Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 38 глава




Соч.: Критический взгляд на философию Канта, Киев, 1847; О характере философии средних веков, «Современник», 1849, [т. 15], № 6; Введение в историю философии, Киев, 1871; Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение той и другой к образованию, вып. 1—3, Киев, 1878—84.

Лит.: Антонович М. А., Современная философия, [Реп. на «Философский лексикон», соч. С. С. Гогоцкого], «Современник», 1861, № 2; П и с а р е в Д. И., Схоластика XIX в., Соч., т. 1, М., 1955; [К о луб о в с к и й Я. Н.], Материалы для истории философии в России. С. С. Гогоцкий «Вопр. филос. и психол.», 1890, кн. 4, прилож. 1 и кн. 5, прилож. 1; История философии, т. 4, М., 1959, с. 64 — 65.

Л. Коган. Москва.

ГОДВИН, Г о д у и н (Godwin), Уильям (3 марта 1756—7 апр. 1836) — англ. утопист, политич. писатель и беллетрист. Получил духовное образование и не­сколько лет был проповедником. Восприняв идеи франц. просветит, философии 18 в., особенно Руссо, к 1781порвал с религией и занялся лит. деятельностью. Наряду с романами, рисующими картины эксплуата­ции рабочих и угнетения крестьян, написал ряд книг на морально-философские, социально-лолитич., эконо-мич., педагогич. и историко-лит. темы. Доктрина Г., изложенная в «Исследовании относительно полити­ческой справедливости» («An enquiry concerning po­litical justice and its influence on general virtue and happiness», 1793; выходила под названием: «Enquiry concerning political justice and its influence on morals and happiness» в 1796,1842,1926, 1946; рус. пер. кн. 8— «О собственности»,со вступ. ст. В. Волгина, М., 1958) и др. соч., исходила из признания всемогущества человеч. разума, характер деятельности к-рого опре­деляется окружающей социальной средой. Подвергая критике существующий порядок, Г. пытался открыть обществ, строй, соответствующий истине, и тем самым осуществить справедливость, строй, един­ственно возможный, поскольку истина — одна.

Г. полагал, что люди могут в согласии организовать производств, деятельность с целью полного удовлетво­рения потребностей всех. Но этому препятствует право собственности, породившей неравенство и разделение общества на классы, из к-рых класс богатых и празд­ных присваивает себе плоды труда класса неиму­щих,— общ. строй, угнетающий человека, личность, ограничивающий его возможности. Г. требовал отмены права собственности и гос, власти, покровительствую­щей богатым и обеспечивающей их господство. Он пы­тался сочетать анархич. индивидуализм в организации производств, деятельности с коммунизмом в организа-


ции потребления: его идеал — свободное общество независимых работников, продукты труда к-рых рас­пределяются между всеми по потребностям. При таком строе, где господствует разум, гос-во, по мнению Г., окажется ненужным; только в переходный период могут понадобиться судебные органы для разрешения споров и нар. организация обороны. Для достижения нового строя Г. признавал допустимым и путь на-сильств. революции, но он верил в то, что она ока­жется ненужной, т. к. разум должен восторжествовать: богатые, поняв, что источник блага личности — общее благо, станут инициаторами создания нового строя. Мелкобурж. утопия Г. оказала значит, влияние на развитие различных направлений анархизма и утопич. социализма, в частности идей Оуэна. Энгельс отме­чал, что осн. труд Г. содержит «многие прекрасные вещи, в которых Годвин граничит с коммунизмом», но что «он в своих выводах решительно антисо­циален» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, 1929, с. 18).

