Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 22 глава




Соч.: Сочинения, М.—Л., 1955 (в прилож. статья И. П. Еремина).

Лит.: Франко И., Иван Вишенский, его время и
литературная деятельность, Соч., т. 9, М., 1959;

С к и р д а Т. I., Сустльно-пол1ТИчш погляди 1вана Ви-шенського, в кн.: 3 icTopii сусшлыю-пол1тично1 та фшо-софсько! думки на Укра'гш, Кшв, 1956; Перетц В. Н., Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI—XVIII веков, Гт.] 1, Л., 1926 (Сб. отд. русского яз. и словесности АН СССР, т. 101, № 2).

А. Лысенко. Киев.

ВЭНС (Vance), Руперт Бейлесс (р. 15 марта 1899) — амер. бурж. социолог, сторонник эмпирико-пози-тивистского направления. С 1937— проф. социо­логии ин-та исследований в области социальных наук ун-та Сев. Каролины, в 1944—президент Амер. социо-логич. об-ва. В 1950— консультант по вопросам на­родонаселения при ООН. В. считает социографич. метод (описание общества) главным для общей социо­логии. По его мнению, к обобщениям ведут эмпирич. приемы. В. разделяет данное Хнллером определение общества как «нормальным путем объединенного населения, развивающегося в виде культурной груп­пы», и объявляет вопросы народонаселения одной из частей общей социологии. В своих работах В. рас­сматривает вопросы состава и роста населения, рождаемости и смертности, размещения и миграции, тенденции в образовании, культурном и этнич. раз­витии населения, отвлекаясь от экономич. структуры общества, от реальных классовых отношений. Много-числ. работы В. посвящены также проблемам эколо­гии (среды и быта), сельской социологии, индустриаль­ной социологии, культуры, регионализма и др.

С о ч.: Human factors in cotton culture, Chapel Hill, 1929;
Human geography of the South, Chapel Hill, 1932; Regional
reconstruction. A way out for the South, N. Y.— Chapel Hill,
1935; The South's place in the Nation, [2 ed., N. Y.], 1938;
How the other half is housed, Chapel Hill, 1936; Farmers with­
out larTd, N. Y., 1938; Rural relief and recovery, [Washington],
1939; Research memorandum on population redistribution,
within the United States, N. Y., [1938]; All these people, Chapel
Hill, 1945. В. Семенов. Москва.

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА — идеалистич. направ­ление в нем. психологии и философии нач. 20 в., известное разработкой специфики психологии мышле­ния и, в меньшей мере, воли. Основателем В. ш. был проф. Вюрцбургского ун-та О. Кюльпе (1862— 1915), объединивший ряд известных психологов (Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц, А. Мессер, К. Марбе,


Г. Уотт). В. ш. формировалась в значит, мере под влиянием феноменологии Гуссерля и представляла собой реакцию как на ассоцианизм и сенсуализм пси­хологии сер. и конца 19 в., так и на эксперименталь­ные работы Вундта. Методика исследования В. ш. (иногда паз. «экспериментальным самонаблюдением», «вюрцбургским методом») представляла собой усо­вершенствование методики А. Бине и заключалась в следующем: испытуемому задавались вопросы, на к-рые он должен был не только дать ответы, но и описать свои «переживания», связанные с этой процедурой. Для экспериментов обязательно подби­рались лица, «опытные в интроспекции» — про­фессиональные психологи. В результате своих ис­следований психологи В. ш. установили такие законо­мерности мышления, как его «безобразность», «ин-тенциональность», т. е. направленность на определ. объект, причем под объектом имелось в виду содер­жание сознания, обусловленное осмысленными, хотя и не всегда осознаваемыми «детерминирующими тенденциями» и установкой личности в отношении поставленной задачи. Психологи В. ш. стремились раскрыть своеобразие различных видов мышления, форм суждения, представлений цели в их целост­ности. Собственно В. ш. существовала недолго— в 1901—09; в дальнейшем Кюльпе, напр., перестал за­ниматься исследованием мышления, а Бюлер отошел от первонач. положений и развивал взгляды, сбли­жавшие его с гешталътпеихологией. Осн. методоло-гич. пороком В. ш. было стремление рассматривать мышление как чисто духовный акт, не связанный ни с чувств, наглядными образами объективных явле­ний, ни с внутр. речью.

