Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 24 глава




В четырехтомной «Критической истории армянского народа»4 (1880—95) и в работе «Разум и критика» Г. с позиций бурж. просветительства критиковал фео­дализм, усматривая решающую силу обществ, про­гресса в усвоении народом новых идей. Г. написал так­же сочинения «Искусство риторики...»5 (Вена, 1844), «Краткая философия...»6 (Константинополь, 1868), «География политическая, экономическая и физиче­ская...»7 (Константинополь, 1873) и др.

Лит.: Ш а к а р я н Г. Г., Философские взгляды А. М. Гарагашяна, Ереван, 1958 (Автореф. дисс).

Г. Хрлопян. Ереван.

ГАРВЕ (Garve), Христиан (7 янв. 1742—1 дек. 1798)—нем. философ, представитель т. н. популярной философии. Пропагандировал идеи Просвещения. Пе­ревел на нем. яз. многочисл. произведения Аристоте­ля, Цицерона, Фергюсона, Бёрка и А. Смита. Автор рецензии на «Критику чистого разума», Г. упрекал Канта в берклеанстве, «высшем идеализме». (Эта ре­цензия появилась в сокращ. виде в янв. 1782 в журн. «Zugaben zu den Gottingischen Anzeigen von gelehrten Sachen», полностью напечатана в 1785 в «Allgemeine


deutsche Bibliothek»). В дальнейшем Г. критиковал теорию Канта с позиции этич. учения, кладущего в основу нравственности учение о стремлении чело­века к счастью (см. Эвдемонизм).

Соч.: Schriften, [Bd 1—26], Breslau, 1785—1804.

Лит.: Stern A., Ober die Beziehungen Chr. Garve-'b
zu Kant, Lpz., 1884; Miiller P., Chr. Garves Moralphiloso-
phie und seine Stellungsnahrne zu Kants Etliik, Bern—Lpz.,
1905, (Diss.). Г. Штиллер. Берлин.

ГАРЕДЖЁЛИ, Давид (6 в.) — груз, философ-идеа­лист. Образование получил в Сирии, в груз, монасты­ре. По нек-рым сведениям, является автором «Книги поучений», от к-рой сохранилось лишь кеск. фрагмен­тов (см. «Древние редакции житий...»1). Согласно воз­зрениям Г., душа выше материи; все, порожденное во времени, со временем исчезает; мир не вечен, вечность принадлежит только богу. Существует т. зр. о род­стве идей Г. со взглядами П. Ивера, особенно в во­просе о бесконечности и невыразимости бога. Г. вы­ступал против зороастризма.

Лит.: Иоанн Петрици, Рассмотрение платоновской фи­лософии и Прокла Диадоха, пер. с груз, и исследование И. Д. Панцхава, Тб., 1942, с. 25—26.

6^](j^)bodQ 'З., ^о£ют£)СГО crjo^mbcncgoob оЬфгоАоо, ф. 1, cn&o^obo, 1956; Ьо^рй'Эд^по Ъ-, ^ос^от^^о ЬоЪсп^а-

Ьо 1954. В. Нердзевавзе. Тбилиси.

ГАРИН (Garin), Эудженио (р. 9 мая 1909) — итал. прогрессивный философ. С 1950 — проф. истории ср.-век. философии в ун-те Флоренции. Г. исследовал осн. течения филос мысли эпохи Возрождения, их взаимодействие со ср.-век. культурой и историч. зна­чение всего комплекса гуманитарных наук. Ряд работ Г. посвящен итал. гуманизму («L'umanesimo italiano», 1952) и творчеству Пико делла Мирандола («Giovanni Pico della Mirandola. Vita e dottrina», 1937), произведе­ния к-рого он издал с комментариями. В работе «Хро­ника итальянской философии» [«Cronache di filosofia italiana(1900—1943)», 1955] Г. рассматривает историю философии в связи с развитием итал. культуры и по-литич. истории, исследует происхождение фашист­ской идеологии. Эта работа Г. получила положит, оценку со стороны итал. коммунистов (см. ст. Roderi-go de Castiglia в журн. «Rinascita», 1955, № 6).

