Гроций - грузинская философия 40? 15 глава
В соч. «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются» (1772) Д. доказывал, что религ. верования у древних народов возникли в результате невежества, страха, воображения и наделения предметов природы человеч. свойствами. Однако Д. не решался подвергнуть критике и прямо отвергнуть христ. вероучение, не понимал социальной природы религии. Д. принадлежит ряд др. работ, а также переводы на рус. яз. «Комментариев к английским законам» (под назв. «Истолкования английских законов», т. 1—3, М., 1780—82) У. Блэкстояа и работы Т. Боудена «Наставник земледельческий...» (М., 1780), в предисловии к к-рой Д. осуждал крепостное право. Воззрения Д., выделявшие ведущую роль хозяйств, деятельности в жизни человечества, были косвенно направлены против религ.-идеалистич. учения о «божеств, предопределенности» явлений обществ, жизни. Соч.: см. в кн.— Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, М., 1952, с. 185—332. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 9; Сыр о-мятников Б. И., СЕ. Десницкий — основатель науки рус. правоведения,«Изв. АН СССР. Отд. экономики и права», 1 945, № 3; 3 а г р я ц к о в М. Д., Общественно-политические И. Щипаное. Москва. ДЕССАУЭР (Dessauer), Фридрих (р. 19 июля 1881)-нем. философ-идеалист. Проф. ун-та во Франк-фурте-на-Майне с 1921, затем вновь с 1951. В 1934— проф. радиологии и биофизики в Стамбуле, в 1937— директор физич. ин-та во Фрейбурге (Швейцария). В своих натурфилософских и теологич. работах Д. полагает, будто вера есть необходимая предпосылка для успешной работы в области естеств. наук. В кн. «Спор о технике» («Streit um die Technik», 1956) и «Религия в свете современного естествознания» («Religion im Lichte der heutigen Naturwissenschaft», 1950) Д. с теологич. позиций критикует экзистенциализм за пессимизм в понимании роли техники для развития общества и утверждает, что человек технич. изобретениями служит богу, помогая ему дальше строить его «произведение» — мир. Д. пытается связать и примирить науку и религию.
Соч.: Technische Kultur, Kempten, 1908; Leben, Natur, Religion, 2 Aufl., Bonn, 1926; Weltfa rt der Erkenntnis, Z., 1945; Atomenergie und Atombombe, Frankf. /M., [1948]; Mensch und Kosmos, Frankf./M., [1949]; Die Theologie in der Natur, Munch.—Basel, [1949]; Seele im Bannkreis der Teclinik, 2 Aufl., Olten.—Freiburg, [1952]; (совм. с Hornstein F, X.). К. Гудожник. Москва. ДЕССУАР (Dessoir), Макс (8 февр. 1867 — 19 июля 1947) — нем. эстетик и психолог. Последовательидеа-лизма Дилътеп. С 1897 — проф. Берлинского ун-та. Вместе с Утицем основал школу эстетики, получившую в нач. 20 в. широкую известность под назв. «всеобщей науки об искусстве». С 1906 нздавал^ жури, «'/eitschrift fiir Asthetik and allgemeine Kunstwissen- 464 ДЕСТРУКТИВНАЯ ДИЛЕММА-ДЕТЕРМИНИЗМ schaft», ставший центр, органом формалистич. направ ДЕСТРУКТИВНАЯ ДИЛЕММА (от лат. destructives — разрушающий) — умозаключение, состоящее в выборе между двумя альтернативами (взаимно исключающими друг друга условиями), причем результатом такого выбора оказывается отрицат. высказывание. Существуют две формы Д. д.— простая и сложная. Простая форма: «если А есть В, го или С есть Д, или М есть N, но или С не есть Д, или М не есть N; следовательно, А не есть В». Первая посылка предусматривает зависимость от одного условия двух разных следствий. Вторая посылка в форме разделит, суждения отрицает действительность обоих следствий. В выводе в форме простого категорич. суждения отрицается условие первой посылки.
