Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 35 глава





Г. строит абстрактную схему историч. развития филос. сознания вне связи с социальной историей, различая три периода: анимизм, платонизм и позитивизм («Чело­веческая мысль» — «Der menschliche Gedanke», 1911, S. 118). Он ошибочно полагал, что лишь с позитивизма начинается новая эпоха в философии — исследование фактов. Этич. взгляды Г. тесно связаны с религией, к-рая, по его мнению, является первонач. основой этики и духовной культуры («Философия религии» — «Religionsphilosophie», 1901, S. 290 —298). Филос. труды Г. были известны также и за пределами Дании, особенно в Германии и России.

Соч.: Psykologi i omrids paa Grundlag ot Erfaring, 6 Udg., Gyldenhavn, 1911; Der Relationsbegriff, Lpz., 1922; Erkenntnis-theorie und Lebensauffassung, Lpz., 1926; Соч.в рус. пер.: Ис­тория новейшей философии, СПБ, 1909; О принципах этики, Одесса, 1898; Психологическая основа логических суждений. М., 1908; Философия религии, 2 изд., СПБ, 1912; Философские проблемы, М., 1905.

Лит.: Hansen [N.] V., Harald Hoffding som Religions-filosof og to andre Karakteristiker, Kobenhavn, 1923.

Д. Арзаканъян. Москва.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt — об­раз, структура, целостная форма)—одно из направле­ний идеалистич. психологии, возникшее в Германии в 1-й четверти 20 в. и выдвинувшее в качестве осн. объ­ясняющего принципа психологии целостное объеди­нение элементов психич. жизни, несводимое к сумме составляющих,— «гештальт». Филос. основой Г. по­служили феноменология Гуссерля, махизм, а также т. п. «философия формы», получившая свое развитие в конце 20-х гг. в работах Г. Фридмана о «морфоло­гическом идеализме». Теория Г. тесно связана также с идеалистич. трактовкой эстетики изобразит, иск-ва (А. Гильдебранд). Подобно другим развившимся в то время направлениям психологии (вюрцбургской школе мышления, лейпцигской школе целостной психологии, бихевиоризму), возникновение Г. яви­лось реакцией на ассоцианизм (см. Ассоциативная психология) и в какой-то мере на «физиологи­ческую» психологию и способствовало усилению наме­тившейся тогда дезинтеграции бурж. психологии (начало т. н. кризиса психологии). Приобретавшая все большее распространение идея целостности реализо­валась в Г. как целостность динамич. ситуации и ее формальной структуры. Понятие «гештальт» было вве­дено Эренфельсом в 1890 при исследовании им зрит, восприятий. Распространив его впоследствии на др. виды восприятий, Эренфельс вкладывал в него след. содержание: если дается нек-рая последовательность, допустим, слуховых раздражений (тонов), то они воспринимаются не просто как множественность не связанных друг с другом звуков, а как мелодия, пред­ставляющая собой определ. структуру, «гештальт» этих звуков. По мнению Эренфельса, специфич­ность гештальта выражается прежде всего тем, что ему присуще свойство переноса: мелодия остается при переводе из одной тональности в другую, геш­тальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения и окраски последнего и т. д. Однако сам Эренфельс не развил теории Г.; начало ее обычно свя­зывают с появлением работы Вертхеймера (1912), в к-рой уже прямо ставилось под сомнение нали­чие отд. элементов в акте восприятия. Непосредст­венно после этого и в особенности в 20-х гг. скла­дывается т. н. берлинская школа Г., представители к-рой Кёлер, Вертхеймер, Коффка, Левин провели, ряд плодотворных экспериментальных исследований восприятия. Г. оказала значительное влияние на др. науки, в частности на структурную лингвистику.

