Ведическая религия-reды 235 29 глава
эпициклов для объяснения первого неравенства. В-третьих, для объяснения смены времен года Коперник ввел третье движение Земли — «движение по склонению». Однако эти недостатки системы не преуменьшают заслуг Коперника. Учение Коперника вначале было принято без особого энтузиазма. Его отвергли Ф. Бэкон, Тихо Браге и проклял М. Лютер. Дж. Бруно (1548—160(1) преодолел непоследовательность Коперника. Он показал, что Вселенная бесконечна и не имеет центра, а Солнце — рядовая звезда в бесконечном множестве звезд и миров. Проделав гигантскую работу по обобщению наблюдат. материала, собранного Тихо Браге, Кеплер (1571 —1630) открыл законы движения планет. Этим было разбито аристотелевское представление о равномерно-круговом их движении; эллиптич. форма орбит окончательно объяснила первое неравенство в движении планет. Работы Галилея (1564—1642) разрушили основу системы Птолемея. Закон инерции позволил отбросить «движение по склонению» и доказать несостоятельность аргументации противников гелиоцентризма. «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперпиковой» (1632) вынес идеи Коперника в сравнительно широкие массы, а Галилея поставил перед судом инквизиции. Католич. верхи вначале встретили книгу Коперника без особой тревоги и даже с интересом. Этому способствовало как сугубо математич. изложение, так и предисловие Осиандера, в к-ром он утверждал, что все построение Коперника нисколько не претендует на изображение действит. мира, в сущности непознаваемого, что в книге Коперника движение Земли служит только гипотезой, только формальной основой математич. выкладок. Эта версия была с одобрением принята Римом. Дж. Бруно разоблачил фальсификацию Осиандера. Научная и пропагандистская деятельность Бруно и Галилея резко изменила отношение католич. церкви к учению Коперника. В 1616 оно было осуждено, а книга Коперника запрещена «впредь до исправления» (запрет был снят лишь в 1822).
В работах Бруно, Кеплера, Галилея система Коперника была освобождена от остатков аристотелизма. Дальнейший шаг вперед сделал Ньютон (1643 —1727). Его книга «Математические начала натуральной философии» (1687, см. рус пер. 1936) дала физич. обоснование учению Коперника. Этим окончательно был ликвидирован разрыв между земной и небесной механи-койисоздана первая в истории человеч. познания науч. картина мира. Победа гелиоцентризма означала поражение религии и торжество материалистич. науки, стремящейся познать и объяснить мир из него самого. Спор между Коперником и Птолемеем окончательно решен в пользу Коперника. Однако с появлением общей теории относительности в бурж. науке широко распространилось мнение (высказанное в общей форме еще Э. Махом), что система Коперника и система Птолемея равноправны и что борьба между ними была бессмысленной (см. А. Эйнштейн и Л. Инфельд, Эволюция физики, М., 1956, с. 205 —10; М. Борн, Теория относительности Эйнштейна и ее физические основы, М.—Л., 1938, с. 252—54). Позиция физиков в этом вопросе была поддержана некоторыми философами-идеалистами. «Доктрина относительности не утверждает, — пишет Г. Рейхенбах,— что взгляд Птолемея правилен; она скорее опровергает абсолютное значение каждого из этих двух взглядов. Это новое понимание могло возникнуть только вследствие того, что историческое развитие прошло через обе концепции, вследствие того, что вытеснение птолемеевского мировоззрения коперниковским заложило фундамент новой механики, которая в конце концов выяснила односторонность самого мировоззрения Коперника. Дорога к истине шла здесь через три диалектических этапа, которые Гегель рассматривал как необходимые во всяком историческом развитии этапы, ведущие от тезиса через антитезис к высшему синтезу» («From Copernicus to Einstein», N. Y., 1942, p. 83). Этот «высший синтез» идей Птолемея и Коперника опирается на неверную интерпретацию общего принципа относительности: поскольку ускорение (а не только скорость, как в