Ведическая религия-reды 235 32 глава
Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—19, Lpz.— Langensalza. 1882—1912 Соч. в рус. пер.: Психология, СПБ, 1875; Избр. педагогич соч., т. 1, М,, 1940. Лит.: Ш и ш к и н Н., О детерминизме в связи с математической психологией, «Вопр. филос. и психол», 1891, кн. 8; М у з ы ч е н к о А. Ф., Иоганн Фридрих Гербарт и его школа, в кн.: Очерки по истории педагогических учений, М., 1911, с. 146—70; Геффдинг Г.. Учебник истории новой философии, М.Д1924], с 173—76; История философии, т. 3. [М.], 1943, с. 472—76; Zimmermann R., Perioden in Herbart's philosopfiischen Geistesgang, Wien, 1876; D e G a r-m о С h., Herbart and the Herbartians, L.,1895; F r i t z s с hTh., Johann Friedrich Herbarts Leben und Letvre..., Lpz.—В., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, Miinch., 1928. ГЁРДЕР (Herder), Иоганн Готфрид (25 авг. 1744-18 дек. 1803) — нем. философ, один из идеологов нем. Просвещения. Формирование взглядов ГЕРДЕР 355 Г. происходило под влиянием «докритического» Канта, лекции к-рого Г. слушал, будучи студентом теологич. ф-та Кёнигсбергского ун-та (1762— 1764), а также Гамана, англ. сенсуалистов, позднее — Руссо и Спинозы. Преобладающее воздействие на все творчество Г. оказал Лессинг. В творч. эволюции Г. можно выделить три периода. В первый период (1764—71) для мировоззрения Г. характерно наличие материалистич. тенденций. В работе «Критические леса» («Kritische Walder», 1769) Г. выступал против попыток эстетики классицизма установить общие принципы художеств, творчества для всех времен и народов. Г. требовал исторически конкретного подхода к иск-ву, отстаивал принципы реализма. В работе «Исследование о происхождении языка» («АЬ-handhmg uber den Ursprung der Sprache», 1770, изд. 1772) Г. обосновывал идею единства языка и мышления,их естеств. происхождения и развития. Второй период (1771—76), совпадающий по времени со службой Г. в качестве придворного проповедника в Бюк-кебурге, отмечен постепенным усилением религ. настроений. В эти годы Г. выступал в качестве участника и теоретика первого общенем. лит.-обществ, движения «Буря и натиск», направленного против феод.-абсолютистского режима. Вместе с Гёте он издавал сборник «О немецком искусстве» («Von deutscher Art und Kunst...», 1773), в к-ром опубликовал статью «О Шекспире» («Uber Shakespeare»), раскрывавшую значение реалистич. иск-ва, и «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» («Auszug aus einem Briefwechsel iiber Os-sian und die Lieder alter Volker»), где ставил проблему народности иск-ва. В иск-ве, по мнению Г., выражается «дух народа», его воззрения, чувства, характер; иск-во СЕязано с нар. творчеством, одним из первых собирателей к-рого явился Г., положивший начало совр. фольклористике. Г. исследовал Библию, рассматривая ее как древнейший памятник нар. ноэзии. Вскоре он, однако (на непродолжит, время), отказался от этой т. зр. и утверждал, что Библия есть результат божеств, откровения («Древнейший документ человеческого рода» — «Alteste Urkunde des Menschengeschlechts», Bd 1 — 2, 1774— 1776). Теологич. взгляд на происхождение человечества и движущие силы истории заметен и в первом общесоциологич. произведении Г. «Еще одна философия история человечества» («Auch eine Philosophic der Geschichte zur Bildung der Menschheit», 1774), где он говорил о закономерном характере историч. развития, противоречиях прогресса и бурж. цивилизации, критиковал механистич. миропонимание.
Третий период творчества Г. начинается в 1776, после переселения в Веймар, куда он был приглашен на должность суперинтенданта протестантской церкви. В 80-х гг. Г. защищал от нападок Якоби учение Спинозы, к-рое пытался соединить с идеей развития (в диалоге «Бог»—«Gott. Einige Gespriiche», 1787). Бог для Г.— это сам мир, состоящий из действующих органич. сил, находящихся в постоянном изменении и развитии. Различные формы действительности (не-органич. вещества, растения, живые организмы, человеч. разум) представляются Г. ступенями единой лестницы все усложняющихся органич. сил. В пан-теистич. миропонимании Г. в это время сильны материалистич. тенденции.
