Индекс интеллектуального капитала
Индекс интеллектуального капитала был создан в результате обширных исследований, финансируемых правительственными агентствами в Скандинавии и Австралии. Концептуальная база исследования была довольно широка и включала метод счетных карт и Навигатор Skandia. Результаты исследования, проведенного Гораном Роосом (Goran Roos) и Йоханом Роосом (Johan Roos), позволили заключить, что первому поколению подходов к измерению интеллектуального капитала не удавалось оценить некоторые проблемные области: > демонстрация стратегического влияния изменений в интеллектуальном капитале; > определение того, какие категории интеллектуального капитала более важны; > создание основы для сравнения между различными компаниями и подразделениями корпораций. В итоге ими были созданы четыре категории высокого уровня: > индекс: капитала отношений; > индекс человеческого капитала; > индекс инфраструктуры; > индекс капитала инноваций. Ключевое отличие этого подхода состоит в том, что все отдельные показатели объединяются в один-единственный индекс. Авторы утверждают, что изменения индекса связаны с изменениями рыночной оценки фирмы. Тем самым, со временем индекс может начать отражать отдельные тренды, хотя он и не дает прямой финансовой оценки интеллектуального капитала. Этот индекс кажется простым. Это число, причем одно-единственное. В новостях вы могли слышать и о других индексах, например, об индексе цен на потребительские товары. Однако такая простота дается большой ценой. Каждый раз, когда вы объединяете многие информационные моменты, вы теряете понятность. Такая простота также указывает на необходи-
Знайте все «нет» Если вы создаете индекс, есть два метода определения взвешенных значений - при помощи статистики и используя суждения людей. «Метод суждения людей» по своей природе является абсолютно субъективным. Многочисленные статистические, методы, используемые для определения средних значений, также требуют наличия суждений людей и поэтому не являются абсолютно объективными. Часть 5 > А теперь поехали мость более развитой коммуникации, требуемой, чтобы помочь людям проинтерпретировать индекс. Вы также должны быть всегда уверены в том, что этот индекс дает информацию, пригодную для действия, что он обоснован и что он дает информацию, соответствующую тому уровню, на котором он будет использоваться. На практике я постоянно замечала, что за любым изменением численного значения индекса следует взрыв активности независимых торговых агентов. В своей книге «Интеллектуальный капитал: передвижение по новому бизнес-ландшафту» (Intellectual Capital: Navigating in the New Business Landscape) Йохан Роос вместе с многочисленными соавторами так излагает процесс разработки индекса интеллектуального капитала. 1. Определите концепцию и бизнес-стратегию предприятия. 2. Определите критические факторы успеха. 3. Выберите ключевые показатели производительности для каждой категории. 4. Примените метод взвешенных значений к показателям. 5. Создайте единую метрику. 6. Вычислите индекс интеллектуального капитала. 7. Используйте его, чтобы помочь определить управленческие действия, относимые к ключевым факторам. Другой важный момент реализации изменений в области количественных оценок - это проведенный вами анализ заинтересованных сторон. Очевидно то, что финансовая группа больше всех остальных будет затронута этими изменениями. Также вы можете обнаружить различия в отношении к этим изменениям между отдельными субкультурами, возможно - между филиалами и географически удаленными подразделениями, если говорить только об этих возможных пунктах различий. Как всегда, вам нужно определить критические заинтересованные стороны, выяснить, поддерживают они вас или нет, а затем выработать, соответствующее отношение к каждой из заинтересованных сторон.
Возможные ошибки Давайте на мгновение вспомним о реальