БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 1 глава
«Б. ряда», Гегель не видел, что именно к этим формам сводится в конце концов (но не исчерпывается ими) реальная Б. Энгельс подчеркивал, что бесконечный прогресс не есть просто повторение, а есть развитие, движение вперед или назад, т. е. «необходимая форма движения» («Диалектика природы», 1955, с. 189). Во всех примерах, к-рыми Гегель и его последователи иллюстрировали понятие «истинной» Б., содержится неявно «дурная» Б. II это понятно, т. к. в противном случае «истинная» Б. потеряла бы свой бесконечный характер. Любой закон природы рассматривался Гегелем как форма выражения «истинной» (качественной) Б., ибо закон есть форма всеобщности, внутр. завершенности, т. е. форма Б. (см. и у Энгельса в «Диалектике природы», 1955, с. 185—86). Однако существо вопроса заключается в том, что закон выступает как форма всеобщности и, следовательно, Б. именно потому, что за ним стоит бесконечный, незавершенный ряд явлений и процессов, протекающих по этому закону. Рациональное содержание учения Гегеля об «истинной» Б. состоит в подчеркивании того, что бесконечный прогресс, бесконечный ряд может быть (правда, не всегда) описан, резюмирован или задан вполне конечным выражением. За пределами этого содержания «истинная» Б. вовсе не является бесконечной. Введением «истинной» Б. Гегель пытался преодолеть противоречивый характер бесконечного и избавиться от затруднений, связанных с анализом Б. Такая попытка не могла увенчаться успехом. Реальная Б. материального мира не может быть правильно понята и отражена в понятиях, если отказаться от бесконечного процесса непрекращающихся изменений и стать на т. зр. «истинной» Б. в ее гегелевской интерпретации. Понятие Б. в диалектич. материализме отличается от «дурной» Б. тем, что оно подразумевает не простое (не имеющее границ) повторение одного и того же, а, напротив, неограниченное многообразие обтектов, форм, связей, характеризуемых как бесконечные. От гегелевской «истинной» Б. оно отличается тем, что не отрицает реальности бесконечных процессов, не пытается избавиться от своей внутр. противоречивости.
Несмотря на свои отрицат. стороны, гегелевский анализ Б.— лучшее, что дала домарксистская и немарксистская философия но этому вопросу. В буржуазной философии 19 и 20 вв. понятие Б. все более утрачивает свое объективное содержание. Проблема Б. переносится в психологическую плоскость, в сферу сознания, понимаемого в субъективно-идеалистическом смысле. Диалектич. материализм исходит прежде всего из объективного реального характера Б., поскольку в ней объединяются нек-рые общие свойства материального мира, причем различные логически выделяемые виды Б. отражают отд. стороны Б. материального мира. Б. материи во времени может быть охарактеризована как потенциальная Б., т. к. это незавершенный, протекающий ряд изменений. Напротив, Б. мира в пространстве может рассматриваться как актуальная Б., т. к. она наличествует как данная. С другой стороны, количеств. Б., Б. числа материальных объектов, тесно связана с их качеств. В., с неограниченностью различных форм и свойств материи. Важнейшей чертой Б. является ее.противоречивость. Энгельс указывал: «Бесконечность есть противоречие, и она полна противоречий. Противоречием является уже то, что бесконечность слагается из одних только конечных величин, а между тем это именно так... Именно потому, что бесконечность есть противоречие, она представляет собой бесконечный, без конца развертывающийся во времени и пространстве процесс. Уничтожение этого противоречия было бы концом бесконечности» («Анти-Дюринг», 1957, с. 49). Про-
