Ведическая религия-reды 235 27 глава
Плеханов Г. В., К шестидесятой годовщине смерти Гегеля, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; его ж е, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, там же; его же, [Предисловие к первому изданию («От переводчика») и примечания Плеханова к книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»], там же; его ж е, От идеализма к материализму, там же, т. 3, М., 1957; его же, Предисловие к книге А. Деборина «Введение в философию диалектического материализма», там же; Мер инг Ф., История Германии с конца средних веков, 3 изд., М., 1924; Сталин И. В., Анархизм или социализм?, Соч., т. 1; е г о ж е, О диалектическом и историческом материализме, в его кн.: Вопросы ленинизма, 11 изд., М., 1952; Т о л ь я т т и П., От Гегеля к марксизму, «Вопр. философии», 1955, № 4. Белинский В. Г., Поли. собр. соч. (см. Общий алфавитный указатель, т. 13, Л., 1948); Герцен А. И., Дилетантизм в науке, Собр. соч., т. 3, М., 1954; его же, Письма об изучении природы, там же; его же, Дневник 1842—1845, там же, т. 2, М., 1954; е г о ж е, Былое и думы, там же, т. 8—10, М., 1956; т. 11, М., 1957; Черны- шевский Н. Г., Эстетические отношения искусства к" действительности, Поли. собр. соч., т. 2, М., 1949; его же. Очерки гоголевского периода русской литературы, там же, т. 3, М., 1947; его же, Антропологический принцип в философии, там же, т. 7, м., 1950; его же, Письма, там же, т. 14, М., 1949; т. 15, М., 1950. Гайм Р., Гегель и его время, пер. е нем., СПБ, 1861; Тренде л енбург А., Логические исследования, пер. [с нем.], ч. 1—2, М., 1868; Кэрд Э., Гегель, пер. с англ., М., 1898; Фишер К., Гегель, его жизнь, сочинения и учение, полутом 1,2 изд., М.—Л., 1933, полутом 2, СПБ, 1903; Фейербах Л., К критике философии Гегеля, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955; его же, Основные положения философии будущего, там же; его же. Предварительные тезисы к реформе философии, там же; его же, Сущность христианства, там же, т. 2, М., 1955; Бакунин М., Предисловие переводчика к «Гимназическим речам Гегеля», в его кн.: Собр. соч. и писем, т. 2, [М., 1934]; Катков М. Н., Германская литература, «Отечественные записки», 1841, кн. 15; е г о же, Берлинские новости, там же, 1841, кн. 16; Лавров П. Л., Гегелизм, «Библиотека для чтения», СПБ, 1858, т. 149 и 151; его же, Практическая философия Гегеля, там же, 1859, т. 154 и 155; Редкий [П. Г.], Обозрение Гегелевой логики, «Москвитянин», М., 1841, ч. 4, № 8; Г р а д о в с к и й А. Д., Политическая философия Гегеля, «Ж. М-ва народного просвещения», СПБ, 1870, ч. 150; Г о г о ц к и й С. С, Гегель Г. В. Ф., в его кн.: Философский лексикон, т. 2, Киев, 1861; Стасюлевич М. [М. ], Опыт исторического обзора главных систем философии истории, СПБ, 1866, 2 изд. 1902; Дебольский Н. Г., О диалектическом методе, ч. 1, СПБ, 1872; его ж е, Логика Гегеля в ее историческом основании и значении, «Ж. М-ва народного просвещения», СПБ, 1912, ч. 40; Каринский М., Критический обзор последнего периода германской философии, СПБ, 1873; Г и л я р о в-П латонов Н. П., Онтология Гегеля, «Вопр. филос. и психол.», 1891, кн. 8, 10, 1892, кн. 11; Со ло вьев В л., Гегель, в кн.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. 8[15], СПБ, 1892; Новгородцев п., Реставрационный идеализм Гегеля в изображении Гайма, в сб.: Помощь, 2 изд., СПБ, 1903; Ильин И. А., Философия Гегеля, как учение о конкретности бога и человека, т. 1—2, М., 1918.
