Ведическая религия-reды 235 7 глава
не могут служить безошибочным критерием истины. Однако познание никогда не останавливается на В. и на явлениях, идет дальше, проникает в сущность вещей и процессов; оно охватывает чувств, и рациональную ступени и имеет своей основой общественно-историч. практику. См. Диалектический материализм, Теория познания, Истина. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ — подчиненное понятие, входящее непосредственно в состав другого, более общего родового понятия. Все предметы, отображенные в В. п., обладают всеми признаками родового понятия, но имеют также и свои особые видовые признаки, отличающие их от предметов др. видов данного родового понятия. Одно и то же понятие в зависимости от того, рассматривается ли оно по отношению к подчиненному или подчиняющему понятию, может быть как видовым, так и родовым. Напр., понятие «хлопководческий колхоз» является видовым по отношению к понятию «колхоз», родовым— по отношению к понятию «таджикский хлопководческий колхоз». Эта взаимосвязь видовых и родовых понятий отражает в сознании человека объективно существующую взаимосвязь предметов и явлений действительности.
Лит.: Асмус В. Ф., Логика, [М.], 1947. ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ была составной частью идеологии визант. феод, общества. Она развивалась и видоизменялась соответственно развитию и смене форм обществ, отношений в Византии. Общее направление этого развития состояло в движении от разлагающегося рабовладельч. строя К феодализму, кризис к-рого уже намечался и был пресечен гибелью Византии под ударами турок. Офиц. направление в В. ф. выражало идеологию господств, класса феодалов; оппозиционное — взгляды различных угнетенных слоев общества, прежде всего свободного общинного, а затем и феод, крестьянства, а также и гор. слоев. Против офиц. направления выступали также и нек-рые представители господств, класса. В Византии всегда оставалось живым антич. наследие, в том числе и философское. На развитие В. ф. оказала влияние философия эллинизма. Jti- ф. испытала на себе также глубокое влияние победившего христианства и в своем офиц. варианте на долгое время превратилась в «служанку богословия». В соответствии с результатами исследований сов. ученых в истории В. ф. можно наметить след. периоды: 1) 4—7 вв. — период разложения рабовладения; в это время происходит борьба вокруг хри-стологич. проблемы (т. е. споры по поводу истолкования понятия о Христе) и развивается неоплатонизм; 2) 8—9 вв.—период распространения свободной крест, общины, когда оппозиц. движения крестьян и гор. низов нашли свое выражение в ересях — иконоборчестве и павликианстве; 3) конец 9 — нач. 13 вв.— период становления и развития феод, отношений, распространения богомильства, период развития рационализма, борьбы между номинализмом и реализмом; 4) 13—15 вв. — период поздневизантийского феодализма, борьбы между новыми, прогрессивными течениями В. ф. и реакц. мистич. учением исихастов, борьбы против возрастающего латинского (итальянского) экономич. засилья и все усиливающегося натиска турок.
В первый период развитие В. ф. осуществлялось в условиях, когда господств, классы Вост. Римской империи уже приспособили христианство к своим целям, создав религ.-филос. систему, в основе 'к-рой лежало идеалистич. учение Платона. В это учение было введено понятие о логосе (получившее религ. обработку у Филона и Оригена) как об одном из лиц «троицы», а также о Христе, соединяющем в себе божеств, и человеч. природу и примиряющем земное и небесное. Когда христианство перестало быть оппозиционным и превратилось в гос. религию, возникла необходимость вместо противопоставления «земли» и «неба» показать их связь. Этой цели и служило учение о двойственности природы Христа; связующим звеном между человеком и небом служил бог-сын, человек и божество в одно и то же время, а также и чувств, символы сверхчувств, мира — христ. культ. В противовес офнц. церк. толкованию сущности Христа, создавались разнообразные «еретические» учения, распространенные в вост. провинциях империи,— арианство, несторианство, к-рые проповедовали самостоятельность человеч. природы Христа. Весьма опасными для господств, церкви были мо-нофизиты (учившие, что Христос — бог, а не человек, что в нем только одна божеств, природа). Мо-нофизитство служило знаменем борьбы угнет. народов провинций Византии (Египет, Сирия), а также освободит, борьбы в Армении (см. Армянская философия) против центр, пр-ва и способствовало их отделению от империи. Попытка примирения с мо-нофизитством отразилась в создании учения монофе-литов, признававшего в Христе одну волю при двух природах. Господств, церкви удалось расправиться со всеми еретич. движениями и обеспечить «верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 360). Победа офиц. православия прекратила самостоят, существование философии и тесно связанного с ней в антич. мире естествознания. Это получило внешнее выражение в уничтожении языч. науч. центра в Александрии и завершилось закрытием афинской высшей школы Юстинианом I (529). В Визант. империи с конца 4 в. прочно воцарилась церк. лит-ра (см. Патристика), а вост. «отцы церкви» — Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Феодорит Кир-ский и др.— обосновали учение христианства исключительно на базе церк. канонов и авторитета Священного писания. С помощью офиц. церк. догматики визант. пр-во душило все проявления свободного разума.
