Гроций - грузинская философия 40? 14 глава
О жизни Д. сохранились отрывочные сведения. Древние авторы, напр. Диоген Лаэртский, сообщают, что первыми учителями Д. были халдеи и перс. маги. Затем Д. слушал греч. философов элейской школы та пифагорейцев (см. Пифагореиач), учителем же его стал основоположник древнегреч. атомистики Левкипп (Diog. L. X13, см. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 200). С науч. целью Д. посетил Египет, Вавилонию, Иран, Аравию, Индию и Эфиопию. В Афинах Д. слушал пифагорейца Филолая и Сократа, знал Анаксагора. К концу жизни тесная дружба связала Д. с величайшим врачом древности Гиппократом. Основное сочинение Д.—«Малый диакосмос» (см. Диакосмос) было им написано по возвращении на родину. Всего Диоген Лаэртский насчитывает 70- подлинных соч. Д. Соч. Д. были утеряны в 3—4 вв. Сохранилось незначительное число отрывков, а также свидетельства о Д. античных авторов, живших значительно позднее Д. (Аристотель, Теофраст, Сим-пликийи др.). Фрагменты Д. и свидетельства о нем собраны и прокомментированы на нем., рус, англ., итальянском и др. яз. (см. библиографию). Д. был «первым энциклопедическим умом среди греков» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3,с. 126). Наряду с работами по филос. проблемам, ему принадлежат соч. по физике, математике, физиологии, медицине, теории музыки, поэзии и т. п. В отличие от наивпо-материалистич. учений представителей ионийской школы и от учений Анаксагора и Эмпедокла, к-рым были присущи идеалистич. привески, филос. учение Д. — это сформировавшийся, развитый в осн. своих положениях античный материализм. Именно поэтому Ленин назвал материалистич. линию г, развитии истерии философии линией Демокрита (см. Соч., 4 изд., т. 14, с. 117; ср. с. 338 — 39). В то же время учение Д. явилось продолжением материалистич. традиций ионийской школы (первичность материи и ее самодвижение) и ответом на ряд вопросов, поставленных Эмпедоклом, Анаксагором, элеатами и пифагорейцами. Несомненно влияние на учение Д. и нек-рых филос. учений Востока, напр. Авесты — этике, возможно финикиянина Моха (о к-ром не сохранилось подробных сведений) — в учении об атомах.
В отличие от элеатов и пифагорейцев, Д. понимал начало, вещество, материю соответственно природе. ДЕМОКРИТ «какова она в действительности есть» (Аристотель, de gen. et согг. А8, 324 в 85— 325 а 1, цит. по Маковель-скому, с. 201). В основе материалистич. учения Д. лежал атомизм. Д. утверждал, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Пустота («пустое») столь же реальна, как и атомы, также является элементом («стихией») действительности и необходимым условием движения атомов и образования из них сложных тел. Атомы и пустота носят абсолютно взаимоисключающий характер: ничто из того, что присуще атомам, не свойственно пустоте, именно вследствие этого они.обусловливают друг друга. Если пустота у Д.— бесконечная непрерывность, то бытие — это прерыв непрерывного. Д. считал, что бесконечная делимость материи противоречит присущей ей неуничтожимости и поэтому должны быть столь малые тела, к-рые фактически не могут быть далее делимы, иначе они не будут иметь величины, т. е. будут непротяженными, состоять из математич. точек — превращаться в «ничто». Атомы неделимы вследствие своей плотности, а также и «малости», бескачественны, как если бы, говорит Аристотель, все они состояли из одного вещества, например золота (de coelo A7, 275e 29, по Маковель-скому, с. 205), и в то же время бесконечно разнообразны по форме (очертаниям). Помимо фигуры (очертания) — основного свойства, атомы различаются и несуществ, свойствами — размером и в зависимости от фигуры и размера весом.
