосу заигрываний с марксизмом, он пытается толкнуть колеблющуюся интеллигенцию на путь мистики. Б. называет капиталистич. строй «бесчеловечным», «старое» христианство —«орудием эксплуатации», признает «правду коммунизма», состоящую в обобществлении производства и т. д., утверждая вместе с тем, что марксизм, якобы «заслонивший» человека классом, не способен решить проблему активности и свободы личности («Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи», 1934, «Христианство и классовая борьба», 1931, «Истоки и смысл русского коммунизма», 1937). Эту проблему может решить, по Б., т. н. «новое христианство», фи-лос. основой к-рого является христианский экзистенциализм (или персонализм). Единств, реальностью Б. объявляет «существование» субъекта, основой творчества к-рого является «абсолютная свобода», выводимая из бездны (Ungrund — заимствовано у Бёме); содержание этого творчества—т. н. «диалектика богочелове-чества», мистерия «рождения Бога в человеке и человека в Боге» (заимствовано у Достоевского, В. Соловьева). Осуществление этого «богочеловеческого» творчества переносится в мир мистич. четвертого измерения —т. и. Новое средневековье, к-рое наступит после «конца света» («Я и мир объектов», [1934]; «Новое средневековье», 1924; «Философия свободного духа», т. 1—2, [1927]; «О назначении человека», 1931; «Ораб-стве и свободе человека», 1939; «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация», 1947; и др.). Б. объявил безнадежной любую попытку человека воплотить на земле свои идеалы («Смысл истории», 1923). В демократизации культуры он усматривал гл. опасность для «иерархии духовных ценностей».
Бурж. реакционность Б. обнажалась во все решающие моменты классовой борьбы и особенно выявилась в его гл. работе «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1918, изд. в 1923). Бурж. науку Б. объявлял «настоящей, объективной наукой» («Вехи», с. 12), империалистич. войны — «основой творческого движения человечества», частную собственность и эксплуатацию — «вечными онтологическими основами», социальное неравенство — не только «необходимостью», но и «благом, добром, правдой» (см. «Философия неравенства...», с. 73, 93, 165, 190, 196, 200). Защита социального неравенства и есть, т. о., подлинное содержание реакц. «философии свободы» Б. Бердяевщина широко пропагандируется в совр. антикоммунистич. лит-ре. Лит.: Ленин В. И., О «Вехах», Соч., 4 изд., т. 16; его ж е, [Письмо] Г. В. Плеханову 30 июля 1901 г., там же, т. 34, с. 64—65; А к с е л ь р о д Л. И., Почему мы не хотим идти назад, в ее кн.: Философские очерки, 3 изд.,М.-П, [1924]; ее ж е, О «Проблемах идеализма», 2 изд., [Одесса], 1905;ее же, Г. Бердяев и моя бабушка, «Современный мир», 1912, №6; Засулич В., Элементы идеализма в социализме, в кн.:«Сборник статей В. И. Засулич», т. 2. СПБ, [б. г.]; Л уп по л П., Новое средневековье, «Под знаменем марксизма», 1926, М 12; L a m р е г t E., Nicolas Berdyaev and the new middle ages, L., [1940]; RosslerR.,Das Weltbild Nikolai Berdjaiews. Gottingen, 1956.
Ю. Корякин, Е. Плимак. Москва БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis) (ок. 1000—1088) —франц. философ и богослов, представитель прогрессивного направления в ранней схоластике; руководил наиболее известной во Франции Турской школой. В гл. соч. «О святой трапезе» («De sacra coena», 1049) Б. Т. выступил против мистич. учения церкви о таинстве причащения, к-рое трактовал рационалистически, утверждая, что вкушение БЕРЕСТНЕВ—БЕРКЛИ. 