Материалы: философское концептуальное мышление
Человек отличается во многом от животных «разумом», но, прежде чем утверждать это, надо выяснить, что такое «разум». Наиболее существенной же чертой разума является не познание, а, как не странно это звучит от многих, умение создавать «химеры», т.е. обладание продуктивной способностью воображения. Человек создает разные концептуальные искусственные схемы, которые имеют крайне отдаленную схожесть с реальностью. Как бы сказал м. Хайдеггер, он выдвигается в «ничто». Вот эта способность и есть собственно человеческая способность. Человек «конструирует» и «изобретает» - он «философствует». Центральный вопрос кантовой критики: «Как возможны априорные синтетические суждения?» – это есть скрытая форма центрального вопроса антропологии: «Как возможен человек?» и одновременно центрального вопроса философии: «Как возможна метафизика?». Философ создает фикции (Г. Файхингер) – концептуальные замыслы, которые создают лишь предпосылки для зарождения каких-либо религиозных систем, художественных творений, научных теорий, но сами таковыми не являются. Удивителен факт, что, к примеру, совершенно ненаучная концепция С. Киркегора привела Н. Бора к его квантовой теории и к принципу дополнительности, т.е. как та или иная философская концепция порождает разнообразнейшие символические формы в менталитете. Суть философской концепции не в ее истинности или соответствии реальности, а в том, что она образует энергетические потенциалы, порождающие религии, творения искусства и научные теории, которые отвечают тем или иным потребностям человеческой культуры
ГЛАВА 3 ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ СОЗНАНИЯ ПАРАНОЙЯ
ДЕПРЕССИЯ СОЗНАНИЯ МАНЬЯКАЛЬНОСТЬ ИДЕЯ И СМЕЩЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ ПЕРЕВЕРНУТОЕ СОЗНАНИЕ КРИТИКА И СМЕЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ СУИЦИД
ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ШИЗОФРЕНИЯ
Но, как не странно, социальные институты ментальности всегда склонны к самозамыканию.. это случается тогда, когда формируются школы и образовательные институты. Это, в частности, влияет на их язык. Они соревнуются друг с другом внутри этих социальных институтов в тонкости анализа, превращаясь в схоластику. ПРЕДИСЛОВИЕ
Основы философии состоят из трех частей. Это, во- первых, теория философствования, в которой рассматриваются общие принципы этой трансцендентальной формы человеческой мысли, дается теория философского концепта. Во- вторых, - теория традиции. В ней описываются общие механизмы действия традиции, которые общи для всех сфер культуры. Это своеобразная новая теория «эйдосов». Традиция и есть «эйдос», но «эйдос» исторический и погруженный в реальность культуры. Теория традиции – это есть историцизированный платонизм, или, вернее, форма онтологически интерпретированного и историцизированного кантианства. В - третьих, это теория модельной феноменологии, которая является синтезом двух лишь по видимости противоположных традиций философствования: традиции феноменологии и традиции позитивизма во всех формах её проявления в XIX - XX вв.. Наше познание – это познание посредством моделей (эпистемологической формы традиции), это познание – аналоговое и метафорическое. Дается голографическая концепция понимания как констелляции моделей, которые «высвечивают» реальность с разных точек зрения, с разной «интервальностью» рассмотрения, создавая «мозаичную», «объемную» и «живую» картину реальности. Но этим не исчерпывается поле философии. дуализмы естественны и для самого содержания, - известны дуализмы «субъект-объект», «мыслящее - протяженное», «психическое - физиологическое», «культурное - социальное» и т.д.
Человек в конкретной области своей деятельности применяет общие нормативные философские методы и картину мира, соизмеряя её с методами и картиной мира, которая более адекватна данной конкретной области его деятельности, внося, может быть, существенные коррективы в свое мировоззрение, иногда даже отвергая общее пропедевтическое философское знание как неконкретное, а в некоторых местах и некорректное. Но факт, - нет ни одного человека, который в процессе своего образования не имел явно или неявно ту или иную философскую концепцию в качестве первоначальной парадигмы своего сознания, поведения и деятельности. Может быть и так, что он в начале изобретает свою «доморощенную» философию в качестве исходной парадигмы, но от этого суть не меняется, эта «доморощенная» философия, хотя наивная и не действующая дальше «своего огорода», является философией.
