Гроций - грузинская философия 40? 16 глава
Работа Ленина является образцом использования законов и категорий диалектики в анализе исторически сложившихся условий и форм классовой борьбы. Исходя из диалектич. соотношения отдельного и общего, Ленин выдвинул требование применения интернац. марксистской тактики с учетом особенностей данной страны, отыскания конкретных форм и путей перехода власти в руки пролетариата. Он критиковал гносеологич. корни оппортунизма и сектантства и в этой связи специально остановился на проблеме формы и содержания, показал диалектич. связь этих категорий. Догматизму левых сектантов Ленин противопоставил диалектич. подход, конкретный анализ политич. ситуации. «... Всякую истину, если ее сделать „чрезмерной" (как говорил Дицген-отец), если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (там же, с. 44). На ряде примеров Ленин раскрыл значение диалектики для определения конкретных форм и методов политической борьбы партии пролетариата. Уже в июле—ноябре 1920 книга была переведена на нем., франц. и англ. языки; в СССР она выходила отд. изд. 133 раза, на 50 языках, общим тиражом 4698 тыс. экз. (данные на 1 апр. 1958); вошла в 31-й том 4-го изд. Соч. В. И. Ленина. Гениальная книга Ленина и в наст, время является могучим идейным оружием мирового коммунистич. движения. Она дает ответ на многие важнейшие вопросы современности, учит как нужно завоевывать влияние среди широких масс, учит как обеспечить победу рабочего класса над буржуазией, капитализмом. Лит.: Сорокалетие выдающегося произведения творче
ДЕУСТУА (Doustua), Алехандро (1849—1945) — перуанский философ-идеалист, последователь Краузе и Бергсона. Учился в ун-те св. Марка в г. Лима, впоследствии — ректор того же ун-та и директор Национальной б-ки. В основе развития общества, согласно Д., лежат две противоположные идеи — свобода и порядок. Порядок — это созданный разумом обществ, строй, сочетающий субъективное стремление к свободе с причинной закономерностью чувственного мира. Однако порядок всегда приходит в противоречие с идеей свободы, т. к. ограничивает ее. Истинная свобода, по Д., достигается в области эстетического, и потому эстетич. творчество влияет на развитие общества. Соч.: Las ideas de orden y libertad en la historia del pen-samiento humano, «Rev. universitaria», 1922, [№ 1]; Estetica general, Lima, 1923; Estetica aplicada, Lima, 1932; La estetica de Jose Vasconcelos, Lima, 1939. P. Бургете. Москва. 4G8 ДЕФИНИЦИЯ —ДЖАЙНИЗМ ДЕФИНИЦИЯ — см. Определение. ДЕШАН (Dcschamps), Леже Мари (10 янв. 1716—19 апр. 1774) — франц. философ-материалист. Монах-бенедиктиноц, казначей монастыря Монтрёй-Беле. В своем осн. соч. «Истина, или Достоверная система» («La verite ou le vrai systeme») Д. выступал против отрыва движения, пространства и времени от материи (см. «Истина...», т. 1, Баку, 1930, с. 48—49) и материалистически решал вопрос о процессе мышления: мысль есть акт, происходящий в голове человека, хотя и может быть зрима только по своим внешним результатам. Д. пытался соединить сенсуализм с рационализмом, что отличало его гносеологию от сенсуалистич. теории познания большинства франц. материалистов, с к-рыми он вел переписку (как, напр., с Гельвецием) и даже был лично знаком (с Дидро). Д. отстаивал объективную значимость абстракций и требовал разработки категорий мышления (там же, с. 37—38, 70—78 и др.). Оставаясь в целом на уровне метафизич. и мехапистич. материализма 18 в., Д. высказывал догадки диалектич. характера о взаимосвязи явлений (там же, с. 56), о постулат, развитии природы (там же, с. 73) вплоть до появления человека (там же, с. 59), об историчности форм человеч. общества (там же, с. 60). В истории общества Д. усматривал три последовательно сменяющихся «состояния»: 1) дикость, или естеств. состояние, где нет частной собственности; 2) гражданское состояние, или «строй законов», основным злом к-рого являются частная собственность, разобщенность людей, господство сильного над слабым, религия, находящаяся на службе у сильных; 3) строй нравственности, или естеств.-моральный строй, характеризующийся отсутствием частной собственности, социальным и физич. равенством. Этот строй возникнет тогда, когда люди поймут, что счастье человека возможно только при общем благополучии, и наступит лишь при содействии образованных людей, т. к. только с их помощью истина станет достоянием всего общества (там же, с. 60—85). Истолковывая псторич. процесс как закономерный, Д. не выходил, однако, из круга понятий, свойственного всему франц. материализму («мнение правит миром»). Д. считал себя сторонником «просвещенного атеизма», к-рый, по его мнению, обосновывает неизбежность уничтожения религии ввиду ее ненужности и убеждает человечество в том, что рай может существовать только на земле (там же, с. 118).
