Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 40 глава




ГОМ — англ. философ и эстетик. См. Хом.

ГОМЕОМЁРИЯ —термин, к-рым, по свидетель­ству Аристотеля (Анаксагор А 43, 45, 46, Diels), поль­зовался Анаксагор, но к-рого нет в дошедших до нас материалах последнего. Этим термином Анаксагор обо­значал мельчайший материальный элемент всякого качества, содержащий в себе бесконечность вообще существующих качеств («всё во всём»). Г. бесконечно делима, но в любой ее части содержится все существу­ющее. В этом нельзя не видеть отдаленного предчув­ствия учения о бесконечных множествах. Понятие Г., понимаемой Анаксагором как «всё во всём», было создано, как можно предполагать, ради обоснования идеи вечности и неразрушимости материи, к-рая, постоянно возникая и разрушаясь в отдельных вещах, в последней своей глубине, а именно—в Г., мыслилась вечной и неразрушимой. У Аристотеля («Метафизика», 13, 983в31—984в13) употребляется в виде прилагатель­ного (o(j.oioij.£p?j, букв.—«подобочастпое», от с!,иою?—по­добный и;хёро; — часть), в дальнейшем же в виде существительного (ofiotojAJpsia) (так, у Лукреция homeomeria, De rerum natura, I, 830).

Лит. см. при статье Анаксагор. А. Лосев. Москва.

ГОМЕС ПЕРЁЙРА (Gomez Pereira), Антонио (р. ок. 1500— год смерти нензв.)— исп. врач и философ. Изучал медицину и философию в ун-те г. Саламанка. Формирование его взглядов прошло под влиянием номинализма. Выступая против бессмертия души в книге «Антониана Маргарита» («Antoniana Margarita», Мадрид, 1554; Frankfurt, 1610; Madrid, 1749), Г. П. предлагал исследовать «действия души» на основании опыта, методов физики и разума. Г. П. отрицал пре­клонение перед авторитетами, интуицию и врожденные идеи и, по существу, признавал, что нет разницы между душой человека и животных. А т. к. душа животных смертна, то смертна и душа человека. В 1555 в Меди-надель-Кампо была опубликована книга М. Паласио-са, пытавшегося с точки зрения религ. схоластики опорочить «Антониану Маргариту». Г. П. разработал наивно-материалистич. рефлекторную теорию, ока­завшую, по мнению нек-рых историков исп. науки и философии (Чиичилья, Менендес-и-Пелайо и др.), большое влияние на Декарта (что также было зафик­сировало П. Бейлем в его «Историческом и критиче­ском словаре»). Г. П. предвосхитил также положение Декарта Cogito ergo sum (мыслю, следовательно, су­ществую), утверждая: «Познаю, что я познаю что-то. Все, что познает, существует, следовательно, я су­ществую» (цит. по кн. М. Mendez Bejarano, Historia de


la filosofia en Espafia, Madrid, p. 245). Творчество Г. П. незаслуженно замалчивается пли фальсифици­руется (напр., иезуитом Ириарте «El doctor Huarte...», Madrid, 1948) и сам он неправильно,изображается сторонником «философского субъективизма».

Лит.: Chinchilla A., Anales historicos de la medi-cina en general у bibliografico-biograficos de la espanola en particular, Valencia, 1841—46; Menendezy Pelayo, La Ciencia Espanola, 3 ed., t. 2, Madrid, 1887; G u a r d i a J. M., Philosophes espagnols. Gomez Pereira, «Rev. philoso-phique de la France et de l'Etranger», 1889, JV° 9, 10, 12.

Д. Претель. Москва.

