Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 8 глава





260 ВИЛЬЕМ ИЗ МЁРБЕКЕ — ВИНКЕЛЬМАН


ВИЛЬЁМ ИЗ МЁРБЕКЕ (латиниз. Guilelmus a Moerbeke; p. ок. 1215— ум. 1286)— фландрский ученый, переводчик и комментатор антич. философов. Перевел по инициативе Фомы Аквинского на латин­ский непосредственно с грсч. яз. и заново отредакти­ровал существовавшие' переводы соч. Аристотеля, в т. ч. впервые перевел «Политику» (ок. 1260) и «Эко­номику» (1267), а также комментарии Александра Афродизийского к «Метеорологии» (1260), Симплиция (Симпликия) к «Категориям» (1266) и к сочинению «О небе и мире» (1271), Иоанна Филопона к*трактату «О душе» и др. произведения аристотелевских ком­ментаторов. Ему же принадлежат переводы произведе­ний Прокла («Толкования на,,Тимея" Платона», «Тео­логические начала» и др.) и Герона Александрийского («Пневматика»). Более совершенные переводы, сде­ланные В. из М.с подлинника, постепенно вытеснили более ранние переводы, сделанные с арабского.

Лит.: Grabmann M., Forschungen uber die lateini-
schen Aristoteles-TJbersetzungen des XIII Jahrhunderts, Miins-
ter, 1916; Verbeke G., Guillaurae do Moerbeke et sa
methode de traduction, в сб.: Medioevo e Rinascimento,
v. 2, Firenze, [1955]. В. Зубов. Москва.

ВЙНДЕЛЬВАНД (Windelband), Вильгельм (И мая 1848— 22 окт. 1915)— нем. бурж. философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства, ученик Л отце. Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдель-бсрге (1903).В. известен свои­ми трудами по истории фило­софии («История древней фи­лософии» — «Geschichte der alten Philosophie», 1888, рус. пер. 1893; «История новой философии»—«Geschichte der neueren Philosophie», Bd 1—2, 1878—80, рус. пер., т. 1—2, 1902—05), в которых филос. системы прошлого излагают­ся с кантианских позиций. Как и неокантианцы марбург-ской школы, В. устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь тем самым преодолеть дуализм его филосо­фии справа. Философию В. определяет как всеоб­щую науку о ценностях. Исходя из кантовского разли­чения теоретич. и практич. разума и примата последне­го, он противопоставляет философию как нормативное учение,основанное на оценочных суждениях, на позна­нии должного, опытным наукам, основанным на тео­ретич. суждениях и эмпирич. данных о «сущем». Цен­ности понимаются В. как апр,иорные, трансценден­тальные, общезначимые. В. различает логич., этич., эстетич. и религ. ценности, трактуемые им как восхо­дящие ступени. Признавая конечной целью историч. прогресса самоопределение человечества в соответ­ствии с «этическим идеалом», В. стремится свести социальные проблемы к этическим. Выше этич. ценностей В. ставит эстетические, как свободные от воли и заинтересованности. Дуализм мира действи­тельности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, В. считал, что в противоположность естеств. паукам, имеющим дело с общим, повторяемым, закономерным в явлениях, историч. науки изучают единичные явления в их неповторимости и исключительности: «Одни из них— суть науки о законах, другие — науки о событиях» («Прелюдии», 1904, с. 319—20). Закономерность как руководящий принцип В. исключает из историч. познания и заменяет его т. н. отнесением к «цен­ностям». Это учение В., направленное против позна-


ния объективных законов историч. процесса, пред­ставляет собой одну из форм бурж. реакции на марк­сизм; оно оказало огромное влияние на последую­щее развитие бурж. философии и в особенности социологии и историографии.