Соч.: «Истина, пли Достоверная систем а»— осн. произведение Д., ставшее известным только после его смерти. В 1864—65 франц. проф. Боссир обнаружил в архивах муниципальной б-ки г. Пуатье две части рукописи этого произведения: ч. 1— «Предварительные метафизические размышления» и ч. 4 — «Моральные рассуждения». В 1865 Боссир написал книгу о Д., использовав найденные им рукописи и переписку. В 1929 азерб. ученый Дж. Наглев, будучи во Франции, переписал и частично сделал фотокопии той части труда Д., к-рая была обнаружена Бос-сиром. На основании этих материалов в 1930 в Баку был издан 1-й т. и подготовлялся (но не вышел) к печати 2-й т. «Истины...». На франц. яз. незначит, части материалов, обнаруженных Боссиром, были напечатаны лишь в 1939 (Le vrai systeme ou le mot de l'enigme metaphysigue et morale. Public sous le patronage de la Societe des textes francais modernes par J. Thomas et F. Venturi, P., 1939). Co времени выхода в свет книги Боссира в лит-рс укоренилось мнение о том, что др. части труда Д. либо не были завершены автором, либо утеряны. В 1910 рус. исследователь Е. Д. Зайцева обнаружила в архивах г. Пуатье ч. 2 («Разрешение загадки метафизики и морали в применении к богословию и современной философии») и ч. 3 («Метафизические рассуждения») труда Д. и, сделав копии с обнаруженных рукописей, привезла их в Россию. В наст, время (1960) эти материалы подготавливаются к печати.
Lettres sur 1'esprit du siecle, L., 1769 (вышли в действительности в Париже, анонимно); La voix de la raison contre la raison du temps et particulierement contre celle de l'auteur du Systeme de la nature, par demandes et par repon-ses, Brux., 1770 (анонимно). Лит..-3 а й ц е в а Е.[Д.],Дешан,Большая Советская Энциклопедия, 1 изд., т. 21, с. 720 —29; История философии, т. 2,М., 1941, с. 432—36;В о л г и н В. П., «Истинная система» Дешана, «Вопр. истории», 1957, № 12; Задатки гегелизма во французской философии на основании книги Боссира (аннотация),«Отечественные записки», 1865, год 27, т. 160, [№ 6] (отд. (Литературная летопись»); BeaussireE., Antecedents de l'hege-lianisme dans la philosophic franchise. Dom Deschamps, son systeme et son ecole, d'apres un manuscrit et des correspondences inedites du XVlII-e siecle, P., 1865; RosenkranzK., Dom Deschamps. [Ein Vorlanfer des Hegelianismus in der franzo-sischen Philosophie des 18. Jahrhunderts], «Der Gedanke», В., 1867, Bd 7, H. 4; M a 1 о n В., Dom Deschamps. Un be-nedictin du dix-huitieme siecle, precurseur de l'hegelianisnie, du transformisme et du communisme anarchiste, «Rev. socia-liste», P., 1888, t. 8, № 45, p. 256—66. M. Рабинович. Москва. ДЖАЙНА-СУТРЫ — общее название для гл. про ДЖАИНЙЗМ — 1) Одна из инд. религий; 2) Философская идеалистич. система. 1) По религ. традиции, основателем (или реформатором) Д. считается современник Будды —Махавира Вар-дхамана, прозванный «Джиной» (санскр.—победитель), отсюда название религии — «Д.». Зарождение Д. относится к 6 в. до н. э. Причиной возникновения Д., оппозиционного к господствовавшему брахманизму, явилось усиление обществ, различий и обострение борьбы между кшатриями и брахманами. Одновременность возникновения Д. с буддизмом позволяет мн. исследователям считать Д. вышедшим из буддизма, в пределах к-рого он первоначально существовал как одна из его сект.
