Ведическая религия-reды 235 40 глава
ГОМ — англ. философ и эстетик. См. Хом. ГОМЕОМЁРИЯ —термин, к-рым, по свидетельству Аристотеля (Анаксагор А 43, 45, 46, Diels), пользовался Анаксагор, но к-рого нет в дошедших до нас материалах последнего. Этим термином Анаксагор обозначал мельчайший материальный элемент всякого качества, содержащий в себе бесконечность вообще существующих качеств («всё во всём»). Г. бесконечно делима, но в любой ее части содержится все существующее. В этом нельзя не видеть отдаленного предчувствия учения о бесконечных множествах. Понятие Г., понимаемой Анаксагором как «всё во всём», было создано, как можно предполагать, ради обоснования идеи вечности и неразрушимости материи, к-рая, постоянно возникая и разрушаясь в отдельных вещах, в последней своей глубине, а именно—в Г., мыслилась вечной и неразрушимой. У Аристотеля («Метафизика», 13, 983в31—984в13) употребляется в виде прилагательного (o(j.oioij.£p?j, букв.—«подобочастпое», от с!,иою?—подобный и;хёро; — часть), в дальнейшем же в виде существительного (ofiotojAJpsia) (так, у Лукреция homeomeria, De rerum natura, I, 830). Лит. см. при статье Анаксагор. А. Лосев. Москва. ГОМЕС ПЕРЁЙРА (Gomez Pereira), Антонио (р. ок. 1500— год смерти нензв.)— исп. врач и философ. Изучал медицину и философию в ун-те г. Саламанка. Формирование его взглядов прошло под влиянием номинализма. Выступая против бессмертия души в книге «Антониана Маргарита» («Antoniana Margarita», Мадрид, 1554; Frankfurt, 1610; Madrid, 1749), Г. П. предлагал исследовать «действия души» на основании опыта, методов физики и разума. Г. П. отрицал преклонение перед авторитетами, интуицию и врожденные идеи и, по существу, признавал, что нет разницы между душой человека и животных. А т. к. душа животных смертна, то смертна и душа человека. В 1555 в Меди-надель-Кампо была опубликована книга М. Паласио-са, пытавшегося с точки зрения религ. схоластики опорочить «Антониану Маргариту». Г. П. разработал наивно-материалистич. рефлекторную теорию, оказавшую, по мнению нек-рых историков исп. науки и философии (Чиичилья, Менендес-и-Пелайо и др.), большое влияние на Декарта (что также было зафиксировало П. Бейлем в его «Историческом и критическом словаре»). Г. П. предвосхитил также положение Декарта Cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую), утверждая: «Познаю, что я познаю что-то. Все, что познает, существует, следовательно, я существую» (цит. по кн. М. Mendez Bejarano, Historia de
la filosofia en Espafia, Madrid, p. 245). Творчество Г. П. незаслуженно замалчивается пли фальсифицируется (напр., иезуитом Ириарте «El doctor Huarte...», Madrid, 1948) и сам он неправильно,изображается сторонником «философского субъективизма». Лит.: Chinchilla A., Anales historicos de la medi-cina en general у bibliografico-biograficos de la espanola en particular, Valencia, 1841—46; Menendezy Pelayo, La Ciencia Espanola, 3 ed., t. 2, Madrid, 1887; G u a r d i a J. M., Philosophes espagnols. Gomez Pereira, «Rev. philoso-phique de la France et de l'Etranger», 1889, JV° 9, 10, 12. Д. Претель. Москва. ГО МО-ЖО (псевдоним — Го Д и н - т а н; род. 16 ноября 1892) — китайский общественный и гос. деятель, историк и писатель. Учился медицине в Японии. В 1921 вернулся на родину и занялся лит. деятельностью. Принимал участие в революции 1924—27. После ее поражения находился в эмиграции в Японии, подвергался преследованиям со стороны япон. пр-ва. В период антияпон. войны (1937—45) выступает за создание и укрепление единого нац. фронта. При образовании КНР (1949) Г. М.-ж. был избран членом Центр, нар. правительственного совета, назначен председателем Комитета по делам культуры и просвещения при Гос. адм. совете. С 1954 — зам. председателя Постоянного комитета Всекит. собрания нар. представителей, президент АН КНР (с 1949), иностр. член АН СССР (с 1958). Директор 1-го Ин-та истории АН КНР. Г. М.-ж. — видный деятель междунар. движения сторонников мира. В 1950 он избирается председателем Кит. нар. комитета защиты всеобщего мира и вице-президентом Всемирного Совета Мира. Лауреат Междунар. Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1951).
