Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гроций - грузинская философия 40? 16 глава




Работа Ленина является образцом использования законов и категорий диалектики в анализе истори­чески сложившихся условий и форм классовой борь­бы. Исходя из диалектич. соотношения отдельного и общего, Ленин выдвинул требование применения интернац. марксистской тактики с учетом особен­ностей данной страны, отыскания конкретных форм и путей перехода власти в руки пролетариата. Он критиковал гносеологич. корни оппортунизма и сек­тантства и в этой связи специально остановился на проблеме формы и содержания, показал диалектич. связь этих категорий. Догматизму левых сектантов Ленин противопоставил диалектич. подход, конкрет­ный анализ политич. ситуации. «... Всякую истину, если ее сделать „чрезмерной" (как говорил Дицген-отец), если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, мож­но довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (там же, с. 44). На ряде примеров Ленин раскрыл зна­чение диалектики для определения конкретных форм и методов политической борьбы партии про­летариата.

Уже в июле—ноябре 1920 книга была переведена на нем., франц. и англ. языки; в СССР она выходила отд. изд. 133 раза, на 50 языках, общим тиражом 4698 тыс. экз. (данные на 1 апр. 1958); вошла в 31-й том 4-го изд. Соч. В. И. Ленина. Гениальная книга Ленина и в наст, время является могучим идейным оружием мирового коммунистич. движения. Она дает ответ на многие важнейшие вопросы современности, учит как нужно завоевывать влияние среди широких масс, учит как обеспечить победу рабочего класса над буржуазией, капитализмом.

Лит.: Сорокалетие выдающегося произведения творче­
ского марксизма, журн. «Вопросы истории КПСС», i960,
№ 3, с. 9-31. Н. Ноликов. Москва.

ДЕУСТУА (Doustua), Алехандро (1849—1945) — перуанский философ-идеалист, последователь Краузе и Бергсона. Учился в ун-те св. Марка в г. Лима, впо­следствии — ректор того же ун-та и директор Наци­ональной б-ки. В основе развития общества, со­гласно Д., лежат две противоположные идеи — свобода и порядок. Порядок — это созданный разумом обществ, строй, сочетающий субъективное стремление к свободе с причинной закономерностью чувственного мира. Однако порядок всегда приходит в противоре­чие с идеей свободы, т. к. ограничивает ее. Истинная свобода, по Д., достигается в области эстетического, и потому эстетич. творчество влияет на развитие об­щества.

Соч.: Las ideas de orden y libertad en la historia del pen-samiento humano, «Rev. universitaria», 1922, [№ 1]; Estetica general, Lima, 1923; Estetica aplicada, Lima, 1932; La este­tica de Jose Vasconcelos, Lima, 1939. P. Бургете. Москва.


4G8 ДЕФИНИЦИЯ —ДЖАЙНИЗМ


ДЕФИНИЦИЯ — см. Определение.