специальной теории относительности) теряет абс. характер, поскольку поля инерциальных сил эквивалентны гравитации и общие законы физики формулируются ковариантно по отношению к любым преобразованиям координат и времени, то все возможные системы отсчета являются равноправными и понятие преимущественной (привилегированной) системы отсчета теряет смысл. Следовательно, геоцентрич. описание мира имеет такое же право на существование, как и гелиоцентрическое. Выбор системы отсчета, связанной с Солнцем,— не вопрос принципа, а вопрос удобства. Так, под флагом дальнейшего развития науки по существу отрицается значение той революции в науке и мировоззрении, к-рая была произведена трудами Коперника. Подобная концепция вызывает возражения со стороны многих ученых. Причем характер возражений, способ аргументации различны, отражая то или иное понимание сущности общей теории относительности. Исходя из того, что общая теория относительности есть в сущности теория тяготения, акад. В. А. Фок в ряде работ («Некоторые применения идей неевклидовой геометрии Лобачевского к физике», в кн.: Котельников А. II. и Фок В. А., Некоторые применения идей Лобачевского в механике и физике, М.—Л., 1950; «Система Коперника и система Птолемея в свете современной теории тяготения», в сб. «Николай Коперник», М., 1955) отрицает относительность ускорения как основной принцип. Фок утверждает, что при соблюдении нек-рых условий возможно выделение привилегированной координатной системы (т. н. «гармонические координаты»). Ускорение в такой системе абсолютно, т. е. оно зависит не от выбора системы, а обусловлено физич. причинами. Отсюда непосредственно вытекает объективная истинность гелиоцентрич. системы мира. Но исходный пункт Фока отнюдь не является общепризнанным и подвергается критике (см., напр., М. Ф. Широков, Общая теория относительности или теория тяготения?, «Ж. эксперим. и теор. физ.», 1956, т. 30, вып. 1; X. Керес, Некоторые вопросы общей теории относительности, «Тр. Ин-та физ. и астрой. АН Эст. ССР», Тарту, 1957, № 5). В противоположность Фоку, М. Ф. Широков считает, что признание общего принципа относительности совместимо с признанием существования преимущественных систем отсчета для изолированного скопления материи, поскольку теорема о центре инерции выполняется в любой системе отсчета с галилеевекпми условиями на бесконечности (см. М. Ф. Широков, О преимущественных системах отсчета в ньютоновской механике и теории относительности, в сб.: Диалектический материализм и современное естествознание, М., 1957). Такая система характеризуется тем, что центр инерции ее покоится пли движется равномерно и прямолинейно и что выполняются законы сохранения массы, энергии, количества движения и момента количества движения. Неинерциальная система не может быть преимущественной, т. к. в ней эти условия не выполняются. Очевидно, что для нашей планетной системы преимущественной будет система отсчета, связанная с Солнцем как с центром инерции рассматриваемого материального образования.
Таким образом, при обоих указанных подходах к общей теории относительности признание эквива- ГЕЛЬВАЛЬД -ГЕЛЬВЕЦИЙ лентности систем Коперника и Птолемея оказывается несостоятельным. Этот вывод станет еще очевидней, если учесть, что равноправие, эквивалентность систем отсчета не может быть сведена к возможности перехода от одной к другой. Поскольку речь идет не о формально математич. представлениях, а о материальных, объективных системах, надо принимать во внимание и происхождение системы, и ту роль, к-рую играют в ней различные материальные тела, и ряд других физич. характеристик системы. Только такой подход является правильным. Сравнит, рассмотрение роли и места, занимаемых Солнцем и Землей в развитии солнечной системы, с достаточной ясностью показывает, что именно Солнце является естеств. преимущественным телом отсчета для всей системы. Гелиоцентрич. система мира является неотъемлемой частью совр. науч. картины мира. Она стала привычным, вошедшим даже в обыденное сознание фактом. Простейшие опыты с маятником Фуко и гироскопич. компасами наглядно демонстрируют вращение Земли вокруг своей оси. Аберрация света и параллакс неподвижных звезд доказывают вращение Земли вокруг Солнца. Но за этой простотой, за этой очевидностью лежат два тысячелетия напряженной и жестокой борьбы сил прогресса и реакции. Эта борьба еще раз свидетельствует о сложности и противоречивости процесса познания.