Атомы, по Д., извечно беспорядочно движутся («мечутся во все стороны», «трясутся во всех направлениях») в пустоте; в то время как Эпикур допускал, что все атомы движутся сверху вниз, что было следствием его более глубокого представления о весе атомов и роли веса в движении, Д. подчеркивал в данном вопросе др. момент диалектич. понимания природы — отсутствие во Вселенной «верха», «низа», «середины», «конца» и «края». Атомы сталкиваются, «сплетаются» и разъединяются. Соединения («скопления») различных атомов образуют всё многообразие природы и ничто не происходит из ничего. Основа отличия вещей и явлений друг от друга состоит в «очертании, соприкосновении и повороте» составляющих их атомов. Постоянное изменение действительности обусловлено наличием движения в природе. Замечательное положение демокритовского материализма, существенно отличающее его от последующих механистич. теорий, состоит в том, что Д. не допускал внешнего по отношению к материи источника движения, признавал имманентность движения материи в целом. В то же время Д. не вскрыл сущности движения, не обосновал самодвижения материи; он оставил без внимания вопрос о том, «как» движение «присуще существующим вещам» (Аристотель, Метафизика, А4, 985«4, по Маковельскому, с. 235). Все происходящее, учил Д., совершается согласно естеств. необходимости, к-рую он понимал как причинность, отрицая на этом основании случайность, ибо, по Д., случайное — это беспричинное. Д утверждал, что нахождение одной причинной связи явлений он предпочитает персидскому престолу. Идеи атомизма и детерминизма Д. распространял и на космологию. Он учил, что в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Причиной образования миров является «вихрь», возникающий, в свою очередь, в результате столкновений беспорядочно движущихся в пустоте атомов. Наш мир всего лишь один из бесчисленных и разнообразных миров Вселенной. Первоначально Земля была меньше и носилась в пространстве, от притока новых атомов она стала тяжелее и теперь неподвижна, имеет форму диска с углублением «сверху». Солнце первоначально тоже было иным. На Земле, когда она была влажной и илоподобнойг выросли растения, деревья и некие «оболочки, похожие на пузыри», из к-рых под влиянием Солнца, влаги и воздуха возникли различные животные. Живое происходит непосредственно из неживого и отличается от него лишь наличием большего числа мельчайших круглых, наиболее подвижных атомов, подобных атомам огня и образующих «душу». «Душа», так же как и все сложные образования, имеет лишь временное существование, атомы ее рассеиваются вместе со смертью человека.
В гносеологии Д. преодолевались ограниченность «наивного реализма» ионийских философов, релятивизм и субъективизм софистов. Д. обосновывал, в противовес элеатам, значение чувств, восприятий как единственного источника знаний. В основе познания, учит Д., лежат ощущения (Секст, adv. math. VII 137, по Маковельскому, с. 235). Однако с помощью ощущений мы познаем не всю действительность; сущность мира (атомы и пустота) познается лишь разумом (Гален, de medic, empir 1259, 8, по Маковельскому, с. 237). «В общем мнении,— говорит Д.,— существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота» (Секст, adv. math. VII 135, по Маковельскому, с. 236). Мудрость состоит в том, чтобы суметь постичь то, что лежит в основе сущего, «в действительности», в «глубине» явления («на дне морском», как образно говорит Д.). «Мнение» тоже отражает существующую реальность, но лишь преходящие ее проявления. Наряду с объективным содержанием оно содержит и субъективные моменты. Исходя из всех сохранившихся фрагментов, можно сделать вывод, что и такие качества, как тепло, холод, цвет, в отличие от веса, объема, размеров и т. п., понимаются Д. как объективные в своей основе, присущие строго определенным конгломератам атомов. Они также не существуют сами по себе, но и не присущи отдельным атомам. «Поэтому Демокрит говорит, что цвет не существует. Дело в том, что цвет [тела] зависит от положения [атомов, его составляющих ]»> (Аристотель, de gen. et corr., I 2, 316 a 1, по Маковельскому, с. 281). Это деление качеств в дальнейшем послужило основой для разграничения Локком первичных и вторичных качеств. Однако отождествление теории Локка и Д. не имеет основания.
