Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 23 глава




Г. резко отрицательно относился к опиравшейся на Аристотеля схоластич. логике. При разработке но­вой методологии Г. выдвигал прежде всего значение опыта, на к-рое указывали и многие мыслители до Г. Однако, в отличие от них, Г. имел в виду не простое наблюдение природы, а планомерно поставленный экс­перимент, посредством к-рого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и полу­чает ответы на них. Путь такого экспериментального исследования природы — путь выявления ее наибо­лее простых элементов, был назван Г. резолю­тивным методом, к-рый, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы. Резолютивный, или аналитич., метод исследования Г. подводил к действит. объяснению многих явлений природы, блестящим до­казательством чего является открытие им ряда за­конов механики. При этом Г. руководствовался не только аналитич., но и к о м п о з и т и в н ы м, т. е. синтетич., методом, к-рый, посредством цепи дедук­ций, проверяет истинность выдвинутых в процессе анализа гипотетич. предположений. Только совмест-


ное применение резолютивного и композитивиого ме­тодов способно, по Г., привести ученого к открытию новых истин. Дедукция же отнюдь не является схо­ластич. силлогистикой, а представляет собой путь математич. исчисления явлений природы. Поняв, ка­кое громадное значение при изучении природы имеет количеств, анализ, Г. установил связь опытно-ин­дуктивных и абстрактно-дедуктивных исследований природы.

В понимании природы Г. выступал как механи-стич. материалист и рассматривал материю как ре­альную субстанцию вещей, обладающую совершенно определенной структурой. Для объяснения последней Г. воскрешал антич. атомизм (одновременно выступая против наивного понимания чувств, достоверности), сводя все чувств, качества к механич. движению частиц вещества. Все вкусы, запахи, цвета и т. п. являются результатом субъективных впечатлений чувств и исчезают с устранением воспринимаю­щего субъекта («Пробирщик...» — «И Saggiatore...»). Это учение Г. стало в 17 —18 вв. общим местом ме-ханистич. материализма, неспособного к диалектико-историч. пониманию природы и человека.

Механицизм Г. привел к допущению идеи создания богом солнца и всех планет. Бог сообщил им опре­деленный порядок, к-рый в дальнейшем остается неизменным, а природа живет по своим собственным законам. Эта мысль предвосхищает возникший вско­ре деизм. Проявлением метафизич. ограниченности воззрений Г. следует также считать и его убеждение в том, что математич. законосообразность, посред­ством к-рой исправляется чувств, картина явлений и познается истинное содержание веществ, мира, име­ет доопытный и внеопытный характер. Метафизич. характер философско-методологич. идей Г. был ис­торически обусловлен и не помешал им, как и вооб­ще метафизич. методу, сыграть прогресс, роль в об­щем ходе развития естествознания и философии 17— 18 вв. (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 21).

Прогрессивный характер мировоззрения Г. полу­чил отражение и в лит. форме созданных им трудов. Г. писал преимущественно на родном, итал., а не на лат. языке. Отказавшись от свойств, схоластике со­бирания и пересказа сведений, почерпнутых гл. обр. в соч. антич. авторов и «отцов церкви», Г. положил в основу науки самостоят, наблюдение и анализ явлений природы. Эклектич. эрудиция схоластики уступила у Г. место живой и образной речи человека, как бы впер­вые всматривающегося в мир.

Соч.: Le ореге..., prima edizione completa, t. 1—15 e uno supplements, Firenze, 1842—Ьб'.Ье ореге..., Edizione na-tionale, Publ. A. Favaro [и др.], v. 1—20, Firenze, 1929— 1939; Беседы и математические доказательства..., Соч., т. 1, [М.— Л., 1934]; Послание к Франческо Инголи [1624], пер. [с итал.], вкн.: Галилео Галилей. 1564—1642, М.—Л., 1943, с. 142—83; Диалог о двух главнейших системах мира... [пер. с англ.], М.—Л., 1948.