Г. М.-ж. — автор ряда трудов по истории древнего Китая, посвященных гл. обр. изучению соци-ально-экономич. основ древнекнт. общества («Исследование древнего общества Китая», 1929; «Собрание надписей на бронзе обоих Чжоусских периодов», 1933; «Эпоха рабовладельческого строя», 1952; «Бронзовый век», 1945, и др.). На основе исследования нсто-рич. и археологич. материалов Г. М.-ж. пришел к выводу, что классовое рабовладельч. общество устанавливается в Китае уже в период Шан-Инь (16—11 вв. до н. э.), а переход от рабовладения к феодализму начался в 6—5 вв. дон. э. Ряд работ Г. М.-ж. посвящен исследованию проблем истории кит. философии (ст. «Взгляды Мо-цзы», «Гунсунь Ни-цзы и его теория музыки», «Конфуцианцы царств ЦиньиЧу», «Развитие воззрений на „небесный путь" до эпохи Цин» и др.). В работе «Десять критических статей» (1945) он анализирует взгляды др.-кит. мыслителей — Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, Сюнъ-цзы, указывая на демократич. характер древнего конфуцианства. Г. М.-ж. — автор перевода на кит. яз. соч. Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» и Маркса «К критике политической экономии». С о ч..- Мо-жо ваньцзи (Собр. соч. Го Мо-жо), т. 1—8, Пекин, 1957 — 59; в рус. пер.— Сочинения, в 3-х томах, т. 1—3, М., 1958; Избранные сочинения, М., 1955; Эпоха рабовладельческого строя, М., 1956; Бронзовый век, М., 1959. Лит.: Ник о л ь с к а я Л., Смирнов В., Го Мо-жо — писатель, ученый, революционер, в кн.: Писатели стран народной демократии, вып. 2, М., 1958, с. 142 —175; Го Мо-жо — историк древнего Китая, «Вестник древней истории», 1952, N° 1; Васильев Л С, Исследования Го Мо-жо о рабстве в древнем Китае.. «Советское китаеведение», 1958, №. 2. ГОМОЛОГИЯ-ГОМУЛКА 387 ГОМОЛОГИЯ (от греч. oy.o'kofla — согласие, соответствие) — сходство важнейших свойств, выявляющих сущность соответствующих объектов. Эта сущность может быть одинаковой, несмотря на кажущиеся внешние различия. Г. можно противопоставить аналогии как сходству в одном или ряде свойств, не обязательно существенных для сравниваемых вещей. Термин «Г.» употребляется в сходном значении в целом ряде наук. В биологии под Г. понимают сходство в строении и происхождении органов, к-рые могут тем не менее иметь различный внешний вид и нести различные функции (напр., крыло птицы гомологично передней лапе млекопитающего, в то время как крыло птицы и крыло бабочки являются лишь аналогичными органами, обладающими сходной функцией, но различным строением и происхождением). Представление о гомологичных органах способствовало развитию эволюционных взглядов в биологии, установлению генетич. связей организмов. Ч. Дарвин отмечал, что гомологичные органы склонны изменяться в одинаковом направлении, что подтверждает их родство. Это обстоятельство позволило Н. Вавилову сделать ряд успешных предсказаний о существовании растений с неизвестными ранее признаками, что подчеркивает практич. значение Г.