Лит.: Кюльпе О., Современная психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914, с. 43—83; К р о г и у с А. А., Вюрцбургская школа экспери­ментального исследования мышления и её значение, там же, с. 84—108; Корни л, о в К. Н., Конфликт двух экспери­ментально-психологических школ, в сб.: Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891 —1916. Статьи по философии и психологии, М., 1916, с. 314—28; Кравков С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946.

МагЬс К., Experimentell-psychologische Untersuchungen
iiber das Urteil. Eine Einleitung in die Logik, Lpz., 1901;
Ach N., t!ber die Willenstatigkeit und das Denken, Gol-
tingen, 1905; Wundt W., Uber Ausfrageexperimente und
iiber die Methoden zur Psychologie des Denkens, «Psychol.
Studien», Lpz., 1907, Bd 3, Hf. 4, S. 301—60; Biililer K.,
Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvor-
gangen, «Arch. ges. Psychol.», Lpz., 1907, Bd 9, H. 4, 1908,
Bd 12, Hf. 1; M e s s e r A., Empfindungen und Denken, 3 Aufl.,
Lpz., 1928; его же, Die Wurzburger Schule, в кн.: Ein-
fuhrung in die neueren Psychologie, hrsg. von E. Saupe, 5
Aufl., Osterwieck—Harz, 1931, S. 16—25, Bibliogr. S. 23—25;
Titchencr E. В., Lectures on the experimental psycho­
logy of the thought processes, N. Y., 1909; Humph­
rey G., Thinking. An introduction to its experimental psy­
chology, N. Y., 1951; Organization and pathology of thought.
Selected sources. Transl. and comment, by D. Rapaport, N. Y.,
1951. M. Роговин. Москва.


Г


ГААЛ(0аа1), Габор (1891—1954) — румынский ху­дожеств, критик и эстетик. Проф. Клужского ун-та, член Академии РНР. С 1929 по 1940— гл. редактор антифашистского журн. «Korunk». Будучи гл. редакто­ром журн. «Ctunk» (1946—54), Г. публиковал в нем лит.-критич. статьи по вопросам социалистич. реа­лизма. В соч. «Действительность и литература» («Valosag es irodalom», 1950) Г. с марксистских пози­ций выступал за реалистич. иск-во, глубоко отра­жающее обществ, жизнь. Ставя задачу отображать общие чаяния трудящихся венгров и румын, Г. боролся за социалистич. реализм в иск-ве, отстаивал реалистич. традиции мировой, венг. и рум. лит-ры, выступал против филос. идеализма.

Соч.: Valogatott mtivei, t. 1—2, [Bnkure§ti], 1958.

Институт философии Румынской АН.

ГАБРИЭЛЬЯН, Генри Габриэлович [р. 2 (15) пояб. 1903] — сов. философ, профессор (с 1936), д-р филос. наук (с 1945). Член КПСС с 1922. Окончил Ереванский ун-т (1928) и Ин-т красной профессуры (1933). Зав. кафедрой философии Ереванского ун-та (1935—37 и с 1955). Работает преимущественно в области истории арм. философии.

С О Ч.: ЬшдрпЬш^/iq^iTp mbuntPjiub it ujptul/wfrtfu/jp рЬЬш-rtuswnifJjuib 2"*-Р2Р> bpkiub, 1930, ^шишрш{]ш1/шЬ г^шрушд-ишЬ оррЬш^шфп LPjnibbbpp, bpUuib, 1932, ^wjlfwljuib iTbh-ilipnifp duitlшЬш//ш0рд th pipun фш int-P inLb p, UpUuiu, 1934, Zbt^blh nutpt^u/gtfujb pbnpfiujb It tl'шppupniT-[ЬЬрЬрци, Орв-1^шЬ, 1935, Щрпфшшр^шшр /rhpbu/tffimuj/fgnLPjujb li ifiupp-upqif/j fypph. QpmnLPjujb [pbh[/rnLPjmb ufpnghup, UpUuih, 1936, ТШ[ПШ1Л 4numu/brfjwb, bptlujb, 1946, Zuji l/ifa/run-фш^ш^шЪ ifwpp ufutuiifnLPjnib, ■£, 13, bph-Uib, 1956

1959.

