Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гроций - грузинская философия 40? 17 глава





возносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику..., и... преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого вы­хода за пределы опыта» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 327).

В понимании общества Д. придерживался субъек-тивно-идеалистич. взглядов, отвергал объективные за­кономерности обществ, развития, защищал теорию «героев и толпы». Ход истории, по его мнению, цели­ком зависит от воли и инициативы «великих люден», «высших умов», к-рые руководят народом — косной и инертной массой, неспособной к самостоят, исто-рич. творчеству. По соц.-политич. взглядам Д. был типичным идеологом либеральной буржуазии, рев­ностно защищал незыблемостг основ капиталистич. строя и вместе с тем выступал против крайней мили­таристской политики США (напр., против амер.-исп. войны 1898).

Взгляды Д. оказали решающее влияние на разви-. тие прагматизма и во многом стимулировали возник­новение неореализма, бихевиоризма, критического реализма и совр. феноменологизма. Взгляды Д. на религию разделяются многими совр. бурж. теологами.

Соч.: The principles of psychology, v. 1—2, N. Y., [1931J; The will to believe..., L.-N. Y., 1937; Human immortality, Boston —N. Y., 1898; The varieties of religious experience, N. Y.—L., 1902; Pragmatism, L., 1907; A pluralistic univer­se, N. Y., 1909; Talks to teachers on psychology..., N.Y., [1938]; The meaning of truth..., N. Y., 1909; Memories and studies, N. Y., 1911; Some problems of philosophy, N. Y., 1911; Es­says in radical empirism, N. Y., 1912; Letters, ed. by his son Henry James, v. 1 — 2, Boston, [1920]. Соч. в рус.пер.—Научные основы психологии, СПБ, 1902; Зависимость веры от воли, СПБ, 1904; О человеческом бессмертии, М., 1901; Многообра­зие религиозного опыта, М., 1910; Прагматизм, СПБ, 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения, М.,1911; Сущест­вует ли сознание?, в сб.: Новые идеи в философии, М., 1913, кн. 4; Возможно ли сообщаться с умершими?, М., 1911; Ответ В. Джемса, в кн.: Эбер М., Прагматизм, СПБ, 1911.

Лит.: Асмус В., Алогизм Уильяма Джемса, «Под знаменем марксизма», 1927, № 7—8; Уэллс Г., Прагма­тизм— философия империализма, М., 1955; Мельвиль Ю. К., Американский прагматизм, М., 1957, с. 26—60; К о т-ляревский П. С, Джемс как религиозный мыслитель М., 1940; Б утр у Э., Вильям Джемс и религиозный опыт М., 1908; Knox H. V., The philosophy of William James, N. Y., 1914; [K a 1 1 e n H. M.], Philosophy of William James, drawn from his own works. With an introduction by H. M. Kallen, N. Y., 1925; Perry R. В., The thought and cha­racter of William James, v. 1—2, Camb., 1948; In Com­memoration of William James, 1842—1942, N. Y., 1942; Mor­ris L., William James. The message of modern mind, N. Y.— L., 1950; Roback A. A., William James, Camb. (Mass.), 1942. См. также лит. к ст. Прагматизм.

Л. Митрохин. Москва. ДЖЕНТИЛЕ (Gentile), Джованни (30 мая 1875 — 15 апр. 1944) — итал. философ-неогегельянец. Пер­воначально вместе с Кроне был идеологом итал. бурж. либерализма. Впоследствии примкнул к фашизму; нек-рое время был министром просвещения в пр-ве Муссолини.

