Ведическая религия-reды 235 35 глава
Г. строит абстрактную схему историч. развития филос. сознания вне связи с социальной историей, различая три периода: анимизм, платонизм и позитивизм («Человеческая мысль» — «Der menschliche Gedanke», 1911, S. 118). Он ошибочно полагал, что лишь с позитивизма начинается новая эпоха в философии — исследование фактов. Этич. взгляды Г. тесно связаны с религией, к-рая, по его мнению, является первонач. основой этики и духовной культуры («Философия религии» — «Religionsphilosophie», 1901, S. 290 —298). Филос. труды Г. были известны также и за пределами Дании, особенно в Германии и России. Соч.: Psykologi i omrids paa Grundlag ot Erfaring, 6 Udg., Gyldenhavn, 1911; Der Relationsbegriff, Lpz., 1922; Erkenntnis-theorie und Lebensauffassung, Lpz., 1926; Соч.в рус. пер.: История новейшей философии, СПБ, 1909; О принципах этики, Одесса, 1898; Психологическая основа логических суждений. М., 1908; Философия религии, 2 изд., СПБ, 1912; Философские проблемы, М., 1905. Лит.: Hansen [N.] V., Harald Hoffding som Religions-filosof og to andre Karakteristiker, Kobenhavn, 1923. Д. Арзаканъян. Москва. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt — образ, структура, целостная форма)—одно из направлений идеалистич. психологии, возникшее в Германии в 1-й четверти 20 в. и выдвинувшее в качестве осн. объясняющего принципа психологии целостное объединение элементов психич. жизни, несводимое к сумме составляющих,— «гештальт». Филос. основой Г. послужили феноменология Гуссерля, махизм, а также т. п. «философия формы», получившая свое развитие в конце 20-х гг. в работах Г. Фридмана о «морфологическом идеализме». Теория Г. тесно связана также с идеалистич. трактовкой эстетики изобразит, иск-ва (А. Гильдебранд). Подобно другим развившимся в то время направлениям психологии (вюрцбургской школе мышления, лейпцигской школе целостной психологии, бихевиоризму), возникновение Г. явилось реакцией на ассоцианизм (см. Ассоциативная психология) и в какой-то мере на «физиологическую» психологию и способствовало усилению наметившейся тогда дезинтеграции бурж. психологии (начало т. н. кризиса психологии). Приобретавшая все большее распространение идея целостности реализовалась в Г. как целостность динамич. ситуации и ее формальной структуры. Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в 1890 при исследовании им зрит, восприятий. Распространив его впоследствии на др. виды восприятий, Эренфельс вкладывал в него след. содержание: если дается нек-рая последовательность, допустим, слуховых раздражений (тонов), то они воспринимаются не просто как множественность не связанных друг с другом звуков, а как мелодия, представляющая собой определ. структуру, «гештальт» этих звуков. По мнению Эренфельса, специфичность гештальта выражается прежде всего тем, что ему присуще свойство переноса: мелодия остается при переводе из одной тональности в другую, гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения и окраски последнего и т. д. Однако сам Эренфельс не развил теории Г.; начало ее обычно связывают с появлением работы Вертхеймера (1912), в к-рой уже прямо ставилось под сомнение наличие отд. элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого и в особенности в 20-х гг. складывается т. н. берлинская школа Г., представители к-рой Кёлер, Вертхеймер, Коффка, Левин провели, ряд плодотворных экспериментальных исследований восприятия. Г. оказала значительное влияние на др. науки, в частности на структурную лингвистику.