А с м у с В. Ф., Диалектический материализм и логика, Киев, 1924; его же, Очерки по истории диалектики в новой философии, [2 изд.], М.—Л., 1930; Г о н и к м а н С, Учение Гегеля о «действительности», «Под знаменем марксизма», 1924, № 1, 3; Цейтлин 3., Физика Гегеля, там же, 1925, № 5—6, 7; Д е б о р и н А., Маркс и Гегель, в его сб.: Философия и марксизм, М.—Л.,1926; е г о ж е, Гегель, в кн.: Большая Советская Энциклопедия, т. 14, М., 1929; Дынник М., Учение Гегеля о случайности, «Вест. Коммунистической Акад.», М., 1929, кн. 34 (4); его ж с, Философия Гегеля и ее место в истории философской мысли, в кн.: Из истории философии, М., 1957; К о л ь м ан Э. и Я н о в с к а я С, Гегель и математика, «Под знаменем марксизма», 1931, № 11—12; Юдин П., Борьба на два фронта в философии и гегелевская диалектика, там же; Вандек В. иТимоско В., Гегель и Кант, там же; Гегель и диалектический материализм, Сб. статей к 100-летию со дня смерти Гегеля, М., 1932; Лпфшнц М и х., Судьба литературного наследства Гегеля, «Литературное наследство», [1932], т. 2; Митин М., Гегель и теория материалистической диалектики, М., 1932; Бродовский П., [Рец. на кн.:] Л. И. Аксельрод. Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса, «Фронт науки и техники», 1935, № 3; К а м м а р и М., «Философия права» Гегеля, «Под знаменем марксизма», 1935, № 2; Максимов А., «Философия природы» Гегеля, «Фронт науки и техники», 1935, № 5—6; Б ы х о в с к и й В., Младогегельянство, «Под знаменем марксизма», 1940, № 10; его же, Метод и система Гегеля, [М.], 1941; Чернышев Б. С, О логике Гегеля, М., 1941; О недостатках и ошибках в освещении истории немецкой философии конца XVIII и начала XIX века, «Большевик», 1944, № 7—8; Голосов В. Ф.. К вопросу о классовых корнях гегелевской философии, «Уч. зап. Красноярск, гос. пед. ин-та», 1955, т. 4, вып. 1; Ойзсрман Т., Философия Гегеля, М., 1956; Овсянников М. Ф., Первые философские работы молодого Гегеля, «Уч. Зап. Моск. обл. пед. ин-та», М., 1956, т. 42; его же, Философия Гегеля, М., 1959; История философии, т. 1—2, М., 1957; Иовчук М. Т., Диалектика Гегеля и русская философия XIX века, «Вопр. философии», 1957, № 4: К а р а п е т я н А. А., Разложение философской школы Гегеля и Фейербах, Ереван, 1958 (на арм. яз.); III а м о в с к и й В. А., В. И. Ленин об основных принципах историко-философской концепции Гегеля, М., 1958 (автореф. дисс); Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, М., 1958; Бакрадзе К. [С], Система и метод философии Гегеля, Тб., 1958; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 1, М., 1959; Соколов В. В., Философия Гегеля, М., 1959.
