Ведическая религия-reды 235 42 глава
Идеи «Г. с.» явились составной частью лассальянства. Исходя из понимания гос-ва как некоей самостоят, сущности, обладающей своими собств. «духовными, нравственными, свободными основами», Лассаль на место марксистского требования революц. разрушения бурж. гос. машины выдвинул задачу превращения прусского гос-ва в «свободное народное государство». Этого превращения он предполагал достичь путем завоевания и использования всеобщего избират. права и считал возможным проведение социалистич. мероприятий с помощью организации производит, ассоциаций под покровительством прусского пр-ва. Маркс и Энгельс подвергли критике лассальянскую программу, указав на ее бурж. характер. «Вместо процесса революционного преобразования общества,— писал Маркс,— „социалистическая организация совокупного труда" „возникает" из „государственной помощи", оказываемой производительным товариществам, которые „вызываются к жизни" государством, а не рабочими. Это вполне достойно фантазии Лассаля, будто с помощью государственных субсидий можно так же легко построить новое общество, как новую железную дорогу!» (Маркс К. и Э н-гельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 21). В:чтоху империализма проповедниками «Г. с.» становится значительная часть бурж. социологов и экономистов. Сращивание гос. аппарата с крупнейшими монополистич. объединениями наряду с расширением гос.-капиталистич. форм ведения х-ва, в связи с переводом пром-сти ряда стран на военные рельсы, изображается как начало повой эры классового мира и сотрудничества, а империалистич. гос-во рассматривается как некий арбитр в отношениях между трудом и капиталом. Даже рус. самодержавие попыталось использовать «Г. с.» в демагогич. целях, что нашло свое выражение в зубатовщине. После победы Октябрьской революции «Г. с.» в той или иной степени берется на вооружение правосоциалистич. лидерами Австрии (О. Бауэр, Реннер), Германии (Шейдеман и др.), Франции (Блюм), Англии и др. стран. Проповедь «Г. с.» сочеталась у них с превознесением бурж. демократии и клеветой на диктатуру пролетариата и социалистич. строительство в СССР. Реакц. сущность «Г. с.» особенно рельефно проявилась в использовании этой теории фашизмом в целях социальной демагогии.
В наст, время, когда идеология и политика империалистич.буржуазии характеризуется прежде всего борьбой против социалистич. стран, пропаганда идей «Г. с.» наряду с теориями «народного капитализма», «демократизма» и др. приобрела в бурж. печати широкий размах и используется в различных сочетаниях и оттенках всеми бурж. идеологами начиная с откровенных апологетов империализма и кончая правыми социалистами и ревизионистами. Совр. империалистич. гос-во рассматривается ими как «государство всеобщего благосостояния», а бурж. демократия «как наиболее целесообразное и наиболее справедливое устройство государства и общества, в рамках которого наиболее безболезненно могут преодолеваться политические и экономические противоречия» (Проект программы Австрийской социал-демократич. партии, «Arbeiter Zeituns», 1957, 23 ноября).Для полного осуществления социализма, по мнению этих «социалистов», достаточно перенести «демократию из области политики и права на экономику и жизнь» (там же).Подобные взгляды пропагандируют Дж. Коул в Англии, Ф.Штернберг в Германии, Н. Томас в США, и др. «Если внимательно просмотреть программные документы современных правых социал-демократов, нетрудно обнаружить, что они, рисуя свой „социализм", по сути дела лишь копируют контуры существующего государственно-монополистического капитализма» («Основы марксизма-ленинизма» 1959, с. 291).
Совр. ревизионисты также выступают в поддержку теории «Г. с». Они утверждают, что совр. гос-во из органа господства класса капиталистов превращается в орган примирения классовых противоположностей (Бкттелмен, США) и имеет своей задачей «ослабить вредные социальные последствия (безработица, пауперизм) и тяжелые нарушения равновесия» (A. Giolitti, Riforme e rivoluzione, Torino, 1957, p. 21). Рост гос.-монополистич. тенденций в капиталистич. мире ревизионисты расценивают как «внедрение социализма», «трансформацию», «мутацию» капиталистич. гос-ва в социалистическое. В. И. Ленин показал, что в условиях империализма сращивание монополий с гос. аппаратом и попытки планирования экономики но ослабляют, а усиливают эксплуатацию рабочего класса. При империализме продолжают действовать гл. закономерности капитализма, в т. ч. и закон относит, и абс. обнищания рабочего класса. Совр. бурж. гос-во выражает интересы монополистич. капитала. И никакие реформы не в состоянии превратить существующий государственно-монополистич. капитализм в какую-либо прогрессивную систему, а тем более в социализм. Поэтому переход к социализму возможен только на путях социалистич. революции и установления диктатуры пролетариата в той или иной форме. В противоположность правым с.-д. и ревизионистам, спутывающим гос.-монополистич. капитализм с не-монополистич. гос. капитализмом, марксисты считают, что между ними есть существ, различие.В то время как первый представляет собой сугубо антинародную и реакц. систему, второй может иметь либо реакц., либо прогрессивный характер, в зависимости от того, какие обществ, силы за ним стоят. Гос. капитализм играет прогресс, роль в нек-рых слаборазвитых странах, освободившихся от ига колониализма. Даже в империалистич. странах, где гос. собственность в основном включена в систему гос.-монополистич. капитализма, возвращение национализир. предприятий капиталистам было бы шагом назад. Коммунистнч. партии во многих странах гос.-монополистич. капитализма поддерживают требование последовательной национализации крупной пром-сти с тем, чтобы эта национализация была направлена против господства монополий и в этом смысле приобрела бы прогрессивный характер. Коммунисты требуют осуществления национализации в такой форме, чтобы она действительно ограничивала всевластие капиталистич. монополистов и облегчила
ГОСУДАРСТВО 395 положение трудящихся. Трудящиеся вовсе не за устранение всякого вмешательства гос-ва в экономику, но они за такое вмешательство гос-ва, к-рое ограничивало бы произвол и безраздельное хищничество монополий. Огромную роль в разоблачении идей «Г. с.» и нацеливании трудящихся на решительную борьбу против империалиста, монополий сыграли Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий (1957) и XXI съезд КПСС, обобщившие историч. опыт перехода от капитализма к социализму и вскрывшие закономерности перехода от социализма к высшей фазе коммунизма. Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, М., ГОСУДАРСТВО — политич. организация экономически господствующего класса для подавления сопротивления его классовых противников. По своей сущности всякое Г. представляет собой аппарат диктатуры господствующего класса. «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 441). Г. составляет важнейшую часть надстройки (см. Базис и надстройка).
Г. возникло с расколом общества на антагонистич. классы и является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. При первобытнообщинном строе, не знавшем классового деления людей, Г. не было. Распорядок обществ, жизни поддерживался силой привычки, традиций, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени, к-рые представляли общие интересы всех членов рода или племени. Развитие производит, сил, обществ, разделения труда привело к возникновению частной собственности, иму-ществ. неравенства людей и расколу общества на антагонистич. классы—рабов и рабовладельцев.«...Нехватало учреждения, которое увековечивало бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущих и господство первого над последними. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство» (Э н г е л ь с Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 111). Кроме этой внутр. функции, эксплуататорское Г. выполняет и внешнюю функцию, заключающуюся в расширении своей территории за счет территории других Г. и в защите от них своей территории. Признаками Г. являются т. н. «публичная власть», располагающая спец. аппаратом управления и принуждения (армия, полиция,суд и др.), и территориальный принцип организации населения. Для содержания «публичной власти» взимаются особые обязат. взносы с населения — налоги. Каждому типу производств, отношений классового общества до социалистич. революции соответствует и историч. тип Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Экономия, основу этих 3 историч. типов Г. составляют производств, отношения, характеризующиеся частной собственностью на средства произ-ва и связанной с этим эксплуатацией господствующим меньшинством трудящегося большинства народа. Переход от одного типа эксплуататорского Г. к другому, исторически более высокому (от рабовладельческого к феодальному и от феодального к буржуазному), происходил в результате смены общественно-экономических формаций, что приводило к утверждению новых антагонистич. классов, новых форм эксплуатации и новых форм классового господства (см. Классовая борьба). Г. одного и того же типа может I принимать различные формы, к-рые могут меняться I на разных этапах его развития. Экономия, раздробленности феод, общества соответствовала его политич. раздробленность. Гос. власть принадлежала феодалам. Однако такая раздробленность оказалась со временем в противоречии с потребностями экономия, развития общества, вызвавшими необходимость централизации гос. власти. Сложилось абсолютистское Г. — сословная монархия, — к-рое сломило сепаратистские тенденции отд. феодалов, оставаясь выразителем и защитником интересов класса феодалов. Возникшая в недрах феод, строя буржуазия постепенно стала экономически господствующим классом. Завоевав политич. власть (см. Буржуазная революция), она основала бурж. Г. с разными формами гос. правления: конституц. монархия, различные виды бурж.-демократич. республик. Возникновение бурж. Г. представляло собой значит, историч. прогресс по сравнению с феод. Г. Являясь по своей сущности диктатурой буржуазии, бурж. Г. на определ. этапе способствовало экономич. развитию общества. Вместе с тем оно открыло более широкие возможности для борьбы угнетенного класса за свои интересы.
В ходе историч. развития бурж. Г. изменялось. В эпоху империализма Г. стало орудием монопо- XJ листич. буржуазии, к-рая ограничивает роль представительных учреждений (парламента), усиливает исполнит, власть, находящуюся в руках господствующих групп буржуазии. «В особенности же империализм, эпоха банкового капитала, эпоха гигантских капиталистических монополий, эпоха перерастания монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, показывает необыкновенное усилие „государственной машины", неслыханный рост ее чиновничьего и военного аппарата в связи с усилением репрессий против пролетариата как в монархических, так и в самых свободных, республиканских странах» (Лени н В. П., Соч., 4 изд., т. 25, с. 382). Капиталистическая действительность подтверждает положение марксизма-ленинизма, что «капитал, раз он существует, господствует над всем обществом, и никакая демократическая республика, никакое избирательное' право сущности дела не меняют» (Ленин В. П., там же, т. 29, с. 449). Трудящиеся массы фактияееки отстранены от управления Г. Между 2 мировыми войнами и в особенности в 40—50-х гг. 20 в. гос.-монополистич. тенденции (гос. собственность, гос. потребление, правительств, контроль и регулирование) в империалистич. Г. получили значит, развитие и используются монополистич. буржуазией для усиления и сохранения своего экономич. и политич. господства. Произошло сращивание (bi нек-рых случаях слияние) гос. аппарата с аппаратом] монополий. Типичным для империалистич. Г. являет-! ся милитаризация экономики и организация и ведение империалистич. войн. Во многих капиталистич. странах эпохи общего кризиса капитализма нашла выражение тенденция к установлению открытой диктатуры монополистич. буржуазии (см. Фашизм). Бурж. Г. стало тормозом на пути экономич. и политич. развития общества, главным препятствием в борьбе рабочего класса за переход от капитализма к социализму. 396 ГОСУДАРСТВО Для перехода общества к социализму необходимо проведение в той или иной форме социалистической революции, к-рая осуществляет слом гос. машины буржуазии, ликвидирует бурж. Г. и ставит на его место Г. нового типа — соцналистич. Г. в разных формах — советская, народно-демократич. республики, утверждающие диктатуру пролетариата. В противоположность рабовладельч., феод, и бурж. типам Г., социалистич. Г. является орудием господства возглавляемого рабочим классом трудящегося большинства над эксплуататорским меньшинством, такой политич. орг-цией, к-рая воплощает союз рабочих и крестьян, при руководящей роли рабочего класса и его авангарда — коммупистич. партии. Диктатура пролетариата по своей сущности предполагает неразрывное сочетание диктатуры над коптрреволюц. силами [с самой широкой демократией для трудящихся, подлинным народовластием (см. Демократия). Социалистич. Г. с момента своего возникновения является в руках трудящихся организатором политич., экономич. и идеологич. жизни общества и наряду с подавлением сопротивления классовых врагов приступает к решению задач социалистич. строительства, творчеству новых обществ, отношений. Как показывает опыт СССР и др. социалистич. стран, социалистич. Г. в своем развитии проходит два главных этапа (фазы). Первый главный этап соответствует переходному периоду от капитализма к социализму, когда еще не преодолена многоукладность экономики и не ликвидированы полностью эксплуататорские классы. Второй главный этап соответствует периоду социализма и постепенного перехода к коммунизму, когда социалистич. система хозяйства является безраздельно господствующей и эксплуататорских классов уже нет. Внутренними функциями социалистич. Г. на первом этапе его развития являются: подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, организация социалистич. хозяйства, осуществление контроля над мерой труда и мерой потребления, охрана социалистич. собственности и революц. правопорядка, руководство культурным строительством, социалистич. воспитание трудящихся. На втором этапе развития социалистич. Г. отмирает функция подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов внутри страны. На этом этапе получают всестороннее развитие хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная функции, а также функция контроля над мерой труда и мерой потребления, охраны социалистич. собственности и социалистич. правопорядка, поскольку Г. осуществляет руководство хозяйством в масштабе всей страны, проводит гигантскую работу по дальнейшему подъему культурного уровня населения, коммунистич. воспитанию трудящихся. Внешними функциями социалистич. Г. с самого начала его существования являются: борьба за мирное сосуществование Г. с различными социалыго-эконо-мич. и политич. системами, оборона страны от агрессивных действий империалистич. лагеря. С возникновением мировой социалистич. системы у социалистич. Г. возникает функция организации братского сотрудничества и взаимопомощи социалистич. стран на основе принципов пролетарского интернационализма. Политич. основу социалистич. Г. составляют Советы депутатов трудящихся в СССР или аналогичные органы в др. социалистич. странах — самые массовые организации, объединяющие трудящихся города и деревни. Социалистич. Г., как представитель всего народа, сосредоточивает в своих руках собственность на осн. средства произ-ва. Оно располагает аппаратом принуждения, необходимым для борьбы с антиобществ, элементами, нарушителями гос. дисциплины и вооруж. силами для охраны социалистич. завоева- ний от агрессивных действий империалистич. лагеря. Сила соцналистич. Г. состоит в сознательности масс, в их сплоченности вокруг коммунистич. партии. «Буржуазия только тогда признает государство сильным,—говорил В. II. Ленин,— когда оно может всей мощью правительственного аппарата бросить массы туда, куда хотят буржуазные правители. Наше понятие о силе иное. По нашему представлению государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить п идут на все сознательно» (Соч., 4 изд., т. 26, с. 224). Главным методом руководства обществом со стороны социалистич. Г. является убеждение масс, максимальное способствование развитию их политич. и трудовой активности. Принуждение применяется лишь по отношению к незначит, меньшинству — коптрреволюц. элементам, агентуре империалистич. лагеря и иным социально-опасным элементам, а также к отд. несоз-нат. гражданам, нарушающим законы социалистич. Г. Политика коммунистич. партий, основанная на познании законов обществ, развития, сплачивает и вдохновляет трудящиеся массы, обеспечивает им возможность успешно использовать социалистич. Г. для строительства социализма и коммунизма. «...Без марксистско-ленинской партии невозможно существование социалистического государства, нельзя организовать рабочий класс, как руководящую силу общества, нельзя обеспечить нерушимый союз рабочего класса и крестьянства, нельзя успешно выполнять задачи строительства социалистического общества» (Хрущев Н. С, Сорок лет Великой Октябрьской социалистической революции, 1957, с. 62). Социалистич. Г. является исторически последним типом Г. В ходе строительства социализма и коммунизма социалистич. Г. укрепляется и совершенствуется. Уже в период социализма с ликвидацией эксплуататорских классов отмирает функция подавления их враждебной деятельности внутри страны. По мере успехов в коммунистич. строительстве будут видоизменяться др. конкретные стороны внутр. деятельности Г. В СССР в период развернутого строительства коммунистич. общества главным направлением в развитии социалистич. государственности является всемерное развертывание социалистич. демократии, неуклонное проведение принципов демократического централизма, привлечение всех граждан к участию в руководстве хозяйств, и культурным строительством. Это достигается дальнейшим повышением роли Советов как массовых организаций трудящихся, постепенной передачей многих функций, выполняемых полностью-или частично гос. аппаратом, в ведение обществ, организаций, дальнейшим усилением роли Коммунистич. партии, осуществляющей руководство всеми обществ, и гос. организациями. В связи с этим становится возможным сокращение соответствующих органов Г. Процесс отмирания в период социализма отд. функций Г., передачу нек-рых гос. функций обществ, организациям не следует смешивать или метафизически противопоставлять отмиранию Г. как определенного социально-политич. явления. В период социализма и развернутого строительства коммунистич. общества социалистич. Г. укрепляется, расширяется его политич. основа и это подготавливает условия для его полного отмирания при коммунизме. Вместе с тем переход ряда функций органов Г. к обществ, организациям, сокращение платного гос. аппарата, сужение сферы применения гос. принуждения, дальнейшее повышение роли метода убеждения и мер обществ.-морального воздействия означают, что в этом смысле процесс постепенного отмирания Г. происходит и в наст, время. Однако нельзя забывать, что В. И. Ленин связывал внутр. необходимость Г. при социализме с необходимостью сохранения ГОСУДАРСТВО 397 права, поскольку последнее «... есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» (Соч., 4 изд., т, 25, с. 442). Право при социализме необходимо прежде всего «... в качестве регулятора (определителя) распределения продуктов и распределения труда между членами общества» (там же, с. 439). До тех пор, пока наступит высшая фаза коммунизма, необходим строжайший контроль «... со стороны общества и со стороны государе т-в а над мерой труда и мерой потребления» (там же, с. 441). Для полного оъмкрания Г. необходимы определенные внутр. и внешние условия. Пока существует империалистич. лагерь, для социалистич. стран существует угроза нападения извне, социалистич. стране необходимо сильное Г. В. И. Ленин учил, что «для полного отмирания государства нужен полный коммунизм» (там же, с. 439). Г. сможет полностью отмереть лишь на высшей фазе коммунизма, когда высокое развитие производит, сил позволит перейти к осуществлению принципа «от каждого по способностям, каждому по его потребностям». Если переход к высшей фазе коммунизма, предполагающий преодоление остатков классовых различий рабочих и крестьян, устранение существующих различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, высокий уровень ком-мунистич. сознательности членов общества составляет внутр. предпосылку отмирания Г., то прекращение существования капитализма на земном шаре, победа социализма во всех или в подавляющем большинстве стран является его внешней предпосылкой. Естеств. и длит, процесс отмирания Г. будет состоять в утрате хозяйств, и культурными органами политич. характера, в отмирании принуждения и аппарата военной силы. «Вопрос об отмирании государства, если понимать его диалектически, есть вопрос о развитии социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление. И при коммунизме останутся некоторые общественные функции, аналогичные теперешним государственным функциям, но характер и способы их осуществления будут иные...» (Хрущев Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы, 1959, с. 119—20). Марксистско-ленинское учение о Г. и социалистическом Г. в особенности принципиально отличается от бурж. правосоциалистических и ревизионистских представлений о Г. Для всех идеологов эксплуататорских классов общим всегда являлось и является отрицание классовой сущности Г.,стремление изобразить эксплуататорские Г. в виде организаций, предназначенных служить «общему благу». С древних времен ведут начало разнообразные теократпч. теории, суть к-рых сводится к тому, что Г. существует в силу божеств, установления и всякий, согласно божеств, воле, обязан ему полностью подчиняться. Мн. идеологи империалистич. буржуазии также культивируют теократпч. теории Г. Совр. католицизм считает своим офиц. учением о Г. взгляды Фомы Аквинского, к-рый призывал людей к повиновению гос. власти, связанной «божественными законами». К теократпч. концепциям примыкают этические, идеалистич. концепции, изображающие Г. в виде воплощения моральной идеи, объективной идеи и пр. Так, по Гегелю, Г. представляет собой высшую ступень в развитии «объективного духа», к-рая означает восстановление единства, нарушенного в гражданском обществе борьбой индивидов и групп населения (см. Соч., т. 7, М.—Л., 1934, с. 263—69). Другие идеалистич. теоретики пытаются объяснить происхождение и существование Г. психологич. факторами. Так, М. М. Ковалевский утверждал, что выдающиеся личности являются твор- цами Г. благодаря «гипнотическому влиянию... на ищущую чужого руководства толпу» («Социология», т. 2, 1910, с. 214—15). Идеологами буржуазии в 17 —18 вв. была выдвинута т. н. договорная концепция Г. (см. Общественный договор), исходящая из предположения о происхождении Г. из договора между индивидами (Гоббс, Ж. Ж. Руссо). На реалистнч. подход в объяснении происхождения и сущности Г. претендуют различного рода позитивистские теории, в частности т. н. «теория завоевания», согласно к-рой классы и Г. возникают в результате завоевания одного племени другим (Л. Г у м-плович, Ф. Оппенгеймер). Распространенной совр. бурж. теорией является концепция «государства всеобщего благоденствия», согласно к-рой капитализм перерос в «народный капитализм», а совр. бурж. Г. устраняет социальные различия, проводя политику «всеобщего благоденствия». Эта теория выражает, с одной стороны, косвенное признание прошлых пороков бурж. Г., а с другой — anoabrewiKy гос.-монополистич. капитализма. Один из представителей этой теории проф. Колумбийского ун-та (США) Джонс указывает на 3 признака Г. «всеобщего благоденствия»: усиление регулирования частного предпринимательства, увеличение масштабов гос. собственности и, наконец, «прямое обеспечение государственными услугами индивидуумов» (имеются в виду пособия по безработице и т. д.) (см. Н. Jones, The Rule of Law and the Welfare State. Columbia Law Review, 1958, № 2). В действительности развитие гос.