Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 9 глава




ВИТЁЛО, Вителло, Цёлек (Witelo, Vitello, Cio-lek) (p. ок. 1230 — ум. ок. 1275),— философ и естество­испытатель. Род. во Вроцлаве, по отцу немец, по ма­тери поляк. Около 1253 В. учился в Париже, в 60-х гг. посетил Италию, между 1270 и 1277 написал труд в 10 книгах под заглавием «Перспектива» («Perspec­tive», изд. в 1535, 1551 и 1572), основанный на соч. егин. ученого Ибн аль-Хайсама (Альгазена, 965—1039) и освещающий осп. вопросы геометрич. и физиологич. оптики (в частности, психологии зрит. восприятия). В соч. «О природе демонов» («De natu­re daemonum») В. попытался дать рационалистич.


264 ВИТТИX - ВКУС


объяснение суеверным представлениям о демонах. Трактат В. по оптике привлек внимание теоретиков живописи и естествоиспытателей эпохи Возрождения, к-рые проверяли и дополняли содержащиеся в нем наблюдения {Леонардо да Винчи, И. Кеплер). В об-щефилос. отношении В. испытал на себе влияние араб, неоплатоников. Приписывавшееся В. соч. «Обин-теллигенциях» («De intelligcntiis») ему не принадлежит. Лига..' Зубов В. П., Леонардо да Винчи и работа Витело «Перспектива», Тр. Ин-та истории естестьозн. и техн. АН СССР, т. 1, М., 1954; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой фи­лософии, М., 1957, с. 137—38; Baeumker С, Witelo, ein Philosoph imd Naturforscher des XIII. Jahrhunderts, Munster, 1908; Birkenmajer A., Studja nad Witelo-nem—cz. 1—3, в сб.: Bull. International de TAcademie Polonaise des sciences et des lettres, classe de philologie, Cracovie, 1920.». 4—6; Cracovie. 1922—25, s. 354—60; Archiwum komisji do badania historji filozofji wPolsce.t. 2, cz^sc. 1, Kr., 1921,

В Зубов. Москва.

ВЙТТИХ (Wittich), Христоф (7 окт. 1625—19 мая 1687) — нем. философ-картезианец. Проф. филосо­фии в Герборне, теологии в Нимвегене и Лейдене. Распространял философию Декарта и учение Копер­ника в сев.-зап. Германии и Голландии. Пытался рационалистически обосновать теологию, за что не­однократно подвергался преследованиям со стороны церк. и светских властей.

Соч.: Dissertationes duae de S. Scripturae in philosophi­es abnsu, Amst., 1654; Consideratio theologica de stylo scrip­turae, quem adhibet cum de rebus naturalibus sermonem insti-tuit [Amst.], 1656; Causa spiritus sancti, Leiden, 1678; Con­sensus veritatis in Scriptura divina et revelata cum veritate pliilosophiae a Cartesio detecta, Leiden, 1682; Theologiapacifica, J3ed.], Leiden, 1683; Annotationes in Cartesii meditationes, Dordrecht, 1688; Theologia pacifica defensa, Amst.—Leiden, 1689; Anti-Spinoza, Amst., 1690.

ВИШНУИЗМ — наиболее распространенная на­ряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия по-слеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения — боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период ее упадка (6 — 5 вв. до н. э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с IIIи-вой-Рудрой — гл. богом брахманов (жрецов).

В сер. 1-го тысячелетия до н. э. обострилась клас­совая борьба между кшатриями и брахманами. От­ражением этой борьбы в среде кшатриев явилось соз­дание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос.-религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т. д. Отличит, чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к-рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (кар­ма-йога). Учение о долге, определяемом обществ, положением (кастой), было развито в осн. лит. па­мятнике В.— Бхагавадгите. Развитие идей В. проис­ходило в течение 3 — 1 вв. до п. э. и ярко отражено в эпосе — «Махабхарате» и «Рамаяне».

Различные компоненты, входившие в В., мифологи­чески выразились в «именах» Вишну. Наиболее древ­нее имя Вишну — Нараяна — отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало ми­ру. Вскоре он был отождествлен с вождем Кришной («Черный»), выразившим идеалы кшатриев.