Берлинская школа Г. просуществовала до 30-х гг., когда значит, часть ее представителей эмигрировала пз Германии. Эволюция Г. пошла по пути расширения понятия «гештальт», его универсализации и выхода не только за пределы восприятия [в область мышления


ГЖЕГОЖ —ГИЗБЛЬ 367


и памяти — Коффка, Кёлер, Вертхеймер, Дункер (т. н. «продуктивное мышление»)], чувств и потребно­стей (Левин), психологии развития (Коффка), психо­физиологии, проблемы (Кёлер), но и за пределы собственно психологии — в область теоретич. физики и физиологии (Кёлер) и даже экономия, отно­шений (Вертхеймер). Наряду с этим понятие «ге-штальт» под влиянием развития теории обучения пре­терпевает определ. изменения в плане слияния его с понятием динамизма, согласно к-рому течение психо-физич. процессов определяется внутренне замкнуты­ми отношениями (Кёлер, Левин). Как осн. положение об изначальности гештальта, так и др. теоретич. по­ложения Г. были подвергнуты резкой критике мн. психологами и физиологами, напр. И. Павловым, Л. Выготским. В наст, время, несмотря на значит. снижение роли Г., ряд зарубежных психологов стре­мится использовать ее положение при установле­нии общих закономерностей восприятия и мышления. Так, напр., А. Мишотт установил, что понятие физич. причинности, по крайней мере в ее механич. форме, феноменалистически наличествует в самом акте вос­приятия и допускает истолкование в понятиях Г. Школа «генетической эпистемологии» (Ж. Пиаже) стре­мится использовать результаты работ Г. для обос­нования «операциональных» и «формальных» струк­тур мышления. При этом понятия Г. подвергаются существ, переработке.

Лит.: Келер В., Исследование интеллекта человекопо­
добных обезьян, пер. с нем., М., 1930; Коффка К., Основы
психологического развития, пер с нем., М.—Л., 1934; Пав­
ловские среды Протоколы и стенограммы физиологических
бесед, [под ред. Л. А. Орбели], т. 2, М. — Л., 1949; Выгот­
ский Л С., Избр. психологические исследования. Мышление
и речь, М., 1956; WertheimerM., Experiraentelle Studien
iiber das Se ien vo Bewegung, «Z. Psychol, und Physiol. Sinne-
sorgane», Lpz., AMI. 1, Bd 61, H. 3—4, 1910—11, S. 161—265;
К б h 1 e r W., Die physischen Gestalten in Ruhe und im sta-
tionaren Zustand, Braunschweig-, 1920; Ehrenfels Ch.,
Ober «Gestaltqualitaten», «Vierteljabrschr. wiss. Phiios.», Lpz.,
1890, Jg 14, II 3, S. 249—92; M u 1 1 e г G., Komplextheorie
und Gestaltt ^eorie, Gottingen, 1923; Wertheimer M., Ober
Gestaltt leorie, Erlangen, 1925; его же, Gestalt theory, «So­
cial Res.», N.Y., 1944, v. 11, № 1, p. 78—99; его же. Pro­
ductive tanking, N.Y.—L., 1945; HeidbrederE., Seven
psychologies, L., 1933; Koffka K., Principles of gestalt
psycholiey, N.Y., 1935; Kohler W., Gestalt psychology.
An introduction to new concepts in modern psychology, N. Y.,
1947. M. Роговин. Москва.

ГЖЁГОЖ из Санока (Grzegorz z Sanoka) (p. ок. 1406 — ум. 29 янв. 1477) — польский гуманист ран­него Возрождения. Учился в Краковском ун-те, где получил степени бакалавра (1433) и магистра (1439); львовский архиепископ (1451—77). Выступал за укрепление королевской власти, против крупного зем­левладения магнатов и политики римских пап. За­щищал интересы городов и мелкой шляхты. В 1470 в резиденции Г. под Львовом возник один из первых кружков польских гуманистов, в к-ром участвовал бе­жавший от преследований папы итал. гуманист Фи­липп /Талли-иах Буонакорси. Выдвигая в качестве осн. наук физику и этику, Г. считал необходимым сделать их независимыми от авторитета теологии. Схоласти­ку Г. наз. «бредом наяву». Высоко оценивал физику Эпикура, указывая, что религия основана на иррацио­нальной набожности, требовал критич. отношения к легендам и преданиям, призывал к самостоят., осно­ванному на опыте мышлению. В то же время Г. счи­тал религию наиболее действ, орудием управления на­родом (ad regendum vulgus). Г. восставал против христ. восхваления страдания, осуждал феод, уклад жизни, высказывал характерные для Возрождения мысли об активной роли человека в мире и о возможности творч. формирования истории. Был поклонником му­зыки и поэзии.