Первичной формой чувств, восприятия является осязание. Аристотель отмечал, что Левкиппи Д. «все чувственно воспринимаемое делают осязаемым» (Аристотель desens. 4, 442а29, по Маковельскому, с. 280).Так, от всех сложных тел постоянно «истекают» тончайшие слои атомов («образы»), к-рые и порождают зрительные, слуховые восприятия и обоняние. «Подобное познается подобным», т. е. атомы сложных вещей приходят в соприкосновение с подобными же атомами познающего субъекта. «Образы», «истечения» от взаимных влияний часто искажаются, рассеиваются — это объективная причина недостаточно точного восприятия действительности («если бы промежуточной средой была бы пустота, то можно было бы отчетливо видеть муравья на небе», Аристотель, de anima II 7, 419а15, по Маковельскому, с. 281). Существуют и многочисл. субъективные причины искажения восприятия (болезнь, старость и т. п.). Следовательно, ощущения дают недостаточно точное — «темное» знание, разум же познает недоступное «темному» знанию. В то же время ощущения являются основой разумного осмысления действительности («Жалкий разум, взяв у нас доказательства, ты нас же пытаешься ими опровергать!», Гален, de medic, empir. 1259, 8, по Маковельскому, с. 237). В одном отношении Д. противопоставлял ДЕМОКРИТ ' 461 чувств, восприятия мышлению, в другом— показывал единство их природы. Он говорил, что «душа» (имеющая дело с тем, что является) и ум (познающий истину) тождественны (Филопон, de anima p. 71, 19, по Ма-ковельскому, с. 238). Разумное познание, по Д., объясняет то, что дано в чувств, восприятии, находит причину, основу существования или возникновения того или иного явления. Эту причину Д. называл истиной. Следовательно, Д. отмечал в мышлении не столько его способность абстрагировать и обобщать, сколько его способность «отыскивать скрытое» от чувств, восприятия. Тем самым Д. наивно-диалектически ставил проблему соотношения чувств, и разумного моментов познания. Особое сочинение Д. посвятил изучению процессов мышления. Это соч. («Канон», в 3 кн.) является первым древнегреч. соч. по логике. Исходя из сохранившихся свидетельств, можно сделать вывод, что ого логика была направлена в первую очередь против релятивизма и скептицизма софистов. Признавая возможность познания объективной реальности и достижения объективной истины, Д. не знал действительного критерия истины — он искал его в разуме мудреца. Поэтому он часто ограничивался лишь указанием на сложность познания, что послужило поводом для создания еще в античное время представления о Д. как о скептике. Однако действительным основанием этого представления являются не столько высказывания Д., сколько способ их истолкования школой скептиков (см., напр., у Секста, adv. math. VII 135, по Маковельскому, с. 235—236).
В противоположность Платону, Д. не отрывал мышления от материи, а стремился исследовать его как естеств. процесс. По свидетельству Теофраста, «мышление он ставит в зависимость от смеси, образующей тело, что, может быть, и последовательно для него, делающего душу телом» (de sens. 58, по Маковельскому, с. 239). Однако он рассматривал его еще как физич. процесс и не мог понять специфики психич. явлений. По своим социальн о-п о л и т и ч. в з г л я-д а м Д. являлся идеологом рабовладельч. демократии. Столкновение классов и партий в период пелопонесской войны обусловливали активную идеологич. деятельность Д., отстаивавшего власть рабовладельч. демократии. Для Д. нет никакого сомнения в том, что рабы являются рабами по самой своей природе. Впервые в античной философии у Д. возникает мысль о том, что движущей силой человеч. истории (хотя, по его мнению, лишь в прошлом) была нужда, т. е. материальные потребности людей. В противовес широко распространенной в греч. мире пессимистич. легенде о детстве человечества, как золотом веке, Д. выдвигал мысль о том, что развитие общества идет по восходящей линии (см. по Маковельскому, с. 299). Превратности человеч. жизни