Ведическая религия-reды 235 28 глава
Дальнейшее развитие гедонистич. учения получили в эпоху Возрождения, когда против феод.-церк. аскетизма формировалась гуманистич. этика, провозгласившая право на естественные, приобретенные от природы потребности и склонности человека. В трактатах «О наслаждении, как истинном благе» («De voluptate ас de vero bono», 1431) Л. Валла и «Введение в науку о морали» («Isagogicon moralis disciplinae», 1470) Бруни-Аретино, направленных против религ. учения о греховности плоти, возрождается мораль Эпикура, к-рой придается чувств, характер, и получают выражение принципы бурж. индивидуализма. На гедонистич. мораль гуманистов Возрождения в значит, степени опиралась этич. теория эгоизма материалистов-просветителей 18 в. (Гольбах, Гельвеций). С критикой Г. выступил Кант, считая его учением, основанным но на внутр. велениях разума, а на чуждых разуму чувств, побуждениях. В противовес этому, этика утилитаризма (Бентам, Дж. С. Милль) связала наслаждение с пользой. Дальнейшее развитие Г. обусловлено развитием индивидуализма в бурж.. морали. Обществ, принципам морали противопоставляется благо отд. личности и ее право на наслаждение любой ценой, вплоть до аморализма. Так, англ. этик Г. Уильяме в соч. «Гедонизм, конфликт и жестокость» (G. Williams, Hedonism, conllict and cruelty, «J. Philos.», 1950, v. 47, November) провозгласил моральное право на истязание людей ради наслаждения отд. личности. Науч. критика «философии наслаждения» была дана Марксом п Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1845—46). Классики марксизма, указывая на классовую обусловленность форм наслаждения, отрицали за философией Г. право быть «жизнепониманием» общества в целом. В бурж. обществе наслаждение противоположно труду, к-рый связан с лишениями, политической и моральной зависимостью трудящегося от эксплуататора. Буржуазные идеологи абстрагируют теорию наслаждения от условий жизни индивидов, превращают ее тем самым в лицемерную моральную доктрину (см. К.Маркс иФ. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 418).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. S, М., 1955 (гл. «Мое сямояаслаждение»); Шишкин Л. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, с. 68, 88; Watson J., Hedonistic theories from Aris-tippus to Spencer, Glasgow—N. Y., 1895; G о m p e г z H., Kritik fles Hedonismus, Stuttgart, 1898; Dub о с J., Die Lust als sozialethiscb.es F.ntwicklungsprinzip, Lpz., 1900; В a 1 i с k i Z., Hedonism jako punkt wyjScia etyki, Warsz., 1900; Rockhardt (Keis J.), Die absoluten Gesetze des Gliicks, Geisenfeld, 11955]. ГЕЙГЕР (Geiger), Теодор (9 нояб. 1891— 16 июня 1952) — нем. бурж. социолог и юрист. В 1933 эмигрировал в Данию, с 1938 — проф. ун-та в Орхусе. Согласно идсалистич. взглядам Г., человеч. общество основано на «психическом родстве людей». Не обществ, классы, а отд. группы людей, к-рые посте- пенно начинают ощущать себя как единое целое, образуют «коллективы». Они отличаются от «общества», где люди связаны в силу установленного порядка. Г. разрабатывает типологию групп, различая их в первую очередь по трем типам: содержания, смысла и формы. Он выделяет также три разновидности социологии: формальную, материальную и обществ.-историческую. Полемизируя в своем труде «Масса и ее действие» («Die Masse und ihre Aktion», 1926) с франц. социологом Лебоном, Г. защищал идею о благотворном влиянии коллектива на развитие способностей индивида. С о ч.: Die Gestalten der Gesellung, Karlsruhe, 1928; Die ГЁЙЕР (Geijer), Эрик Густав (12 янв. 1783 — 23 апр. 1847) — шведский философ-идеалист, историк, композитор и поэт. Проф. ун-та в Упсале. В соч. «История человечества» («Manniskans historia», 1856) Г., занимаясь проблемами философии истории, пытался примирить идею свободы человеч. воли с религ. учением, утверждая, что личность, созданная богом, стремится к божеств, совершенству как высшей цели и идеалу. В то же время, как реально существующая и действующая по личным побуждениям, она ответственна за свои поступки.
