Христианское понимание времени истории.
Современное понимание времени истории корениться в христианском представлении об истории как некоем упорядоченном согласно божьему замыслу спасения процессе. По этому замыслу, когда исполнилось время пришел Христос, с его приходом история завершается, остальное же время- это время ожидания второго пришествия Христа и суда. Для античности характерно неприятие истории, идея прогресса, как мы видели им не свойственна или проявлена крайне слабо. Видение истории циклично- от подъема к катастрофическому упадку и обратно. В христианском же мировидении история не циклична, а прямолинейна, имеет цель и смысл. Как верно, в частности по поводу ранневизантийской культуры, подчеркивает З.В.Удальцова: «Меняется представление человека о космосе, о времени и пространстве, о ходе истории: на смену замкнутым историческим циклам античных писателей приходит телеологическое, обусловленное волей бога поступательное движение истории ранневизантийских историков и хронистов»(Удальцова З.В. Византийская культура М.,1988 с.59-60)
Более того, древние греки жили идеологией своего полиса, это полисная идеология. Уничтожение полиса привело к разложению ментальности античного грека, сделало его индивидуалистом, потерявшим смысл в общественной жизни. Ментальность христианина же нашла точку опоры в новом измерении - в церковной соборности.
Интересна точка зрения М. Вебера, который считал, что «…христианство было в начале учением странствующих ремесленников, специфически городской религией по своему характеру и оставалась таковой во все времена своего внешнего и внутреннего расцвета- в античности, в средние века, в пуританизме. Основной сферой действия христианства был западный город..» (вебер М. Избранное. Образ общества. М.,1994. С.45)
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ(около 280-340) Основателем патристической историографии считают Евсевия Памфила, епископа Кесарийского. Следуя Сексту Африкану, а может быть и более древней традиции Евсевий определяет время от «сотворения мира»до рождения Христа в 5500 лет. Наибольшее значение имеют его работы «Хроника» и «Церковная история». Хронологическая схема Евсевия утвердилась на Западе благодаря переводу «Хронологического канона» на латинский язык св. Иеронимом, который добавил отсутствовавшие данные римской истории и продолжил таблицы Евсевия до 378 г. Если быть более последовательным, то следует считать основателем христианской историографии пророка Даниила. Ренан вообще считает пророка Даниила первым историософом. Концепция смены четырех монархий долгое время служила основой для всех христианских историков
АВГУСТИН
Августин не принял теорию исторического процесса, которая была принята Евсевием. Она, по его мнению не давала четкого вектора направленности истории.. Он дает периодизацию по шести возрастам: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость)
Эта концепция имела довольно долгую историю. Активно выступал против провиденциалистской концепции, в частности Вольтер, который, как известно, первый ввел понятие «философия истории» в научный оборот. В своей работе «Философия истории» (1765) он энергично выступал против этого представления, утверждая, что большое значение в истории бессмысленный и лишенный всякой логики и цели случай.
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ
Иоахим Флорский делил историю на три эры, сравнивая их со звездами, зарей и солнцем или же с зимой, весной и летом. В первом периоде людьми управляет покорность, во втором – послушание, в третьем – свобода и милость.
Кроме августиновской концепции большим авторитетом пользовалась концепции калабрийског аббата Джоаккино да Фьоре(1130-1202). Согласно его концепции
ИБН-ХАЛЬДУН
По Ибн-Хальдуну люди первоначально пребывают в состоянии дикости, далее человеческое общество проходит два этапа. Первый этап «примитивности» (бидава) – это занятие людей земледелием и скотоводством, второй этап «цивилизации» (хидара) характерен тем, что в нем процветают ремесло, торговля, науки и искусства. Переход от одного этапа к другому происходит благодаря появлению прибавочного продукта (заида). Главный момент состоит в том, что переход к состоянию цивилизованности происходит часто путем захвата избытка другими группами или племенами. Ибн-Хальдун в данном случае является сторонником теории завоевания. Цивилизация возникает путем захвата и подавления свободы- это переход от равенства к неравенству. Значит, выходит так, что прогресс в хозяйственной сфере приводит к регрессу в сфере социальной, если брать в качестве оценочного идеала социального прогресса свободу и равенство людей. Но, с другой стороны, расцвет хозяйственной деятельности и возникающая вследствие этого дисгармония социальных отношений приводит к расцвету наук и искусств. Видно, что для Ибн-Хальдуна не является тайной эта сложная дисгармония между стратами культуры. Потому он приходит к циклической концепции прогресса на основе аналогии государства с человеческой жизнью. По его мнению, возраст государств в основном не превышает ста двадцати лет, т.е. возрастов трех поколений. Для первого поколения свойственна простота нравов и относительное равенство. Второе поколение, которое находится на стадии цивилизации, живет в роскоши и изнеженности. Этому поколению свойственно неравенство, взаимная враждебность. При третьем поколении происходит окончательная деградация и развал государства. В общем, логика процесса такова: при появлении избытка (заида) начинается борьба между группировками общества, между различными племенами за его обладание, эта изнурительная борьба завершается победой одной из них, что создает благотворную ситуацию для дальнейшего расцвета хозяйственной деятельности, ибо объединение общества под властью одной группировки родо-племенного кровнородственного типа- «асабийи» улучшает управление общество и защита его от посягательств извне. Но в дальнейшем скромные по началу потребности «асабийи» возрастают, ищутся новые способы изъятия налогов для все более и более растущих потребностей элиты («асабийи»). Это приводит к снижению заинтересованности других членов общества в производительном труде, тем более, что авторитет этого производительного труда падает, становится престижной праздная жизнь в роскоши и разврате, пример которой подает элита. В результате общество в стадии цивилизации уничтожает само себя, по Ибн-Хальдуну цивилизация- это конец общества. После этого происходят общественные потрясения, а далее приходит к власти новая элита, основанная, как праило на кровнородственных связях («асабийя») и все повторяется.
Читайте также: CТО. Преобразования Лоренса для координат ивремени. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|