III. Ленинский этап в развитии диалектического материализма.
В конце 19 и начале 20 вв. капитализм вступил в высшую и последнюю фазу развития. Наступила эпоха империализма и пролетарских революций. К этому времени в России сложился пром. пролета- 482 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ риат. Весь ход политич. и экономии, развития подводил народы России к буржуазно-демократич. революции. В этих условиях центр мирового революционного движения переместился из Западной Европы в Россию, а вождь рус. пролетариата В. И. Ленин стал вождем международного пролетариата, создателем ленинизма, марксизма совр. эпохи. Новый—ленинский—этап творческого развития Д. м. характеризуется прежде всего всесторонним обобщением революц. практики пролетариата в эпоху империализма и со-циалистич. революций. Д. м. получил свое дальнейшее обоснование и развитие в трудах Ленина в результате обобщения новейших достижений естествознания. Осн. положения Д. м. изложены Лениным в его произведениях: «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» (1894), «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1894—95, изд. 1895), «Развитие капитализма в России» (1896—99, изд. 1899), «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, изд. 1909), «Философские тетради» (1914—16, изд. 1929—30), «Карл Маркс» (1913), «Государство и революция» (1917), «Детская болезнь „левизны" в коммунизме» (1920), «Еще раз о профсоюзах...» (1921), «Означении воинствующего материализма» (1922) и др. Защита Д. м. от ревизионизма и натиска бурж. идеологии, творч. развитие Д. м. были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории со-циалистич. революции, учения о диктатуре пролетариата, о революц. партии, о союзе рабочего класса с крестьянством, о социалистам, государстве, о строительстве социализма и о переходе от социализма к коммунизму.
Разработка Д. м. органически сочеталась у Ленина с применением диалектич. метода к конкретному анализу достижений естествознания. Ленин вскрыл фи-лос. содержание революции в физике и вместе с тем развил дальше положение Энгельса о тормозящем влиянии идеализма и метафизики на развитие естествознания в целом. Обобщая новейшие достижения естествознания с т. зр. Д. м., Ленин выяснил причины кризиса в физике и указал пути его преодоления: «Материалистический осповной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 292). Существ, методологич. значение имеет положение Ленина о неисчерпаемости атома, о безграничности познания материи вглубь и вширь. Развивая Д. м. в идейной борьбе против реакционных идеалистич. направлений филос. мысли, Ленин углубил понимание осн. категорий материалистич. диалектики: материи и форм ее движения, пространства и времени, причинности, свободы и необходимости, возможности и действительности, формы и содержания и т. п. Обобщив достижения науки, философии и обществ, практики, Ленин сформулировал определение материи в единстве ее онтологической и гносеологич. сторон. Ленин писал, что «единственное „свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» (там же, с. 247). «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (там же, с. 117). Такое понимание материи не связано ни с каким конкретным, исторически преходящим и постоянно углубляющимся пониманием строения материи и различных форм ее движения и развития. Вместе с тем такое понимание
материи неизбежно связано со всеми без исключения конкретными формами ее проявления и постижения этих форм, в том числе с обществ, формой движения материи (см. Общество). Эти определения включают в себя, с одной стороны, противопоставление, а с другой — единство материи и сознания. В определении Лениным материи резюмируется материалистич. решение основного вопроса философии и диалектич. понимание развития материи и сознания. Ленин подчеркивает, что материя существовала до появления сознания, обладая в своем фундаменте лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения. Из этого положения Ленина вытекает, что между неорганической и органич. природой не существует непроходимой пропасти и, следовательно, возникновение живого из неживого не есть чудо. Ленин развил дальше понимание закона единства и борьбы противоположностей как осн. закона объективного мира и познания, как сути и ядра диалектики, сформулировал важнейшие положения о двух концепциях развития: развитии как уменьшении и увеличении, как повторении и развитии как единстве противоположностей, раздвоении единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними. Ленин осуществил систематич. разработку оси. проблем теории познания: обосновал новейшими достижениями естествознания материалистич. решение осн. вопроса философии, развил дальше учение о познаваемости мира. Ленин вскрыл ошибочность т. н. иероглифов теории и смысл философской борьбы вокруг нее. Подчеркивая, что ощущения, сознание есть образ движущейся материи, Ленин показал, что образ необходимо предполагает как реальность того, что отображается, так и сходство между образом и отображаемым, а иероглиф, символ не только отрицает сходство между знаком и обозначаемым, но и предполагает возможность применения знаков или символов «по отношению к мнимым предметам» (там же, с 222). Ленин творчески развил дальше учение марксизма о роли обществ, практики в теории познания, подчеркнув, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (там же, с. 130). Ленин придавал огромное значение революц. теории, поскольку она представляет собой сконцентрированное выражение человеч. практики.
Анализируя основные ступени человеч. познания и рассматривая практику как основу всего процесса познания и как критерий истины, Ленин показал, что познание идет от живого содержания к абстрактному мышлению и от него к практике, что сознание человека активно, ибо оно не только отражает мир, но и в составе человеч. практики участвует в его революц. преобразовании. Ленин дал всесторонний анализ диалектики единичного, особенного и всеобщего как в объективном мире, так и в познании. На примере развития капитализма в России он конкретизировал марксистский метод восхождения от абстрактного к конкретному. В разработке теории познания Ленин постоянно уделял особое внимание диалектике перехода от неощущающей материи к материи, обладающей свойством ощущения, от ощущения к мысли, взаимопереходам понятий, их гибкости, доводимой до противоположностей. Вместе с тем Ленин беспощадно бичевал релятивизм и софистику, превращающие диалектику в ее противоположность. В связи с критикой махизма, стоявшего на позициях субъективного идеализма и абс. релятивизма, Ленин сформулировал учение об объективной, относительной и абсолютной истине и показал их диалектич. взаимосвязь. Центральное место в учении Ле- ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 483 нина об истине занимает проблема конкретности истины. Ленин учил, что «то, в чем самая суть, в чем. живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации» (там же, т. 31, с. 143). Диалектич. подход к познанию заключается прежде всего в историч. подходе к нему. В своей разработке теории познания Ленин обратил особое внимание на необходимость историч. подхода к познанию, на рассмотрение форм мышления в единстве с их содержанием и в этой связи сформулировал осн. положения о единстве диалектики, логики и теории познания, определил основные принципы диалектич. логики и наметил пути исследования проблемы историч. последовательности формирования категорий мысли. Формулируя программу разработки теории познания и диалектики, Ленин в немногих словах, но с исчерпывающей ясностью определил тот путь, каким должна идти эта разработка: история философии, история отдельных наук, история умственного развития ребенка, история умственного развития животных, история языка, плюс психология и плюс физиология органов чувств — вот те области знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика (см. «Философские тетради», 1947, с. 297). Многократно и со всей настойчивостью Ленин подчеркивал необходимость критич. изучения и диалектич. обработки истории человеч. мысли, науки и техники. Историч. метод, согласно Ленину, составляет самую сердцевину Д. м. «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (3) лишь в связи с другими; (-() лишь в связи с конкретным опытом истории» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 35, с. 200). Ленин считал необходимым не забывать основной историч. связи, исследовать, как известное явление возникло, какие главные этапы в своем развитии оно проходило и чем оно стало теперь. Это относится к любому объекту познания, в том числе и к самому познанию, к-рое постигается через свое развитие. В трудах Ленина творчески развиты и подняты на высшую ступень все основные положения Д. м.
В развитии марксистско-ленинского мировоззрения и его теоретич. основы — Д. м., в борьбе против извращений этого мировоззрения, а также в претворении его в практику рабочего движения, в строительство социализма большое значение имеют материалы и решения съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, теоретич. и практич. деятельность всех братских коммунистических и рабочих партий. Исключительная роль в деле творческой разработки марксистско-ленинского мировоззрения вообще, Д. м. в частности, принадлежит решениям XX съезда КПСС. Идеи марксизма-ленинизма нашли свое творч. развитие в Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран. Выдающийся вклад в марксистско-ленинскую теорию внес XXI съезд КПСС, знаменующий новый период в развитии советского общества — период развернутого строительства коммунизма. В докладе Н. С. Хрущева, в выступлениях делегатов и в резолюции XXI съезда КПСС творчески развит ряд новых положений марксистско-ленинской теории: о закономерностях перерастания социализма в коммунизм {объективный, планомерный и постепенный характер этого процесса), об окончательной победе социализма в СССР, о материально-технич. базе коммунизма, о путях развития и сближения двух форм социалистич. собственности, о стирании существенных различий между умственным и физическим трудом, о постепенном развитии социалистич. государственности в коммунистич. самоуправление, о распространении закона планомерного, пропорционального развития на мировую социалистич. систему, об отсутствии
фатальной неизбежности войны в современных условиях и др. Вопросы Д. м. разрабатываются на материале наук и обществ, практики философами-марксистами в странах социализма и в бурж. странах. На совр. этапе Д. м. представляет собой результат творч. деятельности марксистов мн. стран, по существу всего меж-дунар. рабочего движения. IV. Материя и сознание. Д. м. исходит из признания первичности материи и производности сознания и считает, что мир есть движущаяся материя. Бытие материи носит абс. характер. Материя несотворима и неуничтожима; она вечна и бесконечна. В бесконечной смене относит, свойств и форм существования материи остаются постоянными такие ее всеобщие формы существования, как движение, пространство и время. Мир—это бесконечные в пространстве и во времени различные формы движения материи. Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механич., физич. и химич. явления, жизнь растений и животных, жизнь общества, человек и его сознание. Но при всей бесконечности качественного многообразия составляющих мир вещей и процессов— мир един, поскольку все, что входит в его состав,— это лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи. В мире нет и быть не может ничего, кроме разных состояний материи, разных ее свойств, проявлений н отношений. Именно материя образует единство всей картины мира. Данные совр. науки показывают, что механические, физические, химические, биологические и общественные процессы, совершающиеся в мире, не есть нечто замкнутое в себе и обособленное. Все они могут вза-имопревращаться, т. к. между ними существует всеобщая связь, взаимозависимость и взаимодействие. Материальное единство мира выражается и в том, что все предметы и процессы в мире подчинены нек-рым всеобщим законам, которые представляют собой как бы бесконечные нити, связующие все и вся в единое целое. Единство мира было бы невозможно, если бы к.-л. предметы и явления выпадали из-под действия всеобщих законов. Единство мира состоит и в том, что психика, сознание принадлежат не какому-то особому, потустороннему миру, а тому же самому материальному миру, составляя особое свойство высокоорганизованной материи. Психика, сознание выступают как высшее качественно новое звено в ряду различных свойств материального мира. Материальный мир имеет историю своего развития, в ходе к-рого, напр. в пределах планеты Земли, совершился переход от неорганич. к органич. материи (в виде растит, и животного мира) и, наконец, к человеку и обществу. Материя существовала до появления сознания, обладая а своем «фундаменте» лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения, а на уровне живой организации материя обладает способностью раздражимости, ощущения, восприятия и элементарного интеллекта высших животных. С возникновением человеч. общества возникает обществ, форма движения материи, носителем к-рой является человек, обладающий сознанием и самосознанием. Достигнув в своем развитии высокой организации, мир сохраняет свое материальное единство, т. к. сознание, мышление неотделимо от материи, к-рая мыслит. Проблема отношения сознания к материи является основным вопросом философии, т. е. отправным пунктом в решении всех др. вопросов философии вообще, Д.