Ведическая религия-reды 235 23 глава
Г. резко отрицательно относился к опиравшейся на Аристотеля схоластич. логике. При разработке новой методологии Г. выдвигал прежде всего значение опыта, на к-рое указывали и многие мыслители до Г. Однако, в отличие от них, Г. имел в виду не простое наблюдение природы, а планомерно поставленный эксперимент, посредством к-рого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них. Путь такого экспериментального исследования природы — путь выявления ее наиболее простых элементов, был назван Г. резолютивным методом, к-рый, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы. Резолютивный, или аналитич., метод исследования Г. подводил к действит. объяснению многих явлений природы, блестящим доказательством чего является открытие им ряда законов механики. При этом Г. руководствовался не только аналитич., но и к о м п о з и т и в н ы м, т. е. синтетич., методом, к-рый, посредством цепи дедукций, проверяет истинность выдвинутых в процессе анализа гипотетич. предположений. Только совмест- ное применение резолютивного и композитивиого методов способно, по Г., привести ученого к открытию новых истин. Дедукция же отнюдь не является схоластич. силлогистикой, а представляет собой путь математич. исчисления явлений природы. Поняв, какое громадное значение при изучении природы имеет количеств, анализ, Г. установил связь опытно-индуктивных и абстрактно-дедуктивных исследований природы. В понимании природы Г. выступал как механи-стич. материалист и рассматривал материю как реальную субстанцию вещей, обладающую совершенно определенной структурой. Для объяснения последней Г. воскрешал антич. атомизм (одновременно выступая против наивного понимания чувств, достоверности), сводя все чувств, качества к механич. движению частиц вещества. Все вкусы, запахи, цвета и т. п. являются результатом субъективных впечатлений чувств и исчезают с устранением воспринимающего субъекта («Пробирщик...» — «И Saggiatore...»). Это учение Г. стало в 17 —18 вв. общим местом ме-ханистич. материализма, неспособного к диалектико-историч. пониманию природы и человека.
Механицизм Г. привел к допущению идеи создания богом солнца и всех планет. Бог сообщил им определенный порядок, к-рый в дальнейшем остается неизменным, а природа живет по своим собственным законам. Эта мысль предвосхищает возникший вскоре деизм. Проявлением метафизич. ограниченности воззрений Г. следует также считать и его убеждение в том, что математич. законосообразность, посредством к-рой исправляется чувств, картина явлений и познается истинное содержание веществ, мира, имеет доопытный и внеопытный характер. Метафизич. характер философско-методологич. идей Г. был исторически обусловлен и не помешал им, как и вообще метафизич. методу, сыграть прогресс, роль в общем ходе развития естествознания и философии 17— 18 вв. (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 21). Прогрессивный характер мировоззрения Г. получил отражение и в лит. форме созданных им трудов. Г. писал преимущественно на родном, итал., а не на лат. языке. Отказавшись от свойств, схоластике собирания и пересказа сведений, почерпнутых гл. обр. в соч. антич. авторов и «отцов церкви», Г. положил в основу науки самостоят, наблюдение и анализ явлений природы. Эклектич. эрудиция схоластики уступила у Г. место живой и образной речи человека, как бы впервые всматривающегося в мир. Соч.: Le ореге..., prima edizione completa, t. 1—15 e uno supplements, Firenze, 1842—Ьб'.Ье ореге..., Edizione na-tionale, Publ. A. Favaro [и др.], v. 1—20, Firenze, 1929— 1939; Беседы и математические доказательства..., Соч., т. 1, [М.— Л., 1934]; Послание к Франческо Инголи [1624], пер. [с итал.], вкн.: Галилео Галилей. 1564—1642, М.—Л., 1943, с. 142—83; Диалог о двух главнейших системах мира... [пер. с англ.], М.—Л., 1948.
