Ведическая религия-reды 235 8 глава
260 ВИЛЬЕМ ИЗ МЁРБЕКЕ — ВИНКЕЛЬМАН
Лит.: Grabmann M., Forschungen uber die lateini-
ВЙНДЕЛЬВАНД (Windelband), Вильгельм (И мая 1848— 22 окт. 1915)— нем. бурж. философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства, ученик Л отце. Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдель-бсрге (1903).В. известен своими трудами по истории философии («История древней философии» — «Geschichte der alten Philosophie», 1888, рус. пер. 1893; «История новой философии»—«Geschichte der neueren Philosophie», Bd 1—2, 1878—80, рус. пер., т. 1—2, 1902—05), в которых филос. системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Как и неокантианцы марбург-ской школы, В. устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь тем самым преодолеть дуализм его философии справа. Философию В. определяет как всеобщую науку о ценностях. Исходя из кантовского различения теоретич. и практич. разума и примата последнего, он противопоставляет философию как нормативное учение,основанное на оценочных суждениях, на познании должного, опытным наукам, основанным на теоретич. суждениях и эмпирич. данных о «сущем». Ценности понимаются В. как апр,иорные, трансцендентальные, общезначимые. В. различает логич., этич., эстетич. и религ. ценности, трактуемые им как восходящие ступени. Признавая конечной целью историч. прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», В. стремится свести социальные проблемы к этическим. Выше этич. ценностей В. ставит эстетические, как свободные от воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) он объявляет «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, В. считал, что в противоположность естеств. паукам, имеющим дело с общим, повторяемым, закономерным в явлениях, историч. науки изучают единичные явления в их неповторимости и исключительности: «Одни из них— суть науки о законах, другие — науки о событиях» («Прелюдии», 1904, с. 319—20). Закономерность как руководящий принцип В. исключает из историч. познания и заменяет его т. н. отнесением к «ценностям». Это учение В., направленное против позна-
ния объективных законов историч. процесса, представляет собой одну из форм бурж. реакции на марксизм; оно оказало огромное влияние на последующее развитие бурж. философии и в особенности социологии и историографии. Соч.: Gescnichte und Naturwissenschaft, 1894, 3 Aufl., Stras., 1904; fjber Willensfreiheit, 4 Aufl., Tubingen, 1923; Geschichtsphilosophie. Fragment aus dem Nachlass, В., 1916; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 15 Aufl., Tubingen, 1957; Соч. в рус. пер.— О свободе воли, М., 1905; Платон, 4 изд., СПБ, 1909; Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия, М., 1910.
Лит.: Аксель род Л., Философские очерки, 3 изд., М.—П., 1923; Яковенко Б., Вильгельм Виндельбанд, «Вопр. филос. и психол.», 1916, кн. 132—33. Б. Быховский. Москва. ВЙНЕР (Wiener), Норберт (р. 26 нояб. 1894)—амер. ученый, один из основателей кибернетики. В 1909, в 14-летнем возрасте, получил высшее математич. образование, в 1913 — доктор философии Гарвардского ун-та (по математич. логике). С 1919—преподаватель (с 1932— проф.) Массачусетского технологич. ин-та. Ранние работы В. относятся гл. обр. к основаниям математики. В конце 20-х гг. занимался теоретич. физикой (квантовая теория и теория относительности). Наибольшую известность В. как математику принесли его исследования по анализу и по теории вероятностей (стационарные случайные процессы). В области анализа В. в 30-х гг. создал общую теорию тауберовых теорем, связав ее с теорией преобразований Фурье, и развил (совм. с англ. ученым Р. Пэли) гармонич. анализ на комплексной плоскости. В области теории вероятностей В. изучал важный класс случайных процессов, названных впоследствии его именем, и построил (в 40-х гг.) теорию интерполяции и экстраполяции (независимо от сов. ученого A. Н. Колмогорова), а также теорию фильтрации ста Во время 2-й мировой войны 1939—45 В. занимался электрич. сетями и вычислит, техникой. В 1945—47 сотрудничал с мекс. ученым А. Розенблютом в Нац. кардиологич. ин-те в Мехико (Мексика). Изучение глубоких аналогий между процессами, протекающими в электрич. и электронных системах и в живых организмах и в обществе, привело В. к созданию кибернетики. Выпущенная им в 1948 в Париже книга «Кибернетика...» («Cybernetics...», рус. пер. 1958) оказала влияние на развитие мировой науки. Филос. воззрение B. противоречиво. Сам он причисляет себя к экзи