м. в частности. Эта проблема всегда стояла и поныне сто- 484 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ит в центре филос. мысли. Все ранее существовавшие и ныне существующие филос. направления, сообразно тому, как они решают осн. вопрос философии, разделяются на два осн. непримиримых направления: материализм и идеализм. Согласно Д. м., сознание есть функция мозга, отражение объективного мира. И. М. Сеченов и И. П. Павлов естественнонаучным путем доказали, что сознание представляет собой психич. процесс, рефлекторный по физиологич. основе и по типу совершения. Это значит, что сознание детерминируется вне его существующей и действующей на мозг природной и обществ, действительностью. Процесс осознания мира и психич. деятельность вообще возникают и развиваются в процессе реального взаимодействия человека с миром через его обществ, отношения и служат для осуществления и регулирования этих отношений. Т. о. за пределами гносеологии сознание не противостоит материи и «различие идеального от материального... не безусловно, не чрезмерно» (Л е п и н В. И., Философские тетради, 1947, с. 88). Однако онтологич. характеристика сознания становится понятной в свете уяснения его гносеологич. природы. Предметы, их свойства и отношения, будучи отраженными в мозгу, существуют в нем в форме образов — идеально. Мозг — это не источник, а орган сознания, т. е. такая часть человеческого тела, в к-рой воздействующий на нее объект трансформируется и получает идеальную форму своего бытия. Идеальное — это не особая субстанция и не побочный спутник материальных процессов, протекающих в коре головного мозга, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира. Вопрос об отношении сознания к материи предполагает не только решение вопроса о том, что из них чему предшествует, но и выяснение возможности познания человеком объективного мира. Нек-рые философы выражают сомнение в достоверности человеч. знаний или совершенно отрицают возможность познания мира, становясь на позиции агностицизма. Материализм исходит из положения, что мир познаваем и что наука осуществляет познание, развиваясь в направлении все более глубокого проникновения в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при условии бесконечности самого процесса познания. V. Диалектика процесса познания, Д. м. неходит из того, что познание есть отражение мира в сознании человека, не отделимое от изменения объекта познания в ходе обществ, практики. Исходными моментами теории познания Д. м. являются материалистич. решение вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания обществ, практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром через отношения людей друг к другу в кон-кретно-историч. условиях обществ, жизни. Осн. видом практики является производств, деятельность людей, направленная на воспроизводство материального процесса их жизни. Практич. деятельность людей охватывает и все др. стороны обществ, жизни: борьбу классов в условиях эксплуататорского общества, науч. эксперимент и т. д. Практика — это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, осн.стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 32, с. 72). Практич. деятельность человека необходимо связана с познавательной деятельностью. В своей практич. деятельности человек может осуществить свою цель и соответственно этой цели изменить объект, лишь сообразуя действия с природой предмета. А это сооб-разование предполагает познание. Начальная ступень познания — это чувственное познание (см. Ощущение, Восприятие, Представление). Все, что поступает в сферу теоретич. мышления,есть преобразованные данные чувств, познания. Чувств, познание, органически связанное с логич. мышлением, есть продукт истории. В процессе все усложняющегося обществ, произ-ва и развития производств, отношений, включения все новых предметов в процесс производства и созидания вещей, человек открывал все новые и новые вещи, свойства и отношения между ними, а также новые формы отношений между людьми в обществе. По мере историч. развития человека качественно изменяются и объект и субъект восприятия. «Глаз стал человеческим глазом, точно так же, как его объект стал общественным, человеческим объектом, созданным человеком для человека. Поэтому чувства непосредственно в своей практике стали теоретикам и» (Маркс К. иЭн-г е л ь с Ф.,Из ранних произведений, 1956, с. 592). Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. с чувств, ступени, и поднимается на уровень абстрактного логич. мышления, к-рое и исходит из чувственности и, выходя за ее пределы, никогда не отрывается от нее. Переход от чувств, познания к логич. мышлению является скачком от знания о единичном, случайном и внешнем к обобщенному знанию о существенном, закономерном, от наглядных форм отражения к таким формам, к-рые лишены «вещества чувственности». В мышлении происходит преобразование созерцания и представления в понятия, и скрытые на чувств, ступени познания существ, свойства и закономерные отношения вещей раскрываются сознанию именно в мышлении. Будучи качественно различными уровнями познания мира, чувств, отражение и мышление находятся в неразрывном единстве, образуя последовательно восходящие звенья единого познават. процесса. Между чувств, отражением и мышлением нельзя установить абс. грани, как нельзя ее установить в объективной основе чувств, и