Ведическая религия-reды 235 30 глава
ГЕНЕЗИС-ГЕННИНГ 34? ным составом первонач. элементов. В то же время Г. был убежден в бессмертии души. Соч.: Ortus medicinae..., Amst., 1648; Aufgang der Artzney-Kimst..., in die hochdeuteche Sprache iibersetzt [von С. К. von Rosenroth], Sultzbach, 1683; Opera omnia, Frankf., 1707. Лит.: М e ii ш у т к и и Б. Н., Химия и пути ее развития, М.,1937; S p i e s s G. A., Van Helmont's System der Me-dicin, verglichen mit den bedeutenderen Systemen... Frankf./M., 1840; G i e s e k e F., Die Mystik J. B. van Helmonts, Erlangen, 1908 (Diss.); Pa gel W., Jo. Bapt. van Helmont, В., 1930; его же, The religious and philosophical aspects of van Helmont's science and medicine, Bait., 1944; D e Waele H. J. B. van Helmont, Brux., 1947; M u 1 t h a u f R. P., J. B. van Helmont's reformation of the galenic doctrine of digestion «Bull. History Med.», 1955, v. 29, p. 154—63. Г. Бартш. Берлин. ГЕНЕЗИС (от греч. ^svsai;—рождение, происхождение)— понятие, выражающее как момент зарождения,, возникновения, так и процесс развития к.-л. качественно определенного предмета, явления. Г. есть момент закономерного процесса развития явлений, связанного с перерывом постепенности и скачкообразным переходом в новое качеств, состояние. Как становление нового качества Г. осуществляется на базе определенных предпосылок, созданных предшеств. развитием, и представляет собой процесс ассимиляции и преобразования известных предпосылок в новую целостность, новую систему взаимодействия. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (от лат. generalis — общий) — термин, введенный И. П. Павловым для обозначения обобщенного характера условных рефлексов (1926) («Лекции о работе больших полушарий головного мозга»). Так, напр., если условным раздражителем сделано прикосновение к одному месту кожи животного, то прикосновение и к др. местам кожи вызывает условную реакцию, при этом тем меньшую, чем дальше эти места отстоят от пункта применения условного раздражителя. Согласно Павлову, явление Г. детерминировано сходством агентов внешней среды. Сближая явления Г. и ассоциации по сходству, Павлов писал: «Генерализация условной связи отвечает тому, что зовется ассоциацией по сходству» (см. ст. Условный рефлекс, БСЭ, 1-е изд., т. 56, с. 331). Павлов считал, что механизмом Г. является иррадиация возбуждения и торможения по коре больших полушарий. Обычно величина Г. прямо пропорциональна сходству раздражителей с условным агентом.
По своему содержанию Г. представляет собой элементарную форму обобщения. Вместе с тем она обладает и специфич. особенностями. Свойство объекта, по к-рому происходит Г., как бы замещает собой весь объект. Действие этого свойства отрицательно индуцирует, ослабляет действие др. свойств объектов. Объекты, входящие в Г., не дифференцируются по своим отличит, признакам. В том же случае, если на два сходных раздражителя вырабатываются различные реакции, т. е. осуществляется их дифференциров-ка, черты различия раздражителей целиком подавляют общий признак. В противоположность Г., в логич. обобщении содержатся как общие, так и отличит, свойства объектов. Обычно вначале Г. происходит по физически более сильным признакам раздражителей (первичная Г.). Однако в результате неподкрепления реакции на такие сильные признаки Г. может пойти по другим, более слабым свойствам объектов (вторичная Г.). Г. может происходить по одному и многим признакам предмета, а также по отношечгаю признаков (транспозиция). Понятие «Г.», применявшееся вначале лишь к элементарному обобщению, характерному для животных, в наст, время употребляется в психологии для обозначения 1-й ступени в усвоении всякого нового материала (овладение ребенком речью, усвоение знаний и т. д.). Лит.: Павлов И. П., Условный рефлекс, Поли. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М., 1951, с. 320—43; его же, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, там же, т. 4,
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (от греч. f сч.сн; — происхождение) — раздел бурж. социологии, изучающий вопросы возникновения (генезиса) человеч. общества и его важнейших учреждений. Наиболее распространенное определение Г. с. дано во 2-м томе Соч. Ковалевского «Социология», к-рый вышел с подзаголовком «Генетическая социология, или учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности» (1910). По своему предмету Г. с. близка к этнографии, истории первобытной культуры, от к-рых она отличается стремлением найти общие законы происхождения и развития социальных институтов и всего общества в целом. Вопросам Г. с. особое внимание уделяется в работах Конта, Спенсера, Гумпловича, Летурно, Уорда, Тарда, Гиддингса, Граафа, Ковалевского, Л. Бернарда, Богардуса и др. Бурж. социологи, давшие немало ценных фактич. исследований по истории первобытного общества, не смогли научно объяснить происхождение человеч. общества, т. к. они игнорировали решающую причину выделения человека из царства животных—целесообразную трудовую деятельность, произ-во материальных благ при помощи орудий труда (см. Общество). Подавляющая часть представителей Г. с. утверждает, что человеч. общество возникло под влиянием психич. эмоций («стремление к подражанию» — Тард, «сексуальные влечения» — Фрейд, и др.). Ряд бурж. социологов (Гумплович п др.) связывает возникновение общества с биологич. законом борьбы за существование. Прогрессивную роль в развитии Г. с. сыграли труды Л. Г. Моргана, в особенности его «Древнее общество» (1877, рус. пер. 1900), где Морган материалистически рассмотрел развитие первобытного общества (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности н государства, 1953 с.3—5). Марксистско-ленинская наука не выделяет особой самостоятельной Г. с. Материалистич. и диалек-тич. рассмотрение общественных явлений предполагает исследование их возникновения и развития. См. Историзм.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, гл. 5; У н- ГЁННИНГ, X e и н и н г (Hennhig), Леопольд (4 окт. 1791—5 окт. 1866)— нем. философ, ученик Гегеля. Проф. (с 1825) Берлинского ун-та, в к-ром читал курсы по философии Гегеля, гл. обр. философии права. Г. считал гос-во всеобщим духовным и разумным началом, сочетающим общие и частные интересы. Выступал против теории общественного договора, отвергал необходимость парламентских институтов. В 1845—48 Г. выступил против левых гегельянцев. Участвовал в издании журн. «Jahrbucher fur wissen-schai'Uiche Krilik», ставшего в конце 30-х гг. 19 в. рупором правого гегельянства. Г. был одним из издателей первого собр. соч. Гегеля (в к-ром на основе записей лекций Гегеля по логике им сделаны дополнения и комментарии к 1-й части «Энциклопедии филос. наук» — «Малой логике»). 348 ГЕНОТЕИЗМ-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА Соч.: De systeraatia feudalis notione, В., 182Г, Das Ver-haltniss der Philosophie zu den exacten Wissenschaftei), «Neue Berliner Monatsschr. fiir Plulos....», 1821; Zur Verstandigung iiber die Preussische Verfassungsfrage..., В., 1845. Лит.: Энгельс Ф., Дневник вольнослушателя, в кн.: ГЕНОТЕЙЗМ (от греч. etc, род. п. hiz —один, единый и ikos — бог) — «однобожие». Термин предложен англ. санскритологом и историком религии Ф. М. Мюллером в 1878 (F. Mueller, Lectures on the origin and growth of religion), к-рый обозначал им характерную форму древнеиндийских религий, отраженную в Ведах: из множества инд. богов ни один но выделялся как главный, но тот бог, к к-рому в данный момент обращался молящийся, рассматривался как главный и даже как единственный. Мюллер считал Г. ранней стадией развития религии, предшествующей политеизму и монотеизму. В сходном смысле понятие «Г.» употреблял протестантский богослов и историк религии О. Пфлей-дерер, считавший «патриархальным Г.» культ племенного бога. По мнению Пфлейдерера, с объединением племен происходит слияние всех племенных богов и установление системы политеизма. Этот взгляд признал правильным Плеханов в рецензии на книгу Пфлейдерера «О религии и религиях» (Г. В. Плеханов, О религии и церкви, 1957, с. 186—91). В совр. историч. науке термин «Г.» употребляется очень редко.
Лит.: Мюллер М.. Религия кап предмет сравнительного изучения, пер. Ее англ.!, Харьков, 1887. С. Токарев. Москва. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА — совокупность предметов и явлений природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс обществ, производства и составляющих необходимое условие существования и развития человеческого общества. Определение роли Г. с. в развитии общества, изучение взаимодействия общества и природы имеют не только теоретич., но и практич. значение. Учет особенностей Г. с. играет особенно важную роль для развития социалистич. экономики, основанной на планомерном и рациональном использовании природных ресурсов и условий. Обществ, мысль издавна занималась изучением взаимодействия общества и Г. с. Одни социологи полностью отрицали влияние Г. с. на общество, другие рассматривали ее как гл. причину, определяющую ход развития историч. процесса (см. Географическая школа в социологии). В современной бурж. социологии географич. детерминизм находит свое выражение в различных геополитич. теориях (см. Геополитика). Марксизм вскрыл несостоятельность этих направлений в социологии. Он доказал, что не Г. с, а способ производства является гл. силой, определяющей ход развития общества (см. Исторический материализм). Вместе с тем марксизм выяснил действительное место и роль Г. с. в системе условий материальной жизни общества. На всех ступенях обществ, развития труд, обществ, производство есть главное условие обмена веществ между человеком и природой. В процессе произ-ва люди вовлекают в свою общественно-производственную практику все новые и новые элементы природы.
Соответственно изменяются и расширяются рамки Г. с. При первобытнообщинном строе Г. с. использовалась гл. обр. как естеств. источник жизни — растительный и животный мир; совершенно не были известны, напр., богатства недр земли, и для орудий труда употребляли то, что находилось на ее поверхности,— камни, дерево. В совр. условиях решаю- щую роль приобретают ископаемые и энергетич. ресурсы ирироды, в связи с чем природа, напр., труднодоступных сев. областей Арктики, высокогорных районов и пр. вовлекается в сферу жизни общества. Г. с. представляет собой арену труда, естественную основу трудовой деятельности человека, естеств. предпосылку материального произ-ва. Используемые обществом природные богатства делятся на два вида: а) естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные, рыбы и т. д.); б) естественные богатства, являющиеся предметами труда,— уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и т. д. (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 516). Не являясь причиной, определяющей экономим, строй общества, закономерности развития обществ, жизни, Г. с, однако, на различных этапах истории оказывала ускоряющее или, наоборот, замедляющее действие на развитие производительных сил. При этом зависимость обществ, жизни от Г. с. была тем значительнее, чем ниже был уровень развития производит, сил. Рост производит, сил освобождает общество от власти стихийных сил природы. Г. с. всегда претерпевает изменепия, обусловленные чисто природными причинами. За время жизни людей на земле происходили великие оледенения, изменяли свои очертания моря, некоторые части суши погружались в воду. Влияние этих и других естественных изменений Г. с. нельзя недоучитывать при объяснении конкретных историч.