Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы: философское концептуальное мышление




 

Человек отличается во многом от животных «разумом», но, прежде чем утверждать это, надо выяснить, что такое «разум». Наиболее существенной же чертой разума является не познание, а, как не странно это звучит от многих, умение создавать «химеры», т.е. обладание продуктивной способностью воображения. Человек создает разные концептуальные искусственные схемы, которые имеют крайне отдаленную схожесть с реальностью. Как бы сказал м. Хайдеггер, он выдвигается в «ничто». Вот эта способность и есть собственно человеческая способность. Человек «конструирует» и «изобретает» - он «философствует». Центральный вопрос кантовой критики: «Как воз­можны априорные синтетические суждения?» – это есть скрытая форма центрального вопроса антропологии: «Как возможен человек?» и одновременно центрального во­проса философии: «Как возможна метафизика?».

Философ создает фикции (Г. Файхингер) концептуальные замыслы, которые создают лишь предпосылки для зарождения каких-либо религиозных систем, художественных творений, научных теорий, но сами таковыми не являются. Удивителен факт, что, к примеру, совершенно ненаучная концепция С. Киркегора привела Н. Бора к его квантовой теории и к принципу дополнительности, т.е. как та или иная философская концепция порождает разнообразнейшие символические формы в менталитете. Суть философской концепции не в ее истинности или соответствии реальности, а в том, что она образует энергетические потенциалы, порождающие религии, творения искусства и научные теории, которые отвечают тем или иным потребностям человеческой культуры

 

ГЛАВА 3 ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

 

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ СОЗНАНИЯ

ПАРАНОЙЯ

ДЕПРЕССИЯ СОЗНАНИЯ

МАНЬЯКАЛЬНОСТЬ

ИДЕЯ И СМЕЩЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ

ПЕРЕВЕРНУТОЕ СОЗНАНИЕ

КРИТИКА И СМЕЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ

СУИЦИД

 

ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ШИЗОФРЕНИЯ

 

 

Но, как не странно, социальные институты ментальности всегда склонны к самозамы­канию.. это случается тогда, когда формируются школы и образовательные институты. Это, в частности, влияет на их язык. Они соревнуются друг с другом внутри этих соци­альных институтов в тонкости анализа, превращаясь в схоластику.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Основы философии состоят из трех частей. Это, во- первых, теория философствова­ния, в которой рассматриваются общие принципы этой трансцендентальной формы человеческой мысли, дается теория философского концепта. Во- вторых, - теория традиции. В ней описываются общие механизмы действия традиции, которые общи для всех сфер куль­туры. Это своеобразная новая теория «эйдосов». Традиция и есть «эйдос», но «эйдос» исторический и погружен­ный в реальность культуры. Теория тра­диции – это есть ис­торицизированный платонизм, или, вернее, форма онтологически интерпретирован­ного и историцизированного кантианства. В - третьих, это теория модельной феноменологии, которая является синтезом двух лишь по видимости противоположных традиций философствования: традиции феноменологии и традиции позитивизма во всех формах её проявления в XIX - XX вв.. Наше познание – это по­зна­ние посредством моде­лей (эпистемологической формы традиции), это познание – ана­логовое и метафо­рическое. Дается голографическая концепция понимания как констелляции моделей, которые «высвечивают» реальность с разных точек зрения, с разной «интервально­стью» рассмотрения, создавая «мозаичную», «объемную» и «жи­вую» картину реальности.

Но этим не исчерпывается поле философии. дуализмы естественны и для самого содержания, - известны дуализмы «субъект-объ­ект», «мыслящее - протяженное», «психическое - физиологическое», «культурное - со­циальное» и т.д.

Че­ловек в конкретной области своей деятельности применяет общие нормативные философские методы и кар­тину мира, соизмеряя её с методами и картиной мира, кото­рая более адекватна данной конкретной области его деятельности, внося, может быть, существенные кор­рективы в свое мировоззрение, иногда даже отвергая общее пропедевтическое философское знание как неконкретное, а в некоторых местах и не­корректное. Но факт, - нет ни одного человека, который в процессе своего образования не имел явно или не­явно ту или иную философскую концепцию в качестве первона­чальной парадигмы сво­его сознания, поведения и деятельности. Может быть и так, что он в начале изобретает свою «доморощенную» философию в качестве исходной пара­дигмы, но от этого суть не меняется, эта «доморощенная» философия, хотя наивная и не действующая дальше «своего огорода», является философией.