Наука и ее роль в обществе, Ереван, 1956; Dialektinis materializmas ■—marksistines-lenimnes partijos pasauleziura, Vilnius, 1954.

ГАВЛИЧЕК-БОРОВСКИЙ (Havlicek Borovsky), Карел (31 окт. 1821—29 июля 1856) — чешский публицист и политич. деятель, автор работ, направ­ленных против религии. Изучал философию в Праж­ском ун-те (с 1838). В 1840 поступил в архиепископ­скую семинарию, но, не окончив ее, уехал в Москву. По возвращении из России Г.-Б. занялся публицистич. деятельностью: редактировал газету^ «Prazske noviny» (1846—48) и приложение к ней «CeSka vcela», где опубликовал серию статей «Картины России» («Ob-razy z Rus»), в к-рых, защищая идеи патриотизма, критиковал панславизм. В 1848, будучи сторонником компромиссной либеральной политики, как ред. «Na-rodnf noviny» (1848—50) поддерживал австр. пр-во, выступая против демократич. партии чеш. радикалов. После 1848 в условиях реакции Г.-Б. в редактируемом ли журнале «Slovan» (1850—51) критиковал абсо­лютизм и защищал демократич. требования чеш. народа. «Кутногорские письма» («Kutnohorske epis-toly», 1851) Г.-Б.— филиппика против религ. догматиз­ма и духовенства. После запрета «Slovan» Г.-Б. был до 1855 заключен в тюрьму, где написал свои сатирич.


произведения: «Король Лавра» («Krai Lavra», 1854, опубл. 1870), «Крещение св. Владимира» («Kfest Svateho Vladimfra», опубл. 1877), «Тирольские эле­гии» («Tyrolske elegie», 1852, опубл. 1861), обнажа­ющие социальную функцию религии. Гл. газетные статьи Г.-Б. объединены в соч. «Дух народной газеты» («Duch Narodnich novin», 1851).

Соч.: Spisy, sv. 1—3, Praha, 1906—1907; в рус. пер.— Избранное, М., 1957.

Лит.: С h а 1 u p n i Е., Havlicek, Praha, 1908; S t a-
n is lav B.,Karel Havlicek Borovsky, Praha, 1954; M a-
saryk Т. К., Havlicek, Praha, 1896; История философии,
т. 2, M., 1957, с. 492—93. М. Тлуста. Чехословакия.

ГАВРИИЛ (Воскресенский, Василий Нико­лаевич, 1795—10 мая 1868) — рус. теолог, автор «Истории философии» (ч. 1—6, 1837—40, 2 изд. 1839—40), две последние части к-рой были посвящены рассмотрению вост. (в т. ч. инд. и китайской) и рус. философии. Отрицая связи рус. философии с зап.-ев­ропейской, Г. с ложных теологич. позиций пытался обосновать специфически религ. характер рус. фило­софии. В соч. «Философия правды» (1843) Г. рас­сматривал религ. верование как «истинную основу прав и порядка между людьми и народами» (с. 10). Учеником Г. был М. Погодин.

ГАГАРИН, Алексей Петрович [14(26) марта 1895— 6 сент. 1960] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1939), профессор (с 1939). Член КПСС с 1918. После Октябрь­ской революции 1917— на парт, работе. С 1925 пре­подавал философию. В 1933 окончил Ин-т красной профессуры; декан философского ф-та Моск. ун-та (1949—53), проф. Моск. ун-та (до 1959). Специалист в области истории философии и проблем атеизма.