Соч.: The Enquirer, reflexions on education, manners and literature, L., 1823; On population..., an answer to Mr. Malthus's essay..., L., 1820; Калеб Вильяме, М,—Л., 1949.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Переписка, Соч.,
т. 21, М.—Л., 1929, с. 17—18; Маркс К. иЭнгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 1—3, м., 1955 (т. 1, с. 615—16, т. 2, с. 463,
т. 3, с. 402, 412—13); Чернышевский Н. Г., Поли,
собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель имен, с. 861); Б е-
линский В. Г., [Рецензия на роман Г.] Калеб Вильяме.
Поли. собр. соч., т. 3, М., 1953; Р а м у с П., Вильям Годвин
как теоретик коммунистического анархизма, М., 1925;
Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1,
М.—Л., 1928; Paul С. К., William Godwin, his friends
and contemporaries, v. 1—2, L., 1876; Gonrg R., William
Godwin, sa vie.ses oeuvres principales, P., 1908; Brown F. K.,
The life of William Godwin, L., 1926: Woodcock S.,
William Godwin, L., 1946; Monro D., Godwin's moral
philosophy, I,., 1953. И. Зильберфарб. Москва.

ГОКИЁЛИ, Левап Петрович [р. 7 (20)дек. 1901]-сов. логик и математик. Д-р физико-математич. наук (с 1Э35), профессор (с 1936). Окончил математич. ф-т Тбилисского ун-та (1924). Зав. кафедрой общей мате­матики Тбилисского ун-та (с 1934). Работы Г. посвя­щены филос. проблемам математики, вопросам теории логики; в частности, в ряде работ Г. разработаны вопросы теории умозаключения, дано критич. иссле­дование различных совр. теорий логики (многознач­ная логика, вероятностная логика, интуиционистская логика и др.).

С О Ч-" 3^J°3C° C-> bodbogt^QCOd оэдпАооЬ (ooq^d-E>q5ou bajocobQ&o, (BscnQcb^ojob cpo ^O^kojob ^^МЗСГОи0 о6Ьфоф£)фо. от&о£"оЬо. 'Э ^o>9q2)o.). оэйо^оЬо, 1934; 3 о b o-

ЭафгуоЬ Qpocg^dEgoob ЗЛгоо^дЭдЬо. ^J-'Bo: ЭоЛ^Ьо j., 3j-отдЭ^фо^£)^о Ьд^&о^з^дйо, cnboi^obo, 1947.

Ha рус. яз.: К проблеме аксиоматизации логики, Тб., 1947; О понятии числа, Тб., 1951; О парадоксах теории множеств, «Тр. Тб. Ун-та», 1957. т. 64; О природе логическо­го, Тб.,,1958.

ГОЛИЦЫН, Дмитрий Алексеевич [15(26) мая 1734—23 февр. (6 марта) 1803]— рус. ученый и дипло­мат (посол во Франции и Нидерландах), князь; почет­ный член Петербургской АН и ряда иностр. академий и науч. об-в. Друг Вольтера и Дидро, Г. по своим филос. взглядам примыкал к материалистам 18 в. Впервые (в 1773) издал кн. Гельвеция «О человеке». Написал работу в защиту Бюффона — «Защита г. Бюффона от несправедливых и непристойных нападок гг. Делюка и Сажа» («Defence de Mr de Buffon contre les atlaques injustes et indecentes de M. Deluc et Sage», 1793). He поняв бурж. сущности учения франц. экономистов-физиократов, Г. считал его наилучшей защитой устоев феодализма («О духе экономистов или экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу французской революции»— «Del'esprit des economistes ou les economistes justifies d'avoir pose par leurs principes les bases de la Revolu­tion P'rancaise», 1796). Для сохранения дворянского


ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 379


господства Г. предлагал отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. Нек-рые из многочисл. писем Г. (хранящихся в ЦГАДА, фонд Голицыных, дела 1111 —1125) опублико­ваны в кн: «Избр. произв. русских мыслителей второй пол. XVIII века», т. 2, 1952 (с. 33—45).

Лит.: Бак И. С, Дмитрий Алексеевич Голицын (фило­софские, общественно-политические и экономические воззре­ния), «Исторические записки», 1948, т. 26. И. Бак. Москва.

ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (нидерланд­ская философия). В течение всего средневе­ковья вплоть до нач. 17 в. Г. ф. развивалась у народов, населявших территорию совр. Нидерландов и совр. Бельгии, составлявших тогда одну страну. Видным философом-схоластиком 13 в. был Генрих из Гента (ум. в 1293), к-рый после 1277 преподавал в Париж, ун-те. В филос. борьбе, начавшейся в схоластике в результа­те проникновения материалистич. идей Ибн Рошда (Аверроэса), Генрих из Гента выступил приверженцем консервативных схоластич. традиц. идей Августина и его последователей. Одновременно он был и против­ником Фомы Аквинского. Однако уже ученик Ген­риха — Годфрид из Фонтена, подвизавшийся в Лют-тихе, в противоположность своему учителю, скло­нился к томизму. Видную роль в истории средневек. схоластики сыграл Вилъем из Мёр беке, переводчик с греч. на лат. язык произведений Аристотеля, а также и нек-рых других античных ученых и философов.

Фламандец Сигер Брабантский (преподававший в Парижском ун-те) явился самым крупным пред­ставителем аверроистского аристотелизма в зап.-европ. схоластике, развившим его материалистич. тенденции, и был одним из ранних представителей теории двойственной истины, разлагавшей схола­стику. Смерть Сигера не приостановила распростра­нения аверроизма в Зап. Европе, в том числе и в Ни­дерландах. Еще в 1512 за аверроизм был сожжен голландец Герман ван Рейсвик. Против схоластич. спекуляций о боге и чрезмерном развитии внешних форм римско-католич. культа писал фламандский мистик Ян ван Ройсбрук (1293 — 1381) — автор соч. «Одеяние духовного брака» (Ruysbroeck, Van der Chie-rheit der gheesteleker Brulocht, рус. пер. 1910). Развитие схоластич. философии в дальнейшем сосредоточивается в Лувенском ун-те, основанном в 1426. Видный пред­ставитель схоластич. философии Дионисий Картхёй-зер (1402—71) учился в Девентере, где подружился с Николаем Кребсом, будущим Николаем Кузанским, затем — в Кёльнском ун-те, где защитил док. дис­сертацию «О сущности и существовании» (Dionysius de Kartuizer, De ente et essentia), написанную в духе томизма, к-рый присущ и его последующим произ­ведениям —«Свод ортодоксальной веры» («Summa fidei orthodoxae libri IV»)., «Компендий духовной жиз­ни» («Compendium vitae spiritualis...»). Накануне бурж. революции Нидерланды становились одним из главных очагов европ. культуры; возрастало влияние идей гуманизма, развертывалась деятель­ность т. н. «риторических обществ», ставивших спек­такли, устраивавших лит. вечера и диспуты и зани­мавшихся переводами на фламандский язык произ­ведений античных авторов. Крупнейшим нидерл. и европ. гуманистом конца 15 — нач. 16 вв. был Эразм Роттердамский. Лит. деятельность Эразма сыграла большую роль в популяризации гуманистич. образованности, способствовала подрыву церк. авто­ритета и подготовке церк. реформации, революцио­низирующее влияние к-рой с особой силой прояви­лось именно в Нидерландах. Деятельность Эразма будила также интерес к науке, к знанию, независи­мому от церковно-богословского авторитета. Вид­нейшим продолжателем Эразма в Нидерландах был Юстус Липсиус (1547 —1606), стремившийся возобно-


вить стоицизм, прославлявший стоич. невозмути­мость духа, однако уклоняющийся от выявления про­тиворечий стоич. и христ. учений. Его ученик Путеа-нус сделал безуспешную попытку объединить со стои­цизмом элементы эпикуреизма. Деятельность этих гуманистов развертывалась в период Нидерландской бурж. революции 16 в.

