Ведическая религия-reды 235 37 глава
А. Лосев. Москва. ГЛАСС (Glass), Дэвид (р. 2 янв. 1911) — англ. бурж. социолог. Проф. ун-та и экономич. школы (с 1948) в Лондоне. Исследуя вопросы народонаселения и системы образования в Англии, влияние этих факторов на социальные изменения, Г. не признает классовой структуры общества, хотя и отмечает существующую в англ. обществе тенденцию к росту богатства у т. н. «прочных, солидных лиц» и ухудшению материального положения «непрочных и несолидных элементов». Г. выступал на 3-м мировом конгрессе социологов (1956) за создание «равных возможностей» (в рамках капиталистич. строя) для получения образования всем людям. Соч.; The town and a changing civilisation, L., 1935; ГЛЕЗЕРМАН, Григорий Ерухимович [р. 31 дек. 1906 (13 янв. 1907)]—сов. философ, профессор (с 1951), д-р филос. наук (1950). Учился на экономич. ф-те Ин-та нар. хозяйства им. Плеханова (1926 — 30). Член КПСС с 1940. Преподает философию с 1930. С 1955 — руководитель кафедры диалектич. и историч. материализма Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Работает в области историч. материализма над проблемами — классы и классовая борьба, базис и надстройка в условиях социализма и коммунизма, роль нар. масс и личности в истории и др. Сталинская премия (1951, за кн. «Ликвидация эксплуататорских классов и преодоление классовых различий в СССР», М., 1949). Соч.: Научные основы предвидения, «Под знаменем марксизма», 1940, № 7; Исторический материализм, 2 изд., М., 1954, см. гл. 5, 6 (разд. 5—9) и гл. И (разд. 4); Базис и надстройка в советском обществе, М., 1954; Творческая роль народных масс в развитии социалистического общества, в кн.: Роль народных масс и личности в истории, гл. 2, М.. 1957; Основы марксистской философии, М., 1958 (см. гл. 1,' 15 и 16); О законах общественного развития, М., 1960.
ГЛЕНВИЛЬ, Глэнвилл (Glanvill), Джозеф (1636—4 ноября 1680) — англ. философ-идеалист. Капеллан Карла II. В работе «Тщетность догматизма...» («The vanity of dogmatizing...», 1661; переработанное изд. вышло в 1665 в 2 чч. под названием «Научный скепсис, или Признанное неведение»— «Scepsis scientifica, or confessed ignorance») противопоставил эмпиризм и индуктивный метод схоластич,-догматич. методу. Однако эмпиризм служил у Г. для доказательства ограниченности науч. познания, к-рому якобы доступно только относительное, но не абсолютное. Г. приходил к оправданию религ. веры как пути познания абсолютного. Предвосхищая Юма, Г. подверг критике понятие причинности и утверждал первичность божеств, причинной обусловленности. Защищал грубые суеверия. Соч.: Saducismus triump:atus..., L., 1681. Лит.: Greenslet F., Joseph Glanvill, N. Y., 1900. Б. Быховский. Москва. ГЛИВЕНКО, Валерий Иванович [21 дек. 1896 (2 янв. 1897) — 15 февр. 1940 ] — сов. логик и математик; д-р физико-математич. наук, профессор (с 1928). В 1928 в статье «О логике М. Брауэра» («Sur la logique de M. Brouwer») сформулировал систему аксиом «интуиционистского» (см. Интуиционистская логика) исчисления высказываний и доказал, что для этого исчисления не существует эквивалентного ому трехзначного исчисления (см. Многозначная логика). В 1929 в ст. «О некоторых вопросах логики М. Брауэра» («Sur quelques points de la logique de M. Brouwer») доказал, что если нек-рое выражение дока-. зуемо в гслассич. исчислении высказываний, то в интуиционистском исчислении доказуемо его двойное отрицание, а если в классич. исчислении высказываний доказуемо отрицание нек-рого выражения, то отрицание этого выражения доказуемо и в интуиционистском исчислении высказываний. В 1934 в ст. «Кризис основ математики на современном этапе его развития» Г. подверг критике идеалистич. филос. основы формализма, эффектиеизма и интуиционизма. Г. исследовал понятие дифференциала в «Математических рукописях» Маркса.