 

 

Если линейно-вертикальный классический мыслитель движется в русле гегелевской «Феноменологии духа» или, в лучшем случае, что подметил Э. Блох (1885-1977), как ге­тевский «Фауст», а, в худшем, как парящий над «презренным» миром «Заратустра»; - то пространственно-многомерный «горизонтальный» неклассический мыслитель дви­гается бо­лее в интен­циях «Прогулок одинокого мечтателя» Ж.-Ж. Руссо, или же внима­тельного и уважительного к реальному миру путешест­венника Леви-Стросса в «Печальных тропиках», в русле феноменологии путешествия по ландшафтным многообразиям мира, - его забот, страстей и чудес. Именно такого рода «грехопаде­ние» – переход с «вертикальной» системы мысли на «горизонталь­ную» - открывает ему глаза, он начинает различать истинные основы «добра и зла» и начинает стыдиться мерзкой «наготой» своих мыслей и поступков. Философ в таком режиме начинает не «теоретизировать» или смутно «бормотать» что-то непонятное, - он начинает говорить, ибо сам строй речи создан на базе феноменологии путешествия первобытного человека по ландшафтам ойкумены.

2) Сознание субъекта-перипатетика ландшафтно. Оно имеет свои объем, пере­се­чен­ный сгибами, разрывами и напряжениями. Со времен Канта традиционно считается, что мысль имеет временное измерение. Но мысль еще и пространственна, она имеет смеж­ные, одновременно присутствующие в процессе мышления, сопряжен­ные друг с дру­гом регионы.

Сознание не представляет из себя гладкую поверхность – «tabula pasa», на которой можно «кинематографически» воспроизвести реальные рельефы ландшафта. Оно не представляет из себя и «сосуд», в «геометрию» рельефа которого можно «влить теку­честь» реальности. Оно более представляет из себя лейбницеву «комнату», в этой «… темной комнате имеется полотно, для того, чтобы принимать изображения, притом не гладкое, а со складками, представляющими врожденные знания» (Лейбниц Г.В. Сочинения в че­тырех томах. Т.2. М. 1983. С.144). Но этот образ «драпированной тем­ной комнаты» не совсем подходящ, тем более, что у самого Лейбница есть еще иной геологический, «ландшафтный» об­раз - это образ «мраморной глыбы с прожилками», из которой, следуя изгибам этих ес­тественных «прожилок» формируется наше знание. На мой взгляд, более приемлемо опи­сание сознания в «категориях-метафорах» ландшафта, т.е. существует определенный «рельеф», составленных не только из «мра­морных глыб» правильного сознания, но и из пыльных «пустынь» с блуждаю­щими «барханами» мнений, из «болот», из «рек» и «океанов» предрассудков, из конвекцион­ных «воздушных потоков» эстетико - религиозных откровений, из глубинных «пещер» бессознательного. И все это ландшафтное многообразие сознания исчерчено изгибами и складками. Даже «мраморные глыбы» правильного знания, выстроены как «горная система» и представ­ляет из себя фрактальное многообразие. Сам силлогизм - орудие постройки правильных архитектур знания, существует как сложенное складками зна­ние, что, в частности, подчеркнул Ж. Делёз в «Складка. Лейбниц и ба­рокко» (Гл.4).

Разные по природе ландшафты реальности и ландшафты сознания сталкиваются друг с другом в трагическом диссонансе. Хотя ме­жду ними существует определенная связь, ибо сознание миметично реальности, но эта связь «окказиональна». И именно структура рельефа этого ландшафта сознания, сталкиваясь с рельефом ландшафта ре­альности производит до­полнительные напряжения и смещения, разрывы. В результате симбиоза часто не воз­никает эффект «предустановленной гармонии», а происходит растяжение, разрыв и фрагментаризация «складчатой драпировки» ландшафта сознания. Именно эта трагичность столкновения –базовая основа человеческого миро­ощущения.

 

 

АРХЕТИПЫ МЫСЛИ

 

Сфера мысленной деятельности базируется на «архетипах» - определенных предрасположенностях - интуициях, которые формируются на границах биологически заданной структуры сознания и обусловленных культурой мутаций этого сознания. Эти пограничные предрасположенности-интуиции плохо описываются язы­ком, сами они имеют «блуждающий» и «сумеречный» характер.

Исходной основой возникновения мысли является состояние философствования. Воз­никновение самого эффекта мысли – есть явление образа жизни изгнанного из рода ди­каря, аутсайдера или племенного маргинала: шамана или «трикстера». Дикарь-изгнанник – это путешественник, не имеющий определенного местопребывания, по­тому-то исходно ментальность философа сформирована на базе ментальности путешественника.

 

во-вторых, пред­расположенность мысли выстраиваться в «архитектуру» гармониче­ских «пульсаций» триад, выстраиваемых в первоначальные синхронно-диахронические ин­туиции; в-третьих, это стремление мысли к созданию организованных априорных форм, которые предполагают эффективное приложение мысли к практической реализации.. На их базе и выстраивается «ритуальная игра» тех или иных ре­гионов философствования, которые с разных перспектив создают общую кар­тину философии.

 

 

Змея потому считалась воплощением мудрости, что у нее раздвоенный язык.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...