Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные нормативно-правовые документы специального образования




122. Временное положение об интегрированном обучении детей с особен­ностями психофизического развития: постановление Министерства об­разования и науки Республики Беларусь, 18 авг. 1995 г., № 327 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - 8/2241.

123. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. - Нью-Йорк, 30.09.1990.

124. Инструктивно-методическое письмо к 2008/2009 учебному году (спе­циальное образование). - Управление специального образования.

125. Инструктивно-методическое письмо об организации работы в классах интегрированного обучения и особенностях тарификации и оплаты учителей, работающих в этих классах: постановление Министерства образования и науки Республики Беларусь. - Настаунщкая газета. - 1998. - 12 верасня.

126. Канцэпцыя навучання, выхавання i падрыхтоук да жыцця дзяцей з неда- хопам у разумовым i фiзiчным развщщ у РБ // Адукацыя i выхаванне. - 1994. - № 3. - С. 4.

127. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г., вступает в силу 02.09.90 г.

128. Концепция образования и воспитания в Беларуси / Нац. ин-т образова­ния; под ред. В.П. Пархоменко. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 1994. - 47 с.

129. Концепция реформирования специального образования в Республике Беларусь, 3 ноября 1999 г., № 660 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - 3/1462.

130. Методические рекомендации по использованию Международной ста­тистической классификации болезней и проблем, связанных со здо­ровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 03.04.2002 г.

131. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII; в ред. Закона Респ. Беларусь от 25.10.2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - 2/408.

132. Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании), 18 мая 2004 г., № 285-3 // Нац. реестр пра­вовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - 2/1034.

133. Об образовании, 29 октяб. 1991 г., № 1202-XI; в ред. Закона Респ. Бела­русь от 04.08.2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -

2001. - 2/303.

134. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь. 1995-2004 годы (Информационный бюллетень), выпуск № 6 / под ред. А.Н. Коноплевой. - Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2005. - 138 с.

135. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи: постанов­ление Министерства образования Республики Беларусь, 20.11.2000 г., № 53 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - 8/4485.

136. Положение о специальной общеобразовательной школе (школе- интернате) для детей с особенностями психофизического развития: по­становление Министерства образования Республики Беларусь, 31.10.2002 г., № 46 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -

2002. - 8/8926.

137. Положение об интегрированном воспитании и обучении детей дошколь­ного возраста с особенностями психофизического развития: постановле­ние Министерства образования Республики Беларусь, 25.02.2002 г., № 5 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - 8/7962.

138. Постановление об утверждении учебных планов для вспомогательной школы (школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обу­чения и реабилитации от 15.07.2008.

139. Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 мая 2006 г., № 318 // Нац. реестр право­вых актов Респ. Беларусь. - 2006. - 1/7590 (подпрограммы «Дети инва­лиды», «Дети сироты»).

140. Программа реформирования специального образования в Республике Беларусь, 31.08.2000 г. № 37.

141. Республиканская программа «Молодежь Белоруссии» на 2006­2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 апреля 2006 г., № 200 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - 1/6273.

142. Учебные планы для вспомогательных школ (школ-интернатов). - Ут­верждены постановлением Министерства образования Республики Бе­ларусь от 21.07.08 г. № 60.

143. Учебные планы для специальных общеобразовательных школ (школ- интернатов). - Утверждены постановлением Министерства образова­ния Республики Беларусь от 21.07.08 г. № 59.

ГЛОССАРИЙ

Анализатор (от греч. analysis - разложение, расчленение) - сложная анатомо-физиологическая система, осуществляющая восприятие, анализ и син­тез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведе­ний о больном, условиях возникновения и протекания у него болезни, окру­жающей среде, получаемых как от самого больного (субъективный А.), так и от окружающих его лиц (объективный А.) с целью установления (уточне­ния) диагноза или разработки основных положений индивидуальной реаби­литационной программы.