Д. считал преходящими, незначительными. Антич. авторы (Цицерон, Гораций, Сотион) называли его «смеющимся философом» (там же, С 216). Д. видел источник социальных противоречий в дурном характере людей. Он провозглашал э т и-к у «золотой середины» и уверял, что излишнее богатство также мало доставляет счастья, как и бедность. Счастье человека Д. видел в «хорошем расположении духа», к-рое зависит от умеренности во всем. Атомистич. учение Д., являясь продолжением материалистич., а отчасти и диалектич. традиций предшествовавшей греч. философии, сыграло большую роль в дальнейшем развитии философии, науки в целом. В новых историч. условиях Эпикур, а вслед за ним Лукреций подняли на новую ступень и развили дальше учение Д. Высоко ценил учение Демокрита Аристотель. Он отмечал, что первый, кто пришел к научному методу исследования, был Д., «правда не считая [этот способ исследования] необходимым для изучения природы, но будучи приведён [к нему] самим предметом» (Аристотель, de part anim. AI, 642a24, по Маковельскому, с. 235). Не меньшим был интерес к Д. и в новое время. Так, для Ф. Бэкона Д.— неоспоримый авторитет, первый, кто осмелился утверждать, что материя вечна, и отрицать вечность нашего мира (см. Собр. соч., т. 2, СПБ, 1874, с. 528). Учением Д. интересовались П. Гассенди, Лейбниц, франц. материалисты 18 в. Чрезвычайно высоко учение Д. оценивали Ломоносов, Чернышевский, Герцен. Учение Д. оказало значительное влияние и на развитие естеств. наук, особенно на учение Ньютона, космогонич. гипотезу Канта — Лапласа. Д. И. Менделеев писал, что «атомистическая гипотеза даже в своем первоначальном виде, как у Демокрита, совершенно соответствует закону вечности вещества» (Избр. соч., т. 2, 1934, с. 372). Большой интерес к различным проблемам филос. учения Д. проявляли во многих своих работах и письмах Энгельс и Маркс, к-рый посвятил Д. и судьбам его учения свою докторскую диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841) (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956). Существует весьма обильная литература об учении Д. Ряд бурж. исследователей пытается сблизить учение Д. с учением Платона, т. е. представить идеалистическим (см., напр., Н. Langerbeck, Studien zu 1)е-mokrits Ethik und Erkenntnislehre, В., 1935). Другие исследователи переоценивают связь его философии с философией элеатов (В. A. Fuller, A history of philosophy, N.-Y., [1946]), нек-рые модернизируют ее в духе ме-ханистич. материализма 17 —18 вв. (Б.Рассел, История западной философии, сокр. пер. с англ., М., 1959) или пытаются представить гносеологич. воззрения Д. как субъективно-идеалистические (F. Copleston, History of philosophy, v. 1, L., 1946). Эти искажения учения великого материалиста древности подвергнуты критике в ряде работ советских исследователей («История философии», т. 1, М., 1957, А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, 1946, и др.). Соч.: в книгах — D i e Is H., Die Fragmente der Vor-sokratiker..., [Bd ] 2, 6 Aufl, В., 1952; Маковельский А. О., Демокрит, Баку, 1926; Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности, [М. ]. 1935; Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946; Материалисты древней Греции, М., 1955; Античные философы. Свидетельства, фрагменты и тексты. Сост. А. А. Аве-тисьян, Киев, 1955, с. 93—110; А 1 f i е г i V. Е., Gli ato-misti. Frammenti e testimonianze, Bari, 1936; Freeman K., The pre-Socratic philosophers, Oxf., 1946; Garcia В а с с a J. D., Fragmentos filosoficos de los presocraticos, Caracas, [1955]. Лит.: Маркс К- и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956 (см. Указатель имен); Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955, с. 126; Энгельс Ф., Диалектика природы. М., 1955 (см. Указатель имен); Л е-н и н В. И., Материализм и эмпириокритицизм. Соч., 4 изд., т. 14, с. 117; 338-40; его же, Философские тетради, там же, т. 38 (см. Указатель имен); Б а м м е л ь Г., Источники изучения Демокрита, «Под знаменем марксизма», 1923; № 6—9; его же, Демокрит. К вопросу о жизни и личности Демокрита, там же, 1923, № 11 —12; его же, К вопросу об исторической реальности родоначальника древнего материализма, там же, 1924, № 1; его же, Об атомистической философии математики Демокрита, «Фронт науки и техники», 1936, № 11; Л у р ь е С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.