Гроций - грузинская философия 40? 19 глава
В СССР «Д. п.» была издана 43 раза общим тиражом ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - см. Логика, Диалектический материализм. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р- ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма......... 479 II. Возникновение диалектического материализма. 480 III. Ленинский этап в развитии диалектического матери IV. Материя и сознание..........................................; 483 V. Диалектика процесса познания................................ 484 VI. Диалектика как логика и теория познания... 485 VII. Категории и законы диалектики.............................. 486 V111. Диалектический материализм и современное естест IX. Единство диалектического и исторического материа X. Диалектический и исторический материализм как идейное оружие марксистской партии ■-.............. 491 XI. Диалектический материализм и современная бур XII. Диалектический материализм и современность.. 493 I. Предмет диалектического материализма. Диалектический материализм—философия марксизма, являющаяся мировоззрением рабочего класса. Будучи подлинно научной, единственно истинной философией, Д. м. в совр. эпоху представляет собой передовое научное мировоззрение всего прогрессивного человечества. Д. м. — это наука, изучающая отношение сознания к объективному материальному миру, наиболее общие законы движения и развития природы, общества и сознания. Философия марксизма называется Д. м., так как она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. Она называется материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий.
Д. м. отражает наиболее общие законы бытия и познания в системе категорий и составляет целостную систему филос. знания — мировоззрение. В то же время, поскольку это мировоззрение правильно отражает закономерности развития бытия и сознания, обращено к конкретному научному исследованию, к преобразующей мир революционной практике, марксистская философия выступает как научный метод познания и преобразования мира. Все основные положения марксистской философии — как материализма, так и диалектики, составляя в своей совокупности научное мировоззрение, вместе с тем являются составными частями единого филос. метода исследования и революционного преобразования мира. Мировоззрением является не только материализм, но и диалектика, а методом — не только диалектика, но и материализм. Марксистско-ленинская диалектика немыслима без материалистич. понимания природы, общества и познания. Вне последовательного материализма нет научной диалектики, которая по своему существу чужда идеализму. Последовательно диалектическое понимание материальности мира несовместимо, напр., с идеалистическим утверждением, что движущие силы развития мира находятся за его пределами. Научная диалектика обнаруживает эти силы в самом материальном мире, во внутренней противоречивости вещей и рассматривает движение
480 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ и развитие материи как ее самодвижение и саморазвитие. Основанное на данных наук и общественной практики, последовательно материалистич. решение осн. вопроса философии неизбежно приводит к диалектическому объяснению и процесса познания. Сознание, будучи вторичным по отношению к материи, представляет собой свойство высокоорганизованной материи, возникает на определенной стадии ее развития и совершенствуется в зависимости от материальной практики людей. Метафизич. материализм страдает непоследовательностью, односторонностью, а поэтому он всегда приводил и приводит, в конечном счете, к необходимости постулирования некоего первотолчка, нематериального источника движения, т. е. идеализму. Вместе с тем любой идеализм в своей основе метафизичен, т. к. он отрывает от материи и превращает в самостоятельное начало, т. е. абсолютизирует, такое свойство высокоорганизованной материи, как сознание, мышление. Для метафизики характерно раздувание, преувеличение какой-либо стороны в предметах и явлениях мира: их устойчивости, повторяемости, относительной самостоятельности и т. п. В гносеологии это приводит к отрыву общего от единичного, свойства от его носителя, что и является гносеологич. источником идеализма. II. Возникновение диалектического материализма. Марксизм в целом и Д. м., его составная часть, возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на история, арену как новая политич. сила. Формирование Д. м. — закономерное явление, обусловленное социально-экономич. причинами, а также всем предшествующим развитием науки и философии. Возникновение марксизма явилось науч. ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития общественной практики и внутренней логикой движения человеч. знаний. Созданию марксизма предшествовали такие события, как Лионские восстания, чартистское движение, Силезское восстание. Классовая борьба пролетариата за свое социальное освобождение, за коммунизм властно требовала познания законов развития общества. Но эту сложнейшую из всех стоявших перед человечеством задач невозможно было решить без материалистич. диалектики, без материалистич. объяснения истории.
Основоположники Д. м.— Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив все положительное, что было создано до них в области философии, общественных и естеств. наук, создали качественно повое мировоззрение — мировоззрение рабочего класса, ставшее филос. основой теории науч. коммунизма и практики рабочего революц. движения. Они разрабатывали Д. м. в острой идейной борьбе против различных форм бурж. мировоззрения. Основные положения Д. м. последовательно развивались Марксом и Энгельсом в таких произведениях, как: «Святое семейство» (1844, изд. 1845), «Тезисы о Фейербахе» (1845, изд. 1888), «Немецкая идеология» (1845—46, изд. 1932), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1847 — 1848, изд. 1848), «К критике политической экономии» (1858—59, изд. 1859), «Капитал» (изд.: т. 1 — 1867, т. 2— 1885, т. 3 — 1894), «Анти-Дюринг» (1876—78, изд. 1877—78), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (1873—83, 1885—86, изд. 1925) и др. Ряд важнейших положений Д. м. основоположники марксизма развили в своей многочисленной переписке. Непосредств. идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и поли-тич. учения конца 18 — 1-й пол. 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистич. диалектику Гегеля и предшествующий филос. материализм, в особенности учение Фейербаха, продолжавшего развитие материалистич. традиции в истории философии. В идеалистич. диалектике Гегеля они вскрыли революц. моменты — идею развития и противоречие как его движущую силу. На основе данных науки, естествознания, на основе практики, на опыте обществ, жизни Маркс и Энгельс доказали первичность материи, материальных отношений и вторич-ность сознания, идеальных отнсшаний. В формировании марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной поли-тич. экономии (Смит, Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.) и франц. историков времен Реставрации (Тьерри, Гнзо, Минье). Разработка Д. м. была непосредственно связана гл. обр. с открытием и обоснованием законов общественного развития путем обобщения опыта истории, прежде всего опыта революц. движения рабочих— революции 1848—49-х гг.
Огромную роль в формировании Д. м. сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв. Классич. нем. идеализм в силу своих идеалистич. исходных принципов не мог дать науч. ответа на Еопросы, к-рые ставило естествознание. Ответ на эти вопросы не мог дать и метафизич. материализм. Зашеднпе по существу в тупик идеализм и метафизика оказались беспомощными перед достижениями науки. В естествознании совершались такие процессы, когда диалектика стихийно пробивала себе дорогу. Для объяснения великих открытий в науке необходима была сознательная разработка материалистич. диалектики. Колоссальный арсенал добытых науками фактов и обобщений, к-рыми овладели Маркс и Энгельс, дал возможность вскрыть взаимозависимость между целыми областями научного знания — между математикой, механикой, физикой, химией, биологией, обществ, науками и наукой о мышлении—и представить природу и общество как единый универсальный процесс, подчиненный всеобщим закономерностям развития, а мышление — как отражение этого процесса на основе практики. Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены Марксом и Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что «...в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий...» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957>с. 11). Являясь обобщением истории развития обществ, практики и науч. познания, возникновение Д. м. представляет собой величайшую революцию в истории человеч. мысли. Сущность и осн. черты революц. переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в создании науч. мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на понимание истории общества, в материалистич. обосновании роли обществ, практики, в осуществлении единства теории и практики, в органич. соединении и творческой разработке материализма и диалектики, выразившихся в создании материалистич. диалектики. «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее,—к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 481 в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 19, с. 503). Величайшим завоеванием человеч. мысли является разработка историч. материализма, в свете к-рого только и оказалось возможным научно понять роль обществ, практики в познании. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с науч. объяснением исходных предпосылок, осн. объективных условий человеч. истории. Маркс и Энгельс показали, что люди начинают свою историю не с теоретич. отношения к действительности, а с практич. воздействия на нее, что, стало быть, теоретич. деятельность производиа от практической. Став отправным пунктом материалистич. понимания истории, обществ, практика превратилась в исходный пункт теории познания. На основе раскрытия роли обществ, практики в формировании познания марксизм углубил по сравнению со всей предшествовавшей философией понимание зависимости сознания от бытия и, наконец, последовательно материалистически разрешил вопрос об активной роли сознания. «... Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К. я Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422). Марксизм преодолел ограниченность предшествующего материализма, для к-рого бытие выступало только в качестве объекта, вследствие чего субъект целиком отдавался во власть идеализма. Последний абсолютизировал активную роль сознания, считая, что оно конструирует мир. Марксизм рассматривает обществ, бытие не только в форме объекта, противостоящего человеку, но и субъективно, в форме конкретно-исто-рич. практич. деятельности человека. Такое понимание практики поставило на науч. основу теорию познания, к к-рой марксизм подошел с социально-исторической т. зр. вместо абстрактного подхода со-зерцат. материализма, рассматривавшего связь между людьми как чисто природную (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). В учениях метафизич. материализма мир как бы раскалывается на две обособленные сферы: природу и общество. Марксизм вскрыл огромную роль человеч. общества в преобразовании природы. Фейербах «не замечает, что окружающий его чувственный мир вовсе не есть некая непосредственно от века данная, всегда равная себе вещь, а что он есть продукт промышленности и общественного состояния...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., там же, с. 42). Научное решение вопроса о взаимоотношении мышления и бытия на основе общественной практики, в к-рой реализуется их единство, создало гно-сеологич. предпосылки для диалектико-материали-стич. метода. «Мой диалектический метод,-— писал Маркс,— не только в корне отличен от гегелевского, но представляет его прямую противоположность. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» («Капитал», т. 1, 1955, с. 19). Марксизм по-новому поставил вопрос о познаваемости мира. Если объективный идеализм «выводил» познаваемость из тождества мышления и бытия, то марксизм выводит познаваемость мира из е д и н с т-в а бытия и сознания, из обществ, практики, из к-рой вырастает это единство и в к-рой оно реализуется. Человек познает мир, преобразуя его. «В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» (Маркс К., см. Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Познание, вырастающее на основе преобразования действительности, приобретает мощную силу, выражающуюся в новых преобразованиях. Марксизм истолковал обществ, практику как отправной пункт и теории и истории познания. Маркс показал, что в ходе изменения предметов в процессе обществ, труда формировался сам субъект и его познание. Марксизм тем самым истолковывает процесс познания как общественный и исторически развивающийся. Марксизм впервые теоретически обосновал и практически осуществил сознат. соединение теории и практики. Выводя теорию из практики, он подчинил ее интересам революц. преобразования мира. Таков смысл знаменитого одиннадцатого тезиса Маркса о Фейербахе. «Философы лишь различным образом о б ъ-я с н я л и мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (там же, с. 4). Изменение мира предполагает предвидение объективных тенденций его развития, познание его закономерностей. Строго научное предвидение будущего и ориентация человечества на его достижение —характерные черты философии марксизма. Марксизм постиг настоящее не просто как исторически ставшую данность, но и как исходный пункт прогрессирующего процесса, в к-ром рабочему-классу на определенном этапе принадлежит роль революц. преобразователя общества, творца и носителя коммунистич. производств, отношений. Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих филос. систем заключается в том, что ее идеи проникают в массы трудового народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе историч. практики народных масс. Изменяет мир революционно-практич. деятельность народных масс, овладевших марксистскими идеями. «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 428). Философия марксизма выражает положение рабочего класса, его материальные и духовные интересы и его историч. задачи; она является освободит, мировоззрением. Новое учение, основанное на познании обществ, жизни в ее развитии, ориентировало рабочий класс на революц. преобразование общества, на создание нового, коммунистич. общества. Необходимость революц. практики вытекала из революц. сущности теории, к-рая сама в свою очередь была науч. обобщением революц. практики. Философия марксизма слилась с революц. деятельностью, а ее творцы стали идеологами и политич. вождями пролетариата. В разработке положений Д. м. после смерти Маркса и Энгельса, гл. обр. в его пропаганде и защите, в борьбе против бурж. идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователями в различных странах: в Германии —Ф. Мерингом, во Франции —П. Лафаргом, в Италии —А. Лабрио-лой, в России —Г. В. Плехановым, к-рый с большим талантом и блеском критиковал идеализм и филос. ревизионизм. Филос. труды Плеханова конца 19 и нач. 20 вв. Ленин оценивал как лучшие во всей меж-дунар. и филос. лит-ре марксизма. В творч. развитии марксистской философии особенно велика роль В. И. Ленина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|