Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Легкая умственная отсталость




При легкой умственной отсталости интеллектуальный коэф­фициент составляет 69-50 (в отличие от нормального, равного в среднем 100). Дети обладают хорошим вниманием и механической памятью, способны обучаться по специальной программе. Эта про­грамма основана на конкретно-наглядных методах обучения, она значительно облегчает усвоение математики, письма, чтения и дру­гих предметов. В дальнейшем возможно приобретение профессио­нальных навыков и самостоятельный труд на производстве.

Такие дети приобретают речевые навыки с некоторой за­держкой, большинство из них овладевают способностью исполь­зовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участ­вовать в беседе. Однако для их речи характерны фонетические ис­кажения, ограниченность словарного запаса, недостаточность по­нимания слов, значение употребляемых слов неточное. Слово не используется в полной мере как средство общения. Обнаружива­ется отставание активного словаря от пассивного. Понимает зна­чительно больше, чем говорит сам. Активный лексикон не только ограничен, но и перегружен штампами. Нарушение грамматиче­ского строя связано с редкостью использования прилагательных, предлогов и союзов, которых не хватает в активном словаре. Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформле­нии своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услы­шанного. В некоторых случаях отмечаются признаки общего ре­чевого недоразвития.

Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетиче­ских, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и воспри­ятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружаю­щей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет по­лучить правильное представление о том, что находится вокруг ум­ственно отсталого и что такое он сам. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущают­ся оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем раз­личных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.

Произвольное внимание нецеленаправленное, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Это создает большие трудности при овладении школьной про­граммой и элементами самообслуживания.

Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения сиюминутных потребно­стей, непоследовательное, стереотипное, некритичное. Слаба ре­гулирующая роль мышления в поведении, способность к отвле­ченным процессам снижена. Ребенок не планирует свою актив­ность по этапам, не пытается заранее предвосхитить последствия. Даже подросток замахивается на то, чтобы стать учителем, вра­чом, летчиком, не учитывая возможных трудностей.

Память отличается замедленностью и непрочностью запо­минания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказать­ся сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запе­чатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вы­зывают большие затруднения воспоминания о внутренних логи­ческих связях и обобщенных словесных объяснениях.

Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Они не соответствуют значительности изменений, происходящих вокруг и с самим человеком. Он бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и даже агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. В связи с этим отсутствуют ответственность, не проявляется удовлетворение в завершении работы. Преобладают непосредственные переживания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Возни­кающая неудовлетворенность отказом в получении увиденной иг­рушки, сладостей вне зависимости от материальных возможностей является причиной несдержанного гнева. Настроение, как правило, неустойчивое. Существующее мнение о том, что степень эмоцио­нального недоразвития соответствует глубине интеллектуального дефекта, на практике не всегда подтверждается. Часть умственно от­сталых оказывается способной серьезно переживать свои ограни­ченные способности. В связи с этим они являются группой повы­шенного риска по возникновению невротических расстройств.

Произвольная активность лиц данной категории отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудерж­ностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью со­циальных, личностных мотивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания. Поступки недоста­точно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба моти­вов. Поведение в связи с этим крайне непоследовательно, неожи­данно. Оно то отличается пассивностью, то прерывается неожи­данными и обычно неуместными поступками, что, безусловно, затрудняет приспособление такого человека к жизни.

Все же при определенной зрелости личности большинство из них достигают независимости в сфере ухода за собой. Способны самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться, управлять функциями кишечника и мочевого пузыря. Овладевают практиче­скими и домашними навыками, даже если их развитие значитель­но медленнее, чем в норме.

Несмотря на то, что такие люди усваивают поведенческие нормы, их ролевые функции в обществе ограничены. Это особен­но отчетливо выражено в современном обществе, характеризую­щемся множеством ролей, что ограничивает способности лиц с легкой умственной отсталостью к адаптации. Несамостоятель­ность, повышенная внушаемость и склонность к подражанию не­редко приводят к тому, что поведение находится в большой зави­симости от влечений и аффектов, от непосредственных обстоя­тельств, в которых умственно отсталый индивид находится.

Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении развития локомоторных функций, непродуктивности и недоста­точной целесообразности последовательных движений, двига­тельном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика.

Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, у многих детей особые трудности вызы­вают чтение и письмо.

В большинстве случаев легкой умственной отсталости воз­можно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и ручной полуквалифицирован­ный труд. Они овладевают профессиями маляра, плотника, сле­саря, швеи, вышивальщицы, картонажницы и т.д., не достигая высоких разрядов.

В социальных условиях (например, в сельской местности), не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости может не вызы­вать трудностей приспособления. Тем не менее, если наряду с этим отмечаются заметные эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей, или затруднения в адаптации к культурным традициям и нормам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...