Ведическая религия-reды 235 24 глава
В четырехтомной «Критической истории армянского народа»4 (1880—95) и в работе «Разум и критика» Г. с позиций бурж. просветительства критиковал феодализм, усматривая решающую силу обществ, прогресса в усвоении народом новых идей. Г. написал также сочинения «Искусство риторики...»5 (Вена, 1844), «Краткая философия...»6 (Константинополь, 1868), «География политическая, экономическая и физическая...»7 (Константинополь, 1873) и др. Лит.: Ш а к а р я н Г. Г., Философские взгляды А. М. Гарагашяна, Ереван, 1958 (Автореф. дисс). Г. Хрлопян. Ереван. ГАРВЕ (Garve), Христиан (7 янв. 1742—1 дек. 1798)—нем. философ, представитель т. н. популярной философии. Пропагандировал идеи Просвещения. Перевел на нем. яз. многочисл. произведения Аристотеля, Цицерона, Фергюсона, Бёрка и А. Смита. Автор рецензии на «Критику чистого разума», Г. упрекал Канта в берклеанстве, «высшем идеализме». (Эта рецензия появилась в сокращ. виде в янв. 1782 в журн. «Zugaben zu den Gottingischen Anzeigen von gelehrten Sachen», полностью напечатана в 1785 в «Allgemeine deutsche Bibliothek»). В дальнейшем Г. критиковал теорию Канта с позиции этич. учения, кладущего в основу нравственности учение о стремлении человека к счастью (см. Эвдемонизм). Соч.: Schriften, [Bd 1—26], Breslau, 1785—1804. Лит.: Stern A., Ober die Beziehungen Chr. Garve-'b ГАРЕДЖЁЛИ, Давид (6 в.) — груз, философ-идеалист. Образование получил в Сирии, в груз, монастыре. По нек-рым сведениям, является автором «Книги поучений», от к-рой сохранилось лишь кеск. фрагментов (см. «Древние редакции житий...»1). Согласно воззрениям Г., душа выше материи; все, порожденное во времени, со временем исчезает; мир не вечен, вечность принадлежит только богу. Существует т. зр. о родстве идей Г. со взглядами П. Ивера, особенно в вопросе о бесконечности и невыразимости бога. Г. выступал против зороастризма.
Лит.: Иоанн Петрици, Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха, пер. с груз, и исследование И. Д. Панцхава, Тб., 1942, с. 25—26. 6^](j^)bodQ 'З., ^о£ют£)СГО crjo^mbcncgoob оЬфгоАоо, ф. 1, cn&o^obo, 1956; Ьо^рй'Эд^по Ъ-, ^ос^от^^о ЬоЪсп^а- Ьо 1954. В. Нердзевавзе. Тбилиси. ГАРИН (Garin), Эудженио (р. 9 мая 1909) — итал. прогрессивный философ. С 1950 — проф. истории ср.-век. философии в ун-те Флоренции. Г. исследовал осн. течения филос мысли эпохи Возрождения, их взаимодействие со ср.-век. культурой и историч. значение всего комплекса гуманитарных наук. Ряд работ Г. посвящен итал. гуманизму («L'umanesimo italiano», 1952) и творчеству Пико делла Мирандола («Giovanni Pico della Mirandola. Vita e dottrina», 1937), произведения к-рого он издал с комментариями. В работе «Хроника итальянской философии» [«Cronache di filosofia italiana(1900—1943)», 1955] Г. рассматривает историю философии в связи с развитием итал. культуры и по-литич. истории, исследует происхождение фашистской идеологии. Эта работа Г. получила положит, оценку со стороны итал. коммунистов (см. ст. Roderi-go de Castiglia в журн. «Rinascita», 1955, № 6). Соч.: Filosofi italiani del Quattrocento, Firenze, 1942; ГАРМОНИЯ (от греч. ар,ио-яа—связь, стройность, соразмерность частей)—категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное' толкование, связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы и представления о человеке, природе и обществе. В Древней Греции термин «Г.» непосредственно связывался с человеч. практикой. У Гомера Г. означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо «согласие», «договор», «мирное сожительство» людей. В др.-греч. философии Г. означала^ организованность Вселенной, противостоящую хаосу. Так, согласно пифагорейцу Филолаю, «все произошло по необходимости и согласно с гармонией». («О ритмах и мерах»). Мир, по мнению пифагорейцев,, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к к-рым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям муз.. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие «Г.», понимая ее как единство противоположностей: «Враж-