тиворечивый характер Б., отражающий единство и борьбу противоположных начал — конечного и бесконечного,— лежит в основе диалектико-материа-листич. 1 онимання Б. Бесконечное отрицает конечное, но и сохраняет его как свой базис, как основу своего развертывания. Бесконечное абсолютно, т. к. оно по природе своей всеобще и неисчерпаемо; но оно и относительно, т. к. обусловлено конечным. Конечное относительно, ибо оно неустойчиво, преходяще, временно; но оно и абсолютно, ибо все состоит из конечных явлений и процессов. Б. не есть только сумма сгоих конечных частей. Б.— это совершенно новое качество, не сводимое к конечным характеристикам. Любая вещь, любой процесс конечны, поскольку они качественно отделены от др. вещей и процессов и поскольку они локализованы во времени и пространстве, но они и бесконечны, поскольку бесконечны их свойства и поскольку бесконечны их связи с окружающим миром. Понятие Б. тесно связано и с др. категориями материалистич. диалектики, что является следствием единства материального мира. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; МелюхинС. Т., Проблема конечного и бесконечного, М.. 1958; Кармин А. С, О диалектико-материалистическом понимании бесконечности, «Веетн. Ленингр. ун-та». Сер. экон.,филос. и права, вып. 1. 1959, М5; С в и д е р с к и й В. И., О диалектико-материалистическом понимании противоречивости бесконечности, там же, 1956, Л"» 5, вып. 1; е г о же, Пространство и время, м., 1958; Н а а н Г. И., О современном состоянии космологической науки, в сб.: Вопросы космогонии, т. 6, М., 1958; L e m a i-tre Ст., L'hypothese de l'atome primitif, Neuchatel, 1946; WhittakerE. Т., The beginning and the end of the world L.. [1943]; Schatzman E., Sur la dialectique du fi et de l'infini et la cosmologie, «Pensee», 1954,,M- 57. А. Бовин. Москв БЕСПОПОВЩИНА — одно из гл. разветвлеш: в старообрядчестве, в свою очередь дробящееся на pi мелких сект — толков. Возникло во 2-й пол. 17. Первоначально Б. развивалась на сев. окраина России, преим. среди крестьян, спасавшихся бе ством от крепостничества. Это предопределило ра. витие в Б. критич. истолкования христ. догмате] признание необязательности религ. обрядности, цер! организации и духовенства (отсюда и название «Б.» Для беспоповцев характерны хилиастич. предста1 ления о тысячелетнем царстве Христа (см. Хилиазм требования строгого аскегтгма, в частности безбрг чия. Нек-рые беспоповцы усматривали в царско власти земное воплощение антихриста, отказывалис от подчинения властям.
Важнейшими толками Б. являются: федосеевский (возни в конце 17 в.). поморский, аристовский, филипповский идр Идеология Б. изменялась и дифференцировалась под влиянии социального расслоения. Уже в гл. догматич. соч. крупней шей орг-ции беспоповцев — Выговской общины — «Поморски: ответах» (1722, изд. 1911) содержится отход от осн. ' принципе] Б., одобрение деятельности Петра I и обещание почитать вла сти. Умеренное бурж. течение Б., получившее название«ш морское», признавало браки, допускало общение с властями но вместе с тем критиковало догматич. способ доказательств В писаниях поморцев (Г. Скачкова и др.) религ. форма посте' пенно включала в себя элементы бури-:, рационализма. К сер. 18 в. относится расцвет полемич. лит-ры Б., в к-рой чисто догматич. вопросы отходили на второй план, уступая место вопросам устройства обществ, и частного быта и отношения к властям, напр. вопрос о том, надо ли видеть в совр. правительстве «царство антихриста» или считать, что антихрист еще не явился, и т. д. В Москве в 1771 была создана Преображенская община («Преображенское кладбище»), ставшая общеросс. центромфедосеевскоготолка. Внач. 19 в. демократия. часть ее возглавлялась беглым крепостным С. С. Гнусиным (Михаил Васильев), к-рый в своих писаниях «Пандекты» выступал с обличениями корыстолюбия богачей и отрицанием сословного строя. Развитие города вело к быстрому социальному расслоению Б. Богачи вступали в поморские организации. Демократия, круги пополняли филииповские, ариетовские, кондратьевские и др. организации, в к-рых антикрепостнич. протест сочетался с отрицанием городской жизни. Из демократия, течений особое значение получило бегунство (странничество), гл. обр. в среде крестьянства, преим. сев. губерний, Верхнего Поволжья, Сибири. Представители этого толка осуждали принцип частной собственности и стяжательства, отстаивали идею всеобщего равенства, призывали покидать города и Пересе-