Лит.: Галилео Галилей. 1564—1642, М.—Л., 1943 (Сбор­
ник, посвящ. 300-летней годовщине со дня смерти Галилео
Галилея, под ред. акад. А. М. Деборина); Выгодский
М. Я., Галилей и инквизиция, ч. 1, М.—Л., 1934; О л ь ш к и
Л., История научной литературы на новых языках, пер. с
нем., т. 3., М.—Л., 1933; Васильев С. Ф., Мировоззре­
ние Галилея, в его кн.: Из истории научных мировоззре­
ний. Сб. статей,М.—Л., 1935. с. 55—67; Вавилов С. И.,
Галилей, в кн.: Большая Советская Энциклопедия, 2 изд.,
т. 10, М., [1952], с. 125—30; С arli A. ed Favaro A., Bib-
liografia galileiana (1568—1895), Roma, 1896; Rossi G.,
La continuita fiiosofica dal Galilei al Kant, Catania, 1901;
Wieser F., Galilei als Philosoph, Basel, 1919 (Diss.);
W о h 1 w i 1 1 E.,Galilei und sein Kampf fur die Copernica-
nische Lehre, Bd 1—2, Hamb.—Lpz., 1909—26; Banf i A.,
Galileo Galilei, Mil., 1949. в. Соколов. Москва.

ГАЛИЧ. (Никифоров, Говоров), Алек­сандр Иванович (1783—9 сент. 1848)—рус. психо­лог и философ-идеалист. В 1809—13 учился в Гер­мании. Преподавал рус. и лат. языки в Царскосельском лицее и философию в Педагогич. ин-те (с 1817— ун-т); при реакц. преобразовании ун-та Руничем


320 ГАМАН - ГАНГЕША УПАДХЬЯЯ


(1821—22) был лишен права чтения лекций. В своих университетских лекциях (подготовленных к печа­ти, но неизданных; описаны впервые Н. С. Горди-енко, см. журн. «Вопросы философии», 1958, № 5) Г. доказывал независимость объективного мира от познават. сил человека, подчиненность мышления объективным законам, неуничтожимость «сотворен­ной материи». Понимая истину как соответствие зна­ния предметам, Г. критиковал в этой связи субъек­тивный идеализм.

В «Истории философских систем, по иностранным руководствам составленной...» (2 кн., 1818 — 19), включавшей рассмотрение философии Шеллинга и «Науки логики» Гегеля, Г. определял предмет исто­рии философии как «покушения человеческого духа решить важнейшие для него задачи помощью умо­зрения», требовал установления причин возникновения филос. систем и систематизации историко-филос. фактов. Отдавая дань уважения методологии опыт­ных наук, Г. выступал против материализма. При­ложенный к книге «Опыт философского словаря» явил­ся вместе с «Лексиконом философских предметов» Г. (т. 1, 1845) одной из первых в России попыток со­здания справочника по философии.

В эстетике Г. выступал с позиций объективного идеализма («Опыт науки изящного», 1825). Для него гений художника — частица божеств, духа (указ. кн., с. 61—62), а произведения этого гения запе­чатлевают божеств, идею (с. 74—75). «Изящное» имеет свою цель в самом себе (с. 20), чем отличается от нрав­ственного и истинного. В «изящном», по Г.,«устраняют­ся случайные черты, временные и местные ограничения и удерживается только существенный харак­тер целого рода или класса» (с. 25; см. также с. 23, 155). С этих позиций Г. критиковал теорию подражания, классифицировал виды иск-ва по родам чувств человека; считал романтизм иск-вом будущего (с. 56).

В психологии («Картина человека...», 1834) Г. пы­тался совместить идеалистич. и естеств.-науч. трак­товку духовной жизни. Изложению своей психоло-гич. системы он предпосылал описание тела и его функций. Первоисточник познания Г. видел в ощуще­ниях. Мышление развивается по ступеням—от «полу­мыслей» (гипотез) через понятия к идеям, имеющим -«принудительную силу законов». Г. дал описание раз­личных качеств ума—от гениальности до «безумия».