Велико значение понятия «Г.» для химич. наук. В неорганич. химии гомологичными называют ряды сходных элементов (напр., литий, натрий, калий, рубидий) или ионов (напр., CIO,,, Mn04, BF4). Особенно часто понятие «Г.» применяется к рядам химич. соединений, построенным так, что члены ряда отличаются друг от друга на нек-рую структурную единицу, взятую п раз. Для простейшего случая обычных гомологич. рядов органич. химии такой единицей является метиленовая группа (СН2). Однако эта группа может быть и более сложной, что приводит к возникновению иных рядов высших гомологов (напр., винилоги, фенилоги, карбинологи). Гомологич. ряды имеют важное значение для познания закономерностей химич. соединений. Учитывая сходство гомологов, можно по одному соединению определить свойства целого ряда веществ, в том числе и неизвестных. Вместе с тем между членами гомологич. ряда имеют место и различия, вызванные, как отмечал Ф. Энгельс, переходом количественных изменений в изменения качественные при увеличении или уменьшении числа однотипных структурных единиц. Г. показывает специфич. форму действия указанного закона диалектики, когда при количественно-качественных переходах сохраняется нек-рая общая качественная закономерность ряда химич. соединений, обладающих одинаковой функцией.
В гомологич. рядах представлен особый тип дискретности материи. Если внутри атома единицами дискретных изменений являются ядерные частицы (протоны и нейтроны), если в неорганич. химии такими дискретными единицами являются атомы, то гомологич. ряды органич. соединений представляют собой более высокий тип усложнения вещества, когда единицей дискретности, мерой перехода от одного соединения к другому становится сперва простая метиленовая, а затем все более сложные группы и радикалы. Ю. Жданов. Ростов-на-Дону. А. Уемов. Иваново. ГОМОМОРФИЗМ (от греч. <5[ао;—равный и |«р<рт]—образ) (в м а т е м а т и к е и л о г и к е).Г. называют такое соответствие между двумя системами объектов с определенными для этих объектов отношениями, при к-ром: 1) каждому объекту первой системы поставлен в соответствие ровно один объект второй системы и каждому отношению первой системы поставлено в соответствие ровно одно отношение второй системы; 2) если для нек-рых объектов а, Ь, с,... первой системы выполняется нек-рое отношение S первой системы, то для объектов а', Ь', с',... второй системы, соответствующих объектам а, Ь, с,..., выполняется отношение S' второй системы, соответствующее отношению S. Вторая система объектов и отношений называется при этом гомоморфным образом первой. О гомоморфном образе какой-либо системы можно в определенном смысле говорить как о модели этой системы. В том частном случае, когда, во-первых, установленное между рассматриваемыми системами соответствие взаимнооднозначно п, во-вторых, отношение S' выполняется во второй системе между объектами а', Ь', с',... только тогда, когда соответствующее отношение S выполняется между соответствующими объектами а, Ь, с,... первой системы, Г. называют изоморфизмом. Пример гомоморфизма. Пусть ft есть нек-рая система высказываний с определенными для этих высказываний отношениями конъюнкции С и дизъюнкции D (для высказываний а, Ь, с тогда и только тогда выполняется отношение С, когда с еегь конъюнкция высказываний а и Ь; для высказываний а, Ь, с тогда и только тогда выполняется отно. шение D, когда с есть дизъюнкция высказываний а и Ь)-Пусть L — система из двух чисел 0 и 1 с определенными на этих числах отношениями К и L, где отношения К и L определены так: для чисел р, q, г тогда и только тогда выполняется отношение К, когда р- q=r; для чисел р, q, r тогда и только тогда выполняется отношение L, когда р J-q—pq=r. Поставим в соответствие каждому истинному высказыванию из системы Vi число 1, каждому ложному высказыванию чцело 0, отношению С — отношение К, и отношению D — отношение L. Мы получим Г. между системами >л и L, при к-ром L является гомоморфным образом системы Я.