Аномалия развития (от греч. anomalos - неправильный) понимается как исключение, уклонение, причуда, необычайность, странность. Семанти­ка слова «аномалия» включает наличие нетипичного, иного, при этом дан­ное слово не рассматривается как несущее негативный оттенок. В словаре С.И. Ожегова появляется дополнительное значение аномалии как «отклоне­ния от нормы, общей закономерности; неправильность», в этом смысле по­нятие аномалия сходно по смыслу с понятием девиация, («отклонение от правильной линии, от должного направления»). Социальную позицию нети­пичных людей можно охарактеризовать как предписанную большинством членов общества, назначаемую без учета онтогенетических особенностей или предпочтений.

Астения (от греч. asthenia - слабость) - болезненное состояние, ха­рактеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособно­стью к длительному умственному и физическому напряжению.

Асфиксия (от греч. а - частица отрицания и sphygmos - пульс) - удушье. При асфиксии наблюдается расстройство дыхания и кровообраще­ния до их полной остановки.

Брайля шрифт - рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный в 1829 г. франц. слепым тифлопедагогом Л. Брайлем (Braille). Основой шрифта являются различные комбинации выпуклых точек (от одной до шести), передающие изображения букв алфавита, цифр, знаков препинания, нотных знаков и т.д. Шрифт признан универсальным и распро­странен во всем мире.

Высшая нервная деятельность (ВНД) - деятельность коры боль­ших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образо­ваний, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного орга­низма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организ­ма с окружающими условиями на основе выработки и торможения времен­ных связей. Учение о ВНД было создано отечественным физиологом И. П. Павловым.

Девиантное поведение (от лат. de - от, via - дорога) - система дейст­вий или отдельные поступки, отклоняющиеся (противоречащие) от приня­тых в обществе правовых, нравственных норм.

Делинквентное поведение (от лат. delinguentia - проступок, прегре­шение) - это отклоняющееся поведение, которое в крайних своих проявле­ниях представляет собой уголовно наказуемое действие.

Депривация (от лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потреб­ностей. Характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуаль­ном развитии, нарушением социокультурных контактов.

Диагноз (от греч. diagnosis - распознавание) - констатация изучаемо­го процесса, состояния, явления. В медицине - заключение о наличии забо­левания, его причинах, степени выраженности, форме течения и сохранно­сти защитных сил организма.

Катамнез (от греч. kata - после, mnesis - вспоминать) - комплекс сведений о состоянии больного и динамике у него болезни после установле­ния/уточнения диагноза, проведения медико-социальных и психолого- педагогических мероприятий, окончания образовательного учреждения. На­блюдение за выпускником осуществляется в течение трех лет.

Кинестетический (от греч. kinema - движение, aisthesis - ощущение) анализатор передает в головной мозг ощущение положения и движения ор­ганов тела. Кинестетическое ощущение вызывается раздражением проприо- рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и суставах.

Консилиум (от лат. consilium - согласование) - совещание квалифи­цированных специалистов одной или разных специальностей для уточнения диагноза, назначения оптимальных средств медико-социального и психолого- педагогического воздействия и определения прогностических возможностей.

Мутизм (от лат. mutus - немой) - отказ от активной речи. Представляет собой невротическую реакцию на психотравмирующую ситуацию. Различают тотальный мутизм (полное и постоянное молчание) и избирательный (проявля­ется в определенных случаях). В большинстве случаев прогноз благоприятный.

Негативизм (от лат. negatio - отрицание) - лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям.

Нервная система - система органов у животных и человека, осуще­ствляющая связь организма с внешней средой и взаимосвязь органов между собой. Нервная система регулирует и координирует все функции организма. Нервная система человека подразделяется на центральную и перефериче- скую. Кроме того, выделяется так называемая вегетативная нервная система.

Норма здоровья - состояние человека (биологический, психологиче­ский, социальный уровень), позволяющее ему эффективно взаимодейство­вать с природой и социокультурной средой. Норма - это общепринятый по­рядок, установленная мера, размер чего-либо.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, сопровождающийся констатацией достиже­ния гражданином (обучающимся) установленных государством образова­тельных уровней.

Онтогенез (от греч. ontos - сущее, genesis - происхождение, разви­тие) - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до смерти.

Паралич (от греч. paralysis - расслабление) - полное выпадение дви­гательных функций и полное отсутствие произвольных движений, вследст­вие нарушения иннервации соответствующих мышц.