-монополистич. капитализма означает использование монополиями бурж. Г. для роста своей экономия, мощи и усиления эксплуатации трудящихся. Бурж. Г. идет на оказание нек-рых «социальных услуг индивидуумам» только под давлением упорной и длит, борьбы рабочего класса и лишь в незначит, степени удовлетворяет требования трудящихся. Взгляды совр. реформистов непосредственно примыкают к теории Г. «всеобщего благоденствия». Один из основателей реформизма К. Каутский считал, что Г., возникая из завоеваний одного племени другим, сохраняет классовый, угнетательский характер лишь при рабовладельческом строе и при феодализме, после чего последствия завоевания окончательно сглаживаются и бурж. Г. выступает как внеклассовое Г. «чистой демократии» (см.К.Каутский, Материалистическое понимание истории, т. 2, с. 77). Этот тезис усиленно пропагандируется совр. реформистами. Исходя из общей реформистской теории постепенного перерастания капитализма в социализм и изображая гос.-монополистич. капитализм как «смешанную экономику», «регулируемую экономику», реформисты характеризуют совр. бурж. Г. как надклассовый орган, способный обеспечить эволюц. переход от капитализма к социализму (Б. Каутский, Дж. Стрейчи, Дж. Коул, Ф. Штернберг, Л. Лора). К реформистам примыкают совр. ревизионисты, пытающиеся маскировать свое отступничество от марксистского учения о Г. (А. Джолитти, А. Биттелмен, югославские ревизионисты). Они утверждают, что совр. бурж. Г., если не целиком, то по преимуществу стало надклассовым в развитых капиталистич.странах, где якобы гос. аппарат приобрел такую самостоятельность по отношению к экономически господствующей буржуазии, что может уделять гл. внимание обеспечению «общих интересов», выступать «арбитром» в отношениях классов и даже при влиянии рабочего класса быть использован для осуществления социализма без социалистич. революции и диктатуры пролетариата. В действительности произошло подчинение бурж. Г. капиталистич. монополиям. Милитаризация экономики проводится в интересах монополий и в 398 «ГОСУДАРСТВО»-«ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» корне враждебна интересам народа. Ревизионисты отрицают марксистско-ленинское положение об экономии, роли социалистич. Г. и демагогически выдвигают тезис о необходимости отмирания Г. уже в период социалистич. строительства, поскольку построение социализма якобы возможно без развития хозяйственно-организаторских и культурно-воспитат. функций Г. Ревизионистская концепция отмирания социалистич. Г. объективно направлена к дезорганизации планомерного развития социалистич. экономики, к ослаблению социалистич. стран в интересах империализма. Ослабление социалистич. Г. до полной победы коммунизма означало бы помощь врагам социализма. «Если империалисты нас не могут сейчас разбить, то ревизионисты, по существу, предлагают нам самим разоружиться, уничтожить государственные органы, которые обеспечивают оборону страны, и отдаться таким образом на милость врагов» (Хрущев Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959 —1965 годы, 1959, с. 124). Дальнейшее укрепление социалистич. Г., все более широкое вовлечение трудящихся масс и их общественных организаций в управление всеми делами Г., дальнейшее развитие социалистич. демократии, является важнейшим условием успешного выполнения планов строительства коммунистич. общества. Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8, М., 1957; его же, Гражданская война во Франции, в кн.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Иабр.произв., т. 1, М., 1955; его же, Критика Готской программы, там же, т. 2, М., 1955; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; его ж е, К жилищному вопросу, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957, с. 33 — 112, 148 — 73, 263 — 67; Л е н и и В. И., Задачи пролетариата в нашей революции, Соч., 4 изд., т. 24; его же, Государство и революция, там же, т. 25; е г о же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; е г о ж е, О государстве, там же, т. 29; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31; е г о ж е, Марксизм о государстве, М., 1958; Сталин И. В., Вопросы ленинизма, 11 изд., [М.],1952; Материалы внеочередного XXI съезда КПСС, М., 1959; XX съезд КПСС. Стеногр. отчет, [т.] 1—2, М., 1956; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14—16 ноября 1957 года, М., 1957; Против современного ревизионизма. Сб. статей, М., 1958; Основы марксистской философии, М., 1959, гл. 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|