Гроций - грузинская философия 40? 17 глава
возносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику..., и... преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 327). В понимании общества Д. придерживался субъек-тивно-идеалистич. взглядов, отвергал объективные закономерности обществ, развития, защищал теорию «героев и толпы». Ход истории, по его мнению, целиком зависит от воли и инициативы «великих люден», «высших умов», к-рые руководят народом — косной и инертной массой, неспособной к самостоят, исто-рич. творчеству. По соц.-политич. взглядам Д. был типичным идеологом либеральной буржуазии, ревностно защищал незыблемостг основ капиталистич. строя и вместе с тем выступал против крайней милитаристской политики США (напр., против амер.-исп. войны 1898). Взгляды Д. оказали решающее влияние на разви-. тие прагматизма и во многом стимулировали возникновение неореализма, бихевиоризма, критического реализма и совр. феноменологизма. Взгляды Д. на религию разделяются многими совр. бурж. теологами. Соч.: The principles of psychology, v. 1—2, N. Y., [1931J; The will to believe..., L.-N. Y., 1937; Human immortality, Boston —N. Y., 1898; The varieties of religious experience, N. Y.—L., 1902; Pragmatism, L., 1907; A pluralistic universe, N. Y., 1909; Talks to teachers on psychology..., N.Y., [1938]; The meaning of truth..., N. Y., 1909; Memories and studies, N. Y., 1911; Some problems of philosophy, N. Y., 1911; Essays in radical empirism, N. Y., 1912; Letters, ed. by his son Henry James, v. 1 — 2, Boston, [1920]. Соч. в рус.пер.—Научные основы психологии, СПБ, 1902; Зависимость веры от воли, СПБ, 1904; О человеческом бессмертии, М., 1901; Многообразие религиозного опыта, М., 1910; Прагматизм, СПБ, 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения, М.,1911; Существует ли сознание?, в сб.: Новые идеи в философии, М., 1913, кн. 4; Возможно ли сообщаться с умершими?, М., 1911; Ответ В. Джемса, в кн.: Эбер М., Прагматизм, СПБ, 1911.
Лит.: Асмус В., Алогизм Уильяма Джемса, «Под знаменем марксизма», 1927, № 7—8; Уэллс Г., Прагматизм— философия империализма, М., 1955; Мельвиль Ю. К., Американский прагматизм, М., 1957, с. 26—60; К о т-ляревский П. С, Джемс как религиозный мыслитель М., 1940; Б утр у Э., Вильям Джемс и религиозный опыт М., 1908; Knox H. V., The philosophy of William James, N. Y., 1914; [K a 1 1 e n H. M.], Philosophy of William James, drawn from his own works. With an introduction by H. M. Kallen, N. Y., 1925; Perry R. В., The thought and character of William James, v. 1—2, Camb., 1948; In Commemoration of William James, 1842—1942, N. Y., 1942; Morris L., William James. The message of modern mind, N. Y.— L., 1950; Roback A. A., William James, Camb. (Mass.), 1942. См. также лит. к ст. Прагматизм. Л. Митрохин. Москва. ДЖЕНТИЛЕ (Gentile), Джованни (30 мая 1875 — 15 апр. 1944) — итал. философ-неогегельянец. Первоначально вместе с Кроне был идеологом итал. бурж. либерализма. Впоследствии примкнул к фашизму; нек-рое время был министром просвещения в пр-ве Муссолини. Филос. система Д., т. н. «актуализм», была одним из субъективно-идеалистич. вариантов неогегельянства. Предприняв «реформу» гегелевской диалектики, Д. устранил из учения Гегеля природу и объективную идею. Реальность он отождествлял с актом мышления субъекта, с «мыслью мыслящей» (реп-siero pensante), т. е. с мыслью как процессом. «Недостатком гегелевской философии,— писал Д.,—было то, что она полагала прежде Я — то, что его предполагает... Не следует более выводить мысль из природы и природу из идеи, но природу и идею из мысли. Из актуальной мысли, разумеется, а не из находящейся где-то и абстрактно определяемой: из мысли абсолютно нашей, в которой реализуется Я» («Teoria generate delle spirito come atto puro», Fi-renze, 1944, p. 230). Согласно Д., только «мысль мыслящая» является сферой диалектики. Природа и материя — абстракции. Они — не что иное, как прошлая мысль («мысль помысленная» — pensiero pensato), 472 ДЖЕФФЕРСОН
«исчерпанный и окаменевший» логич. процесс. Природа и материя не существуют вне «мысли мыслящей», но, будучи едины с ней, они в то же время отличны, как мертвый, не творческий элемент, к к-рому не приложима диалектика, а только формальная логика. Социально-политич. концепции Д. послужили одной из основ фашистской идеологии. Их центр, момент — обоготворение фашистского гос-ва как высшей формы духовной деятельности. Реакц. учение Д. с его волюнтаризмом, обоготворением активного духа субъекта и гос-ва занимало центр, место в философии итал. фашизма. После крушения фашизма и смерти Д. оно утратило самостоят, значение, но оказало большое влияние на нек-рых представителей «христианского спиритуализма». В последние годы в итал. бурж. философии предпринимаются активные попытки «возродить» философию Д. Характеризуя роль Д. в совр. итал. мысли, прогрессивный журнал «II contemporaneo» (1955, № 12) указывал, что Д. и Кроче «все еще представляют собой наибольшее препятствие для утверждения и развития в Италии современной передовой культуры...». Соч.: Sommario di pedagogia come scienza filosofica, v. 1—2, 5 ed., Firenze, 1934—1942; La filosofia, Mil., 1904—15; II modernismo e i rapporti tra religione e la filosofia, 2 ed., Bari, 1921; La riforma della dialettica hegeliana ed altri scri-tti, 3 ed., Firenze, 1954; I fondaraenti della filosofia del dirit-to, Pisa, 1916; Sistema di logica come teoria del conoscere, v. 1—2, 3 ed., Firenze, 1940—42; Discorsi della religione, Firenze, 1920; Albori della nuova Italia, v. 1—2, Lanciano, 1923; Difesa della filosofia, Lanciano, 1924; Filosofia dell'ar-te, Mil., 1931; Fascismo e cultura, Mil., 1928; La mia religione, Firenze, 1943; Genesi e struttura della societa, 2 ed., Mil., 1954. Лит.: Чернышев Б., Современный идеолог фашизма, «Под знаменем марксизма.», 1931, Ki—5; С h i о с е h e 11 i E., La filosofia di G. Gentile, 2 ed., Mil., 1925; L a Via V., L'idealismo attnale di G. Gentile, Trani, 1925; M e h 1 i s G., Italienische Philosophie der Gegenwart, В., 1932; L i с i t г а С La storiografia idealistica, Roma, 1925; Cirell CzernaR., Riflessioni sul concetto di societa e di stato nell'ultima fase del pensiero gentiliano, Bologna, 1953; В e 1 1 e z z a V. A., L'esistenzialismo positivo di G. Gentile, Firenze, 1954. С. Эфиров. Москва. ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson), Томас (13 аир. 1743— 4 июля 1826) — амер. просветитель, возглавлявший левое крыло бурж. демократов в нац.-освободит, движении против Англии. В 1774 за революц. памфлет против Георга III заочно приговорен в Англии к смертной казни. Автор Декларации независимости (1776). В 1786 был принят предложенный Д. статут о религ. свободе, лишавший англиканскую церковь привилегий гос. религии и оказавший влияние на включение в 1787 во вторую конституцию США положения об отделении церкви от гос-ва. В 1785 — 89 Д.- посол в Париже, очевидец начала революции и ее сторонник. Будучи в 1790 — 93 гос. секретарем в пр-ве Вашингтона, проводил политику оказания революц. Франции политич., дипломатич. и продовольств. помощи; в 1793 дал оправдание якобинского террора (см. письмо к В. Шорту в кн.: Th. Jefferson, Selections from his writings, N. Y., 1943, p. 63—65). В Париже Д. —участник кружка вдовы Гельвеция, друг Кабани-са, Кондорсе, Вольнея, Дюпон де Немура. В 1796 Д.— президент Амер. филос. об-ва. Президент США в 1801—09. Установил впервые дипломатич. отношения с Россией. После 1809 занимался просветительской деятельностью, основав в 1819 Виргинский ун-т, независимый от церк. опеки.
На филос. и социологич. взгляды Д. наибольшее влияние оказали Гаррингтон, Локк, Руссо и Мабли, а также англ. философы-материалисты 18 в. Вслед за Толандом, Гартли, Пристли Д. придерживался деизма, критикуя теорию атеистов о вечности Вселенной, как не объясняющую наличия в мироздании «плана, совершенного искусства и безграничной силы, наблюдаемой в любом из атомов творения» (Memoirs, correspondence and private papers of Th. Jefferson..., v. 4, p. 371). Понятие «творца», к-рого он считал создателем «всех вещей из материи и движения», Д. часто отождествлял с природой. Однако акт творения не устранял, по его мнению, дальнейшей самостоят, эволюции мира. Мышление, вслед за Пристли, он рассматривал как свойство особой организации материи (там же, р. 340). Критикуя англ. деистов, Д. требовал свободы верить или не верить и защищал атеистов в их неверии, считая Дидро, Д'Аламбера, Гольбаха людьми, превосходящими других в своей морали. Отвергая необходимость религ. санкции морали, Д. относил моральный инстинкт к числу врожденных идей, хотя и критиковал натуралистич. т. зр. Гельвеция на ее происхождение за то, что Гельвеций недооценивал обществ, характер моральных норм (см. письмо к Т. Лоу, в кн.: Complete Jefferson..., N. Y. — Toronto, 1943, p. 1032—34). В понимании обществ, явлений Д. стоял на позициях теории естественного права. Политич. идеалом Д. была демократич. республика мелких землевладельцев.
В Декларации независимости Д. утверждал, что все люди созданы равными (перед законом), что правительства учреждаются для обеспечения естеств. и неотъемлемых прав людей на «жизнь, свободу и стремление к счастью», что источником их власти является согласие управляемых. Когда данная форма власти становится гибельной для осуществления этих целей, не только правом народа, но и его обязанностью является создание новой формы власти для своей безопасности и счастья. Этим Д. обосновывал право народа на революцию. Подобно Руссо, Мабли, Пейну, Д. относил собственность не к числу естеств. и незыблемых прав, а к числу прав гражданских, связывал ее с трудом и рассматривал как институт, исторически преходящий. Декларация имела влияние при составлении франц. Декларации прав и па обществ, движение в США в 19 в. за отмену рабства. Революц. потрясения были, по Д., необходимыми периодически (каждые 20 лет). Амер. революцию Д. считал незавершенной и предсказывал неизбежность новых революц. потрясений, французскую—рассматривал как первую главу в истории революции во Франции. Он выдвигал теорию непрерывного развития революции по мере распространения просвещения, дающего народу возможность осознания своих прав. «Всеобщее развитие светоча науки,— писал он в 1826,—уже раскрыло перед всеми ту очевидную истину, что массы человечества не рождены с седлами на спинах, чтобы немногие привилегированные, пришпоривая, управляли ими с помощью закона и милостью божьей» (Memoirs..., v. 4, p. 452). С о ч.: The writings, v. 1—20, Washington, 1903—04; The papers of Thomas Jefferson, v. 1—14, Princeton (New Jersey), 1950—58 (изд. продолжается); The Declaration of independence; the evolution of the text..., Princeton, Pa-Oxf., 1945; The correspondence of Jefferson and Du Pont de Nemours..., by G. Chinard, Bait. — Md.— P., 1931; в кн.: Montesquieu Ch., Pensees choisies tirees du Common-Place Book de Thomas Jefferson par G. Chinard, P., 1925; Volney et l'Amerique d'apres des documents inedits et sa correspondance avec Jefferson [by G. Chinard], Baltimore, 1924; Jefferson et les ideologues d'apres sa correspondance inedite avec Destutt de Tracy, Cabanis, J.-B. Say et Auguste Comte.par G. Chinard, P., 1925. Лит.: История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 450—51; История философии, т. 1,М., 1957, с. 608—12; Мижусв ДЖОЕЕРТИ - ДЖОУД 473 П. Г., Великий раскол англо-саксонской расы, СПБ, 1901;
ДЖОБЕРТИ (Gioberli), Винченцо (5 апр. 1801 — 26 окт. 1852)— итал. философ-идеалист, священник. Проф. теологии и философии в Туринском ун-те (1825—33). Примыкал в молодости к революц. республиканской орг-ции Мадзини, позже перешел к право-либеральному крылу нац.-освободит, движения. В своих соч. «Теория сверхъестественного» («Тео-rica del sovrannaturale», 1838), «Введение в изучение философии» («Introduzione alio studio della filosofia», 1839—49), «О философских заблуждениях Антонио Розмини» («Degli errori filosofici di Antonio Kosmini», t. 1—3, 1841), «Протология» («Protologia», изд. 1857, посмертно) пытался синтезировать платоновский идеализм с гегелевской системой. Осн. категориями философии Д. являются «Сущее» (всеобщая идея, демиург, бог), обладающее волей к творению, и «существование», т. е., реализация идеи в отд. личностях, составляющих «человеческий род». Д. пытался показать диалектику единого («бытия») и множественного («существования»), но концепция противоречия у него метафизична, формальна; он подменял преодоление противоречий их примирением. Д. пытался философски обосновать реакц. учение католич. церкви «о равенстве всех людей во Христе», как единственно возможном пути к преодолению обществ, противоречий. Обществ, развитие Д. рассматривал как процесс духовного совершенствования человечества под руководством католич. церкви. Папство широко пропагандировало идеи Д. Влияние Д. сказалось в нек-рой степени на философии Джентиле и Кроне, но в особенности на одной из наиболее влиятельных разновидностей ре-лиг, философии совр. Италии — т. н. католическом спиритуализме (Шакка, Карлитш, Гуццо и др.). Реакц. сущность философии Д. раскрыл А. Грамши в своих «Тюремных тетрадях» («Избр. произв.», т. 3, М., 1959; см. Именной указатель). Соч.; Opere complete, Bd i—35, Neapel, 1877. ДЖОНС (Jones), Эрнест Чарлз (25 янв. 1819 — 26 янв. 1869) — деятель англ. рабочего движения, один из вождей левого крыла чартизма, пролетарский поэт и публицист. Аристократ по происхождению, адвокат по профессии. Один из редакторов гл. органа чартистов «Northern Star» (1846—51) и руководителей междунар. демократич. общества «Братские демократы». Издавал журнал «Notes to the People» (1851 — 52) и газ. «People's Paper» (1852—58), в к-рых сотрудничали Маркс и Энгельс, познакомившиеся с Д. в 1847. Под влиянием Маркса и Энгельса Д. в нач. 50-х гг. настойчиво выступал за необходимость объединения политич. борьбы пролетариата (борьба за хартию) с требованием социальных преобразований (национализация земли, отмена частной собственности на орудия труда, отделение церкви от гос-ва, обязательное бесплатное обучение, сокращение налогов, демократизация армии и т. д.). По инициативе Д. в 1854 был созван в Манчестере Рабочий парламент, избравший Маркса почетным членом. Для этого времени Маркс считал Д. «наиболее одаренным, последовательным и энергичным представителем чартизма» (Маркс К. и Энгельс Ф,,, Соч., 2 изд., т. 8, с. 364) и включал обширные выдержки из выступлений и статей Д. в свои работы. Энгельс,, оценивая его деятельность в целом, писал, что Д. «был среди политиков единственным образован-н ы м англичанином, стоявшим au fond [по существу] вполне на нашей стороне» (Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 24, 1931, с. 160). После того как Д. в конце 50-х гг. пошел на блок с бурж. партиями, Маркс и Энгельс порвали с ним, возобновив отношения лишь в 1864, когда Д. вступил в 1-й Интернационал. Д.