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 159 ляться в «пустыню», укрываясь от властей. Они враждебно относились к крепостнич. гос-ву и ко всем признакам личной зависимости от него (паспортам и т. д.). Этот толк получил широкое распространение к сер. 19 в. Связи Б. с социальными движениями в пореформ. время значительно ослабли. В капиталистич. эпоху Б. не имела развития. В период после Октябрьской революции беспоповцы выступали против политики Сов власти. В настоящее время существует неск. общин беспоповцев во главе с Высшим старо-обрядч. советом.В своих выступлениях беспоповцы присоединяются к движению за укрепление мира. Однако, признавая Сов. гос-во, они призывают верующих подчиняться ему лишь как «божьему установлению». Их проповеди «всеобщей любви» и обществ, пассивности наносят прямой вред коммунистич. воспитанию. Борьба с Б. является одним из важнейших участков атеистич. работы. Лит.: Дружинин В. Г., Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленных по печатньщ описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912 (наиболее полная библиография рукописных источников); Пругавин а. е., Раскол—сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа, вып. 1 — Библиография старообрядчества и его разветвлений, М., 1887; Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века, СПБ, 1909; Пятницкий И. К., Секта странников и ее значение в расколе, 2 изд., СПб, 1912; Л ю б о м и р о в П. Г., Выговское общежительство. Йсторич! очерк, М.— Саратов, 1924; НикольскийН. М., История русской церкви, [М.], 1931; Рыидзюнский п. Г., Старообрядческая организация в условиях развития Промышленного капитализма, в кн.; Вопр. истории, религии й атеизма. Сб. статей, [вып. 1 J, M., 1950. П. Рындзюнский. Москва. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — термин, получивший широкое распространение в философии, психологии, психопатологии, психиатрии, а также в юридич., искусствоведч. и историч. науках. Понятие «Б.» не имеет однозначного смысла. Одни придерживаются чисто негативной трактовки этого понятия, разумея под Б. особую сферу психич. деятельности, ХЕфакте-ризующуюся отсутствием сознат. регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и течения психич. процессов, безотчетностью и Цолным исчезновением из памяти (Лейбниц, Бенеке, Лотце, Фехнер, Гёффдинг и др.). Другие видят в Б. основной и первичный регулятор поступков человека, возводят Б. в ранг некоей метафнзич. сущности, приписывая ему роль первопричины всего (учение об откровении, напр., Фомы Аквинского), что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Фортлаге, Э.Гартман и др.). Почти все ученые связывают с областью Б. особые состояния, граничащие с патологией или носящие явно патологич. характер (гипнотич. состояние, состояние аффекта, невменяемости и т. д.). К категории бессознат. проявлений относят также привычные и заученные действия, совершающиеся как бы автоматически. Влиянием бессознат. психики объясняют сновидения, интуитивное познание, творч. вдохновение, сопровождающееся якобы «наитием», Внезапное «озарение» новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознат. усилиям, непроизвольные воспоминания о том, 4to казалось как бы прочно забытым, и т. д. Широко пользуется понятием Б. совр. т. н. социальная психология, особенно то ее направление, к-рое прямо или косвенно подчиняется влиянию учения Фрейда. Представители этого крайне реакц. направления (Ранке, Трот-тер и др.) видят в человеч. массе одни только проявления стадного инстинкта, бессознат. темных влечений и т. п. (В. Троттср, Инстинкты толпы во время мира и войны — W. Trotter, Instincts of the herd in peace and war, 1916).