Парез (от греч. paresis - ослабление) - уменьшение силы и (или) ам­плитуды активных движений в связи с нарушениями иннервации соответст­вующих мышц.

Прогредиентность (от лат. progredior - идти вперед) - признак, ха­рактеризующий развитие, нарастание (часто неуклонное) психического за­болевания.

Релаксация (от лат. relaxatio - облегчение, расслабление) - состоя­ние покоя, расслабленности, наступающее, например, при отходе ко сну или после сильных переживаний, физических усилий. Также релаксацией назы­вается полное и частичное мышечное расслабление, достигаемое произволь­но за счет специальных упражнений (аутогенная тренировка).

Ремиссия (от лат. remitto - отпускать, ослаблять) - тип течения бо­лезни, характеризующийся временным уменьшением степени выраженности или ослаблением психопатологической симптоматики.

Сензитивный период или возраст (от лат. sensibilitas - чувствитель­ный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для ос­воения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психи­ческих функций. Понятие «сензитивный возраст» введено М. Монтессори.

Синдром (от греч. syndrome - стечение признаков болезни) - это сис­тема взаимосвязанных в патогенезе симптомов (признаков) болезни.

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психи­ческое состояние, характеризующееся сильными отрицательными пережи­ваниями, возникающими при невозможности удовлетворить какие-либо по­требности.

Церебральный - от лат. cerebrum - головной мозг.

Энцефалит (от греч. enkephalos - головной мозг) - инфекционное вос­палительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг (чаще - через кровь) болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов и т.п.).

Этиология (от греч. aitia - причина, logos - учение) - наука о причи­нах болезней (патологических состояний).

Этиопатогенез (от греч. aitia - причина, pathos - болезнь, genesis - происхождение, развитие) - совокупность представлений о причинах и ме­ханизмах развития болезни.

ПЕРСОНАЛИИ

БИНЕ (Binet) Альфред (1857-1911) - французский психолог. Получил юридическое образование в лицее Св. Людовика в Париже (1878). Отказав­шись от юридической карьеры, самостоятельно изучал неврологию, гистоло­гию, психологию. В 1889 г. совместно с А. Бонн основал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии в Сорбонне, с 1894 г. - ее ди­ректор. В 1894 г. совместно с Бонн и Т. Рибо основал «Психологический ежегодник» - первый во Франции научный журнал по психологии. Изучал широкий круг психологических проблем - патологии сознания, умственного утомления, гипнотического внушения, индивидуальных различий процессов памяти, графологии и др. Стремился утвердить в психологии объективный метод исследования. Выступил пионером применения экспериментальных методов к изучению высших психических функций, прежде всего мышле­ния. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, в дальнейшем отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач.

Наибольшую известность получили разработки Б. в области создания тестов интеллекта. В начале XX в. совместно с Т. Симоном провел ряд экс­периментов по изучению внимания, памяти, мышления детей. По заказу Министерства просвещения результаты этих экспериментов были преобра­зованы в задачи для отбора умственно отсталых детей во вспомогательные школы. В 1905 г. опубликована шкала Бине-Симона, впоследствии много­кратно модифицированная в разных странах, и послужившая прообразом современных методов тестирования интеллекта.

БРАЙЛЬ (Braille) Луи (1809-1852) - французский тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте, воспитывался в Парижском институте для слепых, с 1828 г. стал учителем там же. В 1829 г. разработал рельефный шрифт для сле­пых, широко используемый во всем мире. В 1838 г. издал учебник арифметики для слепых. Кроме букв и цифр Б. на основе тех же принципов разработал но­топись. Был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым.

