Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика методов обучения учащихся вспомогательной школы




Словесные методы. Сообщение знаний учащимся осуще­ствляется с помощью рассказа, объяснения, работы с книгой.

Рассказ - яркое, эмоциональное изложение учителем собы­тий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль. Рассказы делятся на педагогические и художественные. Педагогический отличается от художественного тем, что в нем используются только отдельные приемы художественного рас­сказа. Рассказы делятся на группы с учетом использования в кон­кретной педагогической ситуации: рассказ-описание, рассказ- изложение, рассказ-вступление.

Слово является источником знаний. К речи учителя предъ­является ряд требований: безукоризненность с фонетической и логической стороны; яркость, выразительность, четкость; четкое произношение окончаний, правильность ударений; замедлен­ность темпа; доступность для понимания.

Работа с книгой как словесный метод используется редко, но имеет огромное значение, так как сама книга - источник зна­ний. Чтение вслух имеет огромное значение, особенно в 1-4-х классах, поскольку дети впервые слушают правильное, вырази­тельное, беглое чтение, это образец чтения для учеников. Уча­щимся предлагается читать самостоятельно, когда текст неболь­шой по объему и они, прочитав его, могут ответить на вопросы учителя. К чтению про себя необходимо относиться избиратель­но, так как большинство детей с нарушениями интеллекта не мо­гут организовать себя на такой вид деятельности.

Объяснение в основном представлено беседой. Это такой метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учи­теля. Беседы делятся на вводную, беседу-сообщение и заключи­тельную. Беседы используются на разных этапах урока с различ­ными целями. Беседа часто сопровождается демонстрацией предметов, самостоятельной работой учащихся. К проведению беседы учитель должен серьезно готовиться. Необходимо опре­делить тему урока, его цели; подобрать материал; затем опреде­лить вид беседы; продумать вопросы.

Требования к постановке вопросов: четкость и правиль­ность формулировок; доступность содержания; связь между зада­ваемыми вопросами; разнообразие их форм и формулировок; во­прос не должен содержать несколько вопросов; вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.

Особое внимание учитель должен уделять построению учащимся ответа на поставленный вопрос, формулировке вопро­сов самими учащимися. Метод беседы помогает успешно решать образовательную и коррекционно-воспитательную задачи в про­цессе обучения.

Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, самостоя­тельные наблюдения) имеют исключительное значение, так как в процессе их использования овладение учебным материалом про­исходит с опорой на непосредственное чувственное восприятие учащимися действительности. Определяя объекты для наблюде­ния, учитель должен продумать: последовательность их предъяв­ления учащимся; организацию изучения каждого объекта.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном озна­комлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их на­туральном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внут­ренних свойств.

При демонстрации наглядных объектов обычно описывают внешний вид (величину, форму, цвет, составные части, их взаи­моотношение). Кроме натуральных объектов выделяются образ­ная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности. В младших классах вспомога­тельной школы предпочтение отдается натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, карти­нам, предметно-операционным картам, графическим изображе­ниям. В старших классах активнее используется символическая и схематическая наглядность. В условиях вспомогательной школы важно предлагать учащимся различные средства наглядности в сочетаниях (натуральный объект - муляж, макет; изобразитель­ная наглядность - карта, схема). Применение символической на­глядности (чертежей, графиков, схем) в коррекционной школе ограничено, так как большинство учащихся этот вид наглядности не понимают.

Самостоятельные наблюдения организуются как перцеп­тивный опыт самих учащихся. Наблюдение - процесс разверну­того целенаправленного восприятия, осуществляемый по опреде­ленному плану в различной обстановке (на пришкольном участ­ке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии). Ученики видят предмет в естественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению.

К выбору и использованию наглядности в учебном процес­се вспомогательной школы предъявляется ряд требований:

• демонстрируемый объект должен быть определенных разме­

ров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;

• учитель должен определить, какой вид наглядности необходи­мо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше исполь­зовать; необходимо выбирать определенное количество на­глядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью.

• следует демонстрировать наглядность последовательно;

• важно использовать словесное описание, что поможет уча­щимся определить отдельные свойства предмета. Ценность экскурсии заключается в том, что дети изучают

предметы в естественных условиях. К экскурсии учащихся надо готовить. Дети должны знать, какой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскурсии. Перед проведением экскур­сии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явле­нии, которые они будут наблюдать.

К методам наглядного обучения относится использование технических средств обучения (ТСО): показ кино, диафильмов и видеозаписей, работа за компьютером с дисплейным отражением информации. С помощью кино, диафильма можно показать уча­щимся динамику развития явлений (извержение вулканов, рас­пускание почек, созревание плодов и т.д.).

Требования к использованию ТСО: целесообразно исполь­зовать ТСО, когда невозможно наблюдать изучаемый предмет; необходимо учитывать особенность умственного развития и уро­вень знаний учащихся; фильмы лучше показывать после изуче­ния темы с целью закрепления знаний учащихся; целесообразно показывать фрагменты фильмов, выключив звук, комментарии проводит учитель; можно частично познакомить учащихся с со­держанием фильма, указав, на что обратить особое внимание.

Практические методы. К практическим методам относятся устные и письменные упражнения, лабораторные работы, работа в мастерских, на пришкольном участке, элементы программирован­ного обучения. Практические методы помогают учащимся глубже понять и осмыслить изучаемый материал, сформировать умения и навыки. Источником знаний является сама деятельность учащих­ся. Использование данной группы методов происходит в основном после изучения большой темы или ее разделов на повторительно- обобщающих и контрольно-учетных уроках.

Упражнения (письменные, устные) - это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Достоинство этого метода в том, что он обеспечивает ус­пешное формирование умений и навыков. Различают специаль­ные, производные и комментированные упражнения.

При обучении письму, счету, чтению используется каждый вид упражнений. Но специальный вид - чаще, так как предпола­гает многократное повторение. Производные упражнения исполь­зуются реже, поскольку они способствуют их вариативному вы­полнению и направлены на закрепление ранее сформированных навыков. Комментированные упражнения используются при вы­полнении заданий по русскому языку, математике (комментиро­ванное письмо). Сильные ученики комментируют их выполнение под контролем учителя.

Упражнения могут быть устные и письменные. На уроках по каждому учебному предмету используются соответствующие упражнения. На уроках русского языка - грамматические и орфо­графические; на уроках математики - упражнения в решении примеров и задач, в устном счете; на уроках истории - работа с картами, картинами; на уроках физкультуры - выполнение обще- развивающих и коррекционных упражнений.

Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям: быть посильными и доступными для учащихся; быть небольшими по объему и со­держанию; учитывать особенности познавательной деятельности учащихся и степень сформированности у них умений и навыков; должны предлагаться в определенной последовательности с по­степенным повышением уровня трудности.

Лабораторно-практические работы как метод направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют задания творческого характера в условиях проведения конкрет­ных опытов, закрепляют практические навыки, измеряют, вычис­ляют, сравнивают полученные результаты с уже имеющимися. Практические работы направлены на применение полученных знаний при решении практических задач, на осуществление связи теории и практики. Ход урока, на котором проводится практиче­ская работа, имеет четкую структуру:

1) объяснение учителя;

2) показ (инструктаж);

3) первые пробы выполнения заданий;

4) выполнение работы;

5) контроль со стороны учителя;

6) отчет учащихся.

Самостоятельные работы - это особый вид деятельности учащихся. Учащийся должен быть готовым к выполнению пред­стоящей работы. Различают следующие типы работ: самостоя­тельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие работы. Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя основными факторами:

1) готовностью детей к самостоятельной работе;

2) уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию са­мостоятельной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...