Соч.: Франц Меринг и его философские взгляды, М., 1937; Иосиф Дицген (К 50-летию со дня смерти), «Под знаменем марксизма» 1938, № 7; Мелье и его «Завещание», в кн.: Me лье Жан, Завещание, пер. с франц., М., 1937 (см. вступит, ст.); Американская буржуазная философия и социо­логия на службе империализма, 2 изд., М., 1953; О классовом характере религиозной морали, М., 1950: Проникновение идей марксизма в Россию до 1883 года в кн.: Из истории русской философии XVIII—XIX веков. Сб. статей, [М.], 1952; Фило­софский фронт классовой борьбы накануне и в первый период социалистической революции в России и Московский уни­верситет, в сб.: Московский университет и развитие фило­софской и общественно-политич. мыслив России, [М.], 1957; Некоторые вопросы идеологической борьбы коммунистиче­ской партии в области культуры в 1917 —1921 гг., в кн.: Коммунистическая партия в борьбе за победу Октября, М., 1959.

ГАЗАЛИ (а л ь - Г а з а л и), Абу Хамид Мухам­мед иби Мухаммед (1059—1111)— ср.-век. мусульм. богослов, легализовавший суфизм, введя его в систему ортодоксального вероучения ислама. Родился в Хо­расане (Иран); был руководителем медресе (уч. заведения) «Низамие» в Багдаде.

В соч. «Цели философов» («Макасад аль-фаласафа») Г., опираясь на реакц. направление в араб, аристоте-лизме, изложил логику, физику и метафизику Ари­стотеля, Фараби и Ибн Сины, а в соч. «Опровер­жение философов» («Тахафут аль-фаласафа») подвергал их взгляды критике. В др. соч. и особенно в «Элексире счастья» («Кимийя ас-саада»; в 1904 в Ташкенте было


ГАЙМ - ГАЛАКТИКА 317


выпущено литографированное издание в переводе с
перс, на узб. яз.) Г. защищал учение ислама о творении
мира богом из ничего, учение о том, что бог создал
тело и душу человека, что дух человеческий вечен,
о возможности для бога творить чудеса и т. д. Г. вы­
ступал против идеи вечности мира и его закономерного
развития и доказывал, что человек, опираясь на чувств,
данные, не может быть уверен в истинности познания,
к-рая возможна лишь с помощью мистич. философии
суфизма. Мусульм. теология строго придерживалась
концепции Г.,

Соч.: Worship in Islam, Cairo, [1957]; Ответы на воп­росы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII—XII вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.

Лит: История философии, т. 1, М., 1957, с. 219; Т р а х-
тенберг В. О., Очерки по истории западноевропейской
средневековой философии, М., 1957, с. 59—61; As in Р а 1 а-
cios M., Algazel, dogimitica, moral у ascetica, Zaragoza,
1901; Obermann J., Der philosophische und religiose
Subjektivsn из Ghazalis, W.—Lpz., 1921; Wensinck A. J.,
La pensee de Ghazali, P., 1940; Smith M. M., Al-Ghazali,
the Mystic..., L., 1945; Ley H., Studie zur GescMchte des
Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Указатель имен);
Jab re F., La Notion de la ma'rifa chez Ghazali, Bey­
routh, „1958. С. Григоръян. Москва.
ГАИМ, Хайм (Haym), Рудольф (5окт. 1821-—27 авг.
1901) — нем. историк философии и лит-ры; с 1851 —
приват-доцент, с 1860—проф. в Галле. Будучи чле­
ном франкфуртского парламента (1848), прусского
ландтага (1866—67), основателем и руководителем
«Preufiischo Jahrbiicher» (1858—64), защищал инте­
ресы буржуазии. Как философ и историк культуры
Г. выступал с позиций позитивизма; его работы,
посвященные нем. просвещению и романтизму,
содержат большой фактич. материал.

Соч.: Feuerbach und die Pliilosophie, Halle, 1847; Hegel und seine Zeit. В., 1857 (сокращ. рус. пер.—Гегель и его время, СПБ, 1861); Arthur Schopenhauer, I!.. 1864; Соч. в рус. пер. — Гердер, его жизнь и сочинения, т. 1—2, М., 1888; Романтическая школа, М., 1891; Виль­гельм фон-Гумбольдт, М., 189 8.

Лит.: Антонович М. [А.], О гегелевской философии ([рец. на кн.] Р. Гайм, Гегель и его время), Избр. философ­ские соч., [М.], 1945.

