Ведическая религия-reды 235 39 глава
Высшим аппаратом Г. м. являются большие полушария, важнейшей частью к-рых, кроме базальных узлов, является кора Г. м. (серое вещество) и ее проводящие пути (белое вещество). Кора Г. м. состоит из огромного числа нервных клеток (у человека их число доходит до 14 млрд.) и на высшей ступени своей организации имеет шестислой-ное строение. Клетки, воспринимающие раздражения, приходящие с периферии (афферентные), расположены гл. обр. в 4-м слое; клетки, осуществляющие переработку и передачу возбуждения от одних участков коры на другие (т. н. вставочные),— преимущественно во 2-м и 3-м слоях, а клетки, от к-рых идут центробежные импульсы на периферию (эффекторные),— гл. обр. в 5-м слое. Согласно совр. представлениям, кора Г. м. является центр, аппаратом анализа и синтеза. Раздражения, возникающие в нервных окончаниях органов чувств, ио центростремит. волокнам через ряд переключений приходят в различные части коры больших полушарий. Волокна, несущие зрительные раздражения, оканчиваются в затылочной области коры; волокна, несущие слуховые раздражения,— в височной области коры; кожные и кинестетич. раздражения — в теменной области коры, и т. д. Возбуждения, вызванные центростремит. (афферентными) раздражениями, в коре Г. м. подвергаются анализу и синтезу, причем каждый раз наиболее существенные, имеющие значение для жизни организма элементы выделяются и становятся ведущими, а несущественные — тормозятся. Этот анализ и синтез воспринятых сигналов и составляет основную функцию указанных отделов мозювой коры. Чем большую роль играет тот или другой вид ощущений в жизнедеятельности животного, тем большее место занимает та часть мозговой коры, к-рая анализирует и синтезирует соответствующие возбуждения. Именно поэтому, напр., обонятельная часть больших полушарий особенно резко развита у ежа или собаки, зрительная — у обезьяны, и т. д.
Каждая из воспринимающих областей коры Г. м. имеет сложное строение; центр, место в ней занимают участки, в к-рых кончаются волокна, приносящие раздражения с периферии; в корковых представительствах разных анализаторов они образуют т. н. проекционные зоны коры; вокруг них расположены участки, в к-рых преобладающее место занимают вставочные (пли ассоциативные) клетки; они являются участками каждой из чувствительных областей коры, осуществляющих более сложные формы связей данных раздражений; в них перекрываются корковые аппараты различных анализаторов. Эти «зоны перекрытия» позволяют осуществлять совместную работу зрительного, слухового и кожно-мышечного анализа и синтеза, к-рая является необходимой для всех сложных видов ориентировки в действительности. У низших млекопитающих, не имеющих еще сложных видов поведения, строение воспринимающих областей коры проще н указанные виды всех участков еще не выделены отчетливо; наоборот, у высших обезьян и особенно у человека строение воспринимающих отделов коры сложнее и участки, к-рые являются «зонами перекрытия» отдельных анализаторов, развиты гораздо больше. В коре Г. м. человека отмечается много таких участков, к-рых нет у низших млекопитающих. Характерно, что как нервные клетки, так и нервные волокна, входящие в состав наиболее сложных по своему характеру участков коры Г. м., созревают позднее и наиболее сложные из этих участков завершают свое развитие у ребенка лишь 7—8-летнего возраста. Возбуждения, поступившие в воспринимающие области коры Г. м., частью переходят на эфферентные клетки и волокна, расположенные в пределах данной области, и приводят к возникновению местных рефлекторных ответов, частью же передаются на области, имеющие отношение к двигательному анализатору и, в частности, на большие пирамидные клетки, находящиеся в 5-м слое передней центральной извилины больших полушарий, к-рая является двигательной областью коры; импульсы, переданные на эти пирамидные клетки (клетки Беца), дальше идут к двигательным клеткам спинного мозга и оттуда направляются к мышцам, вызывая ответные движения.
В процессе эволюц. развития строение коры Г. м. усложняется. Области коры Г. м., представляющие высшие мозговые концы различных анализаторов, все больше дифференцируются, и между ними возникают новые зоны, играющие существенную роль во взаимодействиях между корковыми концами отдельных анализаторов. У человека такие промежуточные области («зоны перекрытия») становятся особенно мощно развитыми; они и позволяют осуществлять сложную трудовую деятельность. Можно выделить две основные области, имеющие такую сложную функцию. Одна из них, осуществляющая совместную работу зрительного, слухового и кинестетич. анализаторов, расположена на границе затылочной, височной и заднецен-тральной (т. н. нижнетеменная) области. Другая формируется как область мозга, непосредственно связанная со сложной организацией движения и с корковыми аппаратами всех остальных анализаторов; она расположена в передних отделах лобной доли и занимает у человека около четверти всей коры больших полушарий. ГОЛОВНОЙ МОЗГ 383 Усложнение строения коры Г. м. в значит, мере связано с тем, что при переходе от животных форм жизни к обществ, форме жизни человека, с появлением обществ, труда, а также языка возникают новые формы отношения к действительности и Г. м. должен осуществлять новые и наиболее сложные формы деятельности, требующие совместной работы разных анализаторов и регуляции поведения системой речевых сигналов. С этим связано также функциональное изменение, к-рое появляется в соотношении двух полушарий Г. м. Преимуществ, развитие правой руки и связанной с ней речи приводит к тому, что левое полушарие Г. м. становится ведущим; отдельные области этого полушария, включающие нижнелобные и впсочно-теменные участки, становятся аппаратом, принимающим непосредств. участие в осуществлении речевой деятельности; входящие в состав этой сложной системы участки нижнелобной области (т. н. область Брока) составляют центр, аппарат, необходимый для сложных речевых артикуляций; соответств. участки верхневисочной области (т. н. область Вирнике) дают возможность дифференцировать речевые звуки и воспринимать слышимую речь, а участки височно-теменно-затылочной области — возможность соотносить звуки речи с наглядными предметами и их отношениями. Все эти сложные функции связаны с левым полушарием. Поэтому поражение этих областей левого полушария приводит у правшей к нарушению как речевых функций, так и тех форм деятельности, к-рые связаны с речью (т. и. афазии, агнозии, апраксии), в то время как поражение соответств. областей правого полушария Г. м. не приводит в этих случаях к таким же нарушениям.
Изучение строения и функций Г. м. развивалось постепенно в связи с развитием естествознания и применением новых методов исследования. Большую роль сыграло развитие тонких анатомич. приемов микро-скопич. исследования клеток и волокон—т. н. цито- и миэлоархитектоники, позволивших описать основные клеточные поля коры Г. м. Эти приемы исследования привели к открытию рус. анатомом В. А. Бецем (1834—94) гигантских пирамидных клеток, являющихся основк-ым аппаратом двигательной области коры, и достигли особых успехов благодаря работам С. Ра-мон-и-Кахаля, К. Экономо, О. Фохта и сотрудников Моск. ин-та мозга. В изучении функций Г. м. значительную роль сыграл клинич. метод, позволивший исследовать, какие функции нарушаются при поражении тех или иных участков Г. м. Таким путем в 1861 франц. анатом П. Брока установил «моторный центр речи», а в 1873 нем. психиатр К. Верни-ке — «сензорный центр речи». Существенными также являются физиологич. пути исследования функций Г. м. К последним следует отнести методы электрич. раздражения отдельных точек коры Г. м., позволившие нем. исследователям Г. Фричу и Э. Гицигу в 70-х гг. 19 в. открыть двигательные центры коры Г. м. В дальнейшем эти исследования были существенно продвинуты работами Ч. Шеррингтона, О. Фёрстера, У. Пенфилда. В последнее время благодаря развитию тончайшей техники, позволяющей раздражать четкие группы нервных клеток, расположенные в определенном слое коры, и улавливать эффект этого раздражения, стало возможным проследить и пути распространения возбуждения в коре Г. м. Огромную роль в развитии знаний о функциях Г. м. сыграл предложенный И. П. Павловым метод условных рефлексов, позволивший вскрыть подлинную роль Г. м. в осуществлении сложнейших форм анализа и синтеза сигналов, доходящих из внешней и внутр. среды, и в формировании временных связей, составляющих основу поведения животных и человека.
С самого начала в понимании тех механизмов, к-рые лежат в основе психич. деятельности Г. м., наметились две различные точки зрения. Исследователи, учитывающие данные науки о возможности локализации отдельных частных процессов (зрения, слуха, кожной чувствительности и т. д.) в изолиров. областях коры Г. м., сделали вывод о возможности локализации в отдельных участках коры и таких сложных психич. процессов, как память, мышление, целенаправленная деятельность и т. п. Эта концепция узкого локализационизма, неправомерно относившая сложнейшие формы психич. деятельности к ограниченным участкам мозга, ведет начало от австр. анатома Ф. Гал-ля. К этому направлению относятся и такие исследователи, как В. Геншен, О. Фохт, К. Клейст и др., использующие тот факт, что при огранич. поражениях мозга могут нарушаться различные психич. процессы, и пытающиеся непосредственно связывать психич. процессы с огранич. участками Г. м. Узкому локализационизму противостоит «анти-локализационизм», ведущий начало от работ франц. физиолога Флуранса, к-рый в 1-й четверти 19 в. из наблюдений над птицами сделал вывод, что Г. м. птицы работает как единое целое и что нельзя говорить о наличии в нем каких-либо устойчивых «центров». Близкую к этому позицию занимали нем. физиолог Ф. Л. Гольц и амер. психолог К. Лешли, пытавшиеся показать, что психич. деятельность связана в основном лишь с массой вещества Г. м., а не с его отдельными избирательными частями. Открыто идса-листич. позицию занял англ. физиолог Шеррингтон, пытавшийся показать, что сложнейшие психич. процессы вообще не связаны с мозгом и что Г. м. является лишь орудием не зависящей от него «духовной деятельности». К этой же группе относятся теории тех ученых (напр., канад. невролога У. Пенфилда), к-рые вообще отрицают за корой Г. м. ведущую роль и считают основным мозговым аппаратом сознания скопления серого вещества, лежащего в глубине мозга (т. н. «центрэнфелическая система»), рассматриваемого ими как источник влечений и сознательной жизни человека. Для совр. науки в равной мере неприемлемы как мысль, что сложнейшие социально-историч. по своему происхождению виды психич. деятельности локализованы в ограниченных участках коры Г. м., так и мысль, что кора Г. м. представляет собой не-дифференцир. массу, имеющую однородную функцию.
Человеческая деятельность требует совместной работы ряда анализаторов; это особенно относится к тем формам деятельности, к-рые осуществляются с помощью языка и созданных на его основе связей второй сигнальной системы (см. Сигнальные системы). Поэтому психич. деятельность опирается на сложную систему функционально связанных участков коры Г. м. Однако это не значит, что во всяком виде психич. деятельности вся масса клеток коры Г. м. участвует как единое целое. В каждую данную деятельность вовлекается система мозговых участков, связанных с осуществлением тех частных функций, к-рые необходимы для выполнения этой деятельности. Сложные психич. процессы опираются на целую систему совместно работающих зон коры Г. м., на сложную функциональную мозаику возбужденных и заторможенных центров. Совр. наука разработала теорию «системной локализации» мозговых процессов (сов. ученые Н. И. Гращенков, А. М. Гринштейн, А. Р. Лурия, И. Н. Филимонов, Г. И. Поляков и др.). Вопрос о локализации функций в коре Г. м. нельзя понять без учета сложных взаимоотношений, в к-рые вступают отдельные зоны коры Г. м. в процессе развития. Сов. ученый Выготский установил, что поражение одних и тех же областей коры Г. м. может привести у взрослого и у ребенка к совершенно различным послед- 384 ГОЛОСОВ —ГОЛЬБАХ ствиям. Так, поражение затылочной области коры Г. м. вызывает у взрослого человека нарушение анализа и синтеза зрительно воспринимаемых предметов (т. н. агнозию), но не приводит к нарушению уже сложившейся речи. Наоборот, у маленького