Соч.: Filosofi italiani del Quattrocento, Firenze, 1942;
II Rinascimento italiano, Mil., 194!; Medioevo e Rinasei-
mento, Bari, 1954. А. Сандретти. Москва.

ГАРМОНИЯ (от греч. ар,ио-яа—связь, стройность, со­размерность частей)—категория, отражающая законо­мерный характер развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмер­ность содержания и формы эстетич. объекта. В ис­тории философии категория Г. получала многообразное' толкование, связываясь с проблемами этики, космо­логии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы и представления о человеке, природе и обществе.

В Древней Греции термин «Г.» непосредствен­но связывался с человеч. практикой. У Гомера Г. означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо «согласие», «договор», «мирное сожи­тельство» людей. В др.-греч. философии Г. означала^ организованность Вселенной, противостоящую хао­су. Так, согласно пифагорейцу Филолаю, «все про­изошло по необходимости и согласно с гармонией». («О ритмах и мерах»). Мир, по мнению пифагорейцев,, представляет собой ряд концентрически расположен­ных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к к-рым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям муз.. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие «Г.», понимая ее как единство противоположностей: «Враж-


324 ГАРМОНИЯ — ГАРОДИ


дующее соединяется, из расходящихся — прекрасней­шая гармония, и все происходит через борьбу» (Арис­тотель, Никомахова этика, VIII 2,1155 в 4). У Герак­лита Г.— не внешнее объединение разрозненных ча­стей, а их внутр. единство, основанное на существен­ной связи: «Скрытая гармония лучше явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса раз­вил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он при­дал понятию «Г.» социальное, нравств. значение, по­нимая ео как совокупность достоинств человека-граж­данина, проявляющуюся в его физич. облике, поступ­ках, речах и создаваемых им произведениях («Го­сударство» III 400 Е). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершенность целого, как единство в многообразии, применяя это понятие решительно ко всем областям действительности. Он пользуется этим понятием прежде всего в музыке (РгоЫ. XIX, 917 в17 — 923аЗ). Разные Г., т. е. различного рода после­довательность тонов, имеют, по Аристотелю, разное этич. и обществ, значение; поэтому для воспитания тех или иных обществ, групп Аристотель рекомендует пользоваться специфич. Г. (Polit. VIII 7). Свою теорию ■подражания Аристотель постоянно связывай с рит­мами и Г. (там же, 15, 1254 а 33), однако он не огра­ничивал Г. формально-математич. отношениями, вы­ступал с опровержением пифагорейской теории души как Г. тела (De an. 14). В антич. эстетике Г. явилась отражением незрелых социальных отношений антич. полиса, в к-ром еще недостаточно развились обществ, антагонизмы. В последующие эпохи Г. гроч. классич. иск-ва часто воспринималась как образец Г. вообще.

Значит, место понятие «Г.» занимало в эстетике Воз­рождения. Поиски Г., попытки научно сформулиро­вать ее законы характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула поня­тие о гармонически, всесторонне развитом человеке, к-рое стало знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. орга­низации человеч. тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным при­знаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, «...гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота» (Избр. про­изв., т. 2, М. — Л., 1935, с. 76).