В. Успенский. Москва. ГОМОНИМЙЯ — см. Омонимия. ГОМПЕРЦ (Gomperz), Теодор (29 марта 1832— 29 авг. 1912)—нем. бурж. философ-позитивист и филолог, историк античной философии. Проф. классич. филологии в Вене (с 1873). Стремился исследовать дре-внегреч. философию в связи с развитием греч. культуры вообще. Гл. соч. по истории античной философии—«Греческие мыслители» («Griechische Denker», Bd 1—3, 1896—1909, рус. пер. 1911 — 13). Будучи позитгви-стом (наибольшее влияние оказал на него Дж. Ст. Миллъ), Г. выдвигает науч. ценность физич. теорий древности и подчеркивает роль софистов как просветителей; наоборот, антич. диалектика недооценивается им. Г. стремится установить аналогии, иногда удачные, между греч. мыслителями и современной ему эпохой; благодаря этому его труд получает, правда, большую жизненность, но, с другой стороны, антич. философия подвергается им нек-рой модернизации. Книга Г. «Очерки и воспоминания» («Essays und Le-benserinnerungen», 1905) интересна по автобиографич. материалам. Как филолог Г. известен гл. обр. расшифровкой геркулановских папирусов («Herkulanische Studien», 1865) и комментированием нек-рых текстов антич. авторов. Соч.: Zu Heraklit's Lehre und den Ueberresten seines Werkes. W., 18S7, Zu Aristoteles Poetik, W., 1888; tlber die Charakt ere Theophrast's, W., 1888. Лит.: Теодор Гомперц. 1832 —1912. Некролог, «Изв. Имп. Акад. наук», 1912, № 15, сер. 6, с. 927—36; Зелинский Ф., Теодор Гомперц, «Русская мысль», 1912,сент.; Gomperz Н., Theodor Gomperz, W., 1936. ГОМУЛКА (Gomulka),Владислав (парт, псевдоним — В е с л а в) (р. 6 февр. 1905)— деятель польского и международного коммунистического движения, первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии (с 1956). Род. в семье рабочего. Член КП Польши с 1926. Рабочий-слесарь, один из руководителей левого профсоюзного движения. В 1934— 1935 учился в Международной Ленинской школе в Москве. 25* 388 ГОМУЛКА За революц. деятельность подвергался преследованиям со стороны властей бурж.-помещичьей Польши, находился в тюремном заключении (в 1932—34, 1936 — 1939). Один из организаторов революц.-освободит, борьбы против гитлеровских захватчиков, оккупировавших Польшу в 1939. С 1942 — член ЦК Польской рабочей партии, с 1943 — ее ген. секретарь. В своих выступлениях 40-х гг., напр. в докладе, прочитанном на партийной конференции в ноябре 1944, Г. выдвинул ряд важнейших положений, намечавших черты и методы строительства новой демократич. Польши, в частности необходимость сотрудничества марксистско-ленинской партии с другими демократич. партиями и группами [см. «Zadania partii w zakresie organizacji sily zbrojnej odrodzonej Polski», опубл. в ж. «Z poia walki», 1959, № 2 (6)]. В декабре 1948 Г. был избран членом ЦК тогда же образовавшейся Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). В 1949 из-за необоснованных обвинений был выведен из состава ЦК партии, в 1951 арестован. В 1954 освобожден. В июле 1956 VII пленум ЦК ПОРП снял обвинения, выдвигавшиеся против Г. VIII пленум ЦК ПОРП (окт. 1956) ввел Г. в состав ЦК и Политбюро ЦК и избрал его первым секретарем ЦК партии. Вернувшийся к руководству партией в период обострения классовой борьбы в стране, Г. сыграл выдающуюся роль в разработке и осуществлении тактики, к-рая обеспечила упрочение рабоче-крест. союза, укрепление руководящей роли ПОРП в Польше и изменение соотношения сил в стране в пользу социализма. Политика партии, — говорит Г.,— «исходит из творческого марксистского анализа положения и'условий нашей страны. Эта политика исходит из применения общих закономерностей