—Л., 1935; его же, Демокрит, [М., 1937 1; е г о же, Новое о Демокрите, «Вестн. АН СССР», 1946, № 7; е г о ж е, Очерки по истории античной науки, М., 1947 (см. Указатель имен); его же, Наследие Демокрита, в кн.: Труды совещания по истории естествознания 24—26 декабря 1946 г., М.—Л., 1948; Д ы н-ник М., Атомистический материализм Демокрита, «Фронт науки и техники», 1935, № И —12; его же, Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, гл. 6; Д а н е-лиа С. А., Научное знание в представлении Демокрита, Тифлис, 1935; История философии, т. 1, [М.], 1940 (см. Указатель имен); Маковельский А., Этические и 462 ДЕМОЛЕН-ДЕРУА политические воззрения Демокрита. «Тр. АзербаЙдж. гос. ДЕМОЛЕН (Demolins), Эдмон (1852—1907) — франц. бурж. историк и социолог. В исторических исследованиях 70-х гг. (Le mouvement communal et municipal au moyen age..., 1875; Histoire de France, v. 1 — 4, 1877 — 80) следовал описательному методу. В 80-х гг. под влиянием франц. социолога Ле Пле занимался социология, исследованиями, публикуя бурж. либеральные планы переустройства фабричной жизни и морального укрепления семьи в журналах «LaReforme sociale» (основан в 1881) и «La Science sociale» (основан Д. в 1886). На основе изучения социальных условий различных групп сельского населения, а также сравнительного изучения социального быта горняков и фабричных рабочих разных стран ^иаир., Франции и России) Д. выдвигал осн. идеи т. н. социографии (социальной географии) — того ответвления бурж. социологии, к-рое изучает влияние местных условий жизни на образование обществ, «типов» (см. Les Francais d'aujourd'hui. Les Types sociau du Midi et du Centre, 1898). Большое внимание Д. уделял вопросам народного образования. Соч.: L'Education nouvelle, P., 1898 (рус. пер.—Новое воспитание, М., 1900); Les grandes routes des peuples. Comment, la route сгёе le type social, v.1—2, P., 1901—03; L'Orga-nisation du travail, P., 1904; La Methode sociale, ses procedes et ses applications, P., 1904 (совм. с R. Pinot et P. de Rousiers); прус, пер.; Новая школа, М., 1898; Аристократическая раса, 2 изд., СПБ, 1907. ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio—показывание) (в логике) — см. Доказательство. ДЕМПФ (Dempf), Алоиз (р. 2 янв. 1891) — нем. католич. философ, историк философии, представитель антропологической школы бурж. социологии- Проф. в Бонне (с 1930), Вене (с 1937) и Мюнхене (с 1948). Согласно Д., окружающий человека мир есть нечто производное от его самосознания («Единство науки» — «Die Einheitdcr Wissenschaft», 1955). На идеа-листич. интерпретации биологии построены и осн. положения социологии знания и «культурной антропологии» Д., противопоставляемые историч. материализму. Соч.: Die Hauptform der mittelaltischer Weltanschauung, Munch.—В., 1925; KulturphilosopOie, Miincli.—В., 1932; Selbstkritik der Philosopliie und vergleichende Philosophien-geschichte im Umriss, W., 1947; Christische Philosophic, 2 Aufl., Bonn, 1952; Kritik der liistorischen Vernunft, Munch., 1957; Weltordnung und Heilsgeschichte, Einsiedeln, 1958. H. Мотрошилова. Москва. ДЕНК(Вепск), Иоганнес (р. ок. 1495 — ум. ноябрь 1527)—нем. анабаптист, приверженец Томаса Мюнце-ра. Д. вел пропаганду среди ремесленников и крестьян и имел многочисл. последователей (денкианцев) в Юж. Германии. В соч. «Кто правду истинно любит» («Wer die Wahrheit wirklich lieb hat», [1525]), «Будь сказано, что говорит священное писание, бог делает и вершит добро и зло» («Was geredt sey, das die Schrift sagt, Gott thue und mache Gutes und