Соч.: Gescnichte und Naturwissenschaft, 1894, 3 Aufl., Stras., 1904; fjber Willensfreiheit, 4 Aufl., Tubingen, 1923; Geschichtsphilosophie. Fragment aus dem Nachlass, В., 1916; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 15 Aufl., Tubingen, 1957; Соч. в рус. пер.— О свободе воли, М., 1905; Платон, 4 изд., СПБ, 1909; Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия, М., 1910.

Лит.: Аксель род Л., Философские очерки, 3 изд., М.—П., 1923; Яковенко Б., Вильгельм Виндельбанд, «Вопр. филос. и психол.», 1916, кн. 132—33.

Б. Быховский. Москва.

ВЙНЕР (Wiener), Норберт (р. 26 нояб. 1894)—амер. ученый, один из основателей кибернетики. В 1909, в 14-летнем возрасте, получил высшее математич. об­разование, в 1913 — доктор философии Гарвардского ун-та (по математич. логике). С 1919—преподаватель (с 1932— проф.) Массачусетского технологич. ин-та.

Ранние работы В. относятся гл. обр. к основаниям математики. В конце 20-х гг. занимался теоретич. физикой (квантовая теория и теория относительности). Наибольшую известность В. как математику принес­ли его исследования по анализу и по теории вероятностей (стационарные случайные процессы). В области анализа В. в 30-х гг. создал общую теорию тауберовых теорем, связав ее с теорией преоб­разований Фурье, и развил (совм. с англ. ученым Р. Пэли) гармонич. анализ на комплексной плоскости. В области теории вероятностей В. изучал важный класс случайных процессов, названных впоследствии его именем, и построил (в 40-х гг.) теорию интерполя­ции и экстраполяции (независимо от сов. ученого

A. Н. Колмогорова), а также теорию фильтрации ста­
ционарных случайных процессов.Для математич. твор­
чества В. характерно внимание к запросам естествозна­
ния и техники (изучение броуновского движения и др.).

Во время 2-й мировой войны 1939—45 В. занимался электрич. сетями и вычислит, техникой. В 1945—47 сотрудничал с мекс. ученым А. Розенблютом в Нац. кардиологич. ин-те в Мехико (Мексика). Изучение глубоких аналогий между процессами, протекающими в электрич. и электронных системах и в живых орга­низмах и в обществе, привело В. к созданию киберне­тики. Выпущенная им в 1948 в Париже книга «Кибер­нетика...» («Cybernetics...», рус. пер. 1958) оказала влияние на развитие мировой науки. Филос. воззрение

B. противоречиво. Сам он причисляет себя к экзи­
стенциализму.
Взгляды В. на общество («Кибер­
нетика и общество», 1954, рус. пер. 1958 с вступ. ст.
Э. Кольмана) связаны с ложной концепцией энтро­
пии
и проникнуты пессимизмом. В. принадлежит
ряд высказываний в печати против создания оружия
массового уничтожения.

ВИНКЕЛЬМАН (Winckel-mann), Иоганн Иоахим(9 дек. 1717—8 июня 1768)—немец­кий просветитель, предста­витель классич. нем. эстети­ки. По образованию богослов; учился в Берлине (1735—36) и Галле (1738—40). Про­ректор гимназии в Зехаузене (Пруссия, с 1743). В 1748— 1754—библиотекарь у графа Бюнау (близ Дрездена), по­знакомился с соч. англ. н фр анц. просветителей(Шефтс-берп, Монтескье, Вольтер и др.). Приняв католичество, в 1755 переехал в Рим. С 1763 — главный антикварий Ватикана и «прези­дент древностей». Первое значительное сочинение В.— «Мысли по поводу подражания греческим про-