Лит.: Пере ль Ю. Г., Развитие представлений о Все ГЕЛЬВАЛЬД, X е л ь в а л ь д (Hellwald), Фридрих Антон (1842—92)—реакц. австр. социолог, этнограф и историк культуры. Автор книг: «Естественная история человека» («Naturgeschichte des Menschen», Bd 1—2, 1883—85), «Человеческая семья в ее возникновении и естественном развитии» («Die menschliche Familie nach ihrer Entstehung und natijrlichen Ent-wickelung», 1889) и др., где проповедовал идею существования высших и низших рас. Он сформулировал антинауч. расистское положение: «... способность к культуре вообще увеличивается соразмерно с более светлым цветом кожи...» («Естественная история племен и народов», т. 1, СПБ, 1885, с. 194). М. Баскин. Москва. ГЕЛЬВЕЦИИ (Helvetius), Клод Адриан (янв. 1715 —26 дек. 1771) — франц. философ-материалист, идеолог революц. франц. буржуазии 18 в. Род. в Париже в семье придворного врача. Окончил иезуитский коллеж. Занимал должность ген. откупщика (до 1751). Проникаясь аитифеод. настроениями, Г. сблизился с Монтескье и Вольтером, под влиянием к-рого написал ранние работы. С 1751 Г. всецело посвятил себя науч. занятиям. Г. входил в кружок Дидро и Гольбаха. Книга Г. «Об уме» («De l'Espril», P., 1758), направленная против основ феод, порядка, феод.-религ. идеологии и католич. церкви, вызвала яростные нападки реакц. кругов, была запрещена властями и сожжена. Осн. идеи этой книги были развиты и обоснованы в его произведении «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» («De Г Homme, do ses facultes intellccLuelles et de son education», 1773). Г. одним из первых среди франц. материалистов 18 в. преодолел непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму открыто материа-листич. характер. Ощущения рассматривались им как результат воздействия внешних предметов на ор- ганы чувств человека и как единств, источник человеч. знаний. Г. утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве и находится в постоянном движении. Он защищал учение о единстве материи и мышления и рассматривал сознание и ощущение как свойства материи, возникшие на определ. этапе развития последней. Г. был противником агностицизма и доказывал неисчерпаемые возможности человеч. интеллекта в познании материального мира. Он подверг острой критике религ. идеалистич.идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души и др.
Отстаивая передовые филос. идеи своего времени, Г. не вышел, однако, за пределы метафизики, оставив нерешенной проблему самодвижения; Г. абсолютизировал значение законов механич. движения. Острая реакция на абстрактно-рационалистич. отрыв мышления от чувств и противопоставление двух этих форм познания привели Г. к другой метафизич. крайности — он сводил мышление к его чувств, основе. Г. выступал с критикой учения о врожд. неравенстве интеллектуальных способностей людей, к-рое использовалось для увековечения феод.-сословного неравенства. Г. утверждал, что все люди от рождения имеют равные умств. задатки, а различия их психич. и морального склада объяснял прежде всего особенностями среды, в к-рой они воспитывались. В центре внимания Г.— социалыго-политич., со-циологич. и этич. проблемы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). В отличие от Монтескье и Вольтера, искавших компромисса с аристократией, Г. выдвинул требование полной ликвидации феод, отношений и собственности. Отвергая эгалитаризм Руссо и расходясь с физиократами (считавшими, что гос-во не должно вме шиваться в экономпч. отношения), Г. полагал, что гос-во обязано добиваться смягчения чрезмерного неравенства в распределении собственности. Считая республиканскую форму правления неприменимой для больших гос-в, Г. связывал осуществление своих социально-политич. взглядов с утверждением про-свещ. абсолютизма, в понятие к-рого он вкладывал бурж.-демократич. содержание. Социологнч. взгляды Г. были направлены против теологич. и спиритуалнетич. воззрений на обществ. жизнь, имели целью объяснение обществ, жизни без помощи вымышленных сверхъсстеств. сил. Однако он не вышел за пределы идеалистич. понимания истории и изучение обществ, явлений начинал с изолированного индивида, с его бнолого-физиологич. «неизменной природы», признавая человеч. сознание и страсти движущей силой обществ, развития. Социологнч. взгляды Г. включали в себя догадки о роли материальных условий обществ, жизни. Учение Г. о себялюбии как движущей пружине обществ, развития, стремление подчеркнуть в человеч. деятельности борьбу за удовлетворение жизненных потребностей, констатация им высокого значения индустрии выдвинули его в ряд наиболее глубоких и прозорливых мыслителей 18 в. Учение о решающей роли среды в формировании интеллектуального и морального облика людей содержало материалистич. тенденцию, но, говоря о решающей роли социальной среды в становлении человека, о роли производств, деятельности людей в возникновении и развитии сознания, языка, нравов, морали и иск-ва, Г. полагал, что социальная среда и обществ, жизнь в целом сами определяются сознанием человека. Велика заслуга Г. в развитии этики. Он подверг острой критике не только религ., по и спиритуалнетич. этику, основанную на признании врожденности моральных чувств и представлений. Большое место в трудах Г. заняло доказательство опытного пропс-хождения правств. представлений, их обусловлен- ГЁЛЬДЕРЛИН 345 Ность интересами индивида. Этот индивидуализм Г. стремился сочетать с «общественным» интересом, к-рый в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии и к-рый провозглашался Г. в качестве критерия нравств. поведения личности. В этом превращении интереса в критерий иравств. суждений и в определяющую силу поведения людей отображалось развитие бурж. отношений во Франции. Деятельность Г. сыграла значит, роль в идейной подготовке франц. бурж. революции конца 18 в. Не будучи сторонником социализма, Г., однако, своим учением о решающей роли среды в формировании личности, о необходимости гармонич. сочетания личных и обществ, интересов, о равенстве интеллект, способностей людей и т. д. много сделал для идейной подготовки утопич. социализма 1-й пол. 19 в. и развития филос. мысли как во Франции, так и за ее пределами, в т. ч. и в России, где его идеи пропагандировали просветители конца 18— нач. 19 вв. X. Момджян. Москва. Соч.: «Об уме» («De l'Esprit»)—одно из осн. соч. Г., состоящее из четырех больших разделов («Рассуждений»). Впервые книга вышла в Париже в 1758. В этом же голу последовало и второе, исправленное и?д., а также амстердамское изд. После этого книга часто переиздавалась во Франции и за границей. Лучшие франц. издания — четырехтомное, в серии «Bibliotheque nationale» (tt. 250-253. P., 1880) и в сборнике соч. Г. с примеч. Альберта Кейма (Р., 1909). В 1760 вышел нем. перевод И. Г. Форкерта «Discurs uber den Geist des Menschen» с предисловием известного нем. писателя И. К. Готшеда. В 1785 вышел другой перевод «Vom Menschen und dessen Geisteskraften» (ans dem franz.v. Clir. A. Wicamarm, Bd 1—2, Breslau— Gosohorsky. 1785). Первый англ перевод («De l'esprit or Essays on mind», L., 1807) снабжен очерком о жизни автора и примечаниями к тексту, то и другое составлено В. Мадфордом. На рус. яз. книга издана в 1917 под ред. и с введ. Э. Л. Радлова и в 1938 в том же переводе с исправлениями. «О человеке» («De l'Homme...»)— произведение Г., в Oeuvres completes, v. 1 —14, P., 1795 (со вступ. ст., [Saint—Lambert]); Соч. в рус. пер.—Счастье. Поэма, М., 1936. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 144—45; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3, М., 1955, с. 232, 409, 411 — 12; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Соч., 4 изд., т. 33.с. 201 —10; Плеханов Г. В.. Очерки по истории материализма, Избр. философские соч., т. 2,М.,1956; Ворониным И. П., История атеизма, вып. 2, 2 изд., М.— Л., 1929; его же, К. А. Гельвеций, М., 1934; Дынник М., К. А. Гельвеций, философ-поэт, «Лит. критик», 1936, Л"» 3; Ц ебенко М., Этика Гельвеция, «Под знаменем марксизма», 1938, № 1; Момджяй X. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; Силин М. А., К. А. Гельвеций — выдающийся французский философ-материалист XVIII века, М., 1958; Ш шпк н н А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, гл. 4; К е i m A., Helvetius, sa vie et son oeuvre, P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetins..., N. Y., 1926; A 1 с i a t о г e J. С, Stendiial et Helvetius. Les sources de la philosophic de Stendhal, Gen., 1952; Horowitz I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954. ГЁЛЬДЕРЛИН (Holderlin), Иоганн Христиан Фридрих (20 марта 1770 — 7 июня 1843) — нем. поэт и философ-идеалист. Получил богословское образование, рано начал писать стихи и увлекаться классич. древностью. Изучал Платона, Спинозу, Руссо, Канта. В Тюбингенской семинарии (1788—93) сблизился с Гегелем и Шеллингом, вместе с ними сажал «дерево свободы» в честь франц. бурж. революции. Написал «Гимны к идеалам человечества», в к-рых воспевал скорое освобождение народов. Мировоззрение и творчество Г. противоречиво. Обрь-щаясь к антич. демократии, Г. утверждал, что личное благо неотделимо от общего, а красота от обществ, свободы. Но его понимание античности несравненно шире i абстрактного гражданств, идеала просветителей; его Эллада — царство не только внешней, но и внутр. гармонии: здесь расцветает личность, люди живут в союзе с силами природы и друг с другом. Г.— автор лирического романа «Гиперион» (1797—99), в к-ром изображены нравств. искания юноши — участника борьбы за независимость Греции, и иеоконч. драмы «Эмпедокл» (1799—1800), возрождающей некоторые принципы софокловской трагедии. В философии Г. за очень короткий срок прошел сложный путь развития. Вначале он — ортодоксальный кантианец («О понятии кары», 1794). Затем Г. увлекается Фихте, лекции к-рого он слушал в Иене. Критика Фихте стала исходным пунктом собств. филос. концепции Г. Он отмечал, что абсолютное «Я» Фихте не может иметь никакого объекта, но сознание без объекта является немыслимым (письмо к Гегелю, янв. 1795). Г. пришел к выводу, что совпадение субъекта и объекта вообще не может быть достигнуто в теоретич. познании, т. к. подобное познание предполагает бесконечный прогресс и вечное приближение к «беспредельному идеалу». Это совпадение «возможно... эстетически, в интеллектуальном созерцании» («Гермократ и Кефал», 1795, письмо к Шиллеру, сент. 1795). Опираясь на идеи Спинозы, Г. пришел к особому виду пантеизма, к культу «живого божества», заложенного в природе и человеке. Эти взгляды Г. изложил Шеллингу (беседа с Г. сыграла важную роль в отходе Шеллинга от фихтеанства). Дальнейшее развитие этих взглядов дано в филос. отступлениях «Гипериона». По мнению Г., подлинная философия, как и подлинное иск-во, религия и политич. свобода, существовали лишь у греков, ибо эллины были «детьми природы» и жили в гармонии с ней. Суть разума — та же, что и суть красоты, выраженная в изречении Гераклита: «единое, различное в себе». Однако красота предшествовала разуму и должна прежде всего руководить им, т. к. «из чистого разума не произойдет ничего разумного». Поэтому «начало и конец науки» — поэзия. В последних фрагментах («Обоснование „Эмпедокла"», «О религии», «Коммунизм душ», 1799 — 1800) Г. пытался показать противоречия как движущую силу развития человечества. Г. мечтал о гармонии людей, но видел ее залог в религии. Сближение Г. с романтизмом сказалось и в том, что он признавал возможность примирения своей новой религии с христианством. Заметки Г., относящиеся к лит-ре и эстетике, отрывочны и не представляют собой целостной системы взглядов. Однако в них содержится ряд общих суждений (о поэмах Гомера, о природе поэтич. жанров), предвосхитивших в нек-ром отношении эстетику Гегеля. Как и Гегель, Г. проводил разграничение жанров по содержательному, а не по формальному признаку. Так, эпос — развернутое и пластичное изображение жизни, «он дает картину характеров». В лирике поэт непосредственно выражает свои чувства, и лишь в трагедии он может воплотить «всю целостность своего восприятия». Трагедия яснее всего раскрывает общие законы бытия; это — «самая строгая из поэтических форм», отвергающая все случайное. Поэтому Г. называл ее «метафорой интеллектуального созерцания». Все эти наброски, как и большинство работ Г., не были напечатаны при его жизни. Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 6, Munch.—Lpz., 1913-23; Samtliche Werke und Brief'e, Bd 1-5, Lpz., 1914-26; в рус. пер.—Смерть Эмпедокла, М,—Л., 1931. Лит.: Луначарский А. В., Предисловие, в кн.: Гель дер лин Ф., Смерть Эмпедокла, М.--Л., 1931; В и нде л ь б а н д В., Прелюдии, пер. с нем., СПБ, 1904; Брандес Г., Собр. соч., т. 5, 2 изд., СПБ, 1907; Протасова К. С, «Смерть Эмпедокла» Ф. Гельдерли-иа, «Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та. Кафедра зарубежных литератур», 1956, т. 7, вып. 2; РейманП., Основные течения в немецкой литературе 1750-1848, пер. с нем.. 346 ГЕЛЬМГОЛЬЦ — ГЕЛЬМОНТ М., 1959;С a ss i re г Е., Idee und Gestalt.B., 1921; S e e- ГЕЛЬМГОЛЬЦ (Helmholtz), Герман (81 авг. 1821 — 8 сент. 1894)— нем. естествоиспытатель. Проф. физиологии и анатомии в Кенигсберге, Бонне, Гейдель-берге; с 1870—проф. физики в Берлине, с 1888—директор Гос.физико-технич. ин-та. Исследования Г., обогатившие физику, математику, физиологию и психологию рядом выдающихся открытий, тесно связаны с развитием филос-мысли в 19 в. В одной из первых своих работ «О сохранении силы» («Cber die Krhaltungder Kraft, cine physikalische Abhand-lung», 1847) Г. математически обосновал закон сохранения энергии и положение о том, что живой организм представляет физико-химич. среду, в к-рой указанный закон точно выполняется. Укрепляя идею единства природы,эта работа нанесла удар по витализму и дала мощный толчок к исследованию жизненных явлений на основе физико-химич. понятий и методов. Внедряя физич. методы в нервно-мышечную физиологию, Г. измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне (1850). Полученные результаты положили начало изучению «времени реакции»—одной из гл. тем нарождавшейся экспериментальной психологии. Они имели также важный филос. смысл, ибо рассеивали предубеждение, будто нервно-психич. акты как явления особого порядка совершаются мгновенно и не подлежат измерению. Основополагающий характер носят работы Г. по физиологии органов чувств [«Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» («Die Lehre von den Tonempfindurjgcn als physiologi-sche Grundlage fur die Theorie der Musik», 1863; рус. пер. 1875); «Физиологическая оптика» («Handbuch der physiologischen Oplik», 1867)]. Материалистический смысл этих работ состоит в том, что они раскрыли причинную зависимость ощущений от воздействия внешних раздражителей на органы чувств [напр., зависимость ощущения тембра звука от обертонов и соответствующего нервного прибора (кортиев орган), способного разлагать эти тона]. Однако сам Г., находясь под влиянием кантианской философии и принимая доктрину о «специфической энергии органов чувств», не сделал из своих работ последовательно материалистич. выводов и выдвинул «теорию иероглифов», согласно к-рой ощущения представляют собой не субъективные образы объективных свойств вещей, а знаки, не имеющие никакого сходства с этими свойствами. Непоследовательность, противоречивость филос. позиции Г. раскрыл В. И. Ленин: «Гельмгольц был непоследовательным кантианцем... то выводившим ощущения человека из внешних предметов, действующих на наши органы чувств, то объявлявшим ощущения только символами, т. е. какими-то произвольными обозначениями, оторванными от „совершенно различного" мира обозначаемых вещей» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 221). В работах по физиологич. оптике Г. уделил большое внимание механизму восприятия пространств, отношений. Он выдвинул на передний план роль мышечных движений и ощущений в формировании лростоанств. образа и предложил гипотезу «бес- сознательных умозаключении», на основании к-рои восприятие величины предмета выводилось из связи между реальной величиной изображения на сетчатке и степенью напряжения мышц, производящих приспособление глаза к расстояниям. Хотя Г. и допустил ряд ошибок в истолковании пространств, видения, его т. зр. была более прогрессивной, чем воззрения его противников, т. н. нативистов, отрицавших первичную роль опыта в психич. развитии и считавших пространственность прирожд. свойством сознания. Высоко оценил идеи Г. о роли мышцы в чувств, познании И. М. Сеченов (см. Избр. филос. и психо-логич. произв., 1947, с. 370), творчески развивший эти идеи с позиций рефлекторной теории. Выдающееся значение имеют труды Г. по теоретпч. физике, аэродинамике, гидродинамике, геометрии (в них он правильно оценил идеи Лобачевского) и по ми. др. проблемам и разделам естествознания. В этих трудах Г. выступает как стихийный, естеств.-история, материалист, к-рому, однако, чужда диалектика (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 71). Вокруг идейно-науч. наследства Г. развернулась острая борьба. Характеризуя смысл этой борьбы, В. И. Ленин писал: «От кантианца Гсльмгольца, как и от самого Канта, материалисты пошли влево, махисты—вправо» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 226). В России «влево» пошел Сеченов, и сеченовскую линию переосмысливания психофизиологии Г. продолжил И. II. Павлов (см. Полное собр. соч., 2 изд., т. 4, с. 161; т. 3, кн. 1, с. 122). С оч. в рус. пер.: Сочинения, [вып.] 1—5, СПБ, 1895—97. Лит..'Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ГЕЛЬМОНТ (Helmont), Францискус Меркуриус ван (20 окт. 1618—99) — нем. натурфилософ, развивший на основании воззрений Парацелъса и Я. Б. Гелъмонта (своего отца) учение о монадах. Возможно, что Лейбниц, общаясь с Г., перенял у него понятие «монада». По мнению Г., мир состоит из самостоят, физич. и духовных субстанций. Физич. мир состоит из конечных мельчайших частиц, духовный — из многих духов, или мыслей. Все субстанции по своей сущности различаются между собой не качественно, а лишь по степени. Над миром созданных субстанций владычествует в качестве их центр. монады бог. Благодаря ему в мире господствует единство. Каждое существо представляет собой соединения соподчиненных монад и подлежит изменениям. Неизменна одна лишь центр, монада. Эту схему неоплатонизма Г. противопоставлял развивающемуся ме-ханистич. пониманию природы и дуализму Декарта. Соч.: Alphabeti vere naturalis Hebraici delineatio..., Sulzbaci, [1667]; The paradoxal discourses..., pt. 1—2, L., 1685; Opuscula philosophica, Amst., 1690. Лит.: Уден Ф., Академические чтения о хронических ГЕЛЬМОНТ (Helmont), Ян Баптист ван (1577 — 30 дек. 1644)— нем. натурфилософ, ученик Парацелъса. Все происходящее в природе совершается, по Г., вследствие двух имманентных ей причин: внешней материи как субстанции всех вещей и формирующего принципа. Первонач. элементы — воздух и вода — не поддаются изменениям. С помощью воздуха вода может быть превращена в новые формы— газ и пар. Г. ввел выражение «газ» и подразумевал под ним агрегатное состояние. Три т. н. осн. субстанции — соль, сера, Меркурий — происходят из воды и могут быть снова превращены в нее. Тем самым Г. подходил к созданию механико-материалистич. картины мира, по к-рой все свойства материи объясняются различ-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|