Ведическая религия-reды 235 6 глава
252 ВИАНУ—ВИВЕС и, в свою очередь, вызывают эти последние. Каждое отдельное явление, т. о., связано с другими множеством переходов, отношений, воздействий, имеющих взаимный характер. Всеобщий (бесконечный и непрерывный) характер В. вынуждена признавать, хотя бы формально, любая филос. система, т. к. это является необходимой предпосылкой мышления и философии. Поэтому философия, в число задач к-рой всегда входило выяснение связи между различными сферами человеч. знания, их систематизация в составе мировоззрения, всегда предполагала наличие всеобщей В. Исключение составляют лишь различные формы плюрализма, возводящие бессвязность и эклектику в основной принцип мышления. Однако природа всеобщей В. толковалась различно. Материализм выводит В., единство человеч. знаний из материального единства явлений вне сознания. Субъективный идеализм объявляет эту В. продуктом субъективной деятельности человека, его сознания и воли, отрицая ее материальность. Объективный идеализм, признавая ее реальность вне сознания человека, объявляет всеобщую В. явлений продуктом деятельности сверхиндивидуальвого субъекта (бога, мирового духа, идеи и т. д.). Диалектич. материализм но ограничивается отстаиванием исходного тезиса о том, что «все связано со всем», но нацеливает мышление на отыскание и раскрытие конкретной В., конкретного единства тел, явлений, событий, фактов. В.— одна из наиболее общих и абстрактных категорий диалектики. Все др. категории (причина, действие, необходимость, случайность, закон, противоречие и т. д.) суть конкретные виды и способы В. Через эти категории и раскрывается ее конкретное содержание. Это имел в виду Энгельс, определяя диалектику как «науку о связях» или, что то же самое,— о «законах всякого движения», ибо реально В. осуществляется только через движение в его многообразных формах. Без движения взаимное изменение тел, явлений невозможно.
Лит.: М а р к с К., Капитал, т. 3,М.,1955;ЭнГельсФ., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гегель Г., Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937; Кант [И. ], Критика чистого разума, 2 изд., П., 1915; Джемс В., Прагматизм, пер.с англ, 2 изд., СПБ, 1910. Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский. Москва. ВИАНУ (Vianu), Тудор (р. 1897) — рум. эстетик и историк лит-ры; академик. В осн. труде — двухтомной «Эстетике» («Estetica», v. 1—2,1934—36) — с позиций рационалистич. идеализма дает анализ процесса художеств, творчества. Рассматривая художеств, произведение как результат человеч. труда, В. считает его наиболее совершенным в сравнении с остальными продуктами трудовой деятельности. По мнению В., иск-во является идеалом любого труда; с развитием техники человечество достигнет в конце концов той стадии, на к-рой эстетич. факторы будут играть решающую роль в жизни общества. В. исследует проблемы эстетич. ценностей («Введение в теорию ценностей»—«Introducere?n teoria valorilor», 1942), лит-ры и лингвистики («Вопросы стиля и литературы»—«Probleme de stil §i arta literara», [1955], и др.). Соч.: Filozofia culturi, Buc, 1944; Literatura universale §i literatura nationals, [Buc, 1956]. Ин-т философии Румынской АН. ВИВЕКАНАНДА (наст, имя—Нарендранатх Датт) (12 янв. 1863—4 июля 1902) — инд. мыслитель-гуманист и обществ, деятель, один из идеологов бурж.-демократич. и бурж.-нац. движения. В 1880—84 в Калькуттском ун-те изучал зап. философию, слушал курс медицины и физиологии. В 1880 В. познакомился с учением Рамакришны. С 1893 совершал поездки в США, Англию, Китай, Японию, где выступал с пропагандой идеалистич. учения веданты. В 1897 основал религ.-реформаторское обществе «Миссия Рамакришны».