Г. сыграл большую роль в собирании скандинавских нар. песен. Соч.: Samlade skrifter, ny uppl., av J. Landquist, del 1 —13, Stockh., 1923—31. Лит.: L i 1 j e q u i s t P. E., Erik Gustaf Geijer. Ein schwe-disclier Geschichtsphilosoph, «Die Akademie», [№ 1], Erlangeri, 1924; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophic, Bd 5, В., 1928; N о r b e r g E., Geijers vag fran ro-mantik till realism, Stockh., 1944; Jacobson G., Fran Geijer till Hjorne, Stockh., 1945; Landquist J. Norberg E., Geijer. En levnadsteckning, Stockh., L1954]. Ц. Арзаканъян. Москва. ГЁИЗЕНБЕРГ (Heisenberg), Вернер (род. 5 дек. 1901)—нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. В 1923 окончил Мюнхенский ун-т. В 1927—41— проф. физики в Лейпциге, Берлине и Гёттин-гене. С 1941— проф. и директор Ин-та теоретич. физики в Берлине и Гёттянгене. В 1948 избран президентом Гёт-тингенской АН. В 1925 Г. вместе с Н. Бором разработал т. н. матричную механику — первый вариант совр. квантовой механики, давшей возможность вычислить интенсивность спектральных линий, испускаемых простейшей квантовой системой — линейным осциллятором. Г. произвел квантово-механич. расчет атома гелия, показав возможность его существования в двух различных состояниях. В 1927 сформулировал т. н. соотношение неопределенностей, выражающее специфич. связь между импульсом и координатой микрообъектов, обусловленную их корпускулярно-волновой природой. Г. принадлежит разработка теории, объясняющей намагничивание ферромагнетиков спиновым моментом электронов и раскрывающей обменный характер сил, ориентирующих элементарные магнетики при намагничивании вещества. Он является также автором ряда работ, посвященных проблеме ядерных сил, в к-рых раскрыт обменный характер ядерного взашкь действия. Г. работает над проблемами релятивистской квантовой механики и создания единой теории поля! 340 ГЕЙЛИНКС - ГЕЙНЕ Г.— один из представителей т. н. копенгагенской школы физиков. Длительный период находился под влиянием позитивистской философии. Положения квантовой механики истолковываются имвидеалистич. духе. Он отрицает реальность атомов и др. микрообъектов, утверждая, что они являются лишь символами, придающими законам природы наиболее простую форму. Пространство и время, по Г.,— это субъективные априорные формы созерцания, «формы упорядочения опыта». Совместно с Бором он разработал т. п. принцип дополнительности (см. Дополнительности принцип) в квантовой механике, дающий субъ-ективно-идеалистич. истолкование квантово-механич. закономерностей поведения микрообъектов, обусловленное их двойственной корпускулярно-волновой природой. Познание действительности Г. пытается свести к ее математич. описанию, к математич. символике, объявляя «принцип математической простоты» критерием истинности науч. теории. Он является также сторонником «энергетизма», утверждая, что не материя, а энергия есть «основная субстанция», из к-рой состоит все существующее (см. «Философские проблемы атомной физики», М., 1953, с. 98—99). В последнее время Г. высказывается против позитивизма, склоняясь к объективному идеализму («Открытие Планка и основные философские проблемы атомной теории»,в журн. «Успехи физ. наук», 1958, т. 66, вып. 2, октябрь).