ДЕШАН (Dcschamps), Леже Мари (10 янв. 1716—19 апр. 1774) — франц. философ-материалист. Монах-бенедиктиноц, казначей монастыря Монтрёй-Беле. В своем осн. соч. «Истина, или Достоверная систе­ма» («La verite ou le vrai systeme») Д. выступал про­тив отрыва движения, пространства и времени от материи (см. «Истина...», т. 1, Баку, 1930, с. 48—49) и материалистически решал вопрос о процессе мышле­ния: мысль есть акт, происходящий в голове человека, хотя и может быть зрима только по своим внешним результатам. Д. пытался соединить сенсуализм с рационализмом, что отличало его гносеологию от сенсуалистич. теории познания большинства франц. материалистов, с к-рыми он вел переписку (как, напр., с Гельвецием) и даже был лично знаком (с Дидро). Д. отстаивал объективную значимость аб­стракций и требовал разработки категорий мышле­ния (там же, с. 37—38, 70—78 и др.). Оставаясь в целом на уровне метафизич. и мехапистич. материа­лизма 18 в., Д. высказывал догадки диалектич. ха­рактера о взаимосвязи явлений (там же, с. 56), о постулат, развитии природы (там же, с. 73) вплоть до появления человека (там же, с. 59), об историч­ности форм человеч. общества (там же, с. 60). В ис­тории общества Д. усматривал три последовательно сменяющихся «состояния»: 1) дикость, или естеств. состояние, где нет частной собственности; 2) граждан­ское состояние, или «строй законов», основным злом к-рого являются частная собственность, разобщен­ность людей, господство сильного над слабым, рели­гия, находящаяся на службе у сильных; 3) строй нравственности, или естеств.-моральный строй, харак­теризующийся отсутствием частной собственности, со­циальным и физич. равенством. Этот строй возникнет тогда, когда люди поймут, что счастье человека воз­можно только при общем благополучии, и наступит лишь при содействии образованных людей, т. к. толь­ко с их помощью истина станет достоянием всего об­щества (там же, с. 60—85). Истолковывая псторич. процесс как закономерный, Д. не выходил, однако, из круга понятий, свойственного всему франц. ма­териализму («мнение правит миром»). Д. считал се­бя сторонником «просвещенного атеизма», к-рый, по его мнению, обосновывает неизбежность уничтоже­ния религии ввиду ее ненужности и убеждает чело­вечество в том, что рай может существовать только на земле (там же, с. 118).

Соч.: «Истина, пли Достоверная систем а»— осн. произведение Д., ставшее известным только после его смерти. В 1864—65 франц. проф. Боссир обнаружил в архи­вах муниципальной б-ки г. Пуатье две части рукописи этого произведения: ч. 1— «Предварительные метафизиче­ские размышления» и ч. 4 — «Моральные рассуждения». В 1865 Боссир написал книгу о Д., использовав найденные им рукописи и переписку. В 1929 азерб. ученый Дж. На­глев, будучи во Франции, переписал и частично сделал фотокопии той части труда Д., к-рая была обнаружена Бос-сиром. На основании этих материалов в 1930 в Баку был издан 1-й т. и подготовлялся (но не вышел) к печати 2-й т. «Истины...». На франц. яз. незначит, части материалов, обнаруженных Боссиром, были напечатаны лишь в 1939 (Le vrai systeme ou le mot de l'enigme metaphysigue et morale. Public sous le patronage de la Societe des textes francais modernes par J. Thomas et F. Venturi, P., 1939). Co времени выхода в свет книги Боссира в лит-рс укорени­лось мнение о том, что др. части труда Д. либо не были за­вершены автором, либо утеряны. В 1910 рус. исследова­тель Е. Д. Зайцева обнаружила в архивах г. Пуатье ч. 2 («Разрешение загадки метафизики и морали в применении к богословию и современной философии») и ч. 3 («Метафи­зические рассуждения») труда Д. и, сделав копии с обнару­женных рукописей, привезла их в Россию. В наст, время (1960) эти материалы подготавливаются к печати.

Lettres sur 1'esprit du siecle, L., 1769 (вышли в дейст­вительности в Париже, анонимно); La voix de la raison contre la raison du temps et particulierement contre celle de l'auteur du Systeme de la nature, par demandes et par repon-ses, Brux., 1770 (анонимно).

Лит..-3 а й ц е в а Е.[Д.],Дешан,Большая Советская Энци­клопедия, 1 изд., т. 21, с. 720 —29; История философии, т. 2,М.,


1941, с. 432—36;В о л г и н В. П., «Истинная система» Дешана, «Вопр. истории», 1957, № 12; Задатки гегелизма во француз­ской философии на основании книги Боссира (аннотация),«Оте­чественные записки», 1865, год 27, т. 160, [№ 6] (отд. (Литера­турная летопись»); BeaussireE., Antecedents de l'hege-lianisme dans la philosophic franchise. Dom Deschamps, son sys­teme et son ecole, d'apres un manuscrit et des correspondences inedites du XVlII-e siecle, P., 1865; RosenkranzK., Dom Deschamps. [Ein Vorlanfer des Hegelianismus in der franzo-sischen Philosophie des 18. Jahrhunderts], «Der Gedanke», В., 1867, Bd 7, H. 4; M a 1 о n В., Dom Deschamps. Un be-nedictin du dix-huitieme siecle, precurseur de l'hegelianisnie, du transformisme et du communisme anarchiste, «Rev. socia-liste», P., 1888, t. 8, № 45, p. 256—66. M. Рабинович. Москва.