Из работ Г. сохранилось лишь неск. фрагментов, приведенных Каллимахом в соч. «Жизнь и облик Гже-гожа из Санока» (Callimachus, Vita et mores Grego-


rii Sanocei, 1476, изд. 1835), три политич. речи, неск. стихотворений и писем на лат. яз.

Лит.: История Польши, т. 1 > 2 изд., 1956, с. 138; W i s z-
niewski M., Historya literatury polskiej, t. 3, Kr., 184!,
Seredynski W., Grzegorz z Sanoka, «Przegla_d Polski»,
1867; S i n k о [Т.], De Gregorii Sanocei studiis humarjioribus
«Eos», Lw., 1900, v. 6; e г о ж e, Spur о Grzegorza z Sanoka,
Lw„ 1909; Nowicki A., Grzegorz z Sanoka. 1406—1477,
Warsz., 1958. А. Новицкий. Польша.

ГИВЕШ (HybeS), Йосеф (29 янв. 1850 — 19 июля 1921) — один из первых чеш. социалистов. С 9 лет работал на текст, фабриках. С 1867 участвовал в работе социалистич. кружков. В 1876 избран в ЦК австр. с.-д-тии. Был сотрудником и редактором пе­чатных органов «Freiheit», «Delnicke Listy», «Zukunft» и др. В нач. 80-х гг., в период т. н. раскола, присо­единился к радикальному крылу социал-демократич. партии. С 1884 работал в Моравии. Г. был инициато­ром съезда социал-демократов в Брно в 1887, для к-рого подготовил программу. В 1889 участвовал как представитель чеш. с.-д-тии в Учредит, съезде 2-го Интернационала. В 1919 был избран депутатом Нац. собрания Чехословацкой Республики, а через год — сенатором. В это время Г. обращается ко всей с.-д-тии с призывом присоединиться к марксистскому левому крылу — зародышу будущей коммунистич. партии — и разоблачает предательство правых социал-демократов. Статьи и заметки Г. указывают на высо­кий уровень понимания ям марксизма.

Соч.: Ktizova cesta socialismu, [sv. 1—3], 2 vyd., Brno, 1919—20; Vybor z ulanku z projeva, [Praha], 1956.

Лит.: Vesely J., Josef Hybes pmkopnik socialismu,
Prana, 1951. 11. Дубский. Чехословакия.

ГЙДДИНГС (Giddings), Франклин Генри (23 марта 1855 — 11 июня 1931) — амер. бурж. социолог-идеа­лист. С 1893 — проф. Колумбийского ун-та. От биоло-гич. эволюц. школы в социологии Г. перешел к т. н. психологич. направлению (см. Психологическая школа в социологии). Центр, понятие социологии Г.— «родовое сознание», вырабатываемое в процессе взаимодействия людей, их соперничества и подража­ния, к-рое, по Г., составляет фундамент обществ, бытия. Пропаганда Г. индуктивного и статистич. метода в социологии была подчинена его идеалистич. пониманию общества. Восхвалял конкуренцию, вой­ны, считал высший слой результатом выживания «более приспособленных» («протократии», т. е. элиты), подчеркивал определяющее значение социального принуждения. Активно боролся против социалистич. и демократич. идей, выступал за империалистич. развитие США по образцу колониальной державы — Великобритании.

С оч.: The principles of sociology, N. Y.—L., 1926; Studies in the theory ot human society, N. Y., 1922; The scientific study of human society, Chapel Hill. 1924; Основания социологии, пер. с англ., Киев—Харьков, 1898.

Лит.: Ковалевский М. [М.], Современные социо­логи, СПБ, 1905; Хвостов В. М., Социология, ч. 1 — Введение. Исторический очерк учений об обществе, М., 1917.

Б. Выховский. Москва. ГЙЗЕЛЬ, Иннокентий (1600—83) — укр. мысли­тель и церк. деятель. Ректор и проф. философии Киев­ской Братской (Могилянской) коллегии (1645—50), архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1656), в типографии к-рой печатал, в частности, труды Ба-рановича.