ВИНКЕЛЬМАН (Winckel-mann), Иоганн Иоахим(9 дек. 1717—8 июня 1768)—немецкий просветитель, представитель классич. нем. эстетики. По образованию богослов; учился в Берлине (1735—36) и Галле (1738—40). Проректор гимназии в Зехаузене (Пруссия, с 1743). В 1748— 1754—библиотекарь у графа Бюнау (близ Дрездена), познакомился с соч. англ. н фр анц. просветителей(Шефтс-берп, Монтескье, Вольтер и др.). Приняв католичество, в 1755 переехал в Рим. С 1763 — главный антикварий Ватикана и «президент древностей». Первое значительное сочинение В.— «Мысли по поводу подражания греческим про- -ВИРТ - ВИТАЛИЗМ 261 изведениям в живописи и скульптуре» (1755); подлинное влияние его идей начинается с выходом «Истории искусства древности» («Geschichte tier Kunst des Alter -tums», 1764; на франц. яз. —1766; итал.—1779; англ.— 1850; рус. — 18з0). Книга В.—первый образец науч. истории иск-ва, где рассматриваются не отд. мастера, а иск-во в целом, его возникновение, расцвет и упадок. Идеал J3.— греч. скульптура эпохи Фидия, ее пластич. совершенство, уравновешенность и гармония, ее «благородная простота и спокойное величие» (Избр. произв. и письма, М.—Л., 1935, с. 107). Греч, иск-во идеально и возвышенно, оно предполагает облагораживание действительности, изгнание обыденного, смягчение или преодоление личных тревог, страстей и страданий. Причинами расцвета греч. иск-ва В. считал климат, гос. устройство и особенно политич. свободу. Благодаря ей греки смогли стать совершенными людьми; художники в Греции не зависели от частных лиц и от произвола правителей; их творчество «соответствовало величавому образу мыслей всего народа в целом» (там же, с. 267). В соответствии с этой идеей В. характеризует историю развития греч. иск-ва. «Высокий стиль», стиль Мирона и Фидия, связан с расцветом демократич. Афин в эпоху Перикла. До этого времени иск-ву недоставало завершенности («древнейший стиль»), впоследствии же грация и утонченность возобладали над силой и героикой («изящный стиль», после к-рого начинается упадок). Огромное влияние эстетики В. способствовало освобождению иск-ва от аристократич. манерности и догматич. канонов классицизма 17 в., где родиной иск-ва провозглашался императорский Рим, а живая античность подменялась собранием абстрактных правил.
Идеи В. создали эпоху в изучении античности и оказали воздействие как на эстетич. теорию (Гёте, Шиллер, Гердер, Ф. Шлегель и др.), так и на художеств. практику конца 18— нач. 19 вв. (Гёте, Гёльдерлин, классицизм в иск-ве франц. бурж. революции). В. впервые указал на общезначимость и непреходящую ценность греч. иск-ва и поэзии; в их клас-сич. законченности и глубоко человечном содержании он увидел плод социальной гармонии, акт творчества свободного народа. Но внутр. драматизм и противоречия греч. истории и иск-ва не были им поняты. Метафизически идеализируя античность, В. считал др.-греч. иск-во образцом для всех времен и народов; созерцат. характер его учения сказался в трактовке антич. идеала как образа человека, отрешенного от житейских страстей и тревог. Эти стороны взглядов В. стали впоследствии основой для академизма, враждебного реалистич. иск-ву 19 в. Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 —12, Donaueschingen, 1825—29; Briefe, Bd 1—4, В., 1952—57. В рус. пер.: Избр. произв. и письма,М.—Л., 1935; История искусства древности, Л., 1933. Лит.: Мазурин К. М., Винкельман, его жизнь и сочинения, т. 1, М., 1894; Лифшиц М., Иоганн Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в его кн.