ГАЙНДМАН (Hyndman), Генри Майерс (1842— 1921) — один из идеологов социалистич. движения в Англии, его оппортунистич. социал-шовинистич. течения. В 1881 основал «Демократическую федера­цию», объединявшую нолубуржуазные, полупролетар­ские орг-ции (с 1884 — «Социал-демократическая фе­дерация»). Как организатор Г., по отзыву Энгельса,— «жалкая каррикатура на Лассаля»; его интриги и заигрывания с консерваторами вызвали раскол феде­рации и превращение ее в узкую секту. Г. проповедо­вал реформы и парламентскую тактику, отрицал ста­чечную борьбу, во 2-м Интернационале блокировался с франц. поссибилистами против революционных марксистов. В теории и на практике Г. был неспособен окончательно перейти от бурж. демократизма к социализму, от идеализма к историч. материализму. За социал-империализм Г. был в 1913 удален из правления социалистич. партии Англии, а в 1916 исключен из ее рядов.

Работы Г. не носят оригинального характера. В по­следней кн. «Эволюция революции» («Evolution of Revolution», 1920) он выступает против «ограничен-ностей» историч. детерминизма, против материалистич. монизма, отстаивая равноправие двух факторов— экономического и психологического. Ярый враг Октябрьской революции, к-рая совершалась, по его словам, «не по Марксу», Г. выступал с проповедью антисоветской интервенции, с клеветой на коммунизм.

Соч.: The historical basis of socialism in England, L., 1883; The bancruptcy of India, L., 1886; The economics of socialism, 2 ed., L., 1896; The record of adventurous 1 Ife, N. Y., 1911; The future of democracy, L., [1915]; The awakening of Asia, L. —N. Y., 1919.

Лит.: Ленин В. И., Гайндман о Марксе, Соч., 4 изд.,
т. 17, с. 271—77. В. В. Нолбаноеский. Москва.


ГАК, Григорий Моисеевич [р. 13 (25) марта 1893]— сов. философ, профессор (с 1943). Член КПСС с 1920. Окончил Психоневрологич. ин-т в Петрограде (1917). С 1923 преподает философию (с 1925— в вузах Мо­сквы). Вел редакторскую работу в парт.теоретич. жур­налах. Проф. Академии общест-в. наук (с 1943). Работа­ет гл. обр. в области историч. материализма (особенно по вопросу о соотношении общественного и личного), а также над нек-рыми вопросами теории познания. Соч.: Очерки исторического материализма, М.—Л., 1929. 2 изд., 1931, в соавторстве с М. В. Вольфсоном; Личность и общество, «Под знаменем марксизма», 1941, № 5; Вопросы этики в марксистско-ленинском мировоззрении, в сб.: О ком­мунистической морали, М., 1951; О категориях материали­стической диалектики и их изучении, «Коммунист», 1954 № 13; Марксизм-ленинизм о роли народных масс и личности в истории, М., 1954; Общественные и личные интересы и их сочетание при социализме, «Вопр. философии», 1954, № /, О соотношении диалектики, логики и теории познания, «Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та», 1956, т. 42, вып. 3; Строи­тельство коммунизма и всестороннее развитие личности, «Коммунист», 1959, 12.

ГАЛАКТИКА (лат. galacticus—молокообразный, от греч. узХа, род. п. -рХахго? — молоко) — звездная система, вк-рую входит Солнце. Астрономия древности и средних веков носила по преимуществу планетар­ный характер, высказывая лишь умозрительные, а порой фантастические предположения о природе звездного неба. Первые шаги к установлению природы звездного мира были сделаны Дж. Бруно и Галилеем. Однако подлинное начало изучению Г. было положено во 2-й пол. 18 в., когда англ. астроном Т. Райт (1711—86) в своей книге «Оригинальная теория нового предположения о строении Вселенной» (Th. Wright, An original theory or newhypothesis of the Universe..., 1750) высказал мысль, что Г. имеет форму «жернова». Англ. астроном В. Гершель (1738—1822) впервые перешел от построения умозрит. гипотез к систе-матич. наблюдениям, к методу промеров, на осно­вании чего подтвердил вывод о дискообразной форме Г. Открытие рус. астрономом В. Я. Струве (1793— 1864) концентрации звезд к галактич. плоскости было дальнейшим крупным шагом в развитии общих представлений о Г.