Берлинская школа Г. просуществовала до 30-х гг., когда значит, часть ее представителей эмигрировала пз Германии. Эволюция Г. пошла по пути расширения понятия «гештальт», его универсализации и выхода не только за пределы восприятия [в область мышления
ГЖЕГОЖ —ГИЗБЛЬ 367 и памяти — Коффка, Кёлер, Вертхеймер, Дункер (т. н. «продуктивное мышление»)], чувств и потребностей (Левин), психологии развития (Коффка), психофизиологии, проблемы (Кёлер), но и за пределы собственно психологии — в область теоретич. физики и физиологии (Кёлер) и даже экономия, отношений (Вертхеймер). Наряду с этим понятие «ге-штальт» под влиянием развития теории обучения претерпевает определ. изменения в плане слияния его с понятием динамизма, согласно к-рому течение психо-физич. процессов определяется внутренне замкнутыми отношениями (Кёлер, Левин). Как осн. положение об изначальности гештальта, так и др. теоретич. положения Г. были подвергнуты резкой критике мн. психологами и физиологами, напр. И. Павловым, Л. Выготским. В наст, время, несмотря на значит. снижение роли Г., ряд зарубежных психологов стремится использовать ее положение при установлении общих закономерностей восприятия и мышления. Так, напр., А. Мишотт установил, что понятие физич. причинности, по крайней мере в ее механич. форме, феноменалистически наличествует в самом акте восприятия и допускает истолкование в понятиях Г. Школа «генетической эпистемологии» (Ж. Пиаже) стремится использовать результаты работ Г. для обоснования «операциональных» и «формальных» структур мышления. При этом понятия Г. подвергаются существ, переработке. Лит.: Келер В., Исследование интеллекта человекопо
ГЖЁГОЖ из Санока (Grzegorz z Sanoka) (p. ок. 1406 — ум. 29 янв. 1477) — польский гуманист раннего Возрождения. Учился в Краковском ун-те, где получил степени бакалавра (1433) и магистра (1439); львовский архиепископ (1451—77). Выступал за укрепление королевской власти, против крупного землевладения магнатов и политики римских пап. Защищал интересы городов и мелкой шляхты. В 1470 в резиденции Г. под Львовом возник один из первых кружков польских гуманистов, в к-ром участвовал бежавший от преследований папы итал. гуманист Филипп /Талли-иах Буонакорси. Выдвигая в качестве осн. наук физику и этику, Г. считал необходимым сделать их независимыми от авторитета теологии. Схоластику Г. наз. «бредом наяву». Высоко оценивал физику Эпикура, указывая, что религия основана на иррациональной набожности, требовал критич. отношения к легендам и преданиям, призывал к самостоят., основанному на опыте мышлению. В то же время Г. считал религию наиболее действ, орудием управления народом (ad regendum vulgus). Г. восставал против христ. восхваления страдания, осуждал феод, уклад жизни, высказывал характерные для Возрождения мысли об активной роли человека в мире и о возможности творч. формирования истории. Был поклонником музыки и поэзии. Из работ Г. сохранилось лишь неск. фрагментов, приведенных Каллимахом в соч. «Жизнь и облик Гже-гожа из Санока» (Callimachus, Vita et mores Grego- rii Sanocei, 1476, изд. 1835), три политич. речи, неск. стихотворений и писем на лат. яз. Лит.: История Польши, т. 1 > 2 изд., 1956, с. 138; W i s z- ГИВЕШ (HybeS), Йосеф (29 янв. 1850 — 19 июля 1921) — один из первых чеш. социалистов. С 9 лет работал на текст, фабриках. С 1867 участвовал в работе социалистич. кружков. В 1876 избран в ЦК австр. с.-д-тии. Был сотрудником и редактором печатных органов «Freiheit», «Delnicke Listy», «Zukunft» и др. В нач. 80-х гг., в период т. н. раскола, присоединился к радикальному крылу социал-демократич. партии. С 1884 работал в Моравии. Г. был инициатором съезда социал-демократов в Брно в 1887, для к-рого подготовил программу. В 1889 участвовал как представитель чеш. с.-д-тии в Учредит, съезде 2-го Интернационала. В 1919 был избран депутатом Нац. собрания Чехословацкой Республики, а через год — сенатором. В это время Г. обращается ко всей с.-д-тии с призывом присоединиться к марксистскому левому крылу — зародышу будущей коммунистич. партии — и разоблачает предательство правых социал-демократов. Статьи и заметки Г. указывают на высокий уровень понимания ям марксизма.