В 18 в. понятие «Г.» усиленно разрабатывалось ме­тафизиками-рационалистами (Лейбниц, Вольф, Баум-гартен, Бильфингер, Г. Ф. Мейер). Лейбниц учил о «предустановленной» Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу, и это соответствие уста­новлено богом («Монадология», § 51 ел.): в частности, соответствуют друг другу душа и тело (там жо, § 78). У Лейбница это учение развито в целую фидос. си­стему, к-рая оказала влияние на материалистов 18 в., Напр. на Кондильяка (см. «Трактат о системах», М., 1938, ч. 2, § 5). Просветители-материалисты согласо­ванность в природе и в жизни объясняли объек­тивной необходимостью, а идею Г. приписывали субъ­ективным измышлениям человека (Гольбах, Система природы, М., 1940, ч. 1, гл. 5; Гельвеций, Бог, при­рода и человек, Харьков, 1923, гл. 5; Робине, О при­роде, М., 1936, ч. 1, гл. 1). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчеркивала ее вос-питат. значение. Англ. философ Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравно­вешенности различных аффектов. Эта Г. достигается не хладнокровным размышлением, а полнотой че­ловеч. чувств; что прекрасно, то гармонично и про­порционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1—3, 1711).


Понятие «Г.» было широко использовано в эсте­тике классицизма бурж. просветителей (Винкельман, Гёте, Шиллер). Кант, перенеся источник Г. в чело­веч. субъект, понимал Г. прежде всего как согла­сованность между рассудком и чувственностью («Кри­тика способности суждения»). В 19 в. наиболее развернутую теорию Г. создал Гегель. «Гармония есть... соотношение качественных различий и при­том совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи» (Соч., т. 12, М., 1938, с. 143). Г., по Гегелю, характеризует внеш­нюю чувств, определенность материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действи­тельности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, для «героического века» и особенно для Древней Греции. По мнению Ге­геля, Г. не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несет в себе «романтическое искусство», т. е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармо­нии, разлада и антагонизма. Признав дисгармонич­ность бурж. общества, Гегель воспринял ее как неизбежнъга итот истории, кап ежожчат. и безвозврат­ную утрату человеком и иск-вом Г.

Выступая против фаталистич. концепции Гегеля об утрате иск-вом Г., марксистско-ленинская эсте­тика исходит из того, что антагонистич. противоре­чия бурж. общества могут быть преодолены путем со-циалистич. революции и построения коммунизма — неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свобод­ное и гармонич. развитие человека. Проблема Г. как проблема эстетич. воспитания всесторонне развитой человеч. личности приобретает большое значение в период развернутого строительства коммунистич. об­щества, к-рое «открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и вы­явления всех творческих возможностей и дарований человека» (Хрущев Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 го­ды, 1959, с. 67). Тем самым создастся реальная почва и для Г. в иск-ве. Отрицая нормативистскую трактовку Г., как внешней согласованности частей, как бесконфликтность, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположно­стей и закономерности развития действительности. В произведениях социалистич. реализма Г. не про­тиворечит драматич. конфликтам жизни, а вытекает из необходимого революц. их разрешения и борьбы сов. народа за построение коммунистич. общества. См. ст. Идеал, Мера, Симметрия.

Лит.: Маркс К., [Экономические рукописи 1857^ 1858 гг.], в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 4,[М.], 1935, с. 97—99; Лосев А. Ф., Эстетическая терминология древнегреческой литературы (эпос и лирика), «Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та», М., 1954, т. 83, Кафедра классической филологии, вып. 4; Г и к а М., Эстетика пропорций в приро­де и искусстве, М., 1936; Bertz E., Die Weltharmonie Monistische Betrachtung, Dresden, 1908; Zederbauer E., Die Harmonie im Weltall, in der Natnr und Kunst, W.—Lpz., 1917; Karl E. F., Die Welt als Harmonie und Logik, Charlottenburg, 1911; Liertz R., Harmonien und Dis-harmonien des menschlichen Trieb- und Geisteslebens, Munch., 1925; Burchartz M., Gleichnis der Harmonie, Gesetz und Gestaltung der bildenden Kuriste, Miineh., 1949; Z e 1 1 e г E., Die Philosophie der Griechen..., Tl 1, 7 Aufl., Lpz., 1923.

А. Лосев, Б. Шрагин. Москва.