Соч.: Qnantentheoretische Umdeutung der kinematisclien nnd mechanischen Bezielmngen, «Z. Physik», В., 1925, Bd 33, H 12; Mehrkorperproblem und Resonanz in der Quantenme-chanik, там же, 1927, Bd 41, H. 4—5, S. 239—67; fjber den rnschaulichen Inhalt der quantentheoretiscnen Kinematik nnd Mechanik, там же. 1927, Bd 43, H. 3—4, S. 172 — 98; Znr Theorie des Ferromagnetismns. там же, 1928, Bd 49, H. 9 — 10, S. 619—36; в рус. пер. — Физические принципы квантовой теории, М., 1932; Развитие квантовой механики, в кн.: Г е й-з е н б е р г В., Ш р е д и н г е р Э., Д и р а к П. А. М., Современная квантовая механика. Три нобелевских доклада, Л.—М., 1934; Физика атомного ядра, М.—Л., 1947; Философские проблемы атомной физики, М., 1953. Лит.: Кузнецов И. В., В чем прав и в чем ошибается Вернер Гейзенберг. «Вопр. философии», 1958, jvfi 11. ГЕЙЛИНКС (Geulincx), Арнольд (1625—69) — голландский философ-идеалист. Проф. Лувенского (1646—58), Лейденского (с 1665) ун-тов. При жизни издал неск. произведений, к-рые были переизданы посмертно под общим назв. «Познай самого себя, или Этика» (1675); по записям учеников были опубликованы «Истинная физика» («Physica vera», 1688), «Истинная метафизика...» ^«Metaphisica vera...», 1691) и др. Как один из гл. представителей окказионализма, Г. всемерно подчеркивал противоположность духа и тела и доказывал невозможность их взаимовлияния в человеке (психофизический параллелизм). Взаимоотношения души и тела Г. иллюстрировал примером двух часов, так заведенных богом, что ход их постоянно согласован (пример этот в дальнейшем использован Лейбницем для теории предустановленной гармонии). В основе идеалистич. этики Г. лежал принцип: «где ничего не можешь, там и не желай ничего». Бог требует от людей не дела, а только умонастроения, поэтому нравств. задача состоит в отречении от мира, углублении в самих себя (отсюда название гл. труда Г.), в любви к богу и разуму как ■образу божества в человеке. В теории познания Г. ■отрицал способность человека познавать вещи; поэтому идеи, по Г., есть лишь познание разумом своих собственных модусов, проявлений.
Соч.: Quaestiones qiiodlibeticae, 4 ed., Hanoviae, 1669.' Logica..., Amst., 1698; Methodus inveniendi argumenta..., Lugduni Batavorum, 1663; Dispntatio ethica de virtute, Lugduni, 1664; A. G. Annotata majora in principia philosophia..., Dord-xaci, 1691; Opera philosophioa..., v. 1—3, Hagae, 1891—93. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 406—08; Pfleiderer E., Arnold Geulincx als Hauptvertreter der okkasionalistischen Metaphysik nnd Ethik, Tubingen, 1882; Land J. P. N., Arnold Geulincx und seine Philosophie, Haaj, 1895; Brulez L., Hollandische Philosophie, Breslau, 1S26; S с h m i t z G., Mystische Wurzeln der Geulincxschen P ilosop-hie. Bonn, 1944 (Diss.); V 1 e e s с h a u w e r H. J. ГЕЙНЕ (Heine), Генрих (13 дек. 1797 — 17 февр. 1856)—нем. поэт, публицист, мыслитель. По образованию юрист, доктор права. Слушал в Бонне, Гёт-тингене и Берлине лекции Ф.Вольфа, А.Шлегеля и Гегеля. Друг Маркса. Филос. вопросов Г. непосредственно касался в своей работе «К истории религии и философии в Германии» («Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deut-schland», 1834. рус. пер. 1958). В философии Г. различал два осн. направления: идеализм и материализм (см. Полное собр. соч., т. 7, 1936, с. 37, 62—64), иногда смешивая материализм с сенсуализмом. Г. признавал большие заслуги франц. материализма, в к-ром он видел идейную подготовку «политической революции» конца 18 в. (там же, с. 61 — 62), однако понимал ограниченность материализма 18 в., рассматривавшего человека как «английскую машину», и видел, что метафизич. метод не может объяснить движения без помощи внешнего толчка и в конечном счете—бога: «... машина предполагает механика» (там же, с. 63). Оценивая деятелей нем. философии, Г. ставил Гегеля выше Капта и Шеллинга. Г., писал Ф. Энгельс, был единств, человеком, кто в то время сознавал,что филос. революция в Германии «служила введением к политическому перевороту» («Людвиг Фейербах...», 1955, с. 5). При этом Г. видел и порок системы Гегеля — ее «метафизич. отвлеченность». В диалектич. исканиях нем. философии он находил отражение пантеизма, стихийно проявляющегося в нар. мышлении. Полагая, что в пантеизме заключена разгадка всякой рациональной философии, Г. восхищался «величавостью мыслей» Спинозы, несмотря на их «окоченевшую, старокартезианскую, математическую форму» (Полное собр. соч., т. 7, с. 235). Г. еще не вполне был свободен от заблуждения, будто материалисты относятся с пренебрежением к духу. В конце 1846 Г. сблизился с Марксом, к-рый повлиял на формирование его симпатий к коммунизму.