Лит.: Никитенко А., Александр Иванович Га­лич.., СПБ, 1869 (в приложении—отрывки из произведений Г., с. 88 100); Е л ь н и п к и й А., Галич А. И. в кн.: Гу_ский биография, словарь, [т. 4], М., 1914 (имеется биб-лпогр.); АнаньевБ. Г., Очерки истории русской психоло­гии XVIII и XIX веков, [М.], 1947, гл. 3, с. 74 — 79; Г о р-д и е н к о Н. С, А. И. Галич как историк философии, «Тр. Ленингр. сан.-гигиен, мед. ин-та», 1959, т. 145-А. 3. Каменский, М. Соколов. Москва.

ГАМАН (Hamann), Иоганн Георг (27 авг. 1730— 21 июня 1788) — нем. филолог и философ-идеалист, сторонник учения о непосредственном знании. Соч. Г. «Крестовые походы филолога» («Kreuzzuge des Philo-logen», 1762, в книгу входит соч. по эстетике — «Aesthetica in mice»), «Метакритика о пуризме разума» («Metakritik iiber den Purismum der Ver-nunft», 1784, изд. посмертно, 1800) и др., направ­ленные против идей просветителей, а также философии Канта, содержат элементы диалектики, мысль о един-•стве человеческой природы, привлекшие к Г. интерес Гердераи Гёте (см. его автобиографию — «Собр. соч. в 13 томах», т. 9). Этими идеями, а также своей борь­бой с рассудочным методом мышления, мыслями о сов­мещении противоположностей как о всеобщем законе бытия, высокой оценкой роли чувства и образа в поэзии (к-рая, по Г., древнее прозы и составляет первоначальный язык человечества), утверяадением «культа гения», критическим отношением к феод.-


сословному строю («Мысли о моем жизненном пути» — «Gedanken uber moinen Lebenslauf», 1758, изд. 1821) Г. оказал влияние на бурж.-демократия, лнт. дви­жение «бури и натиска». Г.— автор работ по языку, поэзии и эстетике, в к-рых он полемизировал с тео­рией языка Гердера. Враждебность рационализму Просвещения получила у Г. религ.-мистич. окраску и сочеталась с защитой христ. догматики, а протест против рассудочности вел Г. к интуитивизму. Защи­та веры и интуитивного познания Г. используется совр. реакц. иррационалистич. течениями бурж. философии.

Соч.: Schriften und Briefe, Bd 1—4, Hannover, 1872—74; Hauptschriften, Lpz., [1937]; Samtliche Werke, Bd 1—4, W., 1949—52.

Лит.: Г а й м Р., Гердер, его жизнь и сочинения, т.1—2, пер. с нем., М., 1888 (по Указателю); Кожевников В. А., Философия чувства и веры...,ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Учение о непосредственном знании в истории философии но­вого времени, «Вопр. философии», 1957, № 6, 1959, № 11; W е Ь е г Н., Hamann und Kant..., Munch., 1904; H i 1 In er G., I. G. Hamann und das Christentum, [Bd] 1—3, Riga, 1924— 1925; TJ n g e г R., Hamann und die Aufklarung, Bd 1 — 2, 2 Aufl., Halle, 1925; M e t z k e E., J. G. Hamanns Stellung in der Philosophie des 18. Janrnunderts, Halle, 1934.

Г. Фридлендер. Ленинград.

ГАМАРРА (Gamarra), Хуан Бенито Диас де (1745— 12 нояб. 1783) — мекс. просветитель, философ и пе­дагог. В соч. «Элементы современной философии» («Elementa recentioris philosophiae», v. 1—2, 1774) и «Философские Академии» («Academies filoso-ficas», 1774) Г. вслед за исп. сторонниками Де­карта — Мартинесом и Тоска, защищал самосто­ятельность разума по отношению к католич. дог­ме. Философия, по Г., есть познание истинного посред­ством разума и рассудка; логика — инструмент для познания истины. Г. стоял на позициях дуализма (се­бя он считал эклектиком), в духе к-рого решал воп­рос о природе материи, называя ее протяженной и делимой субстанцией, душу же — мыслительным на­чалом в человеке. В работе «Заблуждения челове­ческого разума» («Errores del entendimiento huma-no», 1781) Г. критиковал социальную несправед­ливость, идеологически подготавливая тем самым войну за независимость исп. колоний в Америке (1810—26).

