Ведическая религия-reды 235 9 глава
ВИТЁЛО, Вителло, Цёлек (Witelo, Vitello, Cio-lek) (p. ок. 1230 — ум. ок. 1275),— философ и естествоиспытатель. Род. во Вроцлаве, по отцу немец, по матери поляк. Около 1253 В. учился в Париже, в 60-х гг. посетил Италию, между 1270 и 1277 написал труд в 10 книгах под заглавием «Перспектива» («Perspective», изд. в 1535, 1551 и 1572), основанный на соч. егин. ученого Ибн аль-Хайсама (Альгазена, 965—1039) и освещающий осп. вопросы геометрич. и физиологич. оптики (в частности, психологии зрит. восприятия). В соч. «О природе демонов» («De nature daemonum») В. попытался дать рационалистич. 264 ВИТТИX - ВКУС объяснение суеверным представлениям о демонах. Трактат В. по оптике привлек внимание теоретиков живописи и естествоиспытателей эпохи Возрождения, к-рые проверяли и дополняли содержащиеся в нем наблюдения {Леонардо да Винчи, И. Кеплер). В об-щефилос. отношении В. испытал на себе влияние араб, неоплатоников. Приписывавшееся В. соч. «Обин-теллигенциях» («De intelligcntiis») ему не принадлежит. Лига..' Зубов В. П., Леонардо да Винчи и работа Витело «Перспектива», Тр. Ин-та истории естестьозн. и техн. АН СССР, т. 1, М., 1954; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 137—38; Baeumker С, Witelo, ein Philosoph imd Naturforscher des XIII. Jahrhunderts, Munster, 1908; Birkenmajer A., Studja nad Witelo-nem—cz. 1—3, в сб.: Bull. International de TAcademie Polonaise des sciences et des lettres, classe de philologie, Cracovie, 1920.». 4—6; Cracovie. 1922—25, s. 354—60; Archiwum komisji do badania historji filozofji wPolsce.t. 2, cz^sc. 1, Kr., 1921, В Зубов. Москва. ВЙТТИХ (Wittich), Христоф (7 окт. 1625—19 мая 1687) — нем. философ-картезианец. Проф. философии в Герборне, теологии в Нимвегене и Лейдене. Распространял философию Декарта и учение Коперника в сев.-зап. Германии и Голландии. Пытался рационалистически обосновать теологию, за что неоднократно подвергался преследованиям со стороны церк. и светских властей.
Соч.: Dissertationes duae de S. Scripturae in philosophies abnsu, Amst., 1654; Consideratio theologica de stylo scripturae, quem adhibet cum de rebus naturalibus sermonem insti-tuit [Amst.], 1656; Causa spiritus sancti, Leiden, 1678; Consensus veritatis in Scriptura divina et revelata cum veritate pliilosophiae a Cartesio detecta, Leiden, 1682; Theologiapacifica, J3ed.], Leiden, 1683; Annotationes in Cartesii meditationes, Dordrecht, 1688; Theologia pacifica defensa, Amst.—Leiden, 1689; Anti-Spinoza, Amst., 1690. ВИШНУИЗМ — наиболее распространенная наряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия по-слеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения — боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период ее упадка (6 — 5 вв. до н. э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с IIIи-вой-Рудрой — гл. богом брахманов (жрецов). В сер. 1-го тысячелетия до н. э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос.-религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т. д. Отличит, чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к-рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ, положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В.— Бхагавадгите. Развитие идей В. происходило в течение 3 — 1 вв. до п. э. и ярко отражено в эпосе — «Махабхарате» и «Рамаяне». Различные компоненты, входившие в В., мифологически выразились в «именах» Вишну. Наиболее древнее имя Вишну — Нараяна — отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало миру. Вскоре он был отождествлен с вождем Кришной («Черный»), выразившим идеалы кшатриев. В сер. 1-го тыс. до н. э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Вишну, а буддийская династия Гуптов принимает В. как государств, религию. В. идейно связывается с материалистической в своей основе филос. школой санкхъя, к-рая развивала целостное учение о мире как о пери-одич. разворачивании и сворачивании природы (пракрита). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности материальной природы. Эта концепция выражена мифологически в позднем тексте «Махабхараты»— в «На-раяния» и в «Бхагавата-Пуране». Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к-рый развил дуа-