ВЛАСОВА Татьяна Александровна (1905-1986) - дефектолог, дейст­вительный член АПН СССР (1982), доктор психологических наук (1972), профессор (1976). В 1930 г. окончила МГПИ им. В.И. Ленина. С 1929 г. ра­ботала в Наркомпросе РСФСР. С 1939 г. - директор Государственного педа­гогического дефектологического института, завуч Омского педучилища. С 1963 г. - в НИИ дефектологии, в 1968-1986 гг. - директор института. Один из организаторов подготовки и повышения квалификации дефектоло­гических кадров. Труды посвящены проблеме дифференциации обучения разных категорий детей с нарушениями физического и умственного разви­тия, организации системы дошкольного воспитания аномальных детей. Обосновала необходимость создания особого типа школ для обучения детей с ЗПР.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А. Л. Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных уч­реждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К. Крупской, педфа- культет 2-го МГУ и др.). Научную деятельность начал с изучения психоло­гии искусства - исследовал психологические законы восприятия литератур­ных произведений («Психология искусства», 1925, опубл. в 1965). Дал кри­тический анализ мировой психологии 1920-1930-х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки («Исторический смысл психологического кризиса», 1927, опубл. в 1982). Создал общепсихо­логическую концепцию, известную как «культурно-историческая теория психики», в которой раскрыл общественно-историческую природу сознания, высших психических функций («История развития высших психических функций», 1983). Эта теория имела важное значение для психологии обуче­ния. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый- ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне бли­жайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Сформули­ровал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообра­зований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж. Пиа­же доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мыш­ление и речь», 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.

ГАЮИ (Наиу) Валентин (1745-1822) - французский педагог, один из основоположников тифлопедагогики. Изобрел рельефный шрифт упрощен­ных букв, технику книгопечатания и письма этим шрифтом, географические карты и рельефные рисунки для слепых и другие пособия. Разработал ди­дактику и методику обучения слепых детей общеобразовательным предме­там (чтению, письму, арифметике, истории, географии, языкам, музыке и пению) и трудовым навыкам (плетению, вязанию, бумажно-картонажным работам, работе по дереву, книгопечатанию и др.). В 1784 г. в Париже осно­вал на свои средства первую школу для слепых. В 1803 г. получил пригла­шение приехать в Россию; по дороге сделал остановку в Берлине, где высту­пил с объяснением своего метода обучения слепых. В 1806-1817 гг. жил в Петербурге, в 1807 г. открыл первый в России институт для слепых. Впер­вые добился приобщения слепых к общественно полезному труду как пол­ноценных членов общества. Предложенные им методы обучения получили распространение во многих странах, положив начало систематическому обучению слепых.

ГРАБОРОВ Алексей Николаевич (1885-1949) - дефектолог, один из основателей отечественной олигофренопедагогики. Участвовал в создании первых программно-методических документов для вспомогательных школ и специальных детских домов. В 1930-х гг. создал систему воспитания детей- олигофренов на основе использования ручного труда, автор трудов по оли­гофренопедагогике, учебника по дефектологии для педагогических вузов (1925). Активный участник и организатор ряда съездов по охране детства. Выдвинул идею общности целей и дидактических принципов обучения нор­мального и аномального ребенка, вместе с тем попытался раскрыть специ­фику обучения и воспитания умственно отсталых детей.

ГРАЧЕВА Екатерина Константиновна (1866-1934) - педагог-дефектолог. Почти 40 лет своей жизни посвятила заботе о детях с тяжелыми физически­ми и психическими недостатками, среди ее воспитанников были и слепоглу­хонемые. В 1894 г. организовала в Петербурге первый в России приют для слабоумных и эпилептиков, в котором обучала их элементарным знаниям; в 1898 г. при приюте была открыта школа. В 1900 г. добилась учреждения благотворительной организации для оказания помощи слабоумным. В этом же году ею открыты курсы по подготовке сестер-нянь для работы со слабо­умными детьми и эпилептиками. По ее инициативе и при ее участии в нача­ле XX в. открыты приюты для слабоумных в других городах России. Высту­пала за обязательное обучение всех аномальных детей грамоте и такую ор­ганизацию трудового обучения, которая делала бы их жизнь в специальных учреждениях радостной и полезной, а труд производительным. Сотруднича­ла с В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурским, Л.Ф. Остроградским и др.

После 1917 г. участвовала в преобразовании благотворительных приютов в государственные детские дома. В 1918-1920 гг. преподавала на Петроградских курсах по подготовке педагогов-дефектологов. Автор первых в России книг, посвященных методам воспитания и обучения глубоко отста­лых детей.