Для идейной жизни Нидерландов 2-й пол. 16 и в 17 вв. характерна ожесточенная борьба религ. вероисповеданий, партий и сект, оказавшая прямое влияние на развитие филос. и социологич. идей. Видным нидерл. мыслителем 16 в. был Дирк Корн-херт (1522—90), проповедовавший веротерпимость и этим вызывавший ненависть реакционеров и фанатиков, притом не только католических, но и протестантских. Он опубликовал первое филос. произведение на голл. языке — «Этику» (Coornhert, Zedekunst..., 1586, нов. изд. 1942). Этика в понимании Корнхерта есть искусство правильной, доброй жизни, основанное на истинном познании человека, его добродетелей и грехов. Корнхерт утверждал, что жизнью наделены не только люди, но и растения и животные, однако только человек благодаря своему разуму и способ­ности к свободному выбору является носителем целе-полагающего начала. Положение о свободе воли чело­века, проявляющейся в его деятельности, было не столько выражением сознательно проводимого Корн-хертом филос. индетерминизма, сколько теоретич. базой его выступлений против фанатизма и нетерпи­мости ортодоксального кальвинизма, исходившего из крайне фаталистич. убеждения о полной несвободе воли человека, об абсолютной зависимости ого поступ­ков от предвечного решения бога. В этом отношении Корнхерт явился продолжателем Эразма Роттердам­ского, к-рый в своем соч. «О свободной воле» («De libero Arbitrio diatribe») выступил против Лю­тера, против фанатизма и религ. нетерпимости про­тестантов. Корнхерт не соглашался с положениями протестантов о начальной испорченности человеч. природы. Нет оснований утверждать, доказывал Корнхерт, что человек сам по себе добр или зол; удовлетворение естеств. склонностей отнюдь не являет­ся скверным, становясь таковым лишь в результате чрезмерности. Знаменательны также рационалистич. мотивы, присутствующие в «Этике» Корнхерта. Публицистом эпохи нидерл. революции, написавшим ряд острых памфлетов и трактатов на политич. и теологич. темы, был Филипс Марникс ван Синт Алде-гонде (1538—98). Выходец из аристократич. семьи, Марникс стал приближенным Вильгельма Оран­ского и, в отличие от Корнхерта, убежденным каль­винистом. Из написанных им произведений особую известность получил «Улей святой римской церкви» (Ph. van Marnix, De Bijencorf der h. roomscher Kercke, 1569) — едкая сатира, изобличавшая поряд­ки, господствовавшие в римско-католич. церкви.

Победоносный исход нидерл. революции, завоевание Нидерландами политич. независимости открыли даль­нейшие возможности для развития капитализма и бурж. культуры. Голландия 17 в. была образцовой капиталистич. страной и являлась в течение всего этого столетия самой передовой страной Европы как в экономич., так и в культурном отношении. Наиболь­шая в тех условиях свобода религ. вероисповедания, наилучшие возможности для научно-исследоват. рабо­ты, а также для публикации произведений прогрес­сивной мысли сделали Голландию 17 в. убежищем для передовых мыслителей различных европ. стран, преследуемых католич. церковью и реакц. правитель­ствами. Среди многочисл. политич. и идеологич. изгнанников, эмигрировавших в Голландию, особенно выделяются имена Декарта, Бейля, Локка. Голлан­дия 17 —18 вв. была центром европ. книгопечатания.


380 ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Ун-ты, основанные в Лейдене (1575), Франекере (1589), Гронингене (1614), Утрехте (1636) и Хардер-вейке (1647), стали центрами передовой науки, фило­софии, обществ, -политич. и социологии. мысли. В Нидерландах были четко сформулированы идеи зависимости государя от воли народа. «Не народ создан для государя, а государь для народа, ибо без народа не было бы и государя...»— провозглашалось в акте Генеральных штатов о низложении исп. коро­ля Филиппа II. Развивая эти идеи, Иоганн Алътузий выступил с. систематич. обоснованием идеи о нар. суверенитете. Еще более крупным обществ.-политич. мыслителем этой эпохи был Гуго Греции — один из основателей бурж. теорий естественного права и общественного договора, к-рые стали определяющими для всей передовой бурж. обществ, мысли 17 —18 вв. Являясь систематизатором междунар. права, Гре­ции выступил одним из ранних творцов бурж. юриспруденции. В силу указанных выше причин развитие Г. ф. переплеталось с развитием философии в др. странах Европы. Именно в Голландии окон­чательно созрел и получил лит. осуществление план реорганизации наук и философии француза Декарта. Среди многочисл. учеников Декарта выделяется гол­ландец Леруа, профессор Утрехтского ун-та, первый мыслитель, придавший картезианству материалистич. истолкование и в силу этого порвавший со своим учи­телем и оказавший прогрессивное воздействие на развитие материалистич. филос. мысли не только в Голландии, но и во Франции и в нек-рых др. стра­нах. Из Голландии же вышел и самый крупный пред­ставитель картезианской физики, боровшийся с нью-тонианской физикой,— Христиан Гюйгенс, открывший плеяду таких выдающихся голл. ученых 17 —18 вв., как Гудде, Снеллиус, Бургаве, Сваммердам, Левен-гук и др. Идеализм нашел своего представителя в Арнольде Гейлинксе, профессоре Лувснского, а затем Лейденского ун-тов. Гейлинкс подверг карте­зианство идеалистич. интерпретации, получившей название окказионализма.

