Ведическая религия-reды 235 22 глава
Соч.: Сочинения, М.—Л., 1955 (в прилож. статья И. П. Еремина). Лит.: Франко И., Иван Вишенский, его время и С к и р д а Т. I., Сустльно-пол1ТИчш погляди 1вана Ви-шенського, в кн.: 3 icTopii сусшлыю-пол1тично1 та фшо-софсько! думки на Укра'гш, Кшв, 1956; Перетц В. Н., Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI—XVIII веков, Гт.] 1, Л., 1926 (Сб. отд. русского яз. и словесности АН СССР, т. 101, № 2). А. Лысенко. Киев. ВЭНС (Vance), Руперт Бейлесс (р. 15 марта 1899) — амер. бурж. социолог, сторонник эмпирико-пози-тивистского направления. С 1937— проф. социологии ин-та исследований в области социальных наук ун-та Сев. Каролины, в 1944—президент Амер. социо-логич. об-ва. В 1950— консультант по вопросам народонаселения при ООН. В. считает социографич. метод (описание общества) главным для общей социологии. По его мнению, к обобщениям ведут эмпирич. приемы. В. разделяет данное Хнллером определение общества как «нормальным путем объединенного населения, развивающегося в виде культурной группы», и объявляет вопросы народонаселения одной из частей общей социологии. В своих работах В. рассматривает вопросы состава и роста населения, рождаемости и смертности, размещения и миграции, тенденции в образовании, культурном и этнич. развитии населения, отвлекаясь от экономич. структуры общества, от реальных классовых отношений. Много-числ. работы В. посвящены также проблемам экологии (среды и быта), сельской социологии, индустриальной социологии, культуры, регионализма и др. С о ч.: Human factors in cotton culture, Chapel Hill, 1929;
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА — идеалистич. направление в нем. психологии и философии нач. 20 в., известное разработкой специфики психологии мышления и, в меньшей мере, воли. Основателем В. ш. был проф. Вюрцбургского ун-та О. Кюльпе (1862— 1915), объединивший ряд известных психологов (Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц, А. Мессер, К. Марбе, Г. Уотт). В. ш. формировалась в значит, мере под влиянием феноменологии Гуссерля и представляла собой реакцию как на ассоцианизм и сенсуализм психологии сер. и конца 19 в., так и на экспериментальные работы Вундта. Методика исследования В. ш. (иногда паз. «экспериментальным самонаблюдением», «вюрцбургским методом») представляла собой усовершенствование методики А. Бине и заключалась в следующем: испытуемому задавались вопросы, на к-рые он должен был не только дать ответы, но и описать свои «переживания», связанные с этой процедурой. Для экспериментов обязательно подбирались лица, «опытные в интроспекции» — профессиональные психологи. В результате своих исследований психологи В. ш. установили такие закономерности мышления, как его «безобразность», «ин-тенциональность», т. е. направленность на определ. объект, причем под объектом имелось в виду содержание сознания, обусловленное осмысленными, хотя и не всегда осознаваемыми «детерминирующими тенденциями» и установкой личности в отношении поставленной задачи. Психологи В. ш. стремились раскрыть своеобразие различных видов мышления, форм суждения, представлений цели в их целостности. Собственно В. ш. существовала недолго— в 1901—09; в дальнейшем Кюльпе, напр., перестал заниматься исследованием мышления, а Бюлер отошел от первонач. положений и развивал взгляды, сближавшие его с гешталътпеихологией. Осн. методоло-гич. пороком В. ш. было стремление рассматривать мышление как чисто духовный акт, не связанный ни с чувств, наглядными образами объективных явлений, ни с внутр. речью.