Как и буддизм, Д. вырос из др.-инд. плем. религий и обнаруживает тесную связь с брахманизмом; для Д., как и для брахманизма, характерно учение о переселении душ и закон кармы. Д. считает возможным прекращение возрождений и освобождение души путем индивидуального самоусовершенствования, отрицает святость Вед, жертвоприношения, жречество, религ. освящение системы вари, решающее влияние богов на судьбы людей и т. д. Джайны считают, что право на спасение определяют только личные качества и усилия людей, а вовсе не их происхождение или божеств, вмешательство. В Д.,в отличие от буддизма, признается вечность души. Соответственно, нирвана, по учению джайнов, — это не небытие души, а достижение ею вечного блаженства. Оси. средством достижения нравств. совершенства и избавления от действия закона кармы Д. считает аскетизм. Центр, моментом религии Д. является вера в существование «освобожденных душ» — Тиртханкаров и Архатов. Естеств. состоянием души Д. считает ее невоплощенное состояние. Как средство нравств. совершенствования допускается даже самоубийство, но при условии достижения человеком известной ступени освобождения от «притока кармы». Путь к спасению определяется тремя «драгоценностями» — совершенной верой (вера в Джину),совершенным знанием (знание учения Джины) и совершенным поведением (соблюдение установленных Джиной правил). Согласно учению Д., собственность является одной из связей души с затемняющей ее материей, одним из факторов, препятствующих ее естеств. состоянию. Последоват. применение принципа отказа от собственности выразилось в отказе от всякой одежды, что и явилось одной из причин разделения джайнов на «дигамбаров» (одетых воздухом) и «шветамбаров» (одетых в белое). Выполнение правил ахимсы обязательно для всех джайнов, что определяет их место в сфере трудовой деятельности. Джайны — в основном банкиры, рос- ДЖАЙНИЗМ -ДЖЕВОИС 469 товщики, менялы и ювелиры. Они занимаются и торговлей, за исключением торговли живностью. Канонич. религ. лит-ра Д. (сиддханта), содержащая рассказы о жизни Джипы и его учеников, составлена в нач. 7 в., но в основу ее легли более ранние соч., записанные на пракритах и санскрите. Джина считается у джайнов божеством, а его одиннадцать учеников (ганадхары) — святыми. Обрядность состоит в поклонении Джине и ганадхарам, чтении свящ. текстов и публичной исповеди.
