Ведическая религия-reды 235 38 глава
Соч.: Критический взгляд на философию Канта, Киев, 1847; О характере философии средних веков, «Современник», 1849, [т. 15], № 6; Введение в историю философии, Киев, 1871; Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение той и другой к образованию, вып. 1—3, Киев, 1878—84. Лит.: Антонович М. А., Современная философия, [Реп. на «Философский лексикон», соч. С. С. Гогоцкого], «Современник», 1861, № 2; П и с а р е в Д. И., Схоластика XIX в., Соч., т. 1, М., 1955; [К о луб о в с к и й Я. Н.], Материалы для истории философии в России. С. С. Гогоцкий «Вопр. филос. и психол.», 1890, кн. 4, прилож. 1 и кн. 5, прилож. 1; История философии, т. 4, М., 1959, с. 64 — 65. Л. Коган. Москва. ГОДВИН, Г о д у и н (Godwin), Уильям (3 марта 1756—7 апр. 1836) — англ. утопист, политич. писатель и беллетрист. Получил духовное образование и несколько лет был проповедником. Восприняв идеи франц. просветит, философии 18 в., особенно Руссо, к 1781порвал с религией и занялся лит. деятельностью. Наряду с романами, рисующими картины эксплуатации рабочих и угнетения крестьян, написал ряд книг на морально-философские, социально-лолитич., эконо-мич., педагогич. и историко-лит. темы. Доктрина Г., изложенная в «Исследовании относительно политической справедливости» («An enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness», 1793; выходила под названием: «Enquiry concerning political justice and its influence on morals and happiness» в 1796,1842,1926, 1946; рус. пер. кн. 8— «О собственности»,со вступ. ст. В. Волгина, М., 1958) и др. соч., исходила из признания всемогущества человеч. разума, характер деятельности к-рого определяется окружающей социальной средой. Подвергая критике существующий порядок, Г. пытался открыть обществ, строй, соответствующий истине, и тем самым осуществить справедливость, строй, единственно возможный, поскольку истина — одна.
Г. полагал, что люди могут в согласии организовать производств, деятельность с целью полного удовлетворения потребностей всех. Но этому препятствует право собственности, породившей неравенство и разделение общества на классы, из к-рых класс богатых и праздных присваивает себе плоды труда класса неимущих,— общ. строй, угнетающий человека, личность, ограничивающий его возможности. Г. требовал отмены права собственности и гос, власти, покровительствующей богатым и обеспечивающей их господство. Он пытался сочетать анархич. индивидуализм в организации производств, деятельности с коммунизмом в организа- ции потребления: его идеал — свободное общество независимых работников, продукты труда к-рых распределяются между всеми по потребностям. При таком строе, где господствует разум, гос-во, по мнению Г., окажется ненужным; только в переходный период могут понадобиться судебные органы для разрешения споров и нар. организация обороны. Для достижения нового строя Г. признавал допустимым и путь на-сильств. революции, но он верил в то, что она окажется ненужной, т. к. разум должен восторжествовать: богатые, поняв, что источник блага личности — общее благо, станут инициаторами создания нового строя. Мелкобурж. утопия Г. оказала значит, влияние на развитие различных направлений анархизма и утопич. социализма, в частности идей Оуэна. Энгельс отмечал, что осн. труд Г. содержит «многие прекрасные вещи, в которых Годвин граничит с коммунизмом», но что «он в своих выводах решительно антисоциален» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, 1929, с. 18). Соч.: The Enquirer, reflexions on education, manners and literature, L., 1823; On population..., an answer to Mr. Malthus's essay..., L., 1820; Калеб Вильяме, М,—Л., 1949. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Переписка, Соч.,