Лит.: Кюльпе О., Современная психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914, с. 43—83; К р о г и у с А. А., Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение, там же, с. 84—108; Корни л, о в К. Н., Конфликт двух экспериментально-психологических школ, в сб.: Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891 —1916. Статьи по философии и психологии, М., 1916, с. 314—28; Кравков С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946. МагЬс К., Experimentell-psychologische Untersuchungen Г ГААЛ(0аа1), Габор (1891—1954) — румынский художеств, критик и эстетик. Проф. Клужского ун-та, член Академии РНР. С 1929 по 1940— гл. редактор антифашистского журн. «Korunk». Будучи гл. редактором журн. «Ctunk» (1946—54), Г. публиковал в нем лит.-критич. статьи по вопросам социалистич. реализма. В соч. «Действительность и литература» («Valosag es irodalom», 1950) Г. с марксистских позиций выступал за реалистич. иск-во, глубоко отражающее обществ, жизнь. Ставя задачу отображать общие чаяния трудящихся венгров и румын, Г. боролся за социалистич. реализм в иск-ве, отстаивал реалистич. традиции мировой, венг. и рум. лит-ры, выступал против филос. идеализма. Соч.: Valogatott mtivei, t. 1—2, [Bnkure§ti], 1958. Институт философии Румынской АН. ГАБРИЭЛЬЯН, Генри Габриэлович [р. 2 (15) пояб. 1903] — сов. философ, профессор (с 1936), д-р филос. наук (с 1945). Член КПСС с 1922. Окончил Ереванский ун-т (1928) и Ин-т красной профессуры (1933). Зав. кафедрой философии Ереванского ун-та (1935—37 и с 1955). Работает преимущественно в области истории арм. философии.
С О Ч.: ЬшдрпЬш^/iq^iTp mbuntPjiub it ujptul/wfrtfu/jp рЬЬш-rtuswnifJjuib 2"*-Р2Р> bpkiub, 1930, ^шишрш{]ш1/шЬ г^шрушд-ишЬ оррЬш^шфп LPjnibbbpp, bpUuib, 1932, ^wjlfwljuib iTbh-ilipnifp duitlшЬш//ш0рд th pipun фш int-P inLb p, UpUuiu, 1934, Zbt^blh nutpt^u/gtfujb pbnpfiujb It tl'шppupniT-[ЬЬрЬрци, Орв-1^шЬ, 1935, Щрпфшшр^шшр /rhpbu/tffimuj/fgnLPjujb li ifiupp-upqif/j fypph. QpmnLPjujb [pbh[/rnLPjmb ufpnghup, UpUuih, 1936, ТШ[ПШ1Л 4numu/brfjwb, bptlujb, 1946, Zuji l/ifa/run-фш^ш^шЪ ifwpp ufutuiifnLPjnib, ■£, 1 — 3, bph-Uib, 1956 — 1959. Наука и ее роль в обществе, Ереван, 1956; Dialektinis materializmas ■—marksistines-lenimnes partijos pasauleziura, Vilnius, 1954. ГАВЛИЧЕК-БОРОВСКИЙ (Havlicek Borovsky), Карел (31 окт. 1821—29 июля 1856) — чешский публицист и политич. деятель, автор работ, направленных против религии. Изучал философию в Пражском ун-те (с 1838). В 1840 поступил в архиепископскую семинарию, но, не окончив ее, уехал в Москву. По возвращении из России Г.-Б. занялся публицистич. деятельностью: редактировал газету^ «Prazske noviny» (1846—48) и приложение к ней «CeSka vcela», где опубликовал серию статей «Картины России» («Ob-razy z Rus»), в к-рых, защищая идеи патриотизма, критиковал панславизм. В 1848, будучи сторонником компромиссной либеральной политики, как ред. «Na-rodnf noviny» (1848—50) поддерживал австр. пр-во, выступая против демократич. партии чеш. радикалов. После 1848 в условиях реакции Г.-Б. в редактируемом ли журнале «Slovan» (1850—51) критиковал абсолютизм и защищал демократич. требования чеш. народа. «Кутногорские письма» («Kutnohorske epis-toly», 1851) Г.-Б.— филиппика против религ. догматизма и духовенства. После запрета «Slovan» Г.-Б. был до 1855 заключен в тюрьму, где написал свои сатирич. произведения: «Король Лавра» («Krai Lavra», 1854, опубл. 1870), «Крещение св. Владимира» («Kfest Svateho Vladimfra», опубл. 1877), «Тирольские элегии» («Tyrolske elegie», 1852, опубл. 