Rosenkranz К., G. W. Г. Hegels Leben, В., 1844; Stirling J. Н., The secret of Hegel, New. ed., Edin., 1898; D i 1-t h e у W., Die Jugendgeschichte Hegels, B., 1905; RoquesP.,. Hegel, sa vie et ses oeuvres, P., 1912; M а с Т a g g a r t J., A commentary on Hegel's logic, Camb. (England), 1910; С г о с е-В., Ci6 che ё vivo, 6 cid che ё morto della filosofia di Hegel, bari,
336 ГЕГЕЛЬЯНСТВО - ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА 1907; Gentile G., La riforma della dialectica hegeliana, ГЕГЕЛЬЯНСТВО — термин, употребляющийся в истории философии для обозначения идеалистич. течений, исходивших из учения Гегеля. Течения эти возникли в Германии в 30—40-х гг. 19 в. Внутр. противоречивость философии Гегеля сделала возможным ее использование различными партиями в их политич. и идеология, борьбе. Прусская монархия (Фридрих III) использовала его консервативную систему, к-рая оправдывала деспотизм, полицейское гос-во. Оппозиция к прусскому гос-ву находила в диалектике Гегеля идеи, вооружавшие на борьбу против феод. -абсолютистского строя. Споры в лагере гегельянцев сосредоточились вокруг религ. учения Г., но в условиях подъема освободит, движения накануне революции 1848 реальным содержанием этих споров были политич. проблемы, касающиеся абсолютистского гос-ва и религии как его духовной опоры. «...Путь политики, — писал Энгельс,— был тогда весьма тернистым, поэтому главная борьба велась против религии» («Людвиг Фейербах...», 1955, с. 13). Часть гегельянцев стала на путь трактовки учения Г. в духе христ. ортодоксии. Они составили лагерь правогегельянцев (Гёшель, Гинрихс, Габ-лер). Будучи реакционерами в политике, они унаследовали от Гегеля лишь его идеалистич, систему и, отбросив диалектику, истолковывали философию Гегеля как рациональную форму богословия, используя его тезис о тождестве религии и философии.
Д. Штраус своей книгой «Жизнь Иисуса» (т. 1—2, 1835—36, рус. пер. 1907) положил начало лево-гегельянскому (или младогегельянскому) движению, хотя сам примкнул к «центру» (Розен-кранц, Михелет). Штраус пришел к выводу, что все мифич. рассказы о Христе суть продукты бессознат. творчества нации или крупной религ. общины. Левые гегельянцы (Руге, Б. Бауэр, Фейербах и др.) выступили против ортодоксально-ре-лиг. истолкования учения Гегеля. Б. Бауэр, состоявший сперва в лагере правых гегельянцев, в работах 1840 и 1841—42 дал критику взглядов Штрауса, считая, что евангельские рассказы являются преднамеренными измышлениями отд. лиц. Атеизм младогегельянцев покоился на идеалистич. мировоззрении и в силу этого не был последовательным. Религиозный «... спор между Штраусом и Бауэром,— писал Ф. Энгельс, —...разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: „субстанция" или „самосознание"» (там же). Б. Бауэр, будучи выразителем бурж.-радикальной идеологии, защищал права «самосознания», подчеркивал решающую роль субъективного фактора в истории, приходил к противопоставлению «критической личности» «некритической массе» и отрицанию объективной история, закономерности. Маркс и Энгельс подвергли идеализм младогегельянцев критике в «Святом семействе» (1844, изд. 1845) и в «Немецкой идеологии» (1845—46, опубл. впервые 1932, рус. пер. 1933). Материалистич. критику гегелевской философии дал Фейербах, вышедший из среды левых гегельянцев. Его «Сущность христианства» (1841, рус. пер. 1861) была поворотным пунктом в нем. философии 40-х гг. Но Фейербах вместе с идеализмом реакц. системы отбросил и диалектику Г. По пути прогрессивной переработки идей Гегеля пошли революц.-демократия, мыслители: в Германии Г. Гейне (см. Ф. Энгельс, там же, с. 6), в России Герцен, характеризовавший диалектику Гегеля, как «алгебру революции» (Собр. соч., т. 9, 1956, с. 23), Белинский, Чернышевский. Со 2-й пол. 19 в. наблюдается возрождение интереса к философии Гегеля в Англии. Стирлинг, Грин, Керд, Брэдли использовали философию Г. для борьбы против материализма и дарвинизма в естествознании, а также для обоснования религии. Г. имело своих представителей и в России (Редкий, Б. Чичерин). Фальсификацией гегелевского теоретич. наследия явилось неогегельянство, возникшее в конце 19 в., извращавшее философию Гегеля в духе иррационализма. В двадцатых годах в СССР у ряда работников обнаружилась линия на своеобразное возрождение Г., на подмену революц. материалистич. диалектики Маркса идеалистич. диалектикой Г. (см. Менъ-шевиствующий идеализм). Этот рецидив Г. был подвергнут всесторонней критике.