ДЖАЙНА-СУТРЫ — общее название для гл. про­
изведений (в количестве 41) ипд. философии —
джайнизма, к-рые были объявлены каноническими
в 5 в. н. э. на джайнском соборе в Валабхи. Д.-с.
были созданы в конце 1-го тысячелетия до н. э. на
яз. артхамагадхи (один из пракритов), но уже в на­
чале н. э. были переведены на санскрит, ставший
осн. яз. джайнизма. Содержанием Д.-с. являются
рассуждения о семи таттвах — принципах джайн-
СКОГО учения. ^- Пятигорский. Москва.

ДЖАИНЙЗМ — 1) Одна из инд. религий; 2) Фи­лософская идеалистич. система.

1) По религ. традиции, основателем (или реформато­ром) Д. считается современник Будды —Махавира Вар-дхамана, прозванный «Джиной» (санскр.—победитель), отсюда название религии — «Д.». Зарождение Д. отно­сится к 6 в. до н. э. Причиной возникновения Д., оп­позиционного к господствовавшему брахманизму, яви­лось усиление обществ, различий и обострение борьбы между кшатриями и брахманами. Одновременность возникновения Д. с буддизмом позволяет мн. иссле­дователям считать Д. вышедшим из буддизма, в пре­делах к-рого он первоначально существовал как одна из его сект.

Как и буддизм, Д. вырос из др.-инд. плем. религий и обнаруживает тесную связь с брахманизмом; для Д., как и для брахманизма, характерно учение о переселении душ и закон кармы. Д. считает возмож­ным прекращение возрождений и освобождение души путем индивидуального самоусовершенствования, от­рицает святость Вед, жертвоприношения, жречество, религ. освящение системы вари, решающее влияние богов на судьбы людей и т. д. Джайны считают, что право на спасение определяют только личные качества и усилия людей, а вовсе не их происхождение или божеств, вмешательство. В Д.,в отличие от буддиз­ма, признается вечность души. Соответственно, нир­вана, по учению джайнов, — это не небытие души, а до­стижение ею вечного блаженства. Оси. средством дости­жения нравств. совершенства и избавления от действия закона кармы Д. считает аскетизм. Центр, моментом религии Д. является вера в существование «освобож­денных душ» — Тиртханкаров и Архатов. Естеств. состоянием души Д. считает ее невоплощенное состоя­ние. Как средство нравств. совершенствования допус­кается даже самоубийство, но при условии достиже­ния человеком известной ступени освобождения от «притока кармы». Путь к спасению определяется тре­мя «драгоценностями» — совершенной верой (вера в Джину),совершенным знанием (знание учения Джины) и совершенным поведением (соблюдение установлен­ных Джиной правил). Согласно учению Д., собствен­ность является одной из связей души с затемняющей ее материей, одним из факторов, препятствующих ее естеств. состоянию. Последоват. применение прин­ципа отказа от собственности выразилось в отказе от всякой одежды, что и явилось одной из причин разделения джайнов на «дигамбаров» (одетых возду­хом) и «шветамбаров» (одетых в белое). Выпол­нение правил ахимсы обязательно для всех джай­нов, что определяет их место в сфере трудовой деятельности. Джайны — в основном банкиры, рос-


ДЖАЙНИЗМ -ДЖЕВОИС 469


товщики, менялы и ювелиры. Они занимаются и торговлей, за исключением торговли живностью.

