Ведическая религия-reды 235 5 глава
ВЁХОВСТВО — идеология рус. буржуазии, поли-тич. движение к-рой формировалось в период развитого в стране демократического и в особенности пролетарского движения. В силу этого рус. буржуазия быстро выявила свою «имманентную контрреволюционность» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 15, с. 13). Название «В.» происходит от сб. «Вехи», изданного в Москве в 1У09 Бердяевым, Булгаковым, Гершензоном, С. Л. Франком, П. Струве, Изгоевым, Кистяковским. Ленин неоднократно употреблял термин «В.» для характеристики всего контрреволюц. рус. бурж.-помещичьего либерализма. Осн. политич. лозунг В.—«враг слева», лучше реакция, чем революция. В. выявило ряд черт, типичных для совр. бурж. реакц. идеологии (попытки использования утонч. форм религии для борьбы с марксизмом, защита крайнего индивидуализма в этике, антиинтеллектуализм и субъективизм в философии). В 1902 бывшие т. и. легальные марксисты Струве, Бердяев, Булгаков и Франк выступили вместе с откровенными мистиками в программном сб. «Проблемы идеализма» против материалистически толкуемого позитивизма и марксизма, противопоставляя им систему религ. этики. Последующее издание сборников статей против марксизма, создание религ.-филос. об-в и т. д. (см. Богоискательство) завершилось в период столыпинской реакции выходом сб. «Вехи». Эта «энциклопедия либерального ренегатства», отмечал Ленин, охватывает три темы: 1) борьбу с идейными основами всего миросозерцания рус. и междунар. демократии, 2) отречение от освободит, движения, 3) открытое провозглашение «ливрейных чувств» и соответствующей «ливрейной» политики по отношению к октябристской буржуазии и царизму (см. Соч., 4 изд., т. 16, с. 107). «Вехи» провозгласили программу борьбы с материализмом и атеизмом Белинского, Чернышевского, Плеханова, пытаясь продолжить рус. религ.-филос. традицию, представленную Юркевичем, В. Соловьевым, Достоевским. Лозунгу классовой борьбы за социальную справедливость веховцы противопоставили принцип «защиты личности», спасение «в своем внутреннем духовном мире». Они благословили царскую власть за то, что она «одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной» («Вехи», с. 89). «Вехи» вызвали восторг в лагере реакции (архиепископ Волынский назвал их выход «праздником») и возмущение в лагере демократии. От авторов «Вех» пытались отмежеваться даже кадеты (сб. «Интеллигенция в России», 1910). Ленин, показывая действит. сущность В. и разоблачая лицемерный характер полемики кадетов с веховцами, писал, что «„Вехи" выразили несомненную суть современного кадетизма» (Соч., 4 изд., т. 16, с. 106).
1-ю мировую войну веховцы встретили в лагере оголтелых националистов-шовинистов, Октябрьскую революцию—в лагере контрреволюции. Обнажая связь «чистой»религ. философии с реакц. политикой, они воспевали «творческую реакцию» и социальное неравенство (Бердяев), участвовали в белогвардейском движении (Струве) (см. сб. «De proi'undis», 1918; Н. А. Бердяев, Философия неравенства, 1923, и др.). С высылкой главарей В. из СССР (1922) центрами их деятельности стали Берлин, Прага, Париж, где они издавали газ. «Возрождение», «Россия», «Россия и славянство», журн. «Русская мысль»— органы Струве; журн. «Путь»— Бердяева; эсеровско-вехов-ский журн. «Современные записки» с участием Бер- дяева, Булгакова, Шестова; профашистский журн. «Утверждения» и др. Веховцы выступают против начавшегося отхода части эмигрантской (т. н. сменовеховской — см. Сменовеховство) интеллигенции от контрреволюции, устанавливают связи с междунар. антикоммунистич. орг-циями, пропагандируют рус. религ.-мистич. лит-ру.