ГАРОДЙ (Garaudy), Роже (р. 17 июля 1913) — франц. философ-марксист, писатель и публицист, поли-тич. деятель. Коммунист. Гл. содержание филос. ипу-блицистич. деятельности Г. составляют критика совр. идеализма и защита марксистской теории познания («Материалистическая теория познания» — «La theorie materialise de la connaissance», 1953, рус. пер. 1955) и в особенности разработка проблем свободы и гу­манизма («Грамматика свободы»—«Grammaire de la liberte», 1950, рус. пер. 1952; докт. дисс.— оригиналь­ное марксистское исследование — «Проблемы сво-


ГАРРИНГТОН - ГАРТЛИ 325


боды и необходимости в свете марксизма», защищен­ная в Ин-те философии АН СССР в 1954; «Марксист­ский гуманизм» — «Humanisme marxiste», 1957, рус. пер. 1959). В последних работах («Перспективы чело­века» — «Perspectives de l'homme», P., 1959) Г. разра­батывает проблемы этики и критикует с марксистских позиций буржуазные и ревизионистские концепции «отчуждения». Для работ Г. характерны творческий подход к исследуемым проблемам, последовательная партийность.

Соч.: Les sources francaises du socialisme scientifique, P., 1948; Le marxisme et la personne humaine, P., 1949; L'Eglise, le communisme et les Chretiens, P., 1949; La liberty, P., 1955.

ГАРРИНГТОН, Харрингтон (Harrington), Джеймс (7 янв. 1611 — 11 сент. 1677) — англ. бурж. социолог и политич. реформатор, республиканец. Родился в богатой семье. Учился в Оксфордском ун-те. В 1659 основал клуб «The Rota», объединявший пере­довых демократов того времени (распался в 1660). По приказу короля Карла II был арестован в 1661, освобожден психически больным. Умер в Лондоне.

Осн. произведение — «Республика Океания» («Com­monwealth of Oceana», 1656)— социальная утопия, осн. принципами к-рой являются: решающая роль рас­пределения собственности в обществ, жизни; пре­доставление руководящей роли и господств. поло­жения мелким и средним землевладельцам; выбор­ность и частая смена должностных лиц. Идеальный политич. строй, по Г.,— цензовая двухпалатная рес­публика, в к-рой существует религ. свобода, являю­щаяся предпосылкой свободы политической, всеобщее вооружение народа. В борьбе против теологов и уче­ния о гос-ве Гоббса Г. написал ряд работ: «Преиму­щества народного образа правления» («The prerogative of popular government», 1658), «Искусство законо­дателя» («The art of law-giving», 1659), «Политическая система» («System of politics») и др. Исследование земельной собственности в Англии привело Г. к выво­ду, что народ разделен на классы (Г. был сторонником распределит, теории классов), что гос-во сообразуется с собственностью, а перемены в распределении соб­ственности всегда ведут к изменению норм нравствен­ности, к изменению соотношения политич. сил. Отсюда Г. заключал о неизбежности революций.

По своему мировоззрению Г. склонялся к материа­лизму. После его смерти был найден трактат «Меха­ника природы», в к-ром содержится мысль о «само­творящей» природе. Природа, по мнению Г., снабжена бесчисл. множеством служебных духов, при помощи к-рых она воздействует на материю — Вселенную и на ее отд. части — тела людей. Эти служебные духи — эфирные частицы, невидимо смешанные с элементар­ной материей; Г. называл их еще «животными духа­ми». Последние сообразны с материей, из к-рой они созданы и в к-рой они действуют. Г. утверждал, что ничто в природе не уничтожается и не теряется.

Социологич. учение Г. оказало влияние на амер. республиканцев (конституция штата Массачусетс на­столько воплотила идеи Г., что было официально вы­двинуто предложение переименовать штат в «Океа­нию»), на Рейналя (см. его работу «Revolution de l'Amerique», L., 1781) и Сийеса (см. составленную им и принятую в 1799 Конституцию VIII года).

Соч.: The Oceana and other works, collected by J. Toland, L., 1771.