Самым крупным продолжателем прогрессивной материалистич. филос. традиции, связанной с карте­зианством, явился величайший голл. философ-мате­риалист Бенедикт Спиноза. Его учение о субстанции, атрибутах и модусах явилось итогом развития пере­довой филос. мысли в Зап. Европе 17 в. Значит, явлением была и рационалистич. теория познания Спинозы и в особенности развитая им этич. теория. Спиноза — один из наиболее видных представи­телей обществ.-политич. и социологич. мысли 17 в., один из главных теоретиков естественного права и общественного договора. Значение Спинозы в исто­рии передовой голл. и европ. филос. мысли определя­лось также и тем, что его филос. система имела яр­ко выраженную атеистич. направленность, к-рая особенно четко проявилась в систематич. критике им Библии. Смелость и радикальность этой критики обеспечили ей влияние еще и в 18 в. Другим продол­жателем прогрессивных традиций картезианства был Валтасар Беккер, к-рый в конце 17 в. в книге, написан­ной на нар. флам. языке, выступил энергичным разоб­лачителем влиятельных в ту эпоху суеверий. В даль­нейшем прогрессивная линия в Г. ф. не получила значит, развития. В 18 в. Голландия уступает свое место передовым странам капитализма — сначала промышленной Англии, а затем и Франции. В 18 в. в Г. ф. наступил застой. Для этого периода самым крупным голл. мыслителем был Франс Хемстерхёйс (1721—90), к-рый, будучи одно время круп­ным нидерл. чиновником, изучая математику, астрономию, физику, лат. и греч. философов, особенно Сократа и Платона, не пришел ни к материализму, ни к рационализму. Напротив, его филос. воззрения


открыто враждебны рационализму, атеизму и мате­риализму, особенно франц. материализму и просве­щению 18 в. Изложенная весьма несистематично и бес­связно, философия Хемстерхёйса явилась одним из первых образцов «философии чувства». Хемстерхёйс считал, что убеждение, возникающее у людей, есть бо­жеств, дар; человек не в состоянии познать не только материю, но и внешние вещи, а познает только спо­собы воздействия вещей на органы чувств. Хемстер­хёйс оказал значительное влияние на Гамана, Якоби, Новалиса и др. нем. романтиков.