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 623; J u n с о
Victoria, Gamarra о el eclecticismo en Mexico, Mexico,
1944; Ramos S., Historia de la filosofia en Mexico. Mexico,
1943. P. Бургете. Москва.

ГАМИЛЬТОН (Hamilton), Уильям, лорд (8 марта 1788 — 6 мая 1856) — англ. философ-идеалист. Шот­ландец по происхождению. Профессор Эдинбургско­го ун-та. Г. сочетал эмпиризм шотландской школы (Рид) с рационалистич. и агностич. элементами кан­тианства. К первичным чувств, данным Г. присо­единял априорные формы рассудка и дуалистически признавал непосредств. достоверность существования и материального и духовного миров. Познание бога, в отличие от шотландской школы и в соответствии с Кантом, он считал возможным через моральный пос­тулат. С агностич. и релятивистской позиции Г. вы­ступал против идеализма Шеллинга и Кузена. Выдви­нув учение о «квантификации предиката», рассматри­вающее логич. суждение как ур-ние, выражающее количеств, отношение объемов понятий, Г. явился одним из предшественников математич. логики.

Соч.: Philosophy of the unconditioned in reference tc Cousin's doctrine of the infinito-absolute, в его кн.: Discus­sions on philosophy and literature, 3 ed., Edin. — L., 1866; Lectures en Metaphysics and Logic, v. 1—4, [3 ed.], Edin. —L., 1866—70.

Лит.: М и л л ь Дж. Ст., Обзор философии сэра В. Гамиль­
тона..., пер. [с англ.], СПБ, 1869; Rasmussen S. V.,
The philosophy of sir William Hamilton. A study, K0ben-
havn, 1925. Б. Быховский. Москва,

ГАНГЁША УПАДХЬЯЯ — инд. философ 12 в.^ последователь школы ньяя. Его работы составили но­вый этап в развитии ньяя, т. н. навьяньяя. В своей


ГАНДИ - ГАНДИЗМ 321


гл. работе «Размышление об истине» («Таттва-чинта-мани») Г. У. осн. внимание уделял разработке вопросов логики, с помощью к-рой он, в противовес •объективному идеализму веданты и субъективно-идеа-листич. школам буддизма, доказывал реальность су­ществования вещей и их независимость от сознания человека. Вместе с тем изложение вопросов логики у Г. У. дано в туманной религ. форме. Эта особен­ность учения Г. У. была усилена егб последователя­ми, вследствие чего логика ньяи превратилась в схоластику.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 194; History
of philosophy Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan
and others, v. 1, L., 1952, p. 232. H. Аникеев. Москва.

ГАНДИ, Мохандас Кармчанд (2 окт. 1869— 30 янв. 1948) — деятель национально-освободит. дви­жения в Индии, основатель идеологии и тактики гандиз­ма. По окончании средней школы в 1887 отправился в Англию для получения юри-дич. образования. В 1891 вер­нулся в Индию и занимался адвокатской деятельностью. В 1893 Г. уехал в Юж. Афри­ку, где участвовал в борьбе за домократич. права индий­цев-эмигрантов. Создал орга­низацию «Индийский кон­гресс в Натале», в задачу к-рой входила ненасильств. борьба за избират. права индийцев; издавал газету «Indian Opinion». В этот период находился в переписке с Л. Толстым, к-рого высоко почитал. Вернувшись в 1915 на родину, Г. стал одним из видных руководителей нац.-ос­вободит, движения. В период подъема революц. мас­совой борьбы против англ. империализма (1919—22) Индийский национальный конгресс принял предлож. Г. программу ненасильств. пееотрудничества под лозунгом сатьяграхи (букв.— упорство в истине), к-рая стала одной из осн. форм антиимпериалистич. движения в Индии.

Г. издавал газету «Young India» и еженедельник «Harijan». Разъезжая по стране и разъясняя за­дачи ненасильств. борьбы за нац. независимость, он выступал за индусско-мусульм. единение, против не­прикасаемости, за раскрепощение женщины, за нац. систему нар. образования и т. п. Многократно под­вергался репрессиям со стороны англ. колониаль­ного пр-ва. За патриотизм и аскетич. образ жизни получил в народе имя Махатма (великая душа). Был убит одним из членов реакц. орг-ции «Хинду Маха-сабха».

Соч.: Speeches and writings, 3 ed., Madras. (1922]; Young India, 1919—1922, Madras. 1922; Young India, [2 series. 1924— 1926], N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; Моя жизнь, пер. с англ., [М.], 1959.

Лит.: Роллан Р., Махатма Ганди, гпер. с франц.],
Л.—М., 1924; Т е n d u 1 k a r D. G., Mahatma. Lite ot Moha­
ndas Karamchand Gandhi, v. 1—8 [Bombay, 1951—54];
rischer L., The life of Mahatma Gandhi, L., [1951 ^Nan-
da B. R.. Mahatma Gandhi. A biography, L., 1958; [N a i r]
P у a r e 1 a 1, Mahatma Gandhi. The last phase, v. 1—2,
Ahmedabad,1956—58; Mahatma Gandhi, India.Ministry of Infor­
mation and Broadcasting. Publications Division. [Delhi, 1954].
См.также лит. при ст. Гандизм. А. Литман. Москва.

ГАНДИЗМ — религ.-филос. и обществ.-политич. учение, идеология инд. бурж. национализма и антиимпериалистич. движения в Индии, получившая название по имени ее основателя М. К. Ганди.

В области философии Г. представляет собой кон­цепцию объективного идеализма, исходным принци­пом к-рой является идея божеств, реальности, отож­дествляемой с истиной: бог есть истина. По Ганди, истина не столько гносеологическая, сколько религ.-этич. категория. Ее постижение связано с процессом


морального самоусовершенствования, «исканием» и «осуществлением истины в себе». Ганди различает абс. и относит, истины. Если первая является «вечным прин­ципом», «божеством», то вторая существует в созна­нии человека. Целью «исканий» объявляется абс. истина, т. е. божеств, сущность, к-рая раскрывается через некий мистич. «внутренний голос». Абстрактная, идеалистич. трактовка истины обусловила наличие в Г. известных элементов релятивизма и скептициз­ма. Отрицая внутр. противоречивость и закономер­ность развития реальности, Г. стоит на почве мета­физики.

На принципе морального самосовершенствования основывается концепция морали в Г. Исходным пунктом ее является идея ахимсы, заимствованная из джайнизма, к-рая, однако, трактуется но только как воздержание от нанесения физич. вреда живым суще­ствам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Для соблюдения ахимсы требуют­ся «правдивость и храбрость», источником к-рых является «любовь». «Закон любви» приобретает в Г, характер морально-преобразующей силы и дополняет­ся «законом страдания», согласно к-рому последо­ватель ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Ганди считал, что действием «закона страдания» оп­ределяется обществ, прогресс. Этич. концепция Г. предусматривает также и ряд др. нравств. принци­пов: «брахмачария»— воздержание от потворства сво­им слабостям, «правдивость» и «справедливость», «апа-риграха» — нестяжательство и т. п.