— автор ряда художеств, произведений. В стихотворениях, поэмах, повестях, статьях, написанных в период расцвета чартистского движения, Д. выступал с позиций пролетариата [стихотворения «Наша судьба», «Марш свободы», «Песнь батраков», «Узник — рабам», «Песнь низших классов», поэма «Новый мир» («The new world», 1851, известная в изд. 1857 под названием «Восстание Индостана»— «The Revolt of Hin-dostan, or the new world»); созданная в тюрьме, эта поэма кончается предсказанием победы пролетариата]. Лит. статьи Д., опубликованные в журнале «Рабочий», ставили вопрос о создании новой, пролетарской поэзии. Поэзия должна служить народу — таков осн. принцип реалистич. эстетики Д. В конце 50-х гг. революц. призывы сменились в творчестве Д. мотивами примирения, пессимизма, обращением к темам далекого прошлого. Лит.: Маркс К., Чартисты, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М., 1957; Маркс К.,. Русская политика по отношению к Турции.— Рабочее движение в Англии, там же, т. 9, М., 1957; Маркс К., Рабочий парламент, там же, т. 10, М., 1958; М а р к с К. и Энгельс Ф., Переписка, Соч., т. 21—27,М.—Л.,1929—35 (см. Указатель имен); Чернышевский Н. Г., Поля. собр. соч., т. 6, М., 1949, с. 90; Шлют ер Г., Чартистское движение, пер. с нем., М., [1925]; Шиллер Ф. П., Очерки по истории чартистской поэзии,М.—Л., 1933; L е а г у F., The life of Ernest Jones, L., 1887; Wakefield А. В., Ernest Jones, the people's friend, Halifax, 1887; D a v i e s D. P., A short sketch of the life and labours of Ernest Jones, chartist, barrister and poet..., Liv., 1897; Howell G., Ernest Jones, the chartist, poet and orator, patriot and politician, «The Newcastle Weekly Chronicle», 1898, с 1 янв. по 8 окт.; S a v i 1 1 е-J., Ernest Jones: chartist, L., 1952. Ю. Газиев. Москва. ДЖОРДЖАДЗЕ, Арчил (1872—1913) — груз. бурж. публицист, один из основоположников национали-стич. партии груз, федералистов, сторонник теории «общей почвы» — о примирении противоположных классовых интересов. В философии, опираясь на идеализм Канта, критиковал материализм, особенно диалектический, выступал против учения о познаваемости сущности вещей, называя его «метафизикой». Груз, марксисты (И. В. Сталин, Ф. Ма-харадзе, А. Цулукидзе) вели непримиримую борьбу против Д. С О Ч.: % ст. сч $ о d п, о., соЬЪ^с^дс^сп;, ^g. 1—4, федос^п-Ьо, 1911. Лит.: Сталин И. В., Как понимает социал-демократия национальный вопрос?, Соч., т. 1; Цулукидзе А., Из истории экономической науки, Соч., Тб., 1945; его же, Мечта и действительность, там же. Лит..' Sjbcj^udQ eg., Ь^^осто ЬЬз^сроЬЬз^э Ь^б^ЬЪп,, соЬЪ^^зо^сэто jcog&^jQ^o, (Ъ- 1* сп&ог^>о1о, 1924. З^Ьйсчоап en., obAmna^ir'o doAnfooor^ouoo, cnbfb"T]r™"i- ДЖОУД (Joad), Сирил Эдвин Митчинсоп (12 авг. 1891—9 апр. 1953) — англ. бурж. философ. Вначале— сторонник неореализма, затем под влиянием Мей-нота и Гуссерля разрабатывал идеалистич. «теорию объектов» («Очерки философии здравого рассудка»— 474 ДЖУНУСОВ — ДИАЛЕКТИКА «Essays in common-sense philosophy», 1919, nepe-изд. 1933), согласно к-рой объекты познания делятся па чувственные данные (ощущения), независимые от их познания физич. объекты — «вещи» здравого смысла и науч. объекты, представляющие собой мыслимые вещи. В конце 20-х гг. Д. под влиянием Бергсона становится сторонником «творческой эволюции» и витализма («Философские аспекты современной науки» — «Philosophical aspects of modern science», 1932). В 50-х гг. он окончательно переходит на религ. позиции. С о ч.: Mind and matter, L., 1925; The meaning of life..., L., 1928; Matter, life and value, L., 1929; Guide to modern