В дальнейшем Г. ф. развивалась в русле университет­ской науки, как правило, воспроизводившей влият. философ, учения Европы. Еще при жизни Канта его философия получила в Голландии значит, рас­пространение, в особенности благодаря деятель­ности проф. философии в Амстердаме Паула ван Хемерта (1756—1825), к-рый в 1798 основал «Maga-zin voor de critische wijsbegeerte» для пропаган­ды кантианства. Одновременно с ним проф. языка и литературы в Люттихе Иоханнес Кинкер (1764— 1845) издал несколько трудов о философии Кан­та. Самый значительный из них «Дуализм человече­ского разума» (J. Kinker, Le dualisme de la raison hu-maine..., 1850—52)— одно из первых изложений кан­тианства на франц. языке. К кантианству примкнул также и И. Баккер. В конце 18 в. и в нач. 19 в. под влиянием идей франц. бурж. революции возник интерес к античной философии. Проф. классич. фило­логии в Амстердаме и Лейдене Виттенбах (1746— 1820) и философ ван Хёсде (1778—1839) занимались исследованиями и популяризацией античной мысли, но, подобно Хемстерхёйсу, преимущественно идеали­стической. Результатом занятий платоника ван Хёсде явился его объемистый 4-томный труд «Сокра­товская школа» (P. W. van Heusde, De socratische school, t. 1—2, 1834—35). Противником увлечения классич. филологией и философией, а также союза между философией и теологией выступил Корнелис Опзомер (1821—92), проф. Утрехтского ун-та, имев­ший неоднократные столкновения с церковниками и их приверженцами. Опзомер стал первым — и притом видным — представителем позитивизма Конта и Милля в Голландии. В своих произведениях «Путь к знанию» (С. W. Opzomer, De weg der wetenschap..., 1851), «Наука и философия» («Wetenschap en wijsbege­erte», 1857) и в ряде других он выступил за «научную» философию, свободную от классическо-филологич. и теологич. пут. Как позитивист, Опзомер стремился распространить методы естествознания на науку о че-ловеч. духе. Опзомер не тяготел к атеизму: его столк­новение с церковниками означало лишь, что он, как позитивист, отделял религию от науки. Религ. чувство якобы так же присуще человеку, как чувство удо­вольствия и неудовольствия, чувство прекрасного и «нравственное чувство». Сочетая позитивизм с фи­деизмом, Опзомер утверждал, что каждый «нормаль­ный» человек верит в управление бога, а каждый «об­разованный» человек уверен в торжестве доброго, прекрасного и разумного. Учеником и некоторое время последователем Опзомера был ван дер Вик (183G—1925), тоже проф. Утрехтского ун-та. В произ­ведениях, написанных в конце 19— нач. 20 вв., ван дер Вик перешел на позиции кантианства. Другой ученик Опзомера Аллард Пирсон (1831—96), проф. истории искусств в Амстердаме, выступал с острой критикой теологии, пытался сочетать дарвинизм с натурфилософией Спинозы и с этой позиции крити­ковал кантианство. Интерес к философии Спинозы в Голландии усилился в 60-х гг. 19 в., в особенности благодаря деятельности историка философии ван Влотена, к-рый совместно с проф. Утрехтского ун-та Ландом осуществил наиболее полное для того времени


ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —ГОЛОВНОЙ МОЗГ 381


издание произведений великого голл. материалиста. Считая себя спинозистом, Влотен в ряде статей резко критиковал теологию. Среди исследователей спинозизма заслуживает внимания Мейнсма, автор книги «Спиноза и его круг» (К. О. Meinsma, Spinoza en zijn kring, 1896).

