Ведическая религия-reды 235 31 глава
ГЕОРГИЕВСКИЙ, Петр Егорович (1791 — 16 окт. 1852) — рус. эстетик. Окончил Калужскую семинарию и Петерб. пед. ин-т (1815); с 1816— адъюнкт, с 1826—проф. Царскосельского лицея. В 1815—16 читал курс лекций по эстетике [опубликован только в 1937 по записям А. М. Горчакова в «Красном архиве» № 1 (80)], в к-ром рассмотрел ряд существ, проблем этой науки. В полемике с Кантом Г. определял эстетику как филос. науку о «чувствовании изящного», о правилах суждения «об изящном или прекрасном в природе и в искусстве». Решая вопрос об отношении «изящного в природе к изящному в искусстве», Г. исходил из теории подражания, соединяя ее с теорией творчества по идеалу; в полемике е Аристотелем и Баттё Г. подчеркивал активность субъекта в акте подражания (роль рассудка и фантазии) и, отвергая положение ГЕОРГИЙ СХОЛАРСКИЙ - ГЕОРГИУ-ДЕЖ 351 романтиков о том, что идеала нет в природе, доказывал, что идеал как образец и цель художника есть отражение совершенства природы, поскольку воображение художника следует «законам природы и рассудка» и «не нарушает... печати естественного» [«Красный архив», 1937, № 1 (80), с. 187].Отвергая все попытки дать определение прекрасного (со времен Аристотеля и до Канта и кантианцев), Г. исходил из антропология, т. зр. на прекрасное как на естеств. «чувствование», синтезирующее физиологич., нравств., интеллектуальные и религ. моменты, но не сводимое ни к одному из них; наметив такой путь исследования прекрасного, Г. не дал, однако, точного его определения. Рассматривая проблему отношения формы и содержания в искусстве, Г. писал, что «... с одним формальным понятием об изящном истинная эстетика не делает больших успехов» и что «совершенная красота должна соединять в себе прекрасную форму... с выражением занимательных чувств и мыслей» (там же, с. 179).
Более позднее соч. Г. «Руководство к изучению рус ГЕОРГИЙ СХОЛАРСКИЙ (Гейруюс о ХхоХАрюс) (Георгий С х о л а р и й, после пострижения—Г е и н а-ди й; р. ок. 1400— ум. ок. 1464) — визант. церковный писатель и философ. Константинопольский патриарх после тур. завоевания (1453—59). Г. С. принадлежит более 100 произведений, в т. ч. и философские. Г. С. боролся против неоплатонизма Плафона и отстаивал традиц. визант. аристотелизм; переводил и излагал соч. Фомы Аквинского, к-рого считал философом, всесторонне охватившим систему христ. богословия. Г. С. способствовал влиянию запад-ноевроп. схоластики на визант. философию. Примыкая к движению исихастов, выступал против прогрессивного течения еарлаамитов, стремясь найти опору в филос. произведениях Дунса Скота и Фомы Аквинского. Соч.: Opera omnia, recogn. J. P. Migne, P., 1866 (Patro-logiae eursus compl., ser. graeca, accur. J. P. Migne, t. 160); Oeuvres completes, t. t—8, P., 1928—36. Лит.: G a s s W., Gennadius und Pletho, Aristotelismus und ГЕОРГИУ-ДЁЖ (Gheorghiu-Dej), Георге (р. 8 ноября 1901) — деятель рум. и междунар. коммунистического движения, первый секретарь ЦК Рум. рабочей партии (с 1955). Родился в рабочей семье. С 18 лет—в революционном движении. Член компартии Румынии с 1930. В 30-х гг.— активный участник и руководитель рабочего движения в Румынии, в 1933— 1944 был в тюремном заключении. В 1936 заочно кооптирован в члены ЦК компартии Румынии (КПР). Совершив побег из тюрьмы в ночь с 9 на 10 авг. 1944, Г.-Д. возглавил борьбу рум. рабочего класса, руководимого КПР, против гитлеровских оккупантов и фашистского режима Антонеску. После свержения фашистской диктатуры (23 авг. 1944) Г.-Д. возглавил борьбу нар. масс за проведение демократич. преобразований в стране. В окт. 1945 Г.-Д. избран ген. секретарем ЦК КПР, а после объединения в февр. 1948 КНР и Рум- с.-д. партии Г.-Д. был избран