Канонич. религ. лит-ра Д. (сиддханта), содержащая рассказы о жизни Джипы и его учеников, составлена в нач. 7 в., но в основу ее легли более ранние соч., записанные на пракритах и санскрите. Джина счи­тается у джайнов божеством, а его одиннадцать уче­ников (ганадхары) — святыми. Обрядность состоит в поклонении Джине и ганадхарам, чтении свящ. текстов и публичной исповеди.

Джайнская община, отрицавшая кастовый строй, вследствие своей замкнутости сама превратилась в касту. Это помешало Д. распространиться столь же широко, как буддизму, но способствовало его боль­шей живучести. Если буддизм уже в средние века почти исчез в Индии, то Д. сохраняется до сих пор.

Г. Илъин. Москва.

2) Филос. система Д. окончательно оформилась лишь к 1 в. до н. э. и сохранилась до наст, вре­мени почти в первонач. виде. Источником филос. идей Д. являются Джайна-сутры. Осн. принципом фи­лософии Д. является семь таттв (таттва — сущность, факт, истина). Таттва в Д.— это утверждение реаль­ности одного из семи объектов, к-рыми исчерпывается все, что существует во Вселенной. Идеалистич. уче­ние об онтологии Д. характеризуется двумя таттва-ми: 1-я заключается в признании существования душ (джив), сущностью к-рых является сознание. 2-я тат­тва— аджива, т. е. все, что не является душой. Не-душа делится на пять субстанций, первая из к-рых — мате­рия, обладающая качествами осязаемости, вкуса, запа­ха, цвета и звука. Материя количественно неизмерима, несотворима, не имеет начала и конца. Она может иметь определ. состояния и подвергаться изменениям, модификации. Материя бывает грубая, ощущаемая органами чувств, и тонкая, или кармическая. Мель­чайшая частица материи — атом (ану)—занимает одну точку пространства, но имеет вес, обладает способ­ностью двигаться с громадной скоростью. Материя ощущаема органами чувств и может существовать как в форме атомов, так и в форме молекул, агрегатов. Тонкая, кармич. материя пронизывает душу, свя­зывает ее с материальными объектами мира, обуслов­ливает ее воплощение. К субстанциям относится так­же и дхарма — нематериальная субстанция, являю­щаяся условием движения душ и материальных предметов. Последующей субстанцией является ад-харма-дравья, обусловливающая состояние покоя предметов и душ. Акаша-дравья представляет собой пространство — неделимую и бесконечную немате­риальную субстанцию. Пятой субстанцией является время (кала), к-рое определяется как то, что «являет­ся причиной всех изменений, происходящих как с душами, так и со всеми материальными предмета­ми» (Niyamsara, 11,32). Время имеет два аспекта: практический, относительный, с одной стороны, и ре­альный, абсолютный — с другой. Относит, время име­ет начало, конец и подвержено делению; абс. время является основой относительного.

Изменения, происходящие с атомами, агрегатами, телами, не имеют упорядоченного характера; время их перехода из одного состояния в другое неопределён­но. Наоборот, время перевоплощения душ строго определено. В философии Д. есть две времен­ные характеристики: срок пребывания души в данном воплощении (или время жизни) и срок пре­бывания души в данном состоянии (или количество жизней, к-рые надо прожить в данном состоянии для перехода в другое, следующее состояние). Напр., человек живет неск. десятилетий, но переходи более вы­сокое состояние может осуществиться за неск. жизней, срок же жизни бога исчисляется найютами (1 найю-та=49 786 136септилионам лет), но душа может жить


в божеств, состоянии только одну жизнь. Изменения воплощенной души, ее переход в высшее состояние не связаны единым эволюц. процессом. Д. отвергает идею развития Вселенной; в любой момент во Вселен­ной существуют души всех ступеней развития—от низ­шей до высшей. Онтология Д. отрицает идею творца, или первопричины, и признает бесконечность ми­ра. Признавая раздробленную на атомы материю и мириады самостоятельно существующих душ, онтоло­гия Д. представляет собой своеобразный плюрализм.