Концепция морали, как и философия Г., покоится на идеалистич. и метаф*изич. основе: она исходит из признания надвременного и надклассового харак­тера нравственности, призывает к аскетизму. Из религ.-идеалистич. и неисторич. трактовки мора­ли вытекает общий идеалистич. вывод о том, что условия обществ, жизни определяются уровнем нравств. развития людей. Поэтому моральный под­ход в решении обществ.-политич. проблем, «мо­рализация» политич. деятельности составляет харак­терную черту Г. Осн. принципом тактики нац.-освободит. борьбы, выдвинутым Ганди и получившим название «сатьяграхи» (букв.—упорство в истине), является ненасилие. Ганди учил, что независимость Индии от англ. господства (сварадж, букв.—самоупра­вление) может быть достигнута лишь ненасильств. средствами. Концепция ненасилия в Г. претерпела су­ществ, эволюцию. Сам Ганди рассматривал ненасилие как универсальное средство разрешения жизненных проблем. В то же время перед лицом угрозы япон. аг­рессии он допускал возможность и необходимость ис­пользования вооруж. сил для ее отражения. Однако в целом Г. исходит из того, что «сатьяграха» несовмести­ма с насилием, ввиду чего гандизмом выдвигается не­обходимость «проникнуться духом ненасилия в мыс­лях, словах и делах» и решительно осуждаются лю­бые формы насилия. Это обусловлено сущностью Г', как идеологии нац. буржуазии, боявшейся революц. выступлений трудящихся и заинтересованной в том, чтобы массовые движения оставались в рамках не­насильств. форм. Важнейшие формы осуществления «сатьяграхи» — несотрудничество и гражданское непо­виновение. Первое предусматривает отказ от долж­ностей и бойкот правительств, учреждений, судов и т. п. Второе основывается на неподчинении зако­нам колониального пр-ва, что наиболее ярко прояви­лось в массовых кампаниях нарушения соляной монополии (1930).

Ганди признавал важную роль широких нар. масс в борьбе за нац. независимость под лозунгом «сать­яграхи». В то же время Ганди осуждал и на практике свертывал массовое движение, если оно даже частично


322 ГАНИВЕТ -ГЛПОЧКА


выходило за рамки ненасильств. борьбы. Непремен­ным условием осуществления «сатьяграхи» Г. счи­тает классовый мир, сотрудничество всех классов инд. общества. Г. выдвинул теорию «опеки» иму­щих над неимущими, капиталистов над рабо­чими, помещиков над крестьянами. Ганди настой­чиво боролся за осуществление индусско-мусульм. единства, что способствовало вовлечению в нац.-ос­вободит, движение наряду с индусами широких масс мусульман. Ганди выступил против одного из самых реакц. пережитков прошлого—кастовой неприкасае­мости. В области экономики Г. выдвинул программу возрождения нац. ремесленного произ-ва, т. н. сваде­ши (букв.— принадлежащий собственной стране), предусматривавшую бойкот иностр. текстильных това­ров, возрождение и развитие ручного прядения с целью самообеспечения нац. одеждой. Как идеология буржуазии, Г. отнюдь не требовал коренного пре­образования социального строя. Ганди заявлял, что по­следователи «свадеши» никогда не берутся за «непо­сильную» задачу преобразования мира, т. к. «миром движут и всегда будут двигать законы, установлен­ные богом». Характерная для этики Г. проповедь любви к бедности, страданиям и аскетич. образу жиз­ни нашла свое выражение в утверждении того, что обществ, прогресс состоит не в росте потребностей и повышении уровня жизни людей, а в «сознательном и добровольном ограничении потребностей», что объективно маскировало поляризацию обществ, бо­гатства и нищеты и растущую классовую противо­положность в инд. обществе. Элементы мистицизма в философии и аскетизма в этике, догматизация и фетишизация принципа ненасилия, отрицание необ­ходимости социальных преобразований — все это вы­звало глубокие сомнения у ряда видных последова­телей Ганди.

После получения Индией независимости (1947) нек-рые принципы Г. как идеологии нац.-освободит, борьбы утратили или постепенно утрачивают свое зна­чение. В совр. Индии Г. принял новое направление, представленное движением, получившим первона­чально название бхудап (букв.—земля, данная в дар). Оно возникло в 1951 под руководством Винобы Бхаве под лозунгом: «Пусть каждый отдаст шестую часть своей земли безземельным». Затем это движение переросло в движение грам-дан, утопич. характер к-рого отразился в призыве к помещикам отказаться от всей собственности на землю. Среди совр. последователей Г. имеют место серьезные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. к проблемам социального, экономич. и политич. развития Республики Индии.