Лит. см. при ст. Гегель. М. Овсянников. Москва. ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА (от греч. щгцочш- предводительство, руководство) — руководство пролетариатом трудящимися массами города и деревни в бурж.-демократич. революции, в нац.-освободит, движении против империализма, в социалистич. революции. Г. п. после победы социалистич. революции и в период построения коммунистич. общества превращается в гос. руководство обществом со стороны рабочего класса, осуществляющего свою диктатуру (см. Диктатура пролетариата). Идея Г. п. была выдвинута Марксом и Энгельсом. Они показали, что история, роль пролетариата состоит в том, чтобы объединить и возглавить борьбу нар. масс за освобождение от капиталистич. гнета. Обобщая опыт революции 1848—49, Маркс в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» писал: «Крестьяне.. находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 211). Маркс и Энгельс обосновали история, неизбежность диктатуры пролетариата как высшей формы Г. п. Опираясь на положения Маркса и Энгельса и опыт революц. движения в эпоху империализма, Ленин создал цельную и стройную теорию Г. п. В эпоху империализма, когда крупная буржуазия империалистич.стран стала реакц. классом, широкие массы крестьянства и гор. мелкой буржуазии, испытывая гнет монополий, все более отходят от буржуазии и постепенно сплачиваются вокруг пролетариата. Ленин обосновал необходимость в новых история, условиях руководящей роли пролетариата также и в бурж.-демократия, революции и в нац.-освободит., антиимпериалистия. движении. Ленин считал, что Г. п. обеспечивает доведение бурж.-демократич. революции до полной победы и является необходимым условием перерастания ее в революцию социалистическую, а демократич. диктатура пролетариата и крестьянства подготавливает почву для социалистич. диктатуры пролетариата. Ленин определил классовых союзников, способных вместе с пролетариатом осуществить демократич. и ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА 337 соцналистнч. преобразования. «Пролетариат должен провести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, чтобы раздавить силон сопротивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат должен совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии» (Ленин В. II., Соч., 4 изд., т. 9, с. 81). Ленин выдвинул при этом важнейшее положение о том, что сила пролетариата неизмеримо больше, нежели его доля в общей массе населения. В социал-демократич. партиях в нач. 20 в. был распространен тезис, в силу к-рого одним из главных условий победы социалистической революции является превращение пролетариата в большинство населения, в частности этого тезиса придерживался и Сталин в работе «Анархизм или социализм?» (см. Соч., т. I, 1949). Ленин доказал и практика подтвердила ошибочность этого положения; пролетариат как носитель нового, соцналистнч. способа произ-ва и выразитель интересов всех трудящихся может, даже когда он составляет меньшинство населения, сплотить вокруг себя широкие массы угнетенных и эксплуатируемых и обеспечить победу над буржуазией. Ленин учил, что, кроме экономич. условий, для осуществления руководящей роли пролетариата требуется определ. соотношение классовых сил и оп-редел. субъективные предпосылки. Осн. условием Г. п. является союз рабочего класса с крестьянством и отстранение буржуазии от руководства массами. Непременным условием Г. п. является наличие у пролетариата массовой революц. марксистско-ленинской партии. Теория Г. п. была обоснована Лениным в борьбе против меньшевиков, к-рые догматически утверждали, что руководящая роль в бурж.-демокра-тич. революции должна принадлежать буржуазии, и против авантюрнстич. идей троцкистов, к-рые игнорировали революц. роль крестьянства, обрекая тем самым пролетариат на изоляцию и неизбежное поражение. Г.п. явилась решающим условием, обеспечившим победу Февральской бурж.