1861), обнажающие социальную функцию религии. Гл. газетные статьи Г.-Б. объединены в соч. «Дух народной газеты» («Duch Narodnich novin», 1851). Соч.: Spisy, sv. 1—3, Praha, 1906—1907; в рус. пер.— Избранное, М., 1957. Лит.: С h а 1 u p n i Е., Havlicek, Praha, 1908; S t a- ГАВРИИЛ (Воскресенский, Василий Николаевич, 1795—10 мая 1868) — рус. теолог, автор «Истории философии» (ч. 1—6, 1837—40, 2 изд. 1839—40), две последние части к-рой были посвящены рассмотрению вост. (в т. ч. инд. и китайской) и рус. философии. Отрицая связи рус. философии с зап.-европейской, Г. с ложных теологич. позиций пытался обосновать специфически религ. характер рус. философии. В соч. «Философия правды» (1843) Г. рассматривал религ. верование как «истинную основу прав и порядка между людьми и народами» (с. 10). Учеником Г. был М. Погодин.
ГАГАРИН, Алексей Петрович [14(26) марта 1895— 6 сент. 1960] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1939), профессор (с 1939). Член КПСС с 1918. После Октябрьской революции 1917— на парт, работе. С 1925 преподавал философию. В 1933 окончил Ин-т красной профессуры; декан философского ф-та Моск. ун-та (1949—53), проф. Моск. ун-та (до 1959). Специалист в области истории философии и проблем атеизма. Соч.: Франц Меринг и его философские взгляды, М., 1937; Иосиф Дицген (К 50-летию со дня смерти), «Под знаменем марксизма» 1938, № 7; Мелье и его «Завещание», в кн.: Me лье Жан, Завещание, пер. с франц., М., 1937 (см. вступит, ст.); Американская буржуазная философия и социология на службе империализма, 2 изд., М., 1953; О классовом характере религиозной морали, М., 1950: Проникновение идей марксизма в Россию до 1883 года в кн.: Из истории русской философии XVIII—XIX веков. Сб. статей, [М.], 1952; Философский фронт классовой борьбы накануне и в первый период социалистической революции в России и Московский университет, в сб.: Московский университет и развитие философской и общественно-политич. мыслив России, [М.], 1957; Некоторые вопросы идеологической борьбы коммунистической партии в области культуры в 1917 —1921 гг., в кн.: Коммунистическая партия в борьбе за победу Октября, М., 1959. ГАЗАЛИ (а л ь - Г а з а л и), Абу Хамид Мухаммед иби Мухаммед (1059—1111)— ср.-век. мусульм. богослов, легализовавший суфизм, введя его в систему ортодоксального вероучения ислама. Родился в Хорасане (Иран); был руководителем медресе (уч. заведения) «Низамие» в Багдаде. В соч. «Цели философов» («Макасад аль-фаласафа») Г., опираясь на реакц. направление в араб, аристоте-лизме, изложил логику, физику и метафизику Аристотеля, Фараби и Ибн Сины, а в соч. «Опровержение философов» («Тахафут аль-фаласафа») подвергал их взгляды критике. В др. соч. и особенно в «Элексире счастья» («Кимийя ас-саада»; в 1904 в Ташкенте было ГАЙМ - ГАЛАКТИКА 317 выпущено литографированное издание в переводе с
Соч.: Worship in Islam, Cairo, [1957]; Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII—XII вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же. Лит: История философии, т. 1, М., 1957, с. 219; Т р а х- Соч.: Feuerbach und die Pliilosophie, Halle, 1847; Hegel und seine Zeit. В., 1857 (сокращ. рус. пер.