Лит.: Ганди М. К., Моя жизнь, пер. с англ., [М. ],
1959; Датт П., Индия сегодня, пер. с англ., М., 1948;
Неру Д ж., Автобиография, пер. с англ., М., 1955; Датта
Д.. Философия Махатмы Ганди, пер. с англ., M.,1959;Dha-
w a n G., The political philosophy of Mahatma Gandhi, [2 ed.],
Ahmedabad, [1951]; MashruwalaK. G., Gandhi and
Marx, Ahmedabad, [.1951 ]; P r a s a d R., At the feet of Ma­
hatma Gandhi, N.Y.,[1955]; N a m b о о d i г i p a d E. M. S.,
The Mahatma and the Ism, New Delhi, 1958. См. также лит.
к ст. Ганди. А. Литман. Москва.

ГАНИВЁТ (Ganivet), Гарсиа Анхель (13 дек. 1862—29 нояб. 1898) — исп. мелкобурж. писатель и философ. Г. от неосхоластики перешел на позиции просвещения и мелкобурж. социализма. Стремился определить пути возрождения Испании, к-рые соот­ветствовали бы особенностям исп. нац. _ характера («Испанская идеология»—«Idearium espanol», 1897, 6 изд. 1933); по его мнению, определяющим элемен­том нац. характера является некий дух исп. земли (т. н. территориальный дух), обусловленный геогра-фич. средой страны, несущий в себе «решение ве­ликих политических вопросов». Эту идею географич. детеоминизма, сложившуюся под влиянием учений


Монтескье, Бокля и др., он противопоставлял реакц. церк. идеологии «традиционализма». Обществ, про­гресс, согласно Г., достигается в итоге стихийного-(«естественного») развития просвещения, свободы мыш­ления и личности.

Придя к убеждению, что социализм является не­избежным результатом развития крупной промышлен­ности, Г., однако, вслед за поссибилистами отвергал необходимость политич. борьбы и революц. преобразо­вания общества. Социализм Г. понимал как ассоциа­цию мелких собственников.

Соч.: Obras completas, v. 1—10, Madrid, 1923—30.
Лит.: Almagro M. Fernandez, Vida у obras de-
A Ganivet, Valenza, 1925. Д. Претель. Москва.

ГАНОВСКИЙ, Савва Цолович (псевдоним—Трудин) (р. 1897) — болг. философ-марксист. Член Болгар­ской АН, проф. Софийского ун-та, директор педаго-гич. ин-та при Болгарской АН. Получив высшее образование в Софии, изучал философию в Гер­мании и СССР — в Ин-те красной профессуры (1928—31). С 1914 принял участие в революц. движе­нии. За участие в борьбе против фашизма неоднократ­но подвергался преследованиям и арестам. После освобождения Болгарии от фашистской оккупации находился на дипломатич. работе. С 1950—51 был пред­седателем Комитета науки, иск-ва и культуры. Труды Г. посвящены филос, педагогич. и социально-по-литич. проблемам. Ряд работ Г. содержат критику бурж. идеалистич. философии (прагматизма, бергсо-нианства, ремкианства и др.).

Соч.: Изъ философията на възраждането XVIT в. [Рене Декартъ], С, 1938; Основни направления във философията, С, 1934; Кратка история на философията от древността до най-ново време, С, [2 изд., 1945]. А. Бынков. Болгария. ГАНС (Ganz), Эдуард (22 марта 1798 — 5 мая 1839) — нем. юрист и философ, идеалист-гегельянец. Доцент (с 1820), проф. римского права (с 1825) Берлинского ун-та. Ученик Гегеля, Г. выступил про­тив господствовавшей в юриспруденции т. н. историч. школы права (Г. Гуго, Савиньи) и за создание филос. школы права в духе Гегеля. Развитие права рас­сматривал как выражение абс. идеи, а собственность как осуществление вечной, неизменной идеи права. Г. был одним из издателей первого собр. соч. Гегеля [впервые издал лекции Гегеля по философии исто­рии, 1837; опубликовал 2-е изд. его «Философии права» (Hegel, Grundliniender Philosophie des Rechts, 1833), включив в него ок. 200 прибавлений на основе запи­сей слушателей]. Участвовал в издании журнала «Jahr-bucher fur wissenschaftliche Kritik» (Stuttgart, 1827). Соч.: Ober romisches Obligationenrecht..., Hdlb., 1819; Scholien zum Gains, В., 1821; Das Erbrecht in weltgesclri-chtlicher Entwickelung, Bd 1—4, В., 1824—35; Ober die Grundlage des Besitzes, В., 1839; System des romischen Civilrechts im Grimdrisse, В., 1827.