Лит.: Галилео Галилей. 1564—1642, М.—Л., 1943 (Сбор ГАЛИЧ. (Никифоров, Говоров), Александр Иванович (1783—9 сент. 1848)—рус. психолог и философ-идеалист. В 1809—13 учился в Германии. Преподавал рус. и лат. языки в Царскосельском лицее и философию в Педагогич. ин-те (с 1817— ун-т); при реакц. преобразовании ун-та Руничем 320 ГАМАН - ГАНГЕША УПАДХЬЯЯ (1821—22) был лишен права чтения лекций. В своих университетских лекциях (подготовленных к печати, но неизданных; описаны впервые Н. С. Горди-енко, см. журн. «Вопросы философии», 1958, № 5) Г. доказывал независимость объективного мира от познават. сил человека, подчиненность мышления объективным законам, неуничтожимость «сотворенной материи». Понимая истину как соответствие знания предметам, Г. критиковал в этой связи субъективный идеализм. В «Истории философских систем, по иностранным руководствам составленной...» (2 кн., 1818 — 19), включавшей рассмотрение философии Шеллинга и «Науки логики» Гегеля, Г. определял предмет истории философии как «покушения человеческого духа решить важнейшие для него задачи помощью умозрения», требовал установления причин возникновения филос. систем и систематизации историко-филос. фактов. Отдавая дань уважения методологии опытных наук, Г. выступал против материализма. Приложенный к книге «Опыт философского словаря» явился вместе с «Лексиконом философских предметов» Г. (т. 1, 1845) одной из первых в России попыток создания справочника по философии.
В эстетике Г. выступал с позиций объективного идеализма («Опыт науки изящного», 1825). Для него гений художника — частица божеств, духа (указ. кн., с. 61—62), а произведения этого гения запечатлевают божеств, идею (с. 74—75). «Изящное» имеет свою цель в самом себе (с. 20), чем отличается от нравственного и истинного. В «изящном», по Г.,«устраняются случайные черты, временные и местные ограничения и удерживается только существенный характер целого рода или класса» (с. 25; см. также с. 23, 155). С этих позиций Г. критиковал теорию подражания, классифицировал виды иск-ва по родам чувств человека; считал романтизм иск-вом будущего (с. 56). В психологии («Картина человека...», 1834) Г. пытался совместить идеалистич. и естеств.-науч. трактовку духовной жизни. Изложению своей психоло-гич. системы он предпосылал описание тела и его функций. Первоисточник познания Г. видел в ощущениях. Мышление развивается по ступеням—от «полумыслей» (гипотез) через понятия к идеям, имеющим -«принудительную силу законов». Г. дал описание различных качеств ума—от гениальности до «безумия». Лит.: Никитенко А., Александр Иванович Галич.., СПБ, 1869 (в приложении—отрывки из произведений Г., с. 88 100); Е л ь н и п к и й А., Галич А. И. в кн.: Гу_ский биография, словарь, [т. 4], М., 1914 (имеется биб-лпогр.); АнаньевБ. Г., Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков, [М.], 1947, гл. 3, с. 74 — 79; Г о р-д и е н к о Н. С, А. И. Галич как историк философии, «Тр. Ленингр. сан.-гигиен, мед. ин-та», 1959, т. 145-А. 3. Каменский, М. Соколов. Москва. ГАМАН (Hamann), Иоганн Георг (27 авг. 1730— 21 июня 1788) — нем. филолог и философ-идеалист, сторонник учения о непосредственном знании. Соч. Г. «Крестовые походы филолога» («Kreuzzuge des Philo-logen», 1762, в книгу входит соч. по эстетике — «Aesthetica in mice»), «Метакритика о пуризме разума» («Metakritik iiber den Purismum der Ver-nunft», 1784, изд. посмертно, 1800) и др., направленные против идей просветителей, а также философии Канта, содержат элементы диалектики, мысль о един-•стве человеческой природы, привлекшие к Г. интерес Гердераи Гёте (см. его автобиографию — «Собр. соч. в 13 томах», т. 9). Этими идеями, а также своей борьбой с рассудочным методом мышления, мыслями о совмещении противоположностей как о всеобщем законе бытия, высокой оценкой роли чувства и образа в поэзии (к-рая, по Г., древнее прозы и составляет первоначальный язык человечества), утверяадением «культа гения», критическим отношением к феод.-