Соч.: Ktizova cesta socialismu, [sv. 1—3], 2 vyd., Brno, 1919—20; Vybor z ulanku z projeva, [Praha], 1956. Лит.: Vesely J., Josef Hybes pmkopnik socialismu, ГЙДДИНГС (Giddings), Франклин Генри (23 марта 1855 — 11 июня 1931) — амер. бурж. социолог-идеалист. С 1893 — проф. Колумбийского ун-та. От биоло-гич. эволюц. школы в социологии Г. перешел к т. н. психологич. направлению (см. Психологическая школа в социологии). Центр, понятие социологии Г.— «родовое сознание», вырабатываемое в процессе взаимодействия людей, их соперничества и подражания, к-рое, по Г., составляет фундамент обществ, бытия. Пропаганда Г. индуктивного и статистич. метода в социологии была подчинена его идеалистич. пониманию общества. Восхвалял конкуренцию, войны, считал высший слой результатом выживания «более приспособленных» («протократии», т. е. элиты), подчеркивал определяющее значение социального принуждения. Активно боролся против социалистич. и демократич. идей, выступал за империалистич. развитие США по образцу колониальной державы — Великобритании. С оч.: The principles of sociology, N. Y.—L., 1926; Studies in the theory ot human society, N. Y., 1922; The scientific study of human society, Chapel Hill. 1924; Основания социологии, пер. с англ., Киев—Харьков, 1898. Лит.: Ковалевский М. [М.], Современные социологи, СПБ, 1905; Хвостов В. М., Социология, ч. 1 — Введение. Исторический очерк учений об обществе, М., 1917. Б. Выховский. Москва. ГЙЗЕЛЬ, Иннокентий (1600—83) — укр. мыслитель и церк. деятель. Ректор и проф. философии Киевской Братской (Могилянской) коллегии (1645—50), архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1656), в типографии к-рой печатал, в частности, труды Ба-рановича. Поддерживая политику Богдана Хмельницкого, Г. приложил много усилий для укрепления политич. и культурных связей Украины с Россией. Защите нац. и религ. независимости Украины посвящены две его антиуниатские работы — «Старая вера» (1668) и «О истинной вере» (произведение не сохранилось). Хотя в целом Г. был сторонником и выразителем христ. морали, в его книге «Мир с Богом человеку» (1669) содержатся элементы гуманизма. Г. приписывается одна из первых крупных работ по отечеств, истории «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славяно-рос-
368 ГИЗО — ГИЛЬОМ сийского народа...» (1674), посвящ. доказательству единства происхождения рус. и укр. народов и обоснованию необходимости совместной борьбы против агрессии султанской Турции. «Синопсис* выдержал множество изд. (главные — 1678, 1680, 1718, 1810). В 1645—47 Г. читал филос. курс. Его сочинение «Курс общей философии» («Opus totius philosophiae», рукопись не опубликована, хранится в Гос. публичной б-ке АН УССР) является изложением основ аристотелевской философии с элементами христианской теологии. Лит.: С у м ц о в Н. Ф., Иннокентий Гизель, «Киевская ГИЗО (Guizot), Франсуа Пьер Гийом (4 окт. 1787 — 12 сент. 1874) — франц. бурж. историк и реакц. гос. деятель. Самые значит, работы Г. — «Опыты по истории Франции» («Essais sur J'Histoire de France...»,1823— 1824), «История английской революции» («Histoire de la Revolution d'Angleterre...», v. 1—6, 1854—56; рус. пер., т. 1 — 3, 1859 —60). В них Г. порывал с традициями романтической и беллетристич. историографии и под влиянием учения Сен-Симона об историч. детерминизме и классовой борьбе обращал свое внимание на «общество, его состав, образ жизни отдельных лиц, в зависимости от их социального положения, отношение различных классов» («Essais...», ed. 1860, p. 74). Г. видел основу гражданского общества в столкновении классовых интересов, причину этих столкновений — в поземельных отношениях, а в более поздних работах — в имуществ. отношениях вообще. Плеханов, подвергший в целом критике историч. концепцию Г., отмечал, что для Г. история Франции «является... историей борьбы различных слоев тогдашнего общества», а история англ. революции — борьбой «буржуазии против аристократии» (см. Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 525). В работах 40-х гг. указывал на борьбу пролетариата против буржуазии, к-рой принадлежали его симпатии («Демократия во Франции»—«De ia Democratie en France», 1849). К Г. прежде всего относятся слова Маркса: «Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов...» (МарксК. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 63). Однако как бурж. идеолог, Г. не смог распознать сущность классов и классовой борьбы, корней имуществ. отношений, а происхождение собственности связывал гл. обр. с завоеванием. В последующих соч. Г. исходил в объяснении общества из «человеческой природы», роли идей, враждебно относился к классовой борьбе пролетариата и всячески затушевывал классовую природу бурж. гос-ва. Соч.: Histoire de la civilisation en Europe..., P., 1882. Соч. в рус. пер. —История цивилизации во Франции, т. 1—4, М., 1877—81. Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции, в кн.: Маркс К. иЭнгельсФ., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же; его же, Гражданская война во Франции, там же; МарксК. и Энгельс Ф., [Рецензия], Гизо. «Почему удалась английская революция? Рассуждение об истории английской революции», Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; Герцен А. И., Письма из Франции и Италии, Соч., т. 5, М., 1955; его же, Былое и думы, ч. 5, там же, т. 10, М., 1956; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956, гл. 2; его же, Первые фазы учения о классовой борьбе, там же, т. 2, М., 1956; История филэсофии, т. 3, [М.], 1943 (с. 421 — 423, 437 — 41); Алпатов М. А., Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века, М. — Л., 1949; В а г d о п х A., Guizot, P., 1894; Keiser К., Guizot als Historikcr, Basel, 1925 (Diss.). Г. Зелъманова. Ленинград. ГЙЛЛИН (Gillin), Джон Льюис (р. 12 окт. 1871)— амер. бурж. социолог. В 1912—43 — проф., а затем глава социологического отделения Висконсин-ского ун-та. В 1926 — президент Амер. социологич. об-ва. Проблемы обществ, жизни Г. рассматривает с идеалистич. позиций т. н. социальной психологии. По общим вопросам написал (вместе с Блэкмэром) кн. «Основы социологии» («Outlines of sociology», 1915) и вместе с сыном, антропологом Дж. Л. Гиллином—кн. «Введение в социологию» («An introduction to sociology», 1942, перераб. изд. 1948), в к-рой изучает место религии в развитии социальных орг-ций и жизни людей. Выступает за усиление эмпирич. и прикладного характера социологии. Г. призывает к тщат. исследованию самых мелких психо-социальных факторов. В этом он видит ключ к объяснению характеров и историч. деятельности различных народов, полностью игнорируя теорию классовой борьбы. Спец. областью исследований Г. являются преступность и вопросы т. н. социальной патологии. Соч.: History of poor relief legislation in Iowa, Iowa City, 1914; Poverty and dependency; tiieir relief and prevention, 3 ed., N. Y., [1937]; Criminology and penology, 3 ed., N. Y., 1945; Taming the criminal N. Y., 1931; Social pathology, Rev. ed., N. Y.