Джайнская община, отрицавшая кастовый строй, вследствие своей замкнутости сама превратилась в касту. Это помешало Д. распространиться столь же широко, как буддизму, но способствовало его большей живучести. Если буддизм уже в средние века почти исчез в Индии, то Д. сохраняется до сих пор. Г. Илъин. Москва. 2) Филос. система Д. окончательно оформилась лишь к 1 в. до н. э. и сохранилась до наст, времени почти в первонач. виде. Источником филос. идей Д. являются Джайна-сутры. Осн. принципом философии Д. является семь таттв (таттва — сущность, факт, истина). Таттва в Д.— это утверждение реальности одного из семи объектов, к-рыми исчерпывается все, что существует во Вселенной. Идеалистич. учение об онтологии Д. характеризуется двумя таттва-ми: 1-я заключается в признании существования душ (джив), сущностью к-рых является сознание. 2-я таттва— аджива, т. е. все, что не является душой. Не-душа делится на пять субстанций, первая из к-рых — материя, обладающая качествами осязаемости, вкуса, запаха, цвета и звука. Материя количественно неизмерима, несотворима, не имеет начала и конца. Она может иметь определ. состояния и подвергаться изменениям, модификации. Материя бывает грубая, ощущаемая органами чувств, и тонкая, или кармическая. Мельчайшая частица материи — атом (ану)—занимает одну точку пространства, но имеет вес, обладает способностью двигаться с громадной скоростью. Материя ощущаема органами чувств и может существовать как в форме атомов, так и в форме молекул, агрегатов. Тонкая, кармич. материя пронизывает душу, связывает ее с материальными объектами мира, обусловливает ее воплощение. К субстанциям относится также и дхарма — нематериальная субстанция, являющаяся условием движения душ и материальных предметов. Последующей субстанцией является ад-харма-дравья, обусловливающая состояние покоя предметов и душ. Акаша-дравья представляет собой пространство — неделимую и бесконечную нематериальную субстанцию. Пятой субстанцией является время (кала), к-рое определяется как то, что «является причиной всех изменений, происходящих как с душами, так и со всеми материальными предметами» (Niyamsara, 11,32). Время имеет два аспекта: практический, относительный, с одной стороны, и реальный, абсолютный — с другой. Относит, время имеет начало, конец и подвержено делению; абс. время является основой относительного. Изменения, происходящие с атомами, агрегатами, телами, не имеют упорядоченного характера; время их перехода из одного состояния в другое неопределённо. Наоборот, время перевоплощения душ строго определено. В философии Д. есть две временные характеристики: срок пребывания души в данном воплощении (или время жизни) и срок пребывания души в данном состоянии (или количество жизней, к-рые надо прожить в данном состоянии для перехода в другое, следующее состояние). Напр., человек живет неск. десятилетий, но переходи более высокое состояние может осуществиться за неск. жизней, срок же жизни бога исчисляется найютами (1 найю-та=49 786 136септилионам лет), но душа может жить в божеств, состоянии только одну жизнь. Изменения воплощенной души, ее переход в высшее состояние не связаны единым эволюц. процессом. Д. отвергает идею развития Вселенной; в любой момент во Вселенной существуют души всех ступеней развития—от низшей до высшей. Онтология Д. отрицает идею творца, или первопричины, и признает бесконечность мира. Признавая раздробленную на атомы материю и мириады самостоятельно существующих душ, онтология Д. представляет собой своеобразный плюрализм. Остальные 5 таттв — это асрава (приток кармич. материи к душе, вызванный ее внутр. активностью), бандха (связь с кармич. материей и обусловленная ею способность к перерождению), самвара (приостановление притока к душе кармич. материи вследствие сознат. подавления активности души, направленной вовне), нирджара (подавление движения кармич. материи, хотя еще и связанной с душой) и нирвана (полное устранение кармич. материи). Таттвы включают в себя не-душу, душу {в ее природном состоянии) и душу в процессе ее отношения с материей. Таков идеализм филос. системы Д. В основе теории познания Д. лежит идея найи — познания вещей в их отношениях друг к другу и с определенной т. зр., в зависимости от к-рой мы можем что-то признать присущим или не присущим предмету или признать это отношение неопределенным. Истинность зависит исключительно от субъективной т. зр., исходя из к-рой рассматривается бытие или небытие субстанции. Другой стороной такого релятивизма является мысль о том, что условий связей объектов так много и они так сложны, что в суждении невозможно все их учесть. Согласно теории познания Д., все вещи можно рассматривать с двух т. зр.