Лг(т.:Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство. Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 196: Moog W., Hegel und die Hegelsche Schule, Munch., 1930; Erdmann J. E., Grundriss der Gescfcichte der Philosophie,4 Aufl., Bd 2, В., 1896.

Б. Раббот. Москва. rAOC(Gaos), Xoce (p. 1900) — мекс. бурж. философ, близкий по воззрениям к идеализму Ортега-и-Гасета. Учился в ун-тах Валенсии и Мадрида, ректор Мад­ридского ун-та (1936—39), с 1939 — преподаватель ун-та в Мехико. Г.— автор ряда работ по истории идеалистич. философии. Перевел на исп. яз. статьи и книги западноевроп. философов, в т. ч. соч. экзис­тенциалиста Хейдеггера «Бытие и время» («El ser

у el tiempo», 1951).

Соч.: La filosofia de Maimonides, [Mexico, 1940]; Filo-sofia de la filosofia e historia de la filosofia. Mexico, 1947; Dos ideas de la filosofia, [Mexico, 1940]; El pensamiento hispanoamericano, Mexico, [1944]; Filosofia mexicana de nues-tros dias, Mexico, 1954.

Лит.: De Brie G. A. led.], Bibliographia philoso-phica 1934—1945, v. 1—2, Brux., 1945.

ГАПОЧКА, Павел Никитич [р. 16 (29) июля 1908] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1953).


ГАРАГАШЯН - ГАРМОНИЯ 323


Член КПСС с 1928. Окончил Моск. пед. ин-т им. К. Либкнехта (1933), учился в Ин-те красной профессуры (1935—37). Преподает философию с 1933. С 1953 — проф. Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Работает над проблемами историч. материа­лизма и теории науч. коммунизма.

Соч.: Как жил и боролся Сен-Катаяма, [М.], 1934; Сочетание личных и общественных интересов при социализ­ме, «Большевик», 19 48, № 6; Поеднання особистих i громадсь-ких iHTepeciB при соц1ал1зм1, Кит, 1948; Поеднання особи­стих i громадських iHTepeciB у колгоспах, Ки1в, 1948; Лик­видация противоположности между городом и деревней в СССР, «Вопр. философии», 1952, №4; Ликвидация проти­воположности между городом и деревней в СССР и пути преодоления существенного различия между ними, М., 1952 (Автореф. дисс.).

ГАРАГАШЯН, Антон (1818—1903) — арм. фи­лософ и историк. Жил в Константинополе. В прошлом священник, Г. преодолел идеализм и через деизм вплотную подошел к материализму и атеизму. Г. считал бога выдумкой, явившейся ре­зультатом невежества людей, а религию — препятст­вием в умств. и нравств. развитии («Религия и нрав­ственность», 1880). Разделяя философов на материа­листов и идеалистов, Г. рассматривал историю фило­софии как поиски науч. метода, соответствующего характеру объекта исследования. Гл. роль в этих поисках Г. отводил материалистам, называя франц. материалистов 18 в. «революционерами мысли» («Крат­кая история философии»1, Константинополь, 1868). Отвергая учение о врожденных идеях, Г. считал мысль результатом воздействия на органы чувств объектив­но существующих предметов, а разум — сосредото­чением развивающегося опыта («Разум и критика»2, 1886). Фигуры логики он трактовал как опосред­ствованное отражение объективных связей («Прин­ципы логики»3, Константинополь, 1864).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...