листич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты. Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., ни. 1, М.—Л., 1950; ВИШОВАТЫ (Wiszowaty), Анджей (26 нояб. 1608— 29 июля 1678) — польский философ, один из представителей последнего поколения т. н. Польских братьев. В трактате «Рациональная религия» («Reli-gio rationalis», 1685) В. объявил разум высшим и решающим судьей в вопросах религии; разум судит и о правильном смысле заключенного в Библии «слова божьего» и о том, является ли в действительности Библия откровением божьим. В. полагал, что разум способен обосновать божеств, характер Библии, и на этой основе строил свою, близкую ранним деистам (Локк), концепцию «религии, согласной с разумом». Высоко оценивая способности разума, В. призывал к изучению естеств. наук; был хорошо знаком с учениями Гассенди и Галилея. Соч.: Commentarius in Acta Apostolorum, в кн.: Biblio-theca Fratrum Polonorum, t. 9, Amst., 1656; [Praefatio], в кн.: Catechesis Ecclesiarum Polonicarum, Stauropoli, [1680] (совм. с J. Stegmann); Stimuli Virtutum fraena peccatorum, ut et alia ejasdem generis opuscula posthume, Amst.. 1682. Лит.: Chmaj L., Andrzej Wiszowaty jako dzialacz i mysliciel religijny, в его кн.: Bracia Polscy, Warsz., 1957; Ogonowski Z., Wiara a rozum w pogla,dach religijuych socynian i Lockea, в кн.: Studia ariariskie, Warsz., 1959; F о с k O., Der Sozinianismus nach seinem historischeH Verlauf und nach seinem Lehrbegriff, Kiel, 1847. 3. Огоновский. Польша. ВКЛЮЧЕНИЕ (в логике) — отношение между классами (множествами) предметов, определяемое следующим образом: если каждый элемент класса А входит в качестве элемента в класс В, то говорят, что класс А находится в отношении включения к классу В, а класс В включает в себя класс А в качестве подкласса.
Символически зто отношение выражается так: АсВ или BZDA. Объемы понятий в логике можно рассматривать как классы предметов, находящиеся (не находящиеся) друг к другу в отношении включения. На этой основе в математич. логике построено исчисление классов, являющееся обобщением аристотелевой силлогистики. Такие, напр., законы отношения включения, как: 1) Для всякого класса A, Ас А (рефлексивность). 2) Если АсВ и ВсА, то А = В. 3) Если~АсВ и ВСС, то АсС (транзитивность) совместно с предложением. 4) Если А— не пустой подкласс В и классы В и С разделены, то классы А и С разделены — эквивалентны законам категорич. силлогизма. Лит.: Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Б и р к г о ф Г., Теория структур, пер. с англ., М., 1952, с. 263—66. К. Суханов. Челябинск. ВКУС (эстетический) — исторически сложившаяся способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях иск-ва; имеет широкую сферу проявления — в художеств, творчестве, труде, в быту, поведении людей и т. д. Способность человека оценивать прекрасное и безобразное является результатом длительного исторпч. развития, формирования его способностей в процессе обществ, практики и усвоения художеств, культуры. В процессе обществ, труда создается «человеческий вкус к природе», «чувствующий красоту формы глаз», «музыкальное ухо»,—«короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593, а также 594—95, 599—606, 566—67). Признание обществ, природы эстетич. В., социальной обусловленности его индивидуальных проявлений входит в осно- ВКУС 265 вы марксистско-ленинской эстетики, к-рая придает огромное значение В. как проявлению общей эстетич. культуры человека, отводя главную роль в формировании способности понимать прекрасное искусству и эстетическому воспитанию. Изучением проблемы В. усиленно начали заниматься в эпоху становления бурж.общества, когда В. людей явственно обособились и даже вступили в противоречие. Первый толчок к исследованию проблемы В. дала работа испанского писателя и философа Грасиа-на-и-Моралеса «Настольный предсказатель» (B.Gra-cian у Morales, Oraculo manual у arte de prudencia, Huesca, 1647, Amsterdam, 1660). Давая широкое определение В. как особой способности человека наряду с разумом и суждением, Грасиан-и-Моралес придавал ему большое значение как средству всестороннего развития природных способностей человека.