ГОКИЁЛИ, Левап Петрович [р. 7 (20)дек. 1901]-сов. логик и математик. Д-р физико-математич. наук (с 1Э35), профессор (с 1936). Окончил математич. ф-т Тбилисского ун-та (1924). Зав. кафедрой общей математики Тбилисского ун-та (с 1934). Работы Г. посвящены филос. проблемам математики, вопросам теории логики; в частности, в ряде работ Г. разработаны вопросы теории умозаключения, дано критич. исследование различных совр. теорий логики (многозначная логика, вероятностная логика, интуиционистская логика и др.). С О Ч-" 3^J°3C° C-> bodbogt^QCOd оэдпАооЬ (ooq^d-E>q5ou bajocobQ&o, (BscnQcb^ojob cpo ^O^kojob ^^МЗСГОи0 о6Ьфоф£)фо. от&о£"оЬо. 'Э ^o>9q2)o.). оэйо^оЬо, 1934; 3 о b o- ЭафгуоЬ Qpocg^dEgoob ЗЛгоо^дЭдЬо. ^J-'Bo: ЭоЛ^Ьо j., 3j-отдЭ^фо^£)^о Ьд^&о^з^дйо, cnboi^obo, 1947. Ha рус. яз.: К проблеме аксиоматизации логики, Тб., 1947; О понятии числа, Тб., 1951; О парадоксах теории множеств, «Тр. Тб. Ун-та», 1957. т. 64; О природе логического, Тб.,,1958. ГОЛИЦЫН, Дмитрий Алексеевич [15(26) мая 1734—23 февр. (6 марта) 1803]— рус. ученый и дипломат (посол во Франции и Нидерландах), князь; почетный член Петербургской АН и ряда иностр. академий и науч. об-в. Друг Вольтера и Дидро, Г. по своим филос. взглядам примыкал к материалистам 18 в. Впервые (в 1773) издал кн. Гельвеция «О человеке». Написал работу в защиту Бюффона — «Защита г. Бюффона от несправедливых и непристойных нападок гг. Делюка и Сажа» («Defence de Mr de Buffon contre les atlaques injustes et indecentes de M. Deluc et Sage», 1793). He поняв бурж. сущности учения франц. экономистов-физиократов, Г. считал его наилучшей защитой устоев феодализма («О духе экономистов или экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу французской революции»— «Del'esprit des economistes ou les economistes justifies d'avoir pose par leurs principes les bases de la Revolution P'rancaise», 1796). Для сохранения дворянского
ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 379
Лит.: Бак И. С, Дмитрий Алексеевич Голицын (философские, общественно-политические и экономические воззрения), «Исторические записки», 1948, т. 26. И. Бак. Москва. ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (нидерландская философия). В течение всего средневековья вплоть до нач. 17 в. Г. ф. развивалась у народов, населявших территорию совр. Нидерландов и совр. Бельгии, составлявших тогда одну страну. Видным философом-схоластиком 13 в. был Генрих из Гента (ум. в 1293), к-рый после 1277 преподавал в Париж, ун-те. В филос. борьбе, начавшейся в схоластике в результате проникновения материалистич. идей Ибн Рошда (Аверроэса), Генрих из Гента выступил приверженцем консервативных схоластич. традиц. идей Августина и его последователей. Одновременно он был и противником Фомы Аквинского. Однако уже ученик Генриха — Годфрид из Фонтена, подвизавшийся в Лют-тихе, в противоположность своему учителю, склонился к томизму. Видную роль в истории средневек. схоластики сыграл Вилъем из Мёр беке, переводчик с греч. на лат. язык произведений Аристотеля, а также и нек-рых других античных ученых и философов. Фламандец Сигер Брабантский (преподававший в Парижском ун-те) явился самым крупным представителем аверроистского аристотелизма в зап.-европ. схоластике, развившим его материалистич. тенденции, и был одним из ранних представителей теории двойственной истины, разлагавшей схоластику. Смерть Сигера не приостановила распространения аверроизма в Зап. Европе, в том числе и в Нидерландах. Еще в 1512 за аверроизм был сожжен голландец Герман ван Рейсвик. Против схоластич. спекуляций о боге и чрезмерном развитии внешних форм римско-католич. культа писал фламандский мистик Ян ван Ройсбрук (1293 — 1381) — автор соч. «Одеяние духовного брака» (Ruysbroeck, Van der Chie-rheit der gheesteleker Brulocht, рус. пер. 1910). Развитие схоластич. философии в дальнейшем сосредоточивается в Лувенском ун-те, основанном в 1426. Видный представитель схоластич. философии Дионисий Картхёй-зер (1402—71) учился в Девентере, где подружился с Николаем Кребсом, будущим Николаем