В сер. 1-го тыс. до н. э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Виш­ну, а буддийская династия Гуптов принимает В. как государств, религию. В. идейно связывается с мате­риалистической в своей основе филос. школой санкхъя, к-рая развивала целостное учение о мире как о пери-одич. разворачивании и сворачивании природы (прак­рита). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности ма­териальной природы. Эта концепция выражена ми­фологически в позднем тексте «Махабхараты»— в «На-раяния» и в «Бхагавата-Пуране». Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к-рый развил дуа-


листич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты.

Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., ни. 1, М.—Л., 1950;
Махабхарата, пер. с санскр., |т.] 1—4, Ашхабад, 1955—58;
Bhandarkar R G., Vaishavism, Saivism and minor
religious systems, Stras., 1913 (Grundriss der indo-arischen
Philologie imd Altertumskunde, Bd 3, H. 6); M a s s о n -
Oursel P., de Willmann-Grabowska H.,
Stern Ph., L'Inde antique et la civilization indienne, P.,
1933; Macnicol N., Tne living religions ot the Indian
people, L., 1934. Б. Смирнов. Ашхабад.

ВИШОВАТЫ (Wiszowaty), Анджей (26 нояб. 1608— 29 июля 1678) — польский философ, один из пред­ставителей последнего поколения т. н. Польских братьев. В трактате «Рациональная религия» («Reli-gio rationalis», 1685) В. объявил разум высшим и ре­шающим судьей в вопросах религии; разум судит и о правильном смысле заключенного в Библии «сло­ва божьего» и о том, является ли в действительно­сти Библия откровением божьим. В. полагал, что разум способен обосновать божеств, характер Биб­лии, и на этой основе строил свою, близкую ранним деистам (Локк), концепцию «религии, согласной с разумом». Высоко оценивая способности разума, В. призывал к изучению естеств. наук; был хорошо зна­ком с учениями Гассенди и Галилея.

Соч.: Commentarius in Acta Apostolorum, в кн.: Biblio-theca Fratrum Polonorum, t. 9, Amst., 1656; [Praefatio], в кн.: Catechesis Ecclesiarum Polonicarum, Stauropoli, [1680] (совм. с J. Stegmann); Stimuli Virtutum fraena peccatorum, ut et alia ejasdem generis opuscula posthume, Amst.. 1682.

Лит.: Chmaj L., Andrzej Wiszowaty jako dzialacz i mysliciel religijny, в его кн.: Bracia Polscy, Warsz., 1957; Ogonowski Z., Wiara a rozum w pogla,dach religijuych socynian i Lockea, в кн.: Studia ariariskie, Warsz., 1959; F о с k O., Der Sozinianismus nach seinem historischeH Verlauf und nach seinem Lehrbegriff, Kiel, 1847.

3. Огоновский. Польша.

ВКЛЮЧЕНИЕ (в логике) — отношение меж­ду классами (множествами) предметов, определяемое следующим образом: если каждый элемент класса А входит в качестве элемента в класс В, то говорят, что класс А находится в отношении включения к классу В, а класс В включает в себя класс А в качестве подкласса.

Символически зто отношение выражается так: АсВ или BZDA. Объемы понятий в логике можно рассматривать как классы предметов, находящиеся (не находящиеся) друг к другу в отношении включения. На этой основе в математич. логике построено исчисление классов, являющееся обобщением аристотелевой силлогистики. Такие, напр., законы отношения включения, как: 1) Для всякого класса A, Ас А (рефлексив­ность). 2) Если АсВ и ВсА, то А = В. 3) Если~АсВ и ВСС, то АсС (транзитивность) совместно с предложением. 4) Если А— не пустой подкласс В и классы В и С разделены, то классы А и С разделены — эквивалентны законам категорич. силлогизма. Лит.: Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Б и р к г о ф Г., Теория структур, пер. с англ., М., 1952, с. 263—66.

К. Суханов. Челябинск.

ВКУС (эстетический) — исторически сло­жившаяся способность человека к различению, по­ниманию и оценке прекрасного и безобразного в яв­лениях действительности и произведениях иск-ва; имеет широкую сферу проявления — в художеств, творчестве, труде, в быту, поведении людей и т. д.