сословному строю («Мысли о моем жизненном пути» — «Gedanken uber moinen Lebenslauf», 1758, изд. 1821) Г. оказал влияние на бурж.-демократия, лнт. движение «бури и натиска». Г.— автор работ по языку, поэзии и эстетике, в к-рых он полемизировал с теорией языка Гердера. Враждебность рационализму Просвещения получила у Г. религ.-мистич. окраску и сочеталась с защитой христ. догматики, а протест против рассудочности вел Г. к интуитивизму. Защита веры и интуитивного познания Г. используется совр. реакц. иррационалистич. течениями бурж. философии. Соч.: Schriften und Briefe, Bd 1—4, Hannover, 1872—74; Hauptschriften, Lpz., [1937]; Samtliche Werke, Bd 1—4, W., 1949—52. Лит.: Г а й м Р., Гердер, его жизнь и сочинения, т.1—2, пер. с нем., М., 1888 (по Указателю); Кожевников В. А., Философия чувства и веры...,ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, «Вопр. философии», 1957, № 6, 1959, № 11; W е Ь е г Н., Hamann und Kant..., Munch., 1904; H i 1 In er G., I. G. Hamann und das Christentum, [Bd] 1—3, Riga, 1924— 1925; TJ n g e г R., Hamann und die Aufklarung, Bd 1 — 2, 2 Aufl., Halle, 1925; M e t z k e E., J. G. Hamanns Stellung in der Philosophie des 18. Janrnunderts, Halle, 1934. Г. Фридлендер. Ленинград. ГАМАРРА (Gamarra), Хуан Бенито Диас де (1745— 12 нояб. 1783) — мекс. просветитель, философ и педагог. В соч. «Элементы современной философии» («Elementa recentioris philosophiae», v. 1—2, 1774) и «Философские Академии» («Academies filoso-ficas», 1774) Г. вслед за исп. сторонниками Декарта — Мартинесом и Тоска, защищал самостоятельность разума по отношению к католич. догме. Философия, по Г., есть познание истинного посредством разума и рассудка; логика — инструмент для познания истины. Г. стоял на позициях дуализма (себя он считал эклектиком), в духе к-рого решал вопрос о природе материи, называя ее протяженной и делимой субстанцией, душу же — мыслительным началом в человеке. В работе «Заблуждения человеческого разума» («Errores del entendimiento huma-no», 1781) Г. критиковал социальную несправедливость, идеологически подготавливая тем самым войну за независимость исп. колоний в Америке (1810—26). Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 623; J u n с о ГАМИЛЬТОН (Hamilton), Уильям, лорд (8 марта 1788 — 6 мая 1856) — англ. философ-идеалист. Шотландец по происхождению. Профессор Эдинбургского ун-та. Г. сочетал эмпиризм шотландской школы (Рид) с рационалистич. и агностич. элементами кантианства. К первичным чувств, данным Г. присоединял априорные формы рассудка и дуалистически признавал непосредств. достоверность существования и материального и духовного миров. Познание бога, в отличие от шотландской школы и в соответствии с Кантом, он считал возможным через моральный постулат. С агностич. и релятивистской позиции Г. выступал против идеализма Шеллинга и Кузена. Выдвинув учение о «квантификации предиката», рассматривающее логич. суждение как ур-ние, выражающее количеств, отношение объемов понятий, Г. явился одним из предшественников математич. логики.
Соч.: Philosophy of the unconditioned in reference tc Cousin's doctrine of the infinito-absolute, в его кн.: Discussions on philosophy and literature, 3 ed., Edin. — L., 1866; Lectures en Metaphysics and Logic, v. 1—4, [3 ed.], Edin. —L., 1866—70. Лит.: М и л л ь Дж. Ст., Обзор философии сэра В. Гамиль ГАНГЁША УПАДХЬЯЯ — инд. философ 12 в.^ последователь школы ньяя. Его работы составили новый этап в развитии ньяя, т. н. навьяньяя. В своей ГАНДИ - ГАНДИЗМ 321 гл. работе «Размышление об истине» («Таттва-чинта-мани») Г. У. осн. внимание уделял разработке вопросов логики, с помощью к-рой он, в противовес •объективному идеализму веданты и субъективно-идеа-листич. школам буддизма, доказывал реальность существования вещей и их независимость от сознания человека. Вместе с тем изложение вопросов логики у Г. У. дано в туманной религ. форме. Эта особенность учения Г. У. была усилена егб последователями, вследствие чего логика ньяи превратилась в схоластику. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 194; History ГАНДИ, Мохандас Кармчанд (2 окт. 1869— 30 янв. 1948) — деятель национально-освободит. движения в Индии, основатель идеологии и тактики гандизма. По окончании средней школы в 1887 отправился в Англию для получения юри-дич. образования. В 1891 вернулся в Индию и занимался адвокатской деятельностью. В 1893 Г. уехал в Юж. Африку, где участвовал в борьбе за домократич. права индийцев-эмигрантов. Создал организацию «Индийский конгресс в Натале», в задачу к-рой входила ненасильств. борьба за избират. права индийцев; издавал газету «Indian Opinion». В этот период находился в переписке с Л. Толстым, к-рого высоко почитал. Вернувшись в 1915 на родину, Г. стал одним из видных руководителей нац.-освободит, движения. В период подъема революц. массовой борьбы против англ. империализма (1919—22) Индийский национальный конгресс принял предлож. Г. программу ненасильств. пееотрудничества под лозунгом сатьяграхи (букв.— упорство в истине), к-рая стала одной из осн. форм антиимпериалистич. движения в Индии. Г. издавал газету «Young India» и еженедельник «Harijan». Разъезжая по стране и разъясняя задачи ненасильств. борьбы за нац. независимость, он выступал за индусско-мусульм. единение, против неприкасаемости, за раскрепощение женщины, за нац. систему нар. образования и т. п. Многократно подвергался репрессиям со стороны англ. колониального пр-ва. За патриотизм и аскетич. образ жизни получил в народе имя Махатма (великая душа). Был убит одним из членов реакц. орг-ции «Хинду Маха-сабха». Соч.: Speeches and writings, 3 ed., Madras. (1922]; Young India, 1919—1922, Madras. 1922; Young India, [2 series. 1924— 1926], N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; Моя жизнь, пер. с англ., [М.], 1959. Лит.: Роллан Р., Махатма Ганди, гпер. с франц.], ГАНДИЗМ — религ.-филос. и обществ.-политич. учение, идеология инд. бурж. национализма и антиимпериалистич. движения в Индии, получившая название по имени ее основателя М. К. Ганди. В области философии Г. представляет собой концепцию объективного идеализма, исходным принципом к-рой является идея божеств, реальности, отождествляемой с истиной: бог есть истина. По Ганди, истина не столько гносеологическая, сколько религ.-этич. категория. Ее постижение связано с процессом морального самоусовершенствования, «исканием» и «осуществлением истины в себе». Ганди различает абс. и относит, истины. Если первая является «вечным принципом», «божеством», то вторая существует в сознании человека. Целью «исканий» объявляется абс. истина, т. е. божеств, сущность, к-рая раскрывается через некий мистич. «внутренний голос». Абстрактная, идеалистич. трактовка истины обусловила наличие в Г. известных элементов релятивизма и скептицизма. Отрицая внутр. противоречивость и закономерность развития реальности, Г. стоит на почве метафизики. На принципе морального