Историю человечества, рассмотрению к-рой Г. посвятил свое важнейшее соч.—«Идеи к философии истории человечества» («Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit», Tl 1—4,1784—91, сокращ. рус. пер. 1829, 1959), он понимал как продолжение развития природы. В 1-й части своего труда, соглашаясь с материалистич. учением Пристли, Г. утверждал, что существование духа вне и до материи невозможно, и высказывал догадки о самозарождении жизни и об эволюции живых организмов; наряду с этим в этом соч. встречаются утверждения о том, что человек был создан богом. Последнее, однако, явно противоречило всей его концепция, согласно к-рой развитие совершается естественно, без участия надмировых сил. Естеств. характер носят, по Г., и законы общества, к-рые он рассматривал во 2-й части труда. Развитие народов составляет единую цепь, где каждое звено необходимо связано с предшествующим и последующим, носит постулат, характер и направлено к высшему состоянию—гуманности. Подвергая критике гоогра-фич. детерминизм Монтескье, Г. все же признавал значение внешних факторов, но первенствующую роль в обществ, развитии отводил внутр. генетич. силам, природа к-рых была ему неясна. Общество он рассматривал как органич. систему индивидов, вне к-рой индивид — ничто; «Человек рожден для общества»— любимый афоризм Г. Определяющее значение в жизни общества имеет, по Г., культура, сплачивающая людей воедино; культура — результат и одновременно стимул развития общества; важнейшие ее элементы — язык, наука, ремесло, иск-во, семейные отношения, религия, гос-во. У Г. можно найти догадки об определяющей роли производств, деятельности (ремесла) и науки в обществ.развитии (Herders Wer-ke, Weimar, 1957, Bd 5, S. 95—96), но в конечном итоге он оставался в пределах идеалистич. взгляда на историю. Самый древний элемент культуры он видел в религии, возникшей естеств. путем как следствие слабости людей перед лицом природы. Гос-во Г. определял как машину, появившуюся вследствие за-хватнич. войн; в дальнейшем гос-во должно исчезнуть (см. Samtliche Werke, Bd 13, В., 1887, S. 452—54). Отмечал Г. и несовпадение конкретных целей и конечных результатов деятельности людей.В 3-й и 4-й частях книги Г. применял сформулированные им принципы обществ, развития к анализу истории человечества, к-рый доводил до 14 в., уделяя значит, внимание странам Востока — Китаю, Индии и др. В этом же соч. Г. высказал свои симпатии к славянству (см. там же, Bd 14, В., 1909, S. 277—80), что в дальнейшем нашло широкий отклик у деятелей слав, возрождения 19 в.
Политич. убеждения Г. выражали интересы нем. бюргерства и носили демократич. характер. К франц. бурж. революции 18 в. относился сочувственно, не приняв, однако, якобинской диктатуры. В «Письмах для поощрения гуманизма» («Briefe zur Beforderung der Humanitat», 1793—97) он вслед за Лессингом отстаивал идею нац. единства Германии, выступал противником нац. угнетения, колониальных войн и порабощения отсталых народов. В последние годы жизни Г. вел резкую полемику против агностицизма и дуализма Канта с позиций эмпиризма, вплотную приближающегося к материализму («Метакритика критики чистого разума» — «Meta-kritik zur Kritik der' reinen Vernunft», 1799). Г. показывал объективность времени и пространства и опытное происхождение наших знаний, но он не понял элементов диалектики в философии Канта. В работе «Каллигона»(«КаШдопе»,Т1 1—3,1800) Г. подверг критике кантианское понимание иск-ва как «незаинтересованного созерцания», «целесообразности без целей». Г. утверждал, что прекрасное имеет объективную основу, указывал на связь между красотой и пользой, 356 ГЕРОИЗМ иск-вом и познанием, высказал догадки о происхождении иск-ва в процессе практич. деятельности людей (см. «Kalligone», Weimar, 1955, S. 95—99). Произведения Г. оказали значит, влияние на духовную жизнь Европы конца 18 — нач. 19 вв. Под их воздействием формировалось мировоззрение Гёте, с идеями Г. был знаком Радищев. Идеи Г. получили дальнейшее развитие в творчестве Гегеля и Фейербаха. Однако к 40-м гг. 19 в. Г. как философ был почти забыт. Возрождение интереса к философии Г. возникает лишь в конце 19 в. Для бурж. историографии (Диль-тей) характерно истолкование пантеизма Г. в духе совр. философии жизни. Марксисты (Ф. Меринг) подвергли критике извращенную трактовку Г. бурж. авторами и дали правильное освещение его идей. Творчеству Г. уделяет большое внимание филос. общественность ГДР.
С о ч.: Samtlicnc Werke, Bd 1— 33, В., 1877—1913; Meta-kritik zur Kritik der reinen Vernunft, В., 1955; Kalligone, Weimar, 1955; Herders Werke, Bd 1—5, Weimar, 1957; Briefe, Weimar, 1959; Соч. в рус. пер. — Избр. соч.,М. - Л., 1959. Лит.: Меринг Ф., Иоган Готфрид Гердер. в его кн.: Легенда о Лессинге. Литературно-критические статьи, т. 1, [М.— Л.], 1934, с. 509—21; А с м у с В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933; История философии, т. 2, М., 1957, с. 20—21; Гулыга А., Материалистические 1958, К«3; Гейман П., Основные течения в немецкой ГЕРОИЗМ (героическое) — свершение выдающихся по своему обществ, значению поступков, отвечающих потребностям историч. развития, интересам нар. масс, передовых классов и требующих от человека готовности к самопожертвованию. Героич. поступок всегда связан с макс, напряжением нравств. и физич. сил, требует величайшего личного мужества, выдержки, стойкости. Проблема Г. имеет многочисл. аспекты — этич., психологич., эстетич. и др. Однако для философии наибольшее значение имеет социологич, рассмотрение этой проблемы, основывающееся на изучении сущности историч. процесса. В связи с таким рассмотрением проблемы Г. возникают вопросы о критерии Г., о его историч. формах, о роли личности в истории. Попытку дать социологич. анализ проблемы Г. сделал итал. философ Вико, к-рый применил термин «Г.» для обозначения определенного периода в развитии человечества, т. н. героического века, «века героев», к-рый следует за «веком богов» и предшествует «веку людей». Связывая Г. с условиями гражд. жизни антич. общества, Вико считал невозможным Г. в последующий, «разумный» период развития истории: «Героизм теперь по самой природе гражданственности невозможен... Поэтому нужно прийти к тому заключению, что героя в нашем смысле слова угнетенные народы жаждут, философы изучают, поэты воображают, но гражданская природа... не знает такого рода благодеяний» («Основания новой науки...», Л., 1940, с. 295). Эта концепция получает всестороннее развитие у Гегеля, к-рый отличит, признаком Г. древности считал совпадение индивидуальной самодеятельности, личного дела и его всеобщего значения. Антич. герой, согласно Гегелю, не знал коллизии между деянием и моралью, чувством и долгом. Гегель относил «героич. век» к периоду становления
гос-ва и государственности вообще. «В государстве нет больше моста героям: последние встречаются только в период нецивилизованного... состояния. Цель их — правовая, необходимая и государственная, и они осуществляют ее как свое личное дело» (Соч., т. 7, М.—Л., 1934, с. 112). В эпоху Просвещения, в особенности во время франц. бурж. революции конца 18 в., героями стали считать деятелей гос-ва, в частности республиканского Рима, а затем и Римской империи. Защитники республики, обществ, установлений и законов возвеличивались и идеализировались. Робеспьер в своей речи в Конвенте «О принципах политической морали» в основу революц. морали кладет равенство и обществ, добродетель, к-рая «... произвела столько чудес в Греции и Риме и которая должна произвести еще более удивительные чудеса в республиканской Франции; я говорю о той добродетели, которая является не чем иным, как любовью к отечеству и к его законам» («Революционная законность и правосудие», М., 1959, с. 206; см. также об этом у К. Маркса, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 135 и т. 8, с. 119—21). Идеология романтизма, в ее прогрессивной Ветви связанная с практикой нац.