фактов и событий. Напр., неоднократные перемещения русла реки Хуанхэ оказывали известное влияние на историю Китая. Образование в 1282 залива Зёйдер-Зе в результате прорыва моря наложило отпечаток на последующую историю Голландии и т. п. Однако всякий раз влияние естеств. изменения Г. с. на обществ, жизнь людей опосредствуется способом производства материальных благ, определяющим размеры этого влияния. И чем выше уровень производительных сил, тем слабее влияние естеств. изменений Г. с. на развитие общества. Условия существования человека не даны в готовом виде; они создаются им самим. Преобразуя и приспосабливая к своим потребностям естеств. условия существования, человек в процессе произ-ва превращает их в историч. условия материальной жизни. Месторождения железной руды приобрели обществ, значение лишь после открытия выплавки железа; пока человек не открыл мельничного колеса, энергия падающей воды не оказывала никакого влияния на процесс произ-ва; лишь после создания килевых парусных судов и определенных успехов в навигации моря и океаны стали важнейшими транспортными артериями. Обществ, развитие, рост производительных сил приводили к изменению значения тех или иных природных условий: благоприятные в одну эпоху, они становились неблагоприятными в другую, и наоборот. Изолированность Др. Египта, защищенного от вторжения кочевников пустынями, первоначально в 3—2-м тысячелетиях до и. э. была благоприятна для его социального развития, однако в дальнейшем, по мере создания мирового рынка, роста торговых связей и обмена, эта изолированность стала тормозом для развития экономики Египта, а построенный в 19 в. Суэцкий канал приобрел жизненное значение для Египта. Т. о., роль Г. с. в жизни общества определяется уровнем развития материального произ-ва, уровнем производительных сил. «Наличная производительность труда... есть не дар природы, а дар истории, охватывающей тысячи веков» (Маркс К., там же, с. 515). Сами по себе естеств. условия безразличны к потребностям людей, но общество преобразует и подчиняет их своим целям. Ведущая и решающая роль в изменении Г. с. принадлежит человеку. Человек изменил условия своего местожительства до такой ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА 349 степени, «что результаты его деятельности могут исчезнуть лишь вместе с общим омертвением земного шара» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 14). В наше время обширные территории и целые части света представляют собой культурные ландшафты, т. е. ландшафты, созданные обществ, трудом человека. Человек, т. о., является самым мощным фактором изменения Г. с. Но масштабы, характер и формы этого изменения зависят от обществ, строя и прежде всего от характера производств, отношений. «Всякое производство,— писал Маркс,— есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 713). Капиталистич. произ-во развивает технику таким путем, что подрывает источники всякого богатства. Свойственные капитализму анархия производства, конкуренция, погоня за максимальной прибылью мешают рациональному и планомерному воздействию на Г. с. и зачастую обусловливают вредные для общества изменения Г. с. «...Культура, если она развивается стихийно, а не направляется с о -знательн о... оставляет после себя пустыню...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 24, 1931, с. 35). Известно, напр., что с 1908 по 1938 лесопромышленные монополии США варварски истребили 40% всех лесных богатств страны, что повлекло за собой обмеление рек, превращение миллионов акров плодородных почв в бесплодные пустыри. Социалистич. революция открывает новую эпоху в освоении природы. Она обеспечивает новый характер, масштабы и силы для рационального использования и планомерного изменения Г. с. Общественная собственность на средства произ-па создаст условия, при которых люди «регулируют... свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместе того чтобы он как слепая сила господствовал над ними; совершают его с наименьшей затратой силы и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адэкватпых ей» (Маркс К., Капитал, т. 3, 1955, с. 833). Невиданные темпы и огромные масштабы рационального использования Г.с. намечены в семилетнем плане развития народного хозяйства СССР, утвержденном XXI съездом КПСС (1959). Задания семилетнего плана в области развития промышленности, транспорта, с.