Философия Гегеля также нашла приверженцев в Голландии, где нек-рое время существовал журнал, созданный в целях ее распространения. Первыми гегельянцами в Голландии были Киль, ван Герт, Баккер, Корф. Влияние объективного идеализма Гегеля особенно распространилось в конце 19— нач. 20 вв. в результате деятельности самого видного идеалиста Голландии 19—20 вв. Герардуса Болланда (1854—1922), проф. Лейденского ун-та (сменившего на этом посту Ланда). В своих первых работах Бол-ланд выступил как последователь Эдуарда Гартмана, к-р'ого он считал всеобъемлющим систематиком, до­стигшим вершины спекулятивного мышления. Однако вскоре он стал убежденным защитником гегелевского объективного идеализма. В произведениях «Старый разум и новый рассудок, или различие принципов Гегеля и Гартмана» (G. J. Bolland, Alte Vernunft und neuer Verstand, oder der Unterschied in Princip zwischen Hegel und E. v. Hartmann, 1902), «Чистый разум» («Zuivere Rede», 1905), «Шеллинг, Гегель, Фехнер и новая теософия» («Chelling, Hegel, Fechner, en de nieuwere theosophie», 1910), в ряде комментариев к предпринятым им изданиям трудов Гегеля на голл. яз. Болланд, обладавший большим лит. талантом, популяризировал его философию. Основное внима­ние, однако, голл. идеалист уделял не диалектич. методу Гегеля, а его объективно-идеалистич. си­стеме. Болланд уделял также значит, внимание вопросам религии, особенно истории возникнове­ния христианства. Учениками Болланда были ван Хёйзинга, Вас Нунес, Хессинга. Вместе с др. его исследователями они основали неогегельянское «Об­щество им. Болланда» («Bolland-Genootschap voor Zuivere Rede»), к-рое выпускало с 1922 журнал «Идея» («De Idee»). Видным бурж. голл. философом конца 19 — нач. 20 вв. был Г. Хейманс, проф. ун-та в Гронингене. Перу Хейманса принадлежит несколько учебников, имевших распространение в Голландии: «Законы и элементы научного мышления» («Gesetze und Elemente des wissenschaftlichen Denkens», Bd 1—2, 1890—94), «Введение в метафизику» («Ein-fiihrung in die Metaphysik auf Grundlage der Erfah-rung», 1905), «Этика» («Einfiihrung indie Ethik», 1914). В области теории познания Хейманс склонялся к кан­тианскому критицизму. Хейманс—один из наиболее видных представителей голл. психологии конца 19—20 вв., автор книги «Психология женщины» («Die Psychologie der Frauen», 1910, рус. пер. 1911). В конце 19— нач. 20 вв. в бурж. голл. философии большим влиянием пользовалось нем. неокантианство (проф. Лейденского ун-та де Соппер, проф. Амстер­дамского ун-та Копстам, проф. Утрехтского ун-та Овинк, учениками к-рого явились Снетлаге, Гудева-ген и Шмидт-Дегенер).

Во 2-й пол. 19 в. со страстным обличением голл. колониализма и голл. буржуазии выступил нидерл. писатель Мультатули (Эдуард Дауэс Деккер, 1828— 1887), к-рый, однако, но смог подняться выше индиви-дуалистич. методов борьбы.

Марксистская философия стала проникать в Гол­ландию с конца 19 в. Крупнейшим представителем революц. марксизма-ленинизма в Голландии является ген. секретарь Коммунистической партии Нидерландов Пауль де Гроот, к-рый вел решительную борьбу про­тив троцкизма и др. антипартийных группировок, был одним из руководителей Движения Сопротивле­ния. После окончания 2-й мировой войны возглавил


борьбу за демократизацию страны, за прекращение колониальной войны в Индонезии и за независи­мость Голландии от американо-англ. империализма. В ряде довоен. выступлений и работ, а также в работах послевоен. периода (опубликованных в голл. газете «De Waarheid», дек. 1956 — янв. 1957; см. «Коммунист», 1957, № 2 — «Современные со­бытия в свете ленинизма»; «Правда», 17 окт. 1958 — «Ревизионизм — орудие... реакции», и мн. др.) он творчески применил марксизм к голл. условиям, дал марксистское освещение событий в Венгрии и Егип­те, подверг критике совр. ревизионизм. В ст.«Истори­ческое сорокалетие» (Сб. «Международное значение Октябрьской революции», М., 1957) он показал влия­ние Октябрьской революции 1917 на голл. рабочее движение.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, гл. 5, § 5; В г и-
1 е z L., Hollandische Philosophic Brcslau, 1926; D i b о n P.,
La philosophic neerlandaise au siecle d'or, t. 1, P., 1954;
S ass en F., Wijsgerig leven in Nederland in de eerste helft
van de negentiende eeuw, Amst., 1954; Thijsscn-
Schoute C. L., Nederlands cartesianisme, Amst., 1954;
Overzee P. van, Het moderne humanisme in Neder­
land, [s'Gravenhage, 1955]. В. Соколов. Москва.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ — основная часть центр, нерв­ной системы позвоночных, позволяющая осущест­влять сложнейшую рефлекторную деятельность, ана­лизировать и синтезировать раздражения, доходящие из внешней Среды, сохранять следы прежнего опыта и замыкать новые связи, тем самым регулируя по­ведение организма. Г. м. является органом психич. процессов, органом сознательной общественной жизни человека.