Филос. система Д., т. н. «актуализм», была одним из субъективно-идеалистич. вариантов неогегель­янства. Предприняв «реформу» гегелевской диалек­тики, Д. устранил из учения Гегеля природу и объ­ективную идею. Реальность он отождествлял с ак­том мышления субъекта, с «мыслью мыслящей» (реп-siero pensante), т. е. с мыслью как процессом. «Не­достатком гегелевской философии,— писал Д.,—было то, что она полагала прежде Я — то, что его пред­полагает... Не следует более выводить мысль из при­роды и природу из идеи, но природу и идею из мыс­ли. Из актуальной мысли, разумеется, а не из на­ходящейся где-то и абстрактно определяемой: из мысли абсолютно нашей, в которой реализуется Я» («Teoria generate delle spirito come atto puro», Fi-renze, 1944, p. 230). Согласно Д., только «мысль мы­слящая» является сферой диалектики. Природа и материя — абстракции. Они — не что иное, как прош­лая мысль («мысль помысленная» — pensiero pensato),


472 ДЖЕФФЕРСОН


«исчерпанный и окаменевший» логич. процесс. При­рода и материя не существуют вне «мысли мысля­щей», но, будучи едины с ней, они в то же время отличны, как мертвый, не творческий элемент, к к-рому не приложима диалектика, а только формаль­ная логика.

Социально-политич. концепции Д. послужили одной из основ фашистской идеологии. Их центр, момент — обоготворение фашистского гос-ва как выс­шей формы духовной деятельности. Реакц. учение Д. с его волюнтаризмом, обоготворением активного духа субъекта и гос-ва занимало центр, место в философии итал. фашизма. После крушения фашизма и смерти Д. оно утратило самостоят, значение, но оказало большое влияние на нек-рых представителей «христианского спиритуализма». В последние годы в итал. бурж. философии предпринимаются актив­ные попытки «возродить» философию Д. Характе­ризуя роль Д. в совр. итал. мысли, прогрессивный журнал «II contemporaneo» (1955, № 12) указывал, что Д. и Кроче «все еще представляют собой наиболь­шее препятствие для утверждения и развития в Италии современной передовой культуры...».

Соч.: Sommario di pedagogia come scienza filosofica, v. 1—2, 5 ed., Firenze, 1934—1942; La filosofia, Mil., 1904—15; II modernismo e i rapporti tra religione e la filosofia, 2 ed., Bari, 1921; La riforma della dialettica hegeliana ed altri scri-tti, 3 ed., Firenze, 1954; I fondaraenti della filosofia del dirit-to, Pisa, 1916; Sistema di logica come teoria del conoscere, v. 1—2, 3 ed., Firenze, 1940—42; Discorsi della religione, Firenze, 1920; Albori della nuova Italia, v. 1—2, Lanciano, 1923; Difesa della filosofia, Lanciano, 1924; Filosofia dell'ar-te, Mil., 1931; Fascismo e cultura, Mil., 1928; La mia religione, Firenze, 1943; Genesi e struttura della societa, 2 ed., Mil., 1954.

Лит.: Чернышев Б., Современный идеолог фашизма, «Под знаменем марксизма.», 1931, Ki—5; С h i о с е h e 11 i E., La filosofia di G. Gentile, 2 ed., Mil., 1925; L a Via V., L'idealismo attnale di G. Gentile, Trani, 1925; M e h 1 i s G., Italienische Philosophie der Gegenwart, В., 1932; L i с i t г а С La storiografia idealistica, Roma, 1925; Cirell CzernaR., Riflessioni sul concetto di societa e di stato nell'ultima fase del pensiero gentiliano, Bologna, 1953; В e 1 1 e z z a V. A., L'esistenzialismo positivo di G. Gentile, Firenze, 1954.

С. Эфиров. Москва.

ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson), Томас (13 аир. 1743— 4 июля 1826) — амер. просветитель, возглавлявший левое крыло бурж. демократов в нац.-освободит, дви­жении против Англии. В 1774 за революц. памфлет против Георга III заочно приговорен в Англии к смерт­ной казни. Автор Деклара­ции независимости (1776). В 1786 был принят предло­женный Д. статут о религ. свободе, лишавший англи­канскую церковь привилегий гос. религии и оказавший влияние на включение в 1787 во вторую конститу­цию США положения об отделении церкви от гос-ва. В 1785 — 89 Д.- посол в Париже, очевидец начала революции и ее сторонник. Будучи в 1790 — 93 гос. се­кретарем в пр-ве Вашинг­тона, проводил политику оказания революц. Фран­ции политич., дипломатич. и продовольств. помощи; в 1793 дал оправдание якобинского террора (см. письмо к В. Шорту в кн.: Th. Jefferson, Selections from his writings, N. Y., 1943, p. 63—65). В Париже Д. —участник кружка вдовы Гельвеция, друг Кабани-са, Кондорсе, Вольнея, Дюпон де Немура. В 1796 Д.— президент Амер. филос. об-ва. Президент США в 1801—09. Установил впервые дипломатич. отношения с Россией. После 1809 занимался просветительской деятельностью, основав в 1819 Виргинский ун-т, независимый от церк. опеки.


На филос. и социологич. взгляды Д. наибольшее влияние оказали Гаррингтон, Локк, Руссо и Мабли, а также англ. философы-материалисты 18 в. Вслед за Толандом, Гартли, Пристли Д. придерживался деизма, критикуя теорию атеистов о вечности Вселен­ной, как не объясняющую наличия в мироздании «плана, совершенного искусства и безграничной силы, наблюдаемой в любом из атомов творения» (Memo­irs, correspondence and private papers of Th. Jeffer­son..., v. 4, p. 371). Понятие «творца», к-рого он считал создателем «всех вещей из материи и движе­ния», Д. часто отождествлял с природой. Однако акт творения не устранял, по его мнению, дальней­шей самостоят, эволюции мира. Мышление, вслед за Пристли, он рассматривал как свойство особой организации материи (там же, р. 340).

Критикуя англ. деистов, Д. требовал свободы ве­рить или не верить и защищал атеистов в их неверии, считая Дидро, Д'Аламбера, Гольбаха людьми, пре­восходящими других в своей морали. Отвергая необ­ходимость религ. санкции морали, Д. относил мо­ральный инстинкт к числу врожденных идей, хотя и критиковал натуралистич. т. зр. Гельвеция на ее происхождение за то, что Гельвеций недооценивал обществ, характер моральных норм (см. письмо к Т. Лоу, в кн.: Complete Jefferson..., N. Y. — Toronto, 1943, p. 1032—34).

В понимании обществ, явлений Д. стоял на пози­циях теории естественного права. Политич. идеалом Д. была демократич. республика мелких землевла­дельцев.

В Декларации независимости Д. утверждал, что все люди созданы равными (перед законом), что правитель­ства учреждаются для обеспечения естеств. и неотъем­лемых прав людей на «жизнь, свободу и стремление к счастью», что источником их власти является со­гласие управляемых. Когда данная форма власти ста­новится гибельной для осуществления этих целей, не только правом народа, но и его обязанностью является создание новой формы власти для своей бе­зопасности и счастья. Этим Д. обосновывал право народа на революцию.

Подобно Руссо, Мабли, Пейну, Д. относил собствен­ность не к числу естеств. и незыблемых прав, а к числу прав гражданских, связывал ее с трудом и рас­сматривал как институт, исторически преходящий. Декларация имела влияние при составлении франц. Декларации прав и па обществ, движение в США в 19 в. за отмену рабства. Революц. потрясения были, по Д., необходимыми периодически (каждые 20 лет).

Амер. революцию Д. считал незавершенной и пред­сказывал неизбежность новых революц. потрясений, французскую—рассматривал как первую главу в исто­рии революции во Франции. Он выдвигал теорию непре­рывного развития революции по мере распространения просвещения, дающего народу возможность осозна­ния своих прав. «Всеобщее развитие светоча науки,— писал он в 1826,—уже раскрыло перед всеми ту оче­видную истину, что массы человечества не рождены с седлами на спинах, чтобы немногие привилегирован­ные, пришпоривая, управляли ими с помощью за­кона и милостью божьей» (Memoirs..., v. 4, p. 452).