Сложная форма: «Если А есть В, то С есть Д и если Е есть F, то S есть Р, но или С не есть Д, или S не есть Р, следовательно, или А не есть В или Е не есть F». В первой посылке утверждаются два разных следствия из двух разных условий. Вторая посылка в форме разделит, суждения отрицает действительность обоих следствий. В выводе также в форме разделит, суждения отрицается действительность обоих условий первой посылки. Лит.: Челпанов Г. И., Учебник логики, [М.], 1946; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947. Р. Орлов. Москва. ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСЙ (Destutt de Tracy), Антуаи Луи Клод (20 июля 1754 — 10 марта 1836)— франц. бурж. политич. деятель, философ и вульгарный экономист. Род. в знатной дворянской семье. Как депутат от дворянства был членом Учредит, собрания (1789— 1791). Монархист, после свержения во Франции монархии (10 авг. 1792) эмигрировал. По возвращении в 1793 был арестован и освобожден после 9 Термидора. При Директории был членом Комитета обществ, просвещения; при Наполеоне — сенатором; после реставрации Бурбонов возведен в пэры. По своим филос взглядам Д. де Т. эклектик. Находился под влиянием сенсуализма Кондильяка и физиологич. воззрений Кабаниса (с обоими философами был в дружеских отношениях). В силу своей физиологии люди, по мнению Д. де Т.,обладают способностью мыслить. Мысль сводится к ощущениям. Благодаря рассудку мы можем сравнивать наши впечатления — представления. Представления о существовании внешнего мира — материи — мы получаем благодаря ее противодействию нашим желаниям. Эти идеи Д. де Т. развил в первых трех частях «Элементов идеологии» («Elements d'idcologie», v. 1—4, [1801] — 1815, ч. 1—«Ideologie proprement dite», 1801, ч. 2 — «Grammaire», 1803, ч. 3—«Logique», 1805), в 4-й и 5-й частях («Traite de la volonte et de ses ef-fets», 1815) он изложил свои этич. и экономич. взгляды, а также доводы против коммунистич. учений. Мораль, по Д. де Т., субъективна, нет объективного критерия добра и зла, т. к. каждому человеку свойственны желания, соответствующие его нуждам. Каждый человек имеет право делать все, что ему нравится. По характеристике Маркса и Энгельса, Д. де Т. доказывал, что личность, индивидуальность и собственность — тождественны, что в «Я» уже заключено «Моё», и эти положения служат, по мнению Д. де Т., естеств. основанием частной собствен-
ности (см. К. Маркс иФ. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 216—19). Отсюда, заключал Д. де Т., несостоятельны все учения об отмене частной собственности и о коммунизме. Как апологет капитализма, Д. де Т. развивал вульгарную концепцию происхождения прибыли из обращения и провозгласил «деятельных», т. е. пром. капиталистов, «единственными» производит, работниками, создающими богатства, кормящими рабочих и остальное население (см. К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 244—48). Д. де Т.—сторонник невмешательства гос-ва в экономич. жизнь. В работе «Комментарий к „О духе законов" Монтескье» («A commentary and review of Montesquieu's spirit of laws», изд. в США, Филадельфия, 1811, на англ. яз. и в 1817 в Париже, на франц. яз. под назв.: «Commentaire sur l'Esprit des lois de Montesquieu...») Д. де Т. развивал идеи бурж. парламентаризма. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1955, с. 481—89; История философии, т. 3. [М.], 1943, с. 393—94; S t e p а-nowa N., Destutt de Tracy, Z., 1908 (Diss.). Г. Зелъманова. Ленинград. ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю)—учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, обществ, и психич. явлений. Идея о том, что все существующее возникает или уничтожается закономерно, в результате действия определ. причин, зародилась в глубокой древности, при первых попытках осмыслить связь и взаимозависимость вещей. «Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась идея „связи всего",.цепи причин". Сравнение того, как в истории человеческой мысли понимались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную» (Ленин В. И.. Философские тетради, 1947, с. 294). В трактовке Д. материалисты исходят из того, что все формы связей вещей, в т. ч. и причинно-следственные связи, свойственны самой реальности, каждое явление к-рой имеет свое объективное основание и материальную причину. Идеализм же либо полностью отрицает Д., противопоставляя ему телеологию и индетерминизм (концепцию, утверждающую, будто к определенным областям, напр. волевым действиям, процессам микромира, принцип причинной обусловленности неприменим), либо выдвигает псевдо-детерминистич. концепции, согласно к-рым познающая мысль вносит в явления закономерную причинную связь.