Антич. традиция на протяжении этого периода В. ф. связана прежде всего с неоплатонизмом, представляющим собой «фантастическое сочетание стоического, эпикурейского и скептического учения с содержанием философии Платона и Аристотеля» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 129). В 5—6 вв. в неоплатонизме выступали две тенденции: дохристианская (Прокл) и стремившаяся использовать неоплатонизм для обоснования идео-логич. доктрины христианства (напр., епископ Не-мезий, конец 4 в., написавший трактат «О природе человека»). Наиболее значит, представителем неоплатонизма был 11севр,о-Дионисий Ареопагит, предпринявший попытку интерпретировать христ. догматику в духе и с т. зр. неоплатонизма (см. Ареопагитики). Впоследствии писания Максима Исповедника (580— 662) оживили учение Псевдо-Дионисия, и с тех пор оно прочно вошло в духовный арсенал визант. общества. В рамках неоплатонизма развилась филос. школа ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 257 палестинского г. Газа, где протекала деятельность Энея (конец 5—нач. 6 вв.), ученика Гиерокла из Александрии, преподававшего риторику и философию. В соч. «Феофраст, или О бессмертии души» внимание Энея особенно привлекли эсхатологич. взгляды Платона. Другой житель Газы, впоследствии епископ Митилены, Захарий Схоластик (6 в.), друг Энея, популяризировал платоновскую философию в соч. «Амоний, или О создании мира». К этой же плеяде философов принадлежал и брат Захария — Прокопий, комментировавший антич. философов и «отцо^ церкви», учения k-рых он стремился соединить с идеями Платона. Лит. деятельность Леонтия Византийского и особенно Иоанна Филопона (7 в.) положила начало тому процессу в В. ф., о к-ром Ленин писал применительно к зап.-европ. средневековью, что «поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое» («Философские тетради», 1947, с. 303).
Второй период В. ф. — период иконоборчества — был временем острой религ. и филос. борьбу, когда на политич. арене выступали идеологи ицонопо-читателей (иконодулов)— Иоанн Дамаскин и Феодор CmxjCam —вшкдъ мшгаягеслтаг шгртииг, барашшгйся за независимость церкви от гос-ва. В это же время выделяется резкая оппозиц. к офиц. религии струя в визант. идеологии — дуалистич. павликцанство (7—9 вв.) (возникшее еще в 6 в. в Армении). Павли-киане, отражая антифеод, стремления крестьян, в свободных общинах к-рых объединялась, осн. масса визант. народа, а также беднейших гор, слоев населения, требовали полного уничтожения церк. иерархии, пышности церк. церемониала, монагцоства, отвергали Ветхий завет, считая, что он узаконил неравенство, добивались коренного переустройства общества. Эта программа получала и свое те^ретич. обоснование в стремлении противопоставить первоначальное оппозиц. христианство офиц. визант. теологии. В третий период истории В. ф. развиваетс;я еще более радикальное, чем павликианство, учение богомилов. В основе их мировоззрения лежала дуалистич. теория борьбы доброго и злого начал, отра»;авшая представление о классовой борьбе в феод, обществе; богомилы возглавляли ряд антифеод, восстаний в 11 в. К этому же периоду относится развитие рационализма, идущего из среды феод, знати. Патриарх Фотий (820— 891), возглавлявший рационализм 9 в., был автором трактатов по богословию, философии, церк. праву, а также «Тысячекнижия», в к-ром были собраны его отзывы о большом количестве книг, прочитанных в кружке Фотия. Михаил Пселл (11 в.), Идеолог передовых кругов феод, аристократии, объявил философию наукой, к-рая должна исследовать природу вещей, доказывать свои выводы, перьнимая от математики ее числовой метод и систему гео^етрич. доказательства. Эти черты рационализма, хотя и смешанные с идеалистич. построениями платонизма, знаменовали собой новое явление в истории В. ф. Антицсрк. направленность получил визант. рационализм в учении Иоанна Итала, обвиненного в конце 11 в. в ереси и заточенного в монастырь. Несмотря на противоречивость, его учение ставило под сомнение ряд религ. догм, пропагандировало мысль о вечности материи. В лице Никифора Влеммида, автора фнлос. соч., написанных под влиянием Аристотеля и Платона, визант. рационализм, развиваясь по пути, намеченному Михаилом Пселлом, приобрел эмпирич. направление — свои выводы Никифор Влеммид иллюстрировал большим количеством примеров, добытых путем наблюдений.