переходного периода от капитализма к социализму к польским условиям» («Статьи и речи», М., 1959, с. 82). При этом Г. выступает против всяких попыток преуменьшить между нар. значение опыта социалистич. строительства в СССР, отрицать общие для всех стран закономерности строительства социализма, подменить пролетарский интернационализм национализмом, подорвать единство социалистич. стран. Поясняя одно из важнейших проявлений пролетарского интернационализма — нерушимость союза Польши с СССР и всеми странами социалистич. лагеря, Г. указывал: «В нынешний послевоенный исторический период все страны, которые свергли старый общественный строй и вступили на путь социализма, могут строить у себя социализм только благодаря тому, что они составляют непоколебимое содружество социалистических стран, помогают друг другу, путем взаимного сплочения создали коллективную силу, которую не могут одолеть силы международной реакции и капитализма» (там же, с. 112). В то же время Г.подчеркивает необходимость учитывать специфич.,конкретные условия строительства социализма в каждой данной стране, о чем говорилось и в Декларации коммунистических и рабочих партий, принятой в 1957 на совещании в Москве, активным участником к-рого был Г. Значительное место в выступлениях Г. занимают защита и развитие организац. основ марксистско-ленинской партии, укрепление ее руковгдчщей и направляющей роли в обществе. Определяя узловые проблемы политики ПОРП, Г. подчеркивает, что ее гл. задача состоит в том, чтобы, основываясь на эко-номич. достижениях, сплотить вокруг целей строительства социализма весь рабочий класс и трудящиеся массы деревни. Марксистско-ленинскую тактику партии Г. осуществляет в борьбе как против современного ревизионизма, так и против сектантства п догматизма. На IX пленуме ЦК ПОРП (май 1957) и в последующих выступлениях Г. охарактеризовал ревизионизм как гл. опасность для рабочего движения в совр. условиях. Он показал, что «идеология ревизионизма — это идеология бегства от ведущейся борьбы, это идеология капитуляции перед трудностями строительства социализма, идеология капитуляции перед классовым врагом» («Узловые проблемы политики партии», см. «Коммунист», 1957, № 7, с. 74). Он вскрыл ревизионистскую сущность лозунга «интегральной демократии», направленного против необходимости диктатуры пролетариата для построения социалистич. общества и означавшего на практике стремление к введению свободы для бурж. пропаганды (см. «Статьи и речи», с. 85). Выступая также против отделявшего партию от масс догматизма, Г. подчеркивает, что в наст, время творч. развитие марксизма означает прежде всего умелую реализацию идей науч. социализма в практике социалистич. строительства. Призывая партию и народ к напряжению всех сил в деле создания материалыго-технич. базы социализма, Г. разъясняет, что решающее значение этой базы для развития общества не реализуется стихийно; «чтобы изменить отношения между людьми в духе общественной справедливости, т. е. построить социализм, надлежит в этом самом духе изменить, сформировать сознание трудящихся масс» (там же, с. 19—20). Лучшей школой социализма является непосредств. участие рабочего класса и трудящихся масс города и деревни в управлении производством и государством. В докладах Г. на IX и X пленумах ЦК ПОРП всесторонне раскрыто содержание понятия социалистич. демократии. Г. разоблачил попытки «использовать социалистическую демократию в качестве орудия борьбы против социализма» (там же, с. 4). Отмечая, что процесс развития социалистич. демократии характеризуется привлечением все большего числа людей «к участию в непосредственном управлении государством и общественным