Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Топология сети традиций




 

1. ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ.

 

Понятие центра имеет давнюю историю в человеческой культуре. Это связано с ис­ходным делением культуры на «сакральную» и «профанную». Всякое пространство «ойкумены» – места жизнедеятельности людей - всегда имеет священный прототип, который высту­пает порождающим «архетипом» для сознания, поведения и деятельно­сти людей в дан­ной «ойку­мене». По верованиям древних обитателей Месопотамии прототип реки Тигр находится в небе на звезде Ану­нит, а прототип реки Евфрат – на звезде Ирондель. Для обитателей гор прототипом яв­ляются горы «небесные». Эти об­разы небесных прототипов вы­ступают как платонов­ские «эйдосы», порождающие мо­дели человеческой культуры. Города, как центры куль­туры, также имеют свои небесные прототипы, взять, к примеру, Ниневию, ко­торая имела прототип в созвездии Большой Медведице, Ашшур – на Арктуре. Весь окружающий мир, который включен в сферу жизнедеятельности человеческой культуры, став его базисом и сущностью, все­гда имеет внеземные креативные об­разцы. То, что не вхо­дит в эту сферу – это мир Хаоса, противостоящий культуре.

Идеология «Центра» в культуре имеет важнейшее значение, она структурирует мен­тальность, орга­низует социум и направляет хозяйственную деятельность. Обычно в ка­честве идеологии «Центра» выступает образ «Священной Горы», где встречаются Земля и Небо. Эта священная гора является центром Мира. Таким же центром служит либо город, либо храм. Храм –как центр социаль­ной общности по архитектуре именно воспроизводит это об­раз «Священной Горы», в такой же роли выступает и город.

 

Далее рассматривается диалектика соотношения «центр- периферия» на базе работ Э. Шилза и Ш. Эй­зенштадта. Структуры «периферийного» менталитета и форм соци­ально-хозяйствен­ной организа­ции.

 

Центр и периферия может пониматься не только в плане пространственном. К.Г. Юнг правильно подчеркивает: «Даже в цивилизованном обществе люди, образующие, го­воря психо­логически, низ­ший слой, живут в состоянии бессознательности, мало отли­чающемся от перво­бытного состояния. Обитатели последующих страт живут на уров­нях сознания, соответствую­щих начальным этапам че­ловеческой культуры, тогда как принадлежащие высшему слою наде­лены сознанием, которое ото­бражает жизнь не­скольких последних столетий. Только человек, современный в этом смысле слова, дей­ствительно живет настоящим: только он обладает сего­дняшним сознанием, он один об­наружил, что пресытился жизнью на более ранних уровнях. Ценности и устремле­ния этих миров прошлого если и интересуют его, то лишь с исторической точки зрения. Тем самым современный человек «не­историчен» в глубочайшем смысле слова и отчу­ждается от массы людей, живущих традицией» (К.Г. Юнг Проблема души совре­мен­ного человека \\ Это человек. Антология. М.,1995. С.25)

 

Это же подчеркивалось Р. Рэдфилдом (1897-1958), который считал, что существует «большая» и «малая» традиция. В городе, как центре культуры, формируется «высокая» культура, которая содержит в себе знания, социальные учения, философию и эстетику. Носителями этой культуры являются образованная элита, освобожденная от непосредственного участия в мате­риальном производстве. «Малая» традиция присуща «народному» обществу, которое живет устной традицией, состоит из преданий, верований и «народной мудрости». «Малая традиция» более статична, чем «большая» – ибо она регламентируется обычаями, которые менее восприимчивы к инновациям.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...