Остальные 5 таттв — это асрава (приток кармич. материи к душе, вызванный ее внутр. активностью), бандха (связь с кармич. материей и обусловленная ею способность к перерождению), самвара (приоста­новление притока к душе кармич. материи вследствие сознат. подавления активности души, направленной вовне), нирджара (подавление движения кармич. материи, хотя еще и связанной с душой) и нирвана (полное устранение кармич. материи). Таттвы вклю­чают в себя не-душу, душу {в ее природном состоянии) и душу в процессе ее отношения с материей. Таков идеализм филос. системы Д.

В основе теории познания Д. лежит идея найи — познания вещей в их отношениях друг к другу и с определенной т. зр., в зависимости от к-рой мы можем что-то признать присущим или не присущим предме­ту или признать это отношение неопределенным. Истинность зависит исключительно от субъективной т. зр., исходя из к-рой рассматривается бытие или небытие субстанции. Другой стороной такого реля­тивизма является мысль о том, что условий связей объектов так много и они так сложны, что в суждении невозможно все их учесть. Согласно теории познания Д., все вещи можно рассматривать с двух т. зр.— абсолютной и относительной.

Этика Д. имеет индивидуалистич. характер. Со­гласно Д., душа обладает специфич. активностью, направленной только на самое себя. Освободить себя может только сам человек; помощь другому в Д.— вещь абсолютно невозможная. Милосердие допустимо только во имя своего самосовершенствования, а не ради ближнего.

Лит.: Барт А., Религии Индии, пер. [с франц.], М., 1897, с. 165—67; Радхакришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 240—89; И л ь и н Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959, с. 40 — 47; Coomaraswamy AnandaK., Geschichte der indischen und indonesischen Kunst. Aus dem Englischen iibertragen, Lpz., 1927; D u b о i s J. A., Hindu manners, customs and ceremonies. Transl. from French..., 3 ed., Oxf., [1953], p. 685 — 700; Gaina-SQtras. Transl. from Prakrit by H. Jacobi, pt. 1—2, Oxf., 1884—1895 (Sacred books of the East, v. 22, 45); Guerinot A., La religion djaina, [s. 1.], 1926; Champat Rai Jai n,T\he practical Dharma, Allahabad, 1929; Kundakunda Acharya, Niyamsa­ra..., Lucknow (India), 1931 (Jagmandarlal Jaini memorial series, v. 5; The sacred books of the Jainas, v. 9); Rube n W., Einfuhrung in die Indienkunde, В., 1954; Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948].

А. Пятигорский. Москва.

ДЖАХИЗ (а л ь-Д ж а х и з), Абу Усман Амр ибн-Бахр (г. рожд. неизв. — ум. 869) — арабский писатель и философ, идеолог мутазилитов в Басре. Создал теологич. школу, получившую название «Аль-Джахизия». Под влиянием др.-греч. натурфилосо­фии Д. пришел к материалистич. утверждению о веч­ности материи и постоянном изменении ее ка-честв. Д. учил, что органич. и неорганич. тела имеют свои собств. натуры, естеств. свойства. Волю он тракто­вал как природное влечение.

Лит.: Brockelman К.. Geschichte der arabischen
Literatur, 2 Aufl., Bd 1, Leiden, 1943, S. 156; Al-Miitazila'i...,
ed. by T. W. Arnold, Lpz., 1902; Horten M., Die philo-
sophischen Systeme der spekulativen Theologen im Islam..,
Bonn, 1912. А. Закую. Баку.

ДЖЕВОНС (Jevons), Уильям Стэнли (1 сент. 1835—13 авг. 1882) — англ. логик и экономист. В 1866—76 —проф. логики, философии и политич. эко-


470 ДЖЕВОНС — ДЖЕМС


номии в Манчестере, в 1876—80 — политич. экономии в Лондоне.