-ВИРТ - ВИТАЛИЗМ 261


изведениям в живописи и скульптуре» (1755); подлин­ное влияние его идей начинается с выходом «Истории искусства древности» («Geschichte tier Kunst des Alter -tums», 1764; на франц. яз. —1766; итал.—1779; англ.— 1850; рус. — 18з0). Книга В.—первый образец науч. истории иск-ва, где рассматриваются не отд. мастера, а иск-во в целом, его возникновение, расцвет и упа­док. Идеал J3.— греч. скульптура эпохи Фидия, ее пластич. совершенство, уравновешенность и гармо­ния, ее «благородная простота и спокойное величие» (Избр. произв. и письма, М.—Л., 1935, с. 107). Греч, иск-во идеально и возвышенно, оно предполагает обла­гораживание действительности, изгнание обыденного, смягчение или преодоление личных тревог, страстей и страданий. Причинами расцвета греч. иск-ва В. считал климат, гос. устройство и особенно политич. свободу. Благодаря ей греки смогли стать совершенными людь­ми; художники в Греции не зависели от частных лиц и от произвола правителей; их творчество «соответ­ствовало величавому образу мыслей всего народа в целом» (там же, с. 267). В соответствии с этой идеей В. характеризует историю развития греч. иск-ва. «Высокий стиль», стиль Мирона и Фидия, связан с расцветом демократич. Афин в эпоху Перикла. До этого времени иск-ву недоставало завершенности («древнейший стиль»), впоследствии же грация и утонченность возобладали над силой и героикой («изящный стиль», после к-рого начинается упадок). Огромное влияние эстетики В. способствовало осво­бождению иск-ва от аристократич. манерности и догматич. канонов классицизма 17 в., где родиной иск-ва провозглашался императорский Рим, а жи­вая античность подменялась собранием абстрактных правил.

Идеи В. создали эпоху в изучении античности и ока­зали воздействие как на эстетич. теорию (Гёте, Шил­лер, Гердер, Ф. Шлегель и др.), так и на художеств. практику конца 18— нач. 19 вв. (Гёте, Гёльдерлин, классицизм в иск-ве франц. бурж. революции). В. впервые указал на общезначимость и непре­ходящую ценность греч. иск-ва и поэзии; в их клас-сич. законченности и глубоко человечном содержании он увидел плод социальной гармонии, акт творчества свободного народа. Но внутр. драматизм и противо­речия греч. истории и иск-ва не были им поняты. Метафизически идеализируя античность, В. считал др.-греч. иск-во образцом для всех времен и народов; созерцат. характер его учения сказался в трактовке антич. идеала как образа человека, отрешенного от житейских страстей и тревог. Эти стороны взглядов В. стали впоследствии основой для академизма, враждебного реалистич. иск-ву 19 в.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 —12, Donaueschingen, 1825—29; Briefe, Bd 1—4, В., 1952—57. В рус. пер.: Избр. произв. и письма,М.—Л., 1935; История искусства древности, Л., 1933.

Лит.: Мазурин К. М., Винкельман, его жизнь и сочинения, т. 1, М., 1894; Лифшиц М., Иоганн Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в его кн.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Justi К., Winckelmann. Sein Leben, seine Werke imd seine Zeitgenossen, Bd 1—3, 5 AufL, Koln, [1956]; W a e t z о 1 d t W., Johann Joachim Winckelmann, [3Aufl.], Lpz., [1946]; G e r s t e fi­ber g K., Johann Joachim Winckelmann und Anton Raphael Mengs, Halle, 1929; Schadewaldt W., Winckelmann und Homer, Lpz., 1941; Koch H., Winckelmann und Goethe in Bom, Tubingen, 1950; его же, Johann Joachim Winckel­mann. Sprache und Kunstwerk, В., 1957.

Г. Фридлендер. Ленинград,

ВИРТ (Wirth), Луис (р. 1897)— амер. бурж. социо­лог. Сторонник эмпирико-позитивистского направ­ления. С 1940— проф. социологии Чикагского ун-та. В 1947— президент Амер. социологич. об-ва. В. занимается гл. обр. изучением небольших обществ, коллективов («communities»), особенно в городе, т. е. вопросами т. н. городской социологии. В своих ра­ботах он с идеалистич. позиций рассматривает


также вопросы расовых отношений, социологии иск-ва, лит-ры и науки. Социологию В. склонен считать прикладной наукой.