thought, L., 1942; Philosophy, L.. 1944; Philosophy for our times. L., 1940; The future of morals. L., 1946; God and evil, L., 1949; Recovery of belief, L., 1952; Critique of logical positivism. Chi., 1950. Лит.: М e t z R., A hundred years of British philosophy, N. Y., 1938; Paul L. A., English philosophers, L., 1953. А. Богомолов. Москва. ДЖУНУСОВ, Масхуд Садыкович (р. 18 февр. 1919) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1957). Член КПСС с 1943. Окончил биологич. ф-т Киргизского гос. пед. ин-та (1940). Занимается преимущественно исследованием особенностей социали-стич. революции и построения социализма в ранее отсталых странах и изучением опыта разрешения нац. вопроса в республиках Ср. Азии. Зав. кафедрой философии Кирг. гос. ун-та (с 1951). Соч.: К вопросу о формировании киргизской социалистической нации, Фрунзе, 1952; Коммунистическая партия Советского Союза — вдохновитель и организатор дружбы народов. Фрунзе, 1956; К вопросу об историческом опыте мирного развития социалистической революции. «Уч. зап. Кафедр обществ, наук Кирг. ун-та», Фрунзе, 1957, вып. 1; О некапиталистическом пути развития киргизского народа к социализму, Фрунзе, 1958; Об историческом опыте строительства социализма в ранее отсталых странах, М., 1958. ДЖУРИЧ (БуриЬ), Драгиша (1871 — апрель 1941) — сербский философ. По окончании Великой школы в Белграде (1895) учился на юридич. фак-те Петерб. ун-та; участвовал в студенч. движении. Был одним из основателей и руководителей сербской с.-д. партии. После Великой Окт. социалистич. революции 1917 перешел в лагерь правых социалистов. В 1903—41 — профессор истории философии и этики в Белграде. Филос. взгляды Д. сформировались под влиянием позитивизма Спенсера и Лааса, а также под влиянием Геккеля. В докторской дисс. «Теория познания Эрнста Лааса» («Die Erkenntnis-Theorie desE. Laas», 1903) Д., пытаясь дать свою трактовку причинно-генетич. отношения человека и среды, стремился примирить позитивизм с историч. материализмом. Он ставил задачу «осуществить натурализацию социальных явлений», рассматривая все процессы природы, общества и мышления как «каузально- генетические феноменальные процессы» (см. «Проблем марксизма», «Живот», 1903). Непонимание Д. того, что нет историч. материализма без диалоктич. материализма имело следствием вульгаризацию им историч. материализма, сведение его к натурфилософии и отрицание диалектич. материализма. Соч.: Проблем субъекта и объекта, Београд, 1912; Филозо-фи]а HCTopnje филозофще, Београд, 1925; Филозофща феномена сад, Београд, 1925; Праизвор филозофще, (s. 1], 1928. ДИАКОСМОС (oioixoaj-to;, букв.— устройство) — термин у антич. атомистов, обозначающий понятие «мировой строй», «мировой порядок»; «Великий диакосмос» ('> (j-i-pc- Д'.ахоаиос) и «Малый диакосмос» (6 одхрос; Atixoifio-) — заглавия двух гл. произведений, написанных, по-видимому, первое Левкиппом, второе — Демокритом, не сохранившихся до нашего времени. В результате исследования фрагментов Левкиппа и Демокрита и свидетельств более поздних авторов предполагается, что в «Великом диакосмосе» излагались общие проблемы мироздания с позиций атомистич. материализма, а в «Малом диакосмосе» впервые была дана всеобщая теория естеств. развития природы и человека. ДИАЛЕКТИКА [греч. Э^Хех-пхт) (техчт,) — искусство вести беседу, от о1аХгуо|дл1 — веду беседу, рассуждаю] — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употреблялся в различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логич. метод, с помощью к-рого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину «Д.» дуриой оттенок, называя Д. иск-во представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегар-цы Д. называли иск-во спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность к-рых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споро, и эристические. В диалектич. доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектич. умозаключения только случайно. Эристич. умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, к-рые имеют только кажущуюся вероятность (Топика, II, 100 а 27). В ср.