С о ч.: The writings, v. 1—20, Washington, 1903—04; The papers of Thomas Jefferson, v. 1—14, Princeton (New Jersey), 1950—58 (изд. продолжается); The Declaration of independence; the evolution of the text..., Princeton, Pa-Oxf., 1945; The cor­respondence of Jefferson and Du Pont de Nemours..., by G. Chinard, Bait. — Md.— P., 1931; в кн.: Montesquieu Ch., Pensees choisies tirees du Common-Place Book de Thomas Jefferson par G. Chinard, P., 1925; Volney et l'Amerique d'apres des documents inedits et sa correspondance avec Jefferson [by G. Chinard], Baltimore, 1924; Jefferson et les ideologues d'apres sa correspondance inedite avec Destutt de Tracy, Cabanis, J.-B. Say et Auguste Comte.par G. Chinard, P., 1925.

Лит.: История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 450—51; История философии, т. 1,М., 1957, с. 608—12; Мижусв


ДЖОЕЕРТИ - ДЖОУД 473


П. Г., Великий раскол англо-саксонской расы, СПБ, 1901;
его же, Литературные факторы американский революции,
«Русское богатство», 1900, № 5—8; Захарова М., О ге­
незисе идей Томаса Джефферсона, «Вопр. истории», 1948, № 3;
Ф ос тер У. 3., Очерк политической истории Америки,
пер. с англ., 2 изд., М., 1955; Громаков Б. С, Госу­
дарственно-правовые взгляды Томаса Джефферсона, «Совет­
ское гос-во и право», 1957, № 9; Vossler О., Die amerika-
nischen Revolutionsideale in ihrem Verhaltnis zu den eurooai-
schen. Untersucht an Thomas Jefferson, Munch., 1929; The
living thoughts of Thomas Jefferson. Presented by John Dewey,
[N. Y.. 19 57]. M. Захарова. Москва.

ДЖОБЕРТИ (Gioberli), Винченцо (5 апр. 1801 — 26 окт. 1852)— итал. философ-идеалист, священник. Проф. теологии и философии в Туринском ун-те (1825—33). Примыкал в молодости к революц. рес­публиканской орг-ции Мадзини, позже перешел к право-либеральному крылу нац.-освободит, движения. В своих соч. «Теория сверхъестественного» («Тео-rica del sovrannaturale», 1838), «Введение в изучение философии» («Introduzione alio studio della filosofia», 1839—49), «О философских заблуждениях Антонио Розмини» («Degli errori filosofici di Antonio Kosmini», t. 1—3, 1841), «Протология» («Protologia», изд. 1857, посмертно) пытался синтезировать платоновский идеализм с гегелевской системой. Осн. категориями философии Д. являются «Сущее» (всеобщая идея, демиург, бог), обладающее волей к творению, и «су­ществование», т. е., реализация идеи в отд. лично­стях, составляющих «человеческий род». Д. пытался показать диалектику единого («бытия») и множествен­ного («существования»), но концепция противоречия у него метафизична, формальна; он подменял пре­одоление противоречий их примирением.

Д. пытался философски обосновать реакц. учение католич. церкви «о равенстве всех людей во Христе», как единственно возможном пути к преодолению об­ществ, противоречий. Обществ, развитие Д. рас­сматривал как процесс духовного совершенствования человечества под руководством католич. церкви. Пап­ство широко пропагандировало идеи Д.

Влияние Д. сказалось в нек-рой степени на фило­софии Джентиле и Кроне, но в особенности на одной из наиболее влиятельных разновидностей ре-лиг, философии совр. Италии — т. н. католическом спиритуализме (Шакка, Карлитш, Гуццо и др.). Реакц. сущность философии Д. раскрыл А. Грамши в своих «Тюремных тетрадях» («Избр. произв.», т. 3, М., 1959; см. Именной указатель).