324 ГАРМОНИЯ — ГАРОДИ дующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу» (Аристотель, Никомахова этика, VIII 2,1155 в 4). У Гераклита Г.— не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство, основанное на существенной связи: «Скрытая гармония лучше явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию «Г.» социальное, нравств. значение, понимая ео как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях («Государство» III 400 Е). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершенность целого, как единство в многообразии, применяя это понятие решительно ко всем областям действительности. Он пользуется этим понятием прежде всего в музыке (РгоЫ. XIX, 917 в17 — 923аЗ). Разные Г., т. е. различного рода последовательность тонов, имеют, по Аристотелю, разное этич. и обществ, значение; поэтому для воспитания тех или иных обществ, групп Аристотель рекомендует пользоваться специфич. Г. (Polit. VIII 7). Свою теорию ■подражания Аристотель постоянно связывай с ритмами и Г. (там же, 15, 1254 а 33), однако он не ограничивал Г. формально-математич. отношениями, выступал с опровержением пифагорейской теории души как Г. тела (De an. 14). В антич. эстетике Г. явилась отражением незрелых социальных отношений антич. полиса, в к-ром еще недостаточно развились обществ, антагонизмы. В последующие эпохи Г. гроч. классич. иск-ва часто воспринималась как образец Г. вообще.
Значит, место понятие «Г.» занимало в эстетике Возрождения. Поиски Г., попытки научно сформулировать ее законы характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке, к-рое стало знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеч. тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источником прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, «...гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота» (Избр. произв., т. 2, М. — Л., 1935, с. 76). В 18 в. понятие «Г.» усиленно разрабатывалось метафизиками-рационалистами (Лейбниц, Вольф, Баум-гартен, Бильфингер, Г. Ф. Мейер). Лейбниц учил о «предустановленной» Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу, и это соответствие установлено богом («Монадология», § 51 ел.): в частности, соответствуют друг другу душа и тело (там жо, § 78). У Лейбница это учение развито в целую фидос. систему, к-рая оказала влияние на материалистов 18 в., Напр. на Кондильяка (см. «Трактат о системах», М., 1938, ч. 2, § 5). Просветители-материалисты согласованность в природе и в жизни объясняли объективной необходимостью, а идею Г. приписывали субъективным измышлениям человека (Гольбах, Система природы, М., 1940, ч. 1, гл. 5; Гельвеций, Бог, природа и человек, Харьков, 1923, гл. 5; Робине, О природе, М., 1936, ч. 1, гл. 1). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчеркивала ее вос-питат. значение. Англ. философ Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравновешенности различных аффектов. Эта Г. достигается не хладнокровным размышлением, а полнотой человеч. чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1—3, 1711).