Г. м.— продукт длительной эволюции, к-рая про­текает согласно основному закону — прогрессивной централизации нервной деятельности и постепенного сосредоточения основных ведущих формаций нерв­ной системы в ее переднем конце. На низших этапах эволюции многоклеточных организмов (кишечнополо­стные животные) нервная система представляет собой диффузную сеть и еще не имеет центр, регулирующего аппарата; у более высокоорганизованных живот­ных (кольчатые черви) она принимает вид цепоч­ки нервных узлов, состоящих из скопления нервных клеток, принимающих сигналы из окружающей среды и переводящих возникшие возбуждения в двига­тельные ответные реакции. У низших позвоночных образуется имеющая форму трубки центр, нервная система; расширяющийся кпереди конец нервной трубки — Г. м.— в дальнейшем сильно усложняется; он начинает принимать обонятельные, звуковые и световые сигналы, воспринимаемые т. и. «дистант­ными» рецепторами, анализировать и синтезировать эти раздражения и обеспечивать соответствующие приспособительные ответные движения. У высших позвоночных эта функция Г. м. усложняется: он становится органом высшей ориентировки в дейст­вительности, замыкания новых («условных») связей. У человека, переходящего к общественным. формам жизни с характерной для нее трудовой деятельностью и языком, Г. м. начинает осуществлять сложнейшие формы отражения действительности с помощью язы­ка, обеспечивает усвоение и сохранение обществен­ного опыта и осуществление наиболее сложных форм сознательной деятельности. Г. м. имеет сложное «иерархическое» строение. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражителей и регу­ляции поведения осуществляются низшими отделами центр, нервной системы — спинным, продолговатым, средним и межуточным мозгом; наиболее сложные формы — высшими этажами и прежде всего большими полушариями Г. м.

Спинной мозг является аппаратом, куда приходят раздражения от отдельных сегментов тела (кожи, мышц, желез, внутренностей) и в к-ром осуществля-


382 ГОЛОВНОЙ МОЗГ


ются местные («сегментарные») рефлексы. Эти рефлексы (защитные, сосудистые рефлексы, дефекация, моче­отделение) могут осуществляться без участия Г. м. и протекать бессознательно. Над спинным мозгом над­строены аппараты ствола мозга, состоящего из про­долговатого мозга, осуществляющего регуляцию жизненно важных функций дыхания, сердечно-сосуди­стой деятельности, глотания и т. д., и среднего мозга, куда приходят импульсы от зрительных и слуховых раздражений и где они вызывают наиболее простые двигательные рефлексы (сужение зрачка, поворот головы, настораживание), являющиеся первичными ориентировочными ответами организма на внешние раздражители. Средний мозг переходит в межуточ­ный мозг (диэнцефалон), в состав к-рого входят т. н. зрительные бугры и коленчатые тела (наружные и внутренние), служащие важнейшим подкорковым ап­паратом, куда стекаются все виды возбуждений, не­сущих чувствительные импульсы, т. н. подбугорная (или гипоталамическая) область, являющаяся центр, аппаратом, регулирующим обмен веществ. Межуточ­ный мозг тесно связан с т. н. базалыгыми двигатель­ными узлами — образованиями, к-рые получают им­пульсы от зрительных бугров и осуществляют слож­ные врожденные координированные движения (пла­вание рыбы, полет птицы, плавные движения назем­ных позвоночных). Весь этот «подкорковый» аппарат является органом сложнейших форм врожденной, без-условнорефлекторной (или инстинктивной) деятель­ности; он играет самостоятельную роль у низших позвоночных, но теряет свою самостоятельность у высших позвоночных — млекопитающих и особенно у человека. На всем протяжении мозгового ствола расположено особое скопление рассеянных между пучками волокон нервных клеток, составляющих т. н. сетевидное образование или ретикулярную форма­цию, к-рая связана со всеми областями коры Г. м. и к-рая играет по отношению к ней тонизирующую роль; из коры в свою очередь поступают импульсы в ретикулярную формацию, делающие ее работу избирательной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...