Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гроций - грузинская философия 40? 19 глава





В СССР «Д. п.» была издана 43 раза общим тиражом
2 289 тыс. экз. на 9 языках (данные на 1 янв. 1958).
Лит.: К е Д р о и Б. М., О произведении Ф. Энгельса
«Диалектика природы», 2 изд., М., 1954; К о л ь м а н Э.,
О работе Энгельса «Диалектика природы», [м.], 1946; М а к-
симов А. А., О произведении Ф. Энгельса «Диалектика
природы», м., 1946. г. Баеатурия. Москва.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - см. Логика, Диалектический материализм.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р-

ж а н и е:

I. Предмет диалектического материализма......... 479

II. Возникновение диалектического материализма. 480

III. Ленинский этап в развитии диалектического матери­
ализма.................................................................... 4S1

IV. Материя и сознание..........................................; 483

V. Диалектика процесса познания................................ 484

VI. Диалектика как логика и теория познания... 485

VII. Категории и законы диалектики.............................. 486

V111. Диалектический материализм и современное естест­
вознание................................................................ 489

IX. Единство диалектического и исторического материа­
лизма........................................................................ 490

X. Диалектический и исторический материализм как

идейное оружие марксистской партии ■-.............. 491

XI. Диалектический материализм и современная бур­
жуазная философия............................................... 492

XII. Диалектический материализм и современность.. 493

I. Предмет диалектического материализма.

Диалектический материализм—философия марксиз­ма, являющаяся мировоззрением рабочего класса. Будучи подлинно научной, единственно истинной фи­лософией, Д. м. в совр. эпоху представляет собой передовое научное мировоззрение всего прогрессивного человечества. Д. м. — это наука, изучающая отноше­ние сознания к объективному материальному миру, наиболее общие законы движения и развития природы, общества и сознания. Философия марксизма называет­ся Д. м., так как она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. Она назы­вается материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокооргани­зованной материи, функцию мозга, отражение объек­тивного мира; она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предме­тов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внут­ренних противоречий.

Д. м. отражает наиболее общие законы бытия и по­знания в системе категорий и составляет целостную систему филос. знания — мировоззрение. В то же вре­мя, поскольку это мировоззрение правильно отражает закономерности развития бытия и сознания, обращено к конкретному научному исследованию, к преобра­зующей мир революционной практике, марксистская философия выступает как научный метод познания и преобразования мира. Все основные положения марк­систской философии — как материализма, так и диа­лектики, составляя в своей совокупности научное мировоззрение, вместе с тем являются составными ча­стями единого филос. метода исследования и револю­ционного преобразования мира. Мировоззрением яв­ляется не только материализм, но и диалектика, а методом — не только диалектика, но и материализм. Марксистско-ленинская диалектика немыслима без материалистич. понимания природы, общества и поз­нания. Вне последовательного материализма нет научной диалектики, которая по своему существу чужда идеализму. Последовательно диалектическое понимание материальности мира несовместимо, напр., с идеалистическим утверждением, что дви­жущие силы развития мира находятся за его пределами. Научная диалектика обнаруживает эти силы в самом материальном мире, во внутренней противоречивости вещей и рассматривает движение


480 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ


и развитие материи как ее самодвижение и самораз­витие. Основанное на данных наук и общественной практики, последовательно материалистич. решение осн. вопроса философии неизбежно приводит к диалек­тическому объяснению и процесса познания. Созна­ние, будучи вторичным по отношению к материи, пред­ставляет собой свойство высокоорганизованной материи, возникает на определенной стадии ее развития и совер­шенствуется в зависимости от материальной практики людей.

Метафизич. материализм страдает непоследователь­ностью, односторонностью, а поэтому он всегда приво­дил и приводит, в конечном счете, к необходимости постулирования некоего первотолчка, нематериаль­ного источника движения, т. е. идеализму. Вместе с тем любой идеализм в своей основе метафизи­чен, т. к. он отрывает от материи и превращает в самостоятельное начало, т. е. абсолютизирует, такое свойство высокоорганизованной материи, как сознание, мышление. Для метафизики характерно разду­вание, преувеличение какой-либо стороны в пред­метах и явлениях мира: их устойчивости, повторя­емости, относительной самостоятельности и т. п. В гносеологии это приводит к отрыву общего от еди­ничного, свойства от его носителя, что и является гносеологич. источником идеализма.

II. Возникновение диалектического материализма.

Марксизм в целом и Д. м., его составная часть, возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат высту­пил на история, арену как новая политич. си­ла. Формирование Д. м. — закономерное явление, обусловленное социально-экономич. причинами, а также всем предшествующим развитием науки и фи­лософии. Возникновение марксизма явилось науч. от­ветом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития общественной практики и внутренней логикой движе­ния человеч. знаний. Созданию марксизма предше­ствовали такие события, как Лионские восстания, чартистское движение, Силезское восстание. Классовая борьба пролетариата за свое социальное освобождение, за коммунизм властно требовала познания законов раз­вития общества. Но эту сложнейшую из всех стоявших перед человечеством задач невозможно было решить без материалистич. диалектики, без материалистич. объяснения истории.