-освободит, и революц. борьбы народов Европы в 1-й пол. 19 в., развила патриотич. идею, содержащуюся в учении о Г. у просветителей, создав тип героя — мятежного бунтаря (Байрон, Мицкевич, Мадзини и др.). Реакц. романтизм, выступивший с критикой идеалов Просвещения и бурж. революции, выдвинул крайне индиви-дуалистич. концепцию Г., опирающуюся на идеали-стич. и даже религ. философию. Так, англ. философ и публицист Карлейль в соч. «Герои и героическое в истории» («Heroes, horoworship and the heroic in history», 1841, рус. пер. 1891) рассматривал Г. как деяние выдающейся личности, в к-рой проявляется божеств, воля. Применив положение об активном божеств, начале истории, Карлейль создал реакц. «культ героев» «как единственное спасение от чреватого безнадежностью настоящего, как новую религию» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 269). Карлейль рисует нисходящую иерархию героев, якобы сменявшихся в истории,—боги древнего мира,пророки, поэты, пастыри и, наконец, герои бурж. эпохи — «гении новой эры», под к-рыми он понимает «класс капитанов и командиров над людьми». Волюн таристич. тенденции реакц. романтизма получают развитие в философии Ницше, у к-рого идеал героя — это «белокурая бестия», «сверхчеловек», «стоящий по ту сторону добра и зла» и порывающий со всеми нормами обществ, жизни. Противопоставление героя пароду, антинародность вообще становятся отличит, чертой бурж. понимания Г. в конце 19 в. и в особенности в 20 в., на империалистич. стадии развития капитализма, когда индивидуалистич. концепция Г. дополняется идеализацией милитаризма и расизма (К. Гам-сун, Г. Д'Аннунцио, Р. Киплинг). Нем. философ М. Шелер считает специфич. сферой Г. войну, а типами героя провозглашает солдата и чиновника (см. «Zura Helden», в кн.: «Schriften aus deni NachlaB», Bd 1, Bern, 1957, S. 340). В совр. реакц. бурж. лит-ре под Г. понимается произвол «сильной» личности вообще, противопоставление личности всему общественному. Так, япон. философ Китаяма утверждает, что герой «не считается ни с чем в мире; чаще всего мир должен считаться с ним» («Heroisches Ethos», В.,1944, S. 2). В рус. филос. и обществ, мысли проблема Г. получила широкое освещение в связи с выработкой и воспитанием революционера-борца. Прогрессивный ро-мантич. идеал Г. питал революц. идеологию декабристов, к-рые придали ему гражданств, пафос, связали с борьбой против самодержавия (ранний Пушкин, Ры- ГЕРОИЗМ 357 леев, Кюхельбекер). В это время складывается воззрение, согласно к-рому Г. необходимо сопровождается самопожертвованием (см. поэму «Наливайко» Рылеева). Революционно-романтич. концепция Г. декабристов, заключавшая в себе идею необходимости самопожертвования, трагич. мужества, ничего общего не имеет с пессимизмом и пассивной обреченностью, а, наоборот, опирается на жизнеутверждающее, оптимистич. понимание неизбежности победы того дела, к-рому служит герой. Однако декабристы были страшно далеки от народа (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 18, с. 14) и рассматривали народ лишь как объект действия героя. Революц. демократы преодолевают эту ограниченность, подвергая критике отрыв героя от действительности и от народа. Они показали, что условия успеха героич. деятельности лежат в движении нар. масс, в поддержке действий героя народом. «В новой истории... оказываются бессильными те личности, которые... не ищут помощи своему начинанию в самостоятельной деятельности всей массы народа» (Чернышевский Н. Г., Полное собр. соч., т. 4, 1948, с. 70). Чернышевский рассматривает Г. как действие «высших натур», за которыми «не угнаться» (см. там же, т. 11, 1939, с. 228). У революц. демократов еще нет героя из трудового народа, сам народ еще не выступает как гл. носитель героич. деяний. Революц. народники специально разрабатывали тему Г. (Лавров, В. Н. Фигнер, С. М. Степняк-Крав-чинский), но их воззрения отразили ложный идеа-листич. взгляд на роль личности в истории. Герой у народников отличается наряду с величайшим мужеством, упорством, самоотверженностью также и одиночеством, отрешенностью, замкнутостью. Народник-террорист конспирировался не только от самодержавия, но и от народа. Он не связан с народом и не понят народом. Только марксистами—идеологами