ГО МО-ЖО (псевдоним — Го Д и н - т а н; род. 16 ноября 1892) — китайский общественный и гос. деятель, историк и писа­тель. Учился медицине в Японии. В 1921 вернулся на родину и занялся лит. дея­тельностью. Принимал уча­стие в революции 1924—27. После ее поражения нахо­дился в эмиграции в Японии, подвергался преследованиям со стороны япон. пр-ва. В период антияпон. войны (1937—45) выступает за соз­дание и укрепление единого нац. фронта. При образо­вании КНР (1949) Г. М.-ж. был избран членом Центр, нар. правительственного совета, назначен председа­телем Комитета по делам культуры и просвеще­ния при Гос. адм. совете. С 1954 — зам. пред­седателя Постоянного комитета Всекит. собрания нар. представителей, президент АН КНР (с 1949), иностр. член АН СССР (с 1958). Директор 1-го Ин-та истории АН КНР. Г. М.-ж. — видный деятель междунар. движения сторонников мира. В 1950 он избирается председателем Кит. нар. комитета защиты всеобщего мира и вице-президентом Всемирного Совета Мира. Лауреат Междунар. Ленинской премии «За укрепле­ние мира между народами» (1951).

Г. М.-ж. — автор ряда трудов по истории древ­него Китая, посвященных гл. обр. изучению соци-ально-экономич. основ древнекнт. общества («Иссле­дование древнего общества Китая», 1929; «Собра­ние надписей на бронзе обоих Чжоусских периодов», 1933; «Эпоха рабовладельческого строя», 1952; «Брон­зовый век», 1945, и др.). На основе исследования нсто-рич. и археологич. материалов Г. М.-ж. пришел к выводу, что классовое рабовладельч. общество устана­вливается в Китае уже в период Шан-Инь (16—11 вв. до н. э.), а переход от рабовладения к феодализму начался в 6—5 вв. дон. э. Ряд работ Г. М.-ж. посвя­щен исследованию проблем истории кит. филосо­фии (ст. «Взгляды Мо-цзы», «Гунсунь Ни-цзы и его теория музыки», «Конфуцианцы царств ЦиньиЧу», «Развитие воззрений на „небесный путь" до эпохи Цин» и др.). В работе «Десять критических статей» (1945) он анализирует взгляды др.-кит. мыслителей — Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, Сюнъ-цзы, указывая на демократич. характер древнего конфуцианства. Г. М.-ж. — автор перевода на кит. яз. соч. Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» и Маркса «К критике политической экономии».

С о ч..- Мо-жо ваньцзи (Собр. соч. Го Мо-жо), т. 1—8, Пекин, 1957 — 59; в рус. пер.— Сочинения, в 3-х томах, т. 1—3, М., 1958; Избранные сочинения, М., 1955; Эпоха рабовладельческого строя, М., 1956; Бронзовый век, М., 1959.

Лит.: Ник о л ь с к а я Л., Смирнов В., Го Мо-жо — писатель, ученый, революционер, в кн.: Писатели стран народной демократии, вып. 2, М., 1958, с. 142 —175; Го Мо-жо — историк древнего Китая, «Вестник древней истории», 1952, 1; Васильев Л С, Исследования Го Мо-жо о рабстве в древнем Китае.. «Советское китаеведе­ние», 1958, №. 2.


ГОМОЛОГИЯ-ГОМУЛКА 387


ГОМОЛОГИЯ (от греч. oy.o'kofla — согласие, соот­ветствие) — сходство важнейших свойств, выяв­ляющих сущность соответствующих объектов. Эта сущность может быть одинаковой, несмотря на кажу­щиеся внешние различия. Г. можно противопоста­вить аналогии как сходству в одном или ряде свойств, не обязательно существенных для сравниваемых ве­щей. Термин «Г.» употребляется в сходном значении в целом ряде наук. В биологии под Г. понимают сход­ство в строении и происхождении органов, к-рые мо­гут тем не менее иметь различный внешний вид и нести различные функции (напр., крыло птицы гомо­логично передней лапе млекопитающего, в то время как крыло птицы и крыло бабочки являются лишь аналогичными органами, обладающими сходной функ­цией, но различным строением и происхождением). Представление о гомологичных органах способство­вало развитию эволюционных взглядов в биоло­гии, установлению генетич. связей организмов. Ч. Дар­вин отмечал, что гомологичные органы склонны изменяться в одинаковом направлении, что подтверж­дает их родство. Это обстоятельство позволило Н. Ва­вилову сделать ряд успешных предсказаний о суще­ствовании растений с неизвестными ранее признака­ми, что подчеркивает практич. значение Г.