Соч.; Opere complete, Bd i—35, Neapel, 1877.
Лит.: История философии, т. 3, [М.], 1943, с.490 — 93;
Э р н В., Философия Джоберти, М., 1916; G a r z i l i
N., Saggio filosofico sulle attinenze ontologiche della for-
mola ideale c6i pivi rilevanti problemi della filosofia secon-
do Gioberti, Palermo, 1847; Spa vent а В., La filosofia
di Gioberti, Napoli, 1863; Mace hi M., Le contraddizio-
ni di V. Gioberti, Palermo, 1901; Z bin den H., Die poli-
tischen Ideen des V. Gioberti, Bern, 1920; Bruers A.,
V. Gioberti (Guida Bibliografica), Roma, 1924; S a i 11 a G.,
II pensiero di Vincenzo Gioberti. 2 ed., Firenze, 1927; S t e-
fanini L., Vincenzo Gioberti; vita e pensiero, Milano,
1947. 3. Мелещенко. Ленинград.

ДЖОНС (Jones), Эрнест Чарлз (25 янв. 1819 — 26 янв. 1869) — деятель англ. рабочего движения, один из вождей левого крыла чартизма, проле­тарский поэт и публицист. Аристократ по про­исхождению, адвокат по профессии. Один из ре­дакторов гл. органа чартистов «Northern Star» (1846—51) и руководителей междунар. демократич. общества «Братские демократы». Издавал журнал «Notes to the People» (1851 — 52) и газ. «People's Paper» (1852—58), в к-рых сотрудничали Маркс и Эн­гельс, познакомившиеся с Д. в 1847.

Под влиянием Маркса и Энгельса Д. в нач. 50-х гг. настойчиво выступал за необходимость объеди­нения политич. борьбы пролетариата (борьба за хар­тию) с требованием социальных преобразований (национализация земли, отмена частной собствен­ности на орудия труда, отделение церкви от гос-ва,


обязательное бесплатное обучение, сокращение налогов, демократизация армии и т. д.). По иници­ативе Д. в 1854 был созван в Манчестере Рабочий парламент, избравший Маркса почетным членом. Для этого времени Маркс считал Д. «наиболее ода­ренным, последовательным и энергичным предста­вителем чартизма» (Маркс К. и Энгельс Ф,,, Соч., 2 изд., т. 8, с. 364) и включал обширные выдерж­ки из выступлений и статей Д. в свои работы. Энгельс,, оценивая его деятельность в целом, писал, что Д. «был среди политиков единственным образован-н ы м англичанином, стоявшим au fond [по сущест­ву] вполне на нашей стороне» (Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 24, 1931, с. 160). После того как Д. в конце 50-х гг. пошел на блок с бурж. партиями, Маркс и Энгельс порвали с ним, возобновив отноше­ния лишь в 1864, когда Д. вступил в 1-й Интерна­ционал.

Д.— автор ряда художеств, произведений. В стихо­творениях, поэмах, повестях, статьях, написанных в период расцвета чартистского движения, Д. высту­пал с позиций пролетариата [стихотворения «Наша судьба», «Марш свободы», «Песнь батраков», «Узник — рабам», «Песнь низших классов», поэма «Новый мир» («The new world», 1851, известная в изд. 1857 под на­званием «Восстание Индостана»— «The Revolt of Hin-dostan, or the new world»); созданная в тюрьме, эта поэма кончается предсказанием победы пролета­риата]. Лит. статьи Д., опубликованные в журнале «Рабочий», ставили вопрос о создании новой, проле­тарской поэзии. Поэзия должна служить народу — таков осн. принцип реалистич. эстетики Д. В конце 50-х гг. революц. призывы сменились в творчестве Д. мотивами примирения, пессимизма, обращением к темам далекого прошлого.