Совр. реакц. теоретики за рубежом (Б. Шульце, Г. Кон, Л. Шапиро, С. Томпкинс, Е. Ламперт, Г. Струве и др.) пытаются использовать веховщину в идеология, борьбе против марксизма. Они именуют «эпоху Л^ех"» рус. «духовным ренессансом», выдают веховскую мистику за «цвет» рус. культуры, повторяют клевету веховцев на большевиков. Лит.: Ленин В. И., О «Вехах», Соч., 4 изд., т. 16; ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ — см. Истина. ВЕЩЕСТВО — одна из основных форм материи. К В. относятся макроскопич. тела во всех агрегатных состояниях (газы, жидкости, кристаллы и др.) и образующие их частицы, обладающие собственной массой («массой покоя»). В настоящее время известно большое число видов частиц В.: «элементарные» частицы (электроны, протоны, нейтроны, мезоны, позитроны и т. д.), ядра атомов, атомы, молекулы, ионы, свободные радикалы, коллоидные частицы, макромолекулы и др. (см. Элементарные частицы, материи). Вещественная форма материи по ряду своих свойств, помимо наличия массы покоя, противоположна другой ее форме — физич. полям, осуществляющим взаимодействие частиц и тел В. (см. Поле физическое). Вещественные (макроскопические) тела имеют определенную, пространственно ограниченную форму («элементарные» частицы трактуются как точечные, обладающие одновременно волновой структурой); поле, в противоположность В., таковой не обладает; оно непрерывно распределено в пространстве. Тела и частицы В. могут двигаться с переменной скоростью, тогда как поля, за исключением мезонного, в вакууме распространяются с постоянной характерной скоростью, равной скорости света. Частицы В. имеют конечное число степени свободы, тогда как у поля их бесконечно много. Но это противопоставление, деление материи на поля и В. является относительным. Исследования микроструктуры В. и свойств полей привели к тому, что совр. наука отказалась от прежних представлений о частицах В. как маленьких твердых, неизменных, абсолютно непроницаемых шариках. Основой совр. представлений о природе В. и поля стало открытие двойственной природы частиц материи: материальные объекты (и поля, и частицы В.) обладают как некоторыми корпускулярными свойствами, так и некоторыми свойствами волны. Понятие поля и частицы В. выступает в области микромира как отражения разных сторон материальных объектов.
Чем крупнее (массивнее) частица В., тем резче выражена ее индивидуальность, ее отграниченность, тем ярче проявляются противоположность В. и поля. Чем мельче части В., чем меньше его масса, тем более трудным становится противопоставление В. и поля. В микроявлениях оно утрачивает свой смысл, т. к. различные «элементарные» частицы являются квантами, возбужденными состояниями соответствующих полей (фотоны — электромагнитного, мезоны — ядерного и т. д.). Единство поля и В., отсутствие между ними резкой грани проявляется также в том, что при известных условиях за счет поля возникают частицы В. и обрат- ВЕЩЬ — «ВЕЩЬ В СЕБЕ» 249 но (см., напр., Аннигиляция). Всякое вещественное тело представляет собой устойчивое целое лишь благодаря связи его частиц через поля и является нек-рой комбинацией частиц и полей, существующих в неразрывном единстве. Свойства В. и полей взаимно обусловлены и неразрывно связаны. Поля порождаются В., но, в свою очередь, свойства частиц В. зависят от полей, с ними связанных. В. и поле, в противоположность старым метафизич. представлениям о них, оказались внутренне связанными. Единство корпускулярных и волновых свойств является ярким примером действия закона единства противоположностей и выводов диалектич. материализма о неисчерпаемости свойств материи. История материальной культуры, история естествознания и техники в значительной мере сводится к развитию способов использования разнообразных веществ природы на основе изучения строения В. (см. Атомное учение), его свойств и превращений. На протяжении многих веков истории философии и естествознания не было четкого разграничения понятий «материя» и «вещество», их рассматривали как синонимы. Коренная ломка на рубеже 19 и 20 вв. господствовавших механистич. представлений о В. вызвала целый ряд идеалистич. шатаний и, вследствие отождествления понятий В. и материи, выводов о том, что «материя исчезла» (см. Физический идеализм, Махизм, Энергетизм). Идеалистич. и агностич. сущность этих выводов была разоблачена в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материалами эмпириокритицизм,Соч., 4 изд., т. 14; В а в и л о в С. И., Развитие идеи вещества, Собр. соч., т. 3, М., 1956; его же, Ленин и современная физика, там же; его же, Ленин и философские проблемы современной физики, там же; Г о л ь д а н-скийВ., Лейкин Е., Превращения атомных ядер, М., 1958; Кондратьев В. Н., Строение и химические свойства молекул, М., 1953; «Успехи физических наук», 1952, т. 48, вып. 2 (посвящ. проблеме массы и энергии); Овчинников Н. Ф., Понятия массы и энергии..., М., 