Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочетание различных методов в коррекционном обучении с учетом типологических особенностей учащихся




Сочетание методов в коррекционном обучении зависит от возможностей усвоения учащимся учебного материала по основ­ным предметам. По возможностям обучения учащиеся с интел­лектуальной недостаточностью делятся на четыре группы.

Первую группу составляют учащиеся, которые успешно ов­ладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют преимущественно само­стоятельно, не испытывая при этом больших затруднений и ис­пользуя имеющийся опыт. Им доступен некоторый уровень обобщения, и они способны объяснить словами свои действия. Но при выполнении сложных заданий им нужна помощь.

Учащиеся второй группы достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учи­теля, но не могут сделать самостоятельно элементарные выводы и обобщения. Отличительной чертой этих учащихся является меньшая самостоятельность при выполнении всех видов работ. Темп их работы низок, при этом они допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Они не мо­гут точно объяснить свои действия.

К третьей группе относят учащихся, которые с трудом ус­ваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно- практической). Для учащихся характерно слабое сознание мате­риала, который объясняет учитель. Им трудно определить глав­ное, установить логическую связь частей, им необходимо допол­нительное объяснение новой темы. Темп усвоения знаний низок, но, несмотря на это, учащиеся не теряют приобретенных знаний и умений, способны применить их при выполнении аналогичного задания, однако, слегка измененное задание воспринимается как новое, что говорит о низкой способности учащихся этой группы обобщать. Значительная помощь им нужна в основном в самом начале выполнения задания. Поэтому деятельность учеников третьей группы нужно организовать, чтобы они поняли основное в изучаемом материале. И лишь после этого они смогут лучше выполнять задание, что говорит о затрудненном, но в основном осознанном процессе усвоения материала.

К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладева­ют учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне, лишь фронтального обучения для них не достаточно. Им необходимо выполнение большого количества упражнений, введе­ние дополнительных занятий, постоянный контроль и помощь учи­теля во время выполнения работ, так как они не могут делать выво­ды самостоятельно и использовать имеющийся у них опыт. Эти школьники не видят ошибок в работе без указания на них и объяс­нения, как их можно исправить. Они могут усвоить крайне малень­кий объем знаний, способны овладеть только первоначальными на­выками чтения и письма, связная устная и письменная речь форми­руется у них медленно и отличается значительным искажением смысла, а при обучении математике ученики не могут даже пра­вильно пересчитать предметы. Однако под влиянием корригирую­щего обучения учащиеся могут переходить в группу выше. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы правильно под­готовить его к усвоению нового материала и применить большую или меньшую степень самостоятельности ученика при этом.

Применение элементов программированного и проблемного

Обучения в специальном образовательном учреждении

Сочетание методов в коррекционном обучении и выбор вида обучения зависит от возможностей усвоения детьми учебного ма­териала по основным предметам.

В специальном образовательном учреждении используется объяснительно-иллюстративное обучение, а иногда и с элемента­ми программированного и проблемного обучения. Программиро­ванное обучение по форме представляет собой вид самостоятель­ной работы над специально переработанным учебным материалом в виде программированного пособия. В связи с физиологически­ми особенностями учащихся выбирается определенный объем изучаемого материала для данного вида обучения. При проблем­ном виде обучения учитель ставит перед учащимися учебную или практическую проблему, направляет их деятельность на решение проблемы, обобщает полученные учениками результаты, органи­зует закрепление и применение знаний.

В ходе проблемного обучения учитель широко применяет сло­весные, наглядные и практические методы обучения. Изложение учебного материала при проблемном обучении осуществляется по­средством проблемного рассказа, проблемно построенной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предло­женного действия и др. При этом учитель по ходу изложения учебно­го материала размышляет, доказывает, обобщает, систематизирует учебный материал, анализирует факты, тем самым воздействует на мышление учащихся, делая его более активным и творческим. В про­блемном обучении широко используется и проблемно-поисковая, или эвристическая, беседа. В ходе ее перед учащимися ставится ряд логи­чески взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые, учащиеся должны высказывать какие-либо предположения и пытаться доказать их справедливость, тем самым проявляя самостоятельность в усвое­нии знаний. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью ряд таких вопросов должен быть небольшим.