Лит.: Маркс К., Чартисты, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М., 1957; Маркс К.,. Русская политика по отношению к Турции.— Рабочее движе­ние в Англии, там же, т. 9, М., 1957; Маркс К., Рабочий парламент, там же, т. 10, М., 1958; М а р к с К. и Энгельс Ф., Переписка, Соч., т. 21—27,М.—Л.,1929—35 (см. Указатель имен); Чернышевский Н. Г., Поля. собр. соч., т. 6, М., 1949, с. 90; Шлют ер Г., Чартистское движение, пер. с нем., М., [1925]; Шиллер Ф. П., Очерки по исто­рии чартистской поэзии,М.—Л., 1933; L е а г у F., The life of Ernest Jones, L., 1887; Wakefield А. В., Ernest Jones, the people's friend, Halifax, 1887; D a v i e s D. P., A short sketch of the life and labours of Ernest Jones, chartist, barrister and poet..., Liv., 1897; Howell G., Ernest Jones, the chartist, poet and orator, patriot and politician, «The New­castle Weekly Chronicle», 1898, с 1 янв. по 8 окт.; S a v i 1 1 е-J., Ernest Jones: chartist, L., 1952. Ю. Газиев. Москва. ДЖОРДЖАДЗЕ, Арчил (1872—1913) — груз. бурж. публицист, один из основоположников национали-стич. партии груз, федералистов, сторонник теории «общей почвы» — о примирении противоположных классовых интересов. В философии, опираясь на идеа­лизм Канта, критиковал материализм, осо­бенно диалектический, выступал против учения о познаваемости сущности вещей, называя его «мета­физикой». Груз, марксисты (И. В. Сталин, Ф. Ма-харадзе, А. Цулукидзе) вели непримиримую борьбу против Д.

С О Ч.: % ст. сч $ о d п, о., соЬЪ^с^дс^сп;, ^g. 1—4, федос^п-Ьо, 1911.

Лит.: Сталин И. В., Как понимает социал-демокра­тия национальный вопрос?, Соч., т. 1; Цулукидзе А., Из истории экономической науки, Соч., Тб., 1945; его же, Мечта и действительность, там же.

Лит..' Sjbcj^udQ eg., Ь^^осто ЬЬз^сроЬЬз^э Ь^б^ЬЪп,, соЬЪ^^зо^сэто jcog&^jQ^o, (Ъ- 1* сп&ог^>о1о, 1924.

З^Ьйсчоап en., obAmna^ir'o doAnfooor^ouoo, cnbfb"T]r™"i-
2>dcJo, (*). 6, co&oc^obo, 1929. О. Вакурадзе. Тбилиси.

ДЖОУД (Joad), Сирил Эдвин Митчинсоп (12 авг. 1891—9 апр. 1953) — англ. бурж. философ. Вначале— сторонник неореализма, затем под влиянием Мей-нота и Гуссерля разрабатывал идеалистич. «теорию объектов» («Очерки философии здравого рассудка»—


474 ДЖУНУСОВ — ДИАЛЕКТИКА


«Essays in common-sense philosophy», 1919, nepe-изд. 1933), согласно к-рой объекты познания делят­ся па чувственные данные (ощущения), независимые от их познания физич. объекты — «вещи» здравого смыс­ла и науч. объекты, представляющие собой мысли­мые вещи. В конце 20-х гг. Д. под влиянием Бергсона становится сторонником «творческой эволюции» и ви­тализма («Философские аспекты современной науки» — «Philosophical aspects of modern science», 1932). В 50-х гг. он окончательно переходит на религ. позиции.

С о ч.: Mind and matter, L., 1925; The meaning of life..., L., 1928; Matter, life and value, L., 1929; Guide to modern thought, L., 1942; Philosophy, L.. 1944; Philosophy for our times. L., 1940; The future of morals. L., 1946; God and evil, L., 1949; Recovery of belief, L., 1952; Critique of logical posi­tivism. Chi., 1950.

