Ведическая религия-reды 235 38 глава
Соч.: Критический взгляд на философию Канта, Киев, 1847; О характере философии средних веков, «Современник», 1849, [т. 15], № 6; Введение в историю философии, Киев, 1871; Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение той и другой к образованию, вып. 1—3, Киев, 1878—84. Лит.: Антонович М. А., Современная философия, [Реп. на «Философский лексикон», соч. С. С. Гогоцкого], «Современник», 1861, № 2; П и с а р е в Д. И., Схоластика XIX в., Соч., т. 1, М., 1955; [К о луб о в с к и й Я. Н.], Материалы для истории философии в России. С. С. Гогоцкий «Вопр. филос. и психол.», 1890, кн. 4, прилож. 1 и кн. 5, прилож. 1; История философии, т. 4, М., 1959, с. 64 — 65. Л. Коган. Москва. ГОДВИН, Г о д у и н (Godwin), Уильям (3 марта 1756—7 апр. 1836) — англ. утопист, политич. писатель и беллетрист. Получил духовное образование и несколько лет был проповедником. Восприняв идеи франц. просветит, философии 18 в., особенно Руссо, к 1781порвал с религией и занялся лит. деятельностью. Наряду с романами, рисующими картины эксплуатации рабочих и угнетения крестьян, написал ряд книг на морально-философские, социально-лолитич., эконо-мич., педагогич. и историко-лит. темы. Доктрина Г., изложенная в «Исследовании относительно политической справедливости» («An enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness», 1793; выходила под названием: «Enquiry concerning political justice and its influence on morals and happiness» в 1796,1842,1926, 1946; рус. пер. кн. 8— «О собственности»,со вступ. ст. В. Волгина, М., 1958) и др. соч., исходила из признания всемогущества человеч. разума, характер деятельности к-рого определяется окружающей социальной средой. Подвергая критике существующий порядок, Г. пытался открыть обществ, строй, соответствующий истине, и тем самым осуществить справедливость, строй, единственно возможный, поскольку истина — одна.
Г. полагал, что люди могут в согласии организовать производств, деятельность с целью полного удовлетворения потребностей всех. Но этому препятствует право собственности, породившей неравенство и разделение общества на классы, из к-рых класс богатых и праздных присваивает себе плоды труда класса неимущих,— общ. строй, угнетающий человека, личность, ограничивающий его возможности. Г. требовал отмены права собственности и гос, власти, покровительствующей богатым и обеспечивающей их господство. Он пытался сочетать анархич. индивидуализм в организации производств, деятельности с коммунизмом в организа- ции потребления: его идеал — свободное общество независимых работников, продукты труда к-рых распределяются между всеми по потребностям. При таком строе, где господствует разум, гос-во, по мнению Г., окажется ненужным; только в переходный период могут понадобиться судебные органы для разрешения споров и нар. организация обороны. Для достижения нового строя Г. признавал допустимым и путь на-сильств. революции, но он верил в то, что она окажется ненужной, т. к. разум должен восторжествовать: богатые, поняв, что источник блага личности — общее благо, станут инициаторами создания нового строя. Мелкобурж. утопия Г. оказала значит, влияние на развитие различных направлений анархизма и утопич. социализма, в частности идей Оуэна. Энгельс отмечал, что осн. труд Г. содержит «многие прекрасные вещи, в которых Годвин граничит с коммунизмом», но что «он в своих выводах решительно антисоциален» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, 1929, с. 18). Соч.: The Enquirer, reflexions on education, manners and literature, L., 1823; On population..., an answer to Mr. Malthus's essay..., L., 1820; Калеб Вильяме, М,—Л., 1949. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Переписка, Соч.,