Кузанским, затем — в Кёльнском ун-те, где защитил док. диссертацию «О сущности и существовании» (Dionysius de Kartuizer, De ente et essentia), написанную в духе томизма, к-рый присущ и его последующим произведениям —«Свод ортодоксальной веры» («Summa fidei orthodoxae libri IV»)., «Компендий духовной жизни» («Compendium vitae spiritualis...»). Накануне бурж. революции Нидерланды становились одним из главных очагов европ. культуры; возрастало влияние идей гуманизма, развертывалась деятельность т. н. «риторических обществ», ставивших спектакли, устраивавших лит. вечера и диспуты и занимавшихся переводами на фламандский язык произведений античных авторов. Крупнейшим нидерл. и европ. гуманистом конца 15 — нач. 16 вв. был Эразм Роттердамский. Лит. деятельность Эразма сыграла большую роль в популяризации гуманистич. образованности, способствовала подрыву церк. авторитета и подготовке церк. реформации, революционизирующее влияние к-рой с особой силой проявилось именно в Нидерландах. Деятельность Эразма будила также интерес к науке, к знанию, независимому от церковно-богословского авторитета. Виднейшим продолжателем Эразма в Нидерландах был Юстус Липсиус (1547 —1606), стремившийся возобно-
вить стоицизм, прославлявший стоич. невозмутимость духа, однако уклоняющийся от выявления противоречий стоич. и христ. учений. Его ученик Путеа-нус сделал безуспешную попытку объединить со стоицизмом элементы эпикуреизма. Деятельность этих гуманистов развертывалась в период Нидерландской бурж. революции 16 в. Для идейной жизни Нидерландов 2-й пол. 16 и в 17 вв. характерна ожесточенная борьба религ. вероисповеданий, партий и сект, оказавшая прямое влияние на развитие филос. и социологич. идей. Видным нидерл. мыслителем 16 в. был Дирк Корн-херт (1522—90), проповедовавший веротерпимость и этим вызывавший ненависть реакционеров и фанатиков, притом не только католических, но и протестантских. Он опубликовал первое филос. произведение на голл. языке — «Этику» (Coornhert, Zedekunst..., 1586, нов. изд. 1942). Этика в понимании Корнхерта есть искусство правильной, доброй жизни, основанное на истинном познании человека, его добродетелей и грехов. Корнхерт утверждал, что жизнью наделены не только люди, но и растения и животные, однако только человек благодаря своему разуму и способности к свободному выбору является носителем целе-полагающего начала. Положение о свободе воли человека, проявляющейся в его деятельности, было не столько выражением сознательно проводимого Корн-хертом филос. индетерминизма, сколько теоретич. базой его выступлений против фанатизма и нетерпимости ортодоксального кальвинизма, исходившего из крайне фаталистич. убеждения о полной несвободе воли человека, об абсолютной зависимости ого поступков от предвечного решения бога. В этом отношении Корнхерт явился продолжателем Эразма Роттердамского, к-рый в своем соч. «О свободной воле» («De libero Arbitrio diatribe») выступил против Лютера, против фанатизма и религ. нетерпимости протестантов. Корнхерт не соглашался с положениями протестантов о начальной испорченности человеч. природы. Нет оснований утверждать, доказывал Корнхерт, что человек сам по себе добр или зол; удовлетворение естеств. склонностей отнюдь не является скверным, становясь таковым лишь в результате чрезмерности. Знаменательны также рационалистич. мотивы, присутствующие в «Этике» Корнхерта. Публицистом эпохи нидерл. революции, написавшим ряд острых памфлетов и трактатов на политич. и теологич. темы, был Филипс Марникс ван Синт Алде-гонде (1538—98). Выходец из аристократич. семьи, Марникс стал приближенным Вильгельма Оранского и, в отличие от Корнхерта, убежденным кальвинистом. Из написанных им произведений особую известность получил «Улей святой римской церкви» (Ph. van Marnix, De Bijencorf der h. roomscher Kercke, 1569) — едкая сатира, изобличавшая порядки, господствовавшие в римско-католич. церкви.