рабочего класса— была выдвинута идея массового Г. народа — основы для индивидуального подвига, опирающегося на подъем массового движения. Марксисты, исходя из общих положений историч. материализма и анализа действительной борьбы рабочих, показали историч. обусловленность форм Г., необходимый и объективный переход в ходе революц. движения от индивидуального Г. к массовому. Плеханов в работе «Роль личности в истории» (1898) дал критику народнич. концепции героев и толпы. Боровский в ст. «А. И. Куприн» подробно рассматривал историч. разницу в понимании Г., связанную с разночинским и пролетарским этапами освободит, движения в России. Вначале, когда личное самопожертвование героев играло преобладающую роль, против насилия и гнета выступала моральная сила героев. «... Но с тех пор, как активными деятелями революции стали не одиночки, не „герои", а массы, „толпа",... самопожертвование в этой борьбе стало будничной чертой». Г. опирается не только на моральную силу личности, но и на материальную силу революц. движения масс. «Быть в эпоху массового героизма эстетом индивидуальных героических усилий самопожертвования — значит разойтись с действительностью...»,— писал Боровский (Соч., т. 2, 1931, с. 288—90). Марксизм-ленинизм вскрыл общественпо-историч. корни Г., показал, что Г. порождается величием историч. задач, встающих перед обществом в ходе его развития. Ломка закоснелых социально-политич. форм, сковывающих обществ, прогресс, борьба передовых классов в революциях, гражданских и освободит, войнах невозможны без высокого нравств. подъема, без величайшего самопожертвования и энтузиазма масс. Каждая новая обществ, формация при своем появлении с необходимостью порождает Г. масс. «Как ни мало героично буржуазное общество,— указывал Маркс,— для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор,гражданская война и битвы народов» (Маркс К. и Э нгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). Развивая мысль Маркса о Г. масс, Ленин указывал на массовый Г. как на важное условие победы социалистич. революции. «Причина Нспних побед:... умение поднять энергию, героизм, энтузиазм масс, сосредоточивая революционно напряженные усилия на важнейшей очередной задаче» (Соч., 4 изд., т. 30, с. 118; см. также т. 31, с. 272). В социалистич. обществе, где осуществляется сочетание личных и обществ, интересов, Г. получает широкую объективную основу. Здесь сами будни, повседневная обществ, практика становятся героическими. Задача окончат, победы революции, по словам Ленина, «ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и б у д п и ч н о й работы» (там же, т. 29, с. 390; см. также т. 31, с. 372—74 и т. 27, с. 359—60). В практике социалистич. общества родились новые формы личного и массового Г. При социализме совершаются и выдающиеся военные подвиги (герои Брестской крепости, молодогвардейцы) и массовые трудовые подвиги —в выполнении производств, планов, в освоении целинных земель, в практике социалистич. соревнования, в организации бригад коммунистич. труда. Указывая на новую историч. форму Г., рожденную революц. деятельностью пролетариата,— «массовый героизм», марксистская этика не отвергает и Г. отд. личности. «Коммунистическое начало,— говорил Луначарский,—... исходит из коллективного героизма: отдельную личность оно признает только тогда, когда есть уверенность, что личность все свои дарования бросила на общее дело, отказалась от личных затей и идет в ногу с хорошо понятой действительностью. Такую личность пролетариат ценит, любит, такая личность не противоречит дисциплине» («Героизм и индивидуализм», 1925, с. 44). Однако критерием индивидуального Г. марксизм признает не субъективные устремления и желания личности, а объективное обществ, значение поступков героя, соответствие его действий историч. прогрессу, интересам нар. масс. Напротив, совр. бурж. этика делает