Велико значение понятия «Г.» для химич. наук. В неорганич. химии гомологичными называют ряды сходных элементов (напр., литий, натрий, калий, рубидий) или ионов (напр., CIO,,, Mn04, BF4).

Особенно часто понятие «Г.» применяется к рядам химич. соединений, построенным так, что члены ряда отличаются друг от друга на нек-рую структурную единицу, взятую п раз. Для простейшего случая обыч­ных гомологич. рядов органич. химии такой едини­цей является метиленовая группа (СН2). Однако эта группа может быть и более сложной, что приводит к возникновению иных рядов высших гомологов (напр., винилоги, фенилоги, карбинологи).

Гомологич. ряды имеют важное значение для позна­ния закономерностей химич. соединений. Учитывая сходство гомологов, можно по одному соединению определить свойства целого ряда веществ, в том числе и неизвестных. Вместе с тем между членами гомоло­гич. ряда имеют место и различия, вызванные, как отмечал Ф. Энгельс, переходом количественных из­менений в изменения качественные при увеличении или уменьшении числа однотипных структурных еди­ниц. Г. показывает специфич. форму действия указан­ного закона диалектики, когда при количественно-ка­чественных переходах сохраняется нек-рая общая качественная закономерность ряда химич. соедине­ний, обладающих одинаковой функцией.

В гомологич. рядах представлен особый тип дис­кретности материи. Если внутри атома единицами дискретных изменений являются ядерные частицы (протоны и нейтроны), если в неорганич. химии такими дискретными единицами являются атомы, то гомологич. ряды органич. соединений представляют собой более высокий тип усложнения вещества, ког­да единицей дискретности, мерой перехода от одно­го соединения к другому становится сперва простая метиленовая, а затем все более сложные группы и ра­дикалы. Ю. Жданов. Ростов-на-Дону. А. Уемов. Иваново.

ГОМОМОРФИЗМ (от греч. <5[ао;—равный и |«р<рт]—об­раз) (в м а т е м а т и к е и л о г и к е).Г. называют такое соответствие между двумя системами объектов с опреде­ленными для этих объектов отношениями, при к-ром: 1) каждому объекту первой системы поставлен в соот­ветствие ровно один объект второй системы и каждому отношению первой системы поставлено в соответст­вие ровно одно отношение второй системы; 2) если для нек-рых объектов а, Ь, с,... первой системы выполняется нек-рое отношение S первой системы, то


для объектов а', Ь', с',... второй системы, соответ­ствующих объектам а, Ь, с,..., выполняется отно­шение S' второй системы, соответствующее отношению S. Вторая система объектов и отношений называется при этом гомоморфным образом первой. О гомоморф­ном образе какой-либо системы можно в определенном смысле говорить как о модели этой системы. В том частном случае, когда, во-первых, установленное меж­ду рассматриваемыми системами соответствие взаимно­однозначно п, во-вторых, отношение S' выполняет­ся во второй системе между объектами а', Ь', с',... только тогда, когда соответствующее отношение S выполняется между соответствующими объектами а, Ь, с,... первой системы, Г. называют изоморфизмом. Пример гомоморфизма. Пусть ft есть нек-рая система высказываний с определенными для этих высказываний отношениями конъюнкции С и дизъюнкции D (для высказы­ваний а, Ь, с тогда и только тогда выполняется отношение С, когда с еегь конъюнкция высказываний а и Ь; для вы­сказываний а, Ь, с тогда и только тогда выполняется отно. шение D, когда с есть дизъюнкция высказываний а и Ь)-Пусть L — система из двух чисел 0 и 1 с определенными на этих числах отношениями К и L, где отношения К и L определены так: для чисел р, q, г тогда и только тогда вы­полняется отношение К, когда р- q=r; для чисел р, q, r тогда и только тогда выполняется отношение L, когда р J-q—pq=r. Поставим в соответствие каждому истинному высказыванию из системы Vi число 1, каждому ложному высказыванию чцело 0, отношению С — отношение К, и отношению D — отношение L. Мы получим Г. между системами >л и L, при к-ром L является гомоморфным образом системы Я.