ребенка это же поражение приводит к нарушению зрит, анализа и синтеза, но вместе с тем и к недоразвитию содержания речи, к-рое не может успешно сформироваться при отсутствии четкого зрит, восприятия предметов. Исследования амер. ученого X. У. Мэго-уна, франц. ученых А. Э. Фессара, А. Гасто и др. показали, что наряду со специфич. возбуждением, начинающимся при восприятии внешнего сигнала и идущим к строго определенной части коры Г. м., возникает и широко распространенный поток неспе-цифич. возбуждений, распространяющихся от ретикулярной формации ко всем отделам коры Г. м. и особенно проявляющийся в базальных отделах коры мозга. Этот неспецифич. поток возбуждений проявляется отчетливо при каждом состоянии внимания и фактически принимает участие во всех видах деятельности, придавая ей активный характер. В настоящее время в изучении функций Г. м. используются приемы регистрации электрич. токов мозга, возникающих в отд. слоях и клеточных группах, и нейрохирургич. приемы, позволяющие наблюдать изменения функций мозга при операциях. Лит.: Бехтерев В. М., Проводящие пути спинного ГОЛОСОВ, Виктор Федотович [р. 23 дек. 1906 (5 янв. 1907)] — сов. философ, профессор (1955), д-р филос. наук (с 1955). Член КПСС (с 1925). Окончил Академию коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (1930). С 1930 преподает философию.. С 1951— зав. кафедрой философии и политич. экономии Красноярского гос. пед. ин-та. Работает преимущественно над проблемами истории философии 17 —18 вв. и над еек-рыми вопросами филос. наследства В. И. Ленина. Соч.: Был ли Чернышевский социалистом-утопистом?, «Под знаменем марксизма», 1928, jsfi 11; Борьба Ленина с русскими неокантианцами, в сб.: Революция и культура в Средней Азии, Сб. 1, Ташкент, 1934; К вопросу о классовых лорнях гегелевской философии, «Уч. зап. Красноярск, гос. пед. ин-та», 1955, т. 4, вып. 1; Единство труда и мышления, теории и практики—основа возникновения и развития материалистической философии, там же, 1956,т. 6,вып. 2; Возникновение ленинизма — новый этап в развитии марксистской философии, Красноярск, 1958; Очерки по истории английского материализма XVII—XVIII вв., [Красноярск], 1958; Книга В..И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» — величайшее философское произведение творческого марксизма. Красноярск, 1959; «Социальный дарвинизм» и вейсманизм-морганизм на службе американо-английского империализма, «Уч. зап. Красноярского гос. пед. ин-та», 1952, т. 1. ГОЛУ ВИН СКИЙ, Федор Александрович (22 дек. 1797—22 авг. 1854) — рус. философ-идеалист. Магистр (с 1818), ординарный проф. (с 1842) Моск. духовной академии. Критикуя Гегеля за идею изменяемости абсолютного, Г. пытался построить собств. идеалистич. систему, имея целью обосновать православное христианство. Человеч. познание Г. рассматривал как «посредственное» откровение, в отличие от непосредственного — через «слово божие». Осн. понятие его философии — идея бесконечного, существующая только в уме и свидетельствующая о наличии твор- ца. Философией, наиболее близкой к истине, Г. считал платонизм. Г. выступал против материа-листич. атомистич. учения, защищал субстанциональность души и ее бессмертие. Учеником и последователем Г. был Кудрявцев-Платонов. С о ч.: О конечных причинах. Письмо 1, в кн.: Прибавления к творениям святых отцов, ч. 5, М., 1847; Лекции философии, вып. 1—4, М., 1884—86; Переписка Ф. А. Голубинского с Ю. Н. Бартеневым, «Русский архив», 1880, кн. 3. Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, «Вопросы филос. и психол.», 1890, кн. 4; Глаголев С. С, Протоиерей Федор Александрович Голу-бинский. (Его жизнь и деятельность), Сергиев Посад, 1898. ГОЛУХОВСКИЙ (Goluchowski), Юзеф (1797— 1858) — польский философ-иррационалист. Филос. образование получил в Гейдельберге и в Эрлангене (Германия), где учился у Шеллинга. Проф. философии Виленского ун-та (1823—24). Филос. взгляды Г., сформировавшиеся под влиянием Шеллинга, были идеалистическими и иррационалистическими. Г. отвергал ма-териалистич. философию и прогрессивные социальные концепции 18 в. Теории обществ, договора Г. противопоставлял идею об обществе как организме, в к-ром должны существовать иерархия и неравенство классов. Государство-нация, по Г., есть божеств, творение, обладающее собств. нац. духом; задача философии состоит в выражении этого духа. Г. является, т. о., одним из творцов польской т. н. «национальной философии», ставшей надолго идейным оружием реакционных классов. Под влиянием восстания крестьян в Галиции (1846) занялся изучением крест, вопроса. В работах «О крестьянах» («О chlopach», 1847), «Крестьянский вопрос в Польше» («Kwestya wtoscianska w Polsce», 1849) и др. Г. выдвигал идею классового сотрудничества, выступал против попыток радикального решения крест, вопроса, ссылаясь на «вредность» социализма и коммунизма. С о ч.: Die Philosophie in ihrem Verhaltnisse zum Leben ganzer Volker und einzelner Menschen, Erlangen, 1822 (в рус. пер. Д. Велланского — Философия, относящаяся к жизни целых народов и каждого человека, СПБ, 1834); Rozbior kwestyi wloScianskiej w Polsce i w Rossyi w r. 1850, Poznan, 1851; Dumania nad najwyzszemi zagadnieniami czlowieka, poprzedzone historycznem rozwinigciem glownych systemat6w filozoficznych od Kanta do najnowszych czasow, t. 1—2, Wilno, 1861. Лит.: Harassek S., J. Gohichowski, zarys zycia i filozofii, Kr., 1924; К г о n s k i Т., Reakcyi mesjanistyczne i katolicka w Pofsce polowy XIX w., в сб.: Z dziejow polskiej mysli filozoficznej i spolecznej, t. 3, Warsz., 1957. E. Шацкий. Польша. ГОЛЬБАХ (Holbach), Поль Анри (1723—21 июня 1789) — франц. философ-материалист и атеист, один из идеологов революц. франц. буржуазии 18 в. Род. в г. Эдесхейме в Пфальце, воспитывался и провел свою жизнь в Париже. Г. был деятельным сотрудником «Энциклопедии». В салоне Г., ставшем одним из центров филос. и атеистич. мысли пред-революц. Франции, часто встречались Дидро, Гельвеций, Д'Аламбер, Бюффон, Нежон и др.; одно время здесь бывал и Руссо. Во Франции 18 в. «философская революция служила введением к политическому перевороту» (Э н-гельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 5). Г. был одним из основных деятелей этой идейной подготовки революции. Он теоретически обосновывал необходимость замены феод, порядков новым, «естественным» и «разумным» обществ, строем, к-рый в действительности оказался бурж. обществом. Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал пер- ГОЛЬБАХ 385 вичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеч. сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными, частицами яв-аяются неизменные и неделимые атомы, осн. свойства к-рых — протяженность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Все формы движения Г. сводил к механич. перемещению. Этот метафизич., механи-стич. характер материализма Г. и его единомышленников объясняется состоянием естествознания в 18 в., когда из наук были развиты гл. обр. механика и математика, и классовой ограниченностью бурж. идеологии. Материя и движение, по Г., нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, ее атрибут, движение столь же несотворимо, неуннчто-жаемо и бесконечно, как и материя. Г. отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь онредел. образом организованным формам материи. Используя данные совр. ему естествознания, Г. создал свой главный труд — «Систему природы...» («Systeme de la nature...», v.l — 2, 1770), явившийся, по словам современников, «библией материализма». Г. писал: «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, представляет нам повсюду лишь материю и движение; ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий;... идея природы заключает в себе необходимым образом идею движения. Но, спросят нас, откуда эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничто не может существовать. Мы скажем, что движение — это способ существования (i'acon d'etre), вытекающий необходимым образом из сущности материи; что материя движется благодаря собственной своей энергии» («Система природы...», М., 1940, с. 12, 18). Г. признавал наличие объективных закономерностей Материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинен ее законам. Свободу воли Г. отрицал, считая поведение людей причинно обусловленным. Отстаивая познаваемость материального мира, Г., исходя из материалистич. сенсуализма Дж. Локка и преодолевая непоследовательность его взглядов, считал ощущения единств, источником познания. Познание, по Г., является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистич. теория познания Г., разделяемая также другими франц. материалистами, была направлена против агностицизма, теологии, идеалистич. сенсуализма Дж. Беркли и учения Р. Декарта о врожденных идеях. Бурж. сущность мировоззрения Г. резко проявилась в его социально-политич. взглядах. Г. критиковал феод, собственность и феод, формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлеченное, абстрактное понятие человеч. природы, Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения обществ, явлений в законах природы и разделял идеалистич. договорную теорию происхождения общества (см. Общественный договор). Развитие человеч. общества, по мнению Г., есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т. д. Осуждая феод, строй как неразумный, Г. ожидал осуществления «царства разума» (бурж. строя) в результате появления просвещ. монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека Г. считал его интерес, пользу. «У Гольбаха вся деятельность индивидов в их взаимном общении, например речь, любовь и т. д., изображается в виде отношений полез- ности и использования». Эта «теория Гольбаха есть исторически правомерная философская иллюзия насчёт поднимавшейся тогда во Франции буржуазии, чью жажду эксплуатации ещё можно было изображать, как жажду полного развития индивидов в условиях общения, освобождённого от старых феодальных пут. Впрочем, освобождение, как его понимает буржуазия,— т. е. конкуренция,— являлось для XVIII века единственным возможным способом открыть перед индивидами новое поприще более свободного развития» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 409—11). Считая себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса наиболее существ, чертой человеч. природы, Г., однако, отвергал крайний эгоизм и защищал идею сочетания личного и обществ, интересов. В числе др. франц. материалистов Г. учил о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием Г. сыграл определ. роль в идейной подготовке утопич. социализма 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144—45). Г. принадлежат написанные в духе бурж. просветительства остроумные воинствующие атеистич. произведения, проникнутые едким сарказмом. Их высоко оценил Ленин (см. Соч., 4 изд., т. 33, с. 204). На основе учения о единстве материи и движения Г. опровергал не только традиционно-религ. представления о боге-творце, но и деистич. учение о «первом толчке». Опираясь на учение о единстве материи и сознания, отвергая субстанциальное существование последнего, Г. наносил сокрушительный удар по религ. вымыслам о бессмертии души. Ввиду преследований со стороны церковников произведения Г. выходили анонимно и, как правило, за пределами Франции. Совр. империалистич. реакция, к-рой ненавистны «Система природ ы»— главный труд Г. Издан впервые под именем — Ж. Б. Мирабо (J.-B. Mirabaud, член Французской академии, умерший в 1760). Местом издания числится Лондон, но книга вышла в Амстердаме в 1770. 