Сочетание различных методов в коррекционном обучении с учетом типологических особенностей учащихся
Сочетание методов в коррекционном обучении зависит от возможностей усвоения учащимся учебного материала по основным предметам. По возможностям обучения учащиеся с интеллектуальной недостаточностью делятся на четыре группы. Первую группу составляют учащиеся, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют преимущественно самостоятельно, не испытывая при этом больших затруднений и используя имеющийся опыт. Им доступен некоторый уровень обобщения, и они способны объяснить словами свои действия. Но при выполнении сложных заданий им нужна помощь. Учащиеся второй группы достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, но не могут сделать самостоятельно элементарные выводы и обобщения. Отличительной чертой этих учащихся является меньшая самостоятельность при выполнении всех видов работ. Темп их работы низок, при этом они допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Они не могут точно объяснить свои действия. К третьей группе относят учащихся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно- практической). Для учащихся характерно слабое сознание материала, который объясняет учитель. Им трудно определить главное, установить логическую связь частей, им необходимо дополнительное объяснение новой темы. Темп усвоения знаний низок, но, несмотря на это, учащиеся не теряют приобретенных знаний и умений, способны применить их при выполнении аналогичного задания, однако, слегка измененное задание воспринимается как новое, что говорит о низкой способности учащихся этой группы обобщать. Значительная помощь им нужна в основном в самом начале выполнения задания. Поэтому деятельность учеников третьей группы нужно организовать, чтобы они поняли основное в изучаемом материале. И лишь после этого они смогут лучше выполнять задание, что говорит о затрудненном, но в основном осознанном процессе усвоения материала.
К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне, лишь фронтального обучения для них не достаточно. Им необходимо выполнение большого количества упражнений, введение дополнительных занятий, постоянный контроль и помощь учителя во время выполнения работ, так как они не могут делать выводы самостоятельно и использовать имеющийся у них опыт. Эти школьники не видят ошибок в работе без указания на них и объяснения, как их можно исправить. Они могут усвоить крайне маленький объем знаний, способны овладеть только первоначальными навыками чтения и письма, связная устная и письменная речь формируется у них медленно и отличается значительным искажением смысла, а при обучении математике ученики не могут даже правильно пересчитать предметы. Однако под влиянием корригирующего обучения учащиеся могут переходить в группу выше. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и применить большую или меньшую степень самостоятельности ученика при этом. Применение элементов программированного и проблемного Обучения в специальном образовательном учреждении Сочетание методов в коррекционном обучении и выбор вида обучения зависит от возможностей усвоения детьми учебного материала по основным предметам. В специальном образовательном учреждении используется объяснительно-иллюстративное обучение, а иногда и с элементами программированного и проблемного обучения. Программированное обучение по форме представляет собой вид самостоятельной работы над специально переработанным учебным материалом в виде программированного пособия. В связи с физиологическими особенностями учащихся выбирается определенный объем изучаемого материала для данного вида обучения. При проблемном виде обучения учитель ставит перед учащимися учебную или практическую проблему, направляет их деятельность на решение проблемы, обобщает полученные учениками результаты, организует закрепление и применение знаний.
В ходе проблемного обучения учитель широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения. Изложение учебного материала при проблемном обучении осуществляется посредством проблемного рассказа, проблемно построенной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предложенного действия и др. При этом учитель по ходу изложения учебного материала размышляет, доказывает, обобщает, систематизирует учебный материал, анализирует факты, тем самым воздействует на мышление учащихся, делая его более активным и творческим. В проблемном обучении широко используется и проблемно-поисковая, или эвристическая, беседа. В ходе ее перед учащимися ставится ряд логически взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые, учащиеся должны высказывать какие-либо предположения и пытаться доказать их справедливость, тем самым проявляя самостоятельность в усвоении знаний. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью ряд таких вопросов должен быть небольшим. Несколько иное назначение при проблемном виде обучения приобретают наглядные пособия. Они уже используются не для облегчения запоминания, а для постановки учебных задач и создания проблемных ситуаций для учащихся с менее выраженной интеллектуальной недостаточностью, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют преимущественно самостоятельно, не испытывая при этом больших затруднений и используя имеющийся опыт, им доступен некоторый уровень обобщения, и они способны объяснить словами свои действия, но при выполнении достаточно сложных заданий им нужна помощь. Можно предложить проблемно-поисковые упражнения.
Проблемно-поисковые упражнения в этом виде обучения применяются в том случае, когда учащиеся могут самостоятельно выполнить конкретные виды умственных и практических действий, что в свою очередь способствует успешному усвоению материала. Проблемный метод обучения применяется как для усвоения нового учебного материала, так и служит важным средством развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. Литература: 15,17,18, 25, 26, 35, 51, 62, 63, 97. Современные педагогические технологии в специальном образовании. Соотношение понятия «технология» и других педагогических понятий Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам. Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей. Технологический подход позволяет: • с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; • анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт и его использование; комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; • обеспечивать благоприятные условия для развития личности; • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
• выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем. Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. Эта сфера труда, с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), а с другой - сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной структуре) можно выделить четыре соподчиненных класса образовательных технологий. • Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области просвещения (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в данной школе. • Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень). Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения. • Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний. • Микротехнологии - это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида. Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных аспекта:
• научный: технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и практики; • формально-описательный: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов; • процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их це- леполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов. Критерии технологичности педагогического процесса: • системность (комплексность, целостность); • научность (концептуальность, развивающий характер); • структурированность (иерархичность, логичность, про- цессуальность); • воспроизводимость (возможность воспроизведения технологии другими преподавателями); • эффективность (оптимальность временных и экономических затрат для достижения определенного стандарта); • управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования, варьирования средствами). Рассмотрение проблемы педагогических технологий образования связано также с вопросами их иерархии по степени их обобщенности - от методологического до конкретно-методического уровня. В зависимости от уровня рассмотрения проблемы можно выделить следующие уровни технологий обучения: • концептуальный (теории, модели, концепции); • технологический (принципы организации учебного процесса); • инструментальный (в качестве предписывающей инструкции обучения, в виде определенного состава и структуры управления учебной деятельностью); • процедурный (в виде детального описания действий и операций педагога и обучаемого). В теории и практике образования зафиксированы следующие непродуктивные способы разрешения противоречия между традициями и инновационным опытом в области педагогических технологий: • экспансия (разрушение традиций при внедрении образовательных технологий); • ассимиляция (поглощение новой образовательной технологии старой традицией); • эклектика (механическое суммирование, сосуществование новых образовательных технологий и старых традиций). Соотношение понятия «технология» и других педагогических понятий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|