Филос. интересы Д. концентрировались вокруг вопросов логики, теории познания и методологии нау­ки. В теории познания Д. тяготел к позитивизму и агностицизму. Он утверждал, что «с точки зрения строгой логической требовательности царство зако­на оказывается непроверенной гипотезой, едино­образие природы — двусмысленным выражением, а достоверность наших умозаключений — до значитель­ной степени иллюзией» («Основы науки», СПБ, 1881, с. XXI). Его логич. взгляды сложились под влия­нием Де Моргана и особенно Буля, труды к-рого Д. оценивал как «эпоху в науке о человеческом мышлении» (там же, с. 113). Но Д. осуждал Буля за применение «непонятных символов» и стремление «выводить логические истины посредством алгебраи­ческих действий» (там же), т. к. считал, что сама математика основывается на логике.

Д. отбросил аппарат Буля и построил оригинальную теорию, в основу к-рой положил замещения принцип. Этот принцип, по Д., является главным в логике и действует в индукции, дедукции, аналогии, обобще­нии, классификации, в процессах измерения; в матема­тике он известен как замены равного равным правило. Впервые принцип замещения Д. выдвинул в соч. «Чистая логика» («Pure logic», 1864); в соч. «Замеще­ние подобных» («The substitution of similars...», 1869) он дал его общую формулировку, а в соч. «Основы на­уки» («The principles of science...», 1874, рус. пер. 1881) изложил основанную на нем систему логики. Теория дедукции Д. есть, по существу, логически истолко­ванное исчисление классов, основанное на отношении равенства, с принципом замещения в качестве прави­ла вывода. Важную роль в теории дедукции Д. игра­ют законы тождества, противоречия и исключенного третьего (называемого Д. «законом двойственности»). Исчисление Д. не только формализует все дедуктив­ные умозаключения традиц. логики, но и позволяет выводить все простые следствия из данных посылок {поскольку последние могут быть записаны в его ис­числении). Для решения поставленной Булем зада­чи: уметь выявлять всю содержащуюся в посылках информацию о любом фигурирующем в них классе, Д. придумал простой метод, основанный на исполь­зовании приемов комбинаторики; это позволило Д. построить логич. счеты и логич. машину, на к-рой решалась указ. задача (см. Логические машины). Индукцию Д. рассматривал как процесс, обратный дедукции. В дедукции следствия выводятся из зако­нов. В индукции известны следствия и требуется открыть общий закон, из к-рого они вытекают. Вся­кое знание в основе индуктивно, т. к. выводится из фактов опыта. Процесс индукции состоит в выдвиже­нии гипотез, в дедуктивном выведении следствий из них и в сравнении их с данными опыта. Д. видел в индукции «обратный процесс дедукции» («Основы науки», СПБ, 1881, с. 12) и писал, что «всякое мышле­ние основывается на принципах дедукции» (там же, с. 12). Д. установил тесную связь индукции с теорией вероятностей. Комбинаторный метод Д. позволяет ре­шать задачу выявления всех простых гипотез, из к-рых следует данное предложение теории классов, содержа­щее определенные термины. Сущность индукции, по Д., раскрывается теорией вероятностей. Ст. зр. Д., теория вероятностей есть «способ определять и вычислять Количества знания».

Логич. взгляды Д. были метафизически ограни­чены. Д. полагал, что его система формализует все дедуктивные выводы. В действительности уже умо­заключения с отношениями (многоместными предика­тами, см. Предикат) не могут быть в ней выра­жены. Д. ошибочно придавал всеобщий характер


принципу замещения. Взгляд, что «всякий термин, встречающийся в каком-либо предложении, можно замещать термином, о котором утверждается в какой-нибудь посылке, что он тождественен с первым» (там же, с. 48), был ошибочен. Как показал нем. ученый Фреге, существуют контексты, к к-рым этот принцип непосредственно не применим (см. Смысл). Д. метафизически истолковывал осн. законы мышления, утверждая, что «вещь не может в одно и то же время быть и не быть», «вещь во всякий момент тождественна сама с собой» (там же, с. 5). Д. принадлежит одна из первых попыток широкого применения математич. средств к экономич. анали­зу. Он — основатель математич. школы бурж. по­литич. экономии. Его бурж. позиции и метафизич. подход обусловили ограниченность его теории, к-рую Энгельс назвал «гнилой вульгарной экономией» (Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., т. 28, 1940, с. 186).

