Гроций - грузинская философия 40? 13 глава
Д. ц. в практике хоз. строительства в СССР проявляется в широких правах союзных республик, местных советов в области планирования и руководства нар. хозяйством на основе общегосударственного плана, в активном участии профсоюзов в разработке и осуществлении текущих и перспективных планов; в непосредственном участии рабочих и служащих в управлении производством через фабзавмест-комы и их комиссии, производств, совещания, общие собрания, производств, конференции и т. д. Всемерному укреплению Д. ц. послужили важнейшие мероприятия КПСС, осуществленные в период после 1953: дальнейшее значит, расширение прав союзных республик и всех местных органов, перестройка управления промышленностью и строительством путем перехода от ведомственного, министерского принципа к управлению по территориальному признаку через совнархозы, реорганизация МТС и дальнейшее развитие колхозного строя, повышение роли профсоюзов в хозяйств, строительстве, усиление активности местных советов и т. д. Д. ц. предполагает не только провозглашение демократич. прав трудящихся, но и создание реальных условий для реализации этих прав, что коренным образом отличает социалистич. демократию от буржуазной. «Это значит,— указывал Ленин, — что каждый представитель массы, каждый гражданин должен быть поставлен в такие условия, чтобы он мог участвовать и в обсуждении законов государства, и в выборе своих представителей, и в проведении государственных законов в жизнь» (Соч., 4 изд., т. 27, с. 185). При этом Ленин предупреждал, что активное участие массы отнюдь не противостоит личной ответственности руководителя: масса должна иметь право выбирать себе ответственных руководителей, сменять их, знать и проверять каждый шаг их деятельности. Процесс коллективного труда требует руководства, ответственности руководителя, строжай-
456 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ-ДЕМОКРАТИЯ шего порядка. На этих ленинских положениях основывается система единоначалия в управлении социа-листич. производством, отвечающая принципу Д. ц. Еще Ф. Энгельс указывал на то, что материальные условия современного производства, комбинированная деятельность людей, усложнение процессов объективно требуют подчинения воли отдельных лиц авторитету руководителя — организатора производственного процесса. Поэтому и после социальной революции известный авторитет и известное подчинение «независимо от какой бы то ни было общественной организации» обязательны (см. Ф. Энгельс, Об авторитете, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. произв., т. 1, 1955, с. 588—91). В социалистам, обществе единоначалие не противоречит демократам, характеру хоз. управления, а, наоборот, на него опирается. Еще в первые годы Советской власти Ленин учил искусству «соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновение м—воле одного лица, советского руководителя, во время труда» (Соч., 4 изд., т. 27, с. 241). Подобно тому как Д. ц. является условием воспитания масс в духе сознательного подчинения общественной дисциплине, выразителем и стражем к-рой призван быть руководитель, точно так же Д. ц. становится школой воспитания руководителей нового типа, ставящих превыше всего интересы масс, интересы народа. В Д. ц. обе его стороны — демократизм и централизм — слитны, неразрывны. Нарушение каждой из сторон Д. ц. чревато извращениями — либо анархистского, анархо-синдикалистского, либо бюрократического толка. «... Надо ясно понять,— писал Ленин,— как далеко отличается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны —от анархизма» (Соч., 4 изд., т. 27, с. 180). Централизм бюрократический игнорирует интересы масс, местные условия, нац. специфику, особенности экономич. уклада, самодеятельность трудящихся; в условиях диктатуры пролетариата бюрократическо-централист-ские вывихи могут привести к игнорированию масс, к грубому администрированию. Такой централизм в корне противоречит социалистич. демократизму и чужд самой природе социалистич. строя. Столь же чужд социалистич. строю и анархизм. «Демократизм» в мелко-буржуазном толковании, исповедуемый современными ревизионистами, прикрываемый демаго-гич. фразой о «рабочей демократии», «рабочем самоуправлении», «производственной демократии» и т. д., вырождается в анархо-синдикализм, со свойственным ему принижением роли партии, социалистич. государства и ущемлением общеклассовых интересов пролетариата. Извращением Д. ц. является ложное понимание местных интересов («местничество»), противопоставление их общегосударственным, общенародным интересам.