рацион, познания — между внешними и внутр. свойствами и связями вещей, между случайностью и необходимостью и т. п. Посредством языка, к-рый участвует во всех познавательных процессах, в чувств, восприятие включается обобщенное знание, сложившееся в результате обществ, практики. А в мышлении человек исходит из чувств, отражения и проникается им. Объективной основой как единства, так и качеств, различия между чувственным и рациональным познанием является реальное единство и различие внешних и внутр. сторон бытия, явления и сущности, формы и содержания и т. п. Д. м. преодолевает, т. о., ограниченность как сенсуализма и интуитивизма, недооценивающих роль логич. мышления, так и рационализма, недооценивающего роль чувств, познания. Человеч. мышление — это историч. явление, предполагающее преемственность приобретаемых от поколения к поколению знание и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с к-рым мышление находится в неразрывной связи (см. Мышление и язык). Познание мира отд. человеком всесторонне опосредствовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление совр. человека есть продукт истории, и те специфич. особенности, к-рыми оно обладает, складывались исторически на основе развития обществ, практики, к-рая также является историч. явлением. Практика совр. общества коренным образом отличается от практики, напр., рабовла-дельч. общества, и мышление, основанное на этих уровнях практики, существенно различается. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 485 Мышление, как и его основа — практика,— это обществ, явление. Природа раскрывала и раскрывает свои «тайны» перед мышлением человека не «один на один», а через все более усложняющиеся формы обществ, отношений людей. Из историчности чело-веч, познания и прежде всего историчности объекта познания вытекает необходимость историч. метода, к-рый находится в диалектич. единстве с логич. методом (см. Логическое и историческое). Необходимыми приемами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, к-рые по-разному выявляются на различных уровнях историч. и логич. движения мысли по пути в глубины познания объекта. Все эти приемы познания, выросшие из недр практич. операций человека с предметами, функционируют в процессе познания в неразрывном единстве. Их конечным пунктом является исходный пункт познания, т. е. чувственно данное, но уже не в его суммарной целостности, а в расчлененном единстве, в раскрытой связи его частей, что и составляет конкретное знание, заключающееся в единстве многообразных определений объекта (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). Мышление как процесс отражения мира имеет своим результатом определенные мысли, к-рые вступают между собой в логич. связь. Различные способы связи мыслей или типы строения мысли образуют |различные формы мышления (см. Понятие, Суждение 'и Умозаключение). В задачу теории познания входит изучение образования и законов развития форм мышления, раскрытие их объективного содержания и их диалектич. взаимосвязи в процессе познания. Познание есть процесс проникновения сознания человека в объект, а познават. целью этого процесса является постижение истины, т. е. правильного отражения объекта. Результаты процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную истину, к-рая не есть сама действительность, а является объективным содержанием результатов познания. В понятии объективной истины получает наиболее конденсированное выражение гносеология, единство сознания и объективного мира. Человеч. познание не может сразу целиком и полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Всякая теория обусловлена исторически и потому заключает в себе не полную, а относительную истину. Но человеч. мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих и будущих поколений, и в этом смысле возможности познания безграничны. Познание есть развитие истины, а последняя выступает как результативное выражение исторически определенной ступени нескончаемого процесса познания, состоящего из отд. звеньев. Истина как процесс может быть только бесконечно накапливающимся знанием. Истина как исторически возникающее и развивающееся знание последовательно проходит в своем развитии определенные ступени. Исходя из признания относительности знаний в смысле историч. условности пределов приближения к полному знанию, Д. м. отвергает крайние выводы релятивизма, согласно к-рому характер человеч. знания исключает признание объективной истины. Каждый объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности, свой специфич. «контекст жизни»; каждое обществ, явление обусловлено специфич. обстоятельствами места и времени. Поэтому наряду с обобщенным необходим конкретный подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлеченной истины нет, истина ко икре т-н а, и всесторонность познания требует рассмотрения объекта в совокупности тех условий, от к-рых он зависит. Конкретность истины предполагает учет того, что объект познания постоянно изменяется и в силу этого не может быть правильно отражен в неподвижных категориях. Далее. Конкретность истины предполагает прежде всего всесторонность и цельность рассмотрения объекта, а это включает его рассмотрение в процессе развития, что, в свою очередь, предполагает постоянное изменение, углубление и расширение самого знания об объекте. Предупреждая против ошибок, связанных с неконкретным подходом к истине, Ленин писал, что «всякую истину, если ее сделать „чрезмерной"..