акцент на субъективные устремления личности, эстетизирует психо-логич. и моральную исключительность героя, считает гл. критерием Г. жертвенность, готовность и даже желание умереть, придавая тем самым Г. печать трагич. обреченности. Так, бурж. философ Китаяма пишет, будто тайна героизма состоит не в переживании жизни, а в переживании смерти. Марксистско-ленинская этика не отвергает самопожертвования. Однако марксизм далек от того, чтобы провозгласить самопожертвование, смерть исключит, содержанием и критерием Г. Подвиги Гастелло, Матро-сова, Зои Космодемьянской являются героическими потому, что они жертвовали собой во имя блага народа. Как бы ни был самоотвержен тот или иной поступок, он не является героическим, если он антинароден и противоречит обществ, прогрессу. История знает много примеров самоотверженности, к-рая скорее заслуживает названия тупого фанатизма, бессмысленной приверженности реакц. порядкам, реакц. милитаристским идеалам эксплуататорских классов. Пример такого бессмысленного фанатизма, претендующего быть Г., — самурайский обычай «харакири» — ритуальное самоубийство во имя «божественной» личности микадо. Самоотверженность характеризует все фермы Г. при социализме, но не абстрактное самопожертвование является его содержанием и критерием, а борьба за коммунизм. В совр. условиях объективную почву и со- ГЁРРЕС-ГЕРЦЕН держание Г. составляет борьба за мир и дружбу между народами. Прямой фальсификацией марксистского понимания Г. и героич. практики социализма является ревизионистское изображение Г. в сов. обществе, якобы основанном на принудит, жертвенности и аскетизме и направленном против гуманизма и свободы личности (см. A. Braun, Przeciw ofiarnictwu czylio gwozdziach, «Nowa kultura», 1957, № 4 и критику— А. Парнис, Философия дезертирства, «Лит. газета», 1957, 14 марта, № 32). Г. строителей социализма не только не противоречит гуманизму, а, наоборот, является ярким проявлением подъема и раскрытия нравств. богатства и силы человеч. личности. Социалистич. общество высоко чтит героев. В Советском Союзе учреждены звания Героя Советского Союза и Героя Социалистич. Труда. См. также Патриотизм, Почин. Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М., 1957; его же, Гражданская война во Франции, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1952; Ленин В. И., Великий почин, Соч., 4 изд., т. 29; его же, Доклад ВЦИК и Совнаркома 5 декабря Гна VII Всероссийском съезде Советов 1919 г.], там же, т. 30; его ж е, О голоде (Письмо к питерским рабочим), там же, т. 27; его же, Иван Васильевич Бабушкин, там же, т. 16; его же, Речь на торжественном заседании пленума Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов МК РКП(б) и МГСПС, посвященном 3-ей годовщине Октябрьской революции 6 ноября 1920 г., там же, т. 31; е г о же, На борьбу с топливным кризисом, там же, т. 30; его же, Телеграмма рабочим и инженерам Азнефти, там же, т. 33; его же, Интервью корреспонденту «Манчестер Гардиан» А. Раненому, там же; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании, [М.1, 1958, с. 55,213—15, 258, 412—16; Л а ф а р г П., Образование героического идеала, Соч., т. 3, М. —Л., 1934, с. 82—90; Грамши А., Избр. произв., пер.ситал., т. 3, М., 1959, с. 54, 185—90; Луначарский А. В., Героизм и индивидуализм, М., 1925; Гегель, Лекции по эстетике, Соч., пер. Гс нем.], т. 12, М., 1938, с. 189 — 201, 266—70; его же, Феноменология духа, там же, т. 4, М., 1959, с. 271 — 74, 357—58; Бруно Д ж., О героическом энтузиазме, пер. с итал., М., 1953; Яковенко В., Что такое истинный героизм?, «Мир божий», 18 92, № в; Рено А., Героизм. Примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов, пер. с франц., СПБ, 1896; Писарев Д. И., Мыслящий пролетариат, Соч., т. 4, М., 1956, с. 7—49; Шестаков В., Категория героизма в истории этики, «Вестник истории мировой культуры», № 2, 1960. Л- Денисова, В. Шестаков. Москва. ГЁРРЕС (Gerres), Йозеф (25 янв. 1778—29 янв. 1848) — нем. публицист, историк и философ-романтик. Проф. истории в Мюнхене (с 1827). Г. был сторонником идей франц. революции конца 18 в., к-рые пропагандировал в журналах «Das rote Blatt» (1797—98); в 1813 принимал участие в нац.