—Гегель и его время, СПБ, 1861); Arthur Schopenhauer, I!.. 1864; Соч. в рус. пер. — Гердер, его жизнь и сочинения, т. 1—2, М., 1888; Романтическая школа, М., 1891; Вильгельм фон-Гумбольдт, М., 189 8. Лит.: Антонович М. [А.], О гегелевской философии ([рец. на кн.] Р. Гайм, Гегель и его время), Избр. философские соч., [М.], 1945. ГАЙНДМАН (Hyndman), Генри Майерс (1842— 1921) — один из идеологов социалистич. движения в Англии, его оппортунистич. социал-шовинистич. течения. В 1881 основал «Демократическую федерацию», объединявшую нолубуржуазные, полупролетарские орг-ции (с 1884 — «Социал-демократическая федерация»). Как организатор Г., по отзыву Энгельса,— «жалкая каррикатура на Лассаля»; его интриги и заигрывания с консерваторами вызвали раскол федерации и превращение ее в узкую секту. Г. проповедовал реформы и парламентскую тактику, отрицал стачечную борьбу, во 2-м Интернационале блокировался с франц. поссибилистами против революционных марксистов. В теории и на практике Г. был неспособен окончательно перейти от бурж. демократизма к социализму, от идеализма к историч. материализму. За социал-империализм Г. был в 1913 удален из правления социалистич. партии Англии, а в 1916 исключен из ее рядов. Работы Г. не носят оригинального характера. В последней кн. «Эволюция революции» («Evolution of Revolution», 1920) он выступает против «ограничен-ностей» историч. детерминизма, против материалистич. монизма, отстаивая равноправие двух факторов— экономического и психологического. Ярый враг Октябрьской революции, к-рая совершалась, по его словам, «не по Марксу», Г. выступал с проповедью антисоветской интервенции, с клеветой на коммунизм. Соч.: The historical basis of socialism in England, L., 1883; The bancruptcy of India, L., 1886; The economics of socialism, 2 ed., L., 1896; The record of adventurous 1 Ife, N. Y., 1911; The future of democracy, L., [1915]; The awakening of Asia, L. —N. Y., 1919. Лит.: Ленин В. И., Гайндман о Марксе, Соч., 4 изд., ГАК, Григорий Моисеевич [р. 13 (25) марта 1893]— сов. философ, профессор (с 1943). Член КПСС с 1920. Окончил Психоневрологич. ин-т в Петрограде (1917). С 1923 преподает философию (с 1925— в вузах Москвы). Вел редакторскую работу в парт.теоретич. журналах. Проф. Академии общест-в. наук (с 1943). Работает гл. обр. в области историч. материализма (особенно по вопросу о соотношении общественного и личного), а также над нек-рыми вопросами теории познания. Соч.: Очерки исторического материализма, М.—Л., 1929. 2 изд., 1931, в соавторстве с М. В. Вольфсоном; Личность и общество, «Под знаменем марксизма», 1941, № 5; Вопросы этики в марксистско-ленинском мировоззрении, в сб.: О коммунистической морали, М., 1951; О категориях материалистической диалектики и их изучении, «Коммунист», 1954 № 13; Марксизм-ленинизм о роли народных масс и личности в истории, М., 1954; Общественные и личные интересы и их сочетание при социализме, «Вопр. философии», 1954, № /, О соотношении диалектики, логики и теории познания, «Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та», 1956, т. 42, вып. 3; Строительство коммунизма и всестороннее развитие личности, «Коммунист», 1959, № 12. ГАЛАКТИКА (лат. galacticus—молокообразный, от греч. узХа, род. п. -рХахго? — молоко) — звездная система, вк-рую входит Солнце. Астрономия древности и средних веков носила по преимуществу планетарный характер, высказывая лишь умозрительные, а порой фантастические предположения о природе звездного неба. Первые шаги к установлению природы звездного мира были сделаны Дж. Бруно и Галилеем. Однако подлинное начало изучению Г. было положено во 2-й пол. 18 в., когда англ. астроном Т. Райт (1711—86) в своей книге «Оригинальная теория нового предположения о строении Вселенной» (Th. Wright, An original theory or newhypothesis of the Universe..., 1750) высказал мысль, что Г. имеет форму «жернова». Англ. астроном В. Гершель (1738—1822) впервые перешел от построения умозрит. гипотез к систе-матич. наблюдениям, к