х-ва, размещения производительных сил предполагают планомерное, бережливое использование природных богатств СССР на благо всего общества. Целенаправленное, планомерное использование и вовлечение в хоз. оборот все новых природных ресурсов, рациональное размещение производит, сил в масштабах мировой системы социалистич. государств — один из важных показателей превосходства социалистич. строя над капитализмом. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1,3, М., 1955 (т. 1, гл. 5 и 14, т. 3, гл. 47 и 48); Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. LM.L 1952; его же. Диалектика природы, М.. 1955 (см. Введение); Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., 4 изд., т. 3; его ж е. Соч., 4 изд., т. 31, с. 125; С т а л и н И. В., О диалектическом и историческом материализме, в его кн.: Вопросы ленинизма, 11 изд., [М.], 1952; Хрущев Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, в его кн.: Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; его же, Материалистическое понимание истории, там же; Иванов- Омский И. И., Исторический материализм о роли географической среды в развитии общества, М., 1950: К а л е с н и к С. В., Основы общего землеведения, 2 изд., М., 1955; С а у ш к и н Ю. Г., Введение в экономическую географию, М., 1958; Араб-Оглы Э. А., Социология и география. «Вопр. философии», 1956,.К» 4. Д. Кошележкий. Москва. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА (в с о ц и о л о-г и и) — направление в бурж. социологии, рассматривающее географич. положение и природные условия в качестве определяющего фактора развития обществ, жизни народов. Идея обусловленности обществ, явлений географич. средой высказывалась еще в античности. Демокрит, Гиппократ и Геродот, противопоставляя религ.-мифологич. мировоззрению идею причинного, естеств. понимания жизни людей, неоднократно отмечали влияние географич. условий, особенно климата, на физич. тип, обычаи и нравы, образ правления, уровень культурного и хозяйств, развития народов. При этом природа Греции и Средиземноморья считалась наиболее благоприятной для жизнедеятельности людей. Большое внимание этим вопросам уделяли Полибий, Посидоний, Страбоп. В ср. века араб, мыслитель историк Ибн Хальдун стремился выяснить значение географич. среды для жизни общества. Идеи географич. обусловленности обществ, развития получили особенно широкое распространение в период становления и развития капитализма. Теории географич. детерминизма того времени были направлены против религ. идеи о божеств, характере законов обществ, жизни и обосновывали земное происхождение обществ, учреждений, естественность укрепляющихся капиталистич. отношений. Наибольшее влияние Г. ш. приобрела во Франции, где идеи Г. ш. еще в 16 в. высказывал Боден. Родоначальником Г. ш. можно считать Монтескье, к другим крупнейшим представителям во Франции 18 в. относится Тюрго. В соч. «О духе законов» (см. рус. цер. 1955) Монтескье подробно и систематически развил идеи о влиянии географич. условий, климата на жизнь людей, обычаи и нравы народов, на становление хозяйств, и даже политич. строя различных стран. Уже к сер. 19 в. Г. ш. утратила свое прогрессивное содержание и все в большей степени использовалась против марксистского материалистич. понимания законов обществ, развития. Игнорирование социальных движущих сил истории, прогресса и выдвижение географич. среды в качестве решающего фактора в экономии., политич. и культурном развитии народов приводили к реакц. теориям о природных причинах отсталости колониальных народов, к оправданию колониальной политики капиталистич. держав. Англ. историк Бокль в двухтомном труде «История цивилизации в Англии» (см. рус. пер. 1906), считая определяющими факторами обществ, развития пищу, климат, почву и «общий вид природы», пришел к ненауч. объяснению причин неравномерности развития цивилизации, сделав ложный вывод о естественности социального