Жизненность ленинского принципа Д. ц. в строительстве гос-ва диктатуры пролетариата как в его советской форме, так и в форме народно-демократической власти, полностью подтверждена практикой Советского Союза, а также опытом др. социалистических стран Европы и Азии, руководствующихся марксистско-ленинским учением о пролетарском гос-ве, как главном орудии построения социалистического общества. По мере развития и упрочения социалистич. строя и постепенного перехода от социализма к коммунизму, повышения уровня развития производительных сил, укрепления социалистич. производственных отношений, роста коммунистам, сознательности и твор- ческой активности трудящихся все более расширяется демократам, сторона Д. ц., все большую роль в хоз. управлении занимают массы. Последовательное осуществление принципа Д. ц. в партии стимулирует развертывание и укрепление Д. ц. в гос. и хоз. строительстве, во всей жизни общества. Расширяются функции обществ. организаций трудящихся и соответственно сокращаются функции гос. органов (напр., передача профсоюзам гос. функций в области соц. страхования, инспекции труда, осуществляемая в СССР передача в ведение обществ. организаций ряда гос. функций в области обеспечения обществ. порядка и т. д.). Чем выше уровень коммунистам, зрелости общества, тем шире степень демократизма, тем более функции обществ, управления утрачивают свой политич, характер, тем шире сфера обществ. самоуправления. Но и при коммунизме с его высокоорганизованным содружеством людей труда регулирование производства (его размещение, специализация, кооперирование, транспорт и т. д.), планомерное распределение труда, как и выполнение функций обществ, самоуправления, предполагают наличие разумного централизованного планового начала в масштабах всего общества.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Ком
ДЕМОКРАТИЯ (греч. brjioxpaxla — власть народа, от &7j(j.o«— народ и хратос — власть). Термин «Д.» употребляется: 1) для обозначения народовластия, 2) для характеристики гос-ва, к-рое отличается рядом юридич. признаков (признание воли большинства в качестве источника власти и декларирование свободы и равноправия граждан), 3) как синоним прав и свобод граждан. Однако в каком бы смысле ни определялась Д., она во всех случаях является одной из политич. форм классовой диктатуры, орудием в классовой борьбе. ДЕМОКРАТИЯ 457 Бесчисленное множество наиболее распространенных определений Д., данных бурж. наукой, условно можно подразделить на 3 осн. группы: 1) Д. означает гл. обр. или исключительно форму правления, отличающуюся от др. форм правления своими специфич. признаками; 2) Д. представляет собой не только форму правления, но «философию общества» в смысле идеалов и принципов, движущих и управляющих поведением членов общества; 3) определения Д., включающие в себя в том или ином сочетании элементы определений первых двух групп. Авторы первой группы определений обычно относят к признакам и критериям демократизма гос. устройство, разделение властей, верховенство парламента над пр-вом, независимость судебных органов от исполнит, власти, избират. право и нек-рые др. правовые гарантии, провозглашенные конституциями. Авторы определений, входящих во вторую группу, выдвигают на первый план систему абстрактных этич. идеалов, «моральных предпосылок» (высокие моральные качества деятелей, способность к достижению прогресса и т. п.), регулирующих поведение членов общества, и распространяют демократизм не только на политич., но и на экономич., социальные и культурные взаимоотношения людей. Авторы третьей группы определений считают, что Д. включает правовые и моральные элементы, понимают под Д. «образ жизни» народа.
Идеологи буржуазии и социал-реформисты отождествляют Д. с бурж. парламентаризмом, к-рый на деле является политич. системой, не создающей необходимых условий для активного участия трудящихся в политич. жизни. Марксистская наука рассматривает Д. не как что-то абсолютное и застывшее, постоянное и неизменное. Д. возникла и развивалась под влиянием борьбы классов; изменялись классовая сущность и институты Д., степень ее применения и ее роль в классовой борьбе. Поэтому можно говорить о рабовладельч., феод, и бурж. типах Д. С победой социалистич. революции возник новый, высший тип Д.— социалистич. Д. Д. и диктатура — соотносит, понятия. Гос-во в любой форме и на всех ступенях историч. развития есть политич. орудие диктатуры того или иного класса. Диктатура не обязательно означает уничтожение Д. для класса, осуществляющего ее над другим классом, но обязательно означает уничтожение или ограничение Д. для класса, против к-рого направлена диктатура. Бурж. Д., напр., «выражает на деле иногда диктатуру буржуазии, иногда бессильный реформизм мещанства, подчиняющегося этой диктатуре» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 28, с. 278). Диктатура пролетариата «соединяет насилие против буржуазии, т.