В.— представитель т. н. инд. возрождения, общественно-реформаторского направления 2-й пол. 19 в., выражавшего интересы бурж. развития и стремления к независимости Индии. В. был близок к демократич. крылу этого движения, пропагандировал идеи бурж. свобод, патриотизма, сочувствия угнетенным и т. д. В последние годы жизни под влиянием экспансии США стал критиком завоеват. тенденций капитализма. В этот период В. знакомится с произведениями социалистов - утопистов, революционеров п анархистов (был лично знаком с Кропоткиным). В. предсказывал грядущую победу простого народа и уничтожение эксплуатации: «Подобно тому, как „средний класс" несет с собой конец власти корон и жезлов, так, в свою очередь, низшие угнетенные классы покончат с социальной несправедливостью и имущественным неравенством и установят свое господство» («Trie complete works», то\. 4, p. 401). Осн. силой и «единственной надеждой Индии» В. считал нар. массы, а средство идеологич. борьбы за независимость видел в религии индуизма. Идеалистически рассматривая обществ, жизнь, В. причиной колониального положения страны считал потерю ею нац. индивидуальности. Выступая против религ., кастового и нац. неравенства, В. был сторонником реформ без изменения социальной структуры. «Реформирование», к-рое предлагал В., ограничивалось сферой духовной жизни и имело целью лишь перевоспитание личности и общества, «революцию» в сознании, «создание характера» у индивидуума и нации с помощью образования и знакомства масс с идеалами веданты. Пропагандируя религию, В. в то же время понимал эксплуататорскую роль инд. духовенства и указывал на то, что обращение мн. бедняков в ислам имело целью «освобождение от помещиков и от духовенства» («Letters», р. 148). Социальная функция реформированной религии, по В., заключается в оказании помощи беднейшим слоям населения. «Пока хоть одна собака в моей стране не имеет пищи, накормить её — вот моя религия» (см. F. Challaye, Les philosophes de l'Inde, P., 1956, p. 228). В. выступил с теорией «универсальной религии», с позиций к-рой он рассматривал бога как духовное единство и общность людей, совокупность мирового разума, проявляющегося в материи, мысли, силе. Иск-во, наука и религия — различные пути к достижению одной и той же истины, но необходимым условием этого достижения является знание абс. монизма Шанкары. Психо-физиологическую систему йоги В. рекомендовал как конкретный метод постижения бога; посредством этого метода якобы может стать божественным и человек.
Разоблачая колониализм, В. не мог найти реальных путей борьбы с ним, оставаясь на почве идеализма и религ. реформаторства. Соч.: The complete worKS, v. 1—8, Mayavati, 1947—51; Letters of..., Mayavati, [1948]; в рус. пер.— Практическая Веданта, [М., 1912]; Карма-йога, 2 изд., П., 1916; Бхакти-иога, СПБ, 1914; Философия йога. пер. с англ., Соснида, 1911. Лит.: Р о л л а н Р., Жизнь Вивекананды, Собр. соч., т. 19, ВЙВЕС (Vives), Хуан Луис (6 марта 1492-6 мая 1540) — исп. философ, просветитель и гуманист. Учился в своем родном городе — Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520 — проф. лит-ры ун-та в Лувене, получил степень доктора ВИВ ЕС 253 ярав в Оксфорде, где преподавал право и др. гуманитарные науки. Им написано около 60 работ на лат. яз. В. поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором. В. был типичным философом Возрождения. Его филос. идеи, в к-рых переплетались матерпалистич. и