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (Соч., 4 изд., т. 31, с. 44). Истинность результатов человеч. познания подтверждается и проверяется обществ, практикой, составляющей по существу конечную цель человеч. познания и являющейся критерием истинности содержания знаний. Учение Д. м. о познаваемости мира является одним из важнейших принципов мировоззрения и метода рабочего класса и его партий. VI. Диалектика как логика и теория познания. Диалектика как наука о всеобщих формах и законах развития объективного мира образует неразрывное единство с логикой и теорией познания. Это единство имеет своим объективным основанием единство законов бытия и мышления. Развитая на матерп-алистич. основе, диалектика дает науч. решение! вопросов, к-рые до этого обособлялись в отдельные I от диалектики области — логику и гносеологию. Ха- \ рактеризуя предмет философии диалектич. материализма, Ленин, исходя из положений Энгельса, писал, что Д. м. не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками. «От прежней философии остается „учение о мышлении я его законах — формальная логика и диалектика". \ диалектика, в понимании Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматринать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию» (Соч., 4 изд., т. 21, с. 38). Ленин неоднократно подчеркивал, что диалектика и есть теория познания марксизма, а последняя есть логика, представляющая собой «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей", т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира» («Философские тетради», 1947, с. 66)*. Из самой природы материалистически понятого мышления, всегда соотнесенного с предметом, неизбежно вытекает, что разработка теории познания, диалектич. логики возможна только в неразрывной связи с изучением материального мира. Диалектич. * Среди сов. философов существуют две точки зрения в трактовке этих ленинских положений. Одни считают, что Ленин имел в виду тождество диалектики, логики и теории познания. Другие утверждают, что Ленин имел в виду единство диалектики, логики и теории познания, к-рое предполагает их различие по объекту и содержанию. Первая точка зрения исходит из того, что Д. м.—зто и есть диалектика, диалектическая логика, и теория познания. Вторая точка зрения исходит из того, что понятие «диалек тика» шире, чем понятия «логика» и «теория познания», что диалектика есть учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, а диалектич. логика—это учение о законах развития мышления; теория познания же шире по своему объему; она имеет свою специфику, заключающуюся в исследовании отношения субъекта к объекту, возникновение ощущений, чувственное познание, переход от ощущений к мысли и т. п. 486 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ логика имеет своим предметом не мышление само по себе, а наполненные обобщенным содержанием формы и законы мышления в их отношении к объективному миру или осн. формы существования и законы развития объективного мира в их отношении к мышлению. Из самой природы диалектически понятого мышления вытекает необходимость историч. рассмотрения содержания, форм и законов мышления на основе развития общественной практики. Задача диалектич. логики состоит в исследовании того, как диалектика бытия (природы и общества) отражается в диалектике мышления, в выражении движения и развития предметов и явлений объективного мира и противоречия, как движущей силы развития, в логике понятий, категорий. Диалектич. логика есть применение всех осн. положений Д. м. к мышлению как научному отражению действительности в сознании человека. Из диалектически истолкованного мышления вытекает необходимость конкретно-истсрич. рассмотрения содержания, форм и законов мышления на основе развития обществ, практики, выяснения того, как из одних понятий вытекают другие, в каком соотношении находятся между собой законы, категории и т. п. Диалектич. логика раскрывает всю совокупность отношений между теорией и практикой в их возникновении и историч. развитии, взаимоотношений между различными формами и ступенями науч. мышления в ходе его развития. Диалектич. логика есть не что иное, как история и процесс познания в их логической обработке. Наряду с диалектич. логикой существует формальная логика, к-рая имеет своим предметом законы связи между посылками и выводами и законы доказательства. Если диалектич. логика представляет собой теорию возникновения и историч. развития логич. форм мышления в единстве с их содержанием, а потому раскрывает их внутр. противоречия, то формальная логика отвлекается от историч. развития мышления, берет его ' как нечто