Способность человека оценивать прекрасное и безо­бразное является результатом длительного исторпч. развития, формирования его способностей в процессе обществ, практики и усвоения художеств, культуры. В процессе обществ, труда создается «человеческий вкус к природе», «чувствующий красоту формы глаз», «музыкальное ухо»,—«короче говоря, такие чув­ства, которые способны к человеческим наслажде­ниям и которые утверждают себя как человече­ские сущностные силы» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593, а также 594—95, 599—606, 566—67). Признание об­ществ, природы эстетич. В., социальной обусловлен­ности его индивидуальных проявлений входит в осно-


ВКУС 265


вы марксистско-ленинской эстетики, к-рая придает огромное значение В. как проявлению общей эстетич. культуры человека, отводя главную роль в форми­ровании способности понимать прекрасное искусству и эстетическому воспитанию.

Изучением проблемы В. усиленно начали занимать­ся в эпоху становления бурж.общества, когда В. людей явственно обособились и даже вступили в противоре­чие. Первый толчок к исследованию проблемы В. дала работа испанского писателя и философа Грасиа-на-и-Моралеса «Настольный предсказатель» (B.Gra-cian у Morales, Oraculo manual у arte de prudencia, Huesca, 1647, Amsterdam, 1660). Давая широкое оп­ределение В. как особой способности человека наряду с разумом и суждением, Грасиан-и-Моралес при­давал ему большое значение как средству всесторон­него развития природных способностей человека.

С 17 в. вплоть до 19 в. вокруг проблемы В. в эстетике шли споры: имеет ли В. рациональную или ирра­циональную природу, основывается ли он па разуме или на чувстве, является ли В. прирожденной или воспитываемой способностью, имеют ли его решения всеобщее или индивидуальное значение. Во Франции категория В. получила рационалистич. решение в про­изведениях Буало, Ватте, Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, к-рый испытал значит, влияние рационалистич. философии Декарта, здесь прочно устанавливается воззрение, согласно к-рому В. дол­жен основываться на изучении произведений иск-ва древности и руководствоваться разумом и смыслом. «Хорошийвкус»является критерием подлинного искус­ства и красоты. Давая рационалистич. трактовку В., франц. эстетика признавала в качестве осн. его при­знаков правдоподобие, разумность, ясность. Худож­ник должен руководствоваться в своем выборе В.: «Талант подражает природе, вкус подсказывает ему выбор...» (Дидро Д., Собр. соч., т. 6, М., 1946, с. 539).

В англ. сенсуалистич. эстетике 17—18 вв. категория В. приобрела не только эстетич., но и нравств. смысл. Шефтсбери, Хом доказывали, что истинный В. обус­ловлен не умом и знанием, а характером, гар-монич. уравновешенностью в человеке различных аффектов. В. проявляется не в следовании стеснит, пра­вилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Хетчесон, а затем Бёрк утверждали всеобщ­ность эстетич. В., без к-рой не могла бы существовать и наука о В., т. е. эстетика. Несмотря на различие субъективного В., общая всем людям психофизиоло-гич.организация, по их мнению, обусловливает единые суждения В. у разных людей. Продолжая тенденцию подчеркивать субъективность В., Юм абсолютизиро­вал ее, утверждая, что о вкусах не спорят («Of the standard of taste», 1757). В Германии проблема В. получила отражение в произведениях Винкелъмана, Зулъцера, Готтшеда и др. Кант в «Критике способности суждений» (1790) указал на осн. трудность теории В., к-рая состоит в том, что В. должен быть признан одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и в то же время зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняюще­гося никаким* рассудочным правилам. Никакие дока­зательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится. Итемнеменее в самойприроде В. заложено убеждение, что прекрасное для одних людей должно быть пре­красным для всех. Это противоречие, утверждал Кант, неразрешимо, т. е. является антиномией. Кант отри­цал возможность теоретич. формулирования «правил В.». По его мнению, В. может развиваться лишь при постоянном непосредств. восприятии гениальных ху­дожеств, произведений, являющихся образцом В.

Гегель, критикуя эстетику классицизма за ее нор­мативизм и формализм, подверг критич. разбору поня-


тие В. в том виде, как оно выступало в истории эсте­тики. Он указал на прекрасное как на объективную основу В. и обратил внимание на его воспитание (см. Соч., т. 12, М., 1938, с. 17, 36, 46—47). В середине 19 в. широкое распространение получило понимание В., развитое в т. н. экспериментальной эстетике Фехнера, к-рый пытался вывести законы В. из физио-логич. законов ощущения и восприятия. Фрейд пы­тался обосновать В. законами «подсознательного» и отрицал общепризнанные нормы В., объявлял его областью полного индивидуального произвола.