За последние сто лет астрономией накоплен и про­анализирован огромный наблюдательный материал, относящийся к нашей Г. Большая заслуга в разработ­ке вопросов о строении Г. принадлежит сов. астроно-мич. науке (В. А. Амбарцумян, Б. В. Кукаркин, К. Ф. Огородников, П. П. Паренаго, Е. К. Харадзо, Г. Г. Кузьмин и мн. др.).

Г. составляют звезды различных типов, звездные скопления и ассоциации, галактич. туманности, межзвездные газ и пыль, связанные динамически в единую систему. Совр. астрономия исходит из мно­жественности форм звездного населения и неравномер­ности заполнения звездами галактич. пространства. Г. представляется как комбинация различных взаимо­проникающих и взаимозависимых элементов и подси­стем, каждая из к-рых обладает своими физич. харак­теристиками (нем.-амер. астроном У. Бааде, сов. астроном Б. В. Кукаркин).

Рассматриваемая как единое целое, Г. имеет форму эллипсоида, сжатого к плоскости симметрии (к пло­скости Млечного Пути) и имеющего диаметр (по галактич. экватору) примерно 308-Ю13 км. Доказана спиральная структура Г. и ее вращение вокруг своей оси. Это вращение носит сложный характер и не мо­жет быть сведено к идеальным случаям вращения твер­дого или жидкого тела. Один галактич. год, т. е: один оборот вокруг своей оси, для большинства объек­тов в окрестностях Солнца длится ок. 190 млн. лет. Скорость Солнца в этом движении достигает 230 км/сек. Периоды обращения звезд различны в зависимости от типа звезд и их расстояния от галактич. центра. Они описывают незамкнутые кривые, весьма далекие по


318 Г АЛЕН - ГАЛИЛЕЙ


форме от орбит планет, вращающихся вокруг Солнца. Г. имеет ядро, являющееся гигантским скоплением звезд, диаметром ок. 1 200 парсек. Вся Г. движется относительно ближайших звездных систем со скоро­стью ок. 250 км/сек. Г. обладает двумя спутниками — Большим и Малым Магеллановыми облаками, к-рые сами являются звездными системами. Масса Г. оцени­вается в 2,6-Ю44 г. Плотность распределения вещества в ней составляет в окрестностях Солнца 6 -10 г* г/см3, из чего половина приходится на межзвездный газ и ок. 1 % — на межзвездную пыль. Осн. количество галактич. вещества находится в атомарном состоянии. Наиболее распространенным элементом является водо­род— 99% от общего состава.

Большой интерес представляет вопрос о возрасте Г. Ряд зарубежных ученых (Литлтон — Англия, П. Иордан — Германия, и др.) считает, что все звезды возникли одновременно. Такова же т. зр. белы, астро­нома Леметра и его последователей, относящих воз­никновение Г. к действию некоего творч. начала. Совр. астрономия опровергла эти метафизич. и идеа-листич. схемы. Открытие В. А. Амбарцумяном (1947) и дальнейшее исследование звездных ассоциаций по­казало, что они являются сравнительно молодыми, неустойчивыми, распадающимися образованиями. Со­вокупность всех характеристик звездных ассоциаций позволила сделать вывод, что они являются резуль­татом проходящего и в наше время процесса звездооб­разования. Эти идеи постепенно проникают и в зару­бежную науку (голл. астроном А. Блау, франц. астроном Ж.Деле). Процесс звездообразования, про­текающий в наст, время, не противоречит утвержде­нию о том, что Г. как упорядоченная звездная система возникла в определенное время в результате действия неизвестных еще нам космич. процессов и закономер­ностей. Г., как и всякая конечная система,имеет начало во времени и возраст. Это начало следует понимать не как мгновенный акт, а как длит. период формирования данной звездной системы. Про­цесс возникновения новых звезд, протекающий, по-видимому, непрерывно, является вторичным. Он осуществляется уже в рамках тех условий и законо­мерностей, к-рые сложились вместе с возникновением Г. как единой звездной системы. Такой взгляд не про­тиворечит эмпирич. данным и соответствует диалектич. пониманию вещей, в силу к-рого все конечные объекты обладают и конечным временем существования.