— абсолютной и относительной. Этика Д. имеет индивидуалистич. характер. Согласно Д., душа обладает специфич. активностью, направленной только на самое себя. Освободить себя может только сам человек; помощь другому в Д.— вещь абсолютно невозможная. Милосердие допустимо только во имя своего самосовершенствования, а не ради ближнего. Лит.: Барт А., Религии Индии, пер. [с франц.], М., 1897, с. 165—67; Радхакришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 240—89; И л ь и н Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959, с. 40 — 47; Coomaraswamy AnandaK., Geschichte der indischen und indonesischen Kunst. Aus dem Englischen iibertragen, Lpz., 1927; D u b о i s J. A., Hindu manners, customs and ceremonies. Transl. from French..., 3 ed., Oxf., [1953], p. 685 — 700; Gaina-SQtras. Transl. from Prakrit by H. Jacobi, pt. 1—2, Oxf., 1884—1895 (Sacred books of the East, v. 22, 45); Guerinot A., La religion djaina, [s. 1.], 1926; Champat Rai Jai n,T\he practical Dharma, Allahabad, 1929; Kundakunda Acharya, Niyamsara..., Lucknow (India), 1931 (Jagmandarlal Jaini memorial series, v. 5; The sacred books of the Jainas, v. 9); Rube n W., Einfuhrung in die Indienkunde, В., 1954; Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]. А. Пятигорский. Москва. ДЖАХИЗ (а л ь-Д ж а х и з), Абу Усман Амр ибн-Бахр (г. рожд. неизв. — ум. 869) — арабский писатель и философ, идеолог мутазилитов в Басре. Создал теологич. школу, получившую название «Аль-Джахизия». Под влиянием др.-греч. натурфилософии Д. пришел к материалистич. утверждению о вечности материи и постоянном изменении ее ка-честв. Д. учил, что органич. и неорганич. тела имеют свои собств. натуры, естеств. свойства. Волю он трактовал как природное влечение. Лит.: Brockelman К.. Geschichte der arabischen ДЖЕВОНС (Jevons), Уильям Стэнли (1 сент. 1835—13 авг. 1882) — англ. логик и экономист. В 1866—76 —проф. логики, философии и политич. эко- 470 ДЖЕВОНС — ДЖЕМС номии в Манчестере, в 1876—80 — политич. экономии в Лондоне. Филос. интересы Д. концентрировались вокруг вопросов логики, теории познания и методологии науки. В теории познания Д. тяготел к позитивизму и агностицизму. Он утверждал, что «с точки зрения строгой логической требовательности царство закона оказывается непроверенной гипотезой, единообразие природы — двусмысленным выражением, а достоверность наших умозаключений — до значительной степени иллюзией» («Основы науки», СПБ, 1881, с. XXI). Его логич. взгляды сложились под влиянием Де Моргана и особенно Буля, труды к-рого Д. оценивал как «эпоху в науке о человеческом мышлении» (там же, с. 113). Но Д. осуждал Буля за применение «непонятных символов» и стремление «выводить логические истины посредством алгебраических действий» (там же), т. к. считал, что сама математика основывается на логике. Д. отбросил аппарат Буля и построил оригинальную теорию, в основу к-рой положил замещения принцип. Этот принцип, по Д., является главным в логике и действует в индукции, дедукции, аналогии, обобщении, классификации, в процессах измерения; в математике он известен как замены равного равным правило. Впервые принцип замещения Д. выдвинул в соч. «Чистая логика» («Pure logic», 1864); в соч. «Замещение подобных» («The substitution of similars...», 1869) он дал его общую формулировку, а в соч. «Основы науки» («The principles of science...», 1874, рус. пер. 1881) изложил основанную на нем систему логики. Теория дедукции Д. есть, по существу, логически истолкованное исчисление классов, основанное на отношении равенства, с принципом замещения в качестве правила вывода. Важную роль в теории дедукции Д. играют законы тождества, противоречия и исключенного третьего (называемого Д. «законом