Круг явлений, охватываемых понятием Б., чрезвычайно широк и многообразен как по происхождению, так и по содержанию. Именно это обстоятельство и послужило причиной того, что проблема Б. издавна привлекала внимание представителей самых различных областей знания, а в идеалистич. философии служила отправным пунктом для построения различных теорий Б. Лишь незначит, часть философов и психо- логов-идеалистов отказывалась признать существование бессознат. психики, исходя из того, что психическое может быть только сознательным. Наиболее полную аргументацию в защиту этой точки зрения развил Декарт, а из психологов 19 в.— Брентано и Вундт, утверждавшие вслед за Декартом тождество психического и сознательного. Большая же часть философов и психологов идеалистич. направления (Кант, Гербарт, Джемс, Липпс и др.) не только признавала существование бессознат. явлений, но и создавала более или менее цельные концепции Б. В этих концепциях отчетливо наметились две тенденции. Корни одной лежат в монадологии Лейбница, строившего учение о Б. на основе принципа непрерывности психич. жизни и на признании существования различных степеней интенсивности сознания. Лейбниц. считал, что все явления сознания возникают из бессознат. жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознат. представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления — «petite perception». «В нашем уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе»,— писал Лейбниц («Новые опыты о человеческом разуме» — «Nouveaux essais sur l'entendement humain», 1765). Если бы сознат. представлениям не предшествовали бессознательные, то пришлось бы признать, что они возникают из ничего; между тем психич. пустота так же невозможна, как невозможна пустота физическая в мире материальном. В соответствии с др. тенденцией Б. рассматривается как самостоят, источник психич. деятельности, как явление, качественно отличное от сознания. Наиболее полно эта точка зрения представлена в соч. Э. Гарт-мана, содержащих также обзор и критику всех господствовавших в 19 веке теорий Б. В трактате «Philosophic des UnbewuBten» (1869, рус. пер- — Сущность мирового процесса, или философия бессознательного, 1875) Гартман считал, что Б. — не отрицат. понятие, противоположное понятию «сознательное», а сверхчувств, духовный деятель, основа бытия и причина мирового процесса. По Гартману, в Б. находят примирение противоположности материи и духа, идеального и реального, субъекта и объекта. Противопоставляя свою метафизику Б. как спиритуализму, так и материализму, Гартман частично ввел в свое учение о Б. воззрения Канта (Б.— это априорный синтез, предшествующий сознат. содержанию опыта), Шеллинга (Б.— вечное стремление души вырваться на волю, к постепенно возрастающему сознанию), Гегеля (Б.— это самодвижение понятия и погружение логич. идеи в «инобытие» природы до возвращения ее к себе самой как сознат. духа) и особенно Шопенгауэра (Б.— это воля в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, к-рому противостоит беспомощное сознание). Всемогущество Б., по Гартману, обнаруживается и в растительной и в животной жизни, оно особенно ярко проявляется в инстинктивных и рефлекторных действиях, в целит, силе природы, в явлениях целесообразности, в строении и формировании отд. органов и организма в целом. В духовной жизни человека яркие примеры Б. можно найти в сфере эмоциональной жизни, в художеств, творчестве, в эстотич. восприятии и т. д. Материалистич. тенденция в трактовке Б. наметилась у Фехнера, выступившего решит, противником широкого толкования Б. и отстаивавшего примат сознательного в психич. жизни, хотя в своих общефило-соф. воззрениях он был идеалистом. Фехнер доказывал, что Б.— не что иное, как результат материальных процессов, недостаточных для того, чтобы вызвать реальное ощущение. Фехнер считал, что к сфере Б. относятся процессы, связанные с раздражениями. 