хозяйством» (там же), Г. указывает, что «темпы этого процесса зависят от многих факторов, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор общественной сознательности и политической рассудительности широких народных масс» (там же). Большое место в выступлениях Г. занимают вопросы формирования новой, социалистич. нравственности. Исходя из марксистского тезиса об обусловленности различных моральных систем той социальной почвой, на к-рой они вырастают, Г. говорит, что на почве строительства социализма рождаются в обществе новые социалистич. нормы морали. «Процесс их возникновения, формирования и овладения жизнью отдельных людей и обществом длительный и медленный. Он не бежит параллельно с процессом общественных изменений, а только то медленней, то быстрее следует за ним как результат этого процесса» (там же, с. 165). На сознании и психике людей, на способе их жизни, на их морали «остается и должно будет оставаться в течение долгого периода времени бремя прежних приобретенных тысячелетиями и чуждых социализму навыков, которых социалистическая революция, свергая старый общественный строй, вместе с ним свергнуть не могла, а только обрекла их на постепенное отмирание. В области человеческого сознания все старое, присущее прошлым общественным формациям, по чуждое социалистическому строю, имеет возможность проявления и при социализме, тем более, что на современном этапе исторического развития человечества на свете существуют две противостоящие друг другу общественные системы — социалистическая и капиталистическая» (там же, с. 165—66). Г. отнес «к ряду глупейших ревизионистских нелепостей» теорийки об автоматам, формировании социалистич. сознания но ГОНОРИЙ ОТЕНСКИЙ — ГОРАЦИЙ 389 мере прогресса в социалистич. строительстве, а в связи с этим—о ненужности всякой агитации (там же, с. 228). Все дело просвещения должно «способствовать преобразованию сознания человека в социалистич. духе, устранению различий между работниками физич. и умств. труда, должно быть двигателем культурной революции в обществе» (там же, с 161). «При социализме труд, учение и воспитание должны быть соединены в одно целое» (там же, с. 163). «Формирование социалистической сознательности общества, а в особенности молодого поколения,— говорил Г. на III съезде ПОРП,— имеет для развития социализма не меньшее значение, чем расширение его материальной, экономической базы. Именно поэтому для нас не безразлично, какие философские, социологические, экономические, педагогические и иные взгляды прививаются обществу, в духе каких идей воспитывается молодое поколение нашей интеллигенции. Для нас не может быть безразличным, каковы в этих отраслях науки позиции марксизма в его борьбе с буржуазными взглядами» («Отчетный доклад...», с. 106—107). Стоои-тельство социализма, обеспечивая исключительно благоприятные условия развития науки и техники, подготавливает полное торжество научного миропонимания: «Перед лицом научных открытий лопаются мифы о сверхъестественном характере явлений, происходящих в мире, в природе п обществе. Человек перестает преклоняться перед божествами, человеческий разум освобождается от предрассудков, от пут, которые в течение тысячелетий сковывали его свободное развитие. Мир, основанный на предрассудках и частной собственности на орудия и средства производства, рушится. Человечество вступает в эпоху социализма» («Статьи и речи», с. 240). В выступлениях Г. раскрывается положение о неотделимости дела мира от дела социализма. «Одной из основных идей социализма, — говорит Г.,— является идея мирного сосуществования государств с разными общественными системами, идея борьбы и соревнования путем создания новых материальных и духовных ценностей, а не путем их уничтожения» (там же, с. 96). Соч.: Przemrjwienia, [Warsz.], 1957; Wieslaw: W wa-lce о demokracje ludowa.. (Artykuly i przemcjwienia), t. 1—2, Warsz., 1947; Budujemy wspolny dom. Przemtfwienia tow. Wieslawa w sprawie realizacji jednosci organicznej, Wr., 1948; Przemrjwienia. Pazdziernik 1956—wrzesien 1957, Warsz., 1957; Przem6wienia. Wrzesieu 1957—grudzien 1958, [Warsz.j, 1959; Przemuwienia. 