Наша Г. является частью огромного скопления га­лактик, т. н. Метагалактики, изучение к-рой еще только начинается.

Лит.: Паренаго П. П, Курс звездной астрономии,
3 изд., М., 1954; А г е к я н Т. А., Звездная Вселенная, М.,
1955; Кукаркин Б. В., Исследование строения и раз­
вития звездных систем на основе изучения переменных звезд,
М,—Л.,,1949. А. Бовин. Москва.

ГАЛЕН (Galenus), Клавдий (р. ок. 130— ум. ок. 200) — римский врач, продвинувший вперед школу Гиппократа в отношении анатомии, физиоло­гии и патологии; в философии — идеалист, эклектиче­ски соединявший учения Платона, стоиков и особенно Аристотеля.

Г. был близок к стоикам и признавал идею «мирового ума» (Nus), вслед?а древними натурфилософами и Аристотелем — четыре первонач. элемента (De constit. art. med. 7, Opera medicorum graecorum..., t. 1, p. 245), по отвергал учение стоиков о перво-материи. От стоиков он отличался и своим учением о качествах, к-рые мыслил нематериальными, хотя и находил в них четыре аристотелевские причины (материальную, формальную, действующую и целе­вую), прибавляя к ним пятую — орудийную, или инструментальную («то, при помощи чего») («De usu part. Corp. hum.» VI, 13, указ. изд., t. 3, p. 465). Вслед за Посидонием Г. комментировал платоновского


«Тимея». Г. представлялось сомнительным, что миро­вая душа входит во все мелочи жизни и оформляет со­бой ее. Признавая богов, провидение и судьбу, Г. считал ненужным входить в подробное рассмотрение этих вопросов и полагал, что для поведения человека безразлично, управляют ли миром боги или слепая судьба, обладают ли боги телом или нет и т. д. Вместе с тем теология была у Г., по-видимому, на первом пла­не, хотя высокая оценка значимости теоретич. фи­лософии мешала ему подробно входить в ее объяснение. Что касается индивидуальной души, то Г. противопо­ставлял ее природе, но сомневался в ее бессмертии. В учении о частях души Г. приближался к Платону и Аристотелю.

Многие работы Г. посвящены логике(см. П ра н т л ь, История логики... — К. Prantl, Geschichte der Logik..., Bd 1, 1885, S. 559 — 77; [2 изд.] 1955). Здесь он ближе всего к Аристотелю. Г. крити­ковал и высмеивал стоика Хрисиппа, а также изучал, комментировал и использовал перипатетиков Теофраста и Эвдема. Логика и для него являет­ся «органом мышления»; Г. впервые употребил термин-«логические принципы». Начинал он, как и Аристо­тель, с категорий; но система этих категорий, ввиду разбросанности соответствующего материала по его мед. трактатам, выступает в неясном и противоре­чивом виде. Г. приписывали открытие четвертой фигу­ры категорич. силлогизма. Однако в дошедших до нас соч. Г. этого учения не содержится, а знаем мы о нем только из араб, источников. Прантль показал, что эле­менты четвертой фигуры уже имеются у Теофраста в его модификациях первой аристотелевской фигуры. Ни последующая греко-римская логика, ни трактующие эту четвертую фигуру арабы до Ибн Рошда (Аверроэса) не связывают ее с именем Г.

Соч.: Claudii Galeni opera omnia, v. 1—20, Lipsiae, 1821—33 (Opera medicorum graecorum), с 1914 соч. Г. издаются в серии «Corpus medicorum graecorum»; к 1956 вышли след тома, посвященные Галену: v. 9, Lpz., 1914—15; v. 4, Lpz., 1923, 1937; v. 10, Lpz., 1928, 1936 — 40, 1951, 1956 и Suppl. 1—3, Lpz., 1934--41; Fragments du commentaire de Galien sur le Timee de Platon, publies... par Ch. Daremberg, P., 1848.