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Justi К., Winckelmann. Sein Leben, seine Werke imd seine Zeitgenossen, Bd 1—3, 5 AufL, Koln, [1956]; W a e t z о 1 d t W., Johann Joachim Winckelmann, [3Aufl.], Lpz., [1946]; G e r s t e fiber g K., Johann Joachim Winckelmann und Anton Raphael Mengs, Halle, 1929; Schadewaldt W., Winckelmann und Homer, Lpz., 1941; Koch H., Winckelmann und Goethe in Bom, Tubingen, 1950; его же, Johann Joachim Winckelmann. Sprache und Kunstwerk, В., 1957. Г. Фридлендер. Ленинград, ВИРТ (Wirth), Луис (р. 1897)— амер. бурж. социолог. Сторонник эмпирико-позитивистского направления. С 1940— проф. социологии Чикагского ун-та. В 1947— президент Амер. социологич. об-ва. В. занимается гл. обр. изучением небольших обществ, коллективов («communities»), особенно в городе, т. е. вопросами т. н. городской социологии. В своих работах он с идеалистич. позиций рассматривает также вопросы расовых отношений, социологии иск-ва, лит-ры и науки. Социологию В. склонен считать прикладной наукой. С о ч.: Tne Ghetto, Chi., [1956]; Community life and social policy, [Chi., 1956]; (ed.) Contemporary social problems, 2 ed., Chi., 1940. ВИССАРИОН (Вг,азар1о>-у) Никейский (р. между 1389 и 1395 —ум. 1472) — церк.-политич.деятель Византии, писатель и философ. Ученик Ллифона, В. в спорах между приверженцами аристотелизма и платонизма стремился примирить оба направления. К концу полемики склонился на сторону платонизма, в распространении к-рого среди итал. гуманистов сыграл большую роль. Поселившись в Италии, В. был возведен в сан кардинала; в 1463 был назначен титулярным латинским патриархом Константинополя. Группировал вокруг себя бежавших из Византии греч. ученых. В. собрал греч. рукописи и редкие книги, явившиеся впоследствии основой знаменитой венецианской б-ки св. Марка. В.— автор большого числа богословских сочинений. Главнейшее филос. соч.— трактат «Против клеветников Платона» («In calumnia-torem Platonis», iibri 1 —4, 1469), в к-ром, защищая своего учителя Плифона против нападок Георгия Трапезундского, В. широко освещал значение Платона в истории философии.
Соч.: Opera omnia, recogn. J. P. Migne, P., 1866 (Patro-logiae cursus compl., ser. graeca, t. 161). Лит.: Садов А.. Виссарион Никейский, СПБ, 1883; ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis — жизненный)— идеалистич. направление в биологии, объясняющее специфику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных, непознаваемых сил. В трактовке сущности живого В. исходит из ложных, метафизич. представлений об абсолютности различия явлений оргаиич. и неорганич. природы. Зачатки В. относятся к античности. Идеалистич. представления Платона о бессмертной душе —«психее», оживляющей растительный и животный мир, идеи Аристотеля о существовании особой нематериальной силы, «энтелехии», управляющей явлениями живой природы, свидетельствуют о наличии элементов В. в этих учениях. Более ярко В. проявился во взглядах неоплатоника Плотина, к-рый утверждал наличие в живой природе особого «животворящего духа» (vivere tacit). Имеется предположение, что им впервые было выдвинуто понятие «жизненной силы», вошедшее в последующие виталистич. теории (см. А. И. Опарин, Возникновение жизни на земле, 1957, с. 15). Низкий уровень науч. знаний, сложность жизненных процессов, явлений регенерации, целесообразности и целостности организмов приводили нек-рых естествоиспытателей к ненауч. толкованию этих вопросов, к идеализму и мистике. Только с успешным развитием естествознания рушились устои В. в одной области науки за другой. В 17 в. англ. врач У. Гарвей, творец теории кровообращения, опроверг распространенные в медицине виталистич. взгляды римского врача К. Галена (2 в.) о том, что причиной движения крови в организмах является особая «пульсирующая сила» (vis puJsica). Однако Гарвей с виталистич. позиций объясняет процесс зародышевого развития организмов, совершающийся якобы лишь под воздействием особого жизненного принципа (см. «Исследование происхождения живых организмов» — W. Harvey, Exercitationes de generatione animalium, 1651). Нем. врач Пара-цельс (16 век) выдвигает идею о существовании в 262 ВИТАЛИЗМ
Тщетность попыток объяснить законы живой природы чисто механистич. путем способствовала распространению виталистич. теорий. Нем. врач и химик Г. Шталь в противовес механистич. объяснению явлений жизни выдвинул идею о «душе» как управляющей всем живым (см. «Истинная теория медицины» — G. Stal, Theoria medica vera..., 1708). Последователь Шталя, нем. анатом И. Блуменбах, признавал наряду с естеств. законами природы, по к-рьш развивается живой организм, существование «формообразующей силы» (nisus formativus), «врожденной органическим телам и непрестанно действующей пока они живы» (см. «Об образовательном стремлении» — J. F. Blu-menbach, Ober den Bildungstrieb vind das Zeugungsge-schaft, 1781). Открытие и обоснование закона сохранения вещества