религ. тенденции, были направлены против религ. схоластики. В вопросе о взаимоотношении науки и р е л и г и и В., преодолевая теорию «двойственной истины», определял философию как «знание о божественных и человеческих делах» (Obras completas, Madrid, 1947—48, t. 1, p. 567) к считал теологию лишь частью философии. Наибольшее значение имели гносеологич. работы В., в к-рых он во многом предварял и подготавливал опытный метод Ф. Бэкона. В соч. «О душе и жизни» («De anima et vita», 1538), «О науках» («De disciplinis», 1531), «О спорах» («De dispu-tatione», 1531), «Против псевдодиалектиков» («Adver-sus pseudodialecticos», [1519]) и др. В. исходил из необходимости заменить преклонение перед авторитетами логич. доказательством, веру — знанием. В. критиковал основы теории познания Платона и теорию врожденных идей. Он отвергал релятивизм Про-тагора и высказывания софистов, к-рые, по его мнению, «не стремятся к истине» (Obras completas, t. 2, p. 838). О ср.-век. схоластах В. писал, что их силлогизмы подобны «настоящим головоломкам» (там же, р. 295), и отвергал псевдонауки — магию, астрологию и др. (там же, р. 352). Ощущения он называл «дверьми к познанию» (там же, р. 1064—65) и «первыми учителями человека» (там же, р. 1207), полагая, что они дают знание о явлении; сущность же познается с помощью разума. Утверждение связи чувств, и разумного познания подводило В. к идее рефлекса (там же, р. 1167). Мышление он рассматривал как атрибут бессмертной души человека, действиям к-рой пытался дать физиологическое истолкование. Познание, по В., должно опираться на опыт. Он писал, что «трудовой опыт постепенно осветил разные искусства» и что духовная деятельность человека «питается трудом» (там же, р. 344). Однако в целом опыт, по В.,— это процесс пассивного созерцания природы. В. считал математич. метод «наиболее верным» (там же, t. 1, р. 567) и отличал «поспешную» и «примитивную» индукцию от подлинно научной, к-рую он называл «аргументацией согласно природе» (там же, t. 2, р. 834).
Учение В. о логике изложено в его работе «Средства вероятного» («De instrumento probabili-tatis»). В. стремился превратить логику из орудия риторич. споров в орудие приращения человеч. знаний. По В., категории и формы мысли должны отражать объективную действительность. В. требовал, чтобы в мышлении не было противоречий. От «естественных» суждений В. отличал «искусственные», или «произвольные», не соответствующие истине. Учение В. о первоначалах мира связано еще со ср.-век. филос. традицией. Оно изложено в его работе «Первая философия, или Внутренняя деятельность природы» («De prima philosophia...», 1531). В. писал, что «Материя покоится в глубине всех вещей» (Obras completas, t. 2, p. 1177). Материя, по В., является инертной, пассивной массой, обладающей протяженностью. Теоретически она делима до бесконечности, хотя на практике пределом служит ограниченность органов чувств и орудий человека. Форму вещей В. определял как сущностную силу, действующую на материю и определяющую качества вещей и вто же время имманентную ей. Бог является, по В., «первопричиной, основой, источником, началом, главой всех вещей» (там же, р. 1104); он создал материю и наделил ее силой форм. Бог осуществляет свое постоянное руководство миром с помощью духовных сил, принимающих форму ангелов и душ. В. не занимался вопросами теологии и считал, что бог «окружен темнотой и мраком» (там же, р. 1057), преодоление к-рых познанию недоступно.