неравенства. Проблематика Г. ш., намеченная Боклем, исследовалась ми. географами, историками и экономистами конца 19— нач. 20 вв. Наиболее видным из них был нем. географ и этнограф Ф. Ратцелъ. К Г. ш. были близки и нек-рые рус. ученые и социологи (Л. Мечников и др.). В эпоху империализма гл. идея географич. детерминизма обществ, развития привела к прямой политич. апологии империалистич. экспансии. Возникла геополитика — одно из наиболее реакц. ответвлений Г. ш. (Хаусхофер в Германии, Маккиндер в Англии, Мэхэн, Спикмен в США). Бурж. ограниченность социологов — сторонников Г. ш., рассматривающих капиталистич. отношения как обусловленные природой, определяла их натурализм, метафизичность, антиисторизм. Они отрица ют саморазвитие общества через борьбу противопо ложностей, движущие силы общества переносят из общества вовне—в природу (см. Географическая среда), сводят социальные формы движения материи к низшим формам, отрицают обществ, характер зако нов истории, истолковывая их как естеств. законы природы. При характеристике экономики они не идут дальше описания того, что производится, не интере- 350 ГЕОПОЛИТИКА-ГЕОРГИЕВСКИЙ суясь тем, как осуществляется производство. Производств, отношения людей с их антагонизмами исключаются из предмета социологии. Сторонники Г. ш., как правило, сводят всю проблему взаимоотношений природы и общества к влиянию природных условий на людей и рассматривают обществ, развитие как простое приспособление людей к окружающей природе. Лит.: М еч н и к о в Л. И.. Цивилизация и великие исторические реки, пер. с франц.1 М., 1924; Ковалевский М. М., Социология, т. 1—2, СПБ, 1910; см. также лит. к ст. Геополитика и Географическая среда. В. Иоровигов. Москва. ГЕОПОЛИТИКА (от греч. jrt — земля и r.oliziy.r, — государственная деятельность) — бурж. политич. доктрина, стремящаяся путем извращенного толкования данных экономич., политич. и физич. географии обосновать внешнюю политику империалистич. держав, их претензии на мировое господство и экспансию. Впервые термин «Г.» был введен реакц. швед, государствоведом, пангерманистом Р. Челленом во время 1-й мировой войны. Однако попытки доказать обусловленность политики экспансии географнч. положением той или иной державы имели место и раньше. В Германии пропагандой Г. занимался основатель т. и. политич. географии Ратцелъ, в Англии — географ X. Маккиндер, в США — А. Мэхэн. С 20-х гг. 20 в. геополитики Хаусхофер, Обет, Маулль и др. развернули на страницах журн. «Zeit-schrift fur Geopolitik» систематич. пропаганду идей реваншизма и агрессии. С установлением фашизма в Германии стала издаваться мноточисл. лит-ра по Г. Нем. геополитики приписывали фашистскому империалистич. гос-ву свойства биологич. организма и заявляли, что оно нуждается в постоянном пространств, расширении. Опираясь на расовую теорию, они требовали уничтожения населения соседних с Германией гос-в (особенно славянских) с целью создания «жизненного пространства германской нации». Япон. вариантом Г. являлась доктрина «сферы взаимного процветания», предусматривавшая захват всей Азии япон. империалистами. После 2-й мировой войны Г. стала одним из существ, элементов идеологии мирового господства амер. империалистов и реваншизма зап.-герм, империалистов. Основные концепции амер. Г. были подробно изложены еще во время 2-й мировой войны в трудах социолога, историка и географа Н. Спикмена «Американская стратегия в мировой политике» (Spykman N. J., America's strategy in world politics, 1942) и «География мирного устройства» («Geography of the Peace», 1944), в книге социолога и географа Хантингтона «Главные движущие силы цивилизации» (Huntington E., Mainsprings of civilization, 1945) и др. В качестве исходных пунктов рассуждений Спикмена, Хантингтона и др. фигурируют географич. детерминизм, социал-дарвинистская теория вечной борьбы всех против всех в междунар. отношениях и культ силы. Совр. амер. геополитики стремятся доказать, что в немецко-фашистской