В др.-греч. философии материалистич. понимание Д. отстаивали Гераклит, Демокрит, Эпикур (см. сб. «Материалисты древней Греции», 1955). Для материалистич. философии нового времени принцип Д. явился гл. опорой в борьбе против схо-ластич. мировоззрения. В трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта, Спинозы было обосновано положение о том, что в природе надо искать не цели, а действующие причины и что «истинное знание есть знание посредством причин» (Бэкон Ф., Новый Органон, М., 1938, с. 102—03). Успешно продолжали вести борьбу за Д. франц. материалисты 18 в. Учение о Д. материалистов в 17—18 вв. нанесло сокрушит, удар религ.-идеалистич. представлениям, укрепило убеждение в безграничную мощь человеч. разума и создало методологич. почву для бурного расцвета естеств. наук. Вместе с тем, это учение страдало ис-торич. ограниченностью, выразившейся в метафизич. трактовке Д., в отождествлении его со связями явлений, подчиняющимся принципам механики, в непонимании качеств, своеобразия закономерностей более высоких форм движения, в отрицании объективного характера случайности. «В природе вещей нет ничего случайного»,— утверждал Спиноза (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 387). Такого же взгляда придерживался Гоббс, писавший, что «случайным или воз- ДЕТЕРМИНИЗМ 465 можным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть» (Избр. соч., М.—Л., 1926,с. 91). Четко выразил т. зр. механич. Д. Лаплас, полагавший, что если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то «не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как ц прошедшее, предстало бы перед его взором» («Опыт философии теории вероятностей», М., 1908, с. 9). Предпосылкой лапласовского вывода был взгляд на мир как замкнутую систему, поведение к-рой можно, зная исходные условия, однозначно определить в любой момент времени. Содержащаяся в таком выводе мысль о предопределенности всего сущего неминуемо сближает механич. Д. с фаталистич. религ. воззрениями. «С необходимостью этого рода мы тоже еще не выходим за пределы теологического взгляда на природу» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 173).
Гегель, преодолевая механич. интерпретацию Д., сформулировал диалектич. понимание взаимосвязи необходимости и случайности, причины и следствия (см. Соч., т. 5, М., 1937, с. 677). Однако, несмотря на нек-рые преимущества гегелевского подхода, идеалистич. основа его филос. воззрений закрыла Гегело путь к подлинно науч. решению проблемы. Философия марксизма, используя рациональные моменты предшествующих концепций, преодолела ограниченность последних и выдвинула диалектико-маториалистич. учение о Д. Это учение рассматривает взаимосвязь предметов как их универсальное взаимодействие. «Только исходя гз этого универсального взаимодействия, мы приходим к действительному казуальному отношении:» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 184). Если для механич. Д. характерно представление, будто внешние причины непосредственно и однозначно определяют эффект своего воздействия, то, согласно диалектико-материалистич. Д., внешние причины действуют через посредство внутр. и внешних условий. Эффект воздействия определяется не самими по себе отдельно взятыми причинами, а причинами, преломившимися сквозь призму окружающих условий и специфич. для данного явления внутр. особенностей. Эти последние, в свою очередь, не что иное, как продукт развития, результат предшествующих взаимодействий. Диалектико-материалистич. взгляд на Д. исходит из признания многообразия типов причинных связей. Закономерности, свойственные одному уровню развития материи, сохраняют силу и для последующего уровня, но в новых условиях характер их действия изменяется. История науч. познания служит блестящим подтверждением правоты диалектико-материалистич. понимания Д. Двигаясь от простого к сложному, познающая мысль овладела первоначально причинными связями, выступающими при взаимодействии макрообъектов нсорганпч. природы. Установленные механикой законы движения физич. тел превратились в модель всякого причинного объяснения. Стремясь представить каузальную зависимость в области биологич., психич. и др. процессов, сторонники Д. не имели первоначально иного образца, кроме принципов механич. движения. Схема механич. каузальности, однако, неизбежно вступила в противоречие с данными науки и практики, свидетельствующими о качественно новых формах и типах детерминации в органич. природе, психич. деятельности, обществ, жизни. Это противоречие было использовано идеалистами как якобы доказательство краха Д., как повод для оживления телеологии в биологич. науках. Но учение Ч. Дарвина, причинно истолковав органич. целесообразность, укрепило позиции Д. в области материальных явлений более высокого порядка, чем механич. движение. Дарвином «но только нанесен смертельный удар „телеологии" в естественных науках, но и эмпирически выяснен ее рациональный смысл...» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 121). Идеализм также использовал несводимость психич. актов к законам механики для обоснования тезиса об особой психич. причинности, ничего общего не имеющей с причинностью в материальном мире (В.В у н д т, Основания физиологической психологии, пер. [с нем.], 1880). Успехи науч. физиологии и психологии, в особенности учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова, вскрыли ложность этого тезиса и показали строгую причинную зависимость психики (включая самые высокие ее формы — сознание и волю) от материальных условий жизнедеятельности. Это способствовало укреплению Д. в области, издавна служившей гл. цитаделью индетерминизма. Способность человека к сознат. регуляции своих действий, к выбору мотивов и целей, не укладывающуюся в рамки механич. Д., идеалисты связали со «свободной волей» как стоящей над материей силой. В действительности идея «детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю» (Лени н В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142). Историч. материализм, открывший действит. закономерности процесса обществ, развития, впервые утвердил подлинный Д. в области исследования социальных явлений. Каждый шаг науки свидетельствует о правильности и плодотворности принципа Д. и несостоятельности позиций его противников. В совр. философии и науке борьба вокруг принци Детерминизм в существенной жизни и общественных науках. В обществ, науках принцип Д. является предметом еще более острой идейной борьбы, нежели в естествознании. В философии нового времени он был выдвинут франц. и нем. просветителями (Монтескье, Гердер, Руссо и др.) в проти- 406 «ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ" В КОММУНИЗМЕ» вовес идее божеств, управления миром, господствовавшей в теологич. концепциях истории от Августина до Боссюэ. Отвергая вмешательство провидения и рассматривая историю как подчиненную определенным «естественным законам», просветители боролись на два фронта: против религ. фатализма и против волюнтаристских концепций (см. Волюнтаризм). Идея детерминированности обществ, развития, глубоко пронизывавшая обществ, сознание эпохи подымающегося капитализма, сыграла большую прогрессивную роль в идеология, борьбе того времени и в развитии обществ, наук. Однако в домарксовской философии истории принцип Д. трактовался весьма абстрактно, внеисто-рично. Д. этого периода имел механич., метафизич. характер. Речь каждый раз шла о «вечных», «неизменных» законах, и сами эти законы либо заимствовались из естествознания, либо изображались как «законы разума», «прогресса» или «абсолютного духа». Даже у Гегеля кардинальная для социологии проблема соотношения необходимости и свободы осталась неразрешенной. В бурж. социологии 19 в. было двойственное отношение к идее Д. Большинство социологов-позитивистов признавали закономерность обществ, развития, но извращали ее характер, пытаясь объяснить исторпч. процесс при помощи законов механики, физики, биологии или психологии. Эклектич. «теория факторов» порождала искусственную схематизацию историч. процесса и насиловала конкретные факты. С др. стороны, многие бурж. историки (особенно школа Ранке) и философы (Шопенгауэр, Ницше, Карлейль, Бутру, Ренувье и др.) вообще отрицали детерминированность историч. процесса, провозглашая его царством случайности и «великих личностей». Индетерминизм в бурж. социологии особенно усилился в эпоху империализма в связи с общим поворотом бурж. идеологии в сторону реакции. Констатируя несостоятельность абстрактного социологизма 19 в. и опираясь на идеалистич. истолкование революции в физике на рубеже 20 в., бурж. социологи начали развернутый поход против принципа причинности и закономерности обществ, развития. Эта борьба против идеи Д. ведется разными методами. Дильтей и т. н. «понимающая социология» открыто противопоставляют гуманитарные науки естествознанию, утверждая, что в обществ, развитии не может быть никаких объективных законов, а гл. средством познания здесь является интуитивное «понимание». Неокантианцы (Вин-дельбанд, Риккерт) отрицали Д. в обществ, жизни, ссылаясь на неповторимость историч.событий, и выдвинули т.н. идиографический метод, направленный против социологич. обобщений. Социологи-функционалисты (Парсонс, Мертон, Малиновский и др.) подменяют изучение закономерности обществ, развития анализом структурно-функциональных связей социального целого, взятого в статич. состоянии. Социологи-неопозитивисты признают обусловленность человеч. поступков, но в принципе отвергают понятия причинности и предлагают заменить идею Д. пробабилизмом. Единственно науч. решение проблемы Д. в обществ, жизни дает историч. материализм. С точки зрения марксизма, обществ, развитие представляет собой есте-ственно-историч. процесс, подчиненный собственным объективным законам. Каждое следующее поколение людей действует в условиях, унаследованных ими от прошлого. Это создает преемственность в истории общества и детерминирует ее общее направление. Люди не могут произвольно изменить характер обществ, строя, при к-ром они живут. Обществ, идеи, политич. учреждения и движения сами детерминированы объективными условиями обществ, бытия. В этом смысле общество ставит перед собой только такие задачи, к-рые оно может разрешить, а проекты, не отвечающие по- требностям развития материальной жизни общества, остаются пустыми утопиями. Детерминированность обществ, жизни является основой науки и возможности науч. предвидения общественных явлений. Однако она не означает, что ход. истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной неизбежностью. Большинство законов обществ, развития — это законы-тенденции, к-рые определяют осн. линию развития общества, не предопределяя всего бесконечного многообразия деятельности каждого отд. индивида. Конкретный результат каждого данного социального процесса зависит не только от его общих законов, но и от конкретных условий его протекания. В обществ, жизни постоянно складываются различные возможности, и какая из этих возможностей реализуется — во многом зависит от сознат.. деятельности людей. Д. пе только не отрицает свободы, но, напротив, последняя органически включается в причинную обусловленность социальных явлений. Чем глубже люди познают объективные законы обществ, развития и чем полнее их интересы совпадают с требованиями этих законов, тем больше степень их свободы. Лит.: М а р к с К., Капитал, М., 1955 (см. Послесловие ко «ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ" В КОММУНИЗМЕ» — выдающееся произведение В. И. Ленина, посвященное теоретич. обоснованию стратегии и тактики междунар. коммунистич. движения. Написанная в апреле — мае 1920 работа вышла в свет в июне—перед открытием II конгресса Коминтерна,и имела огромное значение для формирования коммунистич.. партий всех стран, для ознакомления их с богатейшим политич. опытом русских коммунистов, для выработки интернац. коммунистич. тактики. «Детской болезнью „левизны"» Ленин назвал так-тпч. линию той части членов молодых коммунистич. партий Запада, к-рая, но имея достаточно политич. опыта, недооценивала работу с массами, не понимала значения партии пролетариата в политич. борьбе, отвергала всякие компромиссы, отрицала междунар. значение большевизма. Не учитывая объективных условий классовой борьбы, «левые» коммунисты отказывались от использования разнообразных ее форм, отказывались от работы в реакц. профсоюзах и бурж. парламенте; они не понимали сущности диктатуры пролетариата, подрывали единство пролетарских партий, неправильно понимали соотношение нар. масс, классов, партий и политич. руководителей, вождей. Работа Ленина обобщила опыт стратегии и тактики Коммунистической партии как в период борьбы за диктатуру пролетариата, так и в условиях диктатуры пролетариата и социалистич. строительства. Ленин показал, что богатейший опыт русских марксистов имеет не только национальное, но и международное значение: «...