В пределах этого же периода в В. ф., как и в Зап. Европе, происходила ожесточ. борьба между номина- лизмом и реализмом. Номинализм в В. ф. конца 12 в. возглавлял Сотирих Иантевген, реализм — Николай Мефонский и его сторонники, защитники офиц. догматики. Сотирих, занимавший епископскую кафедру в Антиохии, привлек на свою сторону Михаила из Фоссалопики, Евстафия из Диррахия и Никифора Василакия. Николай Мефонский испытал на гебе влияние Фотия и неоплатоника Прокла. В его произведениях особое значение имеют обличение Сотириха и слово к ими. Мануилу I Комнину (1143—80). Хотя эта филос. борьба прослеживается гл. обр. в спорах о значении церк. догматов, тем не менее в ней уже выделяются элементы расхождений по осн. филос. проблемам. Визант. реалисты учили, что только общее существует в действительности, единичное же является лишь кажущимся. Номиналисты, наоборот, считали существующими лишь отд. вещи, а общее — лишь понятием, существующим только в терминах языка. В своем диалоге, говоря о богословской дискуссии на соборе 1156, Сотирих сравнивал ее с борьбой филос. систем Платона и Аристотеля. Он напоминал, что «теорию Платона опроверг великий мудрец Аристотель, удачно назвавший болтовней мнение /Тлато-на об идеях, нисколько не содействующее пониманию сущего и представляющее лишь пустые звуки, которые не могут составить гармонии» (см. Migne PG, t. 140, col. 142—43). В 12 в. ареной борьбы между номинализмом и реализмом неоднократно становились церк. соборы, причем номинализм был осужден офиц. церковью. Последний период в истории В. ф. относится к эпохе поздневизант. феодализма. Междоусобные войны различных прослоек господствовавших классов переплетались с непрекращающимися аптифеод. движениями крестьянства и гор. плебейства. Дальнейшее развитие прогрессивных рационалистич. течений расшатывало феодализм и его идеологич. оплот — церковь. Господств, классы, в противовес оппозиц. идеологии, в к-рой защищалось право разума на критику положений веры, разрабатывали мистич. направление филос.-богословской мысли в Византии — исихазм. Он выступал против рационалистич. теорий познаваемости мира, выдвигая созерцание как единственно возможное и дозволенное орудие познания. Во главе исихазма стоял Григорий Палама. Подобно основоположнику этого учения Григорию Синаиту, Григорий Палама учил, что «совершенные» исихасты должны освободиться от попыток познания и погрузиться в истинно мистическую тьму неведения. Мистик Николай Каеасила в соч. «О жизни во Христе» проповедовал примат внутреннего сознания, к-рое нужно доводить до совершенства, достигаемого только в другом мире. Главным противником исихастов являлся Варлаам Калабрийский, основоположник направления варлаамитов. Он изображал учение исихастов в смешной форме, называя его сторонников «пупосозерцателями». Учение исихастов было предметом страстных дискуссий на церк. соборах 14 в. В борьбу вокруг учения исихастов были втянуты виднейшие деятели визант. культуры: Акиндин, патриархи Исидор, Филофой и Каллист, историк и энциклопедист Ннкифор Григора, Николай и Нил Кавасилы, Димитрий и Прохор Кидонисы и мн. др. Победа реакц. учения исихастов наложила отпечаток на всю последующую историю идеологии визант. общества, в частности определила слабость визант. гуманизма. В конечном счете эти процессы были обусловлены тем, что в Византии 13 —15 вв.происходил упадок городов. Визант. культура до конца своего существования оставалась феодальной. Однако победа исихастов не могла совсем задушить ростки прогрессивных рационалистич. теорий. В период наступления турок в Византии выступил платоник Георгий Гсмист 258 ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ—ВИЗЕ Плифон, развивший линию гуманизма, идущую В. Чалоян. Ереван. Существенным было значение В. ф. для развития филос. и обществ, мысли рус. народа. На Руси В. ф. привлекала внимание уже со времени возникновения древнерус. гос-ва. Здесь копировались переводы визант. авторов, сделанные в южнославянских странах. Имелись и самостоят, переводы. Сохранилось прямое свидетельство летописи об организации киевским князем Ярославом (11 в.) переписного и переводческого дела: «...