Поддерживая политику Богдана Хмельницкого, Г. приложил много усилий для укрепления политич. и культурных связей Украины с Россией. Защите нац. и религ. независимости Украины посвящены две его антиуниатские работы — «Старая вера» (1668) и «О истинной вере» (произведение не сохранилось). Хотя в целом Г. был сторонником и выразите­лем христ. морали, в его книге «Мир с Богом че­ловеку» (1669) содержатся элементы гуманизма. Г. приписывается одна из первых крупных работ по отечеств, истории «Синопсис, или Краткое собра­ние от различных летописцев о начале славяно-рос-


368 ГИЗО — ГИЛЬОМ


сийского народа...» (1674), посвящ. доказательству единства происхождения рус. и укр. народов и обоснованию необходимости совместной борьбы против агрессии султанской Турции. «Синопсис* выдержал множество изд. (главные — 1678, 1680, 1718, 1810). В 1645—47 Г. читал филос. курс. Его сочинение «Курс общей философии» («Opus totius philosophiae», руко­пись не опубликована, хранится в Гос. публичной б-ке АН УССР) является изложением основ аристотелев­ской философии с элементами христианской теологии.

Лит.: С у м ц о в Н. Ф., Иннокентий Гизель, «Киевская
старина», 1884, т. 10. В. Евдокименко. Киев.

ГИЗО (Guizot), Франсуа Пьер Гийом (4 окт. 1787 — 12 сент. 1874) — франц. бурж. историк и реакц. гос. деятель. Самые значит, рабо­ты Г. — «Опыты по исто­рии Франции» («Essais sur J'Histoire de France...»,1823— 1824), «История английской революции» («Histoire de la Revolution d'Angleterre...», v. 1—6, 1854—56; рус. пер., т. 1 — 3, 1859 —60). В них Г. порывал с традициями роман­тической и беллетристич. историографии и под влия­нием учения Сен-Симона об историч. детерминизме и клас­совой борьбе обращал свое внимание на «общество, его состав, образ жизни отдельных лиц, в зависимости от их социального положения, отношение различных классов» («Essais...», ed. 1860, p. 74). Г. видел основу гражданского общества в столкновении классовых интересов, причину этих столкновений — в по­земельных отношениях, а в более поздних ра­ботах — в имуществ. отношениях вообще. Плеханов, подвергший в целом критике историч. концепцию Г., отмечал, что для Г. история Франции «является... историей борьбы различных слоев тогдашнего обще­ства», а история англ. революции — борьбой «бур­жуазии против аристократии» (см. Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 525). В работах 40-х гг. указы­вал на борьбу пролетариата против буржуазии, к-рой принадлежали его симпатии («Демократия во Фран­ции»—«De ia Democratie en France», 1849). К Г. прежде всего относятся слова Маркса: «Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов...» (МарксК. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 63). Однако как бурж. идео­лог, Г. не смог распознать сущность классов и клас­совой борьбы, корней имуществ. отношений, а про­исхождение собственности связывал гл. обр. с завое­ванием. В последующих соч. Г. исходил в объясне­нии общества из «человеческой природы», роли идей, враждебно относился к классовой борьбе проле­тариата и всячески затушевывал классовую природу бурж. гос-ва.

Соч.: Histoire de la civilisation en Europe..., P., 1882. Соч. в рус. пер. —История цивилизации во Франции, т. 1—4, М., 1877—81.

Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции, в кн.: Маркс К. иЭнгельсФ., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же; его же, Гражданская война во Франции, там же; МарксК. и Энгельс Ф., [Рецензия], Гизо. «Почему удалась английская революция? Рассуждение об истории английской революции», Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; Герцен А. И., Письма из Франции и Италии, Соч., т. 5, М., 1955; его же, Былое и думы, ч. 5, там же, т. 10, М., 1956; Плеха­нов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956, гл. 2; его же, Первые фазы учения о классовой борьбе, там же, т. 2, М., 1956; История филэсофии, т. 3, [М.], 1943 (с. 421 — 423, 437 — 41); Алпатов М. А., Политические идеи фран­цузской буржуазной историографии XIX века, М. — Л., 1949; В а г d о п х A., Guizot, P., 1894; Keiser К., Guizot als Historikcr, Basel, 1925 (Diss.). Г. Зелъманова. Ленинград.