ГОКИЁЛИ, Левап Петрович [р. 7 (20)дек. 1901]-сов. логик и математик. Д-р физико-математич. наук (с 1Э35), профессор (с 1936). Окончил математич. ф-т Тбилисского ун-та (1924). Зав. кафедрой общей математики Тбилисского ун-та (с 1934). Работы Г. посвящены филос. проблемам математики, вопросам теории логики; в частности, в ряде работ Г. разработаны вопросы теории умозаключения, дано критич. исследование различных совр. теорий логики (многозначная логика, вероятностная логика, интуиционистская логика и др.). С О Ч-" 3^J°3C° C-> bodbogt^QCOd оэдпАооЬ (ooq^d-E>q5ou bajocobQ&o, (BscnQcb^ojob cpo ^O^kojob ^^МЗСГОи0 о6Ьфоф£)фо. от&о£"оЬо. 'Э ^o>9q2)o.). оэйо^оЬо, 1934; 3 о b o- ЭафгуоЬ Qpocg^dEgoob ЗЛгоо^дЭдЬо. ^J-'Bo: ЭоЛ^Ьо j., 3j-отдЭ^фо^£)^о Ьд^&о^з^дйо, cnboi^obo, 1947. Ha рус. яз.: К проблеме аксиоматизации логики, Тб., 1947; О понятии числа, Тб., 1951; О парадоксах теории множеств, «Тр. Тб. Ун-та», 1957. т. 64; О природе логического, Тб.,,1958. ГОЛИЦЫН, Дмитрий Алексеевич [15(26) мая 1734—23 февр. (6 марта) 1803]— рус. ученый и дипломат (посол во Франции и Нидерландах), князь; почетный член Петербургской АН и ряда иностр. академий и науч. об-в. Друг Вольтера и Дидро, Г. по своим филос. взглядам примыкал к материалистам 18 в. Впервые (в 1773) издал кн. Гельвеция «О человеке». Написал работу в защиту Бюффона — «Защита г. Бюффона от несправедливых и непристойных нападок гг. Делюка и Сажа» («Defence de Mr de Buffon contre les atlaques injustes et indecentes de M. Deluc et Sage», 1793). He поняв бурж. сущности учения франц. экономистов-физиократов, Г. считал его наилучшей защитой устоев феодализма («О духе экономистов или экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу французской революции»— «Del'esprit des economistes ou les economistes justifies d'avoir pose par leurs principes les bases de la Revolution P'rancaise», 1796). Для сохранения дворянского
ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 379 господства Г. предлагал отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. Нек-рые из многочисл. писем Г. (хранящихся в ЦГАДА, фонд Голицыных, дела 1111 —1125) опубликованы в кн: «Избр. произв. русских мыслителей второй пол. XVIII века», т. 2, 1952 (с. 33—45). Лит.: Бак И. С, Дмитрий Алексеевич Голицын (философские, общественно-политические и экономические воззрения), «Исторические записки», 1948, т. 26. И. Бак. Москва. ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (нидерландская философия). В течение всего средневековья вплоть до нач. 17 в. Г. ф. развивалась у народов, населявших территорию совр. Нидерландов и совр. Бельгии, составлявших тогда одну страну. Видным философом-схоластиком 13 в. был Генрих из Гента (ум. в 1293), к-рый после 1277 преподавал в Париж, ун-те. В филос. борьбе, начавшейся в схоластике в результате проникновения материалистич. идей Ибн Рошда (Аверроэса), Генрих из Гента выступил приверженцем консервативных схоластич. традиц. идей Августина и его последователей. Одновременно он был и противником Фомы Аквинского. Однако уже ученик Генриха — Годфрид из Фонтена, подвизавшийся в Лют-тихе, в противоположность своему учителю, склонился к томизму. Видную роль в истории средневек. схоластики сыграл Вилъем из Мёр беке, переводчик с греч. на лат. язык произведений Аристотеля, а также и нек-рых других античных ученых и философов. Фламандец Сигер Брабантский (преподававший в Парижском ун-те) явился самым крупным представителем аверроистского аристотелизма в зап.-европ. схоластике, развившим его материалистич. тенденции, и был одним из ранних представителей теории двойственной истины, разлагавшей схоластику. Смерть Сигера не приостановила распространения аверроизма в Зап. Европе, в том числе и в Нидерландах. Еще в 1512 за аверроизм был сожжен голландец Герман ван Рейсвик. Против схоластич. спекуляций о боге и чрезмерном развитии внешних форм римско-католич. культа писал фламандский мистик Ян ван Ройсбрук (1293 — 1381) — автор соч. «Одеяние духовного брака» (Ruysbroeck, Van der Chie-rheit der gheesteleker Brulocht, рус. пер. 1910). Развитие схоластич. философии в дальнейшем сосредоточивается в Лувенском ун-те, основанном в 1426. Видный представитель схоластич. философии Дионисий Картхёй-зер (1402—71) учился в Девентере, где подружился с Николаем Кребсом, будущим Николаем Кузанским, затем — в Кёльнском ун-те, где защитил док. диссертацию «О сущности и существовании» (Dionysius de Kartuizer, De ente et essentia), написанную в духе томизма, к-рый присущ и его последующим произведениям —«Свод ортодоксальной веры» («Summa fidei orthodoxae libri IV»)., «Компендий духовной жизни» («Compendium vitae spiritualis...»). Накануне бурж. революции Нидерланды становились одним из главных очагов европ. культуры; возрастало влияние идей гуманизма, развертывалась деятельность т. н. «риторических обществ», ставивших спектакли, устраивавших лит. вечера и диспуты и занимавшихся переводами на фламандский язык произведений античных авторов. Крупнейшим нидерл. и европ. гуманистом конца 15 — нач. 16 вв. был Эразм Роттердамский. Лит. деятельность Эразма сыграла большую роль в популяризации гуманистич. образованности, способствовала подрыву церк. авторитета и подготовке церк. реформации, революционизирующее влияние к-рой с особой силой проявилось именно в Нидерландах. Деятельность Эразма будила также интерес к науке, к знанию, независимому от церковно-богословского авторитета. Виднейшим продолжателем Эразма в Нидерландах был Юстус Липсиус (1547 —1606), стремившийся возобно-
вить стоицизм, прославлявший стоич. невозмутимость духа, однако уклоняющийся от выявления противоречий стоич. и христ. учений. Его ученик Путеа-нус сделал безуспешную попытку объединить со стоицизмом элементы эпикуреизма. Деятельность этих гуманистов развертывалась в период Нидерландской бурж. революции 16 в. Для идейной жизни Нидерландов 2-й пол. 16 и в 17 вв. характерна ожесточенная борьба религ. вероисповеданий, партий и сект, оказавшая прямое влияние на развитие филос. и социологич. идей. Видным нидерл. мыслителем 16 в. был Дирк Корн-херт (1522—90), проповедовавший веротерпимость и этим вызывавший ненависть реакционеров и фанатиков, притом не только католических, но и протестантских. Он опубликовал первое филос. произведение на голл. языке — «Этику» (Coornhert, Zedekunst..., 1586, нов. изд. 1942). Этика в понимании Корнхерта есть искусство правильной, доброй жизни, основанное на истинном познании человека, его добродетелей и грехов. Корнхерт утверждал, что жизнью наделены не только люди, но и растения и животные, однако только человек благодаря своему разуму и способности к свободному выбору является носителем целе-полагающего начала. Положение о свободе воли человека, проявляющейся в его деятельности, было не столько выражением сознательно проводимого Корн-хертом филос. индетерминизма, сколько теоретич. базой его выступлений против фанатизма и нетерпимости ортодоксального кальвинизма, исходившего из крайне фаталистич. убеждения о полной несвободе воли человека, об абсолютной зависимости ого поступков от предвечного решения бога. В этом отношении Корнхерт явился продолжателем Эразма Роттердамского, к-рый в своем соч. «О свободной воле» («De libero Arbitrio diatribe») выступил против Лютера, против фанатизма и религ. нетерпимости протестантов. Корнхерт не соглашался с положениями протестантов о начальной испорченности человеч. природы. Нет оснований утверждать, доказывал Корнхерт, что человек сам по себе добр или зол; удовлетворение естеств. склонностей отнюдь не является скверным, становясь таковым лишь в результате чрезмерности. Знаменательны также рационалистич. мотивы, присутствующие в «Этике» Корнхерта. Публицистом эпохи нидерл. революции, написавшим ряд острых памфлетов и трактатов на политич. и теологич. темы, был Филипс Марникс ван Синт Алде-гонде (1538—98). Выходец из аристократич. семьи, Марникс стал приближенным Вильгельма Оранского и, в отличие от Корнхерта, убежденным кальвинистом. Из написанных им произведений особую известность получил «Улей святой римской церкви» (Ph. van Marnix, De Bijencorf der h. roomscher Kercke, 1569) — едкая сатира, изобличавшая порядки, господствовавшие в римско-католич. церкви.