ДАНЮШЕВСКИЙ Израиль Исаакович (1890-1950) - педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. В 1911 г. окончил учительский институт в Вильнюсе. Педагогическую деятельность начал в 1909 г. В 1923­1930 гг. работал в Наркомпросе РСФСР. Организатор и первый директор (1930-1943) Экспериментального дефектологического института (с 1935 г. Научно-практический институт специальных школ и детских домов, на базе, которого в 1944 г. создан НИИ дефектологии АПН), а также Московского пе­дагогического дефектологического института (1939-1942). В 1943-1947 гг. - директор Центрального научно-методического детского дома Министерства просвещения РСФСР, с 1947 г. работал в НИИ дефектологии. Автор трудов по организации комплексного клинического и психолого-педагогического изучения аномальных детей, научным основам их дифференцированного обучения и воспитания, а также по проблемам учебно-воспитательной рабо­ты в детских домах и учреждениях для несовершеннолетних правонаруши­телей.

ДЕМОР (Demoor) Жан (1867-1941) - бельгийский врач и педагог, орга­низатор первых вспомогательных школ в Бельгии (1897). В 1899-1937 гг. - профессор физиологии Брюссельского университета, где в 1919 г. им осно­ван Педагогический институт. Пропагандировал необходимость обществен­ной заботы об аномальных детях - открытия специальных учреждений для них. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, учителя которых работали в тесном контакте с врачами, а также с родителя­ми учащихся в целях оздоровления семейных условий жизни ребенка. Учеб­ные программы школ подчинил принципу «полезности» - учить только то­му, что содействует развитию умственных и физических способностей ре­бенка и имеет практическое значение; в учебном плане отвел значительное место ручному труду, гимнастике, рисованию, пению, исправлению недос­татков речи.

ДЬЯЧКОВ Алексей Иванович (1900-1968) - дефектолог, доктор пе­дагогических наук (1957), профессор (1958). Окончил дефектологический факультет 2-го МГУ (1931). Педагогическую деятельность начал в 1921 г.

учителем начальной школы. С 1932 г. - на научно-педагогической работе в высших учебных заведениях, в том числе в 1942-1948 гг. - декан дефекто­логического факультета МГПИ им. В.И. Ленина; с 1947 г. - в НИИ дефекто­логии (с 1951 г. - директор). Основные труды по сурдопедагогике: теория, история и методика обучения детей с недостатками слуха, разработал мето­ды обучения глухих математике. Автор многочисленных учебников по арифметике (1-5 классы) для глухонемых детей. Медаль К.Д. Ушинского (1960), орден высшей степени Всемирной Федерации глухих (1971).

ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог, психолог, дефектолог, действительный член АПН (1955), доктор педагогических наук (1943). Окончил МГУ (1925). Педагогическую деятельность начал учителем в сельской школе. С 1929 г. вел научно-исследовательскую работу, в 1929­1951 гг. - в НИИ дефектологии. Автор ряда экспериментальных исследова­ний процессов памяти и их развития у школьников. Разработал систему со­четания слова учителя и средств наглядности в обучении; ряд работ посвя­тил изучению речи нормальных и аномальных детей. В 1935 г. создал пер­вую лабораторию по изучению психологии умственно отсталых и глухоне­мых детей в Экспериментально-дефектологическом институте. Изучал во­просы развития памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, фор­мирования их личности в условиях обучения и психолого-педагогические проблемы сочетания слова учителя и средств наглядности во вспомогатель­ной школе. Автор оригинальной дидактической системы начального обуче­ния, направленной на общее развитие детей.

ИТАР (Itard) Жан Мари Гаспар (1775-1838) - французский врач, член Академии медицины (1821). Работая в Парижском училище для глухо­немых, положил начало систематическим исследованиям слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха - аку- метр. В «Трактате о заболеваниях уха и слуха» (1821) рекомендовал разви­вать слух плохо слышащих путем экспериментально разработанных им ме­тодов тренировки звуками. Подчеркивал влияние деятельности органов чувств на развитие ума. Эти идеи легли в основу метода воспитания, на­званного им медицинским. Широкую известность И. принесло первое науч­ное описание подпиток воспитания ребенка, который примерно до 12-летнего возраста был изолирован от человеческого общества, - «авейрон- ского дикаря». Незначительные результаты многолетних попыток приобще­ния «дикаря» к культуре показали важность ранних этапов развития для достижения интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости.

КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943) - дефектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. В 1891-1894 гг. учился на медицинском факультете Московского университета, исключен и выслан из Москвы за участие в студенческих революционных кружках. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1897). Работал земским врачом (1897-1904). Организовал (1908) в Москве частную школу - санаторий - одно из первых в России учреждений для детей с интеллекту­альной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 г. руково­дил учреждениями, сформированными на базе этой школы, - Домом изуче­ния ребенка (1918-1921), Медицинско-педагогической опытной станцией (1923-1924). Ректор и профессор Педагогического института детской дефек­тивности (1920-1924), с 1928 г. профессор-консультант по логопедии. Разра­батывал вопросы клинического и психолого-педагогического изучения ано­мальности ребенка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями ЦНС и трудных детей. По К., в основе учебно- воспитательного процесса лежит развитие творческих возможностей детей, их инициативы; основные педагогические средства - широкое использова­ние наглядности и ручного труда, поощрение самостоятельности. Подчерки­вал роль лечебно оздоровительных мероприятий в процессе компенсации дефектов.

ЛУРИЯ Александр Романович (1902-1977) - психолог, действитель­ный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), доктор педагогических (1937) и медицинских (1943) наук, профессор (1944). Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921­1934 гг. - на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 г. - профессор МГУ, с 1966 г. - зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факуль­тета психологии МГУ.

Следуя идеям Л.С. Выготского, разрабатывал культурно- историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая при­жизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педаго­гической и медицинской практики. Создал новое направление - нейропси­хологию. Начало развития нейропсихологии было положено исследования­ми мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович (1923-1974) - дефектолог, док­тор психологических наук (1971), окончил философский факультет МГУ (1952). Научный сотрудник (с 1952), зав. лабораторией (с 1961) в НИИ де­фектологии АПН СССР. Организатор специального учебно-воспитательного учреждения для слепоглухонемых в г. Загорске (ныне - Сергиев Посад). Изучал особенности психического развития слепоглухонемых детей, разра­батывал теоретические основы системы их обучения и воспитания. Практи­чески продемонстрировал возможность компенсации сложного дефекта пу­тем развития высших психических функций на основе единственного со­хранного анализатора (осязательного). Лауреат Государственной премии СССР (совместно с И. А. Соколянским, 1980).

ПЁВЗНЕР Мария Семеновна (1901-1991) - психиатр, доктор психо­логических наук (1960), профессор (1963). Окончила 1-й и 2-й Московский медицинский институт (1924). С 1931 г. - научный сотрудник Эксперимен­тально-дефектологического института (с 1943 г. - НИИ дефектологии

РСФСР), с 1951-1960 гг. - старший научный сотрудник, в 1960-1973 гг. зав. сектором клинического изучения аномальных детей, с 1973 г. - профессор- консультант.

Автор трудов по проблемам комплексного психолого- педагогического изучения аномальных детей, созданию клинической клас­сификации олигофрении, ЗПР, проблемам сложных дефектов (сочетание олигофрении с сенсорными дефектами).

РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860-1928) - невропатолог и психоневролог. Окончил медицинский факультет Московского университе­та (1884). С 1889 г. - приват-доцент, с 1890 г. - зав. клиникой нервных бо­лезней Московского университета. В 1911 г. вышел в отставку в знак про­теста против реакционных мер Министерства просвещения. На собственные средства основал и содержал (1911-1917) Институт детской неврологии и психологии, который после 1917 г. передал в дар Московскому университе­ту (впоследствии первая в Европе клиника нервных болезней детского воз­раста). С 1917 г. - профессор МГУ, зав. кафедрой нервных болезней. Один из организаторов и редакторов «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» (1910), один из основателей Общества невропатологов и психиатров.