С о ч.: Tne Ghetto, Chi., [1956]; Community life and social policy, [Chi., 1956]; (ed.) Contemporary social problems, 2 ed., Chi., 1940.

ВИССАРИОН (Вг,азар1о>-у) Никейский (р. меж­ду 1389 и 1395 —ум. 1472) — церк.-политич.деятель Византии, писатель и философ. Ученик Ллифона, В. в спорах между приверженцами аристотелизма и платонизма стремился примирить оба направления. К концу полемики склонился на сторону платонизма, в распространении к-рого среди итал. гуманистов сыграл большую роль. Поселившись в Италии, В. был возведен в сан кардинала; в 1463 был назначен титулярным латинским патриархом Константинополя. Группировал вокруг себя бежавших из Византии греч. ученых. В. собрал греч. рукописи и редкие книги, явившиеся впоследствии основой знаменитой вене­цианской б-ки св. Марка. В.— автор большого числа богословских сочинений. Главнейшее филос. соч.— трактат «Против клеветников Платона» («In calumnia-torem Platonis», iibri 1 —4, 1469), в к-ром, защи­щая своего учителя Плифона против нападок Георгия Трапезундского, В. широко освещал значение Пла­тона в истории философии.

Соч.: Opera omnia, recogn. J. P. Migne, P., 1866 (Patro-logiae cursus compl., ser. graeca, t. 161).

Лит.: Садов А.. Виссарион Никейский, СПБ, 1883;
Удальцова 3. В., Борьба партий в Византии XV в.
и деятельность Виссариона Никейского, «Византийский вре­
менник», 1949, т. 2; е е же, Борьба византийских партий
на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского
в заключении унии, там же, 1950, т. 3; Vast H., Le car­
dinal Bessarion (1403 — 1472), P., 1878; M о h 1 e г L., Kardinal
Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd 1—3,
Paderborn, 1923—42. Б. Горянов. Москва.

ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis — жизненный)— идеа­листич. направление в биологии, объясняющее спе­цифику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных, непознаваемых сил. В трактовке сущности живого В. исходит из ложных, метафизич. представлений об абсолютности различия явлений оргаиич. и неорганич. природы. Зачатки В. относятся к античности. Идеалистич. представления Платона о бессмертной душе —«психее», оживляю­щей растительный и животный мир, идеи Аристотеля о существовании особой нематериальной силы, «энтеле­хии», управляющей явлениями живой природы, сви­детельствуют о наличии элементов В. в этих учениях. Более ярко В. проявился во взглядах неоплатоника Плотина, к-рый утверждал наличие в живой при­роде особого «животворящего духа» (vivere tacit). Имеется предположение, что им впервые было вы­двинуто понятие «жизненной силы», вошедшее в после­дующие виталистич. теории (см. А. И. Опарин, Возникновение жизни на земле, 1957, с. 15).

Низкий уровень науч. знаний, сложность жизнен­ных процессов, явлений регенерации, целесообраз­ности и целостности организмов приводили нек-рых естествоиспытателей к ненауч. толкованию этих вопро­сов, к идеализму и мистике.

Только с успешным развитием естествознания руши­лись устои В. в одной области науки за другой. В 17 в. англ. врач У. Гарвей, творец теории кровообращения, опроверг распространенные в медицине виталистич. взгляды римского врача К. Галена (2 в.) о том, что причиной движения крови в организмах является особая «пульсирующая сила» (vis puJsica). Однако Гарвей с виталистич. позиций объясняет процесс за­родышевого развития организмов, совершающийся якобы лишь под воздействием особого жизнен­ного принципа (см. «Исследование происхождения живых организмов» — W. Harvey, Exercitationes de generatione animalium, 1651). Нем. врач Пара-цельс (16 век) выдвигает идею о существовании в


262 ВИТАЛИЗМ


организмах особой целесообразно действующей за­кономерности — «духа жизни», или «архея». Эта ви-талистич. идея в дальнейшем была развита флам. ученым Ван-Гельмонтом (см. «Рождение медицины» — J. В. van Helmont, Ortus medicinae, 1648).