и прекладаше от Грек на словеньское письмо и списаша книгы многы». В этот период в древнерус. письменность вошли отд. патристич. соч. Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского, Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, много сочинений Иоанна Златоуста. Становится известным трактат Мефодия Патарского о свободе воли. НаТурфилос. представления древнегреч. мыслителей в тенденциозном изложении Василия Великого и Севериана Гаваль-с.'ого отчасти стали известными на Руси благодаря «Шестодневу» Иоанна, экзарха болгарского, и «Палее Толковой». Статьи по философии, логике, грамматике, а также по богословию содержатся в «Изборнике 1073 г.»,переведенном с визант. сборника 9 в. Наиболее значит, памятник религ.-филос. мысли этого периода— «Изборник 1076 г.»—посвящен преим. проблемам этики. Отличит, черта «Изборника 1076 г.» сравнительно с «Изборником 1073 г.» — еготворч. самостоятельность. Прямые заимствования из визант. патристики не так велики, хотя ряд сочинений и навеян мотивами из Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. В 14 в. усилился приток патристич. лпт-ры в рус. письменность как непосредственно из Византии, так и через посредство юго-зап. славян (переводы соч. неоплатоника Псевдо-Дионисия Ареопагита и его продолжателя — Максима Исповедника, «Диалектики» Иоанна Дамаскина и мн. др.). Исихастич. споры в Византии имели следствием перевод отд. соч. Григория Паламы и паламитов. Спор между Паламой и Варлаамом оказал влияние на полемику Василия Калики с Федором Добрым (в сер. 14 в.) о мысленном рае — Фаворском свете; Федор придерживался взглядов, близких Варлааму. Интересным памятником визант. мысли, содержавшим, между прочим, рассуждение о примате плоти над душой и о значении чувственного опыта в процессе познания, является «Диоптра» Филиппа Пустынника, наиболее ранний рус. список к-рой датируется 1305. С антич. фнлос. наследием рус. общество в 15 в. знакомилось по переводным визант. сборникам — флорилегиям, представлявшим собой свод антнч. мысли в кратких извлечениях ее основных представителей. В 15 в. появился перевод «Енхидрио-на» Эпиктета и компиляция из Менандра —«Менандра Мудрого разуми». При оценке значения огромного фонда визант. патристич. лит-ры, сохранившейся в древнерус. письменности, следует иметь в виду, что передовые круги рус. общества умели вычленить в этой лит-ре то, что принадлежало антич. филос. мысли, и пытались реконструировать по этой лит-ре идеи антич. мыслителей. Так, в условиях становления рус. гума-нистич. мысли в конце 15 и в 16 вв. преодолевалась малодоступность прямых источников антич. филос. культуры. В первой пол. 16 в. распространителем идей В. ф. Лит.: Вальденберг В., Философские взгляды Михаила Пселла, в кн.: Византийский сборник, М.—Л., 1945; Г о р я и о в Б. Т.. Религиозно-полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII— XV вв., «Византийский временник», 1956, т. 8; История философии, т. 1, М., 1957, с. 236 — 39; Липшиц Е. Э., Павликианское движение в Византии в VIII и первой половине IX вв., «Византийский временник», 1952, т. 5; С ю-зюмов М. Я., Проблемы иконоборческого движения в Византии, «Уч. зап. Свердловск, гог. пед. ин-та», 1948, вып. 4; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; У д а л ь ц о в а 3. В., Борьба византийских партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии, «Византийский временник», 1950, т. 3; Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Синодик в неделю православия, Одесса, 1893; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, в сб.: Изв. Русского археол. ин-та в Константинополе, [кн.] 2, Одесса, 1897; Иконников В., Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории, Киев, 1869; Клибанов