Типы и структура уроков во вспомогательной школе
В специальном образовательном учреждении используют те же типы и структуры урока, как и в обычных школах, но с учетом особенностей обучающихся детей. Выделяются следующие типы уроков: 1) уроки смешанные или комбинированные. При их проведении сочетаются, комбинируются различные цели и виды учебной работы; 2) уроки изучения нового учебного материала посвящаются главным образом работе над усвоением новых знаний; 3) уроки закрепления изученного материала направлены на организацию повторения и закрепления пройденного материала; 4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала проводятся в конце изучения темы, раздела; 5) уроки-семинары, уроки-конференции проводятся после изучения определенного раздела учебной программы для углубления знаний, обсуждения узловых вопросов; 6) уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем, разделов учебной программы для проверки усвоения материала. Каждый тип урока имеет свою структуру. 1. Уроки смешанные, или комбинированные. В них обычно имеют место следующие структурные компоненты: 1) организация учащихся для занятий. Суть ее - психологически настроить учащихся к работе, возбудить у них внимание и активное отношение к занятиям; 2) повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся; 3) смысление и усвоение нового материала. Первичное восприятие и осмысление нового материала, его последующее, более глубокое осмысление и запоминание; 4) работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике (связана с использованием метода устных, письменных и практических упражнений);
5) задание на дом. 2. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции. 1) организация учащихся для занятий; 2) краткий опрос учащихся по пройденному материалу; 3) постановка темы и определение основных целей занятий; 4) изложение новой темы; 5) краткий опрос учащихся по новому материалу; 6) задание на дом. 3. Уроки закрепления изучаемого материала. 1) опрос или фронтальная беседа по пройденному материалу; 2) проведение тренировочных упражнений; 3) небольшая самостоятельная работа. 4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. 1) беседа и устный опрос; 2) организация упражнений по углублению практических умений и навыков. 5. Уроки-семинары. Уроки-конференции. 1. Обсуждение вопросов семинара. 6. Уроки проверки и оценки знаний. 1) устный опрос; 2) проведение проверочных работ. В специальном образовательном учреждении для стимулирования интереса к учению можно использовать нетрадиционные уроки. Это уроки-конкурсы (КВН, викторины, смотр знаний и др.); уроки-драматизации (спектакль, концерт, утренник и др.); интегрированные уроки; уроки в игровой форме; уроки- путешествия. Все эти уроки также реализуют дидактические развивающие и воспитательные задачи урока. Литература: 15, 25, 26, 35, 51, 62, 63, 97. Подготовка учителя к уроку Подготовка учителя к уроку состоит из трех взаимосвязанных между собой этапов: диагностики, прогнозирования и планирования (М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Г.М. Дульнев, В.В. Воронкова) или звеньев (Т.Н. Ильина, И.Г. Еременко): планирования системы уроков и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку. Общепедагогическая подготовка предполагает определение всех обстоятельств проведения урока (место урока в общей системе уроков, возможности учащихся, мотивы их деятельности, интеллектуальные способности, характер учебного материала). Прогнозирование и планирование позволяют определить объем знаний учащихся, избрать вид и форму планирования.
В системе общего и специального коррекционного образования определились два вида планирования - тематическое и поурочное. Тематический план составляется учителем до начала работы над темой. Желательно, чтобы в нем нашли отражение все основные составляющие данного вида планирования. Время урока определяется его структурой, объемом изучаемого материала. Последовательность уроков, их содержание определяются учебной программой по конкретному предмету. Цели и задачи уроков вытекают из общедидактической и коррек- ционной направленности процесса обучения. Оборудование урока (таблицы, картины, дидактический материал) подбирается с учетом его содержания, предполагаемой методической работы. Тематическое планирование является основой для поурочного планирования, которое представляет собой описание урока с учетом его типа, целей и задач. При отборе материала к уроку учитель должен четко знать, каким количеством терминов, понятий должны овладеть учащиеся; сам владеть учебным материалом; учитывать работоспособность детей; подготовить свое рабочее место, учащихся к учебной деятельности. Важной является подготовка учащихся к выполнению домашних заданий. В настоящее время подготовка учащихся к урокам проводится на самоподготовке, хотя в ряде случаев домашнее задание по некоторым предметам можно готовить на уроке. Теоретическое обоснование эта идея пока не получила. В настоящее время огромная роль отводится воспитателю как организатору выполнения домашних заданий. Воспитатель должен подготовить учащихся к выполнению заданий, установить очередность выполнения конкретных заданий по предметам. Лучше всего начинать самоподготовку с заданий по математике, языку. Длительность самоподготовки в разных классах-группах неодинакова (1-4-е классы - 35-40 минут; 5-7-е классы - до 1 часа; 8-9 классы - до 1,5 часов). В процессе выполнения заданий воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, имеет право провести фронтальное объяснение, но ни в коем случае не должен учить детей вновь. Запись домашнего задания для учащихся младших классов делает учитель, старшеклассники сами записывают задания в дневники.
