Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурные архетипы




1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ГРЕЗЫ

2. ТРИАДЫ

 

СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ

 

Для культуры фундаментальным является цикл смены поколений, который был ве­дущим в первобытных обществах, а затем стал задавать ритмику и в более дифферен­цированных обществах, выражаясь в тех или иных формах. Но эта цикличность вы­ра­жается не только в диахронии. Она находит выражение в синхроннной «триадичности» стратифика­ции культуры. Эта черта «триадичности» культуры была подмечена еще пи­фа­горейцами (Ион Хиосский, Гипподам). Более подробно феномен «триадичности» индоевропейского строя культуры и ментальности исследовали Ж. Дюмезиль и Ж. Дюби. В частности Ж. Дюби в своей ра­боте «Трехчастная модель, или представление

средневекового общества о себе самом» (1978) исследовал разделение средневекового общества на «трудящихся», «воюющих» и «молящихся», которое было изложено еще в XI веке епископами Адальбероном Лан­ским и Герардом Камбрейским.

По моему мнению, эта «триадичность» основана не столько на «индоевропейском» строе культуры, сколько на «возрастной» динамике смены поколений. В каждом срезе культуры существует именно три поколения. В первобытном строе культуры, который является базисом современной, отдельные черты которого присутствуют в низовых слоях культуры, было ярко выражен этот механизм смены поколений. Суще­ствует юное поколение, зрелое поколение и старое поколение. Юное поколение обра­щено в будущее, критически осваивая обычаи культурной общности; зрелое поколение формирует настоящее культуры; старое поколение несет традиции прошлого и выполняет функцию учителей. Это темпоральное измерение в синхронии проявляется в виде трех страт: это ущербный слой «трудящихся», престижный слой «воюющих», и слой «молящихся». Конечно, нельзя проводить тут прямую связь, ибо диахроническое измерение отлично от синхронического. Но аналогии прослеживаются: юноша всегда ущербен, как и представитель низового «третьего сословия, не зря воины-вожди любят обращаться к своим подчиненным как «дети мои!», даже сейчас на­блюдается именно такая архетипическая настроенность относиться к своим подчинен­ным «по-отечески». То же имеет отношение к аналогиям между стариками и «молящимися». Старик – это мудрец, который либо удаляется от реальной жизни, посвящая себя молитвам, либо (или одновременно) выступает в каче­стве «учителя» – т.е. выполняя функции, которые свойственны именно «молящимся».

Именно динамика поколений формирует и ментальность человека. В этом отношении интересна концепция «экзистенциального» времени Аврелия Августина, который ут­верждал следующее: «… есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в дру­гом месте я их не вижу: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – его непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание» (1, с.222). Августин нашел эти три времени в душе, но, вернее всего, они находятся в самом теле культуры.

 

ЗАКОН ТРИАДЫ ГЕГЕЛЯ

Динамика культуры идет по логике триады, которая была в новоевропейской философии подмечена Г. Гегелем. Сна­чала существует определенная данность, затем идет её отрицание, а далее происходит восстановление, «ренессанс» исходно заданного принципа в новой форме. Триадич­ность играла особое значение в философской системе Г. Гегеля, который этот закон триады сделал основным, и свою систему строил именно по этому закону. Всем из­вестно как увлекает эта логика триады, ибо она базируется на глубинных основах че­ловеческого существования: на динамике смены поколений и на логике действия кодов традиции. Не зря, когда в нашей стране начали уделять внимание традиции, прежде всего обратились к истолкованию её действия к самому «крамольному» в «воинствующей» марксистско-ленинской диалектике закону - закону «отрицания отрицания».

АРХИТЕКТУРА ТРИАД-«СОЗВЕЗДИЙ»

 

Регионы философии, как правило, выстраиваются по принципу «триад», к примеру, - «логика», «физика», «этика» и т.д. и т.п. Эта «триадичность» регионов философии была выявлена стоиками, и далее она «обыгрывается» в различных вариациях. В Философии Ландшафта эти «триады» не являются гегелевскими «триадами», ибо они не замкнуты синтезами, эти «триады» - блуждающие «констелляции» («созвездия») фило­софских «концептов-фрагментов», которые обра­зуют синергетические единства, где: 1) концепты сгруппированы в «архи­пелаги», плохо пригнаны, врезаются своими «острыми краями» друг в друга; 2) каж­дое философское суждение или элемент-концепт может выступить как отдельность, изменить свое значение в ином ракурсе рассмотре­ния, при иной группировке концептов; 3) в зависимости от ситуации, концепты или блоки концептов выступают в разных качествах – как лидер, аутсайдер или партнер.

Такая блуждающая «пьяная» двойствен­ная тройственность базовых систем на уровне «различия-повторения» естественна, ибо мы все равно никогда не сможем дос­тигнуть рационального единства. В самих словах, которые мы употребляем, заложена частичность осознания человеком самого себя, своих мыслей и поступков. Мы вообще ничего не знаем: 1) не знаем как и почему существует мир, ибо он нам про­явлен лишь ма­лой толикой своего «тела», основная масса «тела» Вселенной, как утверждает совре­менные космология, вообще недоступна для нашего восприятия; 2) не знаем как и по­чему существует культура, ибо многое в ней действует на уровне бессознательных процессов, - мы можем знать все это только частично, на уровне эскизного фрагмен­тарного наброска, мы можем лишь «набросить» на культурный мир определенную схему его понимания; 3) не знаем и смутно представляем себе как мы познаем окружающий мир и мир культуры, ибо неадекватность познания «Макрокосмоса» и «Микрокосмса» заложена как фундаментальная характеристика самого этого познания.

Достигнуть видимого единства понимания всех таинственных многообразий «Макро-» и «Микрокосмоса» можно только путем создания искусственных символиче­ских кон­струкций, путем потери естественности, что противоречит принципам философии Ландшафта, которая является принципиальной идеологией естественности, а потому естественная философия Ландшафта фрагментарна и эклектична, она всегда говорит - «может быть».

С этим связано адекватное этой двойственности и эклектичной фрагментарности употребле­ние иногда связки «слов-пар», в котором одно слово связывается иногда в пару – слово, где один член этой пары неуловимо отличается от другого члена пары, подчеркивая либо эсте­тиче­скую сторону первого члена связки, либо смысловой оттенок, либо псев­довременной переход типа: «мыслит-взрывает», «мысль-движение», «сомневаясь-ут­верждает» и т.п. Это отражает амбивалентную специфику философ­ского концепта, ко­торый иногда «выскакивает», как «шалун-забияка» Гаргантюа Ф. Рабле, из темпораль­ной последо­ва­тельности естествен­ной речи.

 

3. ПОТОКИ МЫСЛЕННЫХ ТРИАД: ПЕНТАДЫ И СЕМЕРИЦЫ

ГЛАВА 4 ТРАДИЦИЯ

Турбулентность, согласно немецкому физику К. Вейцзенкеру, является вообще основным процессом структурообразующих процессов в Космосе.

 

КОД ТРАДИЦИИ

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...