Основные нормативно-правовые документы специального образования
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 122. Временное положение об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития: постановление Министерства образования и науки Республики Беларусь, 18 авг. 1995 г., № 327 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - 8/2241. 123. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. - Нью-Йорк, 30.09.1990. 124. Инструктивно-методическое письмо к 2008/2009 учебному году (специальное образование). - Управление специального образования. 125. Инструктивно-методическое письмо об организации работы в классах интегрированного обучения и особенностях тарификации и оплаты учителей, работающих в этих классах: постановление Министерства образования и науки Республики Беларусь. - Настаунщкая газета. - 1998. - 12 верасня. 126. Канцэпцыя навучання, выхавання i падрыхтоук да жыцця дзяцей з неда- хопам у разумовым i фiзiчным развщщ у РБ // Адукацыя i выхаванне. - 1994. - № 3. - С. 4. 127. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г., вступает в силу 02.09.90 г. 128. Концепция образования и воспитания в Беларуси / Нац. ин-т образования; под ред. В.П. Пархоменко. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 1994. - 47 с. 129. Концепция реформирования специального образования в Республике Беларусь, 3 ноября 1999 г., № 660 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - 3/1462. 130. Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 03.04.2002 г. 131. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII; в ред. Закона Респ. Беларусь от 25.10.2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - 2/408.
132. Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании), 18 мая 2004 г., № 285-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - 2/1034. 133. Об образовании, 29 октяб. 1991 г., № 1202-XI; в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.08.2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - 2/303. 134. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь. 1995-2004 годы (Информационный бюллетень), выпуск № 6 / под ред. А.Н. Коноплевой. - Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2005. - 138 с. 135. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 20.11.2000 г., № 53 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - 8/4485. 136. Положение о специальной общеобразовательной школе (школе- интернате) для детей с особенностями психофизического развития: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 31.10.2002 г., № 46 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - 8/8926. 137. Положение об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 25.02.2002 г., № 5 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - 8/7962. 138. Постановление об утверждении учебных планов для вспомогательной школы (школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации от 15.07.2008. 139. Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 мая 2006 г., № 318 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - 1/7590 (подпрограммы «Дети инвалиды», «Дети сироты»). 140. Программа реформирования специального образования в Республике Беларусь, 31.08.2000 г. № 37. 141. Республиканская программа «Молодежь Белоруссии» на 20062010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 апреля 2006 г., № 200 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - 1/6273.
142. Учебные планы для вспомогательных школ (школ-интернатов). - Утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.08 г. № 60. 143. Учебные планы для специальных общеобразовательных школ (школ- интернатов). - Утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.08 г. № 59. ГЛОССАРИЙ Анализатор (от греч. analysis - разложение, расчленение) - сложная анатомо-физиологическая система, осуществляющая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений о больном, условиях возникновения и протекания у него болезни, окружающей среде, получаемых как от самого больного (субъективный А.), так и от окружающих его лиц (объективный А.) с целью установления (уточнения) диагноза или разработки основных положений индивидуальной реабилитационной программы. Аномалия развития (от греч. anomalos - неправильный) понимается как исключение, уклонение, причуда, необычайность, странность. Семантика слова «аномалия» включает наличие нетипичного, иного, при этом данное слово не рассматривается как несущее негативный оттенок. В словаре С.И. Ожегова появляется дополнительное значение аномалии как «отклонения от нормы, общей закономерности; неправильность», в этом смысле понятие аномалия сходно по смыслу с понятием девиация, («отклонение от правильной линии, от должного направления»). Социальную позицию нетипичных людей можно охарактеризовать как предписанную большинством членов общества, назначаемую без учета онтогенетических особенностей или предпочтений. Астения (от греч. asthenia - слабость) - болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению. Асфиксия (от греч. а - частица отрицания и sphygmos - пульс) - удушье. При асфиксии наблюдается расстройство дыхания и кровообращения до их полной остановки. Брайля шрифт - рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный в 1829 г. франц. слепым тифлопедагогом Л. Брайлем (Braille). Основой шрифта являются различные комбинации выпуклых точек (от одной до шести), передающие изображения букв алфавита, цифр, знаков препинания, нотных знаков и т.д. Шрифт признан универсальным и распространен во всем мире.
Высшая нервная деятельность (ВНД) - деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей. Учение о ВНД было создано отечественным физиологом И. П. Павловым. Девиантное поведение (от лат. de - от, via - дорога) - система действий или отдельные поступки, отклоняющиеся (противоречащие) от принятых в обществе правовых, нравственных норм. Делинквентное поведение (от лат. delinguentia - проступок, прегрешение) - это отклоняющееся поведение, которое в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое действие. Депривация (от лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социокультурных контактов. Диагноз (от греч. diagnosis - распознавание) - констатация изучаемого процесса, состояния, явления. В медицине - заключение о наличии заболевания, его причинах, степени выраженности, форме течения и сохранности защитных сил организма. Катамнез (от греч. kata - после, mnesis - вспоминать) - комплекс сведений о состоянии больного и динамике у него болезни после установления/уточнения диагноза, проведения медико-социальных и психолого- педагогических мероприятий, окончания образовательного учреждения. Наблюдение за выпускником осуществляется в течение трех лет. Кинестетический (от греч. kinema - движение, aisthesis - ощущение) анализатор передает в головной мозг ощущение положения и движения органов тела. Кинестетическое ощущение вызывается раздражением проприо- рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и суставах.
Консилиум (от лат. consilium - согласование) - совещание квалифицированных специалистов одной или разных специальностей для уточнения диагноза, назначения оптимальных средств медико-социального и психолого- педагогического воздействия и определения прогностических возможностей. Мутизм (от лат. mutus - немой) - отказ от активной речи. Представляет собой невротическую реакцию на психотравмирующую ситуацию. Различают тотальный мутизм (полное и постоянное молчание) и избирательный (проявляется в определенных случаях). В большинстве случаев прогноз благоприятный. Негативизм (от лат. negatio - отрицание) - лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям. Нервная система - система органов у животных и человека, осуществляющая связь организма с внешней средой и взаимосвязь органов между собой. Нервная система регулирует и координирует все функции организма. Нервная система человека подразделяется на центральную и перефериче- скую. Кроме того, выделяется так называемая вегетативная нервная система. Норма здоровья - состояние человека (биологический, психологический, социальный уровень), позволяющее ему эффективно взаимодействовать с природой и социокультурной средой. Норма - это общепринятый порядок, установленная мера, размер чего-либо. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Онтогенез (от греч. ontos - сущее, genesis - происхождение, развитие) - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до смерти. Паралич (от греч. paralysis - расслабление) - полное выпадение двигательных функций и полное отсутствие произвольных движений, вследствие нарушения иннервации соответствующих мышц. Парез (от греч. paresis - ослабление) - уменьшение силы и (или) амплитуды активных движений в связи с нарушениями иннервации соответствующих мышц. Прогредиентность (от лат. progredior - идти вперед) - признак, характеризующий развитие, нарастание (часто неуклонное) психического заболевания. Релаксация (от лат. relaxatio - облегчение, расслабление) - состояние покоя, расслабленности, наступающее, например, при отходе ко сну или после сильных переживаний, физических усилий. Также релаксацией называется полное и частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (аутогенная тренировка).