С 17 в. вплоть до 19 в. вокруг проблемы В. в эстетике шли споры: имеет ли В. рациональную или иррациональную природу, основывается ли он па разуме или на чувстве, является ли В. прирожденной или воспитываемой способностью, имеют ли его решения всеобщее или индивидуальное значение. Во Франции категория В. получила рационалистич. решение в произведениях Буало, Ватте, Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, к-рый испытал значит, влияние рационалистич. философии Декарта, здесь прочно устанавливается воззрение, согласно к-рому В. должен основываться на изучении произведений иск-ва древности и руководствоваться разумом и смыслом. «Хорошийвкус»является критерием подлинного искусства и красоты. Давая рационалистич. трактовку В., франц. эстетика признавала в качестве осн. его признаков правдоподобие, разумность, ясность. Художник должен руководствоваться в своем выборе В.: «Талант подражает природе, вкус подсказывает ему выбор...» (Дидро Д., Собр. соч., т. 6, М., 1946, с. 539). В англ. сенсуалистич. эстетике 17—18 вв. категория В. приобрела не только эстетич., но и нравств. смысл. Шефтсбери, Хом доказывали, что истинный В. обусловлен не умом и знанием, а характером, гар-монич. уравновешенностью в человеке различных аффектов. В. проявляется не в следовании стеснит, правилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Хетчесон, а затем Бёрк утверждали всеобщность эстетич. В., без к-рой не могла бы существовать и наука о В., т. е. эстетика. Несмотря на различие субъективного В., общая всем людям психофизиоло-гич.организация, по их мнению, обусловливает единые суждения В. у разных людей. Продолжая тенденцию подчеркивать субъективность В., Юм абсолютизировал ее, утверждая, что о вкусах не спорят («Of the standard of taste», 1757). В Германии проблема В. получила отражение в произведениях Винкелъмана, Зулъцера, Готтшеда и др. Кант в «Критике способности суждений» (1790) указал на осн. трудность теории В., к-рая состоит в том, что В. должен быть признан одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и в то же время зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняющегося никаким* рассудочным правилам. Никакие доказательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится. Итемнеменее в самойприроде В. заложено убеждение, что прекрасное для одних людей должно быть прекрасным для всех. Это противоречие, утверждал Кант, неразрешимо, т. е. является антиномией. Кант отрицал возможность теоретич. формулирования «правил В.». По его мнению, В. может развиваться лишь при постоянном непосредств. восприятии гениальных художеств, произведений, являющихся образцом В.
Гегель, критикуя эстетику классицизма за ее нормативизм и формализм, подверг критич. разбору поня- тие В. в том виде, как оно выступало в истории эстетики. Он указал на прекрасное как на объективную основу В. и обратил внимание на его воспитание (см. Соч., т. 12, М., 1938, с. 17, 36, 46—47). В середине 19 в. широкое распространение получило понимание В., развитое в т. н. экспериментальной эстетике Фехнера, к-рый пытался вывести законы В. из физио-логич. законов ощущения и восприятия. Фрейд пытался обосновать В. законами «подсознательного» и отрицал общепризнанные нормы В., объявлял его областью полного индивидуального произвола. В. Шрагин. Москва. В русской эстетике проблема В. получила развитие в связи с развитием теории и практики классицизма. Куницын в ст. «О вкусе», Альбицкий в работе «О стихотворстве», Александровский в ст. «О подражании» (опубликованы в сб. «Сочинения студентов Санкт-петербургского Педагогического института по части эстетики», СПБ, 1806), рассматривая иск-во как подражание природе,. выводили правила подражания из В., к-рый, по определению Куницына, есть «естественная чувствительность, управляемая разборчивостью разума» (указ. сб., с. 238). Требования и правила В. имеют нормативный характер. «Истинный вкус один, остальные ему противоположны» (там же, с. 247). В 10—20-х гг. 19 в. проблема В. разрабатывалась в работах Мерзлякова, который определял эстетику как «науку о правилах изящных искусств, из наблюдения вкуса извлеченных» (Замечания об эстетике, «Вестник Европы», 1813, № 19, с. 198). Материалистич. эстетика революц. демократов выступила с критикой как нормативного классицистич. понимания В. «законодателями