Победоносный исход нидерл. революции, завоевание Нидерландами политич. независимости открыли дальнейшие возможности для развития капитализма и бурж. культуры. Голландия 17 в. была образцовой капиталистич. страной и являлась в течение всего этого столетия самой передовой страной Европы как в экономич., так и в культурном отношении. Наибольшая в тех условиях свобода религ. вероисповедания, наилучшие возможности для научно-исследоват. работы, а также для публикации произведений прогрессивной мысли сделали Голландию 17 в. убежищем для передовых мыслителей различных европ. стран, преследуемых католич. церковью и реакц. правительствами. Среди многочисл. политич. и идеологич. изгнанников, эмигрировавших в Голландию, особенно выделяются имена Декарта, Бейля, Локка. Голландия 17 —18 вв. была центром европ. книгопечатания. 380 ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Ун-ты, основанные в Лейдене (1575), Франекере (1589), Гронингене (1614), Утрехте (1636) и Хардер-вейке (1647), стали центрами передовой науки, философии, обществ, -политич. и социологии. мысли. В Нидерландах были четко сформулированы идеи зависимости государя от воли народа. «Не народ создан для государя, а государь для народа, ибо без народа не было бы и государя...»— провозглашалось в акте Генеральных штатов о низложении исп. короля Филиппа II. Развивая эти идеи, Иоганн Алътузий выступил с. систематич. обоснованием идеи о нар. суверенитете. Еще более крупным обществ.-политич. мыслителем этой эпохи был Гуго Греции — один из основателей бурж. теорий естественного права и общественного договора, к-рые стали определяющими для всей передовой бурж. обществ, мысли 17 —18 вв. Являясь систематизатором междунар. права, Греции выступил одним из ранних творцов бурж. юриспруденции. В силу указанных выше причин развитие Г. ф. переплеталось с развитием философии в др. странах Европы. Именно в Голландии окончательно созрел и получил лит. осуществление план реорганизации наук и философии француза Декарта. Среди многочисл. учеников Декарта выделяется голландец Леруа, профессор Утрехтского ун-та, первый мыслитель, придавший картезианству материалистич. истолкование и в силу этого порвавший со своим учителем и оказавший прогрессивное воздействие на развитие материалистич. филос. мысли не только в Голландии, но и во Франции и в нек-рых др. странах. Из Голландии же вышел и самый крупный представитель картезианской физики, боровшийся с нью-тонианской физикой,— Христиан Гюйгенс, открывший плеяду таких выдающихся голл. ученых 17 —18 вв., как Гудде, Снеллиус, Бургаве, Сваммердам, Левен-гук и др. Идеализм нашел своего представителя в Арнольде Гейлинксе, профессоре Лувснского, а затем Лейденского ун-тов. Гейлинкс подверг картезианство идеалистич. интерпретации, получившей название окказионализма. Самым крупным продолжателем прогрессивной материалистич. филос. традиции, связанной с картезианством, явился величайший голл. философ-материалист Бенедикт Спиноза. Его учение о субстанции, атрибутах и модусах явилось итогом развития передовой филос. мысли в Зап. Европе 17 в. Значит, явлением была и рационалистич. теория познания Спинозы и в особенности развитая им этич. теория. Спиноза — один из наиболее видных представителей обществ.-политич. и социологич. мысли 17 в., один из главных теоретиков естественного права и общественного договора. Значение Спинозы в истории передовой голл. и европ. филос. мысли определялось также и тем, что его филос. система имела ярко выраженную атеистич. направленность, к-рая особенно четко проявилась в систематич. критике им Библии. Смелость и радикальность этой критики обеспечили ей влияние еще и в 18 в. Другим продолжателем прогрессивных традиций картезианства был Валтасар Беккер, к-рый в конце 17 в. в книге, написанной на нар. флам. языке, выступил энергичным разоблачителем влиятельных в ту эпоху суеверий. В дальнейшем прогрессивная линия в Г. ф. не получила значит, развития. В 18 в. Голландия уступает свое место передовым странам капитализма — сначала промышленной Англии, а затем и Франции. В 18 в. в Г. ф. наступил застой. Для этого периода самым крупным голл. мыслителем был Франс Хемстерхёйс (1721—90), к-рый, будучи одно время крупным нидерл. чиновником, изучая математику, астрономию, физику, лат. и греч. философов, особенно Сократа и Платона, не пришел ни к материализму, ни к рационализму. Напротив, его филос. воззрения открыто враждебны рационализму, атеизму и материализму, особенно франц. материализму и просвещению 18 в. Изложенная весьма несистематично и бессвязно, философия Хемстерхёйса явилась одним из первых образцов «философии чувства». Хемстерхёйс считал, что убеждение, возникающее у людей, есть божеств, дар; человек не в состоянии познать не только материю, но и внешние вещи, а познает только способы воздействия вещей на органы чувств. Хемстерхёйс оказал значительное влияние на Гамана, Якоби, Новалиса и др. нем. романтиков. В дальнейшем Г. ф. развивалась в русле университетской науки, как правило, воспроизводившей влият. философ, учения Европы. Еще при жизни Канта его философия получила в Голландии значит, распространение, в особенности благодаря деятельности проф. философии в Амстердаме Паула ван Хемерта (1756—1825), к-рый в 1798 основал «Maga-zin voor de critische wijsbegeerte» для пропаганды кантианства. Одновременно с ним проф. языка и литературы в Люттихе Иоханнес Кинкер (1764— 1845) издал несколько трудов о философии Канта. Самый значительный из них «Дуализм человеческого разума» (J. Kinker, Le dualisme de la raison hu-maine..., 1850—52)— одно из первых изложений кантианства на франц. языке. К кантианству примкнул также и И. Баккер. В конце 18 в. и в нач. 19 в. под влиянием идей франц. бурж. революции возник интерес к античной философии. Проф. классич. филологии в Амстердаме и Лейдене Виттенбах (1746— 1820) и философ ван Хёсде (1778—1839) занимались исследованиями и популяризацией античной мысли, но, подобно Хемстерхёйсу, преимущественно идеалистической. Результатом занятий платоника ван Хёсде явился его объемистый 4-томный труд «Сократовская школа» (P. W. van Heusde, De socratische school, t. 1—2, 1834—35). Противником увлечения классич. филологией и философией, а также союза между философией и теологией выступил Корнелис Опзомер (1821—92), проф. Утрехтского ун-та, имевший неоднократные столкновения с церковниками и их приверженцами. Опзомер стал первым — и притом видным — представителем позитивизма Конта и Милля в Голландии. В своих произведениях «Путь к знанию» (С. W. Opzomer, De weg der wetenschap..., 1851), «Наука и философия» («Wetenschap en wijsbegeerte», 1857) и в ряде других он выступил за «научную» философию, свободную от классическо-филологич. и теологич. пут. Как позитивист, Опзомер стремился распространить методы естествознания на науку о че-ловеч. духе. Опзомер не тяготел к атеизму: его столкновение с церковниками означало лишь, что он, как позитивист, отделял религию от науки. Религ. чувство якобы так же присуще человеку, как чувство удовольствия и неудовольствия, чувство прекрасного и «нравственное чувство». Сочетая позитивизм с фидеизмом, Опзомер утверждал, что каждый «нормальный» человек верит в управление бога, а каждый «образованный» человек уверен в торжестве доброго, прекрасного и разумного. Учеником и некоторое время последователем Опзомера был ван дер Вик (183G—1925), тоже проф. Утрехтского ун-та. В произведениях, написанных в конце 19— нач. 20 вв., ван дер Вик перешел на позиции кантианства. Другой ученик Опзомера Аллард Пирсон (1831—96), проф. истории искусств в Амстердаме, выступал с острой критикой теологии, пытался сочетать дарвинизм с натурфилософией Спинозы и с этой позиции критиковал кантианство. Интерес к философии Спинозы в Голландии усилился в 60-х гг. 19 в., в особенности благодаря деятельности историка философии ван Влотена, к-рый совместно с проф. Утрехтского ун-та Ландом осуществил наиболее полное для того времени ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —ГОЛОВНОЙ МОЗГ 381 издание произведений великого голл. материалиста. Считая себя спинозистом, Влотен в ряде статей резко критиковал теологию. Среди исследователей спинозизма заслуживает внимания Мейнсма, автор книги «Спиноза и его круг» (К. О. Meinsma, Spinoza en zijn kring, 1896). Философия Гегеля также нашла приверженцев в Голландии, где нек-рое время