13 авг. 1770 книга была предана публичному сожжению по приговору париж. парламента. Несмотря на это, она продолжала выходить новыми изданиями, причем с 1774 автор помещал в приложении речь гос. обвинителя и свой краткий ответ. В 1820 вышло издание в двух томах с примеч. Д. Дидро. В 1821 и 1822 книга издана в Париже под именем Г. Во Франции готовится новое критич. издание, оно должно войти во второй том гольбаховских «Textes choisis» (первый том вышел в 1957). Переводы на рус. языке — М., 1924, е библиографией, составленной И. К. Лупполом, и М., 1940, с предисловием издательства и послесловием П. С. Попова. В «Санктпетербургском журнале» И. Пнина (1798. ч. 1, с. 197—206) П. Яновский поместил искаженный перевод двух глав «Системы природы». Он опубликован также в приложении к Соч. И. Пнина, М., 1934. Рукоп. перевод «Системы природы» ходил в декабристских кругах, в частности имелся у члена юж. об-ва декабристов Н. Крюкова (см. «Избр. соц. политич. и филос. произв. декабристов», т. 2, 1951, с. 556). На нем. яз. издана в 1783 как книга Мирабо («System der Natur...», aus dem Franz, von К. G. Schrei-ter, Tl 1—2, Frankfurt — Lpz., 1783), на англ.-L., 1797, Philadelphia, 1808; Boston, 1853— включает заметки Дидро. В 1957 изданы двухтомный польский перевод с введением К. Шанявского (К. Szaniawski) в Кракове и однотомный румынский — в Бухаресте, выполненный известным румынским философом Д. Бэдэрзу и снабженный его же вводной статьей. «Разоблаченное христианство или исследование начал и выводов христианской религии» — одно из ранних произведений Г., направленное против религии. Первое изд. вышло с нарочито искаженными выпускными данными. На тит. листе автором числится Н. А. Буланже, место и год изд.: Londres, 1756, однако предисловие первого издания помечено 1758. Фактически книга издана в Нанси в 1761. Затем появилось издание в Голландии, 1766 (П. Шар-боннель считает его первым, дошедшим до широкой публики). При жизни автора книга издавалась девять раз, неоднократно выходила и после его смерти. В 1957 вышло новое критич. издание в кн.: P. Holbach, Textes choisis, v. 1, P., 1957, автор примечаний П. Шарбон-нель. Перевод на рус. яз.—1924 (с предисловием А. М. Дебо-рина), в 1936 под ред. и с предисл. И. К. Луппола; на англ.— N. Y., 1795, L., 1814; на исп.—L., 1821. Л. Азарх. Москва. 386 ГОМ —ГО МО-ЖО Соч.: La morale universelle, ou les devoirs de l'homme fon-des sur la nature, v. 1 — 3, Amst., 1776; La politique naturelle, ou discours sur les vrais principes du gouvernement, 2 tt. en 1 v., L., 1773; Карманное богословие, М., 1959; Избранные антирелигиозные произведения, т. 1, М., 1 934; Священная зараза.— Разоблаченное христианство, М., 1936; Здравый смысл. Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным, М., 1941; Письма к Евгении. Здравый смысл, М.,1956. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; их же, Немецкая идеология, там же, 2 изд., т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Соч., 4 изд., т. 19, М.. 1948; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, М., 1951; Беркова К. Н., П. Гольбах, 2 изд., М., 1923; Альтер И. М,, Философия Гольбаха, М., 1925; Васильев С. Ф., Механический материализм и Гольбах, в его кн.: Из истории научных мировоззрений. Сб. статей, М. — Л., 1935, с. 105—17; Коган Ю., Мегружан Ф., Атеистические памфлеты Гольбаха, «Фронт науки и техники», 1936, N° 10; История философии, т. 2, [М.], 1941 (см. Указатель имен); Залманович А. В., Атеизм Гольбаха, «Уч. зап. Тульского гос. пед. ин-та», 1955, вып. 6; В о л г и н В. П., Социальные и политические идеи Гольбаха, «Новая и новейшая история», 1957, N° 1, с. 29 — 55; К о ч а р я н М. Т., Атеизм Гольбаха, М., 1957 (Автореф. дисс); История философии, т. 1, М., 1957, с. 559 — 65 и др. по указат.; С u s h i n g M. P., Baron d'Holbach, N. Y., 1914; Hubert R., D'Holbach et ses amis, P., [1928].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|