Драматургия несоразмерностей пространства и времени
Существует две интенции человеческого сознания. Это мышление в режиме «стоянки», в режиме синхронического мышления. Это мышление в режиме «пути», в режиме диахронического мышления. Синхроническое мышление служит основой для формирования «топоментальности».
1.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – БАЗОВЫЕ ИНТУИЦИИ
Всякое понимание базируется на «первичных» качествах-интуициях – пространстве и времени. Как правильно писал Дж. Локк - «фундамент» просветительской философии: ««Где» и «когда» - это вопросы, относящиеся ко всем конечным предметам, и счет мы ведем всегда от некоторых известных частей нашего ощущаемого мира и от некоторых известных отрезков времени, указанных нам наблюдаемыми в нем движениями. Без таких определенных точек или промежутков времени порядок вещей затерялся бы для нашего конечного разума (лучше перевести как – «понимания»- С.Г.) в беспредельном, неизменном океане продолжительности и распространенности, вмещающих в себя все конечные предметы и во всем объеме своем принадлежащих только богу» (26, с.251). Это же подчеркивал английский «Аристотель» - инженер Г. Спенсер в отношении пространства: «…никакими усилиями ума мы не можем вообразить себе несуществование пространства. Это – одна из самых известных истин, что мы ни на минуту не в состоянии освободиться от идеи о пространстве, окружающем нас со всех сторон, и мы не только принуждены мыслить о пространстве, как о присутствующем повсюду в настоящее время, но не в силах даже понять его отсутствие в прошедшем или в будущем» (41, с.19). Этот изначальный дуализм базовых категорий «пространство» и «время» обусловлен тем, что человек способен все понимать лишь либо в трехмерных объемах пространства, либо в одномерных последовательностях времени.
На самом деле, реальность существует, как минимум, в четырехмерном пространстве-времени (а, может быть, и в десятимерном). Но человек трехмерен, а потому представить этого не может, и он изначально находится с трагической драматургии «аполлоновского» синхронического и «дионисийского» диахронического начала. По этой причине для максимально адекватного понимания действительности он мыслит в двух режимах: в синхроническом режиме хорологического (пространственного) мышления и в диахроническом режиме историографического (временного) мышления.
2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
В сфере математики изначально существует дуализм между геометрией и арифметикой, который имеет продолжение в современной математике как дуализм между топологией и
В сфере конкретного научного знания существует различение между «пространственными» естественными науками и «временными» гуманитарными.
В искусстве существует различие между пространственными и временными искусствами. история отождествлялась в поэзией.
3. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ
В социологии существует «дуализм» между статикой и динамикой, которая задана еще О. Контом. Если следовать терминологии О. Конта, то культурный Ландшафт держится на символах-идеях: «Порядок» и «Прогресс». Первая идея реализуется на принципах социальной статики путем достижения гармонического соотношения между системными элементами культуры, «композиционного» единства культурного пространства; вторая – на принципах временной динамики системных элементов культуры, изменения их взаимной расположенности друг с другом. Люди всегда хотят «Порядка» и «Прогресса» в Культуре, дабы выстраивать в ней «композицию» своей жизни и «сюжет» своей судьбы. И хотя Культура обладает организацией и имеет тенденцию к совершенствованию, но организована она плохо и тенденции к развитию часто перекрываются деструктивными процессами деградации и вырождения. Организация и развитие культуры осуществляется в виде общих схем и границ, в рамках которых возможны разнообразные вариации и мутации, – именно в этой хаотичности и стихийности культурных процессов во многом кроется тайна этого крайне сложного и динамичного образования – человеческой культуры.
Читайте также: Q Для исследования восприятия пространства применяется еще и проба «Круги». Что это за методика? Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|