е. меньшинства населения, с полным развитием демократии, т. е. действительно равноправного и действительно всеобщего участия всей массы населения во всех государственных делах и во всех сложных вопросах ликвидации капитализма» (Ленин В. И., там же, т. 23, с. 13). В условиях победившего социализма, когда полностью ликвидированы остатки эксплуататорских классов и функция их подавления отмерла, гл. содержание социалистич. Д. как орудия в руках народа по строительству нового общества находит свое полное проявление. Д. и гос-во не тождеств. понятия. Гос-ва могут быть недемократическими и антидемократическими. Таковы, напр., деспотич. монархии в эпоху рабства, абсолютные монархии в период разложения феодализма, фашистские и полуфашистские гос-ва в эпоху общего кризиса капитализма. Д. представляет собой такую разновидность гос-ва (бурж.-демократич. республика, нар.-демократич. республика, совет- ская республика), к-рое характеризуется офиц. признанием принципа подчинения меньшинства большинству (см. В. И. Ленин, там же, т. 25, с. 428). Но Д. не может быть понята в отрыве от сущности и роли гос-ва, она не должна отождествляться с подчинением меньшинства большинству. Признание гос-вом принципа подчинения меньшинства большинству имеет неодинаковый смысл в антагони-стич. обществ.-экономич. формациях и в переходный от капитализма к социализму период. Воля большинства может стать действит. гос. волей лишь при оп-редел. условиях, связанных с характером собственности на средства произ-ва, с классовым составом общества. Для этого необходимо, чтобы осн. орудия и средства произ-ва находились в руках не ничтожного меньшинства членов общества, а в руках большинства или всего народа. В антагонистич. классовых формациях — рабовладельческой, феодальной и капиталистической—господствует частная собственность на орудия и средства произ-ва. Это определяет характер обществ, и гос. строя и служит гл. причиной господства эксплуататорского меньшинства и подчинения ему большинства. Опыт истории свидетельствует о том, что народ не может властвовать, если его экономич. или внеэкономич. принуждением, или одновременно тем и другим методом заставляют работать на эксплуататорское меньшинство. Социалистич. революция, победившая в СССР, а затем в ряде др. стран, превратила осн. орудия и средства произ-ва в обществ, собственность. Благодаря этому стало возможным подлинное народовластие. Д. зависит от форм собственности, от производств, отношений и, в свою очередь, оказывает на них влия ние. «Всякая демократия, как вообще всякая политическая надстройка (неизбежная, пока не завершено уничтожение классов, пока не создалось бесклассовое общество), служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества» (Ленин В. И., там же, т. 32, с. 60). Для действит. господства воли большинства необходимо, чтобы класс, фактически осуществляющий гос. руководство обществом, один (или вместе со своими союзниками) составлял большинство населения страны. Этого условия нет в капиталистич. обществе, как его не было и в предшествующие капитализму эпохи. Это условие возникает в эпоху диктатуры пролетариата. Для действит. выявления и проведения в жизнь воли большинства необходимо, чтобы гос-во провозгласило и гарантировало права и свободы граждан, обеспечивающие осуществление этой волн в законодательстве, управлении и в др. формах проявления гос. власти. Этого условия нет ни в одном классово-антагонистич. обществе. Оно налицо в условиях диктатуры пролетариата. Бурж. гос-во признает принцип подчинения меньшинства большинству и устанавливает те или иные политич. (парламенты, органы местного самоуправления и т. п.) и юридич. институты (политич. свободы граждан, равноправие граждан по закону и перед законом и т. п.) для того, чтобы придать своей классовой воле видимость всенар. воли или воли большинства народа. Всякие заявления бурж. идеологов об абстрактной свободе и равенстве без учета характера производств, отношений, классового состава населения и реального соотношения сил в классовой борьбе являются обманом трудящихся. Бурж. гос-во формальным признанием всеобщей свободы и равенства прикрывает фактич. несвободу и экономич. неравенство громадного большинства членов капиталистич. общества и диктатуру буржуазии. Буржуазия подразделяет права индивида на права человека и гражданина. Индивида, рассматриваемого 458 ДЕМОКРАТИЯ в связи с т. н. гражданским обществом, буржуазия называет человеком, а того же индивида, живущего и действующего в политич. сфере, именует гражданином. Это разделение прав индивида вызвано анта-гонистич. природой капиталистич. общества и характером бурж. гос-ва, к-рое представляет и защищает интересы не общества в целом, а лишь эгоистич. интересы меньшинства его членов—буржуазии. Совр. бурж. политич. деятели и теоретики лицемерно говорят о священности и неприкосновенности прав и свобод человека. Преднамеренно замалчивается то, что целью капиталистич. произ-ва является не удовлетворение материальных и культурных потребностей человека, а извлечение капиталистич. прибыли. Оставляется в тени широко организованный реакцией поход