самосовершенствования основывается концепция морали в Г. Исходным пунктом ее является идея ахимсы, заимствованная из джайнизма, к-рая, однако, трактуется но только как воздержание от нанесения физич. вреда живым существам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Для соблюдения ахимсы требуются «правдивость и храбрость», источником к-рых является «любовь». «Закон любви» приобретает в Г, характер морально-преобразующей силы и дополняется «законом страдания», согласно к-рому последователь ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Ганди считал, что действием «закона страдания» определяется обществ, прогресс. Этич. концепция Г. предусматривает также и ряд др. нравств. принципов: «брахмачария»— воздержание от потворства своим слабостям, «правдивость» и «справедливость», «апа-риграха» — нестяжательство и т. п. Концепция морали, как и философия Г., покоится на идеалистич. и метаф*изич. основе: она исходит из признания надвременного и надклассового характера нравственности, призывает к аскетизму. Из религ.-идеалистич. и неисторич. трактовки морали вытекает общий идеалистич. вывод о том, что условия обществ, жизни определяются уровнем нравств. развития людей. Поэтому моральный подход в решении обществ.-политич. проблем, «морализация» политич. деятельности составляет характерную черту Г. Осн. принципом тактики нац.-освободит. борьбы, выдвинутым Ганди и получившим название «сатьяграхи» (букв.—упорство в истине), является ненасилие. Ганди учил, что независимость Индии от англ. господства (сварадж, букв.—самоуправление) может быть достигнута лишь ненасильств. средствами. Концепция ненасилия в Г. претерпела существ, эволюцию. Сам Ганди рассматривал ненасилие как универсальное средство разрешения жизненных проблем. В то же время перед лицом угрозы япон. агрессии он допускал возможность и необходимость использования вооруж. сил для ее отражения. Однако в целом Г. исходит из того, что «сатьяграха» несовместима с насилием, ввиду чего гандизмом выдвигается необходимость «проникнуться духом ненасилия в мыслях, словах и делах» и решительно осуждаются любые формы насилия. Это обусловлено сущностью Г', как идеологии нац. буржуазии, боявшейся революц. выступлений трудящихся и заинтересованной в том, чтобы массовые движения оставались в рамках ненасильств. форм. Важнейшие формы осуществления «сатьяграхи» — несотрудничество и гражданское неповиновение. Первое предусматривает отказ от должностей и бойкот правительств, учреждений, судов и т. п. Второе основывается на неподчинении законам колониального пр-ва, что наиболее ярко проявилось в массовых кампаниях нарушения соляной монополии (1930). Ганди признавал важную роль широких нар. масс в борьбе за нац. независимость под лозунгом «сатьяграхи». В то же время Ганди осуждал и на практике свертывал массовое движение, если оно даже частично 322 ГАНИВЕТ -ГЛПОЧКА выходило за рамки ненасильств. борьбы. Непременным условием осуществления «сатьяграхи» Г. считает классовый мир, сотрудничество всех классов инд. общества. Г. выдвинул теорию «опеки» имущих над неимущими, капиталистов над рабочими, помещиков над крестьянами. Ганди настойчиво боролся за осуществление индусско-мусульм. единства, что способствовало вовлечению в нац.-освободит, движение наряду с индусами широких масс мусульман. Ганди выступил против одного из самых реакц. пережитков прошлого—кастовой неприкасаемости. В области экономики Г. выдвинул программу возрождения нац. ремесленного произ-ва, т. н. свадеши (букв.