Лит.: Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905, с. 229—32; Английская буржуазная революция XVII века, [т. 2], М., 1954; Мортон А. Л., Англий­ская утопия, М., 1956 (см. Именной указатель); SmithH. F., Harrington and his «Oceana», Camb., 1914.

Г. Зелъманова. Ленинград.

ГАРСЙА МОРЁНТЕ (Garcia Morente), Мануэль (1888—1942)—исп. философ-идеалист. Докторскую дис­сертацию о философии Канта защитил в 1911 в Мадри­де. Г. М. перевел на исп. яз. ряд произв. Декарта, Кан­та, Гуссерля и Шпенглера. Г. М. испытал сильное влия-


ние экзистенциалиста Хейдеггера и особенно исп, идеа­листа Ортега-и-Гасета. Борясь против материалистич. понимания истории, Г. М. выдвинул положение о детер­минированности обществ, прогресса развитием человеч. духа, совершающимся через познание идеальных цен­ностей («Проблематика жизни» — «Problematica de la vida», 1942). В 1936 Г. М., как противник республики, эмигрировал во Францию, а затем в Аргентину. После победы Франко в 1939 вернулся в Испанию и при­мкнул к сторонникам философии томизма. Незадолго до смерти Г. М. принял сан священника.

С оч.: La filosofia de Kant, Madrid, 1917; La filosofia de Bergson, Madrid, 1917; Ensayos sobre el progreso, Madrid, 1932; Fundamentos de filosofia, introduccion a la filosofia, Madrid, 1943 (совм. с Zaragiieta Bengoechea J.).

Лит.: Marias J., Filosofia actual у existencialismo en Espana, Madrid, 1955; Guy A., Les philosophes espagnols d'hier etd'aujourd'hui, Toulouse, 1956. P. Мартинес. Москва.

ГАРТЛИ, Хартли (Hartley), Дэвид (30 авг. 1705 — 28 авг. 1757) — англ. бурж. философ, один из тех, к-рые, по словам Маркса, «уничтожили послед­ние теологические границы локковского сенсуализма» (М ар кс К. и Э нге л ьсФ., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Сын священника, Г. поступил в Кембриджский ун-т для изу­чения богословия. Не согла-,^^_^ шаясь с догматом церкви о ^^ИЯЬ вечности мучений грешников в аду, Г. отказался от наме­рения стать священником. Получил мед. образование и всю жизнь работал врачом.

В историю философии во­шел как автор теории вибрации, представлявшей собой попытку с позиций механистич. материализма объяс­нить происхождение психич. явлений, и как один из основателей ассоциативной психологии. Свои взгляды Г. изложил в труде «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» («Observations on man, his frame, his duty and his expectations», v. 1—2, 1749). Идеи механистич. материализма у Г. со­четались с религ. взглядами. Г. проводил различие между явлениями психич. жизни и процессами в нервной системе человека; он утверждал, что изме­нения в нервной системе являются первичными, а психич. явления — производными от них. Г. писал, что внешние объекты, воздействуя на наши органы чувств, вызывают колебат. движения, вибрации мельчайших частиц вещества нервов и мозга. Им соответствуют на­ши ощущения. Чувства дают материал для всех идей. Самые сложные идеи возникают из идей, рождающихся из ощущений. В мозгу могут одновре­менно происходить различные вибрации, воздейству­ющие друг на друга. Вибрации в ослабл. виде со­храняются и по удалении объекта восприятия. По­этому при повторении одной вибрации возникает свя­занная с ней другая или другие. Это и есть, по Г., материальная основа ассоциации идей, объ­ясняющей психич. жизнь человека. Последняя часть труда Г., посвященная нравств. долгу и чаяниям человека, заполнена богословскими рассуждениями.

Вибрационная теория и теория ассоциации Г., несмотря на свой механицизм, тенденцию сведения сознания к ощущению, имели значение для дальней­шего развития материалистич. философии и психоло­гии. Последователем этих теорий был Пристли, издав­ший в сокращ. виде работу Г. и снабдивший ее ввод­ным очерком.