Лит.: К о в н е р С, История древней медицины, вып. 3,
Киев, 1888; Лункевич В. В., От Гераклита до Дар­
вина, т. 1, М.— Л., 1936; Лурье С. Я., Очерки по исто­
рии античной науки, М.— Л., 1947 (см. Указатель имен);
Z е 11 е г Ed., Die Philosophie der Griechen in ihrer
gescliichtlichen Entwicklung, Tl 3, Abt. 1, 5 Aufl., Lpz., 1923,
S. 854—63;Die Philosophie des Alterthums, 12 Aufl.,hrsg. von
K. Praechter, В., 1926 (F. Ueberwegs Grundriss der Ge­
schichte der Philosophie, Tl i, S. 563); P r e m u d a L., II ma-
gistero d'lppocrate nell'interpretazione critica e nel pensicro
filosofico di Galeno, Ferrara, 1954. А. Лосев. Москва.

ГАЛИЛЕЯ (Galilei), Галилео (15 февр. 1564-8 янв. 1642)—итал. ученый, один из основоположников экспериментально-математич. естествознания и механистич. материализма. Род. в Пизе в обедневшей дворянской семье. С 1581 учился в Пизанском ун-те, преподавал математику в Пизанском (с 1589) и Па-дуанском (1592—1610) уни­верситетах. В соч. «Звездный вестник» («Sidereus Nuncius», Venetiis, 1610) Г. изложил результаты своих астроно-мич. наблюдений и выступил как убежденный сторонник теории Коперника; это соч. принесло Г.европ.известность и положило начало его ожесточ. полемике со схола­стами, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. После выхода в свет «Диалога о двух главнейших системах мира — птолемеевой и копер-никовой» («Dialogo dei due massimi sistemi del mondo tolemaico e copernicano», 1632; рус. пер. 1948) Г.


ГАЛИЛЕЙ —ГАЛИЧ 319


был привлечен к суду инквизиции (1633) и обвинен в коперникианстве. Под угрозой запрещения науч. деятельности, сожжения неопубликованных трудов и пыток Г. был вынужден «отречься» от теории Копер­ника. Это отречение носило чисто формальный харак­тер. В 1638 друзья и последователи Г. издали в Гол­ландии его произведение «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» («Discorsi e dimostrazioni matematiche intorno a due nuove scienze...», рус. пер., Соч., т. 1, 1934), излагающее основы механики (динамики), учения о сопротивлении материалов и представлявшее собой уничтожающий удар по схоластизиров. физике Ари­стотеля. Скончался Г. в Арчетри, близ Флоренции.

Значение Г. в истории философии и его влияние на развитие материалистич. мировоззрения определяются, во-первых, его естеств. -науч. открыт и я -м и: доказательством бесконечности Вселенной, физич. однородности земли и неба (к-рыми Г. развил идеи Коперника, Николая Кубанского, Бруно), установле­нием законов механич. движения тел, подводившими к пониманию объективных законов природы, освобож­дению от антропоморфизма и телеологии. Не теология, а природа является, по Г., источником знания: «Ни одно изречение Писания не имеет такой прину­дительной силы, какую имеет любое явление природы» (письмо к Кастелли от 21. XII. 1613; изложено II. А. Любимовым, в кн.: «История физики», ч. 3, СПБ, 1896, с. 22). Филос. значение открытий Г. в обла­сти астрономии и механики состояло в том, что они спо­собствовали решению важнейших проблем теории познания — проблем познаваемости мира и соотно­шения чувства и рациональных моментов в процессе познания.

Значение Г. в развитии материализма определяется также филос.-методолог и ч. идеями. Подобно большинству передовых деятелей науки и философии Возрождения, Г. стоял на исторически прогрессивной для того времени т. зр. двойственной истины и стремился отграничить науку от религии, чтобы обеспечить свободное развитие науч.мышления. В своих письмах Г. часто цитировал популярный среди ученых 17 в. афоризм: «В намерения духа свя­того входит научить нас тому, как взойти на небо, но отнюдь не тому, как ходит само небо». Такая пози­ция приводила Г. к плодотворному выводу о возможно­сти безграничного познания природы как по широте охвата человеч. мыслью различных явлений космоса, так и по глубине и степени точности познания истины («Диалог о двух главнейших системах мира»). Эта гносеологич. установка привела Г. к утверждению нового, антисхоластич. метода познания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...