В. Успенский. Москва.

ГОМОНИМЙЯ — см. Омонимия.

ГОМПЕРЦ (Gomperz), Теодор (29 марта 1832— 29 авг. 1912)—нем. бурж. философ-позитивист и фи­лолог, историк античной философии. Проф. классич. филологии в Вене (с 1873). Стремился исследовать дре-внегреч. философию в связи с развитием греч. культуры вообще. Гл. соч. по истории античной философии—«Гре­ческие мыслители» («Griechische Denker», Bd 1—3, 1896—1909, рус. пер. 1911 — 13). Будучи позитгви-стом (наибольшее влияние оказал на него Дж. Ст. Миллъ), Г. выдвигает науч. ценность физич. теорий древности и подчеркивает роль софистов как просве­тителей; наоборот, антич. диалектика недооценивается им. Г. стремится установить аналогии, иногда удач­ные, между греч. мыслителями и современной ему эпохой; благодаря этому его труд получает, правда, большую жизненность, но, с другой стороны, антич. философия подвергается им нек-рой модернизации. Книга Г. «Очерки и воспоминания» («Essays und Le-benserinnerungen», 1905) интересна по автобиографич. материалам.

Как филолог Г. известен гл. обр. расшифровкой геркулановских папирусов («Herkulanische Studien», 1865) и комментированием нек-рых текстов антич. авторов.

Соч.: Zu Heraklit's Lehre und den Ueberresten seines Werkes. W., 18S7, Zu Aristoteles Poetik, W., 1888; tlber die Charakt ere Theophrast's, W., 1888.

Лит.: Теодор Гомперц. 1832 —1912. Некролог, «Изв. Имп. Акад. наук», 1912, № 15, сер. 6, с. 927—36; Зелинский Ф., Теодор Гомперц, «Русская мысль», 1912,сент.; Gomperz Н., Theodor Gomperz, W., 1936.

ГОМУЛКА (Gomulka),Вла­дислав (парт, псевдоним — В е с л а в) (р. 6 февр. 1905)— деятель польского и между­народного коммунистическо­го движения, первый секре­тарь ЦК Польской объеди­ненной рабочей партии (с 1956). Род. в семье рабочего. Член КП Польши с 1926. Ра­бочий-слесарь, один из ру­ководителей левого профсо­юзного движения. В 1934— 1935 учился в Международной Ленинской школе в Москве.


25*


388 ГОМУЛКА


За революц. деятельность подвергался преследовани­ям со стороны властей бурж.-помещичьей Польши, находился в тюремном заключении (в 1932—34, 1936 — 1939). Один из организаторов революц.-освободит, борьбы против гитлеровских захватчиков, оккупи­ровавших Польшу в 1939. С 1942 — член ЦК Поль­ской рабочей партии, с 1943 — ее ген. секретарь.

В своих выступлениях 40-х гг., напр. в докладе, про­читанном на партийной конференции в ноябре 1944, Г. выдвинул ряд важнейших положений, намечавших черты и методы строительства новой демократич. Польши, в частности необходимость сотрудничества марксистско-ленинской партии с другими демократич. партиями и группами [см. «Zadania partii w zakresie organizacji sily zbrojnej odrodzonej Polski», опубл. в ж. «Z poia walki», 1959, № 2 (6)]. В декабре 1948 Г. был избран членом ЦК тогда же образовавшей­ся Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). В 1949 из-за необоснованных обвинений был вы­веден из состава ЦК партии, в 1951 арестован. В 1954 освобожден. В июле 1956 VII пленум ЦК ПОРП снял обвинения, выдвигавшиеся против Г. VIII пленум ЦК ПОРП (окт. 1956) ввел Г. в состав ЦК и Политбюро ЦК и избрал его первым секретарем ЦК партии.