Понятие «Г.» было широко использовано в эстетике классицизма бурж. просветителей (Винкельман, Гёте, Шиллер). Кант, перенеся источник Г. в человеч. субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью («Критика способности суждения»). В 19 в. наиболее развернутую теорию Г. создал Гегель. «Гармония есть... соотношение качественных различий и притом совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи» (Соч., т. 12, М., 1938, с. 143). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувств, определенность материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, для «героического века» и особенно для Древней Греции. По мнению Гегеля, Г. не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несет в себе «романтическое искусство», т. е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Признав дисгармоничность бурж. общества, Гегель воспринял ее как неизбежнъга итот истории, кап ежожчат. и безвозвратную утрату человеком и иск-вом Г. Выступая против фаталистич. концепции Гегеля об утрате иск-вом Г., марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены путем со-циалистич. революции и построения коммунизма — неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека. Проблема Г. как проблема эстетич. воспитания всесторонне развитой человеч. личности приобретает большое значение в период развернутого строительства коммунистич. общества, к-рое «открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека» (Хрущев Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы, 1959, с. 67). Тем самым создастся реальная почва и для Г. в иск-ве. Отрицая нормативистскую трактовку Г., как внешней согласованности частей, как бесконфликтность, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположностей и закономерности развития действительности. В произведениях социалистич. реализма Г. не противоречит драматич. конфликтам жизни, а вытекает из необходимого революц. их разрешения и борьбы сов. народа за построение коммунистич. общества. См. ст. Идеал, Мера, Симметрия. Лит.: Маркс К., [Экономические рукописи 1857^ 1858 гг.], в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 4,[М.], 1935, с. 97—99; Лосев А. Ф., Эстетическая терминология древнегреческой литературы (эпос и лирика), «Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та», М., 1954, т. 83, Кафедра классической филологии, вып. 4; Г и к а М., Эстетика пропорций в природе и искусстве, М., 1936; Bertz E., Die Weltharmonie Monistische Betrachtung, Dresden, 1908; Zederbauer E., Die Harmonie im Weltall, in der Natnr und Kunst, W.—Lpz., 1917; Karl E. F., Die Welt als Harmonie und Logik, Charlottenburg, 1911; Liertz R., Harmonien und Dis-harmonien des menschlichen Trieb- und Geisteslebens, Munch., 1925; Burchartz M., Gleichnis der Harmonie, Gesetz und Gestaltung der bildenden Kuriste, Miineh., 1949; Z e 1 1 e г E., Die Philosophie der Griechen..., Tl 1, 7 Aufl., Lpz., 1923.
А. Лосев, Б. Шрагин. Москва. ГАРОДЙ (Garaudy), Роже (р. 17 июля 1913) — франц. философ-марксист, писатель и публицист, поли-тич. деятель. Коммунист. Гл. содержание филос. ипу-блицистич. деятельности Г. составляют критика совр. идеализма и защита марксистской теории познания («Материалистическая теория познания» — «La theorie materialise de la connaissance», 1953, рус. пер. 1955) и в особенности разработка проблем свободы и гуманизма («Грамматика свободы»—«Grammaire de la liberte», 1950, рус. пер. 1952; докт. дисс.— оригинальное марксистское исследование — «Проблемы сво- ГАРРИНГТОН - ГАРТЛИ 325 боды и необходимости в свете марксизма», защищенная в Ин-те философии АН СССР в 1954; «Марксистский гуманизм» — «Humanisme marxiste», 1957, рус. пер. 1959). В последних работах («Перспективы человека» — «Perspectives de l'homme», P., 1959) Г. разрабатывает проблемы этики и критикует с марксистских позиций буржуазные и ревизионистские концепции «отчуждения». Для работ Г. характерны творческий подход к исследуемым проблемам, последовательная партийность. Соч.: Les sources francaises du socialisme scientifique, P., 1948; Le marxisme et la personne humaine, P., 1949; L'Eglise, le communisme et les Chretiens, P., 1949; La liberty, P., 1955. ГАРРИНГТОН, Харрингтон (Harrington), Джеймс (7 янв. 1611 — 11 сент. 1677) — англ. бурж. социолог и политич. реформатор, республиканец. Родился в богатой семье. Учился в Оксфордском ун-те. В 1659 основал клуб «The Rota», объединявший передовых демократов того времени (распался в 1660). По приказу короля Карла II был арестован в 1661, освобожден психически больным. Умер в Лондоне. Осн. произведение — «Республика Океания» («Commonwealth of Oceana», 1656)— социальная утопия, осн. принципами к-рой являются: решающая роль распределения собственности в обществ, жизни; предоставление руководящей роли и господств. положения мелким и средним землевладельцам; выборность и частая смена должностных лиц. Идеальный политич. строй, по Г.,— цензовая двухпалатная республика, в к-рой существует религ. свобода, являющаяся предпосылкой свободы политической, всеобщее вооружение народа. В борьбе против теологов и учения о гос-ве Гоббса Г. написал ряд работ: «Преимущества народного образа правления» («The prerogative of popular government», 1658), «Искусство законодателя» («The art of law-giving», 1659), «Политическая система» («System of politics») и др. Исследование земельной собственности в Англии привело Г. к выводу, что народ разделен на классы (Г. был сторонником распределит, теории классов), что гос-во сообразуется с собственностью, а перемены в распределении собственности всегда ведут к изменению норм нравственности, к изменению соотношения политич. сил. Отсюда Г. заключал о неизбежности революций. По своему мировоззрению Г. склонялся к материализму. После его смерти был найден трактат «Механика природы», в к-ром содержится мысль о «самотворящей» природе. Природа, по мнению Г., снабжена бесчисл. множеством служебных духов, при помощи к-рых она воздействует на материю — Вселенную и на ее отд. части — тела людей. Эти служебные духи — эфирные частицы, невидимо смешанные с элементарной материей; Г. называл их еще «животными духами». Последние сообразны с материей, из к-рой они созданы и в к-рой они действуют. Г. утверждал, что ничто в природе не уничтожается и не теряется. Социологич. учение Г. оказало влияние на амер. республиканцев (конституция штата Массачусетс настолько воплотила идеи Г., что было официально выдвинуто предложение переименовать штат в «Океанию»), на Рейналя (см. его работу «Revolution de l'Amerique», L., 1781) и Сийеса (см. составленную им и принятую в 1799 Конституцию VIII года). Соч.: The Oceana and other works, collected by J. Toland, L., 1771. Лит.: Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905, с. 229—32; Английская буржуазная революция XVII века, [т. 2], М., 1954; Мортон А. Л., Английская утопия, М., 1956 (см. Именной указатель); SmithH. F., Harrington and his «Oceana», Camb., 1914. Г. Зелъманова. Ленинград. ГАРСЙА МОРЁНТЕ (Garcia Morente), Мануэль (1888—1942)—исп. философ-идеалист. Докторскую диссертацию о философии Канта защитил в 1911 в Мадриде. Г. М. перевел на исп. яз. ряд произв. Декарта, Канта, Гуссерля и Шпенглера. Г. М. испытал сильное влия- ние экзистенциалиста Хейдеггера и особенно исп, идеалиста Ортега-и-Гасета. Борясь против материалистич. понимания истории, Г. М. выдвинул положение о детерминированности обществ, прогресса развитием человеч. духа, совершающимся через познание идеальных ценностей («Проблематика жизни» — «Problematica de la vida», 1942). В 1936 Г. М., как противник республики, эмигрировал во Францию, а затем в Аргентину. После победы Франко в 1939 вернулся в Испанию и примкнул к сторонникам философии томизма. Незадолго до смерти Г. М. принял сан священника. С оч.: La filosofia de Kant, Madrid, 1917; La filosofia de Bergson, Madrid, 1917; Ensayos sobre el progreso, Madrid, 1932; Fundamentos de filosofia, introduccion a la filosofia, Madrid, 1943 (совм. с Zaragiieta Bengoechea J.). Лит.: Marias J., Filosofia actual у existencialismo en Espana, Madrid, 1955; Guy A., Les philosophes espagnols d'hier etd'aujourd'hui, Toulouse, 1956. P. Мартинес. Москва. ГАРТЛИ, Хартли (Hartley), Дэвид (30 авг. 1705 — 28 авг. 1757) — англ. бурж. философ, один из тех, к-рые, по словам Маркса, «уничтожили последние теологические границы локковского сенсуализма» (М ар кс К. и Э нге л ьсФ., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Сын священника, Г. поступил в Кембриджский ун-т для изучения богословия. Не согла-,^^_^ шаясь с догматом церкви о ^^ИЯЬ вечности мучений грешников в аду, Г. отказался от намерения стать священником. Получил мед. образование и всю жизнь работал врачом. В историю философии вошел как автор теории вибрации, представлявшей собой попытку с позиций механистич. материализма объяснить происхождение психич. явлений, и как один из основателей ассоциативной психологии. Свои взгляды Г. изложил в труде «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» («Observations on man, his frame, his duty and his expectations», v. 1—2, 1749). Идеи механистич. материализма у Г. сочетались с религ. взглядами. Г. проводил различие между явлениями психич. жизни и процессами в нервной системе человека; он утверждал, что изменения в нервной системе являются первичными, а психич. явления — производными от