ген. секретарем ЦК Рум. рабочей партии (РРП). В 1952—55 — пред. Совета Министров Рум. Нар. Республики (РНР). Возглавляя партию рум. коммунистов, руководящую процессом строительства социализма в стране, Г.-Д. отмечает принципиальное значение марксистско-ленинской теории как орудия преобразования общества в интересах народа. В отчетном докладе ЦК II съезду РРП (1955) Г.-Д. говорил: «Ход революции в нашей стране ещё раз доказал, что ленинизм — это теория и тактика, действительная для всех стран, дающая марксистско-ленинской партии возможность ориентироваться в самых различных и сложнейших условиях классовой борьбы. Вновь подтвердилось, что сущность путей перехода от капитализма к социализму одна и та же для всех стран — диктатура пролетариата» («Статьи и речи», т. 2, М., 1956, с. 284). В работах Г.-Д. детально разбирается вопрос о формах и этапах развития революции в Румынии. Г.-Д. указывает,что революц. преобразования в Румынии были совершены в основном мирным путем. После того как была свергнута фашистская диктатура, в основном без насилия были ликвидированы: остатки феодализма, завершены задачи бурж.-демократич. революции в стране. «Непрерывный революционный процесс, развернувшийся в нашей стране, — говорит Г.-Д., — привёл к быстрому переходу к социалистической революции, особенность которой состояла в том, что она произошла также без гражданской войны, в условиях народно-демократического строя, который стал осуществлять функции диктатуры пролетариата» (там же, с. 418). В выступлениях Г.-Д. раскрываются задачи народ-но-демократич. гос-ва — как гл. орудия рабочего класса в построении нового общества — в осуществлении социалистич. индустриализации и переустройства с. х-ва в стране, в укреплении и развитии союза рабочего класса и крестьянства, в политич. и культурном воспитании нар. масс. Г.-Д. постоянно подчеркивает ленинские указания о единстве марксистской партии и ее связи с массами как осн. условиях ее революц. силы, о роли партии в строительстве социализма. «Наша партия,— говорит Г.-Д., —сумеет успешно разрешить любые вопросы, преодолеть любые трудности, если она укрепит и расширит связи с массами, если, уча массы, она будет в то же время учиться у масс и внимательно прислушиваться к голосу и критике трудящихся» (там же, т. 1, М., 1956, с. 370). Под руководством Г.-Д. РРП разгромила правых оппортунистов (1952), пытавшихся подорвать союз рабочего класса и трудового крестьянства, протаскивавших тезис о затухании классовой борьбы в Румынии в переходный период от капитализма к социализму, дискредитировавших идею кооперирования. Критикуя в докладе на III съезде РРП (1960) ревизионистский тезис, сводящий функции пролетарской партии исключительно к воспитат. задачами стирающий, т. о., всякую грань между партией как передовым отрядом рабочего класса и обществ, организациями с разнородным составом, Г.-Д. заявил: «По мере продвижения по пути социализма все больше возрастает руководящая роль партии в общественной жизни, ибо задачи социалистического строительства требуют единства воли и действия всего народа, глубокого знания законов развития общества, ясной исторической перспективы» («Коммунист», 1960, № 10, с. 138). Крепость партии, указывает Г.-Д., вытекает из ее верности марксистско-ленинскому учению: «Ленинизм является научной основой политики коммунистических и рабочих партий, ои учлт их руководствоваться в своей деятельности знанием объективных законов развития обще-
352 ГЕОРГИУ-ДЕЖ-ГЕРАКЛИТ ства и вовлекать в движение те оощественные силы, которые сумели бы осуществить революционное преобразование общества» («Статьи и речи», т. 2, с. 213). Г.-Д. выступает горячим поборником пролетарского интернационализма. «Жизнь подтверждает,— отмечается в статье Г.-Д. «Интернационализм — идеология дружбы народов» (1956), — что единство и солидарность трудящихся, без различия национальности, является могучим источником их силы в борьбе за социальное и национальное освобождение» (там же, с. 438). Отношения между странами соцн-алистич. лагеря— наглядный пример практич. проявления принципов пролетарского интернационализма (см. там же, с. 151). Г.-Д. указывает, что нерушимое единство социалистич. стран является гл. препятствием на пути поджигателей воины, что политика мира является единственной политикой, отвечающей как интересам стран социалистического лагеря, так п интересам всех стран, всех народов (см. там же, с. 271, 410 и др.).
Указывая, что идеология, работа является важнейшим фронтом классовой борьбы, борьбы между старым и новым, критикуя «теорию» т. н. «перерыва» в идеологии, борьбе, Г.-Д. акцентирует внимание в своих выступлениях на вопросах пропаганды марксистско-ленинской теории, идеология, воспитания кадров партии, идейного воспитания и перевоспитания интеллигенции и нар. масс. «О д н и м из сущ е-ственных условий победы в борьбе за построение социализма, — говорилось в докладе Г.-Д. на II съезде РРП, — я вдается марксистско-ленинское воспитание членов партии, вооружение их глубоким знанием марксистско-ленинской теории, законов и движущих сил развития общества, выводов, которые делает наша партия из положений марксистско-ленинского учения в своей революционной практике» (там же, с. 398). «Привлечение все более широких масс к сознательному историческому творчеству в развитии нового строя повышает роль и значение идеологияеекой и политико-воспитательной работы партии в массах» («Доклад на III съезде Румынской рабочей партии», см. «Коммунист», 1960, № 10, с. 135). В речи на съезде учителей РНР (1952) Г.-Д., призывая учительские кадры страны к овладению ком-мунистич. идеологией, отмечал: «Основательное знание марксистско-ленинской науки, науяной истины о природе, жизни, обществе необходимо для глубокого изуяения любой науки — физики, химии, математики, не говоря уже об истории, языке, литературе. Диалек-тияеекий материализм является надёжным руководством для деятеля науки. Только это мировоззрение позволяет изуяать вещи и явления в их движении, развитии и преобразовании, а не представлять их схоластически, в окостенелом виде. В науке ведётся острая борьба между материализмом и идеализмом, борьба против идеалистического мировоззрения, за торжество материализма. В этом и заключается борьба за прогресс пауки» («Статьи и речи», т. 1, с. 404). Г.-Д. призывает работников идеология, фронта бороться с любыми формами влияния реакц. бурж. идеологии и в особенности с протаскиванием в идеологии бурж.-объективистских, националнетич., шо-винистия. концепций; разоблаяать совр. апологетов капитализма; выявлять антинаучный, отсталый характер теорий, разработанных в прошлом идеологами эксплуататорских классов в области социологии, политая, экономии, истории, теории литературы и искусства; доходчиво пропагандировать материали-стия. мировоззрение, бороться с мистпч. взглядами, предрассудками и суевериями, с бурж. и мелкобурж.
взглядами в отношении к труду, к обществ, достоянию, к обязанностям по отношению к гос-ву. Подчеркивая необходимость борьбы против ревизионизма, Г.-Д. выступает вместе с тем против догматизма, «механического истолкования положений марксизма-ленинизма без изучения тех конкретных исторических условий, в которых они были сформулированы» (там же, т. 2, с. 399; см. также «Доклад на III съезде Румынской рабочей партии»). В докладе Г.-Д. на III съезде РРП всесторонне показаны: большие успехи рум. народа, создавшего под руководством РРП экономия, базу социализма, и намечены задачи по завершению социалистич. строительства в Румынской Народной Республике. Соч.: Articole §i cuvintari decembrie J 955—Julie 1059, Due, 1959; Статьи и речи, т. 1—2, М., 1956; План развития народного хозяйства Румынии, (.Правда», 1958, 3 декабря, № 337; Речь [на XXI съезде КПСС], в кн.: Внеочередной XXI съезд КПСС. 27 января—5 февраля 1959 года. Стенографич. отчет, т. 1, М., 1959; XXI съезд КПСС— триумф великих идей коммунизма, «Правда», 1959, 18 марта, № 77; Доклад [на сессии Великого Национального Собрания в Бухаресте], там же, 23 авг.,.№ 235; Мирное сосуществование — жизненная необходимость для всего человечества, там же, 1960, 31 авг., № 244. Лит.: Г. Георгиу-Деж. [Биография, Бухарест). 1П51. ГЕОРГОВ, Иван (19 янв. 1862—14 июля 1936) — болг. психолог и философ. Чл.-корр. Волг. АН. Испытал влияние Канта и Вундта. Работал в области истории философии, этики и детской психологии. Г. — автор «История на философията» (т. 1—4, 1925 — 36). Г. был сторонником этики альтруизма, к-рую он противопоставлял принципам эгоизма и утилитаризма. Лит.: Стопанска н социална книжника в Българпя. Би ГЕРАКЛ И Д (М1ра-/.Аг{от,с) П о н т и й с к и й (4 п. до н. э.) — древнегреч. философ. Ученик Платона, принадлежал к Древней Академии платоновской. Воззрениям Г. была свойственна атомистич. тенденция, но, в отличие от Демокрита, вместо атомов он признавал «не связанные между собой массы», приводимые в движение и организуемые космич. умом, обладающие разными качествами и способностью претерпевать изменения. Душа трактовалась у него на атомистич. манер, физически, хотя, считая ее эфирной и световой, он приближался к пифагорейцам. Земля, по Г., вращается вокруг своей оси, но не меняет своего места, а Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца. В учении об атомах и о вращении Земли вокруг своей осп Г. следовал пифагорейцу Экфапту. В своих занятиях теорией музыки Г. находился под влиянием Аристотеля, как и в своих мно-гочисл. и не дошедших до нас трудах по истории, географии, грамматике, этике и физике. ГЕРАКЛИТ ('HpixAeeuo;) Э ф е с с к и й (р. ок. 544-540 до п. э. — г. смерти неизн.) — греч. философ-материалист, в общей, еще наивной форме сформулировавший ряд диалектнч. принципов бытия и познания. Г. принадлежал к царскому роду и был настроен антидемократически: «один для меня — десять тысяч, если он — наилучший», — говорил Г., — а «несметное множество — никто» (В49, А I, цит. по Diels'y, Die Fragmente der Vorsokratiker, 4 изд. В дальнейшем ссылки даются по этому изд., т. к. с него сделаны рус. переводы фрагментов Г.; имеются более поздние издания). Он выступал за развитие греч. городов-государств. ГЕРАКЛИТ 353 за новые юридич. установления, противостоящие родовым обычаям. Интенсивная экономич., политич. и культурная жизнь Эфеса и др.-греч. полисов конца 6 в. до н. э. обусловила характер фнлос. и соц.-политич. воззрений Г. Г. написал не дошедшее до нас соч. «О природе» (предполагались и др. его названия, там же, А 12). У позднейших авторов сохранилось более сотни цитат из этого соч. Г. Сохранившиеся и дошедшие до нашего времени письма, приписываемые Г., считаются подложными. Г. принадлежал к материалистич. ионийской школе греч. философии, с представителями к-рой его связывал взгляд на конкретный вид материи как на первоначало мира. Историч. место и значение Г. в развитии философии Др. Греции и ионийской школы определяется тем, что он разрабатывал проблемы диалектики и, в отличие от своих предшественников Фалеса, Анакси-мена и Анаксимандра (у к-рых филос. проблематика еще не выявилась как самостоятельная по отношению к астрономии и физике), ставил и решал собственно филос. проблемы, почему его материализм носил более обобщенный характер. Отличие философии Г. от последующих форм греч. философии состоит в том, что Г. больше оперировал описат., поэтич. образами, чем отвлеч. понятиями, как это делали позднейшие греч. философы его ранга (в меньшей мере Демокрит и Платон, еще очень широко пользовавшиеся художеств, образами, и в большей — Аристотель). Материальным первоначалом всего сущего, т. е. первовеществом, Г. считал первоогонь, стихию, к-рая представлялась древним грекам наиболее тонкой, легкой и подвижной. Путем сгущения из огня появляются все вещи и путем разряжения в него возвращаются (там же, А 5, В 30, 76, 90). Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает» (В 30), периодически охватывая весь мир (А 10, 13, В 65), так что «всем правит Молния» (В 64), и «огонь будет все судить» (В 64, 66). Материалистич. природа мировоззрения Г. видна и из его отрицат. отношения к мифологии в смысле источника знания для объяснения мира. Г. не только высказывался против религ. обрядов и молитв (В 5, 14, ср. 69, 96), но даже подвергал критике общегреч. учителей — Гомера и Гесиода (В 42, 57), не говоря уже о прочих поэтах и мифографах (А 23). О мире Г. говорил, что он не создан никем из богов или людей (В 30). Диалектика у Г. есть концепция непрерывного изменения, к-рое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в к-рую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая (В 12, 49 а, 91). «Г. устранял из вселенной покой и неподвижность. Ибо это [свойство] мертвых. Он приписывал движение всем вещам: вечное вечным и временное тленным» (А 6). По свидетельству Платона (Theaet. 181 А), Г. учил о всеобщем течении. В другом месте (Cratyl. 402 А=А 6) Платон выразил эту мысль Г. так: «Все движется, и ничто не остается на месте». В последующие времена осталась комбинация этих двух текстов Платона: «Все течет, и ничто не остается на месте». Все всегда становится другим: теплое холодным, холодное теплым и т. д. (В 126). Даже и кикеон (священный напиток в элев-синских мистериях) разлагается, если его не встряхивать (В 125). Даже и солнце все время обновляется и каждый день новое (В 6). Становление, далее, возможно только как единство противоположностей, понимаемых Г. и в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую (кроме указ. выше фрагментов, см. также В 88), и в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Г. едины: жизнь и смерть (В 21, 48, 62), а потому также Дионис и Аид (В 15), день и ночь (R 57), прямая и кривая линии (В 59), добро и зло (В 58), начало и конец окружности (В 103), путь вверх и путь вниз (В 60). В качестве примера становящегося единства противоположностей Г. указывал на испарения с земли в атмосферу и обратное возвращение их в виде осадков и даже вообще бытие и небытие или единое всеобщее и отдельные вещи (В 10). Противоположности, по Г., пребывают в вечной борьбе, так что «война есть отец всего, царь всего»; «она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными» (В 53, см. также А 22, В 10, 80). Однако это положение не следует понимать в смысле проповеди войны, борьбы и ссор между людьми^ В понимание диалектики Г. входит и момент относительности: он говорил о морской воде, чистой для одних живых существ и грязной для других (В 61), об относительности красоты божества, человека и обезьяны (В 82, 83) и вообще об относительности всех человеч. дел и поступков (В 111). Вместе с тем, однако, Г. нисколько не упускал из виду того единого и цельного, в пределах к-рого происходит борьба противоположностей. «Вселенная конечна, и мир един» (А 1). Г. прямо говорил о «едином, мудром» (В 32). «У бога все одинаковое, у людей — разное» (В 102). И хотя солнце, по Г., каждый день разное, но в то же самое время все дни для Г.— одинаковые (В 106). Г. говорил даже об «отрешенной мудрости» (В 108), к-рая охватывает все вещи и в то же время не дробится ни на какие частности: «У бодрствующих — единый общий мир» (В 89). Итак, диалектике Г. уже присущи в известной мере идеи становления, единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Следует, однако, отметить, что, обращая внимание на источник изменения, Г. оставлял в тени проблему. поступательности развития и его мысль была сосредоточена на повторяемости, круговороте. Равным образом Г. еще не ставил проблемы скачкообразности, перехода качеств друг в друга. В истории философии наибольшие споры вызвало учение Г. о логосе. Религ.-идеалистич. традиция, зародившаяся еще в древности, приписывала Г. учение о логосе как о божеств, силе мира, считая Г. прямым или косвенным предшественником иудейско-христ. учения о боге-слове. Логос назван «правителем мира и богом» у церк. писателя Климента Александрийского при изложении им учения Г. о круговороте вещества (В 31). Но это явная и ложная интерпретация самого Климента, желающего доказать сотворенность огня логосом, но никак не собственные слова и не мысль Г. То же самое делал с гераклитовским течением логоса и Марк Аврелий (В 72). Однако материалы из Г. о логосе — весьма малочисленные — не дают оснований для подобной интерпретации. Позднейшая традиция истолковала логос как «бога», «судьбу», «необходимость» (А 8), «вечность» (В 52), «мудрость» (В 32, 108), «общее» (В 2), «закон» (В 114). Понимание логоса как необходимости и универсальной закономерности было правильно, научно объяснено с позиций диалектич. материализма в марксистской истории философии (работы М. А. Дынника), связавшей понятие логоса с диалектикой Г. как филос. характеристикой этой закономерности, необходимости. Душа (и человеческая и мировая), по Г., вполне материальна — она ничем не отличается от влажности испарения, или она, может быть,— огненная искра (А 15, В 36, ср. В 77); разумность души тоже нисколько не мешает ей быть испарением (В 12); к божеств, разуму душа тоже приобщается через дыхание (А 16), хотя это и есть приобщение ко всеобщему (А 17, 20); 354 ГЕРАКЛИТ-ГЕРДЕР мудрейшая душа есть «сухой блеск» (В 118), в отличие от влажной души пьяного (В 117). В теории познания Г. начинал с внешних чувств. Глаза и уши для него — наилучшие учителя (В 55), причем «глаза — более точные свидетели, чем уши» (В 101-а). Но если душа — грубая, то глаза и уши — «плохие свидетели» (В 107), и «зрение обманчиво» (Л 1), поскольку «природа любит скрываться» (В 123), и большинство людей ничего не знает (В 17, 56). Только мышление, к-рое обще у всех (В 113) и воспроизводит природу всего (В 112), приводит к мудрости, т. е. к знанию всего во всем (А 16, В 41), когда разумность слов опирается на «всеобщее» (В 114) и когда ум не спешит со своими заключениями (В 47) и не имеет ничего общего с многознанием (В 40); критерий истины человек получает из воздуха (А 16), и тот перво-огонь, из к-рого все вещи, тоже разумен (В 64), и даже солнце есть «разумное пламя» (А 12). Г. учил о совпадении судьбы, необходимости и разума. «Бог — это вечный, периодический огонь, судьба же — разум, создающий все из противоположностей» (Doxogr. graec. 303). По мнению Г., все зависит от судьбы; судьба же тождественна с необходимостью (там же, 322). По словам Г, «сущность судьбы есть разум, который управляет сущностью всего» (там же, 323). Все подобного рода антич. учения опровергают взгляд на судьбу как на внешнюю механич. силу, откуда-то действующую на человека внезапно и неизвестно почему. Белинский правильно интерпретировал антич. судьбу как «объективное действие, которое развивается и идет себе, движимое внутреннею силою своей разумности» (Полное, собр. соч., т. 5, 1954, с. 18). Классики марксизма-ленинизма выдвигали в философии Г. на первый план материализм и диалектику. Маркс критиковал Лассаля за превращение Г. в объективного идеалиста, за то, что в трактовке его философии Лассаль не шел дальше Гегеля, но отмечал стремление Лассаля рассмотреть диалектику Г., чего не делали тогдашние нем. филологи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, 1931, с. 298—301). Энгельс подчеркивал учение Г. о единстве противоположностей; его диалектику он находил наивной, но правильной, данной пока еще в общей форме и не дошедшей до частностей («Анти-Дюринг», 1957, с. 20). Ленин, как и Маркс, критикуя исследования Лассаля о Г. за гегельянство («Философские тетради», 1947, с. 287—89), оценивал приведенный выше фрагмент Г. о несозданности мира и мерно вспыхивающем огне как «очень хорошее изложение начал диалектического материализма» (там же, с. 294) и считал Г. «одним из основоположников диалектики» (там же, с. 291). Марксистское исследование философии Г. осуществляется в этом направлении. Философы-марксисты ведут борьбу с идеалистическими религ.-мистич. извращениями философии Г. С о ч.: Переводы фрагментов Г. на рус. яз.: Г. Ф. Церетели в приложении к кн.: Т а и н е р и П., Первые шаги древнегреческой науки, СПБ, 1902, с, 59—69,25—28; В. Нилендера в кн.: Гераклит Ефесский. Фрагменты, М., 1910 (с греч. текстом); А. О. Макопельского в его кн.: Досократики, ч 1, Казань, 1914, с. 147—80. вступ. ст. и переводы фрагментов из источников о Г.— с. 116 — 47; П. Блонского — фрагменты Гераклита, «Гермес», 1916, т. 18, № 3 с. 58—67; М. А. Дынни-ка в книгах: Античные философы (тексты), М., 1935, с. 5—18, и Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 41—52; Егас-lito. Frammenti e testimonian7e. Traduzione, intrcduzione, commenlo, indice delle fonli e dei nomi, appendici critiche e bibliogral'ia a cura di C. Mazzantini, Torino, 1945; Heracli-tus. The cosmic fragments. Ed. with an iiitrod. and comment, by G. S. Kirk, Camb., 1954; Подложные письма Г. издавались несколько раз, напр.: Herac'.iti Ephesii reliquae, гее. I, Bywaler, Oxom'i, 1877. JIvm.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, М., 1936 (см. Указатель); Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955 (См Указатель); Ленин В. И., Философские тетради. Соч., 4 изд., т. 38 (см. Указатель); Гегель, Лекции по ист. рии философии,Соч., т.9, [М.], 1932, с.245 —62; Манд ее М. И., Огонь и душа в учении Гераклита, Одесса, 1912; е г о ж е, К теории познания Гераклита, в кн.: Сб. статей в честь проф. В. П. Бузескула, Харьков, 1914; ГЁРВАРТ (Herbart), Иоганн Фридрих (4 мая 1776— 14 авг. 1841)—нем. философ-идеалист, психолог и педагог. Проф. Гёттингенского (с 1805 и с 1833), Кёнигс-бергского (1809—33) ун-тов. В работах «Главные пункты метафизики» («Hauptpunkte der Metaphysik», 1806), «Введение в философию» («Lehrbuch zurEinlei-tungindie Philosopliie», 1813), «Общая метафизика...» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfangen derphilo-sophischen Naturlehre», Bd 1—2, 1828—29) и др. развил свои фил о с. взгляды. Г. стремился соединить в понятии «реал» идею кантовской «вещи в себе» и лейбницевской монады. Он приписывал «реалам» вечный и неизменный характер, доказывал существование бога, вытекающее якобы из этич. и эстетич. потребности видеть в мире целесообразное устройство. Социальн о-п о л и т и ч. взгляды Г. были реакционны: высшей добродетелью для народа он считал подчинение господств, классам. В. Асмус. Москва. В бурж. эстетикеГ. считается основателем т. н.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|