Лит.: М e t z R., A hundred years of British philosophy, N. Y., 1938; Paul L. A., English philosophers, L., 1953.

А. Богомолов. Москва. ДЖУНУСОВ, Масхуд Садыкович (р. 18 февр. 1919) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1957). Член КПСС с 1943. Окончил биологич. ф-т Киргизского гос. пед. ин-та (1940). Занимается преи­мущественно исследованием особенностей социали-стич. революции и построения социализма в ранее отсталых странах и изучением опыта разрешения нац. вопроса в республиках Ср. Азии. Зав. кафедрой фи­лософии Кирг. гос. ун-та (с 1951).

Соч.: К вопросу о формировании киргизской социали­стической нации, Фрунзе, 1952; Коммунистическая партия Со­ветского Союза — вдохновитель и организатор дружбы на­родов. Фрунзе, 1956; К вопросу об историческом опыте мир­ного развития социалистической революции. «Уч. зап. Кафедр обществ, наук Кирг. ун-та», Фрунзе, 1957, вып. 1; О некапиталистическом пути развития киргизского народа к социализму, Фрунзе, 1958; Об историческом опыте строи­тельства социализма в ранее отсталых странах, М., 1958.

ДЖУРИЧ (БуриЬ), Драгиша (1871 — апрель 1941) — сербский философ. По окончании Великой школы в Белграде (1895) учился на юридич. фак-те Петерб. ун-та; участвовал в студенч. движении. Был одним из основателей и руководителей сербской с.-д. партии. После Великой Окт. социалистич. революции 1917 перешел в лагерь правых социалистов. В 1903—41 — профессор истории философии и этики в Белграде.

Филос. взгляды Д. сформировались под влиянием позитивизма Спенсера и Лааса, а также под влиянием Геккеля. В докторской дисс. «Теория познания Эрнста Лааса» («Die Erkenntnis-Theorie desE. Laas», 1903) Д., пытаясь дать свою трактовку причинно-генетич. отношения человека и среды, стремился примирить позитивизм с историч. материализмом. Он ставил задачу «осуществить натурализацию социальных явле­ний», рассматривая все процессы природы, общества и мышления как «каузально- генетические феноменаль­ные процессы» (см. «Проблем марксизма», «Живот», 1903). Непонимание Д. того, что нет историч. материа­лизма без диалоктич. материализма имело следствием вульгаризацию им историч. материализма, сведение его к натурфилософии и отрицание диалектич. мате­риализма.

Соч.: Проблем субъекта и объекта, Београд, 1912; Филозо-фи]а HCTopnje филозофще, Београд, 1925; Филозофща фено­мена сад, Београд, 1925; Праизвор филозофще, (s. 1], 1928.

ДИАКОСМОС (oioixoaj-to;, букв.— устройство) — тер­мин у антич. атомистов, обозначающий понятие «миро­вой строй», «мировой порядок»; «Великий диакосмос» ('> (j-i-pc- Д'.ахоаиос) и «Малый диакосмос» (6 одхрос; Atixoifio-) — заглавия двух гл. произведений, написан­ных, по-видимому, первое Левкиппом, второе — Демокритом, не сохранившихся до нашего времени. В результате исследования фрагментов Левкиппа и Демокрита и свидетельств более поздних авторов пред­полагается, что в «Великом диакосмосе» излагались общие проблемы мироздания с позиций атомистич. материализма, а в «Малом диакосмосе» впервые была дана всеобщая теория естеств. развития приро­ды и человека.