против прав и свобод, завоеванных многолетней борьбой трудящихся. Термином «Д.» империалисты обозначают господство империализма на междунар. арене, направленное против народов, действительно свободных или освобождающихся от социального и колониального рабства. Бурж. Д. в разных странах и на разных историч. стадиях имеет разную степень развития. Свободной конкуренции обычно соответствует Д. в политич. жизни общества, а капиталистич. монополиям—тенденция к политич. реакции по всем линиям. В период монопо-листич. капитализма обостряются классовые противоречия (см. Империализм). Рабочий класс сплачивает все демократич. силы, к-рые противостоят антидемо-кратич. тенденции капитализма. «Та урезанная демократия и то ограниченное социальное обеспечение, которые имеют рабочие при капитализме, были достигнуты и поддерживаются в результате многолетних острых битв» (Ф о с т е р У., Превосходство мирового социализма над мировым капитализмом, см. «В помощь политическому самообразованию», 1958, № 8,с. 66). Буржуазия, видя для себя опасность в развитии Д., пытается свести ее на нет насаждением и использованием фактич. привилегий меньшинства и прежде всего таких, как привилегии богатства, бурж. образования, связей, а также прямым отказом от Д. Рабочий класс не может безразлично относиться к формам господства буржуазии. Борьба за установление, сохранение и расширение Д. в капиталистич. странах имеет огромное значение для хода и исхода всей классовой борьбы трудящихся масс. Исход борьбы в совр. эпоху зависит от соотношения классовых сил в капиталистич. странах, на к-рое существ, влияние оказывают рост могущества мировой социалистич. системы и подъем нац.-освободит, движения. Бурж. Д., будучи великим историч. прогрессом по сравнению с феод, гос-вом, является тем не менее «раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 28, с. 222). Социалистическая революция коренным образом изменяет классовую сущность и содержание Д., переносит центр тяжести с формального признания прав и свобод на фактич. их осуществимость (гарантии Д.) и распространяет демократизм не только на область политич. жизни, но и на все др. сферы обществ, жизни. При капитализме Д. осуществляется исключительно в политич. области и сводится в основном к демократизму выборов в парламенты и органы местного самоуправления. Социалистич. революция устанавливает равноправие всех трудящихся, уничтожает социальный, нац. и расовый гнет, провозглашает право на труд и отдых, свободу совести в смысле свободы вероисповедания и антирелиг. пропаганды, создает условия для свободной деятельности многочисл. обществ, орг-ций трудящихся—партии, профсоюзов и иных добровольных обществ.Все это означает невиданное расширение Д. для трудящихся. При диктатуре пролетариата демократич. права и свободы реальны и гарантированы. Содержание социалистич. Д. характеризуется постоянным и решающим участием широчайших масс населения страны в политич. жизни, в управлении гос-вом, равноправием граждан и их реальной возможностью пользоваться демократич. правами и свободами: свободой слова, печати, митингов и собраний, шествий и демонстраций, активным и пассивным избират. правом, независимо от пола, нац. и расовой принадлежности. Орг-ция и деятельность социалистич. гос-ва, ком-мунистич. партии и др. объединений трудящихся, входящих в систему диктатуры пролетариата, основаны на принципах демократического централизма. Рабочий класс может осуществить свою диктатуру, только опираясь на демократич. представит. учреждения нового, высшего типа. Классики марксизма дали глубокий анализ тех представит, учреждений, к-рые были созданы Парижской Коммуной 1871. Ленин создал учение о Советах, коренную особенность к-рых он видел, в частности, в том, что депутаты совета, т. е. своего рода парламентарии, «должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями» (там же, т. 25,с. 396). •Необходимым признаком и обязат. условием социалистич. Д. в переходный от капитализма к социализму период является подавление сопротивления эксплуататоров, степень и формы к-рого различны в разных странах и на разных ступенях их развития и зависят гл. обр. от силы сопротивления свергнутых классов. Отсюда и разнообразие методов подавления. Причем, ни один из них нельзя абсолютизировать. В СССР в переходный к социализму период эксплуататоры лиша-лисьизбират. прав. С созданием социалистич. обществ, строя Сов.