Тщетность попыток объяснить законы живой при­роды чисто механистич. путем способствовала рас­пространению виталистич. теорий. Нем. врач и хи­мик Г. Шталь в противовес механистич. объяснению явлений жизни выдвинул идею о «душе» как управля­ющей всем живым (см. «Истинная теория медицины» — G. Stal, Theoria medica vera..., 1708). Последователь Шталя, нем. анатом И. Блуменбах, признавал наря­ду с естеств. законами природы, по к-рьш развивается живой организм, существование «формообразующей силы» (nisus formativus), «врожденной органическим телам и непрестанно действующей пока они живы» (см. «Об образовательном стремлении» — J. F. Blu-menbach, Ober den Bildungstrieb vind das Zeugungsge-schaft, 1781).

Открытие и обоснование закона сохранения вещест­ва и движения М. В. Ломоносовым и А. Лавуазье положило начало новому этапу в развитии науки о жизни — изучению химич. состава живой материи. Открытие нем. химика Ф. Велера, впервые синтезиро­вавшего (1824) из неорганич. веществ органич. веще­ство — мочевину, нанесло удар виталистич. представ­лениям о принципиальном различии между органич. и неорганич. природой. Теория химич. строения ве­щества А. Н. Бутлерова и др. дала возможность ис­следовать органич. соединения, синтезировать в ла­боратории и пром-сти большое число сложных орга­нич. веществ. Вскрыв и материалистически объяснив причины целесообразного строения организмов, Дар­вин опроверг виталистич. представления о наличии в организмах изначально им присущих целесообразно действующих сил и тем самым нанес «смертельный удар телеологии» в естественных науках. К сер. 19 в. В. был вытеснен материалистич. объяснением жиз­ненных явлений, но в конце 19 и нач. 20 вв. с наступ­лением эпохи империализма и усилением реакции во всех областях науки в биологии вновь появилось идеалистич. течение т. н. неовитализма. К. А. Ти­мирязев о нем писал, что это есть не что иное как «вненаучная реакция против научного духа времени, возврат к теолого-метафизическому складу мышле­ния» (Соч., т. 5, 1938, с. 452). Напр., используя ряд экспериментальных данных в области исследования зародышевого развития организмов, явлений регене­рации и др., реакц. нем. биолог Г. Дриш ложно истол­ковал их и создал учение об особых, непознаваемых «факторах», обусловливающих целостность организма, целесообразность его строения и функций. Таким «фактором» у Дриша является «энтелехия», или «пси-хоида». Она — нематериальна, непротяженна, «мо­жет быть только мыслима», но тем не менее способна регулировать жизненные процессы в организме. Ана­логично этому нем. естествоиспытатель И. Рейнке выдвинул идею об особых импульсах («доминомах»), будто бы стоящих над силами природы и управляю­щих ими. «Я понимаю под ними... проявляющееся в организмах принуждение, которое управляет находя­щимися в его распоряжении энергиями» (Рейнке П., Сущность жизни, СПБ, 1903, с. 119). В конце 19 — нач. 20 вв. неовитализм возродился в связи с разработкой проблемы происхождения жизни. При­ветствуя возрождение «старушки жизненной силы» в вопросе о происхождении жизни, русский ботаник И. П. Бородин писал: «наш... догорающий XIX век осекся... на вопросе о происхождении жизни» («Прото­плазма и витализм», СПБ, 1895, с. 30). Воспользо­вавшись крахом механистич. теории самозарождения, неовитализм пытался доказать нематериальный харак-