-демократич. революции 1917 и переход к Великой Октябрьской соцналистнч. революции, в ходе к-рой слились в общий революц. поток соцналистнч. движение пролетариата и беднейшего крестьянства, общедемократич. движение за мир, крестьянско-демократич. движение за захват помещичьих земель, нац.-освободит, движение угнетенных народов России. В результате победы Октябрьской революции в СССР утвердилась диктатура пролетариата, к-рая представляет собой высшую форму Г. п. и осуществляется в условиях, когда власть буржуазии уже свергнута и пролетариат руководит соцналистнч. и коммунистич. строительством, ведя за собой широкие массы крестьянства. Народно-демократич. революции в Китае и др. странах Европы и Азии, победившие под руководством рабочего класса, явились новым подтверждением марксистско-ленинской теории Г. п. Эти революции, выросшие из нац.-освободит., антифашистской и антипмпериалистич. борьбы, показывают, что только под руководством пролетариата демократич. движение может довести до конца коренные социальные преобразования и перерасти в соцналистнч. революцию. Рабочий класс этих стран, составлявший меньшинство населения, сплотил вокруг себя широкие нар. массы и обеспечил победу социалпетич. революции. Союзником пролетариата в демократич. ревочю-ции выступило не только все крестьянство, как это было в России, но и гор. мелкая буржуазия, широкие слои интеллигенции и часть средней буржуазии, а в соцналистнч. революции — не только беднейшее, но все трудовое крестьянство. В Китае союзниками рабочего класса на этапе соцналистнч. революции являются не только крестьяне и гор. мелкая буржуазия, но п нац. буржуазия, в отношении к-рой рабочий класс проводит политику сплочения вокруг пролетариата и одновременно борьбы против ее враждебных выступлений (см. Материалы VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая, М., 1956, с. 10, 17—21). Подобную политику с учетом особенностей своих стран проводит рабочий класс других азиатских стран пар. демократии. Формой Г. п., его союза с крестьянством и др. демократич. силами в Китае и др. странах нар. демократии стал нар. фронт, а революции привели к установлению диктатуры пролетариата в народно-демократич. форме. Нар. демократия, с успехом выполняющая функции диктатуры пролетариата, явилась наиболее целесообразной в данных истории, условиях формой сплочения вокруг пролетариата широких масс в деле строительства соцналистнч. общества. Опыт стран нар. демократии показывает, что пролетариат в определенных условиях может успешно осуществлять гос. руководство обществом и при наличии неск. партий, при руководящей роли коммунистической партии. Углубление общего кризиса капитализма после 2-й мировой войны, рост численности, сознательности и организованности рабочего класса, укрепление союза рабочего класса н крестьянства, банкротство политики нмперналистич. буржуазии, растущее влияние соцналистнч. стран приводят к расширению классовых резервов пролетариата в борьбе против монополпетич. капитала, к укреплению руководящей роли пролетариата. Указывая на историч. необходимость сплочения в совр. условиях под руководством пролетариата самых широких демократич. сил, Декларация коммунистических и рабочих партий социалистических стран (1957) отмечает, что перед рабочим классом и народами многих стран Азии, Африки, Лат. Америки еще стоят историч. задачи борьбы за нац. независимость, против колониальной агрессии и феод, гнета. В таких условиях необходимо создание единого антипмпериалистич. п антифеод, фронта рабочих, крестьян, гор. мелкой буржуазии, нац. буржуазии и др. патриотич. сил. Декларация указывает, что в капиталистич. странах, страдающих от политики экономнч. и воен. экспансии США и находящихся под угрозой такой экспансии, создаются объективные предпосылки для объединения под руководством рабочего класса и его революц. партий самых широких слоев населения для борьбы за мир, в защиту нац. независимости и демократич. свобод, за улучшение