А. И., К проблеме античного наследия в памятниках древнерусской письменности, «Тр. Отд. древнерусской лит. Ин-та русской лит. АН СССР», 1957, т. 13; е г о ж е, К истории русской реформационной мысли, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 5, М., 1958; его ж е, К изучению биографии и литературного наследия Максима Грека, «Византийский временник», 1958, т. 14; Сперанский М. Н., Переводные сборники изречении в славяно-русской письменности, М., 1904; Чалоян В., Роль восточных народов в истории развития философской мысли, «Изв. АН Армянской ССР. Общественные науки», 1950, № 10; его же, Естественнонаучные воззрения Анании Ширакаци. «Византийский временник». 1957, т. 12: G и i 1 1 a n d R., p^ssai sur Nicephore Gregoras. P., 1926; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Litteratur..., 2 Anfl., Munch., 1897; Masai F., Plethon et le platonisme de Mistra, P., 1956; Social and political thought in Byzantium, Oxf., 1957; Stein L., Die Continuitat der griechischen Philosophie in der Gedankenwelt der Byzantiner, «Arch. Geschichte Philos.», В., 1896, Bd 9; Tatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949 (His-toire de la philosophie, [ed.] par E. Brehier, suppl. fasc. 2); Tozer H. F., A Byzantine reformer, «J. of Hellenic Studies», 1886, v. 7; TJeberweer F-, Grundriss der Geschichte der Philosophie, TI 2—Die patristische und schola-stische Philosophie, 11 Aufl., В., 1928; Zeller E., Die Philosophie der Griechen..., Bd 1 — 3, Lpz., 1920—23. ВИЗЕ (Wiese), Леопольд фон (р. 2 дек. 1876)-нем. бурж. социолог. Проф. в Ганновере (1908—11), с 1919— в Кёльне. Следуя социологич. учению Зим-меля, В. строит т. н. социологию отношений, к-рую он противопоставляет история, материализму. Основой социологич. теории В. является положение: человеческое общество не есть реальность, понятие «общество» — только фикция. Существует лишь «социальное», или «межчеловеческое», к-рое состоит в «спутанной сети отношений между людьми» и является (здесь В. прибегает к заимствованиям у роаки. философии жизни — Дильтей, Бергсон) «сложным событием, текущим во времени происшествием». Именно «социальное», или «межчеловеческое», а не общество является, по В., предметом изучения со- ВИКО 259 циологии. Эти межчеловеч. отношения «антропологически надвременны», не зависят от история, развития и ни от какого способа произ-ва. Антропологизм социологии В. определяет его требование работать в тесном контакте с биологией и психологией, тщательно отграничиваться от историч. и экономил, наук. Такие обществ, явления, как эксплуатация, классовая борьба, не могут, по В., быть предметом социологии, поскольку они якобы не имеют места в действительности. Социология знает лишь отношения типа Я — Ты, Я — Мы, различные формы к-рых она и должна исследовать. В. видит в коллективизме опасность для совр. общества. Идеалистич. «социология отношений» В. оказывает Соч.: Zur Grundlegung der Gesellschaftslehre, Jena, 1906; Staatssozialismus, В., 1916; Der Liberalismus in Vergangen-heit und Znkunft, В., 1917; Allgemeine Soziologie, Tl 1—2, Munch., 1924—29; Soziologie, В., 1954; Ethik..., Bern, 1947; Spatlese, Kbln, 1954; Das Soziale im. Leben und im Denken, Koln, 1956. Лит.: Festschrift fur L. von Wiese, Studien zur Soziologie, [В.], 1948 (имеется библиогр. трудов В.). Г. Бартш. ГДР. ВЙКО (Vico), Джамбаттпста (23 июня 1668—21 янв. 1744)— итал. мыслитель. Филос. и филос.-историч. учение В. изложено гл. обр. в соч. «Основания новой науки об общей природе наций» («Principi di una scienza nuova d'intorno alia fomune natura delle nazio-ni...», 1725; рус. пер. А. Губера, вступ. ст. М. А. Лиф-шица, [1940]), в «Жизни Д?