методу промеров, на основании чего подтвердил вывод о дискообразной форме Г. Открытие рус. астрономом В. Я. Струве (1793— 1864) концентрации звезд к галактич. плоскости было дальнейшим крупным шагом в развитии общих представлений о Г. За последние сто лет астрономией накоплен и проанализирован огромный наблюдательный материал, относящийся к нашей Г. Большая заслуга в разработке вопросов о строении Г. принадлежит сов. астроно-мич. науке (В. А. Амбарцумян, Б. В. Кукаркин, К. Ф. Огородников, П. П. Паренаго, Е. К. Харадзо, Г. Г. Кузьмин и мн. др.). Г. составляют звезды различных типов, звездные скопления и ассоциации, галактич. туманности, межзвездные газ и пыль, связанные динамически в единую систему. Совр. астрономия исходит из множественности форм звездного населения и неравномерности заполнения звездами галактич. пространства. Г. представляется как комбинация различных взаимопроникающих и взаимозависимых элементов и подсистем, каждая из к-рых обладает своими физич. характеристиками (нем.-амер. астроном У. Бааде, сов. астроном Б. В. Кукаркин). Рассматриваемая как единое целое, Г. имеет форму эллипсоида, сжатого к плоскости симметрии (к плоскости Млечного Пути) и имеющего диаметр (по галактич. экватору) примерно 308-Ю13 км. Доказана спиральная структура Г. и ее вращение вокруг своей оси. Это вращение носит сложный характер и не может быть сведено к идеальным случаям вращения твердого или жидкого тела. Один галактич. год, т. е: один оборот вокруг своей оси, для большинства объектов в окрестностях Солнца длится ок. 190 млн. лет. Скорость Солнца в этом движении достигает 230 км/сек. Периоды обращения звезд различны в зависимости от типа звезд и их расстояния от галактич. центра. Они описывают незамкнутые кривые, весьма далекие по 318 Г АЛЕН - ГАЛИЛЕЙ форме от орбит планет, вращающихся вокруг Солнца. Г. имеет ядро, являющееся гигантским скоплением звезд, диаметром ок. 1 200 парсек. Вся Г. движется относительно ближайших звездных систем со скоростью ок. 250 км/сек. Г. обладает двумя спутниками — Большим и Малым Магеллановыми облаками, к-рые сами являются звездными системами. Масса Г. оценивается в 2,6-Ю44 г. Плотность распределения вещества в ней составляет в окрестностях Солнца 6 -10 г* г/см3, из чего половина приходится на межзвездный газ и ок. 1 % — на межзвездную пыль. Осн. количество галактич. вещества находится в атомарном состоянии. Наиболее распространенным элементом является водород— 99% от общего состава. Большой интерес представляет вопрос о возрасте Г. Ряд зарубежных ученых (Литлтон — Англия, П. Иордан — Германия, и др.) считает, что все звезды возникли одновременно. Такова же т. зр. белы, астронома Леметра и его последователей, относящих возникновение Г. к действию некоего творч. начала. Совр. астрономия опровергла эти метафизич. и идеа-листич. схемы. Открытие В. А. Амбарцумяном (1947) и дальнейшее исследование звездных ассоциаций показало, что они являются сравнительно молодыми, неустойчивыми, распадающимися образованиями. Совокупность всех характеристик звездных ассоциаций позволила сделать вывод, что они являются результатом проходящего и в наше время процесса звездообразования. Эти идеи постепенно проникают и в зарубежную науку (голл. астроном А. Блау, франц. астроном Ж.