—L., [1939]; Wisconsin prisoner, Madison, 1946. В. Семенов. Москва. ГИЛОЗОИЗМ (от греч. 6'Ь] — вещество, материя и Сш/j — жизнь) — филос. учение об универсальной одушевленности материи, признающее, что материи свойственны способность к ощущению, восприятию и мышлению во всех ее частях. В истории философии Г. встречается у самых ее истоков — в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); к Г. близки Гераклит, Эмпедокл, стоики. Элементы Г. содержались в учении Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. появился вновь в учениях птал. фило-софюв (Б. Телезио, Дж. Бруно). Спиноза рассматривал мышление как присущее всей природе свойство, как атрибут материи. Вслед за ним часть франц. материалистов 18 в. (Дидро, Робине, Дешан) признавала всеобщую одушевленность материи. Точку зрения, близкую к Г., защищал Геккель. Г. нередко служил формой выражения материалистич. мировоззрения: гилозоисты утверждали, что ощущение, сознание есть неотъемлемое свойство материи, и отвергали идеалистич. представления о существовании нематериальной, духовной субстанции. Диалектич. материализм исходит из того, что психическое есть свойство не всякой, а лишь высокоорганизованной материи. В фундаменте же самого здания материи можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением,— свойство отражения (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 34). См. Диалектический материализм, _ Материя и лит. при этих статьях. ГИЛЬОМ из К о н ш а (Г и л ь о м д е К о н ш; Guillaume de Conches), или Вильгельм Конхе-з и й (Guilelmus Conchesius) (р. в 80-х гг. 11 в.—ум. ок. 1154),— франц. философ, отразивший материалистич. тенденцию в ранней схоластике. Род. в Кошп (Нормандия), учился в Шартре и в Париже, где позднее руководил основанной им школой. В соч. «Философия мира» («Philosophia mundi») и диалоге «Драгматикон философии» («Dragmaticon philosophiae», другое название: «Dialogue de substantiis physicis» —«Диалог о физических субстанциях») Г. подвергал критике ортодоксальную религ.-католич. философию. Понимая первичные элементы мироздания как мельчайшие невос-принимаемые частицы, Г. возродил в средние века отд. мотивы антич. атомистики. Иоанн Солсберийский (Ioannis Saresberiensis Metalogicus, см. Migne, PL, t. 199, col. 832—33; 853—56) утверждал, что Г. объявлял себя последователем Демокрита и Эпикура, а Готье из Сен-Виктора — что Г. заменял религ. учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах (Gual- ГИЛЬОМ—ГИЛЬФЕРДИНГ 369 teri de S. Victore Libri contra IV labyrinthos, Migne, PL, t. 199, col. 1170—72). В «Драгматиконе» признавал правильным утверждение эпикурейцев, что мир состоит из атомов, хотя здесь же утверждал, что вечность и несотворенность атомов — басня. Г. считал, что обще^ количество материи во Вселенной остается неизменным, и проводил идею детерминированности материальных процессов. Не довольствуясь простыми ссылками на авторитет писания и божье всемогущество, Г. требовал при решении естеств.-науч. вопросов аргументации, основанной на логич. доводах. За свои филос. идеи, а также и нек-рые теологич. «еретич.» мнения Г. подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского, требовавшего публичного осуждения Г. (см. В. Haureau, Singularities historiques et litteraires, P., 1861, p. 260), Гстье из Сен-Виктора (в указ. выше соч.), Гильома из Сент-Тьерри, обвинявшего Г. в ереси и в том, что он следует Абеляру (см. Guillelmi abbatis Epistola ad Ber-nardum de erroribus Guillelmi de Conchis, Migne, PL, t. 180, col. 333—40). Под влиянием этой травли Г. к концу жизни вынужден был отказаться от своих взглядов. Произведения Г. послужили прототипом и отчасти источником для позднейших средневековых популярных энциклопедий (напр., «Луцидариус»— «Lucidarius», переведенный в России в 16 в.), стремившихся дать ответ на всевозможные вопросы, касающиеся бога, человека и