В. Шрагин. Москва.

В русской эстетике проблема В. получила развитие в связи с развитием теории и практики классицизма. Куницын в ст. «О вкусе», Альбицкий в работе «О сти­хотворстве», Александровский в ст. «О подражании» (опубликованы в сб. «Сочинения студентов Санкт-петербургского Педагогического института по части эстетики», СПБ, 1806), рассматривая иск-во как подражание природе,. выводили правила подража­ния из В., к-рый, по определению Куницына, есть «естественная чувствительность, управляемая раз­борчивостью разума» (указ. сб., с. 238). Требова­ния и правила В. имеют нормативный характер. «Истинный вкус один, остальные ему противополож­ны» (там же, с. 247). В 10—20-х гг. 19 в. проблема В. разрабатывалась в работах Мерзлякова, который определял эстетику как «науку о правилах изящ­ных искусств, из наблюдения вкуса извлеченных» (Замечания об эстетике, «Вестник Европы», 1813, № 19, с. 198).

Материалистич. эстетика революц. демократов вы­ступила с критикой как нормативного классицистич. понимания В. «законодателями литературного вкуса»— Буало, Баттё, Мерзляковым и др., так и с критикой сто­ронников «вдохновения без вкуса», вообще «безвкуси­цы», романтич. произвола (см. В. Г. Белинский, Рус­ская литература в 1841 году; ст. «Полное собрание сочинений» А. Марлинского и др.). Правдивое воспро­изведение жизни в искусстве связано с художеств, мерой, «образованным», «развитым» В., к-рый входит в критерий эстетич. оценки.

Чернышевский рассматривал В. как способность вер­но оценивать произведения иск-ва. Высмеивая всякие попытки сделать «изящный вкус» критерием оценки художеств, произведения, он вместе с тем требовал от критика «верного вкуса», в частности считал осо­бенностью Белинского то, что «он был одарен чрезвы­чайно верным и тонким вкусом» («Очерки гоголевского периода русской литературы», в кн.: Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 697).

Марксистско-ленинская эстетика, рассматривая ин­дивидуальность и ее В. как продукт обществ, отноше­ний, отрицает нормативный характер В., утверждает необходимость длительного воспитания и образования В., способного правильно оценивать красоту во всех ее проявлениях — в труде, быту, искусстве. Марк­систская эстетика считает, что в истории не может существовать непреодолимого противоречия между обществ, эстетич. нормами и индивидуальным В. Если же такое противоречие появляется, то причина этого коренится в обществ, антагонизмах. Формирование В. зависит от обществ, условий труда, от обществ, практики. В. проявляется во всех формах человеч. деятельности и прежде всего в труде, т. к. человек производит и по законам красоты. Маркс и Энгельс указывали, что благодаря условиям труда ср.-век. ре­месленник имел интерес к своей специальной работе, «интерес, который мог подниматься до степени прими­тивного художественного вкуса» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 52). Особое значе­ние для воспитания В. имеет иск-во. «Предмет искус­ства...,— писал Маркс,— создает публику, понимаю-


266 ВЛАДИСЛАВЛЕВ - ВНИМАНИЕ


щую искусство и способную наслаждаться красотой» (там же, т. 12, с. 718).