гос-во перешло ко всеобщему избират. праву. Ленин предвидел, что в будущих социалистич. революциях не обязательно будет применяться лишение буржуазии политич. прав. В КНР и др. странах нар. демократии дело обошлось без лишения буржуазии избират. прав, кроме той ее части, к-рая оказывала вооруженное сопротивление новой власти. Человек социалистич. общества полноправен в хозяйств, жизни общества. Он обладает в сфере произ-ва и распределения материальных благ осн. правами: правом на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, правом личной собственности, правом ее наследования. Социалистич. гос-во, придавая огромное значение этим социально-экономич. правам, ни в какой степени не умаляет роли и значения свобод граждан в др. сферах жизни. Бурж. и правосоциалистич. авторы противопоставляют социально-экономич. нрава и материальную обеспеченность граждан социалистич. гос-ва их политич. свободе. Многие из них считают США, Англию и нек-рые др. капиталистич. страны эталоном политич. Д. Напр, Г. Стассен в кн. «Человек рожден быть свободным» (Н. Stassen, Man was meant to be free, 1951) изображает США и Англию как бастионы политич. свободы граждан. Однако, говоря о свободе слова, печати, личности, бурж. политики и ученые умалчивают о таких свободах, как свобода народа от эксплуатации, свобода трудящихся от экономич. кризисов, безработицы и бедности. Таких свобод нет в капиталистич. странах. Эти свободы характерны для социалистич. общества. Социалистич. Д., являющаяся всемирно-историч. прогрессом по сравнению с бурж. гос-вом и бурж. Д., представляет собой полновластие и полноправие трудящихся во главе с рабочим классом. Она отличается последоват. миролюбием. Она противостоит им-периалистич. войнам, рассматривает их как тягчайшее преступление. «Империалистическая война, — ДЕМОКРАТИЯ—ДЕМОКРИТ 459 писал В. И. Ленин,— есть тройное, можно сказать, отрицание демократии (а — всякая война заменяет „права" насилием; б — империализм вообще есть отрицание демократии; в — империалистическая война вполне приравнивает республики к монархиям), но пробуждение и рост социалистического восстания против империализма неразрывно связаны с ростом демократического отпора и возмущения» (Соч., 4 изд., т. 23, с. 13). Бурж. Д., во-первых, не исключает междунар. политику капиталистич. монополий, для к-рых характерны «холодная война», подготовка к мировой войне, воен. авантюры, неслыханный нац.-колониальный гнет, удушение и ограбление слабых стран «передовыми» капиталистич. державами; во-вторых, используется капиталистич. монополиями против трудящихся масс, борющихся за мир. Иод покровом защиты Д. бурж. гос-ва осуществляют законодат., административно-полицейские и судебные мероприятия, направленные против движения сторонников мира, прогрессивных орг-ций, разоблачающих подготовку к новой мировой войне, выступающих за запрещение атомного и водородного оружия. Борьба нар. масс за Д., права и свободы неразрывно переплетается с борьбой за мир. Социалистич. Д. проходит в своем развитии переходный от капитализма к социализму период, период социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Закономерностью ее развития является расширение и укрепление, возрастание материальных возможностей и гарантий народовластия и тех свобод и прав, к-рые вытекают из власти народа. XXI съезд КПСС (1959) отметил, что период развернутого строительства коммунизма в СССР характеризуется всемерным развертыванием социалистич. Д., вовлечением широчайших слоев населения в управление всеми обществ, делами, повышением роли обществ, орг-ций во всех областях государств., хозяйств, и культурной жизни страны, постепенной передачей обществ, орг-циям ряда гос. функций, усилением гарантий демократич. свобод и прав человека. Марксизм-ленинизм исходит из того, что Д. как политич. учреждение отомрет при коммунизме с такой же неизбежностью, как и гос-во, «функции общественного управления утратят свой политический характер и превратятся в непосредственное народное управление делами общества» (Хрущев Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы, 1959, с. 119), но принципы Д. не исчезнут, а преобразуются. Выполнение обществ, функций, к-рые сохранятся при коммунизме (планомерное и организованное распределение труда, регулирование рабочего времени и др.), будет осуществляться на основе самоуправления трудящихся масс. В обществ, организациях трудящихся полная Д. будет основным началом их самодеятельности. Ленин писал, что в коммунистич. обществе будет «демократия действительно полная, входящая в привычку и потому отмирающая... Полная демократия равняется никакой демократии. Это не парадокс, а истина!» («Марксизм о государстве», 1958, с. 55). Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, М., 1953; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта [на I Конгрессе Коммунистического Интернационала 2—6 марта 1919 г.], там же, т. 28; его же., Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же; его же, Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства 19 мая [на 1 Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6—19 мая 1919 г.],там же, т. 29; его же, Марксизм о государстве, М., 1958; Хрущев Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14 —16 ноября1957 года, М., 1957; Мао Цз е-д у н, 0 диктатуре народной демократии, [M.J, 1949; О народной де 1 e n J. W., A history ot Political Thought in the Sixteenth ДЕМОКРИТ (At,u.oxPito?) (p. ок. 460—ум. 370 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист; родился в ионийской колонии г. Абдере (совр. г. Адра).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|