Вернувшийся к руководству партией в период обострения классовой борьбы в стране, Г. сыграл выдающуюся роль в разработке и осуществлении тактики, к-рая обеспечила упрочение рабоче-крест. союза, укрепление руководящей роли ПОРП в Поль­ше и изменение соотношения сил в стране в поль­зу социализма. Политика партии, — говорит Г.,— «исходит из творческого марксистского анализа поло­жения и'условий нашей страны. Эта политика исходит из применения общих закономерностей переходного периода от капитализма к социализму к польским условиям» («Статьи и речи», М., 1959, с. 82). При этом Г. выступает против всяких попыток преумень­шить между нар. значение опыта социалистич. строи­тельства в СССР, отрицать общие для всех стран закономерности строительства социализма, подменить пролетарский интернационализм национализмом, по­дорвать единство социалистич. стран. Поясняя одно из важнейших проявлений пролетарского интерна­ционализма — нерушимость союза Польши с СССР и всеми странами социалистич. лагеря, Г. указывал: «В нынешний послевоенный исторический период все страны, которые свергли старый общественный строй и вступили на путь социализма, могут строить у себя социализм только благодаря тому, что они составляют непоколебимое содружество социалисти­ческих стран, помогают друг другу, путем взаимного сплочения создали коллективную силу, которую не могут одолеть силы международной реакции и капи­тализма» (там же, с. 112). В то же время Г.подчер­кивает необходимость учитывать специфич.,конкрет­ные условия строительства социализма в каждой данной стране, о чем говорилось и в Декларации ком­мунистических и рабочих партий, принятой в 1957 на совещании в Москве, активным участником к-рого был Г.

Значительное место в выступлениях Г. занимают защита и развитие организац. основ марксистско-ленинской партии, укрепление ее руковгдчщей и направляющей роли в обществе. Определяя узловые проблемы политики ПОРП, Г. подчеркивает, что ее гл. задача состоит в том, чтобы, основываясь на эко-номич. достижениях, сплотить вокруг целей строи­тельства социализма весь рабочий класс и трудящиеся массы деревни.

Марксистско-ленинскую тактику партии Г. осущест­вляет в борьбе как против современного ревизио­низма, так и против сектантства п догматизма. На


IX пленуме ЦК ПОРП (май 1957) и в последующих выступлениях Г. охарактеризовал ревизионизм как гл. опасность для рабочего движения в совр. условиях. Он показал, что «идеология ревизионизма — это идео­логия бегства от ведущейся борьбы, это идеология капитуляции перед трудностями строительства социа­лизма, идеология капитуляции перед классовым вра­гом» («Узловые проблемы политики партии», см. «Ком­мунист», 1957, № 7, с. 74). Он вскрыл ревизионистскую сущность лозунга «интегральной демократии», направ­ленного против необходимости диктатуры пролетариа­та для построения социалистич. общества и означав­шего на практике стремление к введению свободы для бурж. пропаганды (см. «Статьи и речи», с. 85).

Выступая также против отделявшего партию от масс догматизма, Г. подчеркивает, что в наст, время творч. развитие марксизма означает прежде всего умелую реализацию идей науч. социализма в практике со­циалистич. строительства.

Призывая партию и народ к напряжению всех сил в деле создания материалыго-технич. базы социализма, Г. разъясняет, что решающее значение этой базы для развития общества не реализуется стихийно; «чтобы изменить отношения между людьми в духе обществен­ной справедливости, т. е. построить социализм, над­лежит в этом самом духе изменить, сформировать сознание трудящихся масс» (там же, с. 19—20). Луч­шей школой социализма является непосредств. уча­стие рабочего класса и трудящихся масс города и деревни в управлении производством и государством.

В докладах Г. на IX и X пленумах ЦК ПОРП всесто­ронне раскрыто содержание понятия социалистич. демократии. Г. разоблачил попытки «использовать социалистическую демократию в качестве орудия борь­бы против социализма» (там же, с. 4). Отмечая, что процесс развития социалистич. демократии характери­зуется привлечением все большего числа людей «к уча­стию в непосредственном управлении государством и общественным хозяйством» (там же), Г. указывает, что «темпы этого процесса зависят от многих факто­ров, среди которых, пожалуй, самым важным являет­ся фактор общественной сознательности и полити­ческой рассудительности широких народных масс» (там же).