Победоносный исход нидерл. революции, завоевание Нидерландами политич. независимости открыли дальнейшие возможности для развития капитализма и бурж. культуры. Голландия 17 в. была образцовой капиталистич. страной и являлась в течение всего этого столетия самой передовой страной Европы как в экономич., так и в культурном отношении. Наибольшая в тех условиях свобода религ. вероисповедания, наилучшие возможности для научно-исследоват. работы, а также для публикации произведений прогрессивной мысли сделали Голландию 17 в. убежищем для передовых мыслителей различных европ. стран, преследуемых католич. церковью и реакц. правительствами. Среди многочисл. политич. и идеологич. изгнанников, эмигрировавших в Голландию, особенно выделяются имена Декарта, Бейля, Локка. Голландия 17 —18 вв. была центром европ. книгопечатания. 380 ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Самым крупным продолжателем прогрессивной материалистич. филос. традиции, связанной с картезианством, явился величайший голл. философ-материалист Бенедикт Спиноза. Его учение о субстанции, атрибутах и модусах явилось итогом развития передовой филос. мысли в Зап. Европе 17 в. Значит, явлением была и рационалистич. теория познания Спинозы и в особенности развитая им этич. теория. Спиноза — один из наиболее видных представителей обществ.-политич. и социологич. мысли 17 в., один из главных теоретиков естественного права и общественного договора. Значение Спинозы в истории передовой голл. и европ. филос. мысли определялось также и тем, что его филос. система имела ярко выраженную атеистич. направленность, к-рая особенно четко проявилась в систематич. критике им Библии. Смелость и радикальность этой критики обеспечили ей влияние еще и в 18 в. Другим продолжателем прогрессивных традиций картезианства был Валтасар Беккер, к-рый в конце 17 в. в книге, написанной на нар. флам. языке, выступил энергичным разоблачителем влиятельных в ту эпоху суеверий. В дальнейшем прогрессивная линия в Г. ф. не получила значит, развития. В 18 в. Голландия уступает свое место передовым странам капитализма — сначала промышленной Англии, а затем и Франции. В 18 в. в Г. ф. наступил застой. Для этого периода самым крупным голл. мыслителем был Франс Хемстерхёйс (1721—90), к-рый, будучи одно время крупным нидерл. чиновником, изучая математику, астрономию, физику, лат. и греч. философов, особенно Сократа и Платона, не пришел ни к материализму, ни к рационализму. Напротив, его филос. воззрения открыто враждебны рационализму, атеизму и материализму, особенно франц. материализму и просвещению 18 в. Изложенная весьма несистематично и бессвязно, философия Хемстерхёйса явилась одним из первых образцов «философии чувства». Хемстерхёйс считал, что убеждение, возникающее у людей, есть божеств, дар; человек не в состоянии познать не только материю, но и внешние вещи, а познает только способы воздействия вещей на органы чувств. Хемстерхёйс оказал значительное влияние на Гамана, Якоби, Новалиса и др. нем. романтиков. В дальнейшем Г. ф. развивалась в русле университетской науки, как правило, воспроизводившей влият. философ, учения Европы. Еще при жизни Канта его философия получила в Голландии значит, распространение, в особенности благодаря деятельности проф. философии в Амстердаме Паула ван Хемерта (1756—1825), к-рый в 1798 основал «Maga-zin voor de critische wijsbegeerte» для пропаганды кантианства. Одновременно с ним проф. языка и литературы в Люттихе Иоханнес Кинкер (1764— 1845) издал несколько трудов о философии Канта. Самый значительный из них «Дуализм человеческого разума» (J. Kinker, Le dualisme de la raison hu-maine..., 1850—52)— одно из первых изложений кантианства на франц. языке. К кантианству примкнул также и И. Баккер. В конце 18 в. и в нач. 19 в. под влиянием идей франц. бурж. революции возник интерес к античной философии. Проф. классич. филологии в Амстердаме и Лейдене Виттенбах (1746— 1820) и философ ван Хёсде (1778—1839) занимались исследованиями и популяризацией античной мысли, но, подобно Хемстерхёйсу, преимущественно идеалистической. Результатом занятий платоника ван Хёсде явился его объемистый 4-томный труд «Сократовская школа» (P. W. van Heusde, De