тер жизни, невозможность познаштя ее сущности (нем. ученые Г. Дриш, Я. Пкскюль, Э. Липман, Л. Берталанфи и др.). Липман писал, что ограничен­ные познавательные способности не дают нам возмож­ности проникнуть в проблему жизни, что мы не можем познать ее сущность, которая является метафизической (см. «Urzengung und Lebenskrafl», В., 1933, S. 120—21). Виталистич. идеи о целесообразно действующих в орга­нич. мире непознаваемых «жизненных факторах» до сих пор имеют хождение среди зарубежных ученых-идеалистов. Так, Берталанфи в работе «От молекулы к органическому миру» (L. von Bertalanffy, YomMole-ku) zur Organismenwelt, 1949) развивает идею т. и. эквифипалитета — непознаваемого, нематериально­го «жизненного фактора», определяющего разви­тие организмов. Нем. естествоиспытатель А. Венцль продолжает учение Г. Дриша об «энтелехии». Такие течения в совр. бурж. науке, как «биологика», «орга-ницизм», «холизм» и др., развивают идеи неовита­лизма и, становясь все более реакционными, скаты­ваются к оккультизму и фидеизму. Книга реакц. амер. ботаника Э. Синнотта «Материя, дух и человек» (Е. Sinnott, Matter, mind and man, 1957) является примером «достижений» совр. В. Живая природа, по Синнотту, в отличие от неживой, организуется и управляется особым творческим началом, к-рое является одним из атрибутов бога.

В России виталистич. теории не получили большого распространения; отд. попытки насаждения в науке виталистич. идей (А. Данилевский, И. П. Бородин, теория «номогенеза» Л. С. Берга, «практический» витализм А. Гурвича) подвергались резкой критике. Трудами крупнейших рус. естествоиспытателей-ма­териалистов К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, II. И. Мечникова, II. П. Павлова, И. В. Мичурина, А. Н. Ба­ха, В. Л. Комарова и др. В. был нанесен сильный удар. Исследованиями процессов фотосинтеза у растений К. А. Тимирязев опроверг утверждение В. о том, что жизненные процессы в организме не подчиняются за­кону сохранения и превращения энергии. Учение И. П. Павлова о ведущей роли центр, нервной системы в регуляции жизненных функций организма дает ма­териалистич. решение проблемы организма как целого, разбивает реакц. вымыслы виталистов о невозможности материалистич. объяснения психич. явлений (Г. Бунге, В. Келлер, Ч. Шеррингтон), а также идеи «психови­тализма» о наличии в каждой клетке особой «клеточ­ной души» (А. Паули, Р. Франсе и др.). А. Н. Бах трудами по биохимии растений разоблачил витали­стич. идеи о творческой энергии «жизненной силы», преодолевающей якобы пассивность и инертность отд. химич. компонентов и формирующей их в живой организм.

Науч. критика В. с позиций диалектич. материа­лизма дана в трудах Энгельса и Ленина. Энгельс показал, что для объяснения качеств, своеобразия явлений жизни нет никакой необходимости прибе­гать к помощи мистич. сил. Жизнь, указывал он, есть способ существования белковых тел, существен­ным моментом к-рого является непрерывный обмен веществ как процесс самосовершающийся, направлен­ный на самообновление живой системы. Живое воз­никло из неживого на онредел. ступени развития при­роды; разрыва между органич. и неорганич. природой не существует. Совр. материалистич. естествознание полностью подтверждает эти положения диалектич. материализма. Достижения материалистич. биологии, химии, физики и др. наук ярко свидетельствуют о несостоятельности виталистич. идей.

П-игп.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Людвиг Фейер­бах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Лени н В. II., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; его ж е, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, с. 60,


ВИТВИЦКИЙ - ВИТЕЛО 263


63—66, 70, 237—39, 309—16; Герцен А. И., Письма об изучении природы, Избр. философские произв., т. 1, [М.], 1948; Тимирязев К. Л., Исторический метод в биологии, Соч., т. 6, [М.], 1939; его же, Витализм и наука, Соч., т. 5, [М.], 1938; его же, Витализм, там же; Павловские среды, т. 1—3, М.— Л., 1949; Мичурин И. В., Избр. соч., М., 1948; Геккель Э., Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Комаров В. Л., Избр. соч., т. 1, М.—Л., 1945, с. 14, 542—51, 640; Опарин А. И., Возникновение жизни на Земле, 3 изд., М., 1957, с. 43—48, 53—54, 59.