и движения М. В. Ломоносовым и А. Лавуазье положило начало новому этапу в развитии науки о жизни — изучению химич. состава живой материи. Открытие нем. химика Ф. Велера, впервые синтезировавшего (1824) из неорганич. веществ органич. вещество — мочевину, нанесло удар виталистич. представлениям о принципиальном различии между органич. и неорганич. природой. Теория химич. строения вещества А. Н. Бутлерова и др. дала возможность исследовать органич. соединения, синтезировать в лаборатории и пром-сти большое число сложных органич. веществ. Вскрыв и материалистически объяснив причины целесообразного строения организмов, Дарвин опроверг виталистич. представления о наличии в организмах изначально им присущих целесообразно действующих сил и тем самым нанес «смертельный удар телеологии» в естественных науках. К сер. 19 в. В. был вытеснен материалистич. объяснением жизненных явлений, но в конце 19 и нач. 20 вв. с наступлением эпохи империализма и усилением реакции во всех областях науки в биологии вновь появилось идеалистич. течение т. н. неовитализма. К. А. Тимирязев о нем писал, что это есть не что иное как «вненаучная реакция против научного духа времени, возврат к теолого-метафизическому складу мышления» (Соч., т. 5, 1938, с. 452). Напр., используя ряд экспериментальных данных в области исследования зародышевого развития организмов, явлений регенерации и др., реакц. нем. биолог Г. Дриш ложно истолковал их и создал учение об особых, непознаваемых «факторах», обусловливающих целостность организма, целесообразность его строения и функций. Таким «фактором» у Дриша является «энтелехия», или «пси-хоида». Она — нематериальна, непротяженна, «может быть только мыслима», но тем не менее способна регулировать жизненные процессы в организме. Аналогично этому нем. естествоиспытатель И. Рейнке выдвинул идею об особых импульсах («доминомах»), будто бы стоящих над силами природы и управляющих ими. «Я понимаю под ними... проявляющееся в организмах принуждение, которое управляет находящимися в его распоряжении энергиями» (Рейнке П., Сущность жизни, СПБ, 1903, с. 119). В конце 19 — нач. 20 вв. неовитализм возродился в связи с разработкой проблемы происхождения жизни. Приветствуя возрождение «старушки жизненной силы» в вопросе о происхождении жизни, русский ботаник И. П. Бородин писал: «наш... догорающий XIX век осекся... на вопросе о происхождении жизни» («Протоплазма и витализм», СПБ, 1895, с. 30). Воспользовавшись крахом механистич. теории самозарождения, неовитализм пытался доказать нематериальный харак- тер жизни, невозможность познаштя ее сущности (нем. ученые Г. Дриш, Я. Пкскюль, Э. Липман, Л. Берталанфи и др.). Липман писал, что ограниченные познавательные способности не дают нам возможности проникнуть в проблему жизни, что мы не можем познать ее сущность, которая является метафизической (см. «Urzengung und Lebenskrafl», В., 1933, S. 120—21). Виталистич. идеи о целесообразно действующих в органич. мире непознаваемых «жизненных факторах» до сих пор имеют хождение среди зарубежных ученых-идеалистов. Так, Берталанфи в работе «От молекулы к органическому миру» (L. von Bertalanffy, YomMole-ku) zur Organismenwelt, 1949) развивает идею т. и. эквифипалитета — непознаваемого, нематериального «жизненного фактора», определяющего развитие организмов. Нем. естествоиспытатель А. Венцль продолжает учение Г. Дриша об «энтелехии». Такие течения в совр. бурж. науке, как «биологика», «орга-ницизм», «холизм» и др., развивают идеи неовитализма и, становясь все более реакционными, скатываются к оккультизму и фидеизму. Книга реакц. амер. ботаника Э. Синнотта «Материя, дух и человек» (Е. Sinnott, Matter, mind and man, 1957) является примером «достижений» совр. В. Живая природа, по Синнотту, в отличие от неживой, организуется и управляется особым творческим началом, к-рое является одним из атрибутов бога. В России виталистич. теории не получили большого распространения; отд. попытки насаждения в науке виталистич. идей (А. Данилевский, И. П. Бородин, теория «номогенеза» Л. С. Берга, «практический» витализм А. Гурвича) подвергались резкой критике. Трудами крупнейших рус. естествоиспытателей-материалистов К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, II. И. Мечникова, II. П. Павлова, И. В. Мичурина, А. Н. Баха, В. Л. Комарова