Ему принадлежат работы по теории структур (см. Структуры), по теории вероятности, по применению математич. методов в генетике и др. Соч.: Sur la logique de M. Brouwer, «Bull. Acad. Royale de Belgique. Bull, de la classe des sciences», Brux., 1928, t. 14, ser. 5, p. 225—28; Sur quelques points de la logique de M. Brouwer, там же, 1929, t. 15, ser. 5, p. 183—88; Логика противоречия. Сб. работ математического раздела, т. 1, М., [1929], с. 100—104; Понятие диференциала у Маркса и Адамара, «Под знаменем марксизма», 1934, № 5, с. 79—85; Кризис основ математики на современном этапе его развития, «Фронт науки и техники», 1934, № 5—6, с. 52—59; Кризис основ математики на современном этапе его развития. Сб. статей по философии математики, М., 1936, с. 69—83; Менделеевская алгебра, «Докл. АН СССР», 1936, т. 4(13), ГЛИНОС—ГОББС 375 М 8 (112), с. 371—72; Курс теории вероятностей, М.—Л., 1939. Лит.: Колмогоров А. Н., Валерий Иванович Гли-венко. (1897 —1940). [Некролог], «Успехи математических наук», 1941, вып. 8, с. 379—83; Яновская С. А., Основания математики и математическая логика. Математика в СССР за тридцать лет, 1917 — 1947, м.— Л., 1948, с. 11 — 50. ГЛИНОС (ГХт)м6;), Димитриос (1882 — 1943) — греч. философ, филолог, публицист, политич. деятель, один из первых пропагандистов марксистской философии в Греции. Родился в г. Смирне, получил образование в Германии (Иена, Лейпциг). Педагог по профессии, Г. принимал участие в деятельности «Социологического общества» (осн. в 1908), а позднее возглавил демократическое «Просветительское общество» (осн. 1910), к-рое выступало против культа античности и преклонения перед заграницей, за возрождение но-вогреч. культуры на основе нар. языка и нар. традиций. В работе «Творческий историзм» (1920) Г. приходит к идее необходимости связать культурное наследство греч. народа с задачами современности. В этой работе, так же как и в кн. «Нация и язык» (1922), намечается переход Г. на позиции история, материализма. В заявлении от имени «Просветительского общества» в 1927 Г. сообщает, что теоретич. основой деятельности об-ва становится учение науч. социализма, к-рое он излагал и в созданном им журнале «Возрождение» (1926—28) и в еженедельнике «Новый путь» (1929). В поздних работах, напр. в предисловии к «Софисту» Платона, в книжке «Диалектика Гегеля», Г. выступает зрелым философом-марксистом. С начала 30-х гг. сотрудничал в изданиях КП Греции «Ней протопори» и «Ризоспастис». Во время диктатуры Метаксаса (1936) выслан на о. Санторип. С 1941 — один из руководителей ЭАМ (Национально-освободительного фронта).
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА — см. Идеализм, Диалектический материализм, Заблуждение. ГНОСЕОЛОГИЯ — см. Теория познания. ГНОСТИЦИЗМ (от греч. ■рлтгх.о? — познавательный)—религ.-филос. течение, возникшее в 1—2 вв. на почве объединения христ. идей о божеств, воплощении в целях искупления, иудейского монотеизма и пантеистич. построений языческих религий— античных, вавилонских, персидских, египетских и индийских. Важнейшей историч. предпосылкой этого синкретизма явилось проникновение рим. владычества на Восток и установление экономил, и культурных связей с отдаленными вост. частями империи. Г. явился формой связи новой христ. религии с мифологией и философией эллинизма. Поскольку соч. гностиков уничтожались христианами, источником изучения Г. являются отд. высказывания гностиков, приводимые в соч. враждебных Г. христ. богословов. После 2-й мировой войны в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностич. текстов (см. Я. Ленцман, Происхождение христианства, 1958, с. 252). В основе Г. лежит мистич. учение о знании, достигаемом путем откровения и указывающем человеку путь к спасению. Г. учил о сокровенной и непознаваемой сущности первоначала, проявляющего себя в эма-нациях — зонах. Этим эманациям противостоит материя, источником к-рой является Демиург — особое творческое начало, лишенное, однако, божеств, полноты и совершенства. Борьбе греховной, отягощенной злом материи с божеств, проявлениями гностики посвящали целые трактаты мистико-мифологич. и филос. характера, носившие дуалистич. форму. Учению о мировом процессе соответствует и этич. система Г., согласно к-рой задачей человеч. духа является искупление, достижение спасения, стремление вы- рваться из уз греховного материального мира. Эти цели достигаются посредством аскетич. образа жизни и филос. познания, для чего гностики организовывали аскетич. союзы, филос. школы, религ. общины и т. д. Одной из ранних сект Г. являются офиты, т. н. поклонники библейского змия, учение к-рых представляет хаотич. смесь мифология, и религ. представлений (напр., подвигов Геракла и учений об ангелах и т. д.). Гораздо яснее гностич. системы Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта). Ко 2 в. относятся менее крупные гностики: Карпократ Александрийский, Сатуриин (или Саторнил) из Сирии, Маркион из Понта и др.
Христианская церковь выступила против недопустимого с ее т. зр. совмещения евангельской истории с языческим пантеизмом и мифологией. Во 2 в. Г. был побежден христианством и в дальнейшем продолжал существовать только в виде малознаяащих и непопулярных сект и направлений. Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христиан ГОБВС (Holmes), Томас (5 апр. 1588—4 дек. 1679) — англ. философ-материалист. Родился в Мамзбери в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608), Г. поступил гувернером в аристократич. семью У. Ка-вендиша (впоследствии герцога Девонширского), с к-рой был связан всю жизнь. Философия Г. сложилась под влиянием англ. бурж. революции 17 в. Она отразила эволюцию взглядов обуржуазившегося дворянства и крупной англ. буржуазии. На формирование воззрений Г. большое влияние оказали встречи и беседы с родоначальником англ. материализма Ф. Бэконом (в 1621 — 26), изучение геометрии Эвклида. Выработке его мировоззрения способствовали также открытия новой физики, прежде всего Галилея (к-рого Г. навестил, будучи во Флоренции ок. 1636), и работы передовых мыслителей того времени — Гассенди, Декарта, Мерсенна, с к-рыми он общался в Париже. Осн. соч. Г. являются: «Элементы законов естественных и политических» («The elements of law natural and politic», изд. 1889—первоначальный набросок его учения, написанный в 1640 и распространявшийся в рукописи), филос. трилогия «Основы философии»: «О толе», «О человеке», «О гражданине» («Elementorum PhilosophiaeSectio prima, De Corpore, 1655,Sectio secunda, DeHomine, 1658, Sectio tertia, De cive, 1642), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» («Leviathan, or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil», 1651).
Радикальный разрыв Г. со схоластич. философией обнаруживается уже в самом понимании им предмета и назначения философии. Продолжая линию Бэкона, Г. считал, что целью философии является практич. польза, однако центр интересов Г. (по сравнению с Бэконом) переместился в область обществ, явлений. Поскольку главным злом современности Г. считал гражданскую войну, на первый план он выдвигал науч. понимание общества как средство познания 376 ГОББС причин гражданских войн и их преодоления. Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчинения философии теологии, Г. «уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Г. отстаивал необходимость подчинения церкви государству, отвергая теократич. притязания церковников. Вместе с тем Г. считал необходимым сохранение религии как идеологич. орудия гос. власти для обуздания народа, в чем проявляется аристокра-тич. характер его антирелигиозности. Г. боролся против идеалистич. и дуалистич. решения осн. вопроса философии, заявляя: «...мир... вещественен, т. е. есть тело..., что не есть тело... есть ничто и, следовательно, нигде не существует» («Левиафан», М., 1936, с. 468 — 69). Ярким образцом воинств, материализма являются его полемич. выступления против идеалистич. метафизики Декарта [опубл. как «Третьи возражения»—«...Objec-tiones tertiae»— в приложении к «Метафизическим размышлениям» Декарта(1641)], в к-рых Г. отверг особую, мыслящую субстанцию, доказывая, что мыслящая вещь представляет собой нечто материальное (см. Избр. соч., М.—Л., 1926, с. 144). «Гоббизм» заслуженно стал в Англии 17 —18 вв. синонимом «материализма». Духом воинств, материализма и детерминизма проникнута также многолетняя полемика Г. с епископом Деррийским Дж. Бремхоллом по вопросу о свободе и необходимости («О свободе и необходимости»— «Of liberty and necessity...», 1654; «Вопросы, относящиеся к свободе, необходимости и случайности»— «The questions concerning liberty, necessity and chance», 1656). Наряду с Декартом Г. был основоположником новой формы материализма — механистич. материализма. Но в отличие от Декарта, материализм к-рого ограничивался областью физики, Г. распространил его также на понимание человеч. сознания, создав первую в истории философии законченную систему механистич. материализма. В философии Г. материализм принял новый, отличный от бэконовского вид, соответствовавший характеру и требованиям механистически-математич. естествознания. Геометрия и механика являются для Г. прообразами научного мышления вообще, его философия обобщает, универсализирует их, распространяя на все сферы познания (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 143). Вся природа представлялась Г. как совокупность протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понималось при этом как чисто механическое, как перемещение. Все высшие формы движения сводились Г. к механич. движению, все чувств, качеств, многообразие бытия растворялось в количеств, определениях. Ограниченность исторически прогрессивной для своего времени механистич. формы материализма Г. прежде всего сказывается в отрицании им объективной реальности качеств, многообразия природы. Чувств, качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы восприятия вещей, в основе к-рых лежат механич. различия вещей. Источник многообразия природы переносится тем самым с объекта на субъект познания. Последовательно проводя эту линию, Г. приходил к резкому различению протяженности, реально присущей телам, и пространства как образа, создаваемого разумом («фантазма»). Такое же разграничение, колеблющее материалистич. теорию отражения, Г. устанавливал между объективно-реальным движением тел и временем как субъективным образом движения. Особые трудности встают перед механицизмом в понимании сознания. Допущение сознания как особого надмеханич. свойства материи находится в явном противоречии с механицизмом: движение может породить только движение. Вместе с тем сознание, являющееся, по Г., источником всего