двойственности»). Исчисление Д. не только формализует все дедуктивные умозаключения традиц. логики, но и позволяет выводить все простые следствия из данных посылок {поскольку последние могут быть записаны в его исчислении). Для решения поставленной Булем задачи: уметь выявлять всю содержащуюся в посылках информацию о любом фигурирующем в них классе, Д. придумал простой метод, основанный на использовании приемов комбинаторики; это позволило Д. построить логич. счеты и логич. машину, на к-рой решалась указ. задача (см. Логические машины). Индукцию Д. рассматривал как процесс, обратный дедукции. В дедукции следствия выводятся из законов. В индукции известны следствия и требуется открыть общий закон, из к-рого они вытекают. Всякое знание в основе индуктивно, т. к. выводится из фактов опыта. Процесс индукции состоит в выдвижении гипотез, в дедуктивном выведении следствий из них и в сравнении их с данными опыта. Д. видел в индукции «обратный процесс дедукции» («Основы науки», СПБ, 1881, с. 12) и писал, что «всякое мышление основывается на принципах дедукции» (там же, с. 12). Д. установил тесную связь индукции с теорией вероятностей. Комбинаторный метод Д. позволяет решать задачу выявления всех простых гипотез, из к-рых следует данное предложение теории классов, содержащее определенные термины. Сущность индукции, по Д., раскрывается теорией вероятностей. Ст. зр. Д., теория вероятностей есть «способ определять и вычислять Количества знания». Логич. взгляды Д. были метафизически ограничены. Д. полагал, что его система формализует все дедуктивные выводы. В действительности уже умозаключения с отношениями (многоместными предикатами, см. Предикат) не могут быть в ней выражены. Д. ошибочно придавал всеобщий характер принципу замещения. Взгляд, что «всякий термин, встречающийся в каком-либо предложении, можно замещать термином, о котором утверждается в какой-нибудь посылке, что он тождественен с первым» (там же, с. 48), был ошибочен. Как показал нем. ученый Фреге, существуют контексты, к к-рым этот принцип непосредственно не применим (см. Смысл). Д. метафизически истолковывал осн. законы мышления, утверждая, что «вещь не может в одно и то же время быть и не быть», «вещь во всякий момент тождественна сама с собой» (там же, с. 5). Д. принадлежит одна из первых попыток широкого применения математич. средств к экономич. анализу. Он — основатель математич. школы бурж. политич. экономии. Его бурж. позиции и метафизич. подход обусловили ограниченность его теории, к-рую Энгельс назвал «гнилой вульгарной экономией» (Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., т. 28, 1940, с. 186). Соч.: Elementary lessons in logic,new ed., L. —N. Y., 1905; The principles of science, 3 ed., L., 1879; Science primers. Logic, L.-N. Y.,1902; Studies in deductive logic, 3 ed., L. —N. Y., 1896; Pure logic and other minor works, L.-N. Y., 1890. Соч. в рус. пер,—Элементарный учебник логики..., СПБ, 1881. Лит.: Орлов С, Новая система формальной логики, ДЖЕЙМОНАТ, Ж е м о н a (Geymonat), Лудо-вико (р. 1908) — итал. философ-неопозитивист. С 1956— зав. кафедрой философии науки в Милане. Д. стремится преодолеть неопозитивизм путем развития самого неопозитивизма. Философия, по мнению Д., следует за практич. науч. действиями, посредством к-рых достигается знание. Центр, понятием его идеалистич. филос. концепции, к-рую Д. называет неорационализмом («Очерки по философии неорационализма» — «Saggi di filosofia neoraziona-listica», 1953), является понятие конкретного человека как источника и судьи знания. Д. написал краткую «Историю философской мысли» («Storia del pen-siero filosofico», v. 1—3, 1955—57), в к-рой филее, проблемы рассматривает в связи с естеств.-науч. исследованиями. Соч.: Le origini della metodologia moderna, [в сб.]: Fon-damenti logici della scienza, Torino, 1947; II pensiero scienti-fico, Milano, 1954; Galileo Galilei, Torino, 1957. Лит.: R i v e t t i В a r b о Г., La filosofia di Ludovi-co Geymonat nella sua fase neopositivista, «Riv. Filos. Neo-Scolastica», 1954, v. 46, p. 116-69. ДЖЕМС, Джеймс (Tames), Уильям (И янв. 1842—26 авг. 1910) — амер. философ и психолог, один из основоположников субъективно-идеалистич. течения — прагматизма и т. н. эмпирической философии 20 в., противопоставляющей себя спекулятивной метафизике. Д. изучал медицину, физиологию и естеств. науки в Гарвардском ун-те и в Германии, где занимался под' руководством Гелъмголъца, Вирхова и др. С 1889 — проф. психологии, а затем и философии Гарвардского ун-та; читал лекции по психологии, религии и философии также и в др. ун-тах США и Англии. Учение Д.