Лит.: Пристли Д., Избр. соч., М., 1934; Вино­градов Н. Д., Д. Гартли и его «Наблюдения над челове­ком», Сборник «Л. М. Лопатину», М., 1912; История филосо­фии, т. 2, [М.], 1941; R i b о t Т., Quid D. Hartley de conso-ciatione idearum senserit, P., 1872; Bower G. S., Hartley


326 ГАРТМАН - ГАССЕНДИ


and James Mill, L., 1881; Schonlank В., Hartley und Priestley, die Begriinder des Associationismus in England, Halle, 1882; Haven K., Coleridge, Hartley and the mystics, «J. History Ideas», 1959, v. 20, N° 4. А. Макаровский. Москва.

ГАРТМАН (Hartmann), Николай (20 февр. 1882 — 9 окт. 1950)—нем. философ, основоположник т. н. кри-тич. онтологии. Окончил гим­назию в Петербурге. Проф. философии в ун-тах Марбур-га, Кёльна, Берлина (1920— 1945), Гёттингена (1945—50). Вначале Г. был последовате­лем марбургской школы не­окантианства; испытал влия­ние Гуссерля и Шелера. Со­здал «новую» («критическую») онтологию, в к-рой, затуше­вывая основной вопрос фило­софии, пытался преодолеть «крайности» материализма и идеализма. Главное в онтоло­гии Г. — учение о слоистой структуре бытия и спсцифич. автономных категориях каждого слоя («К основам онтологии»—«Zur Grundle-gung der Ontologie», 1935; «Новые пути онтологии» — «Neue Wege der Ontologie», в кн.: Systematische Philo-sophie, hrsg. von N. Hartmann, 1942, отд. изд. 1947). Г. считает несостоятельным, подчиненным вопрос об отно­шении мышления к бытию, так как дух, психическое, мышление включаются в бытие в качестве «непростран­ственно-имматериального» слоя обладающего такой же реальностью, как и др. слои бытия: «Дух имеет такую же реальность» («Neue Wege...», в указ. кн., S. 217). Г. отрицает филее, монизм, полагая, что он ведет к упро­щению, и предписывает бытию равнозначные, причин­но не связанные самостоятельные многообразные слои; главные из них — неорганический, органический, ду­шевный и духовный. Время и пространство являются, по Г., категориями, связанными лишь с некоторыми, а не со всеми слоями бытия; напр., душевный и духов­ный слои независимы от пространства и существуют только во времени. Выдвигая «многослойное бытие» против учения о материи как единой субстанции, про­тив материального единства мира, Г. неизбежно впада­ет в идеализм и релятивизм в теории поз-яания и отри­цает объективный критерий истины.

Онтология Г. является рационалистической реак­цией на полное растворение буржуазной философии в субъективизме и иррационализме. Она получила срав­нительно широкое распространение в Зап. Европе, в особенности среди тех философов и социологов, к-рые видят в «новой» онтологии Г., в ее мнимообъектив-вом характере путь выхода из кризиса позитивист­ской философии, запутавшейся в проблемах детерми­низма, закономерности и единства материального мира.

В этике Г. выдвигает идеалистич.теорию неизменных «этических ценностей», учение о свободе воли, являю­щейся условием всякой нравственности («Этика» — «Ethi'k», 1925). Эстетике Г.придает особое значение как способности познавать «органич. слой бытия», в част­ности жизнь человека («Эстетика» — «Asthetik», 1953, рус. пер. 1958). Г. оспаривает познавательный харак­тер искусства. Прекрасное, по Г., постигается лишь в состоянии экстаза и мечтательности; это состояние не поддается рациональному объяснению. Сущность формы — «невыразимая тайна искусства» («Эстетика», 1958, с. 317). Социологические взгляды Г. буржуазны по своей сущности, идеалистичны.