149 хлеба и вина только производит особое просветление в душах верующих. Полемизировал с реалистом Лан-франком, по свидетельству к-рого («De corpore et sanguine domini», Migne, PL, t. 150, col. 426—27) Б. Т. утверждал примат разума перед авторитетом церкви, заявлял, что все познается разумом, и решительно отвергал реальность универсалий: «нет ничего реального помимо субстанции, а субстанция... есть принадлежность только того, что доступно ощущению внешних чувств (по крайней мере здесь, в земной жизни)». Следуя Августину, Б. Т. полагал, что диалектика (в смысле процесса логич. мышления) стоит во главе искусств и научных дисциплин, дает познание того, как учить и как создавать науку. Т. о., учение Б. Т. содержало элементы материалистич. сенсуализма и явилось наиболее ранним (еще до Росцелина) проявлением номинализма. Оно было неоднократно осуждено церковью как еретическое. Соч. Б. Т. сжигались, его самого преследовали и принуждали отрекаться от своих взглядов, но он продолжал вновь их отстаивать. Учение Б. Т. отразило новые тенденции в идейном развитии ср.-век. Европы, представляя собой одно из оппозиц. течений внутри католицизма. Соч.: Berengarius Turonensis oder eine Sammlung ihn be-treffender Briefe, hrsg. von H. Sudendorf, Hamb.-Gotha, 1850. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 32—33; Geiselmann J., Die Eucharistielehre der Vor-echolastik, Paderborn, 1926; U e b e r we g F., Grundrifi der Geschichte der Philosophie, Tl 2, 12 Aufl., В., 1928, S. 186. П. Галанза. Москва. БЕРЕСТНЕВ, Владимир Федорович [р. 16 (29) июня 1901] — сов. философ, профессор (с 1946), д-р фплос. наук (с 1954). Член КПСС с 1918. Окончил фак-т общественных наук Высшей воен.-педагогич. школы (1924), Ин-т красной профессуры (1934). Науч. и преподавательскую работу по философии ведет с 1931. Зам. директора (1939—59, с перерывами) и руководитель сектора эстетики (с 1956) Ин-та философии АН СССР. Исследовательские работы Б. посвящены гл. обр. вопросам историч. материализма, марксистско-ленинской теории культуры, эстетики и проблемам коммунистич. воспитания. Один из авторов главы «Общественное сознание и его роль в жизни общества» в кн.: Основы марксистской философии, М., 1959.
БЕРИГАР (Berigard или Beauregard), Клод (1578— 1664) — франц. физик и философ. Жил в Италии, где преподавал с 1628 в Пизе, а с 1640 — в Падуанском ун-те. В соч. «Пизанский кружок» («Circulus Pisamis», Utini, 1643) Б., объясняя явления природы, пытался соединить идею разнокачественности частиц материи (в чем он опирался яа Анаксагора) с механистич. атомизмом. Материя — бесконечное количество качественно разнообразных атомов сферич. формы; все изменения в мире — результат их движения, к-рое Б. понимал как перемещение в пространстве. В этом же соч. он писал о корпускулярной природе света. В работе «Диалоги Галилея о неподвижности Земли» («Dubita-tiones in dialogum Galilaei», Florentiae, 1632) Б. оспаривал у Галилея приоритет открытия закона падения, считая, что Галилей привел не все доказательства движения Земли. Выступил против нек-рых физич. представлений Аристотеля, считая, что источник движения субстанции лежит в ней самой. Инквизиция преследовала Б. за отступления от положений Аристотеля, канонизированных церковью. Лейбниц обвинял Б. в атеизме, причисляя его к аверроистам (G.W. Leibniz, Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu, v. 1, Amst., 1710). Лит.: В а с и л ь е в С. Ф., Из истории научных мировоззрений (Сб. статей), М.—Л., 1935, с. 40—51; Ре на н Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., Киев, 1903; R i t-ter H., Geschichte der Philosophie. Hamb., 1850—52; Lass-wit! K., Geschichte derAtomistik vom Mittelalter bis Newton, Bd 1, Hamb,- Lpz., 1890, с 487—98. Г. Зельманова. Ленинград. БЁРК (Burke), Эдмунд (12 янв. 1729—8 июля 1797) — англ. политич. деятель (виг) и философ. Исходя из сенсуализма Локка, Б. в «Философском исследовании относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» («A philosophical enquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful», 1757) дал основанный на данных эмпирич. психологии анализ категорий прекрасного и