Соч.: Elementary lessons in logic,new ed., L. —N. Y., 1905; The principles of science, 3 ed., L., 1879; Science primers. Logic, L.-N. Y.,1902; Studies in deductive logic, 3 ed., L. —N. Y., 1896; Pure logic and other minor works, L.-N. Y., 1890. Соч. в рус. пер,—Элементарный учебник логики..., СПБ, 1881.

Лит.: Орлов С, Новая система формальной логики,
«Ж. М-ва народного просвещения», ч. 217, СПБ, 1881,
с. ИЗ—53: Льар Л., Английские реформаторы логики
в XIX в., СПБ, 1897, гл. 6; П о в а р н и н С, Логика от­
ношений, П., 1917, с. 28—33, 100—104; Слеши некий
И., Логическая машина Джевонса, «Вестн. опытной физ.
и элементарной матем.», Одесса, 1893, XV семестр, № 7 (175);
Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 177—80; R о-
bertson G. G., Mr. Jevons's formal logic, «Mind», L —
Edin., 1876, v, 1, Mi 2; R i e h 1 A., Die englische Logik der
Gegenwart, «Vierteljahrsschr. fiir wiss. Philos.», Lpz., 1877,
Bd. 1, S. 50—80; Schroder E., Vorlesungen iiber die
Algebra der Logik, Bd 1, Lpz., 1890; McCallum D. M.
and Smith J. В., Mechanized reasonnig. Logical computers
and their design, «Electronic engineering», L., 1951, v. 23,
Л1 278, p 126 — 33. В. Бирюков. Москва.

ДЖЕЙМОНАТ, Ж е м о н a (Geymonat), Лудо-вико (р. 1908) — итал. философ-неопозитивист. С 1956— зав. кафедрой философии науки в Милане. Д. стремится преодолеть неопозитивизм путем раз­вития самого неопозитивизма. Философия, по мне­нию Д., следует за практич. науч. действиями, по­средством к-рых достигается знание. Центр, понятием его идеалистич. филос. концепции, к-рую Д. на­зывает неорационализмом («Очерки по философии неорационализма» — «Saggi di filosofia neoraziona-listica», 1953), является понятие конкретного чело­века как источника и судьи знания. Д. написал крат­кую «Историю философской мысли» («Storia del pen-siero filosofico», v. 1—3, 1955—57), в к-рой филее, проблемы рассматривает в связи с естеств.-науч. исследованиями.

Соч.: Le origini della metodologia moderna, [в сб.]: Fon-damenti logici della scienza, Torino, 1947; II pensiero scienti-fico, Milano, 1954; Galileo Galilei, Torino, 1957.

Лит.: R i v e t t i В a r b о Г., La filosofia di Ludovi-co Geymonat nella sua fase neopositivista, «Riv. Filos. Neo-Scolastica», 1954, v. 46, p. 116-69.

ДЖЕМС, Джеймс (Tames), Уильям (И янв. 1842—26 авг. 1910) — амер. философ и психолог, один из основоположников субъективно-идеалистич. течения — прагматизма и т. н. эмпирической фи­лософии 20 в., противопоставляющей себя спекуля­тивной метафизике.

Д. изучал медицину, физиологию и естеств. науки в Гарвардском ун-те и в Германии, где занимался под' руководством Гелъмголъца, Вирхова и др. С 1889 — проф. психологии, а затем и философии Гарвардского ун-та; читал лекции по психологии, религии и фило­софии также и в др. ун-тах США и Англии.