Большое место в выступлениях Г. занимают вопросы формирования новой, социалистич. нравственности. Исходя из марксистского тезиса об обусловленности различных моральных систем той социальной почвой, на к-рой они вырастают, Г. говорит, что на почве строительства социализма рождаются в обществе новые социалистич. нормы морали. «Процесс их возникнове­ния, формирования и овладения жизнью отдельных людей и обществом длительный и медленный. Он не бе­жит параллельно с процессом общественных измене­ний, а только то медленней, то быстрее следует за ним как результат этого процесса» (там же, с. 165). На со­знании и психике людей, на способе их жизни, на их морали «остается и должно будет оставаться в тече­ние долгого периода времени бремя прежних приобре­тенных тысячелетиями и чуждых социализму навыков, которых социалистическая революция, свергая ста­рый общественный строй, вместе с ним свергнуть не могла, а только обрекла их на постепенное отмирание. В области человеческого сознания все старое, присущее прошлым общественным формациям, по чуждое социа­листическому строю, имеет возможность проявления и при социализме, тем более, что на современном этапе исторического развития человечества на свете существуют две противостоящие друг другу обще­ственные системы — социалистическая и капитали­стическая» (там же, с. 165—66). Г. отнес «к ряду глу­пейших ревизионистских нелепостей» теорийки об автоматам, формировании социалистич. сознания но


ГОНОРИЙ ОТЕНСКИЙ — ГОРАЦИЙ 389


мере прогресса в социалистич. строительстве, а в связи с этим—о ненужности всякой агитации (там же, с. 228). Все дело просвещения должно «способствовать преоб­разованию сознания человека в социалистич. духе, устранению различий между работниками физич. и умств. труда, должно быть двигателем культурной революции в обществе» (там же, с 161). «При социализ­ме труд, учение и воспитание должны быть соединены в одно целое» (там же, с. 163). «Формирование социа­листической сознательности общества, а в особенно­сти молодого поколения,— говорил Г. на III съезде ПОРП,— имеет для развития социализма не меньшее значение, чем расширение его материальной, эконо­мической базы. Именно поэтому для нас не безраз­лично, какие философские, социологические, эконо­мические, педагогические и иные взгляды прививают­ся обществу, в духе каких идей воспитывается мо­лодое поколение нашей интеллигенции. Для нас не может быть безразличным, каковы в этих отраслях науки позиции марксизма в его борьбе с буржуазными взглядами» («Отчетный доклад...», с. 106—107). Стоои-тельство социализма, обеспечивая исключительно бла­гоприятные условия развития науки и техники, под­готавливает полное торжество научного миропони­мания: «Перед лицом научных открытий лопаются мифы о сверхъестественном характере явлений, про­исходящих в мире, в природе п обществе. Человек перестает преклоняться перед божествами, человече­ский разум освобождается от предрассудков, от пут, которые в течение тысячелетий сковывали его свобод­ное развитие. Мир, основанный на предрассудках и частной собственности на орудия и средства произ­водства, рушится. Человечество вступает в эпоху со­циализма» («Статьи и речи», с. 240).

В выступлениях Г. раскрывается положение о неот­делимости дела мира от дела социализма. «Одной из основных идей социализма, — говорит Г.,— являет­ся идея мирного сосуществования государств с раз­ными общественными системами, идея борьбы и сорев­нования путем создания новых материальных и ду­ховных ценностей, а не путем их уничтожения» (там же, с. 96).