— принадлежащий собственной стране), предусматривавшую бойкот иностр. текстильных товаров, возрождение и развитие ручного прядения с целью самообеспечения нац. одеждой. Как идеология буржуазии, Г. отнюдь не требовал коренного преобразования социального строя. Ганди заявлял, что последователи «свадеши» никогда не берутся за «непосильную» задачу преобразования мира, т. к. «миром движут и всегда будут двигать законы, установленные богом». Характерная для этики Г. проповедь любви к бедности, страданиям и аскетич. образу жизни нашла свое выражение в утверждении того, что обществ, прогресс состоит не в росте потребностей и повышении уровня жизни людей, а в «сознательном и добровольном ограничении потребностей», что объективно маскировало поляризацию обществ, богатства и нищеты и растущую классовую противоположность в инд. обществе. Элементы мистицизма в философии и аскетизма в этике, догматизация и фетишизация принципа ненасилия, отрицание необходимости социальных преобразований — все это вызвало глубокие сомнения у ряда видных последователей Ганди. После получения Индией независимости (1947) нек-рые принципы Г. как идеологии нац.-освободит, борьбы утратили или постепенно утрачивают свое значение. В совр. Индии Г. принял новое направление, представленное движением, получившим первоначально название бхудап (букв.—земля, данная в дар). Оно возникло в 1951 под руководством Винобы Бхаве под лозунгом: «Пусть каждый отдаст шестую часть своей земли безземельным». Затем это движение переросло в движение грам-дан, утопич. характер к-рого отразился в призыве к помещикам отказаться от всей собственности на землю. Среди совр. последователей Г. имеют место серьезные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. к проблемам социального, экономич. и политич. развития Республики Индии. Лит.: Ганди М. К., Моя жизнь, пер. с англ., [М. ], ГАНИВЁТ (Ganivet), Гарсиа Анхель (13 дек. 1862—29 нояб. 1898) — исп. мелкобурж. писатель и философ. Г. от неосхоластики перешел на позиции просвещения и мелкобурж. социализма. Стремился определить пути возрождения Испании, к-рые соответствовали бы особенностям исп. нац. _ характера («Испанская идеология»—«Idearium espanol», 1897, 6 изд. 1933); по его мнению, определяющим элементом нац. характера является некий дух исп. земли (т. н. территориальный дух), обусловленный геогра-фич. средой страны, несущий в себе «решение великих политических вопросов». Эту идею географич. детеоминизма, сложившуюся под влиянием учений Монтескье, Бокля и др., он противопоставлял реакц. церк. идеологии «традиционализма». Обществ, прогресс, согласно Г., достигается в итоге стихийного-(«естественного») развития просвещения, свободы мышления и личности. Придя к убеждению, что социализм является неизбежным результатом развития крупной промышленности, Г., однако, вслед за поссибилистами отвергал необходимость политич. борьбы и революц. преобразования общества. Социализм Г. понимал как ассоциацию мелких собственников. Соч.: Obras completas, v. 1—10, Madrid, 1923—30. ГАНОВСКИЙ, Савва Цолович (псевдоним—Трудин) (р. 1897) — болг. философ-марксист. Член Болгарской АН, проф. Софийского ун-та, директор педаго-гич. ин-та при Болгарской АН. Получив высшее образование в Софии, изучал философию в Германии и СССР — в Ин-те красной профессуры (1928—31). С 1914 принял участие в революц. движении. За участие в борьбе против фашизма неоднократно подвергался преследованиям и арестам. После освобождения Болгарии от фашистской оккупации находился на дипломатич. работе. С 1950—51 был председателем Комитета науки, иск-ва и культуры. Труды Г. посвящены филос, педагогич. и социально-по-литич. проблемам. Ряд работ Г. содержат критику бурж. идеалистич. философии (прагматизма, бергсо-нианства, ремкианства и др.). Соч.: Изъ философията на възраждането XVIT в. [Рене Декартъ], С, 1938; Основни направления във философията, С, 1934; Кратка история на философията от древността до най-ново време, С, [2 изд., 1945]. А. Бынков. Болгария. ГАНС (Ganz), Эдуард (22 марта 1798 — 5 мая 1839) — нем. юрист и философ, идеалист-гегельянец. Доцент (с 1820), проф. римского права (с 1825) Берлинского ун-та. Ученик Гегеля, Г. выступил против господствовавшей в юриспруденции