В. определял необходимость как то, что «не может существовать иначе, чем оно существует» (тамже, р. 1095), возможность — как внутренне присущее вещам напряжение, «динамизм и потенция» (там же, р. 988). По В., в природе все причинно! обусловлено, причины и следствия взаимно связаны между собой. В. допускал существование причины «целго;, заложенной в вещах богом. В то же время он стремился объяснить движение «естественными» причинами и считал действия духов «трудно объяснимыми» (там же, р. 1116). Отрицая существование внутр. противоречий, В., в конце концов, ссылался на бога как на источник движения. В. заложил основы новой, гуманистич. п е д а г о-г и к и, считая ее наукой о всестороннем воспитании человеч. личности, основанном на проявлении и развитии природных дарований людей. В. утверждал, что преподавание должно следовать от простого к сложному, быть наглядным и ясным. Учение В. о морали изложено в работах «Об умиротворении» («De pacificatione», 1529), «О согласии и раздорах человеческого рода» («De Concordia et Discordia inhumano genere», 1529) и др. Просвещение людей является, по В., условием их нравств. поведения. Стремление человека к добру и миру — «естественное» влечение, соответствующее его природе. В. считал интересы общества — высшими; им должны подчиняться частные интересы. Он допускал возможность того, что именно люди, к-рые «ничем не обладают», могут с наибольшим успехом способствовать умиротворению общества (Obras completas, t. 2, p. 261). Этика В., клеймившая человеч. пороки и утверждавшая жизнь, творч. познание мира и стремление к человеч. счастью, нередко освящена именем бога. Счастье, по В., возможно лишь в обществе, построенном на принципах справедливости. В. полагал, что во главе общества должен стоять просвещ. монарх, обязанный служить интересам «человеческой массы» (там же, р. 214). Он допускал неповиновение народа королю, если король отказывается от исполнения своих обязанностей, п высказывался против режима террора и насилия (там же, р. 78). В работе «Об общности благ» («De communione rerum», 1535) В. оправдывал экономич. неравенство между людьми различием в их дарованиях и потребностях. Одновременно В. требовал, чтобы «каждый получал то, в чем он нуждается» (Obras completas, t. 1, p. 1422). Нспосредств. развитие философия В. получила в творчестве исп. философа-материалиста X. Уарте. Соч.: Путеводитель к премудрости, пер. с лат., СПБ, 1768. Лит.: Александров!1., Из истории испанской фи ВИД И ВИДООБРАЗОВАНИЕ ВИД И ВИДООБРАЗОВАНИЕ. Вид (лат. species)— основная единица естественной систематики органич, мира (животных, растений и микроорганизмов); представляет собой совокупность популяций, занимающих определенный а-реал и состоящих из особей, к-рые дают при взаимном скрещивании потомство, обладающее нормальной способностью размножаться; эта способность обычно сопровождается высокой степенью сходства между особями одного вида в морфологии (строении), физиология, отправлениях и поведении; вид характеризуется относит, постоянством и самостоятельностью. Вид качественно отличается от других единиц систематики органич. мира: и от более мелких, внутривидовых (разновидность, подвид и т. д.), и от более крупных, надвидовых (род, семейство и т. д.). Нет, конечно, сомнения в реальности всех этих категорий, но они существенно отличаются от категории вида. Внутривидовые категории, как разновидность, подвид и др., нечетко отграничены одна от другой, не обнаруживают постоянства и обычно дают при скрещивании плодовитые помеси. Каждая категория выше вида— тоже реальность, но реальность определенных отрезков эволюц. процесса, конкретного хода историч. развития, а не реальность физиологич. и морфоло-гич. единства популяций. Т. о., вид — низшая единица систематики, более или менее четко отграниченная от других близких к ней единиц. Особи одного вида более сходны между собой, чем с особями других, хотя бы и близких видов. На основании только этого сходства устанавливаются видовое тождество особей и отличие их от других видов в тех случаях, когда нет возможности экспериментально проверить способность организмов давать при скрещивании потомство, а именно — у форм, размножающихся бесполым путем, а также у всех вымерших организмов. Однако сходство всех особей, принадлежащих