Соч.: Przemrjwienia, [Warsz.], 1957; Wieslaw: W wa-lce о demokracje ludowa.. (Artykuly i przemcjwienia), t. 1—2, Warsz., 1947; Budujemy wspolny dom. Przemtfwienia tow. Wieslawa w sprawie realizacji jednosci organicznej, Wr., 1948; Przemrjwienia. Pazdziernik 1956—wrzesien 1957, Warsz., 1957; Przem6wienia. Wrzesieu 1957—grudzien 1958, [Warsz.j, 1959; Przemuwienia. 1959, Warsz., 1960; Знамя нашей эпо­хи, «Правда», 1960, 19 апреля, J* 110; Положение в партии ивстране, «Правда», 1957, 31 окт., № 304; Статьи и речи, М., 1959; Отчетный доклад ЦК Польской объединенной ра­бочей партии III съезду ПОРП, М., 1959; Речь на XXI съезде КПСС, в кн.: Внеочередной XXI съезд КПСС. Стенографи­ческий отчет, [т.] 1, М., 1959; Доклад [посвященный 15-ле­тию ПНР], «Правда», 1959, 2 2 июля, № 203.

Лит.: Документи про револющйну Д1яльшсть Владислава Гомулки, «Укр. 1сторичний ж.», 1959, № 2.

ГОНбРИЙ ОТЕНСКИЙ (Honorius Augustodu-nensis)— философ и теолог 1-й пол. 12 в. Автор св. 30 популярных в ср. века трактатов филос, теологич. и общенауч. содержания. Жил, очевидно, в Аугсбурге (Германия), лат. название к-рого (Augusta Vindeli-corum) ошибочно было принято за Отен (лат. Augusto-dunum; Бургундия). В трактате «Картина мира» («Imago mundi») Г. и. изложил знания своего времени по астрономии, географии, истории и др. наукам. В занимат. диалоге «Физический ключ» («Clavis phy-sicae») и нек-рых др. соч. Г. О. излагает идеи антич. авторов о строении мира, шарообразной форме зем­ли, 4 «элементах» (земля, вода, воздух, огонь). Уде­ляя большое место положит, знаниям, Г. О. все же считал, что лишь теология ведет к полному знанию и открывает перед человеч. душой ее «отечество», ку­да после долгого блуждания по узким тропам по­знания она добирается из «места ссылки» — невеже­ства. Идеи Г. О. об отношениях между богом и миром


обнаруживают пантеистич. влияние Иоанна Скота Вриугены, а его попытка решения религ.-нравств. про­блем о причине зла и свободе воли человека — воз­действие идей Анселъма Кентерберийского. Г. О. при­мыкал к лагерю платоников, стоявших на позициях реализма.

Соч.: Opera omnia, P., 1854 (Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur. J. P. Migne, t. 172); Cognitio vitae seu De cognitione verae vitae, в кн.: Sancti Aurelti Augusti-ni Opera omnia, P., 1865 (Patrologiae cursus compl. ser. latina... accur. J. P. Migne, t. 40, col. 1003—32) (трактат Г. О. помещен ошибочно под именем Августина). Приписывавшийся ему трактат «Philosophia mundi» принадлежит Гилъому из Конша. Лит.: Е ndres J. A., Honorius Augustodunensis, Bei-trag zur Gesehichte des geistigen Lebens im 12 Jalirhundert, Kempten — Munch., 1906; Grabmann M., Die Gesehichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1956; Dictionnaire de theologie catholique... sous la dir. de A. Vacant et E. Mange-not, t. 7,p. 1, [P., 1922], col. 139—158; Gilson E., L'es-prit de la philosophie medievale, 2 ed., P., 1948.

Б. Рамм. Ленинград.

ГОРАРИК (Horarik), Ян (1808—20 мая 1864)—вен­герский философ словацкого происхождения; рево­люционер-демократ. Участник революции 1848—49 в Венгрии. В молодости — католич. ксендз. Под влия­нием работ Фейербаха Г. стал атеистом и выступил с критикой церкви и религии. В работе «Борьба с иерархией и церковью в 1841—45 гг.» («Kampf mit Hierarchic und Kirche in den Jahren 1841—45», 1847) Г. доказывал, что бог создан человеком по его образу и подобию. Задача философии, по мнению Г., просвещать людей, освободить их от религии и указать путь создания земного человеч. счастья. Г. — первыт венг. философ, к-рый называл себя пролетарием. Г. заявлял, что борется за интересы рабочего класса. Капитал он называл «чумой рабочего народа». В 1848 Г. редактировал журнал «Будущее». Был капитаном отряда Общества равенства одного из районов Будапешта, принимал участие в освободит, борьбе против австрийской оккупации в 1848.