существовал журнал, созданный в целях ее распространения. Первыми гегельянцами в Голландии были Киль, ван Герт, Баккер, Корф. Влияние объективного идеализма Гегеля особенно распространилось в конце 19— нач. 20 вв. в результате деятельности самого видного идеалиста Голландии 19—20 вв. Герардуса Болланда (1854—1922), проф. Лейденского ун-та (сменившего на этом посту Ланда). В своих первых работах Бол-ланд выступил как последователь Эдуарда Гартмана, к-р'ого он считал всеобъемлющим систематиком, достигшим вершины спекулятивного мышления. Однако вскоре он стал убежденным защитником гегелевского объективного идеализма. В произведениях «Старый разум и новый рассудок, или различие принципов Гегеля и Гартмана» (G. J. Bolland, Alte Vernunft und neuer Verstand, oder der Unterschied in Princip zwischen Hegel und E. v. Hartmann, 1902), «Чистый разум» («Zuivere Rede», 1905), «Шеллинг, Гегель, Фехнер и новая теософия» («Chelling, Hegel, Fechner, en de nieuwere theosophie», 1910), в ряде комментариев к предпринятым им изданиям трудов Гегеля на голл. яз. Болланд, обладавший большим лит. талантом, популяризировал его философию. Основное внимание, однако, голл. идеалист уделял не диалектич. методу Гегеля, а его объективно-идеалистич. системе. Болланд уделял также значит, внимание вопросам религии, особенно истории возникновения христианства. Учениками Болланда были ван Хёйзинга, Вас Нунес, Хессинга. Вместе с др. его исследователями они основали неогегельянское «Общество им. Болланда» («Bolland-Genootschap voor Zuivere Rede»), к-рое выпускало с 1922 журнал «Идея» («De Idee»). Видным бурж. голл. философом конца 19 — нач. 20 вв. был Г. Хейманс, проф. ун-та в Гронингене. Перу Хейманса принадлежит несколько учебников, имевших распространение в Голландии: «Законы и элементы научного мышления» («Gesetze und Elemente des wissenschaftlichen Denkens», Bd 1—2, 1890—94), «Введение в метафизику» («Ein-fiihrung in die Metaphysik auf Grundlage der Erfah-rung», 1905), «Этика» («Einfiihrung indie Ethik», 1914). В области теории познания Хейманс склонялся к кантианскому критицизму. Хейманс—один из наиболее видных представителей голл. психологии конца 19—20 вв., автор книги «Психология женщины» («Die Psychologie der Frauen», 1910, рус. пер. 1911). В конце 19— нач. 20 вв. в бурж. голл. философии большим влиянием пользовалось нем. неокантианство (проф. Лейденского ун-та де Соппер, проф. Амстердамского ун-та Копстам, проф. Утрехтского ун-та Овинк, учениками к-рого явились Снетлаге, Гудева-ген и Шмидт-Дегенер). Во 2-й пол. 19 в. со страстным обличением голл. колониализма и голл. буржуазии выступил нидерл. писатель Мультатули (Эдуард Дауэс Деккер, 1828— 1887), к-рый, однако, но смог подняться выше индиви-дуалистич. методов борьбы. Марксистская философия стала проникать в Голландию с конца 19 в. Крупнейшим представителем революц. марксизма-ленинизма в Голландии является ген. секретарь Коммунистической партии Нидерландов Пауль де Гроот, к-рый вел решительную борьбу против троцкизма и др. антипартийных группировок, был одним из руководителей Движения Сопротивления. После окончания 2-й мировой войны возглавил борьбу за демократизацию страны, за прекращение колониальной войны в Индонезии и за независимость Голландии от американо-англ. империализма. В ряде довоен. выступлений и работ, а также в работах послевоен. периода (опубликованных в голл. газете «De Waarheid», дек. 1956 — янв. 1957; см. «Коммунист», 1957, № 2 — «Современные события в свете ленинизма»; «Правда», 17 окт. 1958 — «Ревизионизм — орудие... реакции», и мн. др.) он творчески применил марксизм к голл. условиям, дал марксистское освещение событий в Венгрии и Египте, подверг критике совр. ревизионизм. В ст.«Историческое сорокалетие» (Сб. «Международное значение Октябрьской революции», М., 1957) он показал влияние Октябрьской революции 1917 на голл. рабочее движение. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, гл. 5, § 5; В г и- ГОЛОВНОЙ МОЗГ — основная часть центр, нервной системы позвоночных, позволяющая осуществлять сложнейшую рефлекторную деятельность, анализировать и синтезировать раздражения, доходящие из внешней Среды, сохранять следы прежнего опыта и замыкать новые связи, тем самым регулируя поведение организма. Г. м. является органом психич. процессов, органом сознательной общественной жизни человека. Г. м.