к одному виду, наблюдается не всегда; у многих организмов, напр. у нек-рых корненожек (из типа простейших), многих животных типа кишечнополостных и у сосудистых растений, наблюдается смена поколений, причем одно поколение возникает в результате полового процесса, а другое — бесполым путем; полное сходство существует только между особями, возникшими одним из этих двух способов. Маленький, едва заметный заросток папоротника, развивающийся бесполым путем из споры, резко отличается от особей, возникающих в результате полового процесса и представляющих собой обычно кустарник или даже дерево. Отдельные, самостоят, формы растений и животных были общеизвестны с древнейших времен. Но науч. наименование видов, ныне принятое биологами всех стран, было введено только в 1758 шведским натуралистом К. Линнеем. Согласно установленной этим ученым двойной (бинарной) номенклатуре, каждое название вида состоит из двух слов: одно обозначает род, а другое является эпитетом, присвоенным данному виду организмов этого рода. Так, к роду Pinus (сосна) принадлежат виды Pinus silvestris (сосна обыкновенная), Pinus eldarica (эльдарская сосна), Pinus strobus (сосна веймутова) и многие другие, к роду Acer (клен)— виды Acer platanoides (клен остролистный), Acer tataricum (клен татарский) и т. д. Среди рыб рода Acipenser (осетр) различаются виды: Acipenser giildenstedti (русский осетр), Acipenser ruthenus (стерлядь), Acipenser stellatus (севрюга) и т. д. В биологии додарвиновских времен господствовал тезис о полной неизменяемости видов. Победа эволюц. идеи, связанная с именем Дарвина, по-новому поставила вопрос о сущности вида и о его реальности. Нек-рые последователи Дарвина, увлекшись идеей эволюц. развития живой природы, пришли к отрицанию реального существования видов. Сам Дарвин отказывался определить термин «вид» и находил все существовавшие в то время определения неудачными. Однако, говоря о видах, он утверждал, что нельзя сомневаться «в их временном существоваЕгии» (Избр. письма, М., 1950, с. 134). В труде «Происхождение видов», характеризуя процесс становления новых видов, он писал: «таким образом, виды оказываются в значительной степени очерченными и отчетливыми объектами». Такого же понимания биологического вида придерживался и К. А. Тимирязев, к-рый отметил, что «в и д а, как категории, строго определенной, всегда себе равной и неизменной, в природе не существует», ив то же время подчеркнул, что «виды — в наблюдаемый нами момент — имеют реальное существование» (Соч., т. 6, 1939, с. 106). Обоснованию реальности биология, вида много внимания уделяют сов. ученые, особенно Т. Д. Лысенко. Образование вида — звено в историч. развитии и определенный этап в процессе эволюции, совершающейся путем естественного отбора, —связано со скачкообразным существенным изменением отношений между организмом и средой. Возникновение нового вида есть скачок. Скачкообразность процесса видообразования надо понимать как перерыв постепенности. «Жизнь и развитие в природе включают в себя и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 16, с. 319). В природе нет и не может быть внезапных резких «перечеканок», не подготовленных предшествующим более медленным и постепенным развитием, т. е. тех эволюц. «взрывов», о к-рых писали многие ученые-антидарвинисты, напр. нем. зоолог Р. А. Кёл-ликер (1864) и современный нем. палеонтолог О. Шин-девольф (1950). Поэтому скачки, действительно имеющие место в развитии видов, представляются сравнительно небольшими. «В природе нет скачков и м е н-но потому, что она слагается сплошь из скачков» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 217). Если в историческом развитии видов наблюдаются пробелы («гиатусы»), то это зависит от неполноты геологической летописи — явления, часто недооцениваемого естествоиспытателями, особенно же учеными, мало знакомыми с геологич. и палеонтологич. данными, а также от низкого уровня изученности соответствующих групп ископаемых организмов. Знаменательно, что там, где эволюция животных прошлых геологич. периодов прослежена более удовлетворительно, она производит на нек-рых исследователей впечатление полной постепенности; в действительности же и тут, конечно, происходят перерывы постепенности, но скачки в развитии форм оказываются мелкими и потому