русский образец показывает всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего» (Соч., 4 изд., т. 31, с. 5—6). Ленин вскрыл реакционность сектантской тактики, показал, что «левый коммунизм есть проявление „мел- «ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ,ЛЕВИЗНЫ" В КОММУНИЗМЕ» - ДЕУСТУА 467 кобуржуазной революционности"», с к-рым надо решительно бороться, не прекращая борьбы с осн. врагом внутри рабочего движения — правым оппортунизмом. В этой борьбе коммунистич. партии обязательно должны использовать политич. опыт большевиков. Анализируя этот историч. опыт, Ленин показал, благодаря каким особенностям тактики партия большевиков смогла сплотить вокруг себя широкие трудящиеся массы в борьбе за победу социалистич. революции. Одно из осн. условий успеха большевиков Ленин видел в сознательной, твердой, революц. дисциплине, без к-рой партия не может объединить пролетарский авангард, увлечь за собой массы трудящихся. Ленин учил, что коммунисты могут стать партией в подлинном смысле слова лишь в том случае, если они тесно связаны с массами и пользуются их поддержкой. Можно сколько угодно провозглашать себя авангардом и тем не менее не стать им. Ведь партия не может заставить массы следовать за ней. Для этого есть только один путь — убедить массы в том, что партия правильно выражает и защищает их интересы, убедитьпе словами, а делами, своей политикой, инициативой. Ленин показал, что коммунисты должны работать в любых массовых орг-циях, в любых, даже реакционных, профсоюзах, ибо именно профсоюзы должны стать той школой, где пролетариат готовится к осуществлению своей диктатуры, учится управлению х-вом страны, учится коммунизму. «Ибо вся задача коммунистов — уметь убедить отсталых, уметь работать среди них, а не отгораживаться от них выдуманными ребячески-елевыми" лозунгами» (Соч.. 4 изд., т. 31, с. 36). Ленин показал, что пролетариат должен быть представлен в бурж. парламенте депутатами своей партии, к-рая должна сочетать нелегальную борьбу с легальной деятельностью. Партия пролетариата, указывал Ленин, не может обойтись без компромиссов. Используя все и всякие противоречия между различными группами буржуазии, она должна искать (и уметь находить) подходящие формы для облегчающих ее борьбу компромиссов, оставляя всегда за собой свободу критики своего временного союзника. Ленин подчеркивал, что в борьбе с оппортунизмом и левым доктринерством коммунисты должны овладеть всеми формами политич. борьбы, научиться быть максимально гибкими в своей тактике, строить ее не только на революц. настроении, но и «на трезвом, строго объективном учете всех классовых сил данного государства (и окружающих его государств, и всех государств, в мировом масштабе), а также на учете опыта революционных движений» (там же, с. 45). Ленин писал, что коммунистич. партия становится непобедимой тогда, когда она не замазывает ошибок и недостатков своей работы, а умеет вовремя исправить их. В работе Ленина дан глубокий анализ осн. этапов истории большевизма, раскрыта историч. роль марксизма в рус. революц. движении, показано, почему именно в России марксистская теория получила свое дальнейшее развитие. «Детская болезнь „левизны" в коммунизме» является образцом творч. подхода к марксистской теории. Ленин писал, что правильная революц. теория «не является догмой, а окончательно складывается лишь в тесной связи с практикой действительно массового и действительно революционного движения» (там же, с. 9). Критикуя догматизм как идейную основу сектантства, Ленин видел важнейшую задачу коммунистов в том, чтобы «уметь приложить общие и основные принципы коммунизма к тому своеобразию отношений между классами и партиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, ко- торое свойственно каждой отдельной стране и кото-рое надо уметь изучить, найти, угадать» (там же с. 69—70). Рассматривая важнейшие положения марксистской теории, Ленин развил дальше учение о революции, дел углубленную трактовку понятия диктатуры пролетариата. Ленин определил значение коммунистич. партии как «высшей формы классового объединения пролетариев» в борьбе против эксплуататоров, показал те «приводные ремни» (профсоюзы, Советы и т. п.), с помощью к-рых она осуществляет свою руководящую роль. Обобщая историч. опыт революц. борьбы, Ленин сформулировал осн. закон революции: «... для революции недостаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы сознали невозможность жить по-старому п потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому» (там же, с. 65).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|