камбаттиста Вико,написанной им самим» («Autobiogra-fia», 1947, нем. пер. 1948; сокращ. опубликовано по-русски в приложении к «Основаниям новой науки...»), в трактате «О едином принципе правового миропорядка...» («De universi juris uno principio...», 1720, нем. пер. 1854). Это учение представляет собой противоречивую объективно-идеалистич. систему, в к-рой бог и мир совпадают, а божеств, провидение является лишь наименованием реальных внутр. закономерностей действительности. Взгляды В. выражали позицию итал. буржуазии конца 17 —нач. 18 вв., с одной стороны, требовавшей развития капиталистич. отношений и социально-по-литич. преобразований, а с другой—склонной к союзу с католицизмом и феодализмом. Та же противоречивость сказалась и в филос. симпатиях В.: любимыми его философами были идеалист Платон п материалист Бэкон. В своей философии истории в полемике с Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, развил гл. принцип своей философии истории— идею объективного характера историч. закономерности. Он выдвинул теорию круговорота—развития всех наций по циклам, состоящим из 3 эпох, аналогичных возрастам человека—детству, юности и зрелости. Эти эпохи — божественная (безгосударственность, подчинение жрецам), героическая (аристократич. гос-во) и человеческая (демократич. республика или представительная монархия с бурж. свободами). Каждый цикл кончается всеобщим кризисом и распадом общества. Из теории В., по существу, вытекало признание бурж. общества высшей точкой развития человечества, поскольку новый цикл начинается опять с примитивных форм общежития. Защищая универсальность циклич. характера развития общества, В. отстаивал идею единства закономерностей мировой истории. Историч. законы, по В., регулируют и направляют стихийную борьбу людей за ограниченные цели it идеалы, но именно эта борьба осуществляет историч. необходимость и в этой борьбе люди созидают «саму величественную историю». Характеризуя этот взгляд,. Маркс писал, что «...по выражению Вико, человеческая история тем отличается от естественной истории, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами» («Капитал», т. 1, 1955, с. 378, прим. 89). Развивая эти идеи, В. придавал большое значение борьбе социальных сил в истории общества: смена эпох осуществляется в силу обществ, переворотов, борьбы между отцами семей и между домочадцами—в патриархальном обществе, позже — борьбы феодалов и простого народа, богатых и бедных. Само гос-во возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев — слуг. Большое внимание уделял В. изображению классовой борьбы в антич. мире, рассматривая аграрные законы этого времени как результат борьбы рабовладельч. демократии против земельной аристократии. В этих рассуждениях В. красной нитью проходит его симпатия к народу, его демократизм. Придавая, т. о., принципиальное значение деятельности людей в осуществлении историч. процесса, В. все же считал сами историч. законы провиденциальными. Историзм в понимании обществ, жизни дал возможность В. провести т. зр. историзма и в др. областях— подчеркнуть историчность языка и иск-ва, выдвинуть плодотворную идею о постоянном изменении правовых норм под влиянием обществ, борьбы. В своей философии истории В. во многом предварил обобщения Гердера и Гегеля. Признание и распространение идей В., к-рые в 18 в. не были замечены и оценены, связано с деятельностью Кузена и школы франц. историков эпохи реставрации (напр., Мишле, см. J. Michelet, Introduction a l'histoire universelle, 1831; HistoireRomaine, v. 1 — 2, 1831, и изложение «Оснований новой науки...» в соч. «Principes de ]a philosophie de l'histoire traduits de la scienza nuova de J. B. Vico...», 1827). В дальнейшем учение В. привлекло к себе внимание ряда итал. философов-идеалистов, особенно Кроче (В. Croce, La filosofia di Giambattista Vico, 7 ed., 1949), Джентиле(0. Gentile, Studi vichiani, 2ed., 1927). Бурж. философия искажает учение В. Теоретики цикличности (Шпенглер и др.), ссылаясь на теорию круговорота В., извращают ее в направлении иррационализма. Соч.: Ореге. А сига di F. Nicolini.v. 1—8, Bari,1914—4Г.. Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапар
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|