1957; Кедр о вБ. М., Эволюция понятия элемента в химии, М., 1956; Новожилов Ю. В.. Элементарные частицы, М., 1959. ВЕЩЬ — то же. что предмет. «ВЕЩЬ В СЕБЕ» (Ding an sich; thing in itself; chose en soi; cosa in se) — филос. термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании. Различие это рассматривалось еще в древности, но особое значение приобрело в 17 —18 вв., когда к вопросу о самом различии присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в себе». Малъбранш полагал, что «вещи в себе» созерцает бог. Лейбниц отождествил «вещи в себе» с духовными первоэлементами (монадами), а тела — с их явлениями. Локк полагал, будто «вещи сами по себе», т. е. духовные и материальные субстанции, непознаваемы. Последняя точка зрения была повторена и развита рядом философов 18 в., к-рые в силу метафизич. образа мышления, а в ряде случаев, кроме того, агностицизма и созерцат. характера материализма не смогли правильно решить вопрос об отношении между тем, что существует «в себе», и тем, что в познании является и доступно «для нас». Так, напр., Бонне, различая «вещь в себе» и «явление», видел преимущество современной ему философии в том, что она «скромно» ищет то, что вещи представляют «в силу отношения к нам», в то время как раньше философы, стремясь узнать, что вещи «представляют сами по себе», только говорили с гордым видом ученые глупости (см. «Essai de psychologie», chap. 36).В том же духе высказывались Тюрго, Д'Аламбер и Мендельсон, у к-рого уже встречается термин «вещь в себе и для себя» (см. «Morgenstunden», Bdl,Kap.7, S. 114 и ел.). В школе X. Вольфа новый оттенок в понятие «вещь в себе» внес А. Бау.чгартен. Вольфовский термин «vor und an sich» превращается у Баумгартена сначала в «an und vor sich», а затем в «an und fur sich» («в себе и для себя»). Особое значение вопрос о «вещах в себе» и об их познаваемости приобрел в философии И. Канта. В дисс. «О форме и принципах мира умопостигаемого и чувственного» («De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis» 1770) Кант еще полагал, что, хотя чувств, представления дают нам вещи только такими, какими они являются, понятия рассудка дают их нам такими, каковы они сами по себе. Но, начиная с «Критики чистого разума» (1781), Кант утверждал, будто теоретич. познание возможно лишь относительно явлений, но никак не о «вещи в себе». Вещи познаваемы лишь такими, какими они являются нам в нашем чувств, созерцании (в формах пространства и времени) и в формах нашего рассудка (в категориях). Не будучи теоретически познаваемы, по Канту, «вещи в себе» мыслимы, т. к. в противном случае явление существовало бы без того, что в нем является. Говоря о непознаваемости «вещи в себе», Кант, однако, не ставил никаких границ эмпирич. познанию вещей: «Наблюдение и анализ явлений проникают во внутренность природы, и неизвестно, как далеко зайдем мы на этом пути со временем» («Критика чистого разума», П., 1915, с. 193). Но как бы далеко в глубину вещей ни вело эмпирич. познание, «вещь в себе», по Канту, будет всегда оставаться по ту сторону всякого возможного для нас опыта.
Понятие о «вещи в себе» имело в учении Канта не только значение непознаваемой основы чувственно ощущаемых предметов, но и ряд других значений. Важнейшее из них для системы Канта — понятие о «вещи в себе» не как об объектах теоретического — чувств, и рассудочного — познания, а как об «умопостигаемых» предметах, т. е. как о безусловных запредельных для опыта предметах разума. Таковы, по Канту, бог, бессмертие, свобода. • Философы-идеалисты критиковали понятие «вещь в себе» с двух точек зрения: субъективные идеалисты (И. Г. Фихте, махисты) полагали, будто понятие об объективно существующей «вещи в себе» несостоятельно и должно быть отброшено; Гегель с позиций объективного диалектич. идеализма критиковал пе само понятие об объективно существующей «вещи в себе», а учение субъективных идеалистов и агностиков (Юм, Кант) о непознаваемости «вещи в себе» и о неперехо-димой границе, отделяющей «вещь в себе» от явлений. Диалектич. материализм признает «вещь в себе», то есть признает предшествующее сознанию и независимое от сознания существование вещей, но отвергает непереходимую грань, будто бы отделяющую «вещи в себе» от явлений, и потому отвергает непознаваемость «вещи в себе»: «Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе,— говорит В. И. Ленин,— нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано...» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 90). Вопрос о познаваемости «вещи в себе» диалектич. материализм переносит на почву практики. Энгельс показал,что «самое решительное опровержение» учения о непознаваемости «вещи в себе» «заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы том, что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой „вещи в себе" приходит конец» («Людвиг Фейербах...», 1955, с. 18). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 14, М.—Л., 1931 (см. Предм. указатель); Ленин В. И., Материализм 250 «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» - ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ ОТНОШЕНИЕ я эмпириокритицизм, Соч. 4 изд., т. 14, гл. 2 и 4; Е i s 1 е г R., ч<ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» — филос. термин, означающий вещи, какими они раскрываются в процессе познания и практич. деятельности человека (см. «Вещь в себе», Теория познания, Практика). ВЗАИМНО-ОДНОЗНАЧНОЕ СООТВЕТСТВИЕ [или одно-однозначное; сокращенно: (1 — 1) — соответствие] — одно из основных понятий теорий множеств (см. Множеств теория); частный случай понятия функции. Два множества А и В находятся в отношении В.-о. с, если каждому элементу множества А соответствует один и только один элемент множества В, и наоборот. Путем установления В.-о. с. возможно, в частности, сравнение бесконечных множеств. Два множества, между которыми может быть установлено В.-о. с, наз. равномощными. Такими, напр., являются множества (1) квадратов целых положительных чисел и (2) всех целых положительных чисел. Впервые на этот факт указал Г. Галилей (1638). Чешский математик и логик Б. Больцано (1851) близко подошел к определению понятия В.-о.с, однако его точное определение мы находим лишь в работах нем. математика Г. Кантора (1874). Понятие В.-о.с. находит важные применения в теории множеств, логике и др. науках. Лит.: Александров П. С, Введение в общую теорию ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в к-рой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно. Причина в качестве активной стороны В. выступает первоначально в виде движения того тела, в к-ром сосредоточивается движение всей системы, и вызывает в другом теле или явлении изменение, а вместе с ним обратно направленное действие, т. е. противодействие. Пассивная сторона В. при этом превращается, в свою очередь, в активную и обратно. Эта формальная схема В. осуществляется даже в простейшем из возможных случаев — в механич. системе двух соударяющихся упругих тел. Однако В. вообще не исчерпывается простейшей формой В., заключающейся в переносе извне полученного движения без существ, превращения формы этого движения. Если схему механич. В. перенести на всю проблему В. в целом, придать этой схеме всеобщо-логич. значение, отождествить ее со схемой В. вообще, то это приведет к допущению первотолчка извне как «первопричины» движения универсума. Такое понимание В. сложилось в естествознании 17—18 вв. (напр., Ньютон) и оттуда было перенесено в философию. Диалектико-материалистич. понимание В. как всеобщей формы движения и изменения предполагает такую систему причинно-следств. связей, к-рая не нуждается в «первотолчке», в привнесении движения извне. В.— это сцособ движения такой системы, внутри к-рой причина выступает в конце концов как следствие существования ее же самой. Такой системой В. является бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Вне ее нет и не может быть причин, приводящих ее в движение. Причины ее движения суть одновременно следствия ее же собств. движения. Такой характер В. прекрасно выражается формулой Спинозы: «субстанция есть причина самой себя» (causa sui). Механич. форма В. представляет собой не всеобщий, а лишь частный случай универсальной фор- мы В. как бесконечной цепи причинно-следств. отношений. Характеристика В. как взаимного изменения сторон системы, при к-ром движение приобретает «круговой» характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная система также выступает в качестве «причины самой себя», т. е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутр. противоречием данной конкретной системы. В. всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть всегда отношение сторон определ. целостной системы, напр. солнечной системы, растительного, животного царств, человеч. общества, определ. общественно-экономич. формации. Содержание В. обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение к-рых и выступает как конкретное движение данной системы. Примерами такого диалектич. В. может служить любая конкретная система, напр. живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфич. организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизводящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить человеч. общество в его развитии, основанном на специфич. социальных закономерностях. В. есть процесс, внутр. единство к-рого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе В. его собств. элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собств. следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на «кольцо», но и на «спираль». Образцом такой формы В. является система В. экономич. явлений, научно воспроизведенная в «Капитале» Маркса. В аналогичном отношении В. находятся между собой теория