ГЙЛЛИН (Gillin), Джон Льюис (р. 12 окт. 1871)— амер. бурж. социолог. В 1912—43 — проф., а за­тем глава социологического отделения Висконсин-ского ун-та. В 1926 — президент Амер. социологич. об-ва. Проблемы обществ, жизни Г. рассматривает с идеалистич. позиций т. н. социальной психологии. По об­щим вопросам написал (вместе с Блэкмэром) кн. «Осно­вы социологии» («Outlines of sociology», 1915) и вместе с сыном, антропологом Дж. Л. Гиллином—кн. «Введе­ние в социологию» («An introduction to sociology», 1942, перераб. изд. 1948), в к-рой изучает место религии в развитии социальных орг-ций и жизни людей. Высту­пает за усиление эмпирич. и прикладного характера социологии. Г. призывает к тщат. исследованию са­мых мелких психо-социальных факторов. В этом он видит ключ к объяснению характеров и историч. деятельности различных народов, полностью игно­рируя теорию классовой борьбы. Спец. областью ис­следований Г. являются преступность и вопросы т. н. социальной патологии.

Соч.: History of poor relief legislation in Iowa, Iowa City, 1914; Poverty and dependency; tiieir relief and prevention, 3 ed., N. Y., [1937]; Criminology and penology, 3 ed., N. Y., 1945; Taming the criminal N. Y., 1931; Social pathology, Rev. ed., N. Y.—L., [1939]; Wisconsin prisoner, Madison, 1946.

В. Семенов. Москва.

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. 6'Ь] — вещество, материя и Сш/j — жизнь) — филос. учение об универсальной одушевленности материи, признающее, что материи свойственны способность к ощущению, восприятию и мышлению во всех ее частях. В истории философии Г. встречается у самых ее истоков — в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); к Г. близки Гераклит, Эмпедокл, стоики. Элементы Г. содержались в учении Аристотеля. В эпоху Воз­рождения Г. появился вновь в учениях птал. фило-софюв (Б. Телезио, Дж. Бруно). Спиноза рассматривал мышление как присущее всей природе свойство, как атрибут материи. Вслед за ним часть франц. материа­листов 18 в. (Дидро, Робине, Дешан) признавала все­общую одушевленность материи. Точку зрения, близ­кую к Г., защищал Геккель. Г. нередко служил фор­мой выражения материалистич. мировоззрения: гило­зоисты утверждали, что ощущение, сознание есть не­отъемлемое свойство материи, и отвергали идеалистич. представления о существовании нематериальной, ду­ховной субстанции. Диалектич. материализм исходит из того, что психическое есть свойство не всякой, а лишь высокоорганизованной материи. В фунда­менте же самого здания материи можно лишь пред­полагать существование способности, сходной с ощу­щением,— свойство отражения (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 34). См. Диалектический мате­риализм, _ Материя и лит. при этих статьях.

ГИЛЬОМ из К о н ш а (Г и л ь о м д е К о н ш; Guillaume de Conches), или Вильгельм Конхе-з и й (Guilelmus Conchesius) (р. в 80-х гг. 11 в.—ум. ок. 1154),— франц. философ, отразивший материалистич. тенденцию в ранней схоластике. Род. в Кошп (Нор­мандия), учился в Шартре и в Париже, где позднее руководил основанной им школой. В соч. «Философия мира» («Philosophia mundi») и диалоге «Драгматикон философии» («Dragmaticon philosophiae», другое на­звание: «Dialogue de substantiis physicis» —«Диалог о физических субстанциях») Г. подвергал критике орто­доксальную религ.-католич. философию. Понимая пер­вичные элементы мироздания как мельчайшие невос-принимаемые частицы, Г. возродил в средние века отд. мотивы антич. атомистики. Иоанн Солсберийский (Ioannis Saresberiensis Metalogicus, см. Migne, PL, t. 199, col. 832—33; 853—56) утверждал, что Г. объяв­лял себя последователем Демокрита и Эпикура, а Готье из Сен-Виктора — что Г. заменял религ. учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах (Gual-