Лит.: Маркс К., Экономическо-филосоФские рукописи 1844 года, в кн.: К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Из ранних произведений, М., 1956, с. 586—87; Дмитриева Н. А., Вопросы эстетического воспитания, М., 1956; Белин­ский В. Г., Собр. соч. в трех томах, М., 1948, т. 1, с. 53 — 54, 156, 287; т. 3, с. 368; Чернышевский Н. Г., Эстетика и литературная критика, Избр. статьи, М.—Л., 1951. с. 92, 110, 223; Ж и р а р д Г., О вкусе,' с присовокуп­лением рассуждения о том же предмете д'Аламбера, Вольтера и Монтескье, ч. 1—3, пер. с франц., М., 1803; Монтескье Ш., Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства, Избр. произв., М., 1955; Bellegarde J. d e, Sur le bon gout, в его кн.; Lettres curieuses de litterature et de morale, P., 1702; Cartaud de la V i 1 a t e F., Essai historique et philosophique eur le gout, P., 1736; BatteuxCh., fours de belles-lettres distribue par exercices, v. 1 —2,1747—48; Snell C. W., Lehrbuch der Kritik des Geschmacks, Lpz., 1795; F a 1 k e J. von, Gesehichte des modernen Geschmacks, 2 Aufl., Lpz., 1880; Schaukal R., Vom Geschmack, 2 Aufl., Munch., 1910; H e i m a n n В., fjber den Geschmack, В., 1924; Meier-Oberst В., Dinge um uns. Ein Wort iiber den Geschmack, «Z. Kunst», Lpz., 1949, H. 3, S. 201—03; Ziegenfuss W., Die Oberwin-dung des Geschmacks, Potsdam, 1949.

ВЛАДИСЛАВЛЕВ, Михаил Иванович (1840—24 аир. 1890)— рус. философ-идеалист. Ученик Лотце и К. Фи­шера. Проф. (с 1868) и ректор (с 1887) Петерб. ун-та. В многочисл. соч. («Конспект лекций по психологии», 1880; «Психология», т. 1—2, 1881; «Лекции по истории философии», [1885]; «Логика», 1872, и др.) излагал идеи трансцендентализма и волюнтаризма. Своему переводу на рус. яз. «Критики чистого разума» Канта (1867) предпослал очерк, излагавший кантовскую систему философии. В.— автор ряда работ по истории логики и философии («Философия Плотина, основа­теля Новоплатоновской школы», 1868, и др.).

Лит.: Введенский А. И., Научная деятельность М. И. Владиславлева, СПБ, 1890.

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ — категории ма-териалистнч. диалектики, отражающие две стороны единого предмета, различные по глубине и значимости связи предметов. Внешнее — это, во-первых, то, что характеризует предмет с его поверхностной стороны. В этом смысле внешнее — это те стороны, свойства предмета, к-рые-выявляются во взаимодействии с пред­метами другой системы отношении". "Так, напр., растение обладает рядом внешних свойств — цвет, запах, размеры и т. д. Но ни одно из этих свойств в отдельности, ни их простая механич. совокупность еще не есть растение. Процесс обществ, развития, взятый со стороны своего внешнего проявления, выступает как переплетение и чередование множе­ства историч. событий и фактов, как результат столкновений «бесчисленных отдельных стремлений н отдельных действий» (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 41).

Внешнее — это, во-вторых, необходимое условие существования и развития какого-либо предмета, явления. Напр., среда, в к-рой живет организм, — это внешнее по отношению к организму. Природные условия — это внешнее по отношению к обществу.

В противоположность внешнему, внутреннее, — это то, что характеризует собственную природу, содер­жание, своеобразие вещи, события, явления. Внутрен­нее характеризует предмет, взятый со стороны тех его свойств и отношений, к-рые составляют его осно­ву, сущность, закон движения и развития.

Внсшляя и внутренняя стороны вещей, явлений всегда находятся в единстве, взаимопроникают друг в друга. Нет внешнего без внутреннего, и наоборот. Внешние особенности выражают так или иначе внутр. свойства вещей и процессов. В единстве внешнего и внутреннего определяющим является внутреннее, ибо всякое развитие имеет своим источником само­движение, т. е. внутр. противоречия (Единство и борьба противоположностей). Так, общество разви­вается во внешней среде — в природных, географич.


условиях, однако определяет характер развития обще­ства не внешняя среда, а внутренние силы, заключен­ные в самом обществе. Маркс рассматривал историю как саморазвивающееся обществ, состояние людей. Производит, силы, производств, отношения, борьба классов, революции — это движущие силы развития всех антагонистич. формаций. Специфич. противоре­чия, имеющиеся в социалистич. обществе, составляют движущую силу его развития. Это, конечно, не значит, что внешняя среда не имеет никакого значения для развития общества. Она есть одно из необходимых, но но решающих условий развития общества.