Несколько иное назначение при проблемном виде обучения приобретают наглядные пособия. Они уже используются не для облегчения запоминания, а для постановки учебных задач и соз­дания проблемных ситуаций для учащихся с менее выраженной интеллектуальной недостаточностью, которые успешно овладе­вают программным материалом в процессе фронтального обуче­ния. Все задания они выполняют преимущественно самостоятель­но, не испытывая при этом больших затруднений и используя имеющийся опыт, им доступен некоторый уровень обобщения, и они способны объяснить словами свои действия, но при выпол­нении достаточно сложных заданий им нужна помощь. Можно предложить проблемно-поисковые упражнения.

Проблемно-поисковые упражнения в этом виде обучения применяются в том случае, когда учащиеся могут самостоятельно выполнить конкретные виды умственных и практических действий, что в свою очередь способствует успешному усвоению материала. Проблемный метод обучения применяется как для усвоения нового учебного материала, так и служит важным средством развития на­выков творческой учебно-познавательной деятельности.

Литература: 15,17,18, 25, 26, 35, 51, 62, 63, 97.

Современные педагогические технологии в специальном

образовании. Соотношение понятия «технология» и других педагогических понятий

Развитие образовательных процессов в современном обще­стве, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических ис­следований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологиче­ский подход, применение понятия «технология» к сфере образо­вания, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или прак­тически обоснованной системы деятельности, применяемой че­ловеком в целях преобразования окружающей среды, производ­ства материальных или духовных ценностей.

Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и га­рантированный успех поставленных учебных целей. Технологи­ческий подход позволяет:

• с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

• анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт и его использование; комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

• обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

• оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

• выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социаль­но-педагогических проблем.

Педагогическая (образовательная) технология - это систе­ма функционирования всех компонентов педагогического процесса,

построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. Эта сфера труда, с одной сто­роны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих тех­нологий), а с другой - сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной структуре) можно выделить четыре соподчиненных класса образовательных технологий.

• Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области про­свещения (социально-педагогический уровень). Это обще­педагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образователь­ный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Приме­ры: технология развивающего обучения, технология управ­ления качеством образования в регионе, технология воспи­тательной работы в данной школе.

• Макротехнологии, или отраслевые педагогические техноло­гии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образова­тельной отрасли, области, направления обучения или воспи­тания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеме­тодический уровень). Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения.

• Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, пред­ставляют собой технологии осуществления отдельных час­тей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направ­ленные на решение частных, локальных дидактических, ме­тодических или воспитательных задач. Примеры: техноло­гия отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, тех­нологии усвоения, повторения или контроля знаний.

• Микротехнологии - это технологии, направленные на ре­шение узких оперативных задач и относящиеся к индиви­дуальному взаимодействию или самовоздействию субъек­тов педагогического процесса (контактно-личностный уро­вень). Примеры: технология формирования навыков пись­ма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида. Горизонтальная структура педагогической технологии со­держит три основных аспекта:

• научный: технология является научно разработанным реше­нием определенной проблемы, основывающимся на дости­жениях педагогической теории и практики;

• формально-описательный: технология представляется моде­лью, описанием целей, содержания, методов и средств, ал­горитмов действий, применяемых для достижения планируе­мых результатов;

• процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их це- леполагание, планирование, организацию, реализацию це­лей и анализ результатов.

Критерии технологичности педагогического процесса:

• системность (комплексность, целостность);

• научность (концептуальность, развивающий характер);

• структурированность (иерархичность, логичность, про- цессуальность);

• воспроизводимость (возможность воспроизведения техноло­гии другими преподавателями);

• эффективность (оптимальность временных и экономических затрат для достижения определенного стандарта);

• управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования, варьирования средствами).

Рассмотрение проблемы педагогических технологий образова­ния связано также с вопросами их иерархии по степени их обоб­щенности - от методологического до конкретно-методического уровня. В зависимости от уровня рассмотрения проблемы можно вы­делить следующие уровни технологий обучения:

• концептуальный (теории, модели, концепции);

• технологический (принципы организации учебного про­цесса);

• инструментальный (в качестве предписывающей инструк­ции обучения, в виде определенного состава и структуры управ­ления учебной деятельностью);

• процедурный (в виде детального описания действий и опе­раций педагога и обучаемого).

В теории и практике образования зафиксированы следую­щие непродуктивные способы разрешения противоречия между традициями и инновационным опытом в области педагогических технологий:

• экспансия (разрушение традиций при внедрении образова­тельных технологий);

• ассимиляция (поглощение новой образовательной техноло­гии старой традицией);

• эклектика (механическое суммирование, сосуществование новых образовательных технологий и старых традиций).

Соотношение понятия «технология» и других педагогических

понятий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...