Последовательности традиции.
Традиция имеет основанием не время, она образует последовательности. Как писал И. Кант: «… последовательность не порождает понятия времени, а только указывает на него» (Кант И. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.2. М.,1964. С.398). Традиция образует лишь ряды последовательностей, имеющих продолжительность. На их основе традиция - эта «Мнемозина» культуры формирует и управляет временем истории культуры. В этом отношении «время» традиции совпадает с «мифическим временем» первобытного человека. Как пишет Иорданский В.Б.: «Емкость мифического времени определялась не его длительностью, а интенсивностью и социальной значимостью происходивших в эпоху рождения событий» (Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М.,1982. С,73). Хотя, традиция действует и по области «эпического времени» Движение традиций осуществляется крайне своеобразно, здесь можно применить образ «ткани Пенелопы», который применил Н.И. Кареев в отношении характеристики исторического процесса (см. Кареев Н.И. Историология. (Теория исторического процесса) Пг.,1915. С.236)
«Парусность» традиции – способность отлетать семена на какое-либо расстояние под воздействием воздушного потока.
Сущностью традиции является то, что она транслируется в истории. Потому она имеет темпоральный характер, образует последовательности. Традиция живет и существует во времени, но само время имеет сложный характер В частности, Н.Бердяев различал три типа времени: «Есть время космическое, время историческое и время экзистенциальное. Время космическое исчисляется математически по движению вокруг солнца, с ним связаны календари и часы, оно символизируется круговоротом. Время историческое как бы вставлено во время космическое, и оно может исчисляться математически по десятилетиям, столетиям, тысячелетиям, но в нем каждое событие неповторимо и оно символизируется линией, устремленной вперед, к новизне. Время экзистенциальное не исчисляется математически, его течение зависит от напряженности переживаний, от страдания и радости, в нем происходит творческий подъем и бывают экстазы, оно более символизируется точкой, говорящей о движении вглубь» (Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация \\ Царство духа и царство кесаря. М..1995. С.263)
В данном случае время традиции и есть экзистенциальное время, её продолжительность зависит от степени интенсивности, творческого подъема её. Она возникает часто неожиданно, в неожиданных местах, в неожиданном месте исторического времени.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИИ
Тот или иной тип поведения формирует определенный способ поведения - ритуал, который символически закрепляется. Представители кембриджской школы – последователи Дж. Фрезера считают, что всякая символическая конструкция имеет корнем ритуал, но это необязательно – ритуал и символ, достаточно независимые системы. Особенно, когда символические конструкции становятся достаточно развитыми и отрываются от той системы социального поведения, которое было закреплено в этой символической системе. Ставшая устойчивой и способной к трансляции, закрепленная в символической системе, культурная форма далее живет уже своей жизнью. Это красочно описал Н. И. Кареев: «Каждая культурная форма рождается на известной национальной или политической почве, но подобно семечку, переносимому ветром на большие пространства, она может залететь далеко-далеко, упасть на чуждую почву и там, на новой почве прорасти и дать новые семена: так распространяются далеко за пределы своей первоначальной родины отдельные слова и термины, целые формулы и теории, верования и знания, приемы работы и изобретения, моды и светские обычаи, законы и учреждения – всего не перечислишь» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.,1915. С.277)
Эта жизнь отличается большим своеобразием, которая уже не похожа на ту жизнь, которая породила ту или иную культурную форму. Это, в частности, подчеркивал знаменитый культуролог А. Вебер в отношении греческой культуры: «Невозможно высвободить греческую культуру из исторического тела Греции, перенять, перенести и повторить её содержание, как ни часто такая попытка делалась применительно к ее существенным частям, ее изобразительному искусству, ее трагедии, миру ее философских идей. Каждое возрождение – а попыток таких возрождений греческой культуры было множество – начиная от времени Августа и греко-буддистской в Гандахаре, через итальянскую до возрождения в стиле ампир и других, - ведет к чему-то совершенно иному, а не к повторению греческой культуры, хотя известные внешние формы перенимались и во многих случаях делались попытки найти то освобождающее содержание, которое было выражено в греческом культурном мире. Освобождающее душевное содержание, так же как и выступающие конкретизированными в художественных произведениях и идеях формы душевного освобождения, следовательно, вновь созданный мир культуры, всегда отличается от греческого, мнимое возрождение в действительности всегда создание нового, чего-то другого» (Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. Университетская книга. Спб., 1999. С.21-22)
1. Формирование инновации
Новая традиция, как правило, не возникает в недрах старой, она формируется совершенно в ином культурном слое. Старая традиция живет и двигается интерпретацией, которые имеют свой предел. Новая же традиция – иное дело, она рождается из недр реальной жизни, она имеет витальный порыв выходит из социальной общности. Потому традиция в начале всегда выступает как инновация. Появляется же она из мира повседневных «габитусов», которые имеют основой какую-либо моду.
2. Комбинирование традиции
Но нельзя сказать, что новая традиция возникает на пустом месте. Она возникает либо путем обращения к давно забытой традиции, либо путем комбинирования традиции современного ей общества.
3. Реификация и легитамация
Реификация – это процесс объективации традиции. Процесс реификации сопровождает процессом её легитимации, т.е. она оправдывается перед последующими поколениями, доказывается её состоятельность. Это осуществляется либо путем насильного соблюдения её, либо путем обоснования разного рода когнитивными практиками. Но этот процесс легитимации имеет свой предел, её изменение культурного ландшафта требует интерпретации традиции. Если традиция настаивает на своем, обрастая разного рода когнитивными обоснованиями, то она автоматически уже этими практиками переходит в иное состояние, она приобретает темпоральное измерение традиции, темпоральным измерением традиции является интерпретацией, которая обладает определенными скоростями.
Читайте также: Адреса в виде символьной последовательности Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|