К организации самоподготовки можно привлекать учителей-предметников, особенно в старших классах. Тесное сотрудничество учителей и воспитателей помогает совершенствовать процесс подготовки домашних заданий. Некоторые школы с продленным днем и интернатские учреждения практикуют ведение тетради сотрудничества учителя и воспитателя. Учителя и воспитатели обсуждают результаты выполнения заданий, особое внимание уделяют анализу продуктивности работы по конкретному предмету и в целом. После такого взаимного обсуждения намечаются мероприятия, помогающие оптимизировать самоподготовку. Литература: 15, 25, 26, 35, 51, 62, 63, 97. 4.9. Методы обучения во вспомогательной школе Система методов обучения учащихся с интеллектуальной Недостаточностью В дидактике методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования. Метод обучения устанавливает способы деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие эффективное усвоение изучаемого материала. Он определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия и в какой последовательности должны выполнять учитель и учащиеся. Во вспомогательной школе применяются такие же методы обучения, что и в общеобразовательной. В связи с тем, что методы обучения характеризуются многими показателями, невозможно создать их единую классификацию. Поэтому их классифицируют по нескольким основаниям. Ряд ученых - Е.Я. Голаг, Д.О. Лорд- кипанидзе, Е.И. Перовский - отмечали, что значительное влияние на процесс обучения оказывают те источники, из которых учащиеся черпают знания. На этой основе они выделяют словесные, наглядные и практические методы обучения. По характеру учебно-познавательной деятельности учащихся при овладении изучаемым материалом (классификация М.И. Скэт- кинэ, И.Я. Лернера) выделяются методы - объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский.
В основу классификации М.А. Данилова и Б.П. Есилова положены цели и задачи, реализуемые на конкретном этапе обучения. В зависимости от этого все методы подразделяют на методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, применения умений на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Используя целостный подход при классификации методов, Ю.К. Бабанский выделил три группы методов обучения: 1) организация и осуществление учебно-познавательной деятельности; 2) стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности; 3) контроль и самоконтроль за эффективностью учебно- познавательной деятельности. Так как большое значение для образования и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью имеет трудовая деятельность, то для методов обучения на уроках трудового обучения применима своя особая классификация. Из общепринятых классификаций методов обучения на уроках труда во вспомогательной школе применяется та классификация, которая характеризуется источником получения знаний в зависимости от органов чувств. Методы обучения делятся на три группы: 1) словесные - рассказ, инструкции, беседа; 2) наглядные - демонстрация различных наглядных пособий, трудовых приемов и операций, ТСО; 3) практические - упражнения, самостоятельная работа учащихся, лабораторные работы, наблюдения, графические и письменные работы. Но опора на чисто практические действия в отрыве от слова и наглядности приводит к формированию неосознанных действий и появлению стереотипов в трудовой деятельности. Поэтому на уроках ручного труда необходимо такое сочетание познавательных средств, при котором обеспечивается связь между словом, наглядностью и действием. Необходимо подчеркнуть тот факт, что учитель должен знать возможности каждого учащегося, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и применить большую или меньшую степень самостоятельности учащегося при этом. Литература: 15, 25, 26, 35, 51, 62, 63, 97.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|