Бородин И. П., Протоплазма и витализм, СПБ, 1894; Данилевский А. Я., Живое вещество, «Вестник Европы», 1896, т. 3; Берг Л. С., Номогенез, или эволюция на основе закономерностей, П., 1922; Дриш Г., Витализм, его история и система, М., 1915; его же, Само­стоятельность биологии как науки, в кн.; Новые идеи в биологии, сб. 1, СПБ, 1913; Р е й н к е И., Сущность жизни, пер. с нем., [б. м. и г. ]; Вольф Г., Механизм и витализм, в кн.: Р е й н к е И., Сущность жизни, пер. с нем., [б. м. и г.]; Б у н г е Г., Идеализм и механизм, там же; Франса Р., Чувствуют ли растения, пер. с нем., СПБ, 1910; его же, Философия естествознания (Современное положение дарви­низма), СПБ, 1908; III е р р и н г т о н Ч., Ассоциация спин­номозговых рефлексов и принцип общего поля, в сб. статей: Успехи биологии, вып. 1, Одесса, 1912; Lippmann К., Urzeugung und Lebenskraft, В., 1933; Wcml Aloys, Wissenschaft und Weltanschauung, Harab., 1949.

Л. Шипкова. Москва.

ВИТВИЦКИЙ (Witwicki), Владислав (30 апр. 1878— 21 дек. 1948) — польский психолог, философ и худо­жеств.критик. Был учеником К.Твардовского. Защитив докторскую диссертацию во Львове (1900), учился в Вене у Вундта и в Лейпциге. Проф. психологии Варшавского ун-та (1919—48). Автор работ по психо­логии, этике, истории и теории иск-ва. Переводчик и комментатор Софокла, Платона, Аристотеля, Лукиана. Переводил также работы Джемса, Мак-Фолл, Эллен Кей, Маринетти и др.

Обосновывая идеалистич. взгляды, В. создал т. н. теорию кратизма (во многом сходную со взглядами психиатра А. Адлера), в к-рой в качестве основы фор­мирования различных человеч. чувств (чести, дружбы, ненависти, уважения) выдвинул инстинктивное стрем­ление к силе. Неожиданное или очевидное открытие бессилия кого-либо, не вызывающее ни возмущения, пи сочувствия, составляет, по В., суть комического. Экспериментальные исследования В. показали, что религ. верования образованных людей, противореча­щие их трезвому чувству действительности, прини­мают у них характер фикций, догадок или предпо­ложений «как будто бы».

Соч.: Analiza psychologiczna objawow woli, Lw., 1904; Z psychology i stosunkdw osobistych, «Przegla.d filozoficzny», Warsz., 1907, rok 10, z. 4; О widzeniu przedmiotuw, Warsz., 1954; Pogadanki obyczajowe, Warsz., 1957.

Лит.: Markinowna E., Psychologja dqzenia do mocy, «Kwartalnik psychologiczny»,Warsz., 1935, rok 7, s. 329— 340; D a. m bska I., Wladyslaw Witwicki, «Przeglqd filo­zoficzny», Warsz.— Kr., 1949,z. 1—2. 7'. Витвицкий. Польша.

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein), Людвиг (26 апр. 1889—29 апр. 1951)— австр. философ и логик. Род. в Вене, с 1929 жил в Англии, проф. Кембриджского ун-та (1939-47).

