Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательности традиции.




 

Традиция имеет основанием не время, она образует последовательности. Как писал И. Кант: «… последовательность не порождает понятия времени, а только указывает на него» (Кант И. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.2. М.,1964. С.398). Традиция образует лишь ряды последователь­ностей, имеющих продолжительность. На их основе традиция - эта «Мнемозина» культуры формирует и управляет временем истории культуры.

В этом отношении «время» традиции совпадает с «мифическим временем» первобыт­ного человека. Как пишет Иорданский В.Б.: «Емкость мифического времени определя­лась не его длительностью, а интенсивностью и социальной значимостью происходив­ших в эпоху рождения событий» (Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М.,1982. С,73).

Хотя, традиция действует и по области «эпического времени»

Движение традиций осуществляется крайне своеобразно, здесь можно применить образ «ткани Пенелопы», который применил Н.И. Кареев в отношении характеристики исто­рического процесса (см. Кареев Н.И. Историология. (Теория исторического процесса) Пг.,1915. С.236)

 

«Парусность» традиции – способность отлетать семена на какое-либо расстояние под воздействием воздушного потока.

 

Сущностью традиции является то, что она транслируется в истории. Потому она имеет темпоральный характер, образует последовательности. Традиция живет и су­ществует во времени, но само время имеет сложный характер

В частности, Н.Бердяев различал три типа времени: «Есть время космическое, время историческое и время экзистенциальное. Время кос­мическое исчис­ляется математиче­ски по движению вокруг солнца, с ним связаны календари и часы, оно символизируется круговоротом. Время историческое как бы вставлено во время кос­мическое, и оно мо­жет исчисляться математически по десятилетиям, столетиям, тысячелетиям, но в нем каждое собы­тие неповторимо и оно символизируется линией, устремленной вперед, к новизне. Время экзи­стенциальное не исчисляется математически, его течение зависит от на­пряженно­сти переживаний, от страдания и радости, в нем происходит творческий подъем и бы­вают экстазы, оно более символизируется точкой, говорящей о движении вглубь» (Бер­дяев Н.А. Опыт эсхатологической мета­физики. Творчество и объективация \\ Царство духа и царство ке­саря. М..1995. С.263)

В данном случае время традиции и есть экзистенциальное время, её продолжительность зависит от степени интенсивности, творческого подъема её. Она возникает часто не­ожиданно, в неожиданных местах, в неожиданном месте исторического времени.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИИ

 

Тот или иной тип поведения формирует определенный способ поведения - ритуал, ко­торый символически закрепляется. Представители кем­бриджской школы – последова­тели Дж. Фрезера считают, что всякая символическая конструкция имеет корнем ри­туал, но это необязательно – ритуал и символ, достаточно независимые сис­темы. Осо­бенно, когда символические конструкции становятся достаточно развитыми и отрываются от той системы социального поведения, которое было закреплено в этой символической системе. Ставшая устойчивой и способной к трансляции, закрепленная в символической системе, культурная форма далее живет уже своей жизнью. Это кра­сочно описал Н. И. Кареев: «Каждая культурная форма рож­дается на известной национальной или политической почве, но подобно семечку, пере­носимому ветром на большие пространства, она может залететь далеко-далеко, упасть на чуждую почву и там, на новой почве прорасти и дать новые семена: так распростра­няются далеко за пределы своей первоначальной родины отдельные слова и термины, целые формулы и теории, верования и знания, приемы ра­боты и изобретения, моды и светские обычаи, законы и учреждения – всего не перечислишь» (Кареев Н.И. Историология (Теория ис­торического процесса). Пг.,1915. С.277)

Эта жизнь отличается большим своеобразием, которая уже не похожа на ту жизнь, ко­торая породила ту или иную культурную форму. Это, в частности, подчеркивал знаменитый культуролог А. Вебер в отношении греческой культуры: «Невозможно вы­свободить греческую культуру из исторического тела Гре­ции, перенять, перенести и повторить её содержание, как ни часто такая попытка дела­лась применительно к ее су­щественным частям, ее изобразительному искусству, ее тра­гедии, миру ее философских идей. Каждое возрождение – а попыток таких возрожде­ний греческой культуры было множество – начиная от времени Августа и греко-будди­стской в Гандахаре, через итальянскую до возрождения в стиле ампир и других, - ведет к чему-то совершенно иному, а не к повторению греческой культуры, хотя известные внешние формы перенимались и во многих случаях дела­лись попытки найти то освобождающее содержание, которое было выражено в греческом культурном мире. Освобождающее душевное содержание, так же как и выступающие конкретизирован­ными в художест­венных произведениях и идеях формы душевного освобождения, сле­довательно, вновь созданный мир культуры, всегда отличается от греческого, мнимое возрождение в дей­ствительности всегда создание нового, чего-то другого» (Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. Университетская книга. Спб., 1999. С.21-22)

 

1. Формирование инновации

 

Новая традиция, как правило, не возникает в недрах старой, она формируется совершенно в ином культурном слое. Ста­рая традиция живет и двигается интерпрета­цией, которые имеют свой предел. Новая же традиция – иное дело, она рождается из недр реальной жизни, она имеет витальный по­рыв выходит из социальной общности. Потому традиция в начале всегда выступает как инновация. Появляется же она из мира повседневных «габитусов», которые имеют основой какую-либо моду.

 

2. Комбинирование традиции

 

Но нельзя сказать, что новая традиция возникает на пустом месте. Она возникает либо путем обращения к давно забытой традиции, либо путем комбинирования традиции современного ей общества.

 

3. Реификация и легитамация

 

Реификация – это процесс объективации традиции. Процесс реификации сопровож­дает процессом её легитимации, т.е. она оправдывается перед последующими поколениями, доказывается её состоятельность. Это осуществляется либо путем на­сильного соблюдения её, либо путем обоснования разного рода когнитивными практиками.

Но этот процесс легитимации имеет свой предел, её изменение культурного ландшафта требует интерпретации традиции. Если традиция настаивает на своем, об­растая разного рода когнитивными обоснованиями, то она автоматически уже этими практиками переходит в иное состояние, она приобретает темпоральное измерение тра­диции, темпоральным измерением традиции является интерпретацией, которая обладает определенными скоростями.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...