С о ч.: Grundziige einer Metaphysik der Erkenntnis, 4 Aufl., В., 1949; Zum Problem der Realitatsgegebenheit, в., 1931; Philosoplrie der Natur. Abriss der epeziellen Kategorienlehre, В., 1950; Teleologisches Denken, В., 1951; Kleinere Schriften, Bd 1—2, В.. 1955—57.


 

Лит.: Зотов А. Ф., Николай Гартман и его «критиче­ская онтология», «Вопр. философии», 1957, № 4; Н е i m s о-eth H. und Heiss R. [Hrsg.], N. Hartmann. Der Denker und sein Werk, Gottingen, 1952;F г е у С. Т., Grundla-gen der Ontologie Nicolai Hsrtmanns, Tubingen, 1955; A 1 ta­re с h t E., Die Erkenntnis und Seinproblematik in der Ontolo­gie Nicolai Hartmanns, «Wis. Ann.», 1957, Jg. 6, № 6; H e г г i -gel H., Das Verhaltnis des Menschen zur Welt, «Z. philos. For-schung», 1956, Bd 10, № 3, 4; Feuerstein R., Die Modal-lehre Nicolai Hartmanns, Koln, 1957. А. Мысливченко. Москва. ГАРТМАН (Hartmann), Эдуард (23 февр. 1842 — 5 июня 1906) — нем. философ-идеалист. Идейными источниками философии Г. были волюнтаризм Шопенга­уэра и философия тождества Шеллинга. Его «Философия бессознательного» («Philoso-phie des Unbewussten», 1869; 12 изд. 1923) направлена про­тив естеств.-науч. материа­лизма и прогрессивных соци­альных идей с позиций ир­рационализма и мистич. иде­ализма. Г. придерживается панпсихизма, признавая ос­новой всего сущего бессознат. духовное начало, образую­щее абс. единство воли и идеи (представления). Вселенная рассматривается как не­разумный, но целенаправл. процесс, в к-ром созна­ние — лишь орудие бессознат. мировой воли, призна­ваемой источником жизни и движущей силой развития.

На основе признания иррациональности мира Г. разрабатывает этику пессимизма («Феноменология нравственного сознания» — «Phenomenologie des sit-tlichen Bewusstseins», 1879, 3 изд., 1922). Он пропо­ведует избавление от трех иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, ил­люзии достижения счастья в результате социального прогресса. Отрицание возможности счастья в резуль­тате историч. развития особенно наглядно раскрывает крайне реакц. социальное назначение философии Г., завершающейся нигилистич. религией («Религиозное сознание человечества»— «Das religiose Bowusstsein der Menschheit», 1882); эволюция влечет бессознательное к уничтожению Вселенной путем осознания ее не­разумия и нецелесообразности.

Соч.: Das Grundproblem der Erkenntnistheorie, Lpz., 1889; Die Religion des Geistes, 3 Aufl., В., 1907; Philosophie des Schonen, 2 Aufl., В., 1924; Kategorienlehre, Bd 1—3, 2 Aufl., Lpz. 1923; System der Philosophie im Grundriss. Bd 1—8,[Lpz.], 1907—09. Соч. в рус пер.—Сущность мирового процесса или философия бессознательного, вып. 1—2, М., 1873—75; Истина и заблуждения в дарвинизме, СПБ, 1909; Современная психология, М., 1902.

Лит.: Кюльпе О., Современная философия в Герма­нии, М., 1903, с. 97—107; Н u b е г М., Eduard von Hart­manns Metaphysik und Religionsphilosophie, Winterthur, 1954.

Б. Быховский. Москва.

ГАССЕНДЙ (Gassendi), Пьер (22 янв. 1592—24 окт. 1655) — франц. философ-материалист, работал также в области астрономии, математики, мох а пики и исто­рии науки. Священник,проф. теологии в Дине (с 1613), фи­лософии в Эксе (с 1616), мате матики в Королевском кол­леже в Париже (с 1645). В лекциях и соч., за к-рые под­вергался преследованиям со стороны иезуитов, Г. крити­ковал взгляды схоластов и искаженное схоластами уче­ние Аристотеля, возрождал и пропагандировал атомисти­ческие воззрения и этику Эпикура, решительно возра­жал с позиций материа-


ГВИЧЧАРДИНИ - ГЕГЕЛЬ 327


листич. сенсуализма против теории врожденных идей Декарта, обличал религ. мораль. По словам Маркса, Г. освободил Эпикура «от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем...» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Из ранних произ­ведений, 1956, с. 23).

