Топология сети традиций
1. ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ.
Понятие центра имеет давнюю историю в человеческой культуре. Это связано с исходным делением культуры на «сакральную» и «профанную». Всякое пространство «ойкумены» – места жизнедеятельности людей - всегда имеет священный прототип, который выступает порождающим «архетипом» для сознания, поведения и деятельности людей в данной «ойкумене». По верованиям древних обитателей Месопотамии прототип реки Тигр находится в небе на звезде Анунит, а прототип реки Евфрат – на звезде Ирондель. Для обитателей гор прототипом являются горы «небесные». Эти образы небесных прототипов выступают как платоновские «эйдосы», порождающие модели человеческой культуры. Города, как центры культуры, также имеют свои небесные прототипы, взять, к примеру, Ниневию, которая имела прототип в созвездии Большой Медведице, Ашшур – на Арктуре. Весь окружающий мир, который включен в сферу жизнедеятельности человеческой культуры, став его базисом и сущностью, всегда имеет внеземные креативные образцы. То, что не входит в эту сферу – это мир Хаоса, противостоящий культуре. Идеология «Центра» в культуре имеет важнейшее значение, она структурирует ментальность, организует социум и направляет хозяйственную деятельность. Обычно в качестве идеологии «Центра» выступает образ «Священной Горы», где встречаются Земля и Небо. Эта священная гора является центром Мира. Таким же центром служит либо город, либо храм. Храм –как центр социальной общности по архитектуре именно воспроизводит это образ «Священной Горы», в такой же роли выступает и город.
Далее рассматривается диалектика соотношения «центр- периферия» на базе работ Э. Шилза и Ш. Эйзенштадта. Структуры «периферийного» менталитета и форм социально-хозяйственной организации.
Центр и периферия может пониматься не только в плане пространственном. К.Г. Юнг правильно подчеркивает: «Даже в цивилизованном обществе люди, образующие, говоря психологически, низший слой, живут в состоянии бессознательности, мало отличающемся от первобытного состояния. Обитатели последующих страт живут на уровнях сознания, соответствующих начальным этапам человеческой культуры, тогда как принадлежащие высшему слою наделены сознанием, которое отображает жизнь нескольких последних столетий. Только человек, современный в этом смысле слова, действительно живет настоящим: только он обладает сегодняшним сознанием, он один обнаружил, что пресытился жизнью на более ранних уровнях. Ценности и устремления этих миров прошлого если и интересуют его, то лишь с исторической точки зрения. Тем самым современный человек «неисторичен» в глубочайшем смысле слова и отчуждается от массы людей, живущих традицией» (К.Г. Юнг Проблема души современного человека \\ Это человек. Антология. М.,1995. С.25)
Это же подчеркивалось Р. Рэдфилдом (1897-1958), который считал, что существует «большая» и «малая» традиция. В городе, как центре культуры, формируется «высокая» культура, которая содержит в себе знания, социальные учения, философию и эстетику. Носителями этой культуры являются образованная элита, освобожденная от непосредственного участия в материальном производстве. «Малая» традиция присуща «народному» обществу, которое живет устной традицией, состоит из преданий, верований и «народной мудрости». «Малая традиция» более статична, чем «большая» – ибо она регламентируется обычаями, которые менее восприимчивы к инновациям.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|