160 БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ лежащими ниже опродел. порога. Он ввел понятие бессознательных ощущений и выдвинул оправдавшееся в ходе дальнейшего развития экспериментальной психофизиологии положение о том, что суммация бессознат. ощущений приближает их к порогу, за к-рым возникают действит. ощущения. Фехнер материалистически истолковал учение Лейбница о «petite perception». По Фехнеру, прерывность сознания связана с тем, что психич. деятельность в определ. периоды падает ниже порога сознания. Выдающиеся исследования Гельмгольца, посвященные психофизиологии органов чувств, натолкнули его на факты существования таких обобщающих процессов в сфере ощущений и восприятий, к-рые протекают без участия мышления. Для их объяснения Гельмгольц ввел условное понятие «бессознательные умозаключения». Впоследствии благодаря методу условных рефлексов удалось вскрыть физиологич. механизм подобных «умозаключений». В споре о В. приняли участие видные психологи середины 19 в., в частности Л отце, уделивший этой проблеме спец. главу в «Медицинской психологии» («Medizinische Psychologie», 1852), в к-рой он противопоставлял понятию Б. понятие творч. самосознания. При всем различии точек зрения на сущность Б. почти все представители эмпирнч. психологии все определеннее склонялись к утверждению, что сознание отличается от Б. только интенсивностью, в то время как философы и психологи идеалистич. и метафизич. направления отстаивали взгляд на Б. как на особое качество, связывая Б. с творч. активностью, со стремлениями глубинной души, с волей как первичными и определяющими психич. деятельность факторами. По мере развития экспериментального направления в психологии проблема Б. стала отходить на задний план. Лишь в конце 19— нач. 20 вв. интерес к этой проблеме вновь возродился, но на этот раз толчком послужили многочисл. исследования, посвященные психопатологич. явлениям, болезненным состояниям нервно-психич. сферы, внушению и гипнозу. Центр, место Б. занимало в учении Фрейда. Следует отличать в этом учении общую глубоко реакц. теорию Б. от специальной, основанной на клинич. наблюдениях. В общей теории Фрейд трактовал Б. как основу жизнедеятельности, решающий регулятор поведения, внутр. пружину всех человеч. действий и «душевную прародину» сознания. В спец. теории речь идет о психологич. механизмах возникновения и развития бессознат. представлений, образующих латентные состояния душевной жизни и вступающих в определ. связи с сознат. душевными процессами (см. Фрейдизм). Возникновение невротич. заболеваний и симптомов Фрейд объяснял борьбой сознательного с Б., играющим роль своеобразного резервуара, хранящего вытесненные запретные представления и влечения, грозящие нарушить психич. равновесие и вызвать аффективный разряд. В противоречии с своей общей теорией Фрейд как врач считал, что при нормальных условиях система «сознательного» господствует над эффективностью и потеря этого господства в условиях конфликта сознательного с Б. приводит к ряду патоло-гич. или препатологич. состояний. Водораздел между материалистич. и идеалистич. пониманием Б. лежит не в признании или отрицании В., а в его трактовке и в придаваемой ему роли в психич деятельности. Признание бессознат. психич. деятельности ни в малой степени не противоречит принципам материалистич. науки. Еще Сеченов решительно выступал против отождествления психического и сознательного. «...В прежние времена, — писал он, — „психическим" было только „с о-з нательное", т. е. от цельного натурального процесса отрывалось начало (которое относилось психо- логами для элементарных психических форм в область физиологии) и конец» (Сеченов И. М., Кому и как разрабатывать психологию?, Избр. произв., т. 1, 1952, с. 208). Сеченову принадлежат важные открытия в области изучения темных или смутных ощущений, либо частью сознаваемых, либо вовсе не сознаваемых. В его работах нашли яркое отражение факты, освещающие физиологич. и психич. состояния, характерные для разных ступеней бодрствующего сознания. Сеченов предвидел существование предощущений, ставших лишь в наше время доступными для экспериментального обнаружения (сов. физиолог Гершуни и др.). Совр. материалистич. психофизиология, опирающаяся на учение Павлова, не отрицает бессознат. явлений. В прямую связь с проблемой Б. можно поставить исследования павловской школы, посвященные анализу эмоциональных состояний, сопровождающих т. п. внутр. ощущения (работы К. М.Быкова и др. об интерорецепции). Огромная по своему значению глава физиологии о взаимоотношении коры и подкорки, о влиянии подкорковых импульсов и инстинктивных реакций на корковую деятельность вплотную примыкает к проблеме бессознательного. Павлов не раз останавливался в своих соч. на роли Б. Исходя из того.