Деле). Процесс звездообразования, протекающий в наст, время, не противоречит утверждению о том, что Г. как упорядоченная звездная система возникла в определенное время в результате действия неизвестных еще нам космич. процессов и закономерностей. Г., как и всякая конечная система,имеет начало во времени и возраст. Это начало следует понимать не как мгновенный акт, а как длит. период формирования данной звездной системы. Процесс возникновения новых звезд, протекающий, по-видимому, непрерывно, является вторичным. Он осуществляется уже в рамках тех условий и закономерностей, к-рые сложились вместе с возникновением Г. как единой звездной системы. Такой взгляд не противоречит эмпирич. данным и соответствует диалектич. пониманию вещей, в силу к-рого все конечные объекты обладают и конечным временем существования. Наша Г. является частью огромного скопления галактик, т. н. Метагалактики, изучение к-рой еще только начинается. Лит.: Паренаго П. П, Курс звездной астрономии, ГАЛЕН (Galenus), Клавдий (р. ок. 130— ум. ок. 200) — римский врач, продвинувший вперед школу Гиппократа в отношении анатомии, физиологии и патологии; в философии — идеалист, эклектически соединявший учения Платона, стоиков и особенно Аристотеля. Г. был близок к стоикам и признавал идею «мирового ума» (Nus), вслед?а древними натурфилософами и Аристотелем — четыре первонач. элемента (De constit. art. med. 7, Opera medicorum graecorum..., t. 1, p. 245), по отвергал учение стоиков о перво-материи. От стоиков он отличался и своим учением о качествах, к-рые мыслил нематериальными, хотя и находил в них четыре аристотелевские причины (материальную, формальную, действующую и целевую), прибавляя к ним пятую — орудийную, или инструментальную («то, при помощи чего») («De usu part. Corp. hum.» VI, 13, указ. изд., t. 3, p. 465). Вслед за Посидонием Г. комментировал платоновского «Тимея». Г. представлялось сомнительным, что мировая душа входит во все мелочи жизни и оформляет собой ее. Признавая богов, провидение и судьбу, Г. считал ненужным входить в подробное рассмотрение этих вопросов и полагал, что для поведения человека безразлично, управляют ли миром боги или слепая судьба, обладают ли боги телом или нет и т. д. Вместе с тем теология была у Г., по-видимому, на первом плане, хотя высокая оценка значимости теоретич. философии мешала ему подробно входить в ее объяснение. Что касается индивидуальной души, то Г. противопоставлял ее природе, но сомневался в ее бессмертии. В учении о частях души Г. приближался к Платону и Аристотелю. Многие работы Г. посвящены логике(см. П ра н т л ь, История логики... — К. Prantl, Geschichte der Logik..., Bd 1, 1885, S. 559 — 77; [2 изд.] 1955). Здесь он ближе всего к Аристотелю. Г. критиковал и высмеивал стоика Хрисиппа, а также изучал, комментировал и использовал перипатетиков Теофраста и Эвдема. Логика и для него является «органом мышления»; Г. впервые употребил термин-«логические принципы». Начинал он, как и Аристотель, с категорий; но система этих категорий, ввиду разбросанности соответствующего материала по его мед. трактатам, выступает в неясном и противоречивом виде. Г. приписывали открытие четвертой фигуры категорич. силлогизма. Однако в дошедших до нас соч. Г. этого учения не содержится, а знаем мы о нем только из араб, источников. Прантль показал, что элементы четвертой фигуры уже имеются у Теофраста в его модификациях первой аристотелевской фигуры. Ни последующая греко-римская логика, ни трактующие эту четвертую фигуру арабы до Ибн Рошда (Аверроэса) не связывают ее с именем Г. Соч.: Claudii Galeni opera omnia, v. 1—20, Lipsiae, 1821—33 (Opera medicorum graecorum), с 1914 соч. Г. издаются в серии «Corpus medicorum graecorum»; к 1956 вышли след тома, посвященные Галену: v. 9, Lpz., 1914—15; v. 4, Lpz., 1923, 1937; v. 10, Lpz., 1928, 1936 — 40, 1951, 1956 и Suppl. 