В процессе познания мы идем от внешнего к внут­реннему: вначале схватываем менее существенные, внешние стороны вещей, потом во внешнем вскрываем внутреннее, т. е- сущность, закон, причину явлений и процессов. Внутреннее, т. о., выступает как одна из ступеней науч. познания действительности. Понять внутреннее в предмете—значит вскрыть присущие ему противоречия, противоположности в их единстве и борьбе. Человеческое мышление всегда движется от познания внешнего к познанию внутреннего. По­стижение внутреннего означает раскрытие заклю­ченного в предмете основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими пред­метами. Познание внешнего означает раскрытие то­го, как обнаруживается внутреннее. Если внутрен­нее можно понять лишь через внешнее, то истинная природа внешнего может быть понята только при условии понимания внутреннего, к-рое обнаруживает­ся во внешнем. См. Сущность и явление.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1—3, М., 1955, [т 1,
с. 19, 68, 87 (примеч.), 120, 322; т. 3, с. 197, 349, 841 — 44);
его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»),
ч. 2, М., 1957, с. 158—60; его же, Теории прибавочной
стоимости, 4 изд., т. 3, [Л.], 1936, с. 332, 344, 353 — 57, 364—68;
Маркс К. иЭнгельсФ., Избр. произв., т. 2, М., (955,
с. 370—72; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955,
с. 185, 198—99; его же, Анти-Дюринг, М., 1957, с. 23—24;
Ленин В. И., Что такое «друзья парода» и как они воюют
против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 122—24;
его же, Философские тетради, [Л.], 1947, с. 129—30, 134
135, 161—62, 189—90, 201; Кант Ги.], Критика чистого
разума, 2 изд., пер. [с нем.], П., 1915, с. 187—88, 193—96;
Гегель [Г.], Энциклопедия философских наук, пер.
[с нем.], Соч., т. 1, М.-^-Л., 1929, с. 232—37; его же,
Наука логики, пер. [с нем.], Соч., т. 5, м., 1937, с. 17, 115,
236, 629—36; его же, Феноменология духа, пер. [с нем.],
Соч., т. 4, M., 1959. А. Спиркип. Москва.

ВНИМАНИЕ — избирательно-активное состояние психич. деятельности, являющееся предпосылкой наи­лучшего отражения действительности. Физиологпч. основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее по закону отрицательной индукции более или менее глубокое торможение окружающих участков. Соотно­шение нервных процессов в коре, определяющее сте­пень и направленность В., устанавливается в зависи­мости от характера действующих раздражителей, содержания выполняемой деятельности и постоянно меняется. В. привлекается всяким непривычным из­менением внешней обстановки, появлением новых раздражителей, что вызывает со стороны организма ориентировочный или исследовательский рефлекс. У человека развились сложные условнорефлектор-пые формы ориентировочно-исследовательской дея­тельности, отвечающие обществ, характеру жизнен­ных условий. Различают В. непроизвольное и произ­вольное. Как в одном, так и в другом случае В. чело­века привлекается прежде всего предметами, приоб­ретшими в ходе жизни определенное значение и свя­занными с потребностями и задачами деятельности. Различие же состоит в том, что в случае непроизволь­ного В. ориентировочные рефлексы вызываются по­явлением самого предмета или содержанием деятель­ности, и В. не носит организованного характера, а в


ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ-ВОЗВЫШЕННОЕ 257


случае произвольного В. ориентировочная деятель­ность организуется поставленной задачей и определен­ным планом деятельности. Для трудовой деятель­ности характерно произвольное В., получившее свое развитие именно в процессе обществ, труда как необходимое условие достижения поставленной цели. «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняет­ся труд, во всё время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 185). Тесная связь между про­цессом деятельности и ее результатом часто приво­дит к тому, что В. начинает стимулироваться не толь­ко поставленной задачей, но и непосредственно самим содержанием деятельности. В этих случаях произволь­ное В. приобретает характер непроизвольного. Может быть и обратное, явление: В., непроизвольно вызванное появлением объекта, начинает в дальней­шем стимулироваться необходимостью более деталь­ного исследования этого объекта, и непроизволь­ное В. уступает место целеустремленному, произ­вольному В.