Учение Д.— реакция на распространение естеств.-науч. материализма во 2-й пол. 19 в. Д. широко ис­пользовал данные естеств. наук (преим. физиологии и психологии) и дал им субъективно-идеалистич. тол­кование. Большое влияние на формирование взгля­дов Д. оказали Ренуеъе и Бергсон.


ДЖЕМС-ДЖЕНТИЛЕ 471


Исходным пунктом учения Д. является понимание сознания как слитного, недифференцированного по­тока непосредств. ощущений и впечатлений, возни­кающего на основе непрерывных нервных возбужде­ний. Человек преобразует этот поток при помощи наследственной «органической психической струк­туры», гл. роль в к-рой играют врожд. инстинкты и эмоции, отражающие, но мнению Д., физиологич. лроцессы и телесные движения. На основе инстинктов •формируются «привычки», к-рым Д. придавал ре­шающее значение не только в поведении индивида, но и в социальной жизни.

В своих рассуждениях Д. шел от пси­хологии к философии и теологии, от гносео­логии к онтологии. В зависимости от «внима­ния» и «интереса» человек разрывает исходный «поток» сознания на отд. части и строит из них свой «опыт»— материал для создания «реальности» (т. н. «радикальный эмпиризм» Д.). Д. понимал опыт все­цело субъективно-идеалистически. Он отвергал су­ществование объективной реальности и рассматри­вал реальность как извлеченные из опыта и произ­вольно скомбинированные «группы чувственных эле­ментов», которые и образуют вещи, причины, действия, субстанции и т. п., выделяемые на основе «воли к ве­ре» и в целях удобства. Стремясь встать «выше» ма­териализма и идеализма, Д. рассматривал изначаль­ный материал опыта как «нейтральное» вещество, к-рое лишь в процессе познания и поведения расчленяется на познающий субъект и объект познания. «Мысли создаются практически из того же самого вещества, что и вещи» («Essays in radical empiricism», 1912, p. 37, см. также «Существует ли сознание?»). При этом в за­висимости от контекста одна и та же часть опыта может, по Д., выступать и как физич., и как психич. мир, и как мысль, и как вещь. Идея Д. о строении мира из единого «нейтрального» вещества, не мате­риального и не идеального, легла в основу неореа-листич. концепции «нейтрального данного» как пер­вичного элемента опыта, имеющего особое логич. бы­тие (см. Неореализм).

Специфически прагматистская сторона учения Д. раскрывается в его понимании истины и науч. по­знания. Д. отвергал мысль о том, что интеллект спо­собен проникнуть в сущность, познать объективную истину. Маши понятия, науч. законы, гипотезы, ка­тегории и т. п. являются, по Д., лишь полезными инструментами в борьбе за существование и не отра­жают закономерностей действительности. Они вы­зываются лишь соображениями удобства и «волей к вере», поэтому полезность — их высший крите­рий и оправдание. «...Мысль „истинна" постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни»— писал он («Прагматизм», СПБ, 1910, с. 52, см. также 125). Учение Д., отвергающее какие бы то ни было закономерности мира и само познание как таковое, пронизанное идеями иррационализма и агностицизма, ведет по существу к ликвидации науки.

Значит, место в работах Д. занимали проблемы ре­лигии. Д. защищал религию как психологич. функцию людей, коренящуюся в подсознательном, иррациональ­ном опыте индивида. Религ. опыт, по мнению Д., столь же реален и полезен, как и любой др. жизнен­ный или науч. опыт, а поэтому религ. догматы истин­ны в меру своей полезности (см. «Многообразие ре­лигиозного опыта», М., 1910). Д. защищал мистич. идею общения с потусторонним миром, был основа­телем (1884) и первым президентом спиритич. «Амер. об-ва психич. исследований».

Именно в связи с учением Джемса Ленин оценил прагматизм как разновидность махизма, показал его идеалистич. и фидеистич. сущность. «Прагматизм вы­смеивает метафизику и материализма и идеализма, пре-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...