возвышенного. Эмоциональным источником переживания прекрасного, по Б., является наслаждение, а возвышенного — страдание и страх. В самих вещах имеются объективные условия, делающие их источниками соот-ветств. эстетич. эмоций. Прекрасному, напр., соответствуют такие свойства вещей, как гладкость, округлость и др. В качестве социальных мотивов чувства прекрасного Б. отмечает наслаждения, связанные с общительностью, симпатией. Трактат Б. оказал влияние на нем. эстетику, в частности на учение Лессинга, Гердера, Шиллера, Канта и др. К концу жизни Б. пришел к крайне реакц. политич. взглядам; в 1790 опубликовал памфлет «Размышления о революции во Франции» («Reflections on the revolution in France»), направленный против франц. бурж. революции. С оч.: The works of the right honourable..., ed. by F.Laurence and W. King, v. 1 — 16, L., 1803—27. Лит.: Самсонов Н. В., История эстетических учений, ч. 2, [2 изд., М., 1915]. с. 80—90; Трофимов П. С., Возвышенное и прекрасное в эстетике Э. Берна, в сб.: Из истории эстетической мысли нового времени, М., 1959; Мс Cunn J., The political philosophy of Burke, L., 1913. Б. Быховский. Москва. БЕРКЛИ (Berkeley), Джордж (12 марта 1685 — 14 янв. 1753) — англ. философ — субъективный идеалист. Род. в Ирландии в англ. дворянской семье. Образование получил в Дублинском ун-те. В 1734 Б. занял епископскую кафедру в Клойне (Ирландия). Уже смолоду Б. вступил в борьбу с совр. ему передовой мыслью. Наблюдая успехи филос. материализма, Б. решил нанести удар не по к.-л. отдельным проявлениям материализма, а по его центр, понятию — понятию материи как веществ, основы (субстанции) тел. Б. выступил также против учения Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и против учения Локка о происхождении понятий материи и пространства посредством абстрагирования от свойств реальных объектов. Уже в ранней работе «Опыт новой теории зрения» («An essay towards a new theory of vision», 1709, рус. пер. 1912) Б. вел подготовит, работу в этом направлении. По Б., мы не можем отвлекать протяжение тел в пространстве от всех других осязаемых и видимых качеств и не можем приходить к общей идее пространства, не связанного ни с одним из этих качеств. Если абстракция пространства невозможна и даже абсурдна, то не иначе, по его мнению, обстоит и с абстракцией материи. Попытке доказать эту мысль Б. посвятил «Трактат о началах человеческого знания» («A treatise concerning the principles of human knowledge», 1710) и диалог «Три разговора между Гиласом и Филонусом» («Three dialogues between Hylas and Philonous...», 1713, рус. пер. 1937). В этих соч. Б. заявил, что главная его цель — борьба против атеизма и, следовательно, против материализма и всех проявлений материализма в науке. «... Если бы даже те доводы,— писал Б.,— которые мы выдвинули против нее („материи"— Ред.), были признаны недостаточно доказательными (что до меня, то я их считаю вполне очевидными), то все же я уверен, что все дру- 151 БЕРКЛИ—БЕРМАН зья истины, мира и религии имеют основание желать, чтобы эти доводы были признаны достаточными» (цит. по кн.: В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 16). По Б., в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них веществ, субстрата. Но это, по Б., невозможно: у нас нет и не может быть чувств, восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или, по терминологии В., «идей». Для вещей «быть» всегда означает «быть в восприятии». Но у нас не может быть, по Б., и общей отвлеченной идеи материи. Ее не может быть так же, как не может быть общей отвлеченной идеи пространства. В противоположность Локку, Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но никак не общую отвлеченную идею материи, в последней философия и наука не нуждаются. Эта идея, во-первых, излишня для познания, т. к. не может прибавить к свойствам