жизненных условий трудящихся, проведение радикальных аграрных реформ, для свержения всевластия монополий, предающих нац. интересы. Совр. ревизионисты, борясь против марксизма-ленинизма, пытаются поколебать и ого важнейший вывод о Г. п. Они утверждают, что якобы ленинская теория Г. п. носит исключительно рус характер и неприменима в др. странах. Ревизионисты в пек-рых слаборазвитых странах пытаются доказать, что руководящей силой в демократич. революции должна выступать буржуазия, а пролетариату необходимо отказаться от борьбы за свою гегемонию. Пытаясь опровергнуть марксистско-ленинское учение о диктатуре пролетариата, пек-рые ревизионисты противопоставляют Г. п. диктатуре пролетариата и утверждают, будто в развитых капиталистич. странах можно говорить только о гегемонии, а не о диктатуре про- 338 ГЕД _ ГЕДОНИЗМ летариата. Однако факты убедительно показывают, что неизбежно происходит процесс усиления руководящей роли рабочего класса в освободит, борьбе нар. масс, что является решающим условием сокрушения империалистич. господства, установления пролетарской диктатуры и успешного строительства социализма и коммунизма. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Ком ГЕД (Guesde), Жюль [собств. Матье Б а з и л ь (Basile)] (И нояб. 1845—28 июля 1922) — один из пионеров распространения марксизма во Франции, деятель франц. социалистич. движения, основатель его левого течения (гедизма), один из лидеров 2-го Интернационала. Г. начал политич. деятельность как бурж. республиканец. Одно время (1-я пол. 70-х гг.) примыкал к анархистам. Значит, влияние на идейное развитие Г. оказали работы Н. Г. Чернышевского. В 1871 горячо защищал парижских коммунаров, был приговорен к 5 годам тюрьмы. Эмигрировал в Швейцарию, затем в Италию. Перейдя на позиции науч. социализма, Г. стал страстным пропагандистом марксизма. Возвратись в Париж, в 1877—83 издавал газ. «Egalite», к-рая подготовила образование Рабочей партии (1879). В эти годы сотрудничал с Марксом и Энгельсом, вместе с Лафар-гом участвовал в составлении программы Рабочей партии (1880), теоретич. часть к-рой была написана Марксом. Г. вел борьбу с анархизмом, бланкизмом (см. Бланки), а также с оппортунизмом в рядах Рабочей партии — т. н. поссибилистами, резко осудил предательство Мильерана, вошедшего в реакц. бурж. правительство (1899). Талантливый публицист и оратор, Г. способствовал распространению идей марксизма во Франции. Однако Г. не был последоват. марксистом и по ряду вопросов занимал догматич., сектантские позиции (напр., тактика нейтралитета Рабочей партии в отношении буланжизма и по делу Дрейфуса). Он боролся за массовую партию — «мозг рабочего движения», но переоценивал момент стихийности в революции. Задачу партии рабочего класса Г. сводил к разоблачению эксплуататорской сущности буржуазии и пропаганде необходимости революции и коллективизма (так он называл науч. социализм). Г. оказался неспособным разобраться в сущности империализма и империалистич. агрессии. Теоретич. ошибки привели Г. к центризму, что подготовило его переход в 1914 на позиции социал-шовинизма. В 1914—15 Г. входил в империалистич. правительство Франции. Ленин подверг резкой критике социал-шовинизм Г. Оценивая роль Г., Ленин писал в 1915: «Учитесь на примере всей жизни Геда, скажем мы рабочим, кроме его явной измены социализму в 1914 г.» (Соч., 4 изд., т. 21, с. 104). Всемирно-исторического значения Октябрьской революции 1917 Г. не понял. Он остался в рядах социалистической партии и после образования компартии Франции (в 1920). Соч.: Le livre rouge de la justice rurale, pt 1,P,- Gen., 1871; Essai de cateohisme socialiste, P., 1912; Le Republicjiie et les greves, P., 1878; Le collectivisme au College de France, P., 1905; Services publics et socialisme, P., 1883; Ca et la, P., 1914; Etat, politique et morale de classe. P., 1901; Quatre ans de lutte de classe a la Charabre (1893—1898), v. 1—2, 1901; Questions d'hier et d'aujonrd'hui, P., 1911. Соч. в рус. пер.