socratische school, t. 1—2, 1834—35). Противником увлечения классич. филологией и философией, а также союза между философией и теологией выступил Корнелис Опзомер (1821—92), проф. Утрехтского ун-та, имевший неоднократные столкновения с церковниками и их приверженцами. Опзомер стал первым — и притом видным — представителем позитивизма Конта и Милля в Голландии. В своих произведениях «Путь к знанию» (С. W. Opzomer, De weg der wetenschap..., 1851), «Наука и философия» («Wetenschap en wijsbegeerte», 1857) и в ряде других он выступил за «научную» философию, свободную от классическо-филологич. и теологич. пут. Как позитивист, Опзомер стремился распространить методы естествознания на науку о че-ловеч. духе. Опзомер не тяготел к атеизму: его столкновение с церковниками означало лишь, что он, как позитивист, отделял религию от науки. Религ. чувство якобы так же присуще человеку, как чувство удовольствия и неудовольствия, чувство прекрасного и «нравственное чувство». Сочетая позитивизм с фидеизмом, Опзомер утверждал, что каждый «нормальный» человек верит в управление бога, а каждый «образованный» человек уверен в торжестве доброго, прекрасного и разумного. Учеником и некоторое время последователем Опзомера был ван дер Вик (183G—1925), тоже проф. Утрехтского ун-та. В произведениях, написанных в конце 19— нач. 20 вв., ван дер Вик перешел на позиции кантианства. Другой ученик Опзомера Аллард Пирсон (1831—96), проф. истории искусств в Амстердаме, выступал с острой критикой теологии, пытался сочетать дарвинизм с натурфилософией Спинозы и с этой позиции критиковал кантианство. Интерес к философии Спинозы в Голландии усилился в 60-х гг. 19 в., в особенности благодаря деятельности историка философии ван Влотена, к-рый совместно с проф. Утрехтского ун-та Ландом осуществил наиболее полное для того времени ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —ГОЛОВНОЙ МОЗГ 381
Философия Гегеля также нашла приверженцев в Голландии, где нек-рое время существовал журнал, созданный в целях ее распространения. Первыми гегельянцами в Голландии были Киль, ван Герт, Баккер, Корф. Влияние объективного идеализма Гегеля особенно распространилось в конце 19— нач. 20 вв. в результате деятельности самого видного идеалиста Голландии 19—20 вв. Герардуса Болланда (1854—1922), проф. Лейденского ун-та (сменившего на этом посту Ланда). В своих первых работах Бол-ланд выступил как последователь Эдуарда Гартмана, к-р'ого он считал всеобъемлющим систематиком, достигшим вершины спекулятивного мышления. Однако вскоре он стал убежденным защитником гегелевского объективного идеализма. В произведениях «Старый разум и новый рассудок, или различие принципов Гегеля и Гартмана» (G. J. Bolland, Alte Vernunft und neuer Verstand, oder der Unterschied in Princip zwischen Hegel und E. v. Hartmann, 1902), «Чистый разум» («Zuivere Rede», 1905), «Шеллинг, Гегель, Фехнер и новая теософия» («Chelling, Hegel, Fechner, en de nieuwere theosophie», 1910), в ряде комментариев к предпринятым им изданиям трудов Гегеля на голл. яз. Болланд, обладавший большим лит. талантом, популяризировал его философию. Основное внимание, однако, голл. идеалист уделял не диалектич. методу Гегеля, а его объективно-идеалистич. системе. Болланд уделял также значит, внимание вопросам религии, особенно истории возникновения христианства. Учениками Болланда были ван Хёйзинга, Вас Нунес, Хессинга. Вместе с др. его исследователями они основали неогегельянское «Общество им. Болланда» («Bolland-Genootschap voor Zuivere Rede»), к-рое выпускало с 1922 журнал «Идея» («De Idee»). Видным бурж. голл. философом конца 19 — нач. 20 вв. был Г. Хейманс, проф. ун-та в Гронингене. Перу Хейманса принадлежит несколько учебников, имевших распространение в Голландии: «Законы и элементы научного мышления» («Gesetze und Elemente des wissenschaftlichen Denkens», Bd 1—2, 1890—94), «Введение в метафизику» («Ein-fiihrung in die Metaphysik auf Grundlage der Erfah-rung», 1905), «Этика» («Einfiihrung indie Ethik», 1914). В области теории познания Хейманс склонялся к кантианскому критицизму. Хейманс—один из наиболее видных представителей голл. психологии конца 19—20 вв., автор книги «Психология