вещей ни одного сверх тех, к-рые открывает в них чувств, восприятие. Она, во-вторых, не может объяснить, каким образом возникают наши ощущения и идеи. В-третьих, отвлеченная идея материи внутренне противоречива и потому невозможна. Б. выступил против различения вторичных качеств и качеств первичных: все качества без исключения — вторичные. Их бытие целиком сводится к их способности быть воспринятыми. Т. к. идея о двух классах качеств, по Б., ошибочна, то ошибочна и основанная на ней идея материи как «подпорки», или «субстрата» («субстанции») всех объективных качеств тел. Все идеи существуют, по Б., только в душе — не только наши мысли и страсти, но также и различные ощущения. Идой не могут быть копиями или подобиями внешних вещей, о к-рых обычно думают, будто они существуют вне духа. Идея может быть сходна только с идеей, а не с вещью, существующей независимо от духа. Учение Б. — учение субъективного идеализма (см. Идеализм). Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия. При этом всю область духовного бытия Б. делил на две части: на «идеи» и на «души». «Идеи» — воспринимаемые нами субъективные качества — пассивны, непроизвольны. Содержание наших ощущений и восприятий совершенно ие зависит от нас. «Когда я открываю глаза при полном дневном свете,— говорит В.,— то не от моей воли зависит — выбрать между видением или нёвидением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные ими идеи—не создания м о е й воли» («The Works», v. 1, Oxford, 1901, p. 273). Напротив, «души», по Б., в отличие от «идей», деятельны, активны, могут быть причиной. Будучи сторонником субъективного идеализма, Б. пытался отвергнуть неизбежные для него выводы, ведущие к солипсизму. Чтобы избежать этого вывода, Б. вносил в свое учение ряд оговорок. Хотя вещи (т. е. суммы «идей») существуют лишь как предмет восприятия, воспринимающий субъект, по Б., существует в мире не один. Вещь, к-рую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринимаема др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог — такой субъект, к-рый, вечно существуя, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей. Именно бог, по В., «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание ощущений, возникающих у них при созерцании мира и отдельных вещей. Здесь Б. «подхэдит... к объективному идеализму» (В. И. Ленин). Подобно своему старшему современнику — франц. идеали- сту Мальбраншу — Б. учил о реальности вещей в уме бога. Тем самым его учение сближалось с учением неоплатоников (см. Неоплатонизм). Б. не ограничился выступлением против атеизма и материализма в философии. Используя слабые стороны совр. ему метафизич. и механистич. материализма, а также недостаточную четкость нек-рых понятий новой математики, Б. выступил против материализма и передовых идей в науке. Так, в математике он ополчился против созданного Лейбницем и Ньютоном исчисления бесконечно малых. В физике совр. ему эпохи Б. критиковал те понятия, к-рые связаны с признанием существования материи, а также с признанием причинности и пространства. В идейной борьбе, происходившей в первой пол. 18 в., Б. выступил как убежденный воинствующий реакционер в философии и науке. Его учение не только в совр. ему эпоху, дао и в 20 в. оказалось идейной опорой для теорий субъективного идеализма. Чрезвычайно ясно Б. изложил учение, к-рое в позднейших бурж. идеалистич. течениях — эмпириокритицизме и других — было облечено в крайне запутанную, схоластич. форму. Значение В. в истории философии определил Ленин, показав в «Материализме и эмпириокритицизме», что одним из источников реакц. субъективно-идеалистич. теорий, возникших в конце 19 — нач. 20 вв. в бурж. науке, был субъективный идеализм Б. Сведя все эти теории к их первообразу в учении В., Ленин доказал их теоретнч. несостоятельность и их реакц. сущность. Соч.: The works, ed. by A. A. Luce and Т.