-освободит, движении против наполеоновского господства, издавал в Гейдельберге прогрессивную газету «Rhei-nischer Merkur» (1814—16). С позиций романтизма Г. занимался исследованием истории нем. культуры («Немецкие народные книги» — «Die Deutschen Volks-bticher», 1808). Работы Г. в этой области были подвергнуты критике Ф. Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, см. Именной указатель). За соч. «Германия и революция» («Deutschland und die Revolution», 1819) подвергся преследованию и был вынужден бежать за границу. Впоследствии перешел в лагерь католич. мистики («Die christliche Mystib, Bd 1—4, 1836—42). Соч.: Gesammelte Scliriften, Bd 1—16, Koln, 1926—42. Лит.: С а к у л и н П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1—2, М., 1913 (см. Именной указатель); Р е й м а и П., Основные течения в немецкой литературе 1750—1Я48, пер. с нем., М., 1959 (см. Именной указатель); S е р р J. R., Gorres, в кн.: Ftihiende Geister. Eine Sammlung der Biographien, Bd 23, В., 1896; Schel-lberg W., Josef von Gorres, 2 Aufl., Koln, 1926. ГЕРСОНЙД (Gersonidcs) (наст, имя — Л е в и бен Г ер сон; Levi ben Gerson) (1288—20. IV. 1344)—евр. философ, математик и врач из г. Баньоля во Франции. Примыкал к тому направлению ср.-век. евр. философии, к-рое стремилось ограничить тради- цию, предоставить право свободно толковать свящ. книги и заняться изучением природы. Гл. фнлос. соч. «Войны господа» (Riva di Trento, 1560; на нем. яз.: «Die Kampfe Gottes», 1914—16) написано в 1317—29. Г. принимал ряд положений, вытекающих из системы Аристотеля, несмотря на то, что они противоречили осн. догматам иудаизма. Он руководствовался при этом положением, что тора не может запретить считать верным то, признание чего требуется разумом (Введение к книге «Войны господа»). В отличие от Маймонида, к-рый, отступая от Аристотеля, признавал творение из ничего, Г. отвергал такое творение. По Г., извечно существовала неопредел, бескачеств, и бесформ, материя, к-рой бог в определ. момент сообщил сущность, форму, движение и жизнь; из нее произошли все подлунные существа и небесные тела, за исключением «отвлеченных разумов», являющихся непосредств. эманациями божества (согласно космогонии Аристотеля, принятой араб, философами и Г., каждая сфера обладает разумом). Взгляды Г. вызвали ожесточ. нападки на него со стороны ортодоксов, о к-рых он говорил, что они лишь верят, но не стараются понимать. Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 457; Joel M., J,evi ben Gerson (Gersonides) als Heligionsphilosoph, Breslau, 1862; Weil I., Philosophie religieuse de Levi ben Gerson, P., 1868; С a r 1 e b а с h J., Levi ben Gerson als Mathemati-ker, В., 1910; Husik I., A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1916; G u t t in a n n J., Die Philosophie des Judentums, Munch., 1933; Karo J., Kritische Untersuchungen zu Levi ben Gerson, Wurzburg, 1935 (Diss.). А. Рубин. Москва. ГЕРЦЕН, Александр Иванович [псевдоним—И с к а н-дер; 25 марта (6 апр.) 1812 — 9(21) янв. 1870] — рус. революц. демократ, философ-материалист, писатель. Род. в Москве. Уже в детстве наблюдения над жизнью крепостных порождают у Г. протест против деспотизма. Потрясенный жесто-кой расправой царизма над восставшими декабристами, Г. почувствовал, что он «не с той стороны, с которой картечь и победы, тюрьмы и цепи» (Герцен А. И., Собр. соч. в 30 тт., изд. АН СССР, в дальнейшем — ИАН, т. 8, с. 61); вместе с Огаревым он поклялся отомстить за казненных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|