т. н. историч. школы права (Г. Гуго, Савиньи) и за создание филос. школы права в духе Гегеля. Развитие права рассматривал как выражение абс. идеи, а собственность как осуществление вечной, неизменной идеи права. Г. был одним из издателей первого собр. соч. Гегеля [впервые издал лекции Гегеля по философии истории, 1837; опубликовал 2-е изд. его «Философии права» (Hegel, Grundliniender Philosophie des Rechts, 1833), включив в него ок. 200 прибавлений на основе записей слушателей]. Участвовал в издании журнала «Jahr-bucher fur wissenschaftliche Kritik» (Stuttgart, 1827). Соч.: Ober romisches Obligationenrecht..., Hdlb., 1819; Scholien zum Gains, В., 1821; Das Erbrecht in weltgesclri-chtlicher Entwickelung, Bd 1—4, В., 1824—35; Ober die Grundlage des Besitzes, В., 1839; System des romischen Civilrechts im Grimdrisse, В., 1827. Лг(т.:Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство. Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 196: Moog W., Hegel und die Hegelsche Schule, Munch., 1930; Erdmann J. E., Grundriss der Gescfcichte der Philosophie,4 Aufl., Bd 2, В., 1896. Б. Раббот. Москва. rAOC(Gaos), Xoce (p. 1900) — мекс. бурж. философ, близкий по воззрениям к идеализму Ортега-и-Гасета. Учился в ун-тах Валенсии и Мадрида, ректор Мадридского ун-та (1936—39), с 1939 — преподаватель ун-та в Мехико. Г.— автор ряда работ по истории идеалистич. философии. Перевел на исп. яз. статьи и книги западноевроп. философов, в т. ч. соч. экзистенциалиста Хейдеггера «Бытие и время» («El ser у el tiempo», 1951). Соч.: La filosofia de Maimonides, [Mexico, 1940]; Filo-sofia de la filosofia e historia de la filosofia. Mexico, 1947; Dos ideas de la filosofia, [Mexico, 1940]; El pensamiento hispanoamericano, Mexico, [1944]; Filosofia mexicana de nues-tros dias, Mexico, 1954. Лит.: De Brie G. A. led.], Bibliographia philoso-phica 1934—1945, v. 1—2, Brux., 1945. ГАПОЧКА, Павел Никитич [р. 16 (29) июля 1908] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1953). ГАРАГАШЯН - ГАРМОНИЯ 323 Член КПСС с 1928. Окончил Моск. пед. ин-т им. К. Либкнехта (1933), учился в Ин-те красной профессуры (1935—37). Преподает философию с 1933. С 1953 — проф. Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Работает над проблемами историч. материализма и теории науч. коммунизма. Соч.: Как жил и боролся Сен-Катаяма, [М.], 1934; Сочетание личных и общественных интересов при социализме, «Большевик», 19 48, № 6; Поеднання особистих i громадсь-ких iHTepeciB при соц1ал1зм1, Кит, 1948; Поеднання особистих i громадських iHTepeciB у колгоспах, Ки1в, 1948; Ликвидация противоположности между городом и деревней в СССР, «Вопр. философии», 1952, №4; Ликвидация противоположности между городом и деревней в СССР и пути преодоления существенного различия между ними, М., 1952 (Автореф. дисс.). ГАРАГАШЯН, Антон (1818—1903) — арм. философ и историк. Жил в Константинополе. В прошлом священник, Г. преодолел идеализм и через деизм вплотную подошел к материализму и атеизму. Г. считал бога выдумкой, явившейся результатом невежества людей, а религию — препятствием в умств. и нравств. развитии («Религия и нравственность», 1880). Разделяя философов на материалистов и идеалистов, Г. рассматривал историю философии как поиски науч. метода, соответствующего характеру объекта исследования. Гл. роль в этих поисках Г. отводил материалистам, называя франц. материалистов 18 в. «революционерами мысли» («Краткая история философии»1, Константинополь, 1868). Отвергая учение о врожденных идеях, Г. считал мысль результатом воздействия на органы чувств объективно существующих предметов, а разум — сосредоточением развивающегося опыта («Разум и критика»2, 1886). Фигуры логики он трактовал как опосредствованное отражение объективных связей («Принципы логики»3, Константинополь, 1864).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|