Ремиссия (от лат. remitto - отпускать, ослаблять) - тип течения болезни, характеризующийся временным уменьшением степени выраженности или ослаблением психопатологической симптоматики. Сензитивный период или возраст (от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие «сензитивный возраст» введено М. Монтессори. Синдром (от греч. syndrome - стечение признаков болезни) - это система взаимосвязанных в патогенезе симптомов (признаков) болезни. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, возникающими при невозможности удовлетворить какие-либо потребности. Церебральный - от лат. cerebrum - головной мозг. Энцефалит (от греч. enkephalos - головной мозг) - инфекционное воспалительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг (чаще - через кровь) болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов и т.п.). Этиология (от греч. aitia - причина, logos - учение) - наука о причинах болезней (патологических состояний). Этиопатогенез (от греч. aitia - причина, pathos - болезнь, genesis - происхождение, развитие) - совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни. ПЕРСОНАЛИИ БИНЕ (Binet) Альфред (1857-1911) - французский психолог. Получил юридическое образование в лицее Св. Людовика в Париже (1878). Отказавшись от юридической карьеры, самостоятельно изучал неврологию, гистологию, психологию. В 1889 г. совместно с А. Бонн основал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии в Сорбонне, с 1894 г. - ее директор. В 1894 г. совместно с Бонн и Т. Рибо основал «Психологический ежегодник» - первый во Франции научный журнал по психологии. Изучал широкий круг психологических проблем - патологии сознания, умственного утомления, гипнотического внушения, индивидуальных различий процессов памяти, графологии и др. Стремился утвердить в психологии объективный метод исследования. Выступил пионером применения экспериментальных методов к изучению высших психических функций, прежде всего мышления. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, в дальнейшем отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач. Наибольшую известность получили разработки Б. в области создания тестов интеллекта. В начале XX в. совместно с Т. Симоном провел ряд экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления детей. По заказу Министерства просвещения результаты этих экспериментов были преобразованы в задачи для отбора умственно отсталых детей во вспомогательные школы. В 1905 г. опубликована шкала Бине-Симона, впоследствии многократно модифицированная в разных странах, и послужившая прообразом современных методов тестирования интеллекта. БРАЙЛЬ (Braille) Луи (1809-1852) - французский тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте, воспитывался в Парижском институте для слепых, с 1828 г. стал учителем там же. В 1829 г. разработал рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всем мире. В 1838 г. издал учебник арифметики для слепых. Кроме букв и цифр Б. на основе тех же принципов разработал нотопись. Был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым. ВЛАСОВА Татьяна Александровна (1905-1986) - дефектолог, действительный член АПН СССР (1982), доктор психологических наук (1972), профессор (1976). В 1930 г. окончила МГПИ им. В.И. Ленина. С 1929 г. работала в Наркомпросе РСФСР. С 1939 г. - директор Государственного педагогического дефектологического института, завуч Омского педучилища. С 1963 г. - в НИИ дефектологии, в 1968-1986 гг. - директор института. Один из организаторов подготовки и повышения квалификации дефектологических кадров. Труды посвящены проблеме дифференциации обучения разных категорий детей с нарушениями физического и умственного развития, организации системы дошкольного воспитания аномальных детей. Обосновала необходимость создания особого типа школ для обучения детей с ЗПР. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А. Л. Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К. Крупской, педфа- культет 2-го МГУ и др.). Научную деятельность начал с изучения психологии искусства - исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925, опубл. в 1965). Дал критический анализ мировой психологии 1920-1930-х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки («Исторический смысл психологического кризиса», 1927, опубл. в 1982). Создал общепсихологическую концепцию, известную как «культурно-историческая теория психики», в которой раскрыл общественно-историческую природу сознания, высших психических функций («История развития высших психических функций», 1983). Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый- ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж. Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мышление и речь», 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. ГАЮИ (Наиу) Валентин (1745-1822) - французский педагог, один из основоположников тифлопедагогики. Изобрел рельефный шрифт упрощенных букв, технику книгопечатания и письма этим шрифтом, географические карты и рельефные рисунки для слепых и другие пособия. Разработал дидактику и методику обучения слепых детей общеобразовательным предметам (чтению, письму, арифметике, истории, географии, языкам, музыке и пению) и трудовым навыкам (плетению, вязанию, бумажно-картонажным работам, работе по дереву, книгопечатанию и др.). В 1784 г. в Париже основал на свои средства первую школу для слепых. В 1803 г. получил приглашение приехать в Россию; по дороге сделал остановку в Берлине, где выступил с объяснением своего метода обучения слепых. В 1806-1817 гг. жил в Петербурге, в 1807 г. открыл первый в России институт для слепых. Впервые добился приобщения слепых к общественно полезному труду как полноценных членов общества. Предложенные им методы обучения получили распространение во многих странах, положив начало систематическому обучению слепых. ГРАБОРОВ Алексей Николаевич (1885-1949) - дефектолог, один из основателей отечественной олигофренопедагогики. Участвовал в создании первых программно-методических документов для вспомогательных школ и специальных детских домов. В 1930-х гг. создал систему воспитания детей- олигофренов на основе использования ручного труда, автор трудов по олигофренопедагогике, учебника по дефектологии для педагогических вузов (1925). Активный участник и организатор ряда съездов по охране детства. Выдвинул идею общности целей и дидактических принципов обучения нормального и аномального ребенка, вместе с тем попытался раскрыть специфику обучения и воспитания умственно отсталых детей. ГРАЧЕВА Екатерина Константиновна (1866-1934) - педагог-дефектолог. Почти 40 лет своей жизни посвятила заботе о детях с тяжелыми физическими и психическими недостатками, среди ее воспитанников были и слепоглухонемые. В 1894 г. организовала в Петербурге первый в России приют для слабоумных и эпилептиков, в котором обучала их элементарным знаниям; в 1898 г. при приюте была открыта школа. В 1900 г. добилась учреждения благотворительной организации для оказания помощи слабоумным. В этом же году ею открыты курсы по подготовке сестер-нянь для работы со слабоумными детьми и эпилептиками. По ее инициативе и при ее участии в начале XX в. открыты приюты для слабоумных в других городах России. Выступала за обязательное обучение всех аномальных детей грамоте и такую организацию трудового обучения, которая делала бы их жизнь в специальных учреждениях радостной и полезной, а труд производительным. Сотрудничала с В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурским, Л.Ф. Остроградским и др. После 1917 г. участвовала в преобразовании благотворительных приютов в государственные детские дома. В 1918-1920 гг. преподавала на Петроградских курсах по подготовке педагогов-дефектологов. Автор первых в России книг, посвященных методам воспитания и обучения глубоко отсталых детей. ДАНЮШЕВСКИЙ Израиль Исаакович (1890-1950) - педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. В 1911 г. окончил учительский институт в Вильнюсе. Педагогическую деятельность начал в 1909 г. В 19231930 гг. работал в Наркомпросе РСФСР. Организатор и первый директор (1930-1943) Экспериментального дефектологического института (с 1935 г. Научно-практический институт специальных школ и детских домов, на базе, которого в 1944 г. создан НИИ дефектологии АПН), а также Московского педагогического дефектологического института (1939-1942). В 1943-1947 гг. - директор Центрального научно-методического детского дома Министерства просвещения РСФСР, с 1947 г. работал в НИИ дефектологии. Автор трудов по организации комплексного клинического и психолого-педагогического изучения аномальных детей, научным основам их дифференцированного обучения и воспитания, а также по проблемам учебно-воспитательной работы в детских домах и учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. ДЕМОР (Demoor) Жан (1867-1941) - бельгийский врач и педагог, организатор первых вспомогательных школ в Бельгии (1897). В 1899-1937 гг. - профессор физиологии Брюссельского университета, где в 1919 г. им основан Педагогический институт. Пропагандировал необходимость общественной заботы об аномальных детях - открытия специальных учреждений для них. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, учителя которых работали в тесном контакте с врачами, а также с родителями учащихся в целях оздоровления семейных условий жизни ребенка. Учебные программы школ подчинил принципу «полезности» - учить только тому, что содействует развитию умственных и физических способностей ребенка и имеет практическое значение; в учебном плане отвел значительное место ручному труду, гимнастике, рисованию, пению, исправлению недостатков речи. ДЬЯЧКОВ Алексей Иванович (1900-1968) - дефектолог, доктор педагогических наук (1957), профессор (1958). Окончил дефектологический факультет 2-го МГУ (1931). Педагогическую деятельность начал в 1921 г. учителем начальной школы. С 1932 г. - на научно-педагогической работе в высших учебных заведениях, в том числе в 1942-1948 гг. - декан дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина; с 1947 г. - в НИИ дефектологии (с 1951 г. - директор). Основные труды по сурдопедагогике: теория, история и методика обучения детей с недостатками слуха, разработал методы обучения глухих математике. Автор многочисленных учебников по арифметике (1-5 классы) для глухонемых детей. Медаль К.Д. Ушинского (1960), орден высшей степени Всемирной Федерации глухих (1971). ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог, психолог, дефектолог, действительный член АПН (1955), доктор педагогических наук (1943). Окончил МГУ (1925). Педагогическую деятельность начал учителем в сельской школе. С 1929 г. вел научно-исследовательскую работу, в 19291951 гг. - в НИИ дефектологии. Автор ряда экспериментальных исследований процессов памяти и их развития у школьников. Разработал систему сочетания слова учителя и средств наглядности в обучении; ряд работ посвятил изучению речи нормальных и аномальных детей. В 1935 г. создал первую лабораторию по изучению психологии умственно отсталых и глухонемых детей в Экспериментально-дефектологическом институте. Изучал вопросы развития памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, формирования их личности в условиях обучения и психолого-педагогические проблемы сочетания слова учителя и средств наглядности во вспомогательной школе. Автор оригинальной дидактической системы начального обучения, направленной на общее развитие детей. ИТАР (Itard) Жан Мари Гаспар (1775-1838) - французский врач, член Академии медицины (1821). Работая в Парижском училище для глухонемых, положил начало систематическим исследованиям слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха - аку- метр. В «Трактате о заболеваниях уха и слуха» (1821) рекомендовал развивать слух плохо слышащих путем экспериментально разработанных им методов тренировки звуками. Подчеркивал влияние деятельности органов чувств на развитие ума. Эти идеи легли в основу метода воспитания, названного им медицинским. Широкую известность И. принесло первое научное описание подпиток воспитания ребенка, который примерно до 12-летнего возраста был изолирован от человеческого общества, - «авейрон- ского дикаря». Незначительные результаты многолетних попыток приобщения «дикаря» к культуре показали важность ранних этапов развития для достижения интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости. КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943) - дефектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. В 1891-1894 гг. учился на медицинском факультете Московского университета, исключен и выслан из Москвы за участие в студенческих революционных кружках. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1897). Работал земским врачом (1897-1904). Организовал (1908) в Москве частную школу - санаторий - одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 г. руководил учреждениями, сформированными на базе этой школы, - Домом изучения ребенка (1918-1921), Медицинско-педагогической опытной станцией (1923-1924). Ректор и профессор Педагогического института детской дефективности (1920-1924), с 1928 г. профессор-консультант по логопедии. Разрабатывал вопросы клинического и психолого-педагогического изучения аномальности ребенка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями ЦНС и трудных детей. По К., в основе учебно- воспитательного процесса лежит развитие творческих возможностей детей, их инициативы; основные педагогические средства - широкое использование наглядности и ручного труда, поощрение самостоятельности. Подчеркивал роль лечебно оздоровительных мероприятий в процессе компенсации дефектов. ЛУРИЯ Александр Романович (1902-1977) - психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), доктор педагогических (1937) и медицинских (1943) наук, профессор (1944). Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 19211934 гг. - на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 г. - профессор МГУ, с 1966 г. - зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Следуя идеям Л.С. Выготского, разрабатывал культурно- историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Создал новое направление - нейропсихологию. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти. МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович (1923-1974) - дефектолог, доктор психологических наук (1971), окончил философский факультет МГУ (1952). Научный сотрудник (с 1952), зав. лабораторией (с 1961) в НИИ дефектологии АПН СССР. Организатор специального учебно-воспитательного учреждения для слепоглухонемых в г. Загорске (ныне - Сергиев Посад). Изучал особенности психического развития слепоглухонемых детей, разрабатывал теоретические основы системы их обучения и воспитания. Практически продемонстрировал возможность компенсации сложного дефекта путем развития высших психических функций на основе единственного сохранного анализатора (осязательного). Лауреат Государственной премии СССР (совместно с И. А. Соколянским, 1980). ПЁВЗНЕР Мария Семеновна (1901-1991) - психиатр, доктор психологических наук (1960), профессор (1963). Окончила 1-й и 2-й Московский медицинский институт (1924). С 1931 г. - научный сотрудник Экспериментально-дефектологического института (с 1943 г. - НИИ дефектологии РСФСР), с 1951-1960 гг. - старший научный сотрудник, в 1960-1973 гг. зав. сектором клинического изучения аномальных детей, с 1973 г. - профессор- консультант. Автор трудов по проблемам комплексного психолого- педагогического изучения аномальных детей, созданию клинической классификации олигофрении, ЗПР, проблемам сложных дефектов (сочетание олигофрении с сенсорными дефектами). РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860-1928) - невропатолог и психоневролог. Окончил медицинский факультет Московского университета (1884). С 1889 г. - приват-доцент, с 1890 г. - зав. клиникой нервных болезней Московского университета. В 1911 г. вышел в отставку в знак протеста против