Структурные архетипы
1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ГРЕЗЫ 2. ТРИАДЫ
СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
Для культуры фундаментальным является цикл смены поколений, который был ведущим в первобытных обществах, а затем стал задавать ритмику и в более дифференцированных обществах, выражаясь в тех или иных формах. Но эта цикличность выражается не только в диахронии. Она находит выражение в синхроннной «триадичности» стратификации культуры. Эта черта «триадичности» культуры была подмечена еще пифагорейцами (Ион Хиосский, Гипподам). Более подробно феномен «триадичности» индоевропейского строя культуры и ментальности исследовали Ж. Дюмезиль и Ж. Дюби. В частности Ж. Дюби в своей работе «Трехчастная модель, или представление средневекового общества о себе самом» (1978) исследовал разделение средневекового общества на «трудящихся», «воюющих» и «молящихся», которое было изложено еще в XI веке епископами Адальбероном Ланским и Герардом Камбрейским. По моему мнению, эта «триадичность» основана не столько на «индоевропейском» строе культуры, сколько на «возрастной» динамике смены поколений. В каждом срезе культуры существует именно три поколения. В первобытном строе культуры, который является базисом современной, отдельные черты которого присутствуют в низовых слоях культуры, было ярко выражен этот механизм смены поколений. Существует юное поколение, зрелое поколение и старое поколение. Юное поколение обращено в будущее, критически осваивая обычаи культурной общности; зрелое поколение формирует настоящее культуры; старое поколение несет традиции прошлого и выполняет функцию учителей. Это темпоральное измерение в синхронии проявляется в виде трех страт: это ущербный слой «трудящихся», престижный слой «воюющих», и слой «молящихся». Конечно, нельзя проводить тут прямую связь, ибо диахроническое измерение отлично от синхронического. Но аналогии прослеживаются: юноша всегда ущербен, как и представитель низового «третьего сословия, не зря воины-вожди любят обращаться к своим подчиненным как «дети мои!», даже сейчас наблюдается именно такая архетипическая настроенность относиться к своим подчиненным «по-отечески». То же имеет отношение к аналогиям между стариками и «молящимися». Старик – это мудрец, который либо удаляется от реальной жизни, посвящая себя молитвам, либо (или одновременно) выступает в качестве «учителя» – т.е. выполняя функции, которые свойственны именно «молящимся».
Именно динамика поколений формирует и ментальность человека. В этом отношении интересна концепция «экзистенциального» времени Аврелия Августина, который утверждал следующее: «… есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – его непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание» (1, с.222). Августин нашел эти три времени в душе, но, вернее всего, они находятся в самом теле культуры.
ЗАКОН ТРИАДЫ ГЕГЕЛЯ Динамика культуры идет по логике триады, которая была в новоевропейской философии подмечена Г. Гегелем. Сначала существует определенная данность, затем идет её отрицание, а далее происходит восстановление, «ренессанс» исходно заданного принципа в новой форме. Триадичность играла особое значение в философской системе Г. Гегеля, который этот закон триады сделал основным, и свою систему строил именно по этому закону. Всем известно как увлекает эта логика триады, ибо она базируется на глубинных основах человеческого существования: на динамике смены поколений и на логике действия кодов традиции. Не зря, когда в нашей стране начали уделять внимание традиции, прежде всего обратились к истолкованию её действия к самому «крамольному» в «воинствующей» марксистско-ленинской диалектике закону - закону «отрицания отрицания».
АРХИТЕКТУРА ТРИАД-«СОЗВЕЗДИЙ»
Регионы философии, как правило, выстраиваются по принципу «триад», к примеру, - «логика», «физика», «этика» и т.д. и т.п. Эта «триадичность» регионов философии была выявлена стоиками, и далее она «обыгрывается» в различных вариациях. В Философии Ландшафта эти «триады» не являются гегелевскими «триадами», ибо они не замкнуты синтезами, эти «триады» - блуждающие «констелляции» («созвездия») философских «концептов-фрагментов», которые образуют синергетические единства, где: 1) концепты сгруппированы в «архипелаги», плохо пригнаны, врезаются своими «острыми краями» друг в друга; 2) каждое философское суждение или элемент-концепт может выступить как отдельность, изменить свое значение в ином ракурсе рассмотрения, при иной группировке концептов; 3) в зависимости от ситуации, концепты или блоки концептов выступают в разных качествах – как лидер, аутсайдер или партнер. Такая блуждающая «пьяная» двойственная тройственность базовых систем на уровне «различия-повторения» естественна, ибо мы все равно никогда не сможем достигнуть рационального единства. В самих словах, которые мы употребляем, заложена частичность осознания человеком самого себя, своих мыслей и поступков. Мы вообще ничего не знаем: 1) не знаем как и почему существует мир, ибо он нам проявлен лишь малой толикой своего «тела», основная масса «тела» Вселенной, как утверждает современные космология, вообще недоступна для нашего восприятия; 2) не знаем как и почему существует культура, ибо многое в ней действует на уровне бессознательных процессов, - мы можем знать все это только частично, на уровне эскизного фрагментарного наброска, мы можем лишь «набросить» на культурный мир определенную схему его понимания; 3) не знаем и смутно представляем себе как мы познаем окружающий мир и мир культуры, ибо неадекватность познания «Макрокосмоса» и «Микрокосмса» заложена как фундаментальная характеристика самого этого познания.
Достигнуть видимого единства понимания всех таинственных многообразий «Макро-» и «Микрокосмоса» можно только путем создания искусственных символических конструкций, путем потери естественности, что противоречит принципам философии Ландшафта, которая является принципиальной идеологией естественности, а потому естественная философия Ландшафта фрагментарна и эклектична, она всегда говорит - «может быть». С этим связано адекватное этой двойственности и эклектичной фрагментарности употребление иногда связки «слов-пар», в котором одно слово связывается иногда в пару – слово, где один член этой пары неуловимо отличается от другого члена пары, подчеркивая либо эстетическую сторону первого члена связки, либо смысловой оттенок, либо псевдовременной переход типа: «мыслит-взрывает», «мысль-движение», «сомневаясь-утверждает» и т.п. Это отражает амбивалентную специфику философского концепта, который иногда «выскакивает», как «шалун-забияка» Гаргантюа Ф. Рабле, из темпоральной последовательности естественной речи.
3. ПОТОКИ МЫСЛЕННЫХ ТРИАД: ПЕНТАДЫ И СЕМЕРИЦЫ ГЛАВА 4 ТРАДИЦИЯ Турбулентность, согласно немецкому физику К. Вейцзенкеру, является вообще основным процессом структурообразующих процессов в Космосе.
КОД ТРАДИЦИИ
Читайте также: Анализ производственного потенциала предприятия: понятие, структурные элементы анализа. Основные направления совершенствования анализа ресурсной базы предприятия. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|