В философии Г. различаются физика, цель к-рой— достижение истины, и этика, или учение о счастье. Обеим частям предшествует логика: ее задача — уста­новить признаки, отличающие истинное от ложного, показать пути, ведущие к познанию истины. Г. ут­верждал, что существуют лишь материальные атомы и пустота. Пространство бесконечно, несотворимо, неуничтожимо, неподвижно, бестелесно, проницаемо; оно есть бесконечная возможность наполнения. Вре­мя, как и пространство, никем не сотворено и не мо­жет быть уничтожено. В пространстве движутся ато­мы, обладающие внутр. стремлением к движению. Объясняя физич. явления естеств. причинами, Г. признавал, однако, в отличие от Эпикура, сотворение атомов богом. Число атомов хотя и громадно, но ог­раничено. Непоследовательность материализма Г. отразилась в его стремлении «...примирить свою като­лическую совесть со своим языческим знанием, Эпику­ра—с церковью» (там же).Пропаганда антич. атомисти­ки, развернутая Г., его астрономич. наблюдения, тру­ды по истории науки имели прогрессивное значение.

По своим политич. воззрениям Г. примыкал к Бо-дену и высказывался за неогранич. монархию как луч­ший образ правления, если она не вырождается в ти­ранию.

Соч.: Opera omnia, v. 1—6, Lyon, 1658; Florentiae, 1727; Соч. в рус. пер.— Об истине и ее критериях. О чувственных критериях. Об атомах, в кн.: Д е б о р и н А., Книга для чте­ния по истории философии, т. 1, М., 1924, с. 181—92; Возра­жения Гассенди на учение Декарта о душе, в кн.: Столпнер Б.Г.иЮшкевичП. С, История материализма (в произве­дениях его представителей и историков), ч. 1, М., 1926; Аристотелики напрасно лишили себя свободы философство­вания, «Вопр. философии», 1956. № 4.

Лит.: История философии, т. 2,М., 1941 (см. Указатель); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Указатель); Коньо Ж., Пьер Гассенди — возобновитель эпикуреизма, «Вопр. философии», 1956, № 3; В е г n i e r F., Abrege de la philo­sophic de mr. Gassendi, Lyon, 1676; его же, Doutes sur •quelques uns des principaux chapitres de son Abrege de la phi-losophie de Gassendi, P., 1681; Thomas P.-F., La philo­sophie de Gassendi, P., 1889; Brett G. S., The philosophy of Gassendi, L., 1908; P e n d z i g P., Pierre Gassendis Me-taphysik und ihr Verhaltnis zur scholastischen Philosophie, Bonn, 1908; его же. Die Ethik Gassendis und ihre Quellen, Bonn, 1910; S о г t a i s G., La philosophie moderne depuis Bacon jusqu'a Leibniz. Etudes historiques, [v.] 1—2, P., 1920—22 <Имеется библиогр.); Humbert P., L'oeuvre aslrono-mique de Gassendi, P., 1936; Hess G., Pierre Gassendi. Пег franzosische Spathumanismus und das Problem von WIs-sen und Glauben, Jena — Lpz., 1939; Eochot В., Les trava-ux de Gassendi sur Epicure et sur l'atomisme 1619—1658, P., 1944; Pierre Gassendi. 1592—1655. Sa vie et son oeuvre, P., [1955] (Список трудов Гассенди, с. 183—91); Grego­ry I., La polemica antimetaphisica di Gassendi, «Riv. criti-ca di storia della filosofia», 1959, anno 14, fasc. 2—3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...