ДИАЛЕКТИКА [греч. Э^Хех-пхт) (техчт,) — искусство вести беседу, от о1аХгуо|дл1 — веду беседу, рассуждаю] — теория и метод познания действительности, наука о наи­более общих законах развития природы, общества и мы­шления. Термин «Д.» в истории философии употреблял­ся в различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкно­вения противоположных мнений, способ ведения уче­ной беседы, ведущий к истинным определениям по­нятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логич. метод, с помо­щью к-рого на основе анализа и синтеза понятий про­исходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину «Д.» дуриой оттенок, называя Д. иск-во представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегар-цы Д. называли иск-во спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в философии Аристотеля — способ до­казательства, когда исходят из положений, получен­ных от других, и достоверность к-рых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподик­тические, пригодные для науч. доказательства, диа­лектические, применяемые в споро, и эристические. В диалектич. доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектич. умозаключения только случайно. Эристич. умоза­ключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, к-рые имеют только кажущуюся ве­роятность (Топика, II, 100 а 27). В ср.-век. филосо­фии термин «Д.» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл Д. особое учение о сущем, Абеляр — иск-во различения истины и лжи (Dial., p. 435),термин «Д.» употреблялся в значении «логика», а иногда под Д. подразумевали иск-во дис-кутирования.

В философии Канта диалектикой паз. логика види­мости, к-рая не приводит к истине. Когда общая ло­гика из канона превращается в органон для созида­ния утверждений, претендующих на объективность, она становится Д. (см. Кант, Критика чистого ра­зума, П., 1915, с. 66). По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания, проти­воположный метафизике. Метафизич., или догма­там., философия основывается на рассудочном позна­нии явлений, когда фиксируются отд. свойства пред­мета независимо друг от друга. Догматическая фило­софия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догма­тизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (см. Гегель, Соч.,т. 1, М.—Л., 1929, с.70—71).Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противополож­ных определений. Д.— метод познания, посредством к-рого постигается с высшей т. зр. единство противо­речий. Идеалистич. концепция Д. у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

В марксистской философии термин «Д.» употреб­ляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марк­систская Д. исходит из признания постоянного стано­вления, развития явлений материального мира. Разви­тие —это не просто движение, под к-рьгм разумеется любое изменение, а такое движение, конечным резуль­татом к-рого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхожде-


ДИАЛЕКТИКА 475


ние носит сложный характер. Вскрыть объек­тивные законы становления, развития различных 'форм и видов материи — задача Д. как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории форми­рования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей как источнике развития.

Диалектика в истории домарксистской философии. Научный диалектич. взгляд на мир подготовлялся в течение длит, развития философии и берет начало с возникновения философии. Элементы стихийной Д. содержатся еще в философии Древнего Востока и особенно Индии и Китая. Так, согласно философии даосизма, в миро не существует ничего постоянного: одни вещи уходят, другие приходят, одни расцве­тают, другие увядают, одни появляются, другие разрушаются. Явления, достигнув определ. степени зрелости, превращаются в свою противоположность. В книге «Дао дэ цзнн» (§ XXII) мысль о переходе в свою противоположность выражена следующими словами: «Неполное становится полным, кривое— прямым, пустое становится наполненным, ветхое сменяется новым».

Стихийная Д., основывающаяся на первонач. на­блюдении, в наиболее ясной и полной форме была вы­ражена в Древней Греции в философии Гераклита, согласно к-рому все существует и в то же время не •существует, все течет, находится в постоянном про­цессе возникновения и исчезновения. Гераклит стре­мился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Об этом свидетельствует следую­щий фрагмент из его высказываний: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это» (Плутарх consad Apoll. 10 p. 106E, рус. пер. см. «Материалисты Древней Греции», М., 1955, с. 49).

Ряд диалектич. проблем поставил др.-греч. философ.Зенон из Элей, Д. к-рого отличается от стихийной диа­лектики Гераклита. Аристотель называл Зенона «изо­бретателем диалектики». Путем ряда аргументов (см. Апория) Зенон показал, что понятие движения содер­жит противоречия: конечного и бесконечного, прерыв­ного и непрерывного, и поставил проблему выражения движения в логике понятий. Но, обнаружив противо­речие в движении, Зенон объявил само движение не действительным, а только кажущимся, ибо считал, что там, где есть противоречия, там нет истины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...