качеств, многообразия восприятий, порождающее чувств, образы, «фантазмы», нельзя свести к механич. движению. Мысль Г. безуспешно билась над проблемой сознания, неразрешимой в рамках строгого механицизма. Характерной особенностью механистич. материализма Г. является отрыв им рацион, формы познания от эмпирической. Его метод представляет собой искусств, соединение рационализма с номинализмом. Переход от эмпирического к рациональному, от единичного к общему, от чувств, восприятий к понятиям совершался у Г. на основе номиналистич. концепции, согласно к-рой общие понятия — лишь «имена имен». Геометрич. научный идеал, осн. на «произвольных» определениях рационалистич. дедукции, Г. стремился совместить с материалистич. эмпиризмом. Неудача его попытки привела к разграничению двух методов познания: рационалистич. «механики», осн. на логич. дедукции, и эмпирич. «физики», осн. на индукции, не позволяющей прийти к всеобщим и необходимым выводам. Методологич. двойственность философии Г. выражала неспособность механицизма понять диалектику эмпирического и логического, отдельного и общего. Особенно большое влияние на развитие обществ, мысли имело учение Г. о гос-ве и праве. Г. определял гос-во как «искусственное тело», что не меняло идеалистич. характера его понимания социальной жизни Из этого учения впоследствии развились два направления — органич. социология, рассматривающая общество на основе аналогии с биология, процессами, и договорная теория гос-ва (см. Общественный договор). Прогрессивное значение учения Г. о гос-ве заключается прежде всего в том, что он рассматривал гос-во как человеческое, а не божеств, установление. Гос-во, по Г., возникло на основе обществ, договора из естеств. догосударств. существования, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В противовес феод, схеме сословной иерархии, Г. придерживался принципа изначального всеобщего равенства людей. В результате обществ, договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государств, органы), на к-рого была возложена также функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, считал Г., — высший закон гос-ва. Забота о мире — основа «естественного права», созданного обществ, договором (всего Г. сформулировал 20 «естественных законов»). Г. всячески превозносил роль гос-ва, признаваемого абсолютным сувереном. Его возвеличение мощного гос-ва было одной из первых теорий бурж. диктатуры, осн задача к-рой, по Г.,— прекращение гражд. войны. В вопросе о формах гос-ва симпатии Г. были на стороне монархии. Связующим звеном между филос. и социалыю-поли-тич. учением Г. служит его этика. Отправной ее пункт — неизменная чувств, «природа человека». В основе нравственности лежит «естественный закон»— стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей «Благо» есть предмет влечения и желания, «зло»— предмет отвращения и ненависти. Т. о., осн. этич. понятия определяются не сами по себе, как абсолютные, а в их отношении к человеку, как относительные. Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Вследствие этого гражд обязанности, вытекающие из обществ, дого вора, совпадают по своему содержанию с моральным ГОБГАУЗ —ГОГОЦКИИ 377 долгом. Поскольку гражд. мир рассматривался Г. как величайшее благо, естественные законы нравственности совпадают с гражданскими добродетелями. Интересы государства объявляются высшим критерием морали. В делом учение Г. являлось движением вперед в истории филос. мысли; он развил механистич. форму материализма, сблизил философию с естествознанием и математикой, а также разработал проблемы жизни общества, остро поставленные в эпоху бурж. революции, Б. Быхоеский. Москва. «Л евиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» («Leviathan, or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil»)— осн. соч. Г. Вышло в свет на англ. яз. (Лондон, 1651). В нем изложены взгляды на гос-во, уподобляемое Г. мифич. библейскому чудовищу — Левиафану. Книга состоит из четырех частей. Первая