природы. Лит.: Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней го ГИЛЬОМ из Сент-Амура (Гильом де Сент-Амур; Guillaume de Saint-Amour) (1202— 1272) — франц. философ и теолог. Род. в Сент-Амуре (Бургундия), был ректором Парижского ун-та, преподавал теологию, философию и канонич. право. В памфлетах против нищенств. орденов, захвативших в сер. 13 в. преподавание в ун-те, Г., обличая монахов, к-рые ведут «праздную жизнь в тягость обществу», развивал идею о труде как обязанности человека: все должны «жить своим трудом», производить вещи без к-рых человеч. род не мог бы существовать; исполнять свои обществ, обязанности — лучше, чем молиться. Г. противопоставлял праздному аскетизму идеал активного, деятельного человека. По косвенным данным, Г. был связан со сторонниками аверроизма, возродившегося в Парижском ун-те в годы борьбы с нищенств. монахами. Подвергался ожесточ. травле со стороны реакц. сил во главе с Альбертом фон Болъштедтом, Фомой Аквинским и Бонаеентурой. По требованию папы Александра IV был изгнан из Парижа с запрещением преподавать. Гл. соч. Г. «Об опасностях новейших времен» («De periculis novissimo-rum temporum») было сожжено. Его сочинения были запрещены даже после издания их в 1632 в Париже. Лит.: Котляревский С. А., Францисканский орден и римская курия в XIII XIV веках, М., 1901; Фор-тин с к и й Ф. Я., Борьба Парижского университета с нищенствующими монахами в половине XIII в., «Ж. Мин-ва народного просвещения», 1892, ч. 283, сснт. С. Стам. Саратов. ГИЛЬОМ из Шампо (Гильом де Шан-по; Guillaume de Chanipeaux) (р. ок. 1068—ум. 1121) — франц. философ и богослов, епископ шалонский (с 1113), наиболее крайний представитель реализма — реакц. идеалистич. направления в ранней схоластике, основатель сен-викторекой школы. Друг Бернара Клервоского и противник Абеляра, по соч. к-рого «История моих бедствий» (см. рус. пер. 1959) можно судить о взглядах Г. (произведения к-рого не сохранились). Учение Г. утверждало абс. реальность универсалий как субстанции, полностью пребывающей во всех индивидах данного рода, к-рые различаются только по своим акциденциям. После возражений Абеляра, обвинявшего Г. в том, что его учение неизбежно ведет к пантеистич. выводам, Г. был вынужден, оставаясь на идеалистич. позициях, внести поправку в свою теорию и выработал учение о неразличимости (или «безразличии» — индиференции). «И это свое учение,— передавал Абеляр,— он исправил таким образом, что, наконец, сказал: одна вещь является тождественной [с другой] не по сущности, а в силу безразличия» («История моих бедствий», М., 1959, с. 14). Т. о., Г. считал, что общее присутствует в равной мере, одинаково (и в этом смысле — неразличимо) в каждом из индивидов данного рода. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской философии, М., 1957, с. 35—36; Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1940, с. 426-27, 430; В и н д е л ь б а н д [В.], История древней философии, пер. [с нем.]. СПБ, 1893 (см. Указатель); М е с h a u d E., Guillaume de Champeau et les ecoles de Paris au 12-eme siecle, P., 1868; V b e r w e g F. Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, 11 Aufl., В., 1928. Я. Галанза. Москва. ГИЛЬФЕРДИНГ (Hilferding), Рудольф (10 авг. 1877 — Юфевр. 1941) — один из лидеров герм, с.-д-тии и 2-го Интернационала, теоретик австромаркси-зма, перешедший на позиции социал-реформизма. В 1906—15 Г. — редактор центр, органа герм, с.-д-тии «Vorwarts», занимал центристскую, каутскианскую позицию, отстаивая единство с социал-шовинистами. После Октябрьской революции Г.