и др. В. был нанесен сильный удар. Исследованиями процессов фотосинтеза у растений К. А. Тимирязев опроверг утверждение В. о том, что жизненные процессы в организме не подчиняются закону сохранения и превращения энергии. Учение И. П. Павлова о ведущей роли центр, нервной системы в регуляции жизненных функций организма дает материалистич. решение проблемы организма как целого, разбивает реакц. вымыслы виталистов о невозможности материалистич. объяснения психич. явлений (Г. Бунге, В. Келлер, Ч. Шеррингтон), а также идеи «психовитализма» о наличии в каждой клетке особой «клеточной души» (А. Паули, Р. Франсе и др.). А. Н. Бах трудами по биохимии растений разоблачил виталистич. идеи о творческой энергии «жизненной силы», преодолевающей якобы пассивность и инертность отд. химич. компонентов и формирующей их в живой организм. Науч. критика В. с позиций диалектич. материализма дана в трудах Энгельса и Ленина. Энгельс показал, что для объяснения качеств, своеобразия явлений жизни нет никакой необходимости прибегать к помощи мистич. сил. Жизнь, указывал он, есть способ существования белковых тел, существенным моментом к-рого является непрерывный обмен веществ как процесс самосовершающийся, направленный на самообновление живой системы. Живое возникло из неживого на онредел. ступени развития природы; разрыва между органич. и неорганич. природой не существует. Совр. материалистич. естествознание полностью подтверждает эти положения диалектич. материализма. Достижения материалистич. биологии, химии, физики и др. наук ярко свидетельствуют о несостоятельности виталистич. идей. П-игп.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Лени н В. II., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; его ж е, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, с. 60, ВИТВИЦКИЙ - ВИТЕЛО 263
Бородин И. П., Протоплазма и витализм, СПБ, 1894; Данилевский А. Я., Живое вещество, «Вестник Европы», 1896, т. 3; Берг Л. С., Номогенез, или эволюция на основе закономерностей, П., 1922; Дриш Г., Витализм, его история и система, М., 1915; его же, Самостоятельность биологии как науки, в кн.; Новые идеи в биологии, сб. 1, СПБ, 1913; Р е й н к е И., Сущность жизни, пер. с нем., [б. м. и г. ]; Вольф Г., Механизм и витализм, в кн.: Р е й н к е И., Сущность жизни, пер. с нем., [б. м. и г.]; Б у н г е Г., Идеализм и механизм, там же; Франса Р., Чувствуют ли растения, пер. с нем., СПБ, 1910; его же, Философия естествознания (Современное положение дарвинизма), СПБ, 1908; III е р р и н г т о н Ч., Ассоциация спинномозговых рефлексов и принцип общего поля, в сб. статей: Успехи биологии, вып. 1, Одесса, 1912; Lippmann К., Urzeugung und Lebenskraft, В., 1933; Wcml Aloys, Wissenschaft und Weltanschauung, Harab., 1949. Л. Шипкова. Москва. ВИТВИЦКИЙ (Witwicki), Владислав (30 апр. 1878— 21 дек. 1948) — польский психолог, философ и художеств.критик. Был учеником К.Твардовского. Защитив докторскую диссертацию во Львове (1900), учился в Вене у Вундта и в Лейпциге. Проф. психологии Варшавского ун-та (1919—48). Автор работ по психологии, этике, истории и теории иск-ва. Переводчик и комментатор Софокла, Платона, Аристотеля, Лукиана. Переводил также работы Джемса, Мак-Фолл, Эллен Кей, Маринетти и др. Обосновывая идеалистич. взгляды, В. создал т. н. теорию кратизма (во многом сходную со взглядами психиатра А. Адлера), в к-рой в качестве основы формирования различных человеч. чувств (чести, дружбы, ненависти, уважения) выдвинул инстинктивное стремление к силе. Неожиданное или очевидное открытие бессилия кого-либо, не вызывающее ни возмущения, пи сочувствия, составляет, по В., суть комического. Экспериментальные исследования В. показали, что религ. верования образованных людей, противоречащие их трезвому чувству действительности, принимают у них характер фикций, догадок или предположений «как будто бы». Соч.: Analiza psychologiczna objawow woli, Lw., 1904; Z psychology i stosunkdw osobistych, «Przegla.d filozoficzny», Warsz., 1907, rok 10, z. 4; О widzeniu przedmiotuw, Warsz., 1954; Pogadanki obyczajowe, Warsz., 1957. Лит.: Markinowna E., Psychologja dqzenia do mocy, «Kwartalnik psychologiczny»,Warsz., 1935, rok 7, s. 329— 340; D a. m bska I., Wladyslaw Witwicki, «Przeglqd filozoficzny», Warsz.— Kr., 1949,z. 1—2. 7'. Витвицкий. Польша. ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein), Людвиг (26 апр. 1889—29 апр. 1951)— австр. философ и логик. Род. в Вене, с 1929 жил в Англии, проф. Кембриджского ун-та (1939-47). В первый период своей филос. эволюции (до 1934) В., исходя из логич. рассмотрения языка, начатого в работах Фреге и Рассела, подходит к любой филос. проблеме с позиций ее анализа средствами математич. логики, что в дальнейшем стало важнейшим принципом логического позитивизма. В осн. произведении этого периода — «Логико-философском трактате» («Tractatus logico-philosophicus», 1921, рус. пер. 1958) — В. исследует условия построения такого искусств, языка, к-рый был бы логически совершенным языком, т. е. был бы свободен от недостатков обычного (естественного) языка, выражающихся в его многозначности и отсутствии логич. точности. При этом он исходит из расселовской теории логического атомизма и из своей теории языка как образа (проекции) т. н. атомарных фактов, согласно к-рой каждое предложение языка есть знаковое выражение факта и порядок слов в нем изображает порядок объектов а факте. В основу филос. интерпретации своего учения о природе языка В. кладет плоско-эмпирич. и агностич. мысль о том, что язык может выражать лишь факты естеств. наук. Все неэмпирич. знание он относит к области «мистического», под к-рым понимается все то, что невысказываемо в его системе искусств, языка, и о чем поэтому нельзя говорить. В связи с этим философию В. сводит к деятельности по разъяснению смысла предложений, помогающей избегать постановки бессмысленных вопросов. Поскольку же при этом проблема объективной реальности материального мира попадает в число т. н. псевдопроблем, такая трактовка предмета философии приводит его к признанию «истинности» солипсизма. Для филос. концепции В. этого периода также характерна мысль о том, что все предложения логики и математики являются тавтологиями или противоречиями, т. е. что они ничего не высказывают о действительности, а лишь характеризуют формальную знаковую систему и заведомо истинны (или ложны) на основе только своего вида (формы). Нек-рые положения учения В. (табличный метод в исчислении высказываний, идея о разработке логич. синтаксиса идеального искусств, языка, понятие «положение вещей» и т. д.) оказали значит, влияние на развитие совр. логики. В дальнейшем под влиянием англ. математика и логика Ф. Рамзая и итал. экономиста П. Сраффа В. отказался от мн. своих первонач. убеждений (от теории языка как образа, от теории логического атомизма и т. д.) и с 1937 перешел к рассмотрению языка как орудия общения между людьми. В гл. работе этого периода «Философские исследования» («Philo-sophische Untersuchungen», вышла посмертно, в 1953) В., исходя из предпосылки огромной сложности и запутанности человеч. языка, неизбежно приводящих к бессмысленным проблемам и недоразумениям (из чего, как он считает, состоит вся философия), пытается найти причины этого явления и разработать принцип такого его употребления, к-рый исключал бы постановку бессмысл, вопросов. Здесь В. склоняется к признанию конвенционного характера языка, согласно к-рому значение слова определяется общими указаниями для его использования. В этот период логич. аспект исследования языка теряется, труды приобретают описат. характер и не выходят за рамки эмпирич. лингвистики. Филос. воззрения В. остаются субъективно-идеалистическими и по существу приближаются к «языковому скептицизму» Маутнера. В. оказал большое влияние на становление филос. принципов Венского крумска (метод логич. рассмотрения филос. проблем, учение о верификации, учение о тавтологич. характере предложений логики и математики), а во второй период — на школу Мура (т. н. английских аналитиков). Соч.: Bemerkungen tiber die Grundlagen der Mathema-tik, Oxf., 1956. Лит.: Корнфорт М., Наука против идеализма, М.. 1957, с. 172—202; R a m s e у F. P., Foundations of mathematics..., N. Y., 1950; Moore G., Wittgenstein's lectures in 1930 — 1933. «Mind», 1955, v. 63, № 249, 251, 1956, v. 64. Ki 255; Pole D., The later philosophy of Wittgenstein, |L.J, 1958; M a 1 с о 1 n N., L. Wittgenstein: a memoir, L., 1958; Russell В., Philosophical analysis, «Z. piiilos. Forschung», 1958, Bd 12, H. 1. If. Добронравов. Москва.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|