ГИЛЬОМ—ГИЛЬФЕРДИНГ 369


teri de S. Victore Libri contra IV labyrinthos, Migne, PL, t. 199, col. 1170—72). В «Драгматиконе» призна­вал правильным утверждение эпикурейцев, что мир состоит из атомов, хотя здесь же утверждал, что веч­ность и несотворенность атомов — басня. Г. считал, что обще^ количество материи во Вселенной остается неизменным, и проводил идею детерминированности материальных процессов. Не довольствуясь простыми ссылками на авторитет писания и божье всемогуще­ство, Г. требовал при решении естеств.-науч. вопросов аргументации, основанной на логич. доводах. За свои филос. идеи, а также и нек-рые теологич. «еретич.» мнения Г. подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского, требовавшего пуб­личного осуждения Г. (см. В. Haureau, Singulari­ties historiques et litteraires, P., 1861, p. 260), Гстье из Сен-Виктора (в указ. выше соч.), Гильома из Сент-Тьерри, обвинявшего Г. в ереси и в том, что он сле­дует Абеляру (см. Guillelmi abbatis Epistola ad Ber-nardum de erroribus Guillelmi de Conchis, Migne, PL, t. 180, col. 333—40). Под влиянием этой травли Г. к концу жизни вынужден был отказаться от своих взглядов. Произведения Г. послужили прототипом и отчасти источником для позднейших средневековых популярных энциклопедий (напр., «Луцидариус»— «Lucidarius», переведенный в России в 16 в.), стре­мившихся дать ответ на всевозможные вопросы, ка­сающиеся бога, человека и природы.

Лит.: Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней го­
родской культуры во Франции, М., 1953, с. 241—43; F 1 a t-
teoH.i Die Philosophic des Wilhelm von Conches, Koblenz,
1929 (Diss.); Grabmann M., Handschriftliche Forschun-
gen und Mitteilungen zviro Schriftum des Wilhelm von Con­
ches, «Sitzungsber. Bayerischen Akad. Wiss., Philosophisch-
liistorische Abteilung», 1935, H. 10; Gregory Т., Animo
mundi. La filosofia di Guglielmo di Conches e la scuola di
Chartres, Firenze, [19551; Ley H., Studie zur Geschichte
des Materlalismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Указатель
имен)., В. Зубов. Москва.

ГИЛЬОМ из Сент-Амура (Гильом де Сент-Амур; Guillaume de Saint-Amour) (1202— 1272) — франц. философ и теолог. Род. в Сент-Амуре (Бургундия), был ректором Парижского ун-та, препо­давал теологию, философию и канонич. право. В памф­летах против нищенств. орденов, захвативших в сер. 13 в. преподавание в ун-те, Г., обличая монахов, к-рые ведут «праздную жизнь в тягость обществу», развивал идею о труде как обязанности человека: все должны «жить своим трудом», производить вещи без к-рых человеч. род не мог бы существовать; ис­полнять свои обществ, обязанности — лучше, чем молиться. Г. противопоставлял праздному аскетизму идеал активного, деятельного человека. По косвенным данным, Г. был связан со сторонниками аверроизма, возродившегося в Парижском ун-те в годы борьбы с нищенств. монахами. Подвергался ожесточ. травле со стороны реакц. сил во главе с Альбертом фон Болъштедтом, Фомой Аквинским и Бонаеентурой. По требованию папы Александра IV был изгнан из Парижа с запрещением преподавать. Гл. соч. Г. «Об опасностях новейших времен» («De periculis novissimo-rum temporum») было сожжено. Его сочинения были запрещены даже после издания их в 1632 в Париже.

Лит.: Котляревский С. А., Францисканский орден и римская курия в XIII XIV веках, М., 1901; Фор-тин с к и й Ф. Я., Борьба Парижского университета с ни­щенствующими монахами в половине XIII в., «Ж. Мин-ва на­родного просвещения», 1892, ч. 283, сснт. С. Стам. Саратов.