Отрицая спиритуалистич. учение христ. церкви и с философской и с этич. т. зр., Г. реабилитировал материальное начало, земные потребности человека. Революц. демократ, Г. стремился к тому, чтобы нем. революция была не только «политич. эмансипацией», но и «эмансипацией плоти», что означало для него действие, направленное на удовлетворение материальных интересов народа. Свою веру в социальное освобождение масс и в будущее человечества Г. связывал с коммунизмом, приветствуя грядущую победу пролетариата, но вследствие идейного кризиса, пережитого Г. после поражения революции 1848, он выражал лежные опасения, не окажется ли пролетариат противником иск-ва и поэзии. Эстетич. воззрения Г. проникнуты стремлением наполнить поэзию гражд. политич. содержанием, идеями, волнующими демократич. классы общества. Унаследовав от классич. нем. лит-ры ее гуманизм, Г. резко отделял художеств, задачи своего времени от эстетизма Гёте «художественного периода» с его отчужденностью от политич. борьбы. Однако Г. выступал в защиту Гёте против вульгарно-радикальных критиков, принижавших эстетич. функции иск-ва ради абстрактно понятой гражданственности. Выступая против абстрактно-риторич. политич. поэзии, Г, ГЕККЕЛЬ-ГЕКСЛИ 341 выдвигал в противовес ей поэзию, насыщенную социальной мыслью. В своей работе «Романтическая школа» («Die romantische Schule», 1833—36, рус. пер. 1900) Г. показал, что романтич. эстетика,идеализируя феод.-рыцарскоо прошлое Германии, служила и служит опорой феодализма и церкви. Для эстетики Г. характерен отказ от абсолютных норм красоты, демократизм, требование, чтобы искусство было «зеркалом жизни» (там же, с. 168), а поэтич. «слово» — матерью «дела» (см. там же, с. 195). Эти взгляды Г., воплощенные в его поэтич. творчестве, сыграли большую роль в развитии демократич. эстетики в период подготовки революции 1848 в Германии. Гл. тенденция филос. и эстетнч. мысли Г. устремлена от Гегеля в сторону диалектич. материализма, тенденция его полптич. мысли — от Сен-Симона в сторону науч. социализма. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1—2, М., 1957; Мер инг Ф., Гейне, в его кн.: Литературно-критические работы, т. 2, М.—Л., 1934; Луначарский А. В., Гейне-мыслитель, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957, с. 589—604;Х а в т а с и Г., Теория искусства Г.Гейне, Тб., 1956 (на груз, яз.); Корню О.. К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, М.. 1959, гл. 7; Р е й-ман П.,Основные течения в немецкой литературе 1750—1848, М., 1959 (см. Именной указат.); К о с а к о б с к а я Э. А., Социально-философские взгляды Генриха Гейне и его борьба против пруссачества, 1945 (Дпсс, хранится в биб-ке им. Ленина); Victor W., Marx und Heine, В., 1953. И. Верцман. Москва. ГЁККЕЛЬ (Haeckel), Эрнст (16 февр. 1834 — 9 авг. 1919) — биолог-дарвинист, представитель есте-ственноисторич. материализма. Учился на мед. ф-тах Вюрцбургского и Берлинского ун-тов (1852—57). Нек-рое время занимался мед. практикой, а затем исследоват. работой в области биологии. С 1861 по 1909 работал сначала приват-доцентом, а потом профессором в Иенском ун-те. Познакомившись в 1860 с книгой Дарвина «Происхождение видов», Г. стал горячим последователем и защитником высказанных в ней идей. Защищая и пропагандируя дарвинизм, Г. вместе с тем обогатил его рядом новых положений: основной биогенетический закон, учение о филогенезе, учение об архигонии (естественное возникновение жизни нз неорганич. веществ) и др. Энгельс указывал, что Г. углубил представления Дарвина о естественном отборе как факторе органич. эволюции, подчеркнув приспособительный характер изменчивости под влиянием окружающей среды (см. «Анти-Дюринг», 1957, с. 67). Г. выступал с критикой положения А. Вейс-мана о ненаследуемости приобретаемых признаков и указывал на преувеличение Дарвином роли перенаселенности и внутривидовой борьбы. Все это говорит о созвучии высказанных им идей мичуринскому учению. Хотя Г. и не называл себя