Основоположники Д. м.— Маркс и Энгельс, под­вергнув глубокому и всестороннему анализу общест­венную действительность, критически переработав и усвоив все положительное, что было соз­дано до них в области философии, общественных и естеств. наук, создали качественно повое ми­ровоззрение — мировоззрение рабочего класса, став­шее филос. основой теории науч. коммунизма и прак­тики рабочего революц. движения. Они разрабаты­вали Д. м. в острой идейной борьбе против различ­ных форм бурж. мировоззрения.

Основные положения Д. м. последовательно раз­вивались Марксом и Энгельсом в таких произведе­ниях, как: «Святое семейство» (1844, изд. 1845), «Те­зисы о Фейербахе» (1845, изд. 1888), «Немецкая идео­логия» (1845—46, изд. 1932), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1847 — 1848, изд. 1848), «К критике политической экономии» (1858—59, изд. 1859), «Капитал» (изд.: т. 1 — 1867, т. 2— 1885, т. 3 — 1894), «Анти-Дюринг» (1876—78, изд. 1877—78), «Происхождение семьи, частной соб­ственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (1873—83, 1885—86, изд. 1925) и др. Ряд важнейших положений Д. м. основополож­ники марксизма развили в своей многочисленной пе­реписке.


Непосредств. идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и поли-тич. учения конца 18 — 1-й пол. 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистич. диалектику Гегеля и предшествующий филос. мате­риализм, в особенности учение Фейербаха, продол­жавшего развитие материалистич. традиции в истории философии. В идеалистич. диалектике Гегеля они вскрыли революц. моменты — идею развития и проти­воречие как его движущую силу. На основе данных науки, естествознания, на основе практики, на опыте обществ, жизни Маркс и Энгельс доказали первич­ность материи, материальных отношений и вторич-ность сознания, идеальных отнсшаний.

В формировании марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной поли-тич. экономии (Смит, Рикардо и др.); труды социали­стов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.) и франц. историков времен Реставрации (Тьерри, Гнзо, Минье). Разработка Д. м. была непосредственно связана гл. обр. с открытием и обоснованием законов общественного развития путем обобщения опыта исто­рии, прежде всего опыта революц. движения рабочих— революции 1848—49-х гг.

Огромную роль в формировании Д. м. сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв. Классич. нем. идеализм в силу своих идеалистич. исходных принципов не мог дать науч. ответа на Еопросы, к-рые ставило естествознание. Ответ на эти вопросы не мог дать и метафизич. материализм. Зашеднпе по существу в тупик идеализм и метафизика оказались беспомощными перед достижениями науки. В есте­ствознании совершались такие процессы, когда диа­лектика стихийно пробивала себе дорогу. Для объяс­нения великих открытий в науке необходима была сознательная разработка материалистич. диалектики.

Колоссальный арсенал добытых науками фактов и обобщений, к-рыми овладели Маркс и Энгельс, дал возможность вскрыть взаимозависимость между целы­ми областями научного знания — между математикой, механикой, физикой, химией, биологией, обществ, науками и наукой о мышлении—и представить природу и общество как единый универсальный процесс, под­чиненный всеобщим закономерностям развития, а мышление — как отражение этого процесса на основе практики.

Открытые Гегелем и мистифицированные им зако­ны диалектики были заново выведены Марксом и Энгельсом из социальной и природной действитель­ности. Было доказано, что «...в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в исто­рии господствуют над кажущейся случайностью со­бытий...» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957>с. 11).

Являясь обобщением истории развития обществ, практики и науч. познания, возникновение Д. м. пред­ставляет собой величайшую революцию в истории человеч. мысли. Сущность и осн. черты революц. переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в создании науч. мировоз­зрения пролетариата, в распространении материализ­ма на понимание истории общества, в материалистич. обосновании роли обществ, практики, в осуществле­нии единства теории и практики, в органич. соедине­нии и творческой разработке материализма и диалек­тики, выразившихся в создании материалистич. диа­лектики.

«Применение материалистической диалектики к пе­реработке всей политической экономии, с основания ее,—к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот


ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 481


в чем их гениальный шаг вперед в истории револю­ционной мысли» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 19, с. 503).

