Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Христианское понимание времени истории.




 

Современное понимание времени истории корениться в христианском представлении об исто­рии как некоем упорядоченном согласно божьему замыслу спасения процессе. По этому за­мыслу, когда исполнилось время пришел Христос, с его приходом история завершается, ос­тальное же время- это время ожидания второго пришествия Христа и суда. Для античности ха­рактерно неприятие истории, идея прогресса, как мы видели им не свойственна или проявлена крайне слабо. Видение истории циклично- от подъема к катастрофическому упадку и обратно. В христианском же мировидении история не циклична, а прямолинейна, имеет цель и смысл. Как верно, в частности по поводу ран­невизантийской культуры, подчеркивает З.В.Удальцова: «Меняется представление че­ловека о космосе, о времени и пространстве, о ходе истории: на смену замкнутым ис­то­рическим циклам ан­тичных писателей при­ходит телеологи­ческое, обу­словленное во­лей бога поступательное движение истории ранневизантий­ских исто­риков и хро­ни­стов»(Удальцова З.В. Византийская культура М.,1988 с.59-60)

 

Более того, древние греки жили идеологией своего полиса, это полисная идеология. Уничтожение полиса привело к разложению ментальности античного грека, сделало его инди­видуалистом, поте­рявшим смысл в общественной жизни. Ментальность хри­стианина же нашла точку опоры в новом измерении - в церковной соборности.

 

Интересна точка зрения М. Вебера, который считал, что «…христианство было в на­чале уче­нием странствующих ремесленников, специфически городской религией по своему характеру и оставалась таковой во все времена своего внешнего и внутреннего расцвета- в античности, в средние века, в пуританизме. Основной сферой действия хри­стианства был западный город..» (вебер М. Избранное. Образ общества. М.,1994. С.45)

 

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ(около 280-340)

Основателем патристической историографии считают Евсевия Памфила, епископа Ке­сарий­ского. Следуя Сексту Африкану, а может быть и более древней традиции Евсевий определяет время от «сотворения мира»до рождения Христа в 5500 лет. Наибольшее значение имеют его работы «Хро­ника» и «Церковная история». Хронологическая схема Евсевия утвердилась на За­паде благодаря пе­реводу «Хроноло­гического канона» на ла­тинский язык св. Иеронимом, кото­рый добавил отсутствовавшие данные римской исто­рии и продолжил таблицы Евсевия до 378 г. Если быть более последовательным, то следует считать основателем христианской историографии пророка Даниила. Ренан во­обще считает пророка Даниила первым историосо­фом. Концепция смены четырех мо­нархий долгое время служила основой для всех христиан­ских историков

 

АВГУСТИН

 

Августин не принял теорию исторического процесса, которая была принята Евсевием. Она, по его мнению не давала четкого вектора направленности истории.. Он дает пе­риодизацию по шести возрас­там: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость)

 

Эта концепция имела довольно долгую историю. Активно выступал против провиден­циалист­ской концепции, в частности Вольтер, который, как известно, первый ввел по­нятие «философия истории» в научный оборот. В своей работе «Философия истории» (1765) он энергично высту­пал против этого представления, утверждая, что большое значение в истории бессмысленный и лишенный всякой логики и цели случай.

 

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

 

Иоахим Флорский делил историю на три эры, сравнивая их со звездами, зарей и солнцем или же с зимой, весной и летом. В первом периоде людьми управляет покор­ность, во втором – по­слушание, в третьем – свобода и милость.

 

Кроме августиновской концепции большим авторитетом пользовалась концепции ка­лабрийског аб­бата Джоаккино да Фьоре(1130-1202). Согласно его концепции

 

ИБН-ХАЛЬДУН

 

По Ибн-Хальдуну люди первоначально пребывают в состоянии дикости, далее челове­ческое обще­ство проходит два этапа. Первый этап «примитивности» (бидава) – это за­нятие людей земледелием и скотоводством, второй этап «цивилизации» (хидара) харак­терен тем, что в нем процветают ремесло, торговля, науки и искусства. Переход от од­ного этапа к другому происходит благодаря появлению прибавочного продукта (заида). Главный момент состоит в том, что переход к состоянию цивилизованности происхо­дит часто путем захвата избытка дру­гими группами или племенами. Ибн-Хальдун в данном случае является сторонником теории завоевания. Цивилизация возникает путем захвата и подавления свободы- это переход от ра­венства к неравен­ству. Значит, выходит так, что про­гресс в хозяйственной сфере приводит к регрессу в сфере социальной, если брать в качестве оценоч­ного идеала социального прогресса свободу и равенство людей. Но, с другой стороны, расцвет хозяй­ственной деятельности и воз­ни­кающая вследствие этого дисгармония социальных отношений приво­дит к расцвету наук и искусств. Видно, что для Ибн-Хальдуна не является тайной эта сложная дис­гармония между стратами культуры. Потому он приходит к циклической концепции прогресса на ос­нове анало­гии государства с человеческой жизнью. По его мнению, воз­раст государств в основном не превышает ста двадцати лет, т.е. возрастов трех поколений. Для первого поколения свойст­венна про­стота нравов и относительное ра­венство. Второе поколение, которое находится на стадии цивилизации, живет в роскоши и изнеженности. Этому поколению свойственно неравенство, взаим­ная враж­дебность. При третьем поколении происходит окончательная де­градация и развал госу­дар­ства.

В общем, логика процесса такова: при появлении избытка (заида) начинается борьба между группи­ровками общества, между различными племенами за его обладание, эта изнурительная борьба завер­шается победой одной из них, что создает благотворную ситуацию для дальнейшего расцвета хозяй­ственной деятельности, ибо объединение общества под властью одной группировки родо-племенного кровнородственного типа- «асабийи» улучшает управление общество и защита его от посягательств извне. Но в дальнейшем скромные по на­чалу потребности «асабийи» возрастают, ищутся новые спо­собы изъятия налогов для все более и более растущих потребностей элиты («аса­бийи»). Это приводит к снижению заинтересован­ности других членов общества в про­изводительном труде, тем более, что авторитет этого про­изводительного труда падает, становится престижной праздная жизнь в роскоши и разврате, пример которой подает элита. В результате общество в стадии цивилизации уничтожает само себя, по Ибн-Хальдуну цивилизация- это конец общества. После этого происходят обществен­ные потрясения, а далее приходит к власти новая элита, основанная, как праило на кровно­род­ственных связях («асабийя») и все повторяется.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...