Обнаружение теневой организации
Мы уже говорили о важности связывания людей друг с другом при помощи таких наших методов управления знаниями, как сообщества практики и желтые страницы. Но мы ведь никогда не начинаем с чистой страницы. Люди в организациях уже как-то связаны друг с другом. Сила связей и отношение людей друг к другу — дополнительные параметры культуры организации.
Всем нам известны схемы связей организации — четкие строки с квадратиками, в которых указаны названия должностей и обязанности, — такие схемы отражают формальную структуру организации. Все мы знаем, какой именно квадратик занимаем мы сами. Наше место в иерархии определяется положением нашего квадратика Однако такая схема связей дает неполное представление об организации. Существует еще и то, что можно назвать теневой организацией, организацией, которая не представлена на схеме связей. Такая теневая организация состоит из сетей и сообществ внутри организации. При этом большая часть работы организации выполняется благодаря таким сетям и сообществам.
Сеть состоит из людей, которые знают друг друга. Хотя не каждый человек в сети знает любого другого человека из той же сети, существует общая картина связей. Существует также система взаимопомощи и поддержки. В сети люди взаимодействуют друг с другом. В нашем случае сеть — это люди, которым мы звоним в определенных ситуациях:
> нам нужно что-то узнать; > у нас есть информация, которой надо поделиться; > нам нужно обойти бюрократические препоны; > нам нужна помощь; > мы хотим помочь. Часть 4 > Накладка культуры Существуют люди, с которыми со временем мы оказались связаны. Мы можем надеяться на ответ таких людей. Существуют также.люди, связанные со знакомыми нам людьми, что увеличивает объем наших связей. Мы звоним кому-то, а этот человек переадресует нас затем кому-то другому. Мы стремимся перенести доверие и на это третье лицо соответственно тому, насколько тесна была связь с нашим знакомым. Часто лицо, направляющее нас к третьему человеку, может дать нам какие-то сведения, которые помогают нам понять, стоит.ли доверять этому человеку. Близкий родственник сети — это сообщество практики, о котором речь шла в главе 8 «Сообщества практики — программа-хит». И сети, и сообщества практики являются составными частями теневой организации. Присутствие (или отсутствие) четких социальных сетей или сообществ практики дает нам представление о социальном капитале организации. Социальный капитал — это сумма связей между людьми. Такие связи помогают создавать доверительные отношения, понимание и желание сотрудничать. Все это — условия распространения знаний. Также они обеспечивают комфорт самого рабочего места. Надеюсь, что вам никогда не приходилось сталкиваться с организациями с низким социальным капиталом. В подобных организациях намного безопаснее быть параноиком, чем доверчивым человеком. Такая организация характеризуется всевозможными барьерами и феодальными границами. Никогда неизвестно, кому можно доверять, поэтому люди всегда защищают свои тылы. В такой организации практически невозможно передавать знания и делиться ими, поэтому о сотрудничестве вы можете забыть.
Оценка социального капитала организации может дать вам представление о том, насколько культура организации способствует распространению знаний. Она показывает, существуют ли тесные связи между людьми, существуют ли отношения взаимопомощи и просто взаимовыгодные отношения. Подобные отношения, безусловно, предполагают распространение знаний на самом деле именно они поддерживают львиную долю всех процессов обучения в организации. Такая оценка также показывает, что люди способы доверять друг другу, причем доверие окупается. Доверие дает нам гарантию, что мы можем ожидать от других людей строго определенных реакций. Поэтому мы можем спрятать оружие. Мы больше настроены на распространение знаний, будучи уверены в безопасности предоставления информации тому или иному человеку. Тем самым достигается более высокий уровень сотрудничества. Однако для эффективного распространения знаний нам нужны не только отношения и связанное с ним доверие. Роб Кросс (Rob Cross), Эндрю Паркер (Andrew Parker) и Ларри Прусак (Larry Prusak) из IBM Institute for Knowledge Management определили четыре друтих фактора эффективного распространения знаний через связи. > Нужно знать о том, что знают другие. Возможно, это какие-то конкретные знания, например, знания технического эксперта. Это также может Глава 16 > Работа с культурой организации
быть способность продумывать серь- . езные вопросы. Иногда более важно уметь поставить правильный вопрос, а не иметь правильный ответ. > Нужно знать, что они ответят на ваш запрос. Возможно, нам нужно больше узнать о том, как какой-то конкретный человек отвечает на вопросы и как он к ним относится. Например, у меня есть друг, который практически никогда не отвечает на сообщения электронной почты. Поэтому, если у меня какой-то срочный вопрос, я звоню его секретарю.
> Нужно знать, что они хорошие учителя. Они не должны перегружать нас избыточной (по нашему мнению) информацией. Они должны внимательно слушать и давать нам то, что нам нужно. > Нужно знать, что мы можем безопасно проявить собственную слабость. Если мы просим помощи, значит, мы чего не знаем. Если мы не чувствуем себя при общении с кем-то в безопасности, мы не покажем ему свою слабость. Подобный уровень безопасности освобождает нас, позволяя проявлять свои творческие возможности и испытывать свои идеи. Факторы из этого списка показывают, насколько сложной структурой обладает доверие. Оно существует на нескольких уровнях, причем эти уровни значительно разнятся между собой. Знайте что Социальный капитал (social capital) - это связи между людьми и зависящие от них нормы доверия и поведения, которые создают механизм социального сцепления. В организации социальный капитал является пусковым механизмом для сотрудничества и распространения знаний, поскольку он дает основу для содействия и координации. Доверие (trust) - это ожидание того, как поведет себя какой-то другой человек. Доверие может быть основано на опыте или же быть выдано «кредитом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|