часть («О человеке») содержит нек-рые положения мате-риалистич. теории познания Г. и описание страстей (аффектов), нравов и религ. верований. Вторая часть («О государстве») посвящена вопросам образования и устройства гос-ва, правам власти и обязанностям подданных. Гос-во есть искусств, составное тело, искусств, организм, а подданный — частица его, подчиняющаяся целому. Эта мысль автора была символически выражена на титульном листе книги, где изображен гигант, состоящий из множества маленьких фигурок (в лондонском издании лицо гиганта имело портретное сходство с Кромвелем). Третья и четвертая части («О христианском государстве» и «О царстве тьмы») носят резко выраж. анти-церк. характер. Доказывается, что претензии всякой церкви на власть необоснованы, а церковники с их неумеренной жаждой власти и денег — причина всех зол в гос-ве. Г. неоднократно прибегал к ссылкам на тексты «священных» книг, однако с помощью этих ссылок и цитат он доказывал земное содержание библии и подрывал основы веры в библейские истины и религии в целом. В кратком обзоре и заключении Г. призывал граждан, после того как революция совершилась, подчиниться новой власти. В «Левиафане» Г. допускал возможность диктатуры демократич. парламента, обладающего абс. властью. Появление книги вызвало негодование в лагере феод, реакции (см., напр., Filmer B.., Observations concerning trie original of government___ 1652, его же, Patriarcha, or the natural power of kings, 1680; см. также в кн.: Tonnies F., Hobbes Leben und Lehre, 2 Aufl., 1896.S. 44). После реставрации Стюартов Г. выпустил на лат. яз. второе изд. своего труда (Амстердам, 1668), в к-ром отбросил заключение, несколько смягчил выпады против церкви и изменил все места, где под гос-вом можно было понимать и республику [слово commonwealth (республика) он заменил всюду словом civitas (гос-во) или monarcliia (монархия)]. «Левиафан» переведен на нем. (1794) и франц. языки. В рус. пер. появился впервые в 1864, но был конфискован. Полный рус. текст издан в Москве в 1936 (рецензию на этот перевод см. И. Колубовский, Русский перевод «Левиафана» Гоббса, «Фронт науки и техники», 1937, М 12). «О тел е» («De Согроге»)— первая часть филос. трилогии Соч.: Opera philosophica, quae latine scripsit.., ed. W. Molesworth, v. 1—5, L., 1839—45; The English works, (ed. by W. Molesworth, v. 1 — 11, L., 1839—45; The elements of law, natural and politic, Camb., 1928; Behemoth; or the Long parliament, L., 1889; Соч. в рус. пер.: Фомы Гоббезия начальные основания философические, о гражданине, [пер. с англ.], СПБ, 1776; Философские основания учения о гражданине, М., 1914; Избр. соч. (Основы философии: ч. 1— Учение о теле, ч. 2— Учение о человеке; Человеческая природа),М.—Л., 1926. Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., т. 3, 2 изд., М., 1955; История философии, т. 2, М., 1941, с. 106 — 122; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 5; Быковский Б. Э., Психофизическое учение Томаса Гоббса. «Вестн. Коммунистической Акад.», 1928, № 26; его же, Материализм Томаса Гоббса, «Под знаменем марксизма», 1938, № 6; Ч е с к и с А. А., Томас Гоббс, М., 1929; Деборин А. М., Томас Гоббс, в его сб.: Очерки по истории материализма XVII—XVIII вв., М.— Л., 1930; Томас Гоббс. Торжественное заседание по поводу 250-летия со дня смерти, «Вестн. Коммунистической Акад.», 1 930, № 37—38; Петросова М., Гоббс о религии, «По;1 знаменем марксизма», 1938, № 6; Герман Л., Учение Гоббса об обществе, там же; Бихдрикер Д., Учение Гоббса о государстве и праве, там же; Познер В., Томас Гоббс — выдающийся материалист и атеист, «Книга и пролетарская революция», 1938, JMi 4; Всйцман Е. М., Т. Гоббс — борец против религии, в сб.: Материализм и религия, М., 1958; Голосов В. Ф., Очерки по истории английского материализма XVII —XVIII вв., Красноярск, 1958. Tonnies F., Th. Hobbes, der Mann und der Denker, Osterwieck, 1912; Honigswald R., Hobbes und die Staatsphilosophie, Munch., 1924; Lips J., Die