и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный стимул своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику. В. выражается, напр., в отношениях наемных рабочих и капиталистов внутри товарно-капита-листич. отношений произ-ва. Капитал есть столько же следствие существования наемного труда, сколько и причина его данного, конкретно-историч. существования. При всей зависимости сторон В. диалектика обязывает всегда иметь в виду, что одна из сторон этого В. является ведущей. Такой ведущей стороной является та, с которой начинается каждый новый круг развития. Так, например, в отношении В. теории и практики ведущей стороной выступает практика. Лит.: М а р кс К., Капитал, т. 1—3,М.,1955; его же, К критике политической экономии, М., 1953; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гегель Г., Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937. Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский. Москва. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ — см. Взаимосвязь и Взаимодействие. ВЗАИМОЗАМЕНЙМОСТИ ОТНОШЕНИЕ (в логик е) — отношение между двумя языковыми выражениями, при к-ром замена одного другим в любом контексте данного языка (или к.-л. выделенной его части) не меняет значения нек-рой (для различных видов В. о. различной) логич. характеристики контекста. Под контекстом произвольного выражения А понимается такое выражение, в к-рое А входит без нарушения синтаксич. правил языка; напр.,кон- ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ ОТНОШЕНИЕ-ВЗАИМОСВЯЗЬ 251 текстами выражения «Платон» являются выражения «Ученик Платона», «Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского», «Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского критиковал учение об идеях» и т. д.; из примера видно, что предложение, в к-рое входит А, также является контекстом для А (при этом А, в свою очередь, может быть предложением, поскольку в языке одни предложения могут быть частями др. предложений). В качестве логич. характеристики контекстов обычно рассматривается их истинность или ложность (контексты в этом случае ограничиваются предложениями), а иногда—свойство контекстов быть именами данного предмета или их смысл. Рассмотрим В. о. относительно истинности и ложности для естественного языка. Очевидно, напр., что выражения (1) «Аристотель» и (2) «Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского» таковы, что если одно заменяется другим в составе таких предложений, как (I) «Аристотель — философ» (истинно), (11) «Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского критиковал учение об идеях» (истинно) и (111) «Аристотель был римлянином» (ложно), то истинность (соотв.: ложность) полученных таким образом предложений (назовем их соответственно (]'), (11'), (НУ) совпадает с истинностью (ложностью) исходных предложений (как говорят, выражения (1) и (2) взаимозаменимы относительно контекстов (1) — (111), (Г) — (ИГ)- Но в естественном языке есть контексты, относительно к-рых (1) и (2) не взаимозаменимы; напр., (IV) «Выражение „Аристотель" состоит из шести слов» (ложно) и (V) «X не знает, что Аристотель был ученик Платона и воспитатель Александра Македонского» (истинно при соответствующем выборе X); действительно, замена в (IV) выражения (1) на (2) порождает истинное предложение, а замена в (V) выражения (2) на (1) порождает явно ложное предложение («X не знает, что Аристотель был Аристотель»). Контексты, подобные (IV), наз. метаконтекстами; ме-таконтекст нек-рого выражения—это такой контекст, в к-ром говорится о самом этом выражении как лингвистическом объекте (см. Метаязык). Контекст (V) содержит косвенную речь и является примером косвенного контекста. В естественном языке для любого выражения существуют метаконтексты и косвенные контексты. Наличие метаконтекстов и косвенных контекстов препятствует установлению единого В. о. для всего множества контекстов языка (исключая тривиальный случай такого В. о.,когда каждое выражение считается «взаимозаменимым» только с самим собой). Другим препятствием к установлению В. о. в естеств. языке является омонимия. Устранение омонимии (что возможно за счет явного различения разных значений омонимов) и исключение из рассмотрения в связи с В. о. всех метаконтекстов и косвенных контекстов позволяют выделить такую часть языка, в к-рой естественным образом устанавливается В. о. относительно истинности (ложности) ее контекстов. Языки, в к-рых существует такое В. о., наз. объемными, или экстенциональными. Естественные" языки не экстенциональны, но в них имеется экстенциональная часть. Формализованные языки (напр., интерпретированные исчисления, рассматриваемые в математической логике, информационно-логические машинные языки), как правило, экстенциональны (см. Экстенционалъные и неэкстенционалъ-ные языки). Хотя изучение В. о. началось лишь в конце 19 в. (вместе с развитием логическойсемантики), однако наличие