1959, Warsz., 1960; Знамя нашей эпохи, «Правда», 1960, 19 апреля, J* 110; Положение в партии ивстране, «Правда», 1957, 31 окт., № 304; Статьи и речи, М., 1959; Отчетный доклад ЦК Польской объединенной рабочей партии III съезду ПОРП, М., 1959; Речь на XXI съезде КПСС, в кн.: Внеочередной XXI съезд КПСС. Стенографический отчет, [т.] 1, М., 1959; Доклад [посвященный 15-летию ПНР], «Правда», 1959, 2 2 июля, № 203. Лит.: Документи про револющйну Д1яльшсть Владислава Гомулки, «Укр. 1сторичний ж.», 1959, № 2. ГОНбРИЙ ОТЕНСКИЙ (Honorius Augustodu-nensis)— философ и теолог 1-й пол. 12 в. Автор св. 30 популярных в ср. века трактатов филос, теологич. и общенауч. содержания. Жил, очевидно, в Аугсбурге (Германия), лат. название к-рого (Augusta Vindeli-corum) ошибочно было принято за Отен (лат. Augusto-dunum; Бургундия). В трактате «Картина мира» («Imago mundi») Г. и. изложил знания своего времени по астрономии, географии, истории и др. наукам. В занимат. диалоге «Физический ключ» («Clavis phy-sicae») и нек-рых др. соч. Г. О. излагает идеи антич. авторов о строении мира, шарообразной форме земли, 4 «элементах» (земля, вода, воздух, огонь). Уделяя большое место положит, знаниям, Г. О. все же считал, что лишь теология ведет к полному знанию и открывает перед человеч. душой ее «отечество», куда после долгого блуждания по узким тропам познания она добирается из «места ссылки» — невежества. Идеи Г. О. об отношениях между богом и миром обнаруживают пантеистич. влияние Иоанна Скота Вриугены, а его попытка решения религ.-нравств. проблем о причине зла и свободе воли человека — воздействие идей Анселъма Кентерберийского. Г. О. примыкал к лагерю платоников, стоявших на позициях реализма. Соч.: Opera omnia, P., 1854 (Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur. J. P. Migne, t. 172); Cognitio vitae seu De cognitione verae vitae, в кн.: Sancti Aurelti Augusti-ni Opera omnia, P., 1865 (Patrologiae cursus compl. ser. latina... accur. J. P. Migne, t. 40, col. 1003—32) (трактат Г. О. помещен ошибочно под именем Августина). Приписывавшийся ему трактат «Philosophia mundi» принадлежит Гилъому из Конша. Лит.: Е ndres J. A., Honorius Augustodunensis, Bei-trag zur Gesehichte des geistigen Lebens im 12 Jalirhundert, Kempten — Munch., 1906; Grabmann M., Die Gesehichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1956; Dictionnaire de theologie catholique... sous la dir. de A. Vacant et E. Mange-not, t. 7,p. 1, [P., 1922], col. 139—158; Gilson E., L'es-prit de la philosophie medievale, 2 ed., P., 1948. Б. Рамм. Ленинград. ГОРАРИК (Horarik), Ян (1808—20 мая 1864)—венгерский философ словацкого происхождения; революционер-демократ. Участник революции 1848—49 в Венгрии. В молодости — католич. ксендз. Под влиянием работ Фейербаха Г. стал атеистом и выступил с критикой церкви и религии. В работе «Борьба с иерархией и церковью в 1841—45 гг.» («Kampf mit Hierarchic und Kirche in den Jahren 1841—45», 1847) Г. доказывал, что бог создан человеком по его образу и подобию. Задача философии, по мнению Г., просвещать людей, освободить их от религии и указать путь создания земного человеч. счастья. Г. — первыт венг. философ, к-рый называл себя пролетарием. Г. заявлял, что борется за интересы рабочего класса. Капитал он называл «чумой рабочего народа». В 1848 Г. редактировал журнал «Будущее». Был капитаном отряда Общества равенства одного из районов Будапешта, принимал участие в освободит, борьбе против австрийской оккупации в 1848. С о ч.: Szdzat Nemethonbfil a Habsburghaz <5s Kossuth Lajos felol, [s. 1.], 1849; Hare a hierarcnia es az egy'uiz ellen a/. 