малозаметными. Такие ряды отмечались в эволюции многих групп: фораминифер разных эпох, плеченогих палеозоя,брюхоногих и пластинчатожаберных третичного периода, головоногих палеозойской и мезозойской эр, ракушковых ракообразных раннемеловой эпохи, морских ежей позднего мела, лошадиных, хоботных и хищных млекопитающих поздне-третичной эпохи и т. д. Одна из важнейших особенностей процесса видообразования заключается в том, что каждый вид появляется в истории органич. мира только один раз; палеобиология, ныне располагающая колоссальным фактич. материалом, не знает ни одного достоверно установленного случая повторного видообразования. Абсолютной повторяемости явлений в развитии живой природы нет. И. В. Мичурин писал, что «очевидно, природа не допускает повторения форм» (Соч., т. 1, 1948, с. 497) и что «достижимы почти всякие изменения, кроме повторения одной и той же формы в точности, потому что всякая форма появляется лишь один раз» (там же, т. 3, с. 452). Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; Дарвин Ч., Происхождение видов путем естественного БИДАЛЬ - ВИДИМОСТЬ 255 Отбора, Соч., т. 3, М,—Л., 1939; его же, Изменения домашних животных и культурных растений, там же, т. 4, М.— Л., 1951; Тимирязев К. А., Исторический метод в биологии, G04., т. 6, М., 1939; Мичурин И. В., Принципы и методы работы, Соч., 2 изд., т. 1, М., 1948; Комаров В. Л., Учение о виде у растений, М. —Л., 1944; Лысенко Т. Д., Агробиология, М., 1952. Л. Давиташвили. Тбилиси. ВИДАЛЬ (Vidal), Франсуа (1814—72) — франц. политич. деятель. Маркс называл В. «доктринер-социалистом, представителем социалистической мелкой буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 93; см. также с. 92—94, 100, 314). В молодости В. увлекался идеями сен-симонизма и фурьеризма. Участвовал в революции 1848—49, был секретарем Луи Блана в Люксембургской комиссии. Вместе с Пеккёром составил для нее доклад. В 1846 опубликовал работу «О распределении богатств, или Справедливое распределение в общественном хозяйстве» («De ]a Repartition des richesses, ou De la justice distributive en economie sociale», 1846), в к-рой дал критич. обзор социальных и политич. учений и изложил свои филос, экономич. и социальные взгляды. В.— непоследоват. сторонник материалистич. сенсуализма. Счастье человека он видел в полном удовлетворении моральных и физич. потребностей и гар-монич. развитии всех его способностей. Наука о че-ловеч. счастье включает три раздела: философию, к-рая ищет истину; экономию, исследующую пользу, и политику, стремящуюся реализовать истину и пользу. Все вместе они создают идеал, согласно к-рому должно быть преобразовано совр. безнравств. общество, в к-ром происходит обнищание трудящихся и царит конкуренция. Гл. социальные и экономич. проблемы — справедливое распределение богатств и обобществление пром. капитала, введение коллективного пользования землей, организация труда в форме ассоциации трудящихся и кооперативов, реорганизация системы кредита — могут быть, по В., разрешены бурж. гос-вом. Соч.: Des caisses d'epargne, P., 1844; Vivre en travail-lant! Projets, vues et moyens de reformes sociales, P., 1848; De la croyance philosophique en Dieu, 2 ed., P., 1853; Theologie de la religion naturelle. P., 1859. Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф;, Соч., 2 изд., т. 8, М., 1957, с. 163;Б л а н Л., История революции 1848 года, пер. с франц., СПБ, 1907; Луи П., Французские утописты: Л. Блан, Видаль, Пеккер, Кабэ..., пер. с франц., М., 1923. Г. Згльманова. Ленинград. ВИДАЛЬ ДЕ ЛА БЛАШ (Vidal de la Blache), Поль (22 янв. 1845—5 апр. 1918) — франц. географ и социолог, основатель франц. вульгарно-материали-стич. школы «географии человека», занимающейся гл. обр. изучением воздействия географич. среды на человека, в частности местных природных условий на историю данного р-на. Представители этой школы преувеличивают роль географич. среды в развитии общества. В 1891 В. де ла Б.