— продукт длительной эволюции, к-рая протекает согласно основному закону — прогрессивной централизации нервной деятельности и постепенного сосредоточения основных ведущих формаций нервной системы в ее переднем конце. На низших этапах эволюции многоклеточных организмов (кишечнополостные животные) нервная система представляет собой диффузную сеть и еще не имеет центр, регулирующего аппарата; у более высокоорганизованных животных (кольчатые черви) она принимает вид цепочки нервных узлов, состоящих из скопления нервных клеток, принимающих сигналы из окружающей среды и переводящих возникшие возбуждения в двигательные ответные реакции. У низших позвоночных образуется имеющая форму трубки центр, нервная система; расширяющийся кпереди конец нервной трубки — Г. м.— в дальнейшем сильно усложняется; он начинает принимать обонятельные, звуковые и световые сигналы, воспринимаемые т. и. «дистантными» рецепторами, анализировать и синтезировать эти раздражения и обеспечивать соответствующие приспособительные ответные движения. У высших позвоночных эта функция Г. м. усложняется: он становится органом высшей ориентировки в действительности, замыкания новых («условных») связей. У человека, переходящего к общественным. формам жизни с характерной для нее трудовой деятельностью и языком, Г. м. начинает осуществлять сложнейшие формы отражения действительности с помощью языка, обеспечивает усвоение и сохранение общественного опыта и осуществление наиболее сложных форм сознательной деятельности. Г. м. имеет сложное «иерархическое» строение. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражителей и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центр, нервной системы — спинным, продолговатым, средним и межуточным мозгом; наиболее сложные формы — высшими этажами и прежде всего большими полушариями Г. м. Спинной мозг является аппаратом, куда приходят раздражения от отдельных сегментов тела (кожи, мышц, желез, внутренностей) и в к-ром осуществля- 382 ГОЛОВНОЙ МОЗГ ются местные («сегментарные») рефлексы. Эти рефлексы (защитные, сосудистые рефлексы, дефекация, мочеотделение) могут осуществляться без участия Г. м. и протекать бессознательно. Над спинным мозгом надстроены аппараты ствола мозга, состоящего из продолговатого мозга, осуществляющего регуляцию жизненно важных функций дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, глотания и т. д., и среднего мозга, куда приходят импульсы от зрительных и слуховых раздражений и где они вызывают наиболее простые двигательные рефлексы (сужение зрачка, поворот головы, настораживание), являющиеся первичными ориентировочными ответами организма на внешние раздражители. Средний мозг переходит в межуточный мозг (диэнцефалон), в состав к-рого входят т. н. зрительные бугры и коленчатые тела (наружные и внутренние), служащие важнейшим подкорковым аппаратом, куда стекаются все виды возбуждений, несущих чувствительные импульсы, т. н. подбугорная (или гипоталамическая) область, являющаяся центр, аппаратом, регулирующим обмен веществ. Межуточный мозг тесно связан с т. н. базалыгыми двигательными узлами — образованиями, к-рые получают импульсы от зрительных бугров и осуществляют сложные врожденные координированные движения (плавание рыбы, полет птицы, плавные движения наземных позвоночных). Весь этот «подкорковый» аппарат является органом сложнейших форм врожденной, без-условнорефлекторной (или инстинктивной) деятельности; он играет самостоятельную роль у низших позвоночных, но теряет свою самостоятельность у высших позвоночных — млекопитающих и особенно у человека. На всем протяжении мозгового ствола расположено особое скопление рассеянных между пучками волокон нервных клеток, составляющих т. н. сетевидное образование или ретикулярную формацию, к-рая связана со всеми областями коры Г. м. и к-рая играет по отношению к ней тонизирующую роль; из коры в свою очередь поступают импульсы в ретикулярную формацию, делающие ее работу избирательной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|