в естественных языках экстенциональной части позволяло людям издавна пользоваться В. о. в своих повседневных и научных рассуждениях. В математике, напр., употреблялось замены равного -равным правило, а в логике — замещения принцип, представляющие собой фактически применение В. о. для специальных целей математики и логики. Всякое В. о. есть отношение типа равенства; поэтому уже известное определение равенства, данное Лейбницем, можно в нек-ром смысле считать формулировкой В. о. Однако как особое логико-семантическое и лингвистическое отношение В. о. в явной форме было впервые рассмотрено нем. логиком Г. Фреге (в статье «О смысле и значении», 1892). Исследуя понятие равенства, он пришел к необходимости различить значение имени (значением имени он называл обозначаемый именем предмет, см. Отношение обозначения) и его смысл; проведя затем различение между контекстами обычного вида, косвенными контекстами и метаконтекстами, Фреге по сути дела сформулировал для естественного языка д в а В. о.— одно относительно значения контекстов, а другое — относительно выражаемого ими с м ы с-л а. Рассматривая предложения как частный случай имен предметов (именно, он считал их именами истины и лжЛ как особых абстрактных предметов), он включил В. о. относительно истинности (ложности) предложений во В. о. относительно всех вообще контекстов, являющихся именами к.-л. предметов. Подход Фреге к В. о. носил неконструктивный характер и отражал метафизичность его филос. установки. Так, в его теории молчаливо предполагалось, что различение или отождествление предметов, обозначенных двумя различными именами естественного языка, всегда возможно, что понятие смысла выражения непосредственно ясно, в силу чего всегда можно решить, имеют ли два данных выражения одинаковый или различный смысл. Исследования В. о. продолжили Рассел, Нуайн, Чёрч, Карнап и др., показавшие связь В. о. (в его различных видах) с понятием «смысл», «синонимичность», «аналитичность» (см. Синонимы). Для уточнения этих понятий был построен ряд семантических систем (наиболее известная система такого рода принадлежит Карнапу и изложена им в соч. «Meaning and necessity», 1947, 2 изд., 1956). Построение таких систем позволяет изучать свойства В. о. для произвольных языков или для достаточно больших групп языков — естественных или искусственных, уточнять (при соответствующих допущениях) отношение равенства смыслов (синонимию) и т. д. [Связь отношения синонимии с В. о. обнаруживается уже в том, что взаимозаменимость выражений относительно истинности (ложности) их контекстов в данном языке является необходимым условием равенства их смыслов]. Следует подчеркнуть, что семантические теории, построенные рядом зарубежных авторов, основаны на слишком сильных упрощающих предположениях и неконструктивны. Такой характер, в частности, носит теория Карнапа, на логич. построениях к-рого сказывается субъективистский и метафизич. характер его взглядов. В последние годы изучение В. о. приобрело значение в связи с работами по машинному моделированию мыслительных процессов, автоматич. переводу с одного языка на другой, а также развитию математической лингвистики; в этой связи намечается более конструктивный подход к понятиям, связанным с В. о. (См. также Смысл, Значение, Логическая семантика). Лит.: F г е g e G., Ober Sinn und Bedeutung, «Z. Phi-los. und philosophische Kritik», Lpz., 1892 (Neue Folge. Bd 100, H. 1, S. 25 — 50); Russell В., On denoting, «Mind», L., 1905 (New series, v. 14, N° 56, p. 479 — 93); L e w i s C. I., Analysis of knowledge and valuation, La Salle (III.), 1946; Q u i n e W. v., From a logical point of view, Camb. (Mass.), 1953; Чёрч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., М., 1960 (см. «Введение»); Карнап Р., Значение и необходимость, пер. [с англ.], предисловие С. А. Яновской, М., 1959. Б. Бирюков. Москва. ВЗАИМОЗАМЕНЙМОСТИ ПРИНЦИП (в логической семантике) — принцип, выражающий отношение взаимозаменимости между -языковыми выражениями; обычно формулируется в рамках некоторой семантической системы. См. Взаимозаменимости отношение. ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ — см. Взаимосвязь и Взаимодействие. ВЗАИМОСВЯЗЬ— категория, выражающая тот факт, что все предметы и явления находятся в бесчисленных связях между собой, в процессе изменения материального мира. В. существует как преходящий результат и момент этого процесса.Все предметы и явления принадлежат одному и тому же материальному миру; в нем они возникают, изменяются и исчезают, превращаясь в другие предметы и явления. Эта нигде не прерывающаяся всеобщая В. предметов и явлений, или единство мира, заключается в их материальности. Это означает, что все возможные изменения, совершающиеся в любом отдельном предмете или явлении, вызываются изменениями в других предметах и явлениях
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|