материалистом (свои взгляды он именовал «монизмом», «хилонизмом» и т. п.), фактически он придерживался материалистич. воззрений на природу и страстно боролся против ре-лигиозно-идеалистич. мировоззрения. Видную роль в борьбе с реакцией на рубеже 19 и 20 вв. сыграла книга Г. «Мировые загадки». Охарактеризовав эту книгу как «орудие классовой борьбы» и указав на яростные атаки против нее со стороны реакционеров, Ленин писал: «весело смотреть, как у этих высохших на мертвой схоластике мумий — может быть, первый раз в жизни — загораются глаза и розовеют щеки от тех пощечин, которых надавал им Эрнст Геккель» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 334). Г. в 1906 организовал «Союз монистов», целью к-рого была борьба с церковным мракобесием и пропаганда материалистич. мировоззрения. Г. в 1910 открыто выступил с отречением от христианской религии и церкви. Будучи стихийным материалистом и не имея представления о законах обществ, развития, Г. допускал ряд отступлений от материализма; он не был последовательным атеистом и предлагал заменить офици- альную религию верой в бога-природу (в духе пантеизма Спинозы); закон естественного отбора и борьбы за существование распространял на общество, высказываясь в духе социального дарвинизма и даже расизма. Хотя Г. и критиковал нек-рые из наиболее отрицат. черт капитализма, он оставался защитником бурж; общества. «Честный и смелый борец, пока дело гало о свободе мысли, он выступает тупым невежественным буржуа, как только переходит на почву политики» (Т и м и р я з е в К. А., Соч., т. 8, 1939, с. 360). Оставаясь субъективно защитником капитализма и даже высказываясь порой против социализма, Г. объективно помогал борьбе с реакц. силами, а также естественно-науч. обоснованию марксизма, его распространению среди трудящихся. Соч. в рус. пер.: Современные знания о филогенетическом развитии человека, СПБ, 1899; Красота форм в природе, СПБ, 1907; Чудеса жизни, 2 изд., СПБ, 1908; Мировоззрение Дарвина и Ламарка, СПБ, 1909; Борьба за эволюционную идею, СПБ, 1909; Естественная история миротворения, т. 1—2, СПБ, 1914; Происхождение человека, П., 1919; Монизм, Гомель, 1924; Натуралист под тропиками, 2 изд., М.—Л., 1925; Мировые загадки, М., 1937. Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; е г о ж е. ГЕКСЛИ, Хаксли (Huxley), Томас Генри (4 мая 1825 — 29 июня 1895) — английский биолог, представитель естеств.-науч. материализма, пытавшийся примирить веру и знание в рамках агностицизма, первый популяризатор дарвинизма. Получил мед. образование; проф. Королевской горной школы (1854—85); с 1871 — секретарь, в 1881—85 — президент Лондонского королевского об-ва. Г. принадлежат исследования в области зоологии, сравнит, анатомии, эмбриологии, палеонтологии, антропологии, а также геологии. Особое место занимают работы, направленные на защиту и развитие дарвинизма. В 1863 Г. издал цикл лекций под общим назв. «Man's place in nature...» (рус. пер.— «О положении человека в ряду органических существ», 1864), где доказывал происхождение человека из животного мира. В философии Г. считал себя последователем Юма. «Субстанция материи,— писал он,— есть неизвестное метафизическое качество, относительно существования которого нет доказательства... несуществование духовной субстанции равным образом недоказуемо» (Collected essays, v. 9, p. 66). Свою позицию Г. в 1869 в докладе в Лондонском метафизич. об-ве метко назвал агностицизмом (см. L. Huxley, Life and Letters..., v. 1, p. 319—20), считая ее сходной с позицией Юма («Hume», L., 1879, р. 60). Однако Г. стоял на позициях материализма, когда решал конкретные естеств.-науч. проблемы. Поэтому «под его агностицизмом скрывался в сущности материализм» (Л о-п и н В. П., Соч., 4 изд., т. 14, с. 80; ср. с. 195 и 23—24). Г. возражал против попыток переносить законы развития органич. природы на объяснение обществ, отношений. Г. известен также прогрессивными идеями в области воспитания. Он считал, что построенное на самодеятельности учащихся изучение законов природы должно занять в воспитании гл. место (см. «Об университетском воспитании», СПБ, 1876). Соч.: Collected essays, v. 1—9, [N. Y.l, 1896—1902; The scientific memoirs, v. 1 —[5l, L.