В первый период своей филос. эволюции (до 1934) В., исходя из логич. рассмотрения языка, начатого в работах Фреге и Рассела, подходит к любой филос. проблеме с позиций ее анализа средствами математич. логики, что в дальнейшем стало важнейшим прин­ципом логического позитивизма. В осн. произведении этого периода — «Логико-философском трактате» («Tractatus logico-philosophicus», 1921, рус. пер. 1958) — В. исследует условия построения такого искусств, языка, к-рый был бы логически совершен­ным языком, т. е. был бы свободен от недостатков обычного (естественного) языка, выражающихся в его многозначности и отсутствии логич. точности. При этом он исходит из расселовской теории логического атомизма и из своей теории языка как образа (проек­ции) т. н. атомарных фактов, согласно к-рой каждое предложение языка есть знаковое выражение факта и порядок слов в нем изображает порядок объектов а факте. В основу филос. интерпретации своего учения


о природе языка В. кладет плоско-эмпирич. и агностич. мысль о том, что язык может выражать лишь факты естеств. наук. Все неэмпирич. знание он относит к области «мистического», под к-рым понимается все то, что невысказываемо в его системе искусств, языка, и о чем поэтому нельзя говорить. В связи с этим философию В. сводит к деятельности по разъяснению смысла предложений, помогающей избегать постанов­ки бессмысленных вопросов. Поскольку же при этом проблема объективной реальности материального мира попадает в число т. н. псевдопроблем, такая трактовка предмета философии приводит его к признанию «истин­ности» солипсизма. Для филос. концепции В. этого периода также характерна мысль о том, что все пред­ложения логики и математики являются тавтологиями или противоречиями, т. е. что они ничего не выска­зывают о действительности, а лишь характеризуют формальную знаковую систему и заведомо истинны (или ложны) на основе только своего вида (формы). Нек-рые положения учения В. (табличный метод в исчислении высказываний, идея о разработке логич. синтаксиса идеального искусств, языка, понятие «по­ложение вещей» и т. д.) оказали значит, влияние на развитие совр. логики.

В дальнейшем под влиянием англ. математика и логика Ф. Рамзая и итал. экономиста П. Сраффа В. отказался от мн. своих первонач. убеждений (от тео­рии языка как образа, от теории логического атомиз­ма и т. д.) и с 1937 перешел к рассмотрению языка как орудия общения между людьми. В гл. работе этого периода «Философские исследования» («Philo-sophische Untersuchungen», вышла посмертно, в 1953) В., исходя из предпосылки огромной сложности и запутанности человеч. языка, неизбежно приводящих к бессмысленным проблемам и недоразумениям (из чего, как он считает, состоит вся философия), пытается найти причины этого явления и разработать принцип такого его употребления, к-рый исключал бы постановку бессмысл, вопросов. Здесь В. скло­няется к признанию конвенционного характера языка, согласно к-рому значение слова определяется общи­ми указаниями для его использования. В этот период логич. аспект исследования языка теряется, труды приобретают описат. характер и не выходят за рамки эмпирич. лингвистики. Филос. воззрения В. остаются субъективно-идеалистическими и по существу при­ближаются к «языковому скептицизму» Маутнера.

В. оказал большое влияние на становление филос. принципов Венского крумска (метод логич. рассмотре­ния филос. проблем, учение о верификации, учение о тавтологич. характере предложений логики и ма­тематики), а во второй период — на школу Мура (т. н. английских аналитиков).

Соч.: Bemerkungen tiber die Grundlagen der Mathema-tik, Oxf., 1956.

Лит.: Корнфорт М., Наука против идеализма, М.. 1957, с. 172—202; R a m s e у F. P., Foundations of ma­thematics..., N. Y., 1950; Moore G., Wittgenstein's lectures in 1930 — 1933. «Mind», 1955, v. 63, № 249, 251, 1956, v. 64. Ki 255; Pole D., The later philosophy of Wittgenstein, |L.J, 1958; M a 1 с о 1 n N., L. Wittgenstein: a memoir, L., 1958; Russell В., Philosophical analysis, «Z. piiilos. Forschung», 1958, Bd 12, H. 1. If. Добронравов. Москва.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...