них. Г. писал, что внешние объекты, воздействуя на наши органы чувств, вызывают колебат. движения, вибрации мельчайших частиц вещества нервов и мозга. Им соответствуют наши ощущения. Чувства дают материал для всех идей. Самые сложные идеи возникают из идей, рождающихся из ощущений. В мозгу могут одновременно происходить различные вибрации, воздействующие друг на друга. Вибрации в ослабл. виде сохраняются и по удалении объекта восприятия. Поэтому при повторении одной вибрации возникает связанная с ней другая или другие. Это и есть, по Г., материальная основа ассоциации идей, объясняющей психич. жизнь человека. Последняя часть труда Г., посвященная нравств. долгу и чаяниям человека, заполнена богословскими рассуждениями. Вибрационная теория и теория ассоциации Г., несмотря на свой механицизм, тенденцию сведения сознания к ощущению, имели значение для дальнейшего развития материалистич. философии и психологии. Последователем этих теорий был Пристли, издавший в сокращ. виде работу Г. и снабдивший ее вводным очерком. Лит.: Пристли Д., Избр. соч., М., 1934; Виноградов Н. Д., Д. Гартли и его «Наблюдения над человеком», Сборник «Л. М. Лопатину», М., 1912; История философии, т. 2, [М.], 1941; R i b о t Т., Quid D. Hartley de conso-ciatione idearum senserit, P., 1872; Bower G. S., Hartley 326 ГАРТМАН - ГАССЕНДИ and James Mill, L., 1881; Schonlank В., Hartley und Priestley, die Begriinder des Associationismus in England, Halle, 1882; Haven K., Coleridge, Hartley and the mystics, «J. History Ideas», 1959, v. 20, N° 4. А. Макаровский. Москва. ГАРТМАН (Hartmann), Николай (20 февр. 1882 — 9 окт. 1950)—нем. философ, основоположник т. н. кри-тич. онтологии. Окончил гимназию в Петербурге. Проф. философии в ун-тах Марбур-га, Кёльна, Берлина (1920— 1945), Гёттингена (1945—50). Вначале Г. был последователем марбургской школы неокантианства; испытал влияние Гуссерля и Шелера. Создал «новую» («критическую») онтологию, в к-рой, затушевывая основной вопрос философии, пытался преодолеть «крайности» материализма и идеализма. Главное в онтологии Г. — учение о слоистой структуре бытия и спсцифич. автономных категориях каждого слоя («К основам онтологии»—«Zur Grundle-gung der Ontologie», 1935; «Новые пути онтологии» — «Neue Wege der Ontologie», в кн.: Systematische Philo-sophie, hrsg. von N. Hartmann, 1942, отд. изд. 1947). Г. считает несостоятельным, подчиненным вопрос об отношении мышления к бытию, так как дух, психическое, мышление включаются в бытие в качестве «непространственно-имматериального» слоя обладающего такой же реальностью, как и др. слои бытия: «Дух имеет такую же реальность» («Neue Wege...», в указ. кн., S. 217). Г. отрицает филее, монизм, полагая, что он ведет к упрощению, и предписывает бытию равнозначные, причинно не связанные самостоятельные многообразные слои; главные из них — неорганический, органический, душевный и духовный. Время и пространство являются, по Г., категориями, связанными лишь с некоторыми, а не со всеми слоями бытия; напр., душевный и духовный слои независимы от пространства и существуют только во времени. Выдвигая «многослойное бытие» против учения о материи как единой субстанции, против материального единства мира, Г. неизбежно впадает в идеализм и релятивизм в теории поз-яания и отрицает объективный критерий истины. Онтология Г. является рационалистической реакцией на полное растворение буржуазной философии в субъективизме и иррационализме. Она получила сравнительно широкое распространение в Зап. Европе, в особенности среди тех философов и социологов, к-рые видят в «новой» онтологии Г., в ее мнимообъектив-вом характере путь выхода из кризиса позитивистской философии, запутавшейся в проблемах детерминизма, закономерности и единства материального мира. В этике Г. выдвигает идеалистич.теорию неизменных «этических ценностей», учение о свободе воли, являющейся условием всякой нравственности («Этика» — «Ethi'k», 1925). Эстетике Г.придает особое значение как способности познавать «органич. слой бытия», в частности жизнь человека («Эстетика» — «Asthetik», 1953, рус. пер. 1958). Г. оспаривает познавательный характер искусства. Прекрасное, по Г., постигается лишь в состоянии экстаза и мечтательности; это состояние не поддается рациональному объяснению. Сущность формы — «невыразимая тайна искусства» («Эстетика», 1958, с. 317). Социологические взгляды Г. буржуазны по своей сущности, идеалистичны. С о ч.: Grundziige einer Metaphysik der Erkenntnis, 4 Aufl., В., 1949; Zum Problem der Realitatsgegebenheit, в., 1931; Philosoplrie der Natur. Abriss der epeziellen Kategorienlehre, В., 1950; Teleologisches Denken, В., 1951; Kleinere Schriften, Bd 1—2, В.. 1955—57.