Boses...», 1526), «Распорядок божий и творения дело» («Ordnung Gottes und der Creauturen Werck» [1526]), «О истинной любви» («Von der wahren Lieb», 1527) Д. противопоставлял вере в букву Священного писания «дух божий», царящий в сердцах простых людей. Для достижения вечного блаженства, учил он, не нужно ни знания Библии, ни слушания проповедей. Весь церк. церемониал (причастие и т. п.) излишен. Д. боролся против христ. учения об искуплении Христом грехов человечества и заявлял, что каждый человек сам должен хорошими делами заслужить себе вечное блаженство. Это воззрение было направлено против лютеровской реформации и идеологии имущих классов, к-рые, по мнению анабаптистов, использовали версию о «смерти-избавлении» Христа для обоснования своего права на эксплуатацию и подавление народа. Лит.: Arnold G., Kirchen- und Ketzer-Historie, Bd ДЕ-РОВЁРТИ (точнее Д е-Р оберти де Кастро де ла Серда), Евгений Валентинович (1843— 1915) — рус. социолог, сторонник позитивизма. Окончил Александровский лицей. Долгое время жил за границей, где опубликовал много работ. Отличая свою философию от позитивизма Конта, к-рого Д.-Р. считал величайшим философом современности, он называл себя неопозитивистом. Отрывая науку и философию друг от друга, Д.-Р. утверждал, что, хотя философия зависит от науки, она тем не менее является не знанием, а лишь его функцией, миропониманием, совокупностью наиболее общих верований и убеждений. Претендуя на примирение «крайностей» в философии, Д.-Р. заявлял, что материализм, идеализм и сенсуализм являются разновидностями «метафизики», к-рая должна уступить место совр. позитивизму. Д.-Р. эволюционировал от Конта к субъективному идеализму Маха, Авенариуса и Оствальда, придя к трактовке законов природы как «концептов ума» («Философия и ее задачи в XX веке», в кн.: «История нашего времени», вып.28, 29, 1915, с. 178). Выступая против агностицизма, Д.-Р. не преодолел его и сохранял за верой место в познании (см. там же, с. 176), Гносеологию он включал в социологию, к-рая выступает у него в качестве осн. науки о разуме. Наиболее общим социологич. законом Д.-Р. считал «закон» 4 факторов обществ, жизни, сводящийся к тому, чго знание есть функция коллективного (психического) опыта, философия — функция знания, искусство — функция философии, а практич. деятельность — сложная синтетич. функция науки, философии и искусства (см. там же, с. 196). Т. о., извращая действит. картину обществ, жизни, Д.-Р. выводил обществ, бытие из сознания людей, практику из теории, материальную культуру из духовной. Соч.: Политико-экономические этюды, СПБ, 1869; Прошедшее философии, т. 1—2, М., 1886; Agnosticisme, P., 1892; Понятия разума и законы вселенной, СПБ, 1914; Социология, СПБ, 1880; Новая постановка основных вопросов социологии, М., 1909. Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 72—75; ДЕРОЗИО, Генри (1807—31) — индийский поэт и демократ. Преподаватель основанного Раммохан Раем Индусского колледжа. За пропаганду идей франц. материализма был отстранен англ. Еластями от преподават. деятельности. Вокруг Д. сплотилась группа передовой инд. интеллигенции, образовавшей общество «Молодая Бенгалии». Эта группа сыграла важную роль в распространении в Бенгалии прогрессивных рационалистич. учений, подрывавших религ. схоластику индуизма. Д. писал стихи, им опубликован стихотворный сборник «Факир Джунгхнра». Лит.: К а б up ад ж Н., Национально-освободительное ДЕ РУА (De Roy), или Л е р у a (Le Roy), Гендрик (латинизиров. Региус; Regius) (29 июля 1598—17 февр. 1679) — голл. философ-материалист, физиолог и педагог. Горячий сторонник и пропагандист мехаки-стич. физики и физиологии Декарта, сторонник учения Галилея о вращении Земли. Принимал активное уча- ДЕ РУДЖЕРО — ДЕССУАР 463 стие в борьбе Декарта с протестантским мракобесом епископом Утрехта Боэцием. В «Разъяснении о человеческом уме» («Explicatio mentis humanae...», 1647) ив «Основаниях физики» (.