что психич. жизнь складывается из сознательного и В., Павлов доказывал, что сознание связано с нервной деятельностью определ. участка больших полушарий, обладающего оптимальной возбудимостью по сравнению с остальными отделами мозга, находящимися в состоянии более или менее пониженной возбудимости. «Деятельность этих отделов есть то, что мы субъективно называем бессознательной, автоматической деятельностью» (Павлов И. П., Полное собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1, 1951, с. 248). Участок с оптимальной деятельностью постоянно перемещается по всему пространству больших полушарий, в связи с чем изменяется и территория с пониженной возбудимостью. Подтверждение правильности этого взгляда на Б. приносят новейшие электрофизиологич. исследования, выясняющие все с большей точностью связь корковых и подкорковых образований, а также роль т. н. ретикулярной формации в возникновении и развитии различных психич. состояний, обладающих то большей, то меньшей близостью к сознат. и бессознат. процессам. Не менее ценный материал для раскрытия психофизиологич. природы Б. дают совр. исследования сна и сноподобных состояний, а также различных фаз гипнотич. состояния, осуществляемые на основе учения Павлова. Совр. психофизиология сталкивается с областью Б. или неосознаваемых процессов при изучении явлений автоматизации в трудовой и спортивной деятельности. Установлено, что на последовательных этапах развития и роста навыков и умений происходят сложные динамич. перемещения различных сторон деятельности из центра сознания на его периферию. Освобождение отдельных компонентов деятельности от сознательных усилий таит в себе источник субъективно облегченного и объективно более производительного труда, но в то же время неосознанность нек-рых внутренних приемов работы нередко становится препятствием на пути дальнейшего роста мастерства. Существуют экспериментальные доказательства возможности использования специальных упражнений для введения в поле ясного сознания скрытых сторон деятельности, казалось бы не поддающихся самоконтролю и долго пребывающих в сфере смутных или вовсе неосознаваемых ощущений. С помощью таких упражнений удается вскрыть и мобилизовать резервные возможности для нового творческого роста профессионального мастерства даже на исходном высоком уровне. В свете подобных фактов становятся теоретически объяенимыми противоречивые тенденции про- БЕХАИЗМ—БЕХЕР 161 цесса овладения мастерством, находящие свое выражение в скачкообразном характере «кривой упражнения», в возникновении «творческих пауз», ошибочно трактуемых как пределы развития, во внутренней реорганизации деятельности, достигаемой путем сознательной расшифровки неосознаваемых рабочих приемов и сопутствуемых им ощущений. Особенно демонстративна практич. эффективность специальных упражнений подобного типа при обучении т. н. скоростным действиям, предполагающим высоко развитое «чувство времени» и умение регулировать действия в пределах латентного времени двигательной реакции. Условием, благоприятствующим превращению смутно осознаваемых ощущений в ощущения отчетливые, является объективация результатов даже молниеносно протекающих действий. Т. о., материа-листич. трактовка Б. находит действенное приложение в педагогич. практике — в широком ее понимании. Лит.: Сеченов И. М., Кому и как разрабатывать Психологию?, Избр. произв., т. 1, М., 1952; П а в л о в И. П., Объективное изучение высшей нервной деятельности животных, Поли. собр. соч., т. 3, кн. 1, 2 изд., М.—Л., 1951, с. 236—49; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Уолс Г. К., Зигмунд Фрейд и его учение, «Вопр. психологии», 1956, № 6; Е ф и м о в М. Б., Против реакционных домыслов фрейдистов, там же,1957, № 1; Б а с с и н Ф. В., Фрейдизм в свете современных научных дискуссий,там же, 1958, М5, 6;Гартманн Э. фон, Современная психология. Критическая история немецкой психологии за вторую половину девятнадцатого века, пер. с нем., М., 1902; ЭббинггаусГ., Основы психологии, пер. с нем., СПБ, 1912; Лейбниц Г.-В., Избр. философские соч., пер. [с нем.], М., 1908; ВундтВ., Основы физиологической психологии, пер. [с нем.], вып. 1 — 16, СПБ, [1908—1914]; Циген Т., Физиологическая психология в 15 лекциях, пер. [с нем.], 3 изд., СПБ, 1909; Л о с е к и й П., Основные учения психологии с точки «рения волюнтаризма, 2 изд., СПБ, 1911; Жанэ П., Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека, пер. с франц., М., 1913; Г е ф д и н г Г., Очерки психологии, основанной на опыте, пер. с нем., 7 изд., М.—П., 1923; [Ф р е й д С] F г е u d S., Лекции по введению в психоанализ, пер. [с нем.], 2 изд., М.