основал журн. «Annales de Geographies. Составил план и подготовил 15 тт. «Универсальной географии» («Geographie universelle»), изданных Галлуа в 1927—46. Соч.: Atlas general..., Nouv. ed., P., 1909; Principes de geographie humaine, P., 1922. Лит.: В и тв ер И., Французская школа «географии человека», «Уч. зап. МГУ», 1940, вып. 35. ВИДИМОСТЬ, кажимость (в философии),— выражение сущности вещей в поверхностных, неустойчивых, случайных проявлениях, воспринимаемых непосредственно. В. выражает не всю сущность, а лишь ее момент. В процессе непосредств. созерцания мы иногда сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не такими, каковы они есть на самом деле. Это и есть В., или кажимость. В. не есть чистое порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на субъект реальных отношений и условий наблюдения. Вещи могут представляться нам как в правильном, так и в извращ. виде. Представление вещи в извращ. виде есть субъективный момент В., хотя способ представления вещей вы- текает из их реальных отношений. Нам кажется, что Солнце передвигается по небесному своду с В. на 3.. Это искаж. отражение вызывается не особенностями нашей познават. способности, а тем, что мы. вместе с Землей движемся вокруг Солнца. Особенно сложно за В. вскрыть сущность вещей в обществ. явлениях. Так, при капитализме заработная плата^ к-рую выплачивает рабочему предприниматель, представляется как оплата всего труда рабочего; но В. в данном случае вводит в заблуждение, ибо в действительности оплаченной является лишь часть труда рабочего, в то время как остальная, неоплаченная его часть служит для создания прибавочной стоимости,, составляющей источник прибыли капиталистов. Сущность вещей проявляется во взаимодействии явлений, однако ни одно явление никогда не может полностью выразить соответствующую сущность; яв-| ления выражают сущность односторонне. В этом за-J ключей источник заблуждений: на основании содержащейся в явлениях неполной информации о законах природы и общества люди зачастую делают неверные выводы об этих законах. Эта особенность явлений и фиксируется в категории В., или кажимости. Эта категория, с одной стороны, характеризует ту особенность объективного мира, что явления выражают определяющие их сущности не всегда адекватно, а с другой—особенность самого познания, процесс перехода от явления к сущности. «Кажущееся есть сущность водном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. Сущность кажется тем-то» (Л е н и н В. И., Философские тетради, 1947, с. 107). Применяя категорию В., мы имеем дело с действием предметов материального мира на органы чувств человека, и возникающий при этом образ обусловлен объективными свойствами отражаемых предметов и выражает в какой-то форме эти свойства. Поэтому В. И. Ленин говорит: «Не TonbKoWesen [сущность], но и Schein [видимость] объективны» (там же, с. 72). Цель науки состоит в том, чтобы за изменчивыми и преходящими явлениями вскрыть определяющую их сущность, устранив заблуждения, связанные с В. Познание и практика научили человека отличать законы развития вещей от явлений, в к-рых эти законы выражаются, научили отличать обманчивую В. вещей от их истинного содержания. Домарксистская философия не могла правильно решить вопрос об отно- ■ шении между В. и сущностью. Субъективный идеализм отрицает объективное содержание явлений и фактически сводит материал человеч. знаний к В. Метафизика отрывала В. от ее объективной основы, от сущности, рассматривая В. только как чисто субъективную иллюзию. Отрыв В. от сущности используется для обоснования непознаваемости мира, Агно-стич. и скептич. подход к В. подверг критике Гегель, выступавший с позиций объективного идеализма, Гегель впервые ввел В. как особую филос. категорию, однако эта категория выступала у него как одно иа понятий идеалистич. филос. системы. Только марксистская философия раскрыла рациональное содержание категории В., выявив диалектич. соотношение субъективной и объективной сторон в В. и ее отношение к категориям сущности и явления. Отстаивая объективный характер В., диалектич. материализм ведет борьбу против идеализма, использующего неполноту и недостатки эмпирич. познания для «обоснования» агностицизма. Диалектич. материализм исходит из того, что показания органов чувств дают образы предметов внешнего мира, сходные с самими предметами, но не абсолютно, не целиком, не безоговорочно, а лишь в основном. Эмпирич, познания недостаточно для понимания сущности вещей. Взятые сами по себе, показания органов чувств: 256 ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ - ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|