женщины» («Die Psychologie der Frauen», 1910, рус. пер. 1911). В конце 19— нач. 20 вв. в бурж. голл. философии большим влиянием пользовалось нем. неокантианство (проф. Лейденского ун-та де Соппер, проф. Амстердамского ун-та Копстам, проф. Утрехтского ун-та Овинк, учениками к-рого явились Снетлаге, Гудева-ген и Шмидт-Дегенер). Во 2-й пол. 19 в. со страстным обличением голл. колониализма и голл. буржуазии выступил нидерл. писатель Мультатули (Эдуард Дауэс Деккер, 1828— 1887), к-рый, однако, но смог подняться выше индиви-дуалистич. методов борьбы. Марксистская философия стала проникать в Голландию с конца 19 в. Крупнейшим представителем революц. марксизма-ленинизма в Голландии является ген. секретарь Коммунистической партии Нидерландов Пауль де Гроот, к-рый вел решительную борьбу против троцкизма и др. антипартийных группировок, был одним из руководителей Движения Сопротивления. После окончания 2-й мировой войны возглавил борьбу за демократизацию страны, за прекращение колониальной войны в Индонезии и за независимость Голландии от американо-англ. империализма. В ряде довоен. выступлений и работ, а также в работах послевоен. периода (опубликованных в голл. газете «De Waarheid», дек. 1956 — янв. 1957; см. «Коммунист», 1957, № 2 — «Современные события в свете ленинизма»; «Правда», 17 окт. 1958 — «Ревизионизм — орудие... реакции», и мн. др.) он творчески применил марксизм к голл. условиям, дал марксистское освещение событий в Венгрии и Египте, подверг критике совр. ревизионизм. В ст.«Историческое сорокалетие» (Сб. «Международное значение Октябрьской революции», М., 1957) он показал влияние Октябрьской революции 1917 на голл. рабочее движение. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, гл. 5, § 5; В г и- ГОЛОВНОЙ МОЗГ — основная часть центр, нервной системы позвоночных, позволяющая осуществлять сложнейшую рефлекторную деятельность, анализировать и синтезировать раздражения, доходящие из внешней Среды, сохранять следы прежнего опыта и замыкать новые связи, тем самым регулируя поведение организма. Г. м. является органом психич. процессов, органом сознательной общественной жизни человека. Г. м.— продукт длительной эволюции, к-рая протекает согласно основному закону — прогрессивной централизации нервной деятельности и постепенного сосредоточения основных ведущих формаций нервной системы в ее переднем конце. На низших этапах эволюции многоклеточных организмов (кишечнополостные животные) нервная система представляет собой диффузную сеть и еще не имеет центр, регулирующего аппарата; у более высокоорганизованных животных (кольчатые черви) она принимает вид цепочки нервных узлов, состоящих из скопления нервных клеток, принимающих сигналы из окружающей среды и переводящих возникшие возбуждения в двигательные ответные реакции. У низших позвоночных образуется имеющая форму трубки центр, нервная система; расширяющийся кпереди конец нервной трубки — Г. м.— в дальнейшем сильно усложняется; он начинает принимать обонятельные, звуковые и световые сигналы, воспринимаемые т. и. «дистантными» рецепторами, анализировать и синтезировать эти раздражения и обеспечивать соответствующие приспособительные ответные движения. У высших позвоночных эта функция Г. м. усложняется: он становится органом высшей ориентировки в действительности, замыкания новых («условных») связей. У человека, переходящего к общественным. формам жизни с характерной для нее трудовой деятельностью и языком, Г. м. начинает осуществлять сложнейшие формы отражения действительности с помощью языка, обеспечивает усвоение и сохранение общественного опыта и осуществление наиболее сложных форм сознательной деятельности. Г. м. имеет сложное «иерархическое» строение. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражителей и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центр, нервной системы — спинным, продолговатым, средним и межуточным мозгом; наиболее сложные формы — высшими этажами и прежде всего большими полушариями Г. м. Спинной мозг является аппаратом, куда приходят раздражения от отдельных сегментов тела (кожи, мышц, желез, внутренностей) и в к-ром осуществля- 382 ГОЛОВНОЙ МОЗГ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|