Лит.: Зотов А. Ф., Николай Гартман и его «критическая онтология», «Вопр. философии», 1957, № 4; Н е i m s о-eth H. und Heiss R. [Hrsg.], N. Hartmann. Der Denker und sein Werk, Gottingen, 1952;F г е у С. Т., Grundla-gen der Ontologie Nicolai Hsrtmanns, Tubingen, 1955; A 1 tare с h t E., Die Erkenntnis und Seinproblematik in der Ontologie Nicolai Hartmanns, «Wis. Ann.», 1957, Jg. 6, № 6; H e г г i -gel H., Das Verhaltnis des Menschen zur Welt, «Z. philos. For-schung», 1956, Bd 10, № 3, 4; Feuerstein R., Die Modal-lehre Nicolai Hartmanns, Koln, 1957. А. Мысливченко. Москва. ГАРТМАН (Hartmann), Эдуард (23 февр. 1842 — 5 июня 1906) — нем. философ-идеалист. Идейными источниками философии Г. были волюнтаризм Шопенгауэра и философия тождества Шеллинга. Его «Философия бессознательного» («Philoso-phie des Unbewussten», 1869; 12 изд. 1923) направлена против естеств.-науч. материализма и прогрессивных социальных идей с позиций иррационализма и мистич. идеализма. Г. придерживается панпсихизма, признавая основой всего сущего бессознат. духовное начало, образующее абс. единство воли и идеи (представления). Вселенная рассматривается как неразумный, но целенаправл. процесс, в к-ром сознание — лишь орудие бессознат. мировой воли, признаваемой источником жизни и движущей силой развития. На основе признания иррациональности мира Г. разрабатывает этику пессимизма («Феноменология нравственного сознания» — «Phenomenologie des sit-tlichen Bewusstseins», 1879, 3 изд., 1922). Он проповедует избавление от трех иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в результате социального прогресса. Отрицание возможности счастья в результате историч. развития особенно наглядно раскрывает крайне реакц. социальное назначение философии Г., завершающейся нигилистич. религией («Религиозное сознание человечества»— «Das religiose Bowusstsein der Menschheit», 1882); эволюция влечет бессознательное к уничтожению Вселенной путем осознания ее неразумия и нецелесообразности. Соч.: Das Grundproblem der Erkenntnistheorie, Lpz., 1889; Die Religion des Geistes, 3 Aufl., В., 1907; Philosophie des Schonen, 2 Aufl., В., 1924; Kategorienlehre, Bd 1—3, 2 Aufl., Lpz. 1923; System der Philosophie im Grundriss. Bd 1—8,[Lpz.], 1907—09. Соч. в рус пер.—Сущность мирового процесса или философия бессознательного, вып. 1—2, М., 1873—75; Истина и заблуждения в дарвинизме, СПБ, 1909; Современная психология, М., 1902. Лит.: Кюльпе О., Современная философия в Германии, М., 1903, с. 97—107; Н u b е г М., Eduard von Hartmanns Metaphysik und Religionsphilosophie, Winterthur, 1954. Б. Быховский. Москва. ГАССЕНДЙ (Gassendi), Пьер (22 янв. 1592—24 окт. 1655) — франц. философ-материалист, работал также в области астрономии, математики, мох а пики и истории науки. Священник,проф. теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), мате матики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). В лекциях и соч., за к-рые подвергался преследованиям со стороны иезуитов, Г. критиковал взгляды схоластов и искаженное схоластами учение Аристотеля, возрождал и пропагандировал атомистические воззрения и этику Эпикура, решительно возражал с позиций материа- ГВИЧЧАРДИНИ - ГЕГЕЛЬ 327 листич. сенсуализма против теории врожденных идей Декарта, обличал религ. мораль. По словам Маркса, Г. освободил Эпикура «от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем...» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 23). В философии Г. различаются физика, цель к-рой— достижение истины, и этика, или учение о счастье. Обеим частям предшествует логика: ее задача — установить признаки, отличающие истинное от ложного, показать пути, ведущие к познанию истины. Г. утверждал, что существуют лишь материальные атомы и пустота. Пространство бесконечно, несотворимо, неуничтожимо, неподвижно, бестелесно, проницаемо; оно есть бесконечная возможность наполнения. Время, как и пространство, никем не сотворено и не может быть уничтожено. В пространстве движутся атомы, обладающие внутр. стремлением к движению. Объясняя физич. явления естеств. причинами, Г. признавал, однако, в отличие от Эпикура, сотворение атомов богом. Число атомов хотя и громадно, но ограничено. Непоследовательность материализма Г. отразилась в его стремлении «...примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура—с церковью» (там же).Пропаганда антич. атомистики, развернутая Г., его астрономич. наблюдения, труды по истории науки имели прогрессивное значение. По своим политич. воззрениям Г. примыкал к Бо-дену и высказывался за неогранич. монархию как лучший образ правления, если она не вырождается в тиранию. Соч.: Opera omnia, v. 1—6, Lyon, 1658; Florentiae, 1727; Соч. в рус. пер.— Об истине и ее критериях. О чувственных критериях. Об атомах, в кн.: Д е б о р и н А., Книга для чтения по истории философии, т. 1, М., 1924, с. 181—92; Возражения Гассенди на учение Декарта о душе, в кн.: Столпнер Б.Г.иЮшкевичП. С, История материализма (в произведениях его представителей и историков), ч. 1, М., 1926; Аристотелики напрасно лишили себя свободы философствования, «Вопр. философии», 1956. № 4. Лит.: История философии, т. 2,М., 1941 (см. Указатель); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Указатель); Коньо Ж., Пьер Гассенди — возобновитель эпикуреизма, «Вопр. философии», 1956, № 3; В е г n i e r F., Abrege de la philosophic de mr. Gassendi, Lyon, 1676; его же, Doutes sur •quelques uns des principaux chapitres de son Abrege de la phi-losophie de Gassendi, P., 1681; Thomas P.-F., La philosophie de Gassendi, P., 1889; Brett G. S., The philosophy of Gassendi, L., 1908; P e n d z i g P., Pierre Gassendis Me-taphysik und ihr Verhaltnis zur scholastischen Philosophie, Bonn, 1908; его же. Die Ethik Gassendis und ihre Quellen, Bonn, 1910; S о г t a i s G., La philosophie moderne depuis Bacon jusqu'a Leibniz. Etudes historiques, [v.] 1—2, P., 1920—22 <Имеется библиогр.); Humbert P., L'oeuvre aslrono-mique de Gassendi, P., 1936; Hess G., Pierre Gassendi. Пег franzosische Spathumanismus und das Problem von WIs-sen und Glauben, Jena — Lpz., 1939; Eochot В., Les trava-ux de Gassendi sur Epicure et sur l'atomisme 1619—1658, P., 1944; Pierre Gassendi. 1592—1655. Sa vie et son oeuvre, P., [1955] (Список трудов Гассенди, с. 183—91); Gregory I., La polemica antimetaphisica di Gassendi, «Riv. criti-ca di storia della filosofia», 1959, anno 14, fasc. 2—3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|