— враг Сов. власти, пролетарской диктатуры. Прикрываясь левыми фразами, содействовал удушению революц. движения в Германии. Являясь фактич. лидером герм, «независимой с.-д. партии» и редактором ее центр, органа «Freiheit» (1918—22), Г. поддерживал тактику соглашения с шейдемановцами. После объединения в 1922 «независимых» с партией шейдеманов-цев Г. дважды был мин. финансов в коалиц. бурж. пр-вах. В 1933 эмигрировал во Францию. В своих теоретич. работах Г. выступал гл. обр. как экономист. В работе «Бём-Баверк, как критик Маркса» («Bchm-Bawerks Marx — Kritik», в кн.: Магх-Studien, Bd 1, 1904, рус. пер. 1920, 1923) Г. критиковал бурж. экономистов, пытавшихся опровергнуть систему Маркса, однако он «защищал» Маркса как неокантианец, нередко подменяя материалистич. диалектику кантианством и махизмом. Наиболее крупное произв. Г. — «Финансовый капитал» («Das Finanzkapital», 1910, рус. пер. 1912, 1925 и 1959). Ленин, характеризуя эту работу как ценный теоретич. анализ «новейшей фазы в развитии капитализма», одновременно подчеркнул свойственную Г. «известную склонность к примирению марксизма с оппортунизмом» (Соч., 4 изд., т. 22, с. 183). Развитая Г. теория фин. капитала как господства банков над пром-стыо содержит ряд извращений в понимании сущности империализма. Г. не рассматривал монополистич. характер совр. капитализма как осн. особенность империализма, выделяя изменившуюся роль ден. капитала. Его теория денег является разновидностью бурж. номиналистич. теории денег. Рассматривая теорию кредита, Г. ревизовал открытый Марксом закон тенденции нормы прибыли к понижению. Игнорируя раздел мира, значение паразитизма и загнивания капитализма в период империализма, Г. оппортунистически пытался смягчить остроту и глубину капиталистич. противоречий. Он извратил марксистскую теорию кризисов и выдвинул положение о том, что кризисы постепенно смягчаются. После 1-й мировой войны Г. стал апологетом теории т. н. «организованного капитализма» и «хозяйствен- 370 ГИЛЯРОВ — ГИПАТИЯ ной» демократии. Он писал о росте «мирных» тенденций (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 31, с. 256). Лит.: Ленин ь. И., империализм, как высшая стадия ГИЛЯРОВ, Алексей Никитич (1856—1938) — рус. философ-идеалист. Сын Гилярова-Платонова. Приват-доцент Моск. ун-та (до 1887), затем — проф. Киевского ун-та. С 1922— акад. Укр. АН. В работах «Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии» (1887), «Значение философии» (1888), «Что такое философия и что она может и чего не может дать» (1899), «Что нужно читать, чтобы заниматься философией?» (1902), «Философия в ее существе, значении и истории» (т. 1, 1916,2 изд., ч. 1—2, 1918— 1919) Г. отстаивал мнение, согласно к-рому философия не является наукой, а представляет собой своеобразную деятельность, существующую наряду с наукой, поэзией, религией и тесно с ними связанную. Ее задача — примирение «двух вечно враждующих в нашей жизни начал — истины ума и истины сердца». Их синтез Г. назвал «эстетич. состоянием» или красотой. Врем, характер этого синтеза обусловливает все перемены в философии. Системой, близкой к идеальному типу философии, Г. считал платонизм. Попыткой возрождения платонизма являются также работы Г.: «Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции» (1888), «Источники о софистах. Платон как исторический свидетель», «Учение Сократа» (рукопись). Г. принадлежит ряд обзоров по зарубежной филос. лит-ре: «Обзор трудов по истории греческой философии (за 1892—96 гг.)» (1896), «Обзор философской лит-ры за последние годы» (1898) за то же время, «Новейшие попытки философского синтеза на научной почве» (1901).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|