Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Драматургия несоразмерностей пространства и времени




 

Существует две интенции человеческого сознания. Это мышление в режиме «стоянки», в режиме синхронического мышления. Это мышление в режиме «пути», в режиме диа­хронического мышления.

Синхроническое мышление служит основой для формирования «топоментальности».

 

1.ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – БАЗОВЫЕ ИНТУИЦИИ

 

Всякое понимание базируется на «первичных» качествах-интуициях – пространстве и времени. Как правильно писал Дж. Локк - «фундамент» просветитель­ской фило­со­фии: ««Где» и «когда» - это вопросы, относящиеся ко всем конечным предметам, и счет мы ведем всегда от некоторых известных частей нашего ощущаемого мира и от некоторых известных от­резков времени, указанных нам наблюдаемыми в нем движениями. Без таких определенных точек или промежутков времени порядок вещей затерялся бы для на­шего конечного разума (лучше перевести как – «понимания»- С.Г.) в беспредельном, неизменном океане продолжительности и распространенности, вме­щающих в себя все конечные предметы и во всем объеме своем принадлежащих только богу» (26, с.251). Это же подчеркивал английский «Аристотель» - инженер Г. Спенсер в от­но­шении пространства: «…никакими уси­лиями ума мы не можем вообразить себе не­су­ществование простран­ства. Это – одна из самых известных истин, что мы ни на ми­нуту не в состоянии осво­бодиться от идеи о пространстве, окружаю­щем нас со всех сторон, и мы не только при­нуждены мыслить о пространстве, как о присутствую­щем повсюду в настоящее время, но не в силах даже понять его отсутствие в прошедшем или в будущем» (41, с.19).

Этот изначальный дуализм базовых категорий «пространство» и «время» обусловлен тем, что человек способен все понимать лишь либо в трехмерных объемах простран­ства, либо в одномерных по­следовательностях времени.

На самом деле, реальность существует, как ми­нимум, в четырехмерном пространстве-времени (а, может быть, и в десятимерном). Но человек трехмерен, а потому пред­ста­вить этого не может, и он изначально находится с трагической драматургии «аполло­новского» синхронического и «дионисийского» диахронического начала. По этой при­чине для максимально адекватного по­нимания действительности он мыслит в двух ре­жимах: в синхроническом режиме хоро­логического (пространственного) мышления и в диахроническом режиме историографического (временного) мышления.

 

2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ МЕНТАЛЬНОСТИ

 

В сфере математики изначально существует дуализм между геометрией и арифмети­кой, который имеет продолжение в современной математике как дуализм между топо­логией и

 

В сфере конкретного научного знания существует различение между «пространствен­ными» естествен­ными науками и «временными» гуманитарными.

 

В искусстве существует различие между пространственными и временными искусст­вами.

история отождествлялась в поэзией.

 

3. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ

 

В социологии существует «дуализм» между статикой и динамикой, которая задана еще О. Контом.

Если следовать терминологии О. Конта, то культурный Ландшафт держится на сим­во­лах-идеях: «По­рядок» и «Прогресс». Первая идея реализуется на принципах соци­аль­ной статики путем достижения гармонического соотношения между системными эле­ментами культуры, «композиционного» единства культурного пространства; вто­рая – на принципах временной динамики системных элементов культуры, изменения их вза­имной расположенности друг с другом. Люди всегда хотят «Порядка» и «Про­гресса» в

Культуре, дабы выстраивать в ней «композицию» своей жизни и «сюжет» своей судьбы. И хотя Культура обладает организацией и имеет тенденцию к совершенствова­нию, но организована она плохо и тенденции к развитию часто перекрываются деструктивными процессами деградации и вырожде­ния. Организация и развитие куль­туры осуществляется в виде общих схем и гра­ниц, в рам­ках которых воз­можны разнообразные вариации и мутации, – именно в этой хаотичности и стихийно­сти куль­турных процессов во многом кроется тайна этого крайне сложного и динамичного об­разования – человеческой культуры.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...