Stellung des Thomas Hobbes zu den politischen Parteien der grossen eng-lischen Revolution, Lpz., 1927; Lyon G., La philosophic de Hobbes, P., 1893: R о b e r t s о n G. C, Hobbes, Edinburgh — L., 1905; Laird J., Hobbes, L., 1934; P о 1 i n R., Politique et philosophie c;iez Thomas Hobbes, P., 1952; Peters R., Hobbes, [L., 1956]. ГОБГАУЗ (Hobhouse), Леонард — англ. бурж. философ и социолог (см. Хобхауз). ГОБИНО (Gobineau), ЖозефАртюрде (14 тноля 1816— 13 окт. 1882)— франц. социолог и писатель, один из основоположников антропологической школы в социологии и расизма. В 1849—74 состоял на дипломатия, службе. В своем гл. труде «О неравенстве человеческих рас» («Essai sur l'inegalite des races humaines», t. 1—4, 1853—55) Г. развивал реакц. теорию, согласно к-рой решающим фактором, предопределяющим история, судьбу отд. стран и гос-в, являются расовые особенности населяющих их народов. Антропология, расовым различиям (белая, желтая, черная раса) Г. дал ненаучное истолкование, объявив эти различия постоянной причиной социального неравенства. Реакц. идеи Г. оказали большое влияние на формирование франц. и герм, расистской идеологии. Широкую поддержку концепция Г. нашла в работах Волып-мана, Лапужа, Аммана, X. С. Чемберлена. Г.— автор также и художественных произведений («Век Возрождения», пер. с франц.,1913, «La Renaissance», 1877). С о ч.: Les religions et les philosophies dans l'Asie Centrale. P., 1928; Histoire des Perses, t. 1—2, P., 1869. Лит.: Rowbotham A. H., The literary works of count de Gobineau, P., 1929; Lange M., Le comte Arthur de Gobineau, Strasbourg—P., 1924; Kleinecke P., Gobineaus Rassenlehre, 2. Aufl., Stuttgart, 1920. Л. Гетман. Москва. ГОГИБЕРЙДЗЕ, Моисей Иванович (27 авг. 1897 — 10 окт. 1949)— сов. философ. Окончил филос. фак-т Берлинского ун-та (1922). Проф. Тбилисского ун-та (с 1927). В первый период науч. деятельности Г. стоял на позициях идеализма. Благодаря изучению марксизма-ленинизма Г. становится материалистом. Он разрабатывает отд. проблемы марксистской философии: отношение марксистской философии к до-марксовскому материализму и диалектике, вопросы ленинского филос. наследства и др. Г. занимался также вопросами логики и диалектики, истории философии (филос. мысли в Грузии, в частности). Г. перевел на груз. яз. сочинения Канта «Пролегомены»1 (изд. 1936) и «Критика чистого разума»2. СОЧ-: 2) -а 2, о о q ^ о d Q Э., ^qSqoEjqood Ьд^боЬ ScV-ii- ГОГОЦКИИ, Сильвестр Сильвестрович (5 янв. 1813—29 июня 1889)— рус. философ-идеалист. Проф. Киевской духовной академии (1841—51) и Киевского ун-та (с 1851). Пытался приспособить гегелевскую и др. идеалистич. системы к требованиям православной 378 ГОДВИН —ГОЛИЦЫН церкви. Принимая положение Гегеля о мировом духе, но теистически толкуя его, Г. критиковал Гегеля за отождествление безусловного начала с человеч. мыслью и окружающим миром и утверждал ложность взгляда Гегеля на религию, ведущего якобы к «самому ироническому нигилизму» («Философский лексикон», т. 2, Киев, 1861, с. 238). Не человеч. мысль, а божеств, дух является, по Г., средоточием идеи абсолютного. Этот дух (бог) трансцендонтен миру и нашим знаниям. Г. также упрекал Гегеля в переоценке диалектич. метода, отбрасывал ученпе о внутренней противоречивости как источнике развития и ограничивал применение диалектики рамками «феноменологического сознания» (там же, с. 189). «Философский лексикон» Г. (т. 1—4, 1857—73) — одна из первых попыток создания в России филос. словаря, обесцененная крайней религ.-идеалистич. тенденциозностью и компилятивностью. (При его составлении Г. пользовался рядом иностр. руководств, гл. обр. словарем А. Франка—«Dictionnaire des sciences philosophiques..., P., 1844—50). Идеализм Г. подвергся резкой критике со стороны представителей рус. материализма 60-х гг. М. Антонович характеризовал философию Г. как «крайний мистицизм», Д. Писарев называл ее «мертвой доктриной», схоластикой 19 в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|