1841— 1845 cvekben, [Ford., bevezetessel es jegyzetekkel ellattak Bo'ifi Hubert es Tordai Gyorgy], Bdpst, 1956. Лит.: Dubnicky J., О Janovi Horarikovi..., в кн.: Horarik J., Boj s hierarchiou a cirkvou v rokoch 1841 — 45, Brat., 1953; M ii.n z Т., Filosoficke nalilady Jana Horarika, «Slov. filos. Casop.», Brat., 1956, roc. 11, № 3. T о r d a i G.. Janas Horarik, Bdpst, 1954. Т. Мюнц. Чехословакия. Г. Тордаи. Венгрия. ГОРАЦИЙ, Гораций Флакк (Horatius Flac-cus). Квинт (8 дек. 65 до н. э.—27 нояб. 8 до н. э.)—римский писатель и поэт. Образование получил в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне, был воен. трибуном в респ. армии. После поражения республиканцев в 42 до н. э. вернулся в Рим, где занялся писательской деятельностью. Произведения Г.: 4 кн. «Од», «Юбилейный гимн», 1 кн. «Эподов», 2 кн. «Сатир» и 2 кн. «Посланий», в т. ч. трактат «Наука пое-зии», к-рый представляет собой письмо к Пизонам; его назв. не принадлежит самому автору. В отличие от «Поэтики» Аристотеля, соч. Г. содержит не теоретич. идеи, а ряд практич. советов начинающим поэтам. Трактат не имеет строго выдержанного плана и условно делится на 3 ч.: общее учение о поэтпч. иск-ве (1 —152), вопросы трагедии (153—294) и учение о поэте (295—476). Осп. идея послания заключается в требовании единства, простоты, ясности, цельности, последовательности и непротиворечивости лит. произведений (стихи 1 — 37).Г. является сторонником уравновешенности, гармонии, противником фантастичности и неправдоподобия. Поэт, по Г., должен соблюдать порядок и строй (series iuncturaque), умело сочетать начало, середину и конец (125 — 135, 148 — 152). Слова должны соответствовать данному характеру, а характеры — данному возрасту и положению, отличаться единообразием, отсутствием противоречий и последователь' постыо своего развития (156—178). Поэт должен 390 ГОРГИЙ — ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ быть от природы достаточно талантлив, и ему необходима соответствующая поэтич. школа. Цель поэзии не только наставлять и поучать, но и достав-пять читателю наслаждение (333, 343—346). Поэт обязан обладать мудростью и филос. образованием (309—312), но в то же время избегать всяких излишних теорий, чтобы создавать правдоподобные образы, основанные на точных жизненных наблюдениях (317—322). Вдохновение может довести до сумасбродства (453—475), оно должно сопровождаться постоянным и неуклонным трудом (289—301, 388 ел.). Благоразумие (sapere) является «началом и источником» правильного творчества писателя (309). Одновременно Г. решительно против всякой надуманности, напыщенности и ходульности (136—147). Римская драма не удовлетворяла Г., и он требовал восстановления древнегреч. мифология, трагедии. Для римской лит-ры того времени поэтика Г. была попыткой реставрации невозвратимого прошлого греч. классики. Осн. положения поэтики Г.— идейная и эмоцион. насыщенность, обобщенно-жиз-ленное правдоподобие, подчеркнуто-рациональная разработка художеств, образности — оказали значит, влияние на теорию и практику классицизма, особенно на франц. классицизм. Вуало, к-рый был близок к идеям Г., в нек-рых местах одноименного трактата является простым его переводчиком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|