готовое, сложившееся, отвлекается от внутр. I противоречивости объекта познания как движущей | силы развития мира и познания. Если в формальной логике противоречия мыслятся как последовательно появляющиеся и несовместимые друг с другом противоположности, то диалектич. логика изучает такой способ мышления, в к-ром противоположности даны одновременно, т. е. так, как они существуют в объекте мысли. Диалектич. логика изучает весь процесс развития познания в цг-лом, а формальная логика — только определенную его сторону. Поэтому она не отменяется диалектич. логикой, а лишь ограничивается ею. В процессе познания законы диалектики и формально-логич. законы действуют одновременно. Но формально-логические законы недостаточны для научного познания, которое стихийно или сознательно руководствуется материалистической диалектикой. VII. Категории и законы диалектики. Материалистич. диалектика есть учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и человеч. сознания. Эти законы отражаются и фиксируются в системе категорий. Категории—зто наиболее общие, осн. понятия и вместе с тем существ, определения форм бытия и отношений вещей; категории выражают универсальные формы обобщения бытия и познания. Поскольку все категории взаимосвязаны и постоянно развиваются, а в своем развитии они подчинены осн. законам диалектики, постольку законы диалектики, в свою очередь, выражают соотношения между категориями как общими сторонами и отношениями вещей. Так, напр., соотношения между содержанием и формой, сущностью и явлением, необходимостью и случайностью представляют собой, помимо их специфики, проявле- ние действия закона единства и борьбы противоположностей. Являясь результатом познания объективного мира, категории становятся предпосылкой, а в своей совокупности— всеобщим методом научного исследования. При этом не все категории, так же как и не все законы, играют одинаковую методологич. роль. Такие, напр., категории, как причинность, развитие, противоречие, закономерность—это не просто универсальные формы человеч. мышления, но и основные принципы познания мира. Как результат обобщения категории выражают прошлую практику, а как орудие познания они служат настоящей и будущей практике. Категории развиваются в соответствии с движением действительности и развитием ее познания человеком. Отражая изменяющуюся действительность, категории претерпевают развитие, заключающееся в обогащении, углублении и конкретизации их содержания. В объективном смысле, если иметь в виду мир в целом, то не может быть и речи о последовательном формировании категорий как основных и всеобщих свойств и отношений вещей. Качество, количество, причинность, закон и т. п. сосуществуют извечно, а не возникают последовательно одно из другого или одно вслед за другим. Только идеалистич. логика может строиться на том предположении, что возникновение и развитие логич. категорий есть в то же время и самое творчество вещей и их отношений. Такой концепции мог придерживаться, напр., Гегель, исходивший из идеалистически понятого положения о тождестве мышления и бытия, из признания разума основой мира. Д. м., в противоположность объективному идеализму, исходит из признания единства бытия и сознания, к-рое предполагает и общность законов объективного мира и сознания и из, различие. Д.м. вместе с тем отвергает априоризм в трактовке категорий, вырывающий непроходимую пропас гь между бытием и мышлением как различными субстанциями. Д.м. основывается в анализе категорий на принципах марксистско-ленинской теории отражения я диалектики. Исследование и изложение категорий и законов Д. м. должно исходить из единства логич. и историч. методов, что, в свою очередь, выражает объективную логику отношений вещей и их развития, развертывание в них все большего богатства определений в связи с усложнением их отношений, т. к. «... ход абстрактного мышления, восходящего от простейшего к сложному, соответствует действительному историческому процессу» (М арке К., см. МарксК. «Энгельс Ф, Соч., 2 изд., т. 12, с. 728—29). Вместе с тем взаимная связь и взаимопереходы категорий в логич. форме (разумеется, весьма условно, с неизбежным огрублением) отражают историч. ход развития познания объекта и логич. последовательность моментов процесса познания. В системе материалистич. диалектики каждая категория занимает более или менее определенное и историческое и логич. место, явтяясь обобщенным выражением соответствующей ступени развития знания о мире. Ленин рассматривал категории как ступени, узловые пункты познания мира. «История мысли с точки зрения развития и применения общих понятий и категорий Логики —voila ce qu'il faut! [вот, что нужно!]» (Л е н и н В, И., Философские тетради, 1947, с. 152). Логич. ход мысли воспроизводит движение историч. процесса познания от непосредств. восприятия свойств вещей к познанию с помощью мышления закономерных связей. Основой процесса развития категорий является обществ, практика человека в процессе ее историч. развития. Самые отвлеченные категории мысли имеют «земные корни» и в конечном
|
|
|