— N. Y., 1898—1903. Соч. в рус. пер.: Введение в науку. М., 1902; Наши сведения о причинах явлений в органической природе, СПБ — М., 1866; Основы физиологии, М., 1899. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 39; его же, Развитие социализма от утопии к науке, М.. 1953 (см. Введение к англ. изд.); Из переписки Дарвина, в кн.: Дарвин Ч.. Иллюстрированное собр. соч., т. 8, М., 1909 (Приложение); Тимирязев К. А., Сочинения, т. 10, М., 1940 (см. Указатель имен, с. 381—82); Дави га- 342 ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ II ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ МИРА ш в и л и Л. Ш., В. О. Ковалевский и Т. Гексли как естество ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ МИРА — два противоположных учения о строении солнечной системы и движении ее тел. Согласно гелиоцентрич. системе мира (от греч. rjb.oc— Солнце), Земля, вращающаяся вокруг собств. оси, является одной из планет и вместе с ними обращается вокруг Солнца. В противоположность этому геоцентрич. система мира (от греч. r<j — Земля) основана на утверждении о неподвижности Земли, покоящейся в центре Вселенной; Солнце, планеты и все небесные светила обращаются вокруг Земли. Борьба между этими двумя концепциями, приведшая к торжеству гелиоцентризма, наполняет собой историю астрономии и имеет характер столкновения двух противоположных филос. направлений. Нек-рые идеи, близкие к гелиоцентризму, развивались уже в пифагорейской школе. Так, еще Фи-лолай (5 в. до н. з.) учил о движении планет, Земли и Солнца вокруг центрального огня. К числу гениальных натурфилос. догадок относилось учение Аристарха Самосского (конец 4 — нач. 3 вв. до н. э.) о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг собств. оси. Это учение настолько шло вразрез со всем строем антич. мышления, антич. картиной мира, что не было понято современниками и подверглось критике даже со стороны такого ученого, как Архимед. Аристарх Самосский был объявлен богоотступником, а его теория надолго заслонена весьма искусным, но и весьма искусств, построением Аристотеля. Аристотель и Птолемей являются создателями классич. геоцентризма в его наиболее последовательном и завершенном виде. Если Птолемей создал законч. кинематйч. схему, то Аристотель заложил физич. основы геоцентризма. Синтез физики Аристотеля и астрономии Птолемея и дает то, что обычно именуют птолемеевско-аристотелевской системой мира. Выводы Аристотеля и Птолемея базировались на анализе видимых движений небесных тел. Этот анализ сразу же обнаруживал т. н. «неравенства» в движении планет, к-рые еще в глубокой древности были выделены из общей картины звездного неба. Первое неравенство заключается в том, что скорость видимого движения планет не остается постоянной, а периодически изменяется. Второе неравенство состоит в сложности, петлеобразное™ линий, описываемых планетами в небе. Эти неравенства находились в резком противоречии с утвердившимися еще со времен Пифагора представлениями о гармонии мира, о равномерно-круговом движении небесных тел. В связи с Этим Платон четко формулировал задачу астрономии— объяснить видимое движение планет с помощью системы равномерно-круговых движений. Решением этой задачи с помощью системы концентрич. сфер занимался др.-греч. астроном Евдокс Книдский (ок. 408 — ок. 355 до н. э.), а затем и Аристотель. В основе системы мира Аристотеля лежит представление о непроходимой пропасти между земными элементами (земля, вода, воздух, огонь) и элементом небесным (quinla essentia). Несовершенству всего земного противопоставляется совершенство небесного. Одним из выражений этого совершенства и является равномерно-круговое движение концентрич. сфер, к к-рым прикреплены планеты и остальные небесные светила. Вселенная ограничена. В центре ее покоится Земля. Центр, положение и неподвижность Земли объяснялись своеобразной «теорией тяготения» Аристотеля.