— Коллективизм, М., 1905; Государственные предприятия и социализм, СПБ, 1907; Программа рабочей партии..., СПБ, 1906 (совм. с П. Лафаргом). Лит.: Энгельс Ф., Крестьянский вопрос во Франции ГЁДЕЛЬ (Godel), Курт (р. 28 апр. 1906)— австр. логик и математик. Родился в г. Брно, в Австро-Венгрии (ныне Чехословакия). В 1933—38— приват-доцент Венского ун-та. В 1940 эмигрировал в США (с 1953— проф. Ин-та высших исследований в Прин-стоне). Известен своими трудами в области математпч. логики, в к-рую внес существ, вклад. Ему принадлежат: теорема о полноте узкого исчисления предикатов (1930); метод арпфметизацин метаматематики (1931); теорема о неполноте формальных систем (т. н. первая теорема Г., или теорема о неполноте, 1931); теорема о невозможности доказать непротиворечивость формальной системы средствами самой системы (т. п. вторая теорема Г., 1931); важные результаты об интерпретации конструктивной логики (1931—33); первое определение общей рекурсивной функции (1934); установление непротиворечивости ряда важнейших гипотез теории множеств (1938). Среди результатов Г. особое значение имеет теорема о неполноте, опубликованная в 1931 в его статье «О формально неразрешимых предложениях Principia Mathomalica и родственных систем». В этой статье Г. показал, что в формальной системе, изложенной в соч. Уайтхэда и Рассела «Principia Malhematica», и в других достаточно содержательных формальных системах (критерием содержательности является способность выразить арифметику натуральных чисел) имеются неразрешимые (т. е. недоказуемые и одновременно неопровержимые в данной системе) предложения. Теорема Г. о неполноте имеет важное логич. и гносеологич. значение, поскольку показывает невозможность полной формализации человеческого мышления. Из теоремы о неполноте по существу вытекает и существование неразрешимых массовых проблем, а именно: неразрешимой является семантич. проблема разрешения любой достаточно содержательной формальной системы (однако это обстоятельство не могло быть обнаружено своевременно ввиду отсутствия четкого понятия алгоритма, и первый пример неразрешимой массовой проблемы был опубликован лишь в 1936 независимо от результатов Г.; то, что существование неразрешимых массовых проблем вытекает из теоремы о неполноте, было осознано еще позднее). В начальный период своей деятельности Г. был членом Венского кружка неопозитивистов. Впоследствии выступил с критикой субъективизма Рассела и др. в философских вопросах логики с позиций «реализма» и признания объективного характера логико-математических абстракций. В «реализме» Г. встречаются черты объективного идеализма в духе Платона. Лит.: Nagel Е., Newman J., Godel's proof, «Scient. Amer.». 1956, t. 194, Jsl 6. p. 71 — 84, 86; К лини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М.. 1957 (имеется библиогр.). ГЁДИС КАБРАЛ, Д.— см. Кабрал. ГЕДОНИЗМ (от греч. Yjoovrj — наслаждение) — учение в этике, считающее наслаждение высшим бла- ГЕЙГЕР-ГЕЙЗЕНБЕРГ 339 гом, а стремление к наслаждению — принципом поведения. От Г. необходимо отличать эвдемонизм, признающий основой нравственности стремление к счастью. Г. получил широкое распространение уже в др.-грсч. философии. Кирснаики (см. Киренская школа], объявляя наслаждение целью жизни, проповедовали погоню за наслаждениями, неумеренность и распущенность в поведении. Наоборот, Эпикур рассматривал проблему меры наслаждений, указывая, что чрезмерные чувств, удовольствия приводят к пресыщению и даже переходят в страдание. Эпикур полагал, что безмятежность и свобода от чувства страха перед богами и смертью обеспечивают спокойную жизнь, наполненную разумными чувств, и духовными удовольствиями. В ср.-век. этике наслаждение считалось грехом, а благом — блаженство, достижение к-рого возможно лишь путем аскетич. отречения от всех земных удовольствий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|