литературного вкуса»— Буало, Баттё, Мерзляковым и др., так и с критикой сторонников «вдохновения без вкуса», вообще «безвкусицы», романтич. произвола (см. В. Г. Белинский, Русская литература в 1841 году; ст. «Полное собрание сочинений» А. Марлинского и др.). Правдивое воспроизведение жизни в искусстве связано с художеств, мерой, «образованным», «развитым» В., к-рый входит в критерий эстетич. оценки. Чернышевский рассматривал В. как способность верно оценивать произведения иск-ва. Высмеивая всякие попытки сделать «изящный вкус» критерием оценки художеств, произведения, он вместе с тем требовал от критика «верного вкуса», в частности считал особенностью Белинского то, что «он был одарен чрезвычайно верным и тонким вкусом» («Очерки гоголевского периода русской литературы», в кн.: Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 697). Марксистско-ленинская эстетика, рассматривая индивидуальность и ее В. как продукт обществ, отношений, отрицает нормативный характер В., утверждает необходимость длительного воспитания и образования В., способного правильно оценивать красоту во всех ее проявлениях — в труде, быту, искусстве. Марксистская эстетика считает, что в истории не может существовать непреодолимого противоречия между обществ, эстетич. нормами и индивидуальным В. Если же такое противоречие появляется, то причина этого коренится в обществ, антагонизмах. Формирование В. зависит от обществ, условий труда, от обществ, практики. В. проявляется во всех формах человеч. деятельности и прежде всего в труде, т. к. человек производит и по законам красоты. Маркс и Энгельс указывали, что благодаря условиям труда ср.-век. ремесленник имел интерес к своей специальной работе, «интерес, который мог подниматься до степени примитивного художественного вкуса» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 52). Особое значение для воспитания В. имеет иск-во. «Предмет искусства...,— писал Маркс,— создает публику, понимаю- 266 ВЛАДИСЛАВЛЕВ - ВНИМАНИЕ щую искусство и способную наслаждаться красотой» (там же, т. 12, с. 718). Лит.: Маркс К., Экономическо-филосоФские рукописи 1844 года, в кн.: К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Из ранних произведений, М., 1956, с. 586—87; Дмитриева Н. А., Вопросы эстетического воспитания, М., 1956; Белинский В. Г., Собр. соч. в трех томах, М., 1948, т. 1, с. 53 — 54, 156, 287; т. 3, с. 368; Чернышевский Н. Г., Эстетика и литературная критика, Избр. статьи, М.—Л., 1951. с. 92, 110, 223; Ж и р а р д Г., О вкусе,' с присовокуплением рассуждения о том же предмете д'Аламбера, Вольтера и Монтескье, ч. 1—3, пер. с франц., М., 1803; Монтескье Ш., Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства, Избр. произв., М., 1955; Bellegarde J. d e, Sur le bon gout, в его кн.; Lettres curieuses de litterature et de morale, P., 1702; Cartaud de la V i 1 a t e F., Essai historique et philosophique eur le gout, P., 1736; BatteuxCh., fours de belles-lettres distribue par exercices, v. 1 —2,1747—48; Snell C. W., Lehrbuch der Kritik des Geschmacks, Lpz., 1795; F a 1 k e J. von, Gesehichte des modernen Geschmacks, 2 Aufl., Lpz., 1880; Schaukal R., Vom Geschmack, 2 Aufl., Munch., 1910; H e i m a n n В., fjber den Geschmack, В., 1924; Meier-Oberst В., Dinge um uns. Ein Wort iiber den Geschmack, «Z. Kunst», Lpz., 1949, H. 3, S. 201—03; Ziegenfuss W., Die Oberwin-dung des Geschmacks, Potsdam, 1949. ВЛАДИСЛАВЛЕВ, Михаил Иванович (1840—24 аир. 1890)— рус. философ-идеалист. Ученик Лотце и К. Фишера. Проф. (с 1868) и ректор (с 1887) Петерб. ун-та. В многочисл. соч. («Конспект лекций по психологии», 1880; «Психология», т. 1—2, 1881; «Лекции по истории философии», [1885]; «Логика», 1872, и др.) излагал идеи трансцендентализма и волюнтаризма. Своему переводу на рус. яз. «Критики чистого разума» Канта (1867) предпослал очерк, излагавший кантовскую систему философии. В.— автор ряда работ по истории логики и философии («Философия Плотина, основателя Новоплатоновской школы», 1868, и др.). Лит.: Введенский А. И., Научная деятельность М. И. Владиславлева, СПБ, 1890. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ — категории ма-териалистнч. диалектики, отражающие две стороны единого предмета, различные по глубине и значимости связи предметов. Внешнее — это, во-первых, то, что характеризует предмет с его поверхностной стороны. В этом смысле внешнее — это те стороны, свойства предмета, к-рые-выявляются во взаимодействии с предметами другой системы отношении". "Так, напр., растение обладает рядом внешних свойств — цвет, запах, размеры и т. д. Но ни одно из этих свойств в отдельности, ни их простая механич. совокупность еще не есть растение. Процесс обществ, развития, взятый со стороны своего внешнего проявления, выступает как переплетение и чередование множества историч. событий и фактов, как результат столкновений «бесчисленных отдельных стремлений н отдельных действий» (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 41). Внешнее — это, во-вторых, необходимое условие существования и развития какого-либо предмета, явления. Напр., среда, в к-рой живет организм, — это внешнее по отношению к организму. Природные условия — это внешнее по отношению к обществу. В противоположность внешнему, внутреннее, — это то, что характеризует собственную природу, содержание, своеобразие вещи, события, явления. Внутреннее характеризует предмет, взятый со стороны тех его свойств и отношений, к-рые составляют его основу, сущность, закон движения и развития. Внсшляя и внутренняя стороны вещей, явлений всегда находятся в единстве, взаимопроникают друг в друга. Нет внешнего без внутреннего, и наоборот. Внешние особенности выражают так или иначе внутр. свойства вещей и процессов. В единстве внешнего и внутреннего определяющим является внутреннее, ибо всякое развитие имеет своим источником самодвижение, т. е. внутр. противоречия (Единство и борьба противоположностей). Так, общество развивается во внешней среде — в природных, географич. условиях, однако определяет характер развития общества не внешняя среда, а внутренние силы, заключенные в самом обществе. Маркс рассматривал историю как саморазвивающееся обществ, состояние людей. Производит, силы, производств, отношения, борьба классов, революции — это движущие силы развития всех антагонистич. формаций. Специфич. противоречия, имеющиеся в социалистич. обществе, составляют движущую силу его развития. Это, конечно, не значит, что внешняя среда не имеет никакого значения для развития общества. Она есть одно из необходимых, но но решающих условий развития общества. В процессе познания мы идем от внешнего к внутреннему: вначале схватываем менее существенные, внешние стороны вещей, потом во внешнем вскрываем внутреннее, т. е- сущность, закон, причину явлений и процессов. Внутреннее, т. о., выступает как одна из ступеней науч. познания действительности. Понять внутреннее в предмете—значит вскрыть присущие ему противоречия, противоположности в их единстве и борьбе. Человеческое мышление всегда движется от познания внешнего к познанию внутреннего. Постижение внутреннего означает раскрытие заключенного в предмете основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Познание внешнего означает раскрытие того, как обнаруживается внутреннее. Если внутреннее можно понять лишь через внешнее, то истинная природа внешнего может быть понята только при условии понимания внутреннего, к-рое обнаруживается во внешнем. См. Сущность и явление. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1—3, М., 1955, [т 1, ВНИМАНИЕ — избирательно-активное состояние психич. деятельности, являющееся предпосылкой наилучшего отражения действительности. Физиологпч. основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее по закону отрицательной индукции более или менее глубокое торможение окружающих участков. Соотношение нервных процессов в коре, определяющее степень и направленность В., устанавливается в зависимости от характера действующих раздражителей, содержания выполняемой деятельности и постоянно меняется. В. привлекается всяким непривычным изменением внешней обстановки, появлением новых раздражителей, что вызывает со стороны организма ориентировочный или исследовательский рефлекс. У человека развились сложные условнорефлектор-пые формы ориентировочно-исследовательской деятельности, отвечающие обществ, характеру жизненных условий. Различают В. непроизвольное и произвольное. Как в одном, так и в другом случае В. человека привлекается прежде всего предметами, приобретшими в ходе жизни определенное значение и связанными с потребностями и задачами деятельности. Различие же состоит в том, что