Лит.: Ананьев Б. Г., Воспитание внимания школь­
ника, 2 изд., М.—Л., 1946; Гальперин П. Я., К проб­
леме внимания, «Докл. Акад. пед. наук РСФСР», 1958, № 3;
Гоиоболии Ф. Н., Воспитание внимания у учащихся,
М., 1955; Добрынин Н. Ф., Внимание и его воспитание,
М., 1951; его же, Внимание и память, М., 1958; М и л е-
рян Е. А., Вопросы теории внимания в свете учения
И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, «Советская
педагогика», 1954, Кч 2; Р о з о в А. II., К вопросу о теории
внимания, «Вопр. психологии», 1956, J4» 6; Произвольное
и послепроизволыгое внимание, М., 1958; Страхов II. В.,
Вопросы психологии внимания в школе, «Уч. зап. Саратов­
ского пед. ин-та», 1954, вып. 18; Чу хин А., Внимание и
способы его привлечения, Симферополь, 1949; Добрынин
Н. Ф., Основные вопросы психологии внимания, в кн.: Психо­
логическая наука в СССР, т. 1, М., 1959; Рибо [Г.], Пси­
хология внимания, пер. с франц., СПБ, 1892; Mierke К.,
Konzentrationsfahigkeit und Konzentrationsschwache, Stutt­
gart [Bern], 1957; Pieron H., L'Attention, «J. psychol.
norm, et pathol», [P.I, 1931, № 1 — 2; T i t с h e n e г Е. В.,
Lectures on the elementary psychology of feeling and attention,
N. Y.,!908. Л. Гурова. Москва.

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ— одна из первонач. форм политич. организации уряда племен и народностей в период разложения первобытнообщинного строя. Тер­мин «В. д.» введен Морганом в кн. «Древнее общест­во...» (1877) для характеристики организации индей­ских племен Сев. Америки, древних греков гомеров­ской эпохи и римлян т.н. царского периода. В. д. раз­вилась также у скифов, кельтов, древних германцев, норманнов. Органами В. д. являются: нар. собрание, в к-ром участвуют воины, совет вождей (или старей­шин) и избираемый или назначаемый военачальник, гл. отличит, признак власти к-рого — воен. пред­водительство (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 108—109). В период В. д. еще не существует публичной власти, отдельной от массы народа. Однако в дальнейшем раз­витие В. д. свидетельствует о начавшемся превра­щении органов родового строя «из орудий народ­ной воли» в «самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа» (там же, с. 170). Анализ превращения В. д. в госу­дарство дан Ф. Энгельсом (см. там же, с 111 — 186).

Лит.: Косвен М. О.,К вопросу о военной демократии, в кн.: Проблемы истории первобытного общества М.—Л., 1960.

Е. Панфилов. Москва.

ВОЗБУЖДЕНИЕ — деятельное состояние живой ткани, наступающее в ответ на раздражение. Этот ответ для каждого вида ткани специфичен и опреде­ляется его свойствами: выработкой секрета железами, сокращением мышц, регуляцией деятельности нервной системы. Сдвиги обмена веществ раздражаемой тка­ни — возрастание интенсивности химич. процессов, диссоциация ионов, увеличение потребления кисло­рода и т. д.— есть материальная основа В. Качеств, своеобразие В. различных видов тканей характери­зуется не только количеств., но и качеств, своеобра-


зием обмена веществ этих тканей. В. возникает и распространяется по ткани волнообразно, отд. им­пульсами. Частота и конфигурация импульсов В. в различных тканях различна; В. определяется функ­цией, состоянием ткани и характером раздражения. Изучены общие закономерности В. разнородных тка­ней: рефрактерность — невосприимчивость ткани в течение нескольких долей секунды к новому раздра­жению во время и непосредственно после В.; лабиль­ность — скорость протекания элементарных циклов В. в живой ткани; парабиоз — стойкая, нераспростра-няющаяся волна В. Состояние парабиоза наступает под влиянием сильных раздражений и характеризует­ся снижением лабильности ткани вплоть до полного ее торможения. Существуют специфич. закономер­ности В. в нервных центрах: трансформация — нерв­ные центры перерабатывают приходящие к ним им­пульсы возбуждения в свой собств. ритм; иррадиация и концентрация; индукция; явление доминанты — наиболее сильный очаг возбуждения притягивает к себе В. из др. нервных7клеток и тем самым определяет реакцию организма. Качеств, своеобразие В. коры мозга проявляется в образовании временных связей. В. является физиологич. формой отражения внешних и внутренних раздражителей и имеет большое значе­ние для приспособления организма к воздействиям на него объективного мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...