— реакция на распространение естеств.-науч. материализма во 2-й пол. 19 в. Д. широко использовал данные естеств. наук (преим. физиологии и психологии) и дал им субъективно-идеалистич. толкование. Большое влияние на формирование взглядов Д. оказали Ренуеъе и Бергсон. ДЖЕМС-ДЖЕНТИЛЕ 471 Исходным пунктом учения Д. является понимание сознания как слитного, недифференцированного потока непосредств. ощущений и впечатлений, возникающего на основе непрерывных нервных возбуждений. Человек преобразует этот поток при помощи наследственной «органической психической структуры», гл. роль в к-рой играют врожд. инстинкты и эмоции, отражающие, но мнению Д., физиологич. лроцессы и телесные движения. На основе инстинктов •формируются «привычки», к-рым Д. придавал решающее значение не только в поведении индивида, но и в социальной жизни. В своих рассуждениях Д. шел от психологии к философии и теологии, от гносеологии к онтологии. В зависимости от «внимания» и «интереса» человек разрывает исходный «поток» сознания на отд. части и строит из них свой «опыт»— материал для создания «реальности» (т. н. «радикальный эмпиризм» Д.). Д. понимал опыт всецело субъективно-идеалистически. Он отвергал существование объективной реальности и рассматривал реальность как извлеченные из опыта и произвольно скомбинированные «группы чувственных элементов», которые и образуют вещи, причины, действия, субстанции и т. п., выделяемые на основе «воли к вере» и в целях удобства. Стремясь встать «выше» материализма и идеализма, Д. рассматривал изначальный материал опыта как «нейтральное» вещество, к-рое лишь в процессе познания и поведения расчленяется на познающий субъект и объект познания. «Мысли создаются практически из того же самого вещества, что и вещи» («Essays in radical empiricism», 1912, p. 37, см. также «Существует ли сознание?»). При этом в зависимости от контекста одна и та же часть опыта может, по Д., выступать и как физич., и как психич. мир, и как мысль, и как вещь. Идея Д. о строении мира из единого «нейтрального» вещества, не материального и не идеального, легла в основу неореа-листич. концепции «нейтрального данного» как первичного элемента опыта, имеющего особое логич. бытие (см. Неореализм). Специфически прагматистская сторона учения Д. раскрывается в его понимании истины и науч. познания. Д. отвергал мысль о том, что интеллект способен проникнуть в сущность, познать объективную истину. Маши понятия, науч. законы, гипотезы, категории и т. п. являются, по Д., лишь полезными инструментами в борьбе за существование и не отражают закономерностей действительности. Они вызываются лишь соображениями удобства и «волей к вере», поэтому полезность — их высший критерий и оправдание. «...Мысль „истинна" постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни»— писал он («Прагматизм», СПБ, 1910, с. 52, см. также 125). Учение Д., отвергающее какие бы то ни было закономерности мира и само познание как таковое, пронизанное идеями иррационализма и агностицизма, ведет по существу к ликвидации науки. Значит, место в работах Д. занимали проблемы религии. Д. защищал религию как психологич. функцию людей, коренящуюся в подсознательном, иррациональном опыте индивида. Религ. опыт, по мнению Д., столь же реален и полезен, как и любой др. жизненный или науч. опыт, а поэтому религ. догматы истинны в меру своей полезности (см. «Многообразие религиозного опыта», М., 1910). Д. защищал мистич. идею общения с потусторонним миром, был основателем (1884) и первым президентом спиритич. «Амер. об-ва психич. исследований». Именно в связи с учением Джемса Ленин оценил прагматизм как разновидность махизма, показал его идеалистич. и фидеистич. сущность. «Прагматизм высмеивает метафизику и материализма и идеализма, пре-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|