-век. философии термин «Д.» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл Д. особое учение о сущем, Абеляр — иск-во различения истины и лжи (Dial., p. 435),термин «Д.» употреблялся в значении «логика», а иногда под Д. подразумевали иск-во дис-кутирования. В философии Канта диалектикой паз. логика видимости, к-рая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится Д. (см. Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66). По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизич., или догматам., философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (см. Гегель, Соч.,т. 1, М.—Л., 1929, с.70—71).Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Д.— метод познания, посредством к-рого постигается с высшей т. зр. единство противоречий. Идеалистич. концепция Д. у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка. В марксистской философии термин «Д.» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие —это не просто движение, под к-рьгм разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом к-рого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхожде- ДИАЛЕКТИКА 475 ние носит сложный характер. Вскрыть объективные законы становления, развития различных 'форм и видов материи — задача Д. как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей как источнике развития. Диалектика в истории домарксистской философии. Научный диалектич. взгляд на мир подготовлялся в течение длит, развития философии и берет начало с возникновения философии. Элементы стихийной Д. содержатся еще в философии Древнего Востока и особенно Индии и Китая. Так, согласно философии даосизма, в миро не существует ничего постоянного: одни вещи уходят, другие приходят, одни расцветают, другие увядают, одни появляются, другие разрушаются. Явления, достигнув определ. степени зрелости, превращаются в свою противоположность. В книге «Дао дэ цзнн» (§ XXII) мысль о переходе в свою противоположность выражена следующими словами: «Неполное становится полным, кривое— прямым, пустое становится наполненным, ветхое сменяется новым». Стихийная Д., основывающаяся на первонач. наблюдении, в наиболее ясной и полной форме была выражена в Древней Греции в философии Гераклита, согласно к-рому все существует и в то же время не •существует, все течет, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Об этом свидетельствует следующий фрагмент из его высказываний: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это» (Плутарх consad Apoll. 10 p. 106E, рус. пер. см. «Материалисты Древней Греции», М., 1955, с. 49). Ряд диалектич. проблем поставил др.-греч. философ.Зенон из Элей, Д. к-рого отличается от стихийной диалектики Гераклита. Аристотель называл Зенона «изобретателем диалектики». Путем ряда аргументов (см. Апория) Зенон показал, что понятие движения содержит противоречия: конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного, и поставил проблему выражения движения в логике понятий. Но, обнаружив противоречие в движении, Зенон объявил само движение не действительным, а только кажущимся, ибо считал, что там, где есть противоречия, там нет истины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|