—• П., 1923; Шеллинг Ф. В. И., Система трансцендентального идеализма, пер. [с нем.], Л.—М., 1936; BenekeF. E., Lehrbuch der Psychologie als Naturwissenschaft, 4 Aufl., В., 1877; С а г u s С. G., Psyche. Zur Entwickelungsgeschichte der Seele, 2 Aufl., Stuttgart, 1851; Fechner G.T., Elemente der Psycliophysik, Bd 1—2, 3 Aufl., Lpz., 1907; F i с h t e J. H., Psychologie, Tl 1, Lpz., 1864; Brentano F., Psychologie vom empirischen Standpunkt, Bd 1—3, Lpz., 1924—28. С. Геллерштейн. Москва. БЕХАИЗМ — космополитич. религ. учение, возникшее в сер. 19 в. в Персии и отражавшее интересы иранской компрадорской буржуазии. Свое название Б. получил от прозвища его основоположника Мирзы Хусейна Али (1817—92) — Бехауллы («Блеск божий»), одного из учеников Баба (см. Бабизм). Однако Беха-улла отказался от демократич. элементов бабизма. Осн. положения Б. содержатся в составленной Беха-уллой «Священнейшей книге» — «Китабе Акдес» (написана ок. 1872, рус. пер. А. Г. Туманского, 1899, «Зап. Акад. наук», VIII сер., историко-филолог. отд., т. 3, № 6), предназначенной заменить Коран и «Беян» Баба. Согласно «Китабе Акдес», все люди — братья и классовая борьба недопустима. В период, когда народные движения, направленные против англ. колонизаторов, проходили под лозунгами борьбы с «неверными», Бехаулла проповедовал терпимость к другим религиям. По его учению, «суть служения богу-истине» заключается в «занятии каким-либо делом, или ремесленным, или промышленным и тому подобным» («Китабе Акдес», с. 8). Учение Б. о всемирном братстве, к-рое можно достичь мирным путем, ограждало интересы компрадоров. Преемник Бехауллы, Абд-аль-Беха (1844 — 1921), запрещал забастовки, требовал от рабочих повиновения. В 1919 Абд-аль-Беха опубликовал на мн. языках открытое «Письмо в Центральную организацию прочного мира», в к-ром изложил космополитич. и пацифистские основы своего учения «об единстве мира гуманности». Пропагандируя учение Бехауллы, Абд-аль-Беха отрицал преобразование общества революц. путем, предлагал держаться лишь «учения о добровольном разделении имущества» («Письмо в Центральную организацию прочного мира», Париж, 1921, с. 8). Бехаи-сты в осн. отказались от специфич. для ислама вост. обрядности, выступили с критикой различных форм «постижения бога», характерных для мусульм. мистицизма (см. Суфизм). После 2-й мировой войны бехаисты особенно усилили космополитич. проповедь об отказе от гос. границ, нац. независимости и суверенитета и призывают к образованию «единого мирового государства». Космополитич. тенденции Б. в условиях краха колониальной системы и подъема нац. самосознания народов Востока почти повсеместно поставили бехаистов вне мусульм. организаций. В наст, время бехаистская лит-ра издается в штате Иллинойс (США) и в Штутгарте (ФРГ). В дореволюц. России Б. оказал влияние на развитие мусульм. сектантства. Этич. сторона Б. находила поддержку у Л. Н. Толстого (см. Полное собр. соч., т. 79, 1955, с. 120—121). Значит, активность бехаисты проявляли в СССР в первые годы Сов. власти. Однако в условиях победившего социализма Б. как секта постепенно распался. Лит.: Аршаруни А. М., Бехаизм, М., 1930; Климович Л. И., Ислам в царской России. Очерки, М., 1936; Беляев Е. А., Мусульманское сектантство. Исторические очерки, М., 1957; Б айгуш ев, Очерки мусульманского раскола. Татарский пророк, Саратов, 1908; Baha'i world faith; selected writings of Baha'ullah and'Abdu'1-Baha, ed. by H. Hol-ley, 2 ed., Wilmette, 1956; 'A b d u'l В a h a i b n В a h a u 1 1 a h, Secret of divine civilization, transl. from the original Persian text by M. Gail, Wilmette 1957. БЁХЕР (Becher), Иоганн Иоахим (1635—окт. 1682) — нем. врач, химик, один из основателей теории флогистона, утопич. коммунист, экономист-меркантилист. В соч. «Моральный трактат» («Moral-Discurs», 1669) выдвинул проект будущего общества, основанного на равном труде и общности имуществ, при отсутствии денег. В позднейшем соч. «Мудрость души» («Psycho-sophia, oder Seelen-Weisheit», 1674) защищал веротерпимость, равенство и свободу. Лит.: Е г d b e r g-K rczenci ewski R. von, Johann Joachim Becher, Jena, 1896; Zielenziger K., Die alten deutschen Kameralisten, Jena, 1914; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttgart — В., 1922, S. 232—34; J a n t z e n H., Johann Joachim Becher als theoretischer und praktischer Privatokonom, Koln, 1925 (Diss.); Hassinger H., Johann Joachim Becher, W., 1951.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|