1—3, Lpz., 1934--41; Fragments du commentaire de Galien sur le Timee de Platon, publies... par Ch. Daremberg, P., 1848. Лит.: К о в н е р С, История древней медицины, вып. 3, ГАЛИЛЕЯ (Galilei), Галилео (15 февр. 1564-8 янв. 1642)—итал. ученый, один из основоположников экспериментально-математич. естествознания и механистич. материализма. Род. в Пизе в обедневшей дворянской семье. С 1581 учился в Пизанском ун-те, преподавал математику в Пизанском (с 1589) и Па-дуанском (1592—1610) университетах. В соч. «Звездный вестник» («Sidereus Nuncius», Venetiis, 1610) Г. изложил результаты своих астроно-мич. наблюдений и выступил как убежденный сторонник теории Коперника; это соч. принесло Г.европ.известность и положило начало его ожесточ. полемике со схоластами, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. После выхода в свет «Диалога о двух главнейших системах мира — птолемеевой и копер-никовой» («Dialogo dei due massimi sistemi del mondo tolemaico e copernicano», 1632; рус. пер. 1948) Г. ГАЛИЛЕЙ —ГАЛИЧ 319 был привлечен к суду инквизиции (1633) и обвинен в коперникианстве. Под угрозой запрещения науч. деятельности, сожжения неопубликованных трудов и пыток Г. был вынужден «отречься» от теории Коперника. Это отречение носило чисто формальный характер. В 1638 друзья и последователи Г. издали в Голландии его произведение «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» («Discorsi e dimostrazioni matematiche intorno a due nuove scienze...», рус. пер., Соч., т. 1, 1934), излагающее основы механики (динамики), учения о сопротивлении материалов и представлявшее собой уничтожающий удар по схоластизиров. физике Аристотеля. Скончался Г. в Арчетри, близ Флоренции. Значение Г. в истории философии и его влияние на развитие материалистич. мировоззрения определяются, во-первых, его естеств. -науч. открыт и я -м и: доказательством бесконечности Вселенной, физич. однородности земли и неба (к-рыми Г. развил идеи Коперника, Николая Кубанского, Бруно), установлением законов механич. движения тел, подводившими к пониманию объективных законов природы, освобождению от антропоморфизма и телеологии. Не теология, а природа является, по Г., источником знания: «Ни одно изречение Писания не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы» (письмо к Кастелли от 21. XII. 1613; изложено II. А. Любимовым, в кн.: «История физики», ч. 3, СПБ, 1896, с. 22). Филос. значение открытий Г. в области астрономии и механики состояло в том, что они способствовали решению важнейших проблем теории познания — проблем познаваемости мира и соотношения чувства и рациональных моментов в процессе познания. Значение Г. в развитии материализма определяется также филос.-методолог и ч. идеями. Подобно большинству передовых деятелей науки и философии Возрождения, Г. стоял на исторически прогрессивной для того времени т. зр. двойственной истины и стремился отграничить науку от религии, чтобы обеспечить свободное развитие науч.мышления. В своих письмах Г. часто цитировал популярный среди ученых 17 в. афоризм: «В намерения духа святого входит научить нас тому, как взойти на небо, но отнюдь не тому, как ходит само небо». Такая позиция приводила Г. к плодотворному выводу о возможности безграничного познания природы как по широте охвата человеч. мыслью различных явлений космоса, так и по глубине и степени точности познания истины («Диалог о двух главнейших системах мира»). Эта гносеологич. установка привела Г. к утверждению нового, антисхоластич. метода познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|