в случае непроизвольного В. ориентировочные рефлексы вызываются появлением самого предмета или содержанием деятельности, и В. не носит организованного характера, а в ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ-ВОЗВЫШЕННОЕ 257 случае произвольного В. ориентировочная деятельность организуется поставленной задачей и определенным планом деятельности. Для трудовой деятельности характерно произвольное В., получившее свое развитие именно в процессе обществ, труда как необходимое условие достижения поставленной цели. «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, во всё время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 185). Тесная связь между процессом деятельности и ее результатом часто приводит к тому, что В. начинает стимулироваться не только поставленной задачей, но и непосредственно самим содержанием деятельности. В этих случаях произвольное В. приобретает характер непроизвольного. Может быть и обратное, явление: В., непроизвольно вызванное появлением объекта, начинает в дальнейшем стимулироваться необходимостью более детального исследования этого объекта, и непроизвольное В. уступает место целеустремленному, произвольному В. Лит.: Ананьев Б. Г., Воспитание внимания школь ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ— одна из первонач. форм политич. организации уряда племен и народностей в период разложения первобытнообщинного строя. Термин «В. д.» введен Морганом в кн. «Древнее общество...» (1877) для характеристики организации индейских племен Сев. Америки, древних греков гомеровской эпохи и римлян т.н. царского периода. В. д. развилась также у скифов, кельтов, древних германцев, норманнов. Органами В. д. являются: нар. собрание, в к-ром участвуют воины, совет вождей (или старейшин) и избираемый или назначаемый военачальник, гл. отличит, признак власти к-рого — воен. предводительство (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 108—109). В период В. д. еще не существует публичной власти, отдельной от массы народа. Однако в дальнейшем развитие В. д. свидетельствует о начавшемся превращении органов родового строя «из орудий народной воли» в «самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа» (там же, с. 170). Анализ превращения В. д. в государство дан Ф. Энгельсом (см. там же, с 111 — 186). Лит.: Косвен М. О.,К вопросу о военной демократии, в кн.: Проблемы истории первобытного общества М.—Л., 1960. Е. Панфилов. Москва. ВОЗБУЖДЕНИЕ — деятельное состояние живой ткани, наступающее в ответ на раздражение. Этот ответ для каждого вида ткани специфичен и определяется его свойствами: выработкой секрета железами, сокращением мышц, регуляцией деятельности нервной системы. Сдвиги обмена веществ раздражаемой ткани — возрастание интенсивности химич. процессов, диссоциация ионов, увеличение потребления кислорода и т. д.— есть материальная основа В. Качеств, своеобразие В. различных видов тканей характеризуется не только количеств., но и качеств, своеобра- зием обмена веществ этих тканей. В. возникает и распространяется по ткани волнообразно, отд. импульсами. Частота и конфигурация импульсов В. в различных тканях различна; В. определяется функцией, состоянием ткани и характером раздражения. Изучены общие закономерности В. разнородных тканей: рефрактерность — невосприимчивость ткани в течение нескольких долей секунды к новому раздражению во время и непосредственно после В.; лабильность — скорость протекания элементарных циклов В. в живой ткани; парабиоз — стойкая, нераспростра-няющаяся волна В. Состояние парабиоза наступает под влиянием сильных раздражений и характеризуется снижением лабильности ткани вплоть до полного ее торможения. Существуют специфич. закономерности В. в нервных центрах: трансформация — нервные центры перерабатывают приходящие к ним импульсы возбуждения в свой собств. ритм; иррадиация и концентрация; индукция; явление доминанты — наиболее сильный очаг возбуждения притягивает к себе В. из др. нервных7клеток и тем самым определяет реакцию организма. Качеств, своеобразие В. коры мозга проявляется в образовании временных связей. В. является физиологич. формой отражения внешних и внутренних раздражителей и имеет большое значение для приспособления организма к воздействиям на него объективного мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|