Величайшим завоеванием человеч. мысли является разработка историч. материализма, в свете к-рого только и оказалось возможным научно понять роль обществ, практики в познании. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с науч. объяснением исходных предпо­сылок, осн. объективных условий человеч. истории. Маркс и Энгельс показали, что люди начинают свою историю не с теоретич. отношения к действительно­сти, а с практич. воздействия на нее, что, стало быть, теоретич. деятельность производиа от практической. Став отправным пунктом материалистич. понимания истории, обществ, практика превратилась в исходный пункт теории познания. На основе раскрытия роли обществ, практики в формировании познания марк­сизм углубил по сравнению со всей предшествовав­шей философией понимание зависимости сознания от бытия и, наконец, последовательно материалисти­чески разрешил вопрос об активной роли сознания. «... Теория становится материальной силой, как толь­ко она овладевает массами» (Маркс К. я Эн­гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422). Марксизм преодолел ограниченность предшествующего мате­риализма, для к-рого бытие выступало только в ка­честве объекта, вследствие чего субъект целиком от­давался во власть идеализма. Последний абсолюти­зировал активную роль сознания, считая, что оно конструирует мир. Марксизм рассматривает обществ, бытие не только в форме объекта, противостоящего человеку, но и субъективно, в форме конкретно-исто-рич. практич. деятельности человека. Такое понима­ние практики поставило на науч. основу теорию по­знания, к к-рой марксизм подошел с социально-исторической т. зр. вместо абстрактного подхода со-зерцат. материализма, рассматривавшего связь между людьми как чисто природную (см. К. Маркс и Ф. Эн­гельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 3).

В учениях метафизич. материализма мир как бы раскалывается на две обособленные сферы: природу и общество. Марксизм вскрыл огромную роль человеч. общества в преобразовании природы. Фейербах «не замечает, что окружающий его чувственный мир вовсе не есть некая непосредственно от века данная, всегда равная себе вещь, а что он есть продукт промышлен­ности и общественного состояния...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., там же, с. 42).

Научное решение вопроса о взаимоотношении мыш­ления и бытия на основе общественной практи­ки, в к-рой реализуется их единство, создало гно-сеологич. предпосылки для диалектико-материали-стич. метода. «Мой диалектический метод,-— писал Маркс,— не только в корне отличен от гегелевского, но представляет его прямую противоположность. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую го­лову и преобразованное в ней» («Капитал», т. 1, 1955, с. 19).

Марксизм по-новому поставил вопрос о познава­емости мира. Если объективный идеализм «выводил» познаваемость из тождества мышления и бытия, то марксизм выводит познаваемость мира из е д и н с т-в а бытия и сознания, из обществ, практики, из к-рой вырастает это единство и в к-рой оно реализуется. Человек познает мир, преобразуя его. «В прак­тике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего


мышления» (Маркс К., см. Маркс К. иЭн­гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Познание, вы­растающее на основе преобразования действительно­сти, приобретает мощную силу, выражающуюся в но­вых преобразованиях. Марксизм истолковал обществ, практику как отправной пункт и теории и истории познания. Маркс показал, что в ходе изменения предметов в процессе обществ, труда формировался сам субъект и его познание. Марксизм тем самым истолковывает процесс познания как общественный и исторически развивающийся.

Марксизм впервые теоретически обосновал и практи­чески осуществил сознат. соединение теории и прак­тики. Выводя теорию из практики, он подчинил ее интересам революц. преобразования мира. Таков смысл знаменитого одиннадцатого тезиса Маркса о Фейербахе. «Философы лишь различным образом о б ъ-я с н я л и мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (там же, с. 4). Изменение мира предполагает предвидение объективных тенденций его развития, познание его закономерностей. Строго на­учное предвидение будущего и ориентация человече­ства на его достижение —характерные черты филосо­фии марксизма. Марксизм постиг настоящее не просто как исторически ставшую данность, но и как исходный пункт прогрессирующего процесса, в к-ром рабочему-классу на определенном этапе принадлежит роль ре­волюц. преобразователя общества, творца и носителя коммунистич. производств, отношений.

Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих филос. систем заключается в том, что ее идеи проникают в массы трудового народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе историч. практики народных масс. Изме­няет мир революционно-практич. деятельность народ­ных масс, овладевших марксистскими идеями. «По­добно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное ору­жие...» (Маркс К., см. Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 428). Философия марксизма выражает положение рабочего класса, его материальные и духовные интересы и его историч. задачи; она является освободит, мировоззрением. Но­вое учение, основанное на познании обществ, жизни в ее развитии, ориентировало рабочий класс на рево­люц. преобразование общества, на создание нового, коммунистич. общества. Необходимость революц. практики вытекала из революц. сущности теории, к-рая сама в свою очередь была науч. обобщением ре­волюц. практики. Философия марксизма слилась с революц. деятельностью, а ее творцы стали идеолога­ми и политич. вождями пролетариата.

В разработке положений Д. м. после смерти Марк­са и Энгельса, гл. обр. в его пропаганде и защите, в борьбе против бурж. идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователя­ми в различных странах: в Германии —Ф. Мерингом, во Франции —П. Лафаргом, в Италии —А. Лабрио-лой, в России —Г. В. Плехановым, к-рый с большим талантом и блеском критиковал идеализм и филос. ревизионизм. Филос. труды Плеханова конца 19 и нач. 20 вв. Ленин оценивал как лучшие во всей меж-дунар. и филос. лит-ре марксизма. В творч. развитии марксистской философии особенно велика роль В. И. Ленина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...