С о ч.: Szdzat Nemethonbfil a Habsburghaz <5s Kossuth Lajos felol, [s. 1.], 1849; Hare a hierarcnia es az egy'uiz ellen a/. 1841— 1845 cvekben, [Ford., bevezetessel es jegyzetekkel ellattak Bo'ifi Hubert es Tordai Gyorgy], Bdpst, 1956.

Лит.: Dubnicky J., О Janovi Horarikovi..., в кн.: Horarik J., Boj s hierarchiou a cirkvou v rokoch 1841 — 45, Brat., 1953; M ii.n z Т., Filosoficke nalilady Jana Horarika, «Slov. filos. Casop.», Brat., 1956, roc. 11, № 3. T о r d a i G.. Janas Horarik, Bdpst, 1954.

Т. Мюнц. Чехословакия. Г. Тордаи. Венгрия.

ГОРАЦИЙ, Гораций Флакк (Horatius Flac-cus). Квинт (8 дек. 65 до н. э.—27 нояб. 8 до н. э.)—рим­ский писатель и поэт. Образование получил в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне, был воен. трибуном в респ. армии. После поражения республи­канцев в 42 до н. э. вернулся в Рим, где занялся пи­сательской деятельностью. Произведения Г.: 4 кн. «Од», «Юбилейный гимн», 1 кн. «Эподов», 2 кн. «Са­тир» и 2 кн. «Посланий», в т. ч. трактат «Наука пое-зии», к-рый представляет собой письмо к Пизонам; его назв. не принадлежит самому автору. В отли­чие от «Поэтики» Аристотеля, соч. Г. содержит не теоретич. идеи, а ряд практич. советов начинающим поэтам. Трактат не имеет строго выдержанного плана и условно делится на 3 ч.: общее учение о поэтпч. иск-ве (1 —152), вопросы трагедии (153—294) и уче­ние о поэте (295—476).

Осп. идея послания заключается в требовании един­ства, простоты, ясности, цельности, последовательно­сти и непротиворечивости лит. произведений (стихи 1 — 37).Г. является сторонником уравновешенности, гармо­нии, противником фантастичности и неправдоподобия. Поэт, по Г., должен соблюдать порядок и строй (se­ries iuncturaque), умело сочетать начало, середину и конец (125 — 135, 148 — 152). Слова должны соот­ветствовать данному характеру, а характеры — дан­ному возрасту и положению, отличаться единооб­разием, отсутствием противоречий и последователь' постыо своего развития (156—178). Поэт должен


390 ГОРГИЙ — ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


быть от природы достаточно талантлив, и ему необ­ходима соответствующая поэтич. школа. Цель поэ­зии не только наставлять и поучать, но и достав-пять читателю наслаждение (333, 343—346). Поэт обязан обладать мудростью и филос. образованием (309—312), но в то же время избегать всяких излиш­них теорий, чтобы создавать правдоподобные образы, основанные на точных жизненных наблюдениях (317—322). Вдохновение может довести до сумас­бродства (453—475), оно должно сопровождаться постоянным и неуклонным трудом (289—301, 388 ел.). Благоразумие (sapere) является «началом и источником» правильного творчества писателя (309). Одновременно Г. решительно против вся­кой надуманности, напыщенности и ходульности (136—147). Римская драма не удовлетворяла Г., и он требовал восстановления древнегреч. мифология, трагедии. Для римской лит-ры того времени поэтика Г. была попыткой реставрации невозвратимого прош­лого греч. классики. Осн. положения поэтики Г.— идейная и эмоцион. насыщенность, обобщенно-жиз-ленное правдоподобие, подчеркнуто-рациональная разработка художеств, образности — оказали значит, влияние на теорию и практику классицизма, осо­бенно на франц. классицизм. Вуало, к-рый был близок к идеям Г., в нек-рых местах одноименного трактата является простым его переводчиком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...