«Fundamenta physicae», 1646) разошелся с Декартом, отверг его дуалистич. метафизику, обосновывал материалистич. учение о человеке и объявил душу лишь «модусом» (свойством) тела. В «Разъяснении...» Де Р. выступил против учения о врожденности идей, допуская существование в душе лишь способности мышления. Вслед за тем Де Р. отверг и декартовское доказательство существования бога. Предвосхищая идеи Гоббса, Де Р. связал механи-стич. физиологию с учением об опытном, чувственном происхождении всех идей. В своем систематич. курсе «Естественной философии» («Philosophia naturalis», 1654) ДеР. еще резче выдвигал на первый план физику, к-рая у него предшествует психологии и теории познания, а не следует за ними, как это было у Декарта. Маркс называет Де Р. основателем того материалистич. направления картезианства, к-рое отправлялось в своем учении о человеке от физики Декарта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 140). Лит.: Быховский Б., Принципы философии Ген- ДЕ РУДЖЕРО (De Ruggiero),rBHflo (23 марта 1888 — 29 дек. 1948) — итал. историк философии. Преподавал в Мессине и Риме. В 1941 сослан фашистскими властями за новое изд. своей книги «История европейского либерализма» («Storia del liberalismo europeo», 1925). В 1943 Де Р. был арестован за антифашистскую деятельность. После крушения фашизма стал ректором ун-та в Риме и в 1944 — министром обществ, образования. Филос. взгляды Де Р. близки идеализму Б. Кроне. Автор многотомной истории философии. Соч.: La filosofia contemporanea, 2 ed., v. 1—2, Bari, 1920; Sommario di storia della filosofia, Bari, 1927; L'Esisten-zialismo, Bari. 1943; Filosofi del novecento. Appendice a «la filosofia contemporanea >-, 3 ed., Bari, 1946; Hegel, Bari, 1948; Storia della filosofia, pt 1—4, Bari, 1948—52. Лит.: Cal6 G., Salvatorelli L., Guido De Ruggiero, Roma, 1949. ДЕСНЙЦКИЙ, Семен Ефимович (г. рожд. неизв.— ум. 15 июня 1789) — рус. просветитель, разрабатывавший вопросы социологии и права. Окончил духовную семинарию, учился в Моск. ун-те (1759—60). В Глазго (Англия) защитил магистерскую (1765) и докторскую (1767) диссертации. По возвращении в Россию был назначен проф. права Моск. ун-та, в к-ром работал до 1787. Впервые начал разработку рус. права. Д. отрицательно относился к феод.-крепостнич. и абсолютистским порядкам, высказываясь за ограничение рус. самодержавия. В «Представлении о учреждении законодательной, судителыгой и ня-казательной власти в Российской империи» (1768) он предлагал провести реформу в гос. управлении, в судопроизводстве и т. д. В «Слове о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» (1768) Д. связывал появление и развитие «законоискусства» с возникновением и развитием частной собственности. Ставя вопрос о происхождении обществ, неравенства, Д. выдвигал в качестве главной из причин, ведущих к появлению «власти» и «старшинства», «превосходство в богатстве». В «Юридическом рассуждении о начале и происхождении супружества...» (1775) Д. выступал против положения об извечном существовании «единобрачной» семьи, высказывал мысль о большом значении «хозяйственных» выгод в возникновении семьи, осуждал неравноправие полов в совр. ему обществе. «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства» (1781) Д. было посвящено обоснованию историч. происхождения собственности. По мнению Д., на ранних стадиях развития человечества частной собственности не было. Ее появление и развитие, а также право на ее отчуждение связано с развитием скотоводства, земледелия, «мастерства», «рукоделия» (ремесла), торговли. Рассматривая развитие общества, Д. считал, что человечество прошло в своем поступат. движении неск. стадий (звероловство, скотоводство, хлебопашество, торговля), высшей из к-рых является «состояние народов коммерческое». Частную собственность Д. объявлял высшей формой собственности, в чем сказывалась антифеод., бурж. подоплека его воззрений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|