Труды Р. охватывают широкий круг вопросов неврологии, дефекто­логии и патопсихологии. Широкую известность имели предложенные им в 1910 г. методы количественного исследования психических функций, так называемые психологические профили Р. - серии индивидуально и фрон­тально предъявляемых задач на «осмысливание», «восприимчивость», «за­поминание», «воображение», «внушаемость» и т.д., оценки за которые вы­водятся в зависимости от количества задач, решенных за определенное вре­мя. На основе полученных данных Р. вычерчивал специальный «профиль», который, по его мнению, фиксировал психологические черты ребенка. Представления о «психических функциях», возможности их количественно­го выражения, из которых исходил Р., не соответствуют теоретическому уровню современной психологии и, по-видимому, не отражают существа того или иного дефекта. Однако работы Р. имели большое значение для развития патопсихологии и детской психологии, понимания эмоций, привы­чек и характера ребенка, в том числе «критических фаз» в его развитии.

СЕГЕН (Seguin) Эдуард (1812-1880) - французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики, автор медико- педагогической системы воспитания и обучения глубоко умственно отста­лых детей. Первоначально занимался индивидуальным воспитанием слабо­умных детей. С 1839 г. руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). Здесь провел ряд реформ, улуч­шающих условия жизни и воспитания детей. В 1841 г. организовал частную школу-пансион для отсталых детей. В 1848 г. уехал в США, где организовал первые в этой стране учреждения для слабоумных.

Считал принципиально возможным воспитание и обучение всех сла­боумных. Слабоумие, по С., характеризуется, в частности, безволием и сни­жением деятельности органов чувств и двигательных способностей. Задача воспитания - вывести слабоумного из инертного состояния, сделать его ра­ботоспособным. Системой специальных упражнений следует развивать дви­гательные способности, органы чувств, мышление, формировать представ­ления и понятия, дать навыки чтения, письма и счета. Завершиться воспита­ние слабоумных должно воспитанием воли и нравственных качеств. Боль­шое значение С. придавал благоприятным гигиеническим и бытовым усло­виям в учреждениях для слабоумных, режиму в них, а также личности вос­питателя.

Система С. получила широкое международное признание и оказала влияние на другие педагогические концепции, в том числе на систему М. Монтессори. В системе С. специалистов привлек ее оптимизм в оценке возможностей обучения и воспитания умственно отсталых детей, направ­ленность ее на их всестороннее развитие, стремление активнее включить умственно отсталых в трудовую жизнь. Не потеряли значения и практиче­ские рекомендации С. по организации ухода за глубоко отсталыми детьми, по воспитанию у них навыков самообслуживания.

СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна (1914-1982) - дефектолог, педа­гог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5-летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925-1941 гг. воспитыва­лась в Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря использованию специальных методик обучения, систематическим занятиям, воле и упорному труду у С. была восстановлена звуковая речь, она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжила в Москве в 1944-1948 гг. под руководством И.А. Соколянского. С 1948 г. - научный со­трудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произ­ведений, в том числе монографий «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947; премия им. Ушинского); «Как я воспринимаю и представляю окру­жающий мир» (1954; премия им. Ушинского); переведена на многие ино­странные языки); «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружаю­щий мир» (1972; премия АПН СССР). Работы С. имели большое значение для научного осмысления развития психики слепоглухонемых детей.

СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич (1889-1960) - дефектолог. Окончил Петербургский психоневрологический институт (1913), специаль­ное образование получил на Мариинских педагогических курсах. Педагоги­ческую деятельность начал в 1910 г. - преподавал в Мариинском училище для глухонемых. Принял активное участие в создании системы образования для аномальных детей в Украине. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР (1926). С 1943 г. работал в Москве, в НИИ дефекто­логии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглу­хонемых детей. Для успешного привлечения слепоглухонемых детей к предметной деятельности и формирования на ее основе человеческой пси­хики им совместно с А.И. Мещеряковым разработана оригинальная методи­ка совместной разделенной дозированной деятельности. Положительные примеры использования этой методики продемонстрировали принципиаль­ную возможность компенсации такого сложного дефекта, как слепоглухо­немота.

Учебное издание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...