Три уровня корпоративной культуры
Я не знаю, как поступаете лично вы, но когда я попадаю в новую для меня организацию, я веду себя наподобие трехлетнего ребенка, которому позволили шататься по новому дому. Я заглядываю во все углы. Я цепляюсь к людям. Я сую свой нос туда, где меня никто не ждет. Я ищу признаки культуры данной организации, к которым относятся:
Знайте что Артефакты (artifacts) - это видимые проявления культуры в организации. Примеры - мебель, картины, способ проведения собраний, стиль одежды сотрудников. Кроме того, я обращаю внимание на поведение люди: > как они приветствуют друг друга; > как проводятся совещания; > как люди работают друг с другом или как это, по крайней мере, представляется; > скорость взаимодействия сотрудников друг с другом. Глава 15 > Культура — это вы, я и все остальные Все эти пункты относятся к первому из трех уровней культуры, определенных Эдом Шайном (Ed Schein) в его вышедшей в 1997 году книге «Культура организации и лидерство» (Organizational Culture and Leadership). Этот слой называется «артефактами», их довольно легко обнаружить — для этого вам нужно лишь держать глаза открытыми. Однако недостаток артефактов в том, что они могут легко ввести в заблуждение. Слишком легко перейти к заключениям, основанным на одних лишь артефактах. Я считаю, что смотреть на артефакты — все равно что рассматривать зеркало. Вы не можете увидеть то, что по ту сторону зеркала; вы видите лишь то, что отражается поверхностью. Часто вы видите сами себя, поскольку вы интерпретируете артефакты с точки зрения своих собственных культурных предпосылок.
Второй слой — это декларируемые ценности, то есть то, во что верит организация, если верить ее словам. Вот некоторые элементы этого уровня: > формулировка корпоративной концепции; > общая задача; > стратегии; > оправдания стратегий; > этические кодексы; > рекламные брошюры; > материалы с корпоративного web-сайта; > письменные уставы. Все эти компоненты я называю явными обязательствами. Такие декларируемые ценности — это официальное представление того, во что, как пред- полагется верит организация. Это то, что люди говорят то есть постоянные и отточенные определения. Когда я начинаю думать о материнстве, флаге и яблочном пироге (с определенной долей цинизма), я знаю, что имею дело с декларируемыми ценностями. Вам нужно сохранять циничность или, по крайней мере, уметь задавать вопросы. Часто декларируемые ценности не имеют ничего общего с тем, чем занимается организация. Есть ценности, которые просто вывешиваются на всеобщее обозрение, а есть то, как на самом деле здесь делаются дела. Слова значат меньше действий. Часто такое расхождение связано с возрастом. По мере того как организация стареет, она может сменить курс и отклониться от своих первоначальных убеждений. Иногда вы можете столкнуться с поведением, которое прямо противоположно декларируемым ценностям. Возможность расхождения увеличивается с возрастом организации. Чем она старше, тем более вероятно, что существует разрыв между декларируемыми ценностями и тем, что действительно управляет поведением. Таким поведением управляет что-то еще, что-то невидимое. Это что-то — как раз и есть третий уровень, совокупность неявных предпосылок, которые со временем развиваются. Эти предпосылки вы не можете обнаружить, когда вы изучаете людей из данной ор-
Часть 4 > Накладка культуры ганизации или разговариваете с ними. Они не обязательно совпадают с теми декларируемыми ценностями, о которых вы можете услышать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|