реакционных мер Министерства просвещения. На собственные средства основал и содержал (1911-1917) Институт детской неврологии и психологии, который после 1917 г. передал в дар Московскому университету (впоследствии первая в Европе клиника нервных болезней детского возраста). С 1917 г. - профессор МГУ, зав. кафедрой нервных болезней. Один из организаторов и редакторов «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» (1910), один из основателей Общества невропатологов и психиатров. Труды Р. охватывают широкий круг вопросов неврологии, дефектологии и патопсихологии. Широкую известность имели предложенные им в 1910 г. методы количественного исследования психических функций, так называемые психологические профили Р. - серии индивидуально и фронтально предъявляемых задач на «осмысливание», «восприимчивость», «запоминание», «воображение», «внушаемость» и т.д., оценки за которые выводятся в зависимости от количества задач, решенных за определенное время. На основе полученных данных Р. вычерчивал специальный «профиль», который, по его мнению, фиксировал психологические черты ребенка. Представления о «психических функциях», возможности их количественного выражения, из которых исходил Р., не соответствуют теоретическому уровню современной психологии и, по-видимому, не отражают существа того или иного дефекта. Однако работы Р. имели большое значение для развития патопсихологии и детской психологии, понимания эмоций, привычек и характера ребенка, в том числе «критических фаз» в его развитии. СЕГЕН (Seguin) Эдуард (1812-1880) - французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики, автор медико- педагогической системы воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Первоначально занимался индивидуальным воспитанием слабоумных детей. С 1839 г. руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). Здесь провел ряд реформ, улучшающих условия жизни и воспитания детей. В 1841 г. организовал частную школу-пансион для отсталых детей. В 1848 г. уехал в США, где организовал первые в этой стране учреждения для слабоумных. Считал принципиально возможным воспитание и обучение всех слабоумных. Слабоумие, по С., характеризуется, в частности, безволием и снижением деятельности органов чувств и двигательных способностей. Задача воспитания - вывести слабоумного из инертного состояния, сделать его работоспособным. Системой специальных упражнений следует развивать двигательные способности, органы чувств, мышление, формировать представления и понятия, дать навыки чтения, письма и счета. Завершиться воспитание слабоумных должно воспитанием воли и нравственных качеств. Большое значение С. придавал благоприятным гигиеническим и бытовым условиям в учреждениях для слабоумных, режиму в них, а также личности воспитателя. Система С. получила широкое международное признание и оказала влияние на другие педагогические концепции, в том числе на систему М. Монтессори. В системе С. специалистов привлек ее оптимизм в оценке возможностей обучения и воспитания умственно отсталых детей, направленность ее на их всестороннее развитие, стремление активнее включить умственно отсталых в трудовую жизнь. Не потеряли значения и практические рекомендации С. по организации ухода за глубоко отсталыми детьми, по воспитанию у них навыков самообслуживания. СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна (1914-1982) - дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5-летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925-1941 гг. воспитывалась в Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря использованию специальных методик обучения, систематическим занятиям, воле и упорному труду у С. была восстановлена звуковая речь, она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжила в Москве в 1944-1948 гг. под руководством И.А. Соколянского. С 1948 г. - научный сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произведений, в том числе монографий «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947; премия им. Ушинского); «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (1954; премия им. Ушинского); переведена на многие иностранные языки); «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (1972; премия АПН СССР). Работы С. имели большое значение для научного осмысления развития психики слепоглухонемых детей. СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич (1889-1960) - дефектолог. Окончил Петербургский психоневрологический институт (1913), специальное образование получил на Мариинских педагогических курсах. Педагогическую деятельность начал в 1910 г. - преподавал в Мариинском училище для глухонемых. Принял активное участие в создании системы образования для аномальных детей в Украине. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР (1926). С 1943 г. работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Для успешного привлечения слепоглухонемых детей к предметной деятельности и формирования на ее основе человеческой психики им совместно с А.И. Мещеряковым разработана оригинальная методика совместной разделенной дозированной деятельности. Положительные примеры использования этой методики продемонстрировали принципиальную возможность компенсации такого сложного дефекта, как слепоглухонемота. Учебное издание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|