Сбои и ошибки при трансляции.
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
ПОТЕРЯ ТРАДИЦИИ
Традиция, которая умерла, её символические конструкции, закрепленные в текстах и артефактах культуры ещё определенное время сохраняются. Хотя часто исходный смысл и назначение их уже безвозвратно теряется. Тем не менее бывает, что находятся и тексты и артефакты, и им придается иной смысл. Они начинают игрвать свою роль в совершенно иных условиях, играть иную функцию. Именно таким образом они довольно долго сохраняются в истории.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ
Восстановление традиции никогда не происходит в полном объеме. Хотя многие сторонники именно считают, что они восстановили первоначальное содержание и смысл той или иной традиции.
ОШИБКИ ПОНИМАНИЯ
Следует отметить своеобразное явление при трансляции традиции как «сбои» и «ошибки» при передаче. Это крайне существенный момент в процессе передачи и модернизации традиции. Зачастую, именно оно дает долгую жизнь традиции. Традиция, созданная в определенный период культуры, отрываясь от своего социального бытия, интерпретируется крайне неадекватно, и в этом неадекватном виде получает свою жизнь в культуре. Е. Шацкий - польский социолог, который уделил большое внимание к проблеме традиции, правильно подчеркивает: «Именно это «неправильно понятое старое» кажется в передаче общественного наследия правилом; безнадежны предпринимаемые время от времени эрудитами или идеологами попытки доказать, что те или иные «уроки прошлого» поняты «плохо», «ложно» или * «превратно». Провозглашаемое иногда «возвращение к истокам» в точном значении слова не столько «возвращение», сколько отход от обязательной в данный момент интерпретации «традиции» ради создания новой, отнюдь не всегда «самой верной» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.299-300)
К примеру, греческая культура получила свое развитие лишь благодаря небрежному и поверхностному освоению достижений египетских и вавилонских жрецов, что было обусловлено как эзотеричностью их учений, так и свойственной хорошо известной чертой греков - пренебрежением к иной «варварской» культуре. Или взять хотя бы принципы классической драмы, которые были «нормативом» при оценке качеств и достоинства того или иного драматургического произведения во Франции XVII века. Основой этого классицизма было неправильно понятое учение Аристотеля о драме. Это же известно по Декарту – основателю традиции новоевропейской философии, который вообще читал крайне мало, да и не собирался этого делать. Может, это понравилось многим дворянам, которые крайне не любили учиться в детстве схоластической мудрости, для них философия Декарта была своего рода идеологией, легитимирующей «неучей и бездельников». Хотя, к слову сказать, учителя Декарта смогли все-таки вложить кое-что, ибо его философствование бессознательно повторяет философствование Августина и стоиков.
ТРАНСФЕРЕНЦИЯ ИДЕЙ
Но существует еще своеобразный момент сбоя – это то, что А. Тойнби называл трансференцией (передача, перенос буквально) – перенос результатов духовной деятельности на реальную жизнь общества. Когда результаты теоретических разработок или каких-то идей воплощаются в реальность, то они приобретают совершенно иное значение. Нам известно, как идеи «равенства и свободы», при реальном воплощении оказались довольно непрезентабельным обществом чистого чистогана и эгоизма. Это явление постоянно наблюдается в культуре. Основополагающие идеи нового культурного порядка создаются, как правило, людьми мыслящими «революционно» и «демократически». К примеру, идеи христианства – это идеи благородные и морально чистые, но именно они привели к инквизиции и к общественному строю вряд ли могущим быть названным справедливым. Этот момент подметил социолог В. Парето в своей известной теории «нелогичных поступков», составляющих, по мнению В. Парето, большинство действий, осуществляемых людьми. Это явление относится к такому роду «нелогичных поступков», когда сам человек осознает связь своих средств и целей своей деятельности иным образом, чем на самом деле эта связь присутствует в реальности. Когда он начинает действовать согласно своим «идейным» убеждениям, то реальность всегда почти незаметно корректирует его «идеи», соизмеряя их с реальностью. «Идеи», в принципе остаются неизменными, но результат их воплощения получается противоположным тому, что предполагалось.
Читайте также: Q А какие ошибки возникают на втором и третьем этапах? Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|