Недостатком концепции Аристотеля (с т. зр. геоцентризма) являлось отсутствие количеств, подхода, ограничение исследования чисто качеств, описанием. Между тем потребности практики (и отчасти запросы астро- логии) требовали умения вычислять для любого момента положения планет на небесной сфере. Эту задачу решил Птолемей (2 в.). Восприняв физику Аристотеля, Птолемей отбросил его учение о концентрич. сферах. В основном труде Птолемея «Альмагест» дана стройная и продуманная геоцентрич. система мира. Все планеты равномерно движутся по круговым орбитам — эпициклам. В свою очередь центры эпициклов равномерно скользят по окружности деферентов — больших кругов, почти в центре к-рых находится Земля. Помещая Землю не в центре деферентов, Птолемей признавал эксцентричность последних. Такая сложная система нужна была для того, чтобы с помощью сложения равномерно-круговых движений объяснить видимое неравномерное и некруговое движение планет. В течение почти полутора тысяч лет система Птолемея служила теоретич. базой для расчета небесных движений. Вращат. и постулат, движение Земли отвергалось на том основании, что при большой скорости такого движения все тела, находящиеся на поверхности Земли, оторвутся от нее и улетят. Центр, положение Земли объяснялось естеств. стремлением всех земных элементов к центру. Только правильные представления об инерции и тяготении могли окончательно разбить цепь доказательств Птолемея. Таким образом, в результате слабого развития естеств. наук борьба гелиоцентризма и геоцентризма в антич. науке окончилась победой геоцентризма. Попытки отд. ученых подвергнуть сомнению истинность геоцентризма встречались враждебно и были дискредитированы Аристотелем, Птолемеем. Значит, частью своих побед геоцентризм обязан религии. Неправильно рассматривать геоцентризм только как кинематйч. схему мира; в классич. форме он был закономерным следствием, астрономич. формой антропоцентризма н телеологии. Из представления о том, что человек — венец творения, неизбежно вытекало учение о центр, положении Земли, о ее исключительности, о служебной роли всех небесных тел по отношению к Земле. Геоцентризм являлся своего рода «научным» обоснованием религии, и поэтому церковь рьяно боролась против гелиоцентризма. Правда, геоцентризм в ма-териалистич. системах Демокрита и его продолжателей был свободен от религ.-идеалистич. концепций антропоцентризма и телеологии. Земля признавалась центром мира, но только «нашего» мира. Вселенная бесконечна. Бесконечно и число миров в ней. Естественно, что такая материалистич. трактовка низводила геоцентризм до уровня частной астрономич. теории. Водораздел между геоцентризмом и гелиоцентризмом далеко не всегда совпадал с границей, отделяющей идеализм от материализма. Развитие техники требовало все большей точности астрономич. вычислений. Это вызывало усложнения системы Птолемея: эпициклы громоздились на эпициклы, вызывая чувство недоумения и тревоги даже у ортодоксальных геоцентристов. Новая эпоха в астрономии была открыта Коперником. Его книга «Об обращении небесных сфер» (1543) была началом революц. переворота в естествознании. Коперник выдвинул положение, что большинство видимых небесных движений есть лишь следствие движения Земли как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Этим была разрушена догма о неподвижности и исключительности Земли. Однако Коперник не смог окончательно порвать с физикой Аристотеля. Отсюда и ошибки в его системе. Во-первых, поменяв местами Землю и Солнце, Коперник стал рассматривать Солнце как абс. центр Вселенной. Во-вторых, Коперник сохранил иллюзию о равномерно-круговых движениях планет, что потребовало введения ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ МИРА 343
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|