Е. Jessop, v. 1 — 9, L., 1948 — 57. «Трактат о началах человеческого знания» — осн. произв. Б. Первое изд. — 1710, Дублин, второе — 1734, Лондон. Первые переводы на нем. яз. 1869, на франц. 1920, на итал. 1909, на польск. 1890. На рус. яз. имеется перевод Е. Ф. Дебольского (СПБ, 1905Х Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокрити G u e г о u 1 t M., Berkeley..., P., 1956. В. Асмус. Москва. БЁРМАН, Яков Александрович (1868—1933) — рус. юрист и философ, социал-демократ. Окончил горп-дич. ф-т Моск. ун-та. (1890). В 1889 участвовал в организации студенч. марксистского кружка в Москве; в 1905—06 — меньшевик; в 1907 примыкал к большевикам. В ревизионистском махистском сб. «Очерки по философии марксизма» (1908) Б. выступил против материалистич. диалектики (ст. «О диалектике»). Мир «опыта», по мнению Б., очень далек от противоречивости, и поэтому возникновение диалектич. противоречий в процессе познания является доказательством ошибочности наших суждений и выводов. Диалектику В. считал пережитком идеализма, противоречащим «научному характеру общественного учения Маркса» («Диалектика в свете современной теории познания», 1908). После Окт. революции 1917 Б. вступил в РКП, был преподавателем Коммунистам, ун-та им. Свердлова и проф. Моск. ун-та (с 1922), преподавал теорию гос-ва и права. Соч.: Марксизм и махизм, «Образование», СПБ, 1906, Л» На; Социал-демократическая философия, «Вестник жизни», 1907, М 1; Психология без души, «Современный мир», 1907. № 6—8; Сущность прагматизма. Новые течения в науке о мышлении, М., 1911. 152 БЁРНХЕМ—ВЕРНШТЕЙНИАНСТВО среду. В политике выступал с защитой капитализма и «американской демократии». Соч.: Teaching of sociology in the United States, «Amer. J. Sociology», 1909, v. 15; The transition to an objective standard of social control, Chi., 1911; Instinct; a study in social psychology, N.Y., 1924; An introduction to social psychology, N.Y., 1926; Sociology and the study of international relations, St. Louis, 1934 (совм. с Jessie Bernard); [Ed.], The fields and methods of sociology, N.Y., 1934; Social control in its sociological aspects, N.Y., 1939;.An introduction to sociology, a naturalistic account of man's adjustment to his world, N.Y., 1942; Origins of American sociology (совм. с Jessie Bernard), N.Y., 1943; War and its causes, N. Y., 1944. В. Семенов. Москва. БЁРНХЕМ, Вернем (Burnham), Джеймс (p. 22 нояб. 1905) — амер. бурж. социолог, идеолог империализма. В 1929—53 — проф. ун-та в Нью-Йорке. С 1955 — издатель журн. «National Review». По своим взглядам был близок к троцкизму. В 1941 в работе «Революция управляющих» («The managerial revolution») выдвинул теорию «общества управляющих». В отличие от Веблена, Б. будущими господами общества считает не техников и инженеров, а высших администраторов, организаторов и управляющих (managers). В кн. «Макиавеллианцы—защитники свободы» («Machiavellians defenders of freedom», 1943) Б. развивает и оправдывает аморальные принципы политич. власти. Политич. власть, отношение господства и подчинения Б. провозглашает необходимыми условиями существования любого человеч. общества. С пропагандой политич. идей Б. выступил ряд бурж. и правосоциалистич. идеологов (Д. Элеско, Р. Страус-Хупе, А. Фриш и др.). Б. является открытым врагом марксизма и социалистам, стран, проповедует необходимость мировой войны против коммунизма. Соч.: The struggle for the world, L., 1947; The coming defeat of communism, N.Y., 1950; Containment or liberation...? Toronto, 1953; Web of subversion, Toronto, 1954. Г. Осипов. Москва. БЁРНШТЕПН (Bernstein), Эдуард (6 янв. 1850— 18 дек. 1932) — нем. социал-демократ, идеолог реформизма и ревизионизма. Вначале находился на позициях мелкобурж. демократии. До 1878 сотрудничал в журнале «Zukunft», право-оппортунистич. программа к-рого была подвергнута беспощадной критике Марксом и Энгельсом («Циркулярное письмо» А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. [17—18 сент. 1879], в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, М., 1953). Под влиянием этой критики Б. «стал революционным социал-демократом... по крайней мере до смерти Энгельса в 1895 году» (Ленин В. П., Соч., 4 изд., т. 12, с. 327), хотя рецидивы оппортунизма проявлялись у него и в этот период. С 1879 до отмены исключительного закона против социалистов Б. был редактором нелегальной газ. «Sozial-Demokrat», издававшейся сначала в Цюрихе, а затем в Лондоне. В 1897—98 Б. поместил в «Die neue Zeit» ряд статей под общим заголовком «Проблемы социализма», в к-рых подверг ревизии осн. положения марксизма в области философии, политич. экономии, теории науч. социализма и пролет, революции. Провозгласив лозунг «назад к Канту», Б. отказался от последовательно материалистич. решения осн. вопроса философии. «Материалист,—писал он,— тот же кальвинист, только без Бога» («Исторический материализм», СПБ, 1901, с. 7). Признание определяющего характера способа произ-ва, по его мнению,— односторонняя точка зрения, к-рую надо дополнить учетом взаимодействия различных факторов, среди к-рых экономич. отношения не обязательно оказываются решающими. Б. отрицал науч. значение материалистич. диалектики, отождествляя ее с гегелевской диалектикой и рассматривая только как метод умозрит. спекуляций. Б. пытался доказать равноправность марксовой теории стоимости и прибавочной стоимости с пресловутой теорией «предельной полезности» австр. школы, отрицал концентрацию капитала в пром-сти и особенно в с. х-ве, растущую нищету, пролетаризацию и обострение капиталистич. противоречий. Б. отрицал самую возможность науч. социализма, т. к., по его мнению, наука описывает то, что есть, представления же о социализме относятся к тому, что будет, и являются лишь неким мо-рально-этич.. идеалом. Безусловно отвергая идею диктатуры пролетариата на том основании, что пролетариат якобы неспособен организовать произ-во на социалистич. началах и пролет, революция поэтому может привести только к хаосу и разрушению производит, сил, Б. проповедовал теорию затухания классовой борьбы в бурж. обществе и признавал единств, задачей рабочего класса борьбу за мелкие реформы в рамках капитализма. Отсюда известная фраза: «Конечная цель — ничто, движение — все!» («Очерки из истории и теории социализма», СПБ, 1902, с. 220 — 22 и 223—24). Все эти теоретич. рассуждения Б. были направлены на обоснование политич. требования, согласно к-рому с.-д-тия должна была превратиться из партии социальной революции в ли-берально-демократич. партию социальных реформ. Сообразно своим ревизионистским воззрениям Б. фальсифицировал наследство основоположников марксизма (напр., изданная им в 1915 переписка Маркса и Энгельса) и историю рабочего движения («История рабочего движения в Берлине», 1907 —1910, брошюра о Лассале, мемуары «В годы моего изгнания», 1917). Вся последующая деятельность Б. была направлена на борьбу против революц. марксизма. Во время 1-й мировой войны Б. занимал центристскую позицию вместе с Каутским и Гаазе. В 1917 г. принимал участио в создании Независимой с.-д. партии, но уже в 1919 г. открыто перешел на сторону шей-демановцев. После Октябрьской революции в России, являясь сторонником крайне правого крыла герм. с.-д-тии,вел идеологич. борьбу против ленинизма и социалистич. строительства в СССР. Большое значение имели выступления Плеханова против ревизионистских взглядов Б. в области философии. В борьбе против рус. последователей Б. — «экономистов» и меньшевиков — и междунар. ревизионизма в рабочем движении В. И. Ленин до конца разгромил берн-штейнианство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|