Г. имеется рациональное политико-филос. зерно, пытаются перестроить эту доктрину и использовать ее для обоснования агрессивных планов США. В попытке обосновать агрессию они договариваются до признания всех форм насилия, включая самые разрушит, войны (кн. «Американская стратегия в мировой политике»). Много внимания геополитики уделяют вопросу об относит, географич. положении США и СССР. Так, в сб. «Компас мира» («Compass of the world», 1944) и «Новый компас мира» («New compass of the world», 1949) и др. амер. геополитики, ссылаясь на географич. положение обеих стран, стараются доказать неизбежность войны между США и СССР. Наиболее отчетливо эти идеи выражены в трудах профессора политич. науки Дж. Киффера. В кн. «Реальность мирового могущества» (Kieffer J. E., Realities of world power, 1952) и «Стратегия выживания» («Strategy for survival», 1953) Киффер использует геополитич. идеи для запугивания мнимыми «агрессивными тенденциями СССР», якобы вытекающими из его географич. положения в центре евразиатского материка, и для провозглашения руководящей роли США в мире. В последнее время наблюдается возрождение геополитики в Зап. Германии. С 1951 снова выходит «Zeit-schrift fur Geopolitik», отражающий интересы реакционных элементов в промышленных и военных кругах ФРГ. Новое в совр. нем. геополитич. теориях заключается в их «наднациональной» космополитич. окраске и в «гуманистической» фразеологии. Нем. геополитики требуют создания «единой Европы», в к-рой Германия играла бы роль гегемона. Лит.: Виттфогель К.. Геополитика, географический материализм и марксизм, «Под знаменем марксизма», 1929, № 2 — 3, 6, 7 — 8; 3 в а в и ч И., Геополитика и фашизм, «Вестн. Коммунистической акад.», 1934, № 1;.Неу-d e n G., Kritik der deutschen Geopolitik, В., 1958. Ю. Семенов. Москва. ГЕОРГИЕВ, Гавриил (1870—1917)—один из основателей болг. с.-д. рабочей партии, близкий соратник Благоепа. Длит, время был членом ЦК партии «тесных» социалистов и возглавлял парт, органы «Работник», «Социалист», «Работнически вестник». С 1909 из-за болезни Г. огсшел от активной парт, деятельности. Г.— автор статей «Задачи те на социалдемокра-тическата партия» (1903), «Дребнобуржоазиата инте-лигенция в нашата партия» (1905), «Социализмът и буржоазията» (1909), сыгравших значит, роль в борьбе против ревизионизма. Работы Г. способствовали идейному вооружению революц. марксистской партии в Болгарии. Соч.: Избрани произведения, С, [1953]. Лит.: Шарова К., Гаврил Георгиев, в кн.: Ярки имена в нашата история, Сб., [С, 1955], с. 97—100. И. Кирилов. Болгария. ГЕОРГИЕВ, Филипп Игнатьевич [р. 3 (16) июля 1904] — сов. философ, профессор (с 1943), д-р педаго-гич. наук (с 1943). Окончил Ин-т красной профессуры (1936) и аспирантуру Моск. ин-та психологии (1936). Преподает философию в Моск. ун-те (с 1938). Работает в области диалектич. материализма и над филос. проблемами естествознания. В 1956—58 преподавал в Китайской Народной Республике. Соч.: Ощущение и мышление—субъективный образ объективного мира, «Вестн. МГУ», 1948, JM1 6; Познаваемость мира и его закономерностей, М., 1955; Марксистский философский материализм — единственно научная теория познания, «Вестн. МГУ. Сер обществ, наук», 1954, № Г, Проблема чувственного и рационального в познании, «Вопр. философии», 1955, № 1; Бяньчжэн кэйучжуи взньти (Проблемы диалектического материализма), Пекин, 1957 (на кит. яз.); Бяньчжэн вэйучжуиди н.огань вэньти (Некоторые проблемы диалектического материализма), Шанхай. 1959 (на кит. яз.); Лунь Лениндп «Чжэсюэ бицзи» (О «Философских тетрадях» Ленина), Шанхай, 1959 (на кит. яз.); Лунь бяньчжзнфа, лоцзи юй жэньшклуньди тунъи (О единстве диалектики, логики и теории познания), Шанхай, 1959 (на кит. яз.); В. И. Ленин о взаимоотношении психического и физиологического, «Научн. докл. высшей школы. Философские науки>\ 1959, № 1; Категории материалистической диалектики, М., 1960.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|