Если линейно-вертикальный классический мыслитель движется в русле гегелевской «Феноменологии духа» или, в лучшем случае, что подметил Э. Блох (1885-1977), как гетевский «Фауст», а, в худшем, как парящий над «презренным» миром «Заратустра»; - то пространственно-многомерный «горизонтальный» неклассический мыслитель двигается более в интенциях «Прогулок одинокого мечтателя» Ж.-Ж. Руссо, или же внимательного и уважительного к реальному миру путешественника Леви-Стросса в «Печальных тропиках», в русле феноменологии путешествия по ландшафтным многообразиям мира, - его забот, страстей и чудес. Именно такого рода «грехопадение» – переход с «вертикальной» системы мысли на «горизонтальную» - открывает ему глаза, он начинает различать истинные основы «добра и зла» и начинает стыдиться мерзкой «наготой» своих мыслей и поступков. Философ в таком режиме начинает не «теоретизировать» или смутно «бормотать» что-то непонятное, - он начинает говорить, ибо сам строй речи создан на базе феноменологии путешествия первобытного человека по ландшафтам ойкумены. 2) Сознание субъекта-перипатетика ландшафтно. Оно имеет свои объем, пересеченный сгибами, разрывами и напряжениями. Со времен Канта традиционно считается, что мысль имеет временное измерение. Но мысль еще и пространственна, она имеет смежные, одновременно присутствующие в процессе мышления, сопряженные друг с другом регионы.
Сознание не представляет из себя гладкую поверхность – «tabula pasa», на которой можно «кинематографически» воспроизвести реальные рельефы ландшафта. Оно не представляет из себя и «сосуд», в «геометрию» рельефа которого можно «влить текучесть» реальности. Оно более представляет из себя лейбницеву «комнату», в этой «… темной комнате имеется полотно, для того, чтобы принимать изображения, притом не гладкое, а со складками, представляющими врожденные знания» (Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Т.2. М. 1983. С.144). Но этот образ «драпированной темной комнаты» не совсем подходящ, тем более, что у самого Лейбница есть еще иной геологический, «ландшафтный» образ - это образ «мраморной глыбы с прожилками», из которой, следуя изгибам этих естественных «прожилок» формируется наше знание. На мой взгляд, более приемлемо описание сознания в «категориях-метафорах» ландшафта, т.е. существует определенный «рельеф», составленных не только из «мраморных глыб» правильного сознания, но и из пыльных «пустынь» с блуждающими «барханами» мнений, из «болот», из «рек» и «океанов» предрассудков, из конвекционных «воздушных потоков» эстетико - религиозных откровений, из глубинных «пещер» бессознательного. И все это ландшафтное многообразие сознания исчерчено изгибами и складками. Даже «мраморные глыбы» правильного знания, выстроены как «горная система» и представляет из себя фрактальное многообразие. Сам силлогизм - орудие постройки правильных архитектур знания, существует как сложенное складками знание, что, в частности, подчеркнул Ж. Делёз в «Складка. Лейбниц и барокко» (Гл.4). Разные по природе ландшафты реальности и ландшафты сознания сталкиваются друг с другом в трагическом диссонансе. Хотя между ними существует определенная связь, ибо сознание миметично реальности, но эта связь «окказиональна». И именно структура рельефа этого ландшафта сознания, сталкиваясь с рельефом ландшафта реальности производит дополнительные напряжения и смещения, разрывы. В результате симбиоза часто не возникает эффект «предустановленной гармонии», а происходит растяжение, разрыв и фрагментаризация «складчатой драпировки» ландшафта сознания. Именно эта трагичность столкновения –базовая основа человеческого мироощущения.
АРХЕТИПЫ МЫСЛИ
Сфера мысленной деятельности базируется на «архетипах» - определенных предрасположенностях - интуициях, которые формируются на границах биологически заданной структуры сознания и обусловленных культурой мутаций этого сознания. Эти пограничные предрасположенности-интуиции плохо описываются языком, сами они имеют «блуждающий» и «сумеречный» характер. Исходной основой возникновения мысли является состояние философствования. Возникновение самого эффекта мысли – есть явление образа жизни изгнанного из рода дикаря, аутсайдера или племенного маргинала: шамана или «трикстера». Дикарь-изгнанник – это путешественник, не имеющий определенного местопребывания, потому-то исходно ментальность философа сформирована на базе ментальности путешественника.
во-вторых, предрасположенность мысли выстраиваться в «архитектуру» гармонических «пульсаций» триад, выстраиваемых в первоначальные синхронно-диахронические интуиции; в-третьих, это стремление мысли к созданию организованных априорных форм, которые предполагают эффективное приложение мысли к практической реализации.. На их базе и выстраивается «ритуальная игра» тех или иных регионов философствования, которые с разных перспектив создают общую картину философии.
Змея потому считалась воплощением мудрости, что у нее раздвоенный язык.
Читайте также: Ваше мышление не должно быть ничем ограничено Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|