ГИЛЬОМ из Шампо (Гильом де Шан-по; Guillaume de Chanipeaux) (р. ок. 1068—ум. 1121) — франц. философ и богослов, епископ шалонский (с 1113), наиболее крайний представитель реализма — реакц. идеалистич. направления в ранней схоласти­ке, основатель сен-викторекой школы. Друг Бернара Клервоского и противник Абеляра, по соч. к-рого «Ис­тория моих бедствий» (см. рус. пер. 1959) можно судить о взглядах Г. (произведения к-рого не сохранились).


Учение Г. утверждало абс. реальность универсалий как субстанции, полностью пребывающей во всех индивидах данного рода, к-рые различаются только по своим акциденциям. После возражений Абеляра, обвинявшего Г. в том, что его учение неизбежно ведет к пантеистич. выводам, Г. был вынужден, оста­ваясь на идеалистич. позициях, внести поправку в свою теорию и выработал учение о неразличимости (или «безразличии» — индиференции). «И это свое учение,— передавал Абеляр,— он исправил таким образом, что, наконец, сказал: одна вещь является тождественной [с другой] не по сущности, а в силу безразличия» («История моих бедствий», М., 1959, с. 14). Т. о., Г. считал, что общее присутствует в рав­ной мере, одинаково (и в этом смысле — неразличимо) в каждом из индивидов данного рода.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской философии, М., 1957, с. 35—36; Сидо­рова Н. А., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953 (см. Указатель имен); История фило­софии, т. 1, М., 1940, с. 426-27, 430; В и н д е л ь б а н д [В.], История древней философии, пер. [с нем.]. СПБ, 1893 (см. Ука­затель); М е с h a u d E., Guillaume de Champeau et les ecoles de Paris au 12-eme siecle, P., 1868; V b e r w e g F. Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, 11 Aufl., В., 1928.

Я. Галанза. Москва.

ГИЛЬФЕРДИНГ (Hilferding), Рудольф (10 авг. 1877 — Юфевр. 1941) — один из лидеров герм, с.-д-тии и 2-го Интернационала, теоретик австромаркси-зма, перешедший на позиции социал-реформизма. В 1906—15 Г. — редактор центр, органа герм, с.-д-тии «Vorwarts», занимал центристскую, каутскианскую позицию, отстаивая единство с социал-шовинистами. После Октябрьской революции Г.— враг Сов. власти, пролетарской диктатуры. Прикрываясь левыми фразами, содействовал удушению революц. дви­жения в Германии. Являясь фактич. лидером герм, «независимой с.-д. партии» и редактором ее центр, органа «Freiheit» (1918—22), Г. поддерживал так­тику соглашения с шейдемановцами. После объеди­нения в 1922 «независимых» с партией шейдеманов-цев Г. дважды был мин. финансов в коалиц. бурж. пр-вах. В 1933 эмигрировал во Францию.

В своих теоретич. работах Г. выступал гл. обр. как экономист. В работе «Бём-Баверк, как критик Маркса» («Bchm-Bawerks Marx — Kritik», в кн.: Магх-Studien, Bd 1, 1904, рус. пер. 1920, 1923) Г. критико­вал бурж. экономистов, пытавшихся опровергнуть систему Маркса, однако он «защищал» Маркса как неокантианец, нередко подменяя материалистич. диалектику кантианством и махизмом.

Наиболее крупное произв. Г. — «Финансовый ка­питал» («Das Finanzkapital», 1910, рус. пер. 1912, 1925 и 1959). Ленин, характеризуя эту работу как ценный теоретич. анализ «новейшей фазы в раз­витии капитализма», одновременно подчеркнул свой­ственную Г. «известную склонность к примирению марксизма с оппортунизмом» (Соч., 4 изд., т. 22, с. 183). Развитая Г. теория фин. капитала как господ­ства банков над пром-стыо содержит ряд извращений в понимании сущности империализма. Г. не рассмат­ривал монополистич. характер совр. капитализма как осн. особенность империализма, выделяя изме­нившуюся роль ден. капитала. Его теория денег является разновидностью бурж. номиналистич. тео­рии денег. Рассматривая теорию кредита, Г. ревизовал открытый Марксом закон тенденции нормы прибыли к понижению. Игнорируя раздел мира, значение па­разитизма и загнивания капитализма в период импе­риализма, Г. оппортунистически пытался смягчить остроту и глубину капиталистич. противоречий. Он извратил марксистскую теорию кризисов и выдвинул положение о том, что кризисы постепенно смягчаются.

После 1-й мировой войны Г. стал апологетом теории т. н. «организованного капитализма» и «хозяйствен-


370 ГИЛЯРОВ — ГИПАТИЯ


ной» демократии. Он писал о росте «мирных» тенденций
в политике империалистам, гос-в. Г. абсолютно без­
основательно считал, что империалистам, война уничто­
жила возможность дальнейших войн и создала одно­
временно внутр. условия, устраняющие опасность ре­
волюции; что концентрация и централизация капита­
ла, рост трестов и картелей приводят к устранению
конкуренции, анархии произ-ва, кризисов; что «орга­
низованный капитализм» означает переход капитали­
стов к социалистич.принципу планового произ-ва. По­
этому задачу Г. видел в том, чтобы с помощью сознат.
обществ, регулирования преобразовать капиталистич.
х-во в х-во, руководимое «демократическим госу­
дарством», к-рое Г., игнорируя классовую природу
гос-ва, изображал как орган осуществления социа­
лизма. Для этого, по Г., нужно только завоевать
путем пропаганды большинство и прибегать к коа-
лиц. политике с буржуазией. «Теории» Г. оправдывали
«деловое сотрудничество» с буржуазией и способство­
вали наступлению монополистич. капитала на рабочий
класс. Оппортунистич. теория «организованного капи­
тализма» Г. была подхвачена ревизионистами 2-го
Интернационала, троцкистами, бухаринцами и др.
Ленин подверг «теории» Г. уничтожающей критике.
Люди типа Г. осуществляют «влияние буржуазии на
пролетариат извнутри рабочего движения,
пзвнутри социалистических партий...»

(Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 31, с. 256).

Лит.: Ленин ь. И., империализм, как высшая стадия
капитализма, Соч., 4 изд., т. 22 (Предисловие к франц. и нем.
изданиям и главы t, 3, 8 и 9); е г о же, Третий Интернационал
и его место в истории, там же, т. 29; его же, Герои бернского
Интернационала, там же; его же, Как буржуазия использует
ренегатов, там же, т. 30; его же, Тетради по империализму,
[М. ], 1939. А. Мысливченко. Москва.

ГИЛЯРОВ, Алексей Никитич (1856—1938) — рус. философ-идеалист. Сын Гилярова-Платонова. Приват-доцент Моск. ун-та (до 1887), затем — проф. Киев­ского ун-та. С 1922— акад. Укр. АН.

В работах «Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судь­бе философии» (1887), «Значение философии» (1888), «Что такое философия и что она может и чего не может дать» (1899), «Что нужно читать, чтобы заниматься философией?» (1902), «Философия в ее существе, значении и истории» (т. 1, 1916,2 изд., ч. 1—2, 1918— 1919) Г. отстаивал мнение, согласно к-рому филосо­фия не является наукой, а представляет собой своеоб­разную деятельность, существующую наряду с наукой, поэзией, религией и тесно с ними связанную. Ее за­дача — примирение «двух вечно враждующих в нашей жизни начал — истины ума и истины сердца». Их синтез Г. назвал «эстетич. состоянием» или красотой. Врем, характер этого синтеза обусловливает все перемены в философии. Системой, близкой к иде­альному типу философии, Г. считал платонизм. Попыткой возрождения платонизма являются также работы Г.: «Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции» (1888), «Источники о софистах. Платон как исторический свидетель», «Учение Сократа» (рукопись). Г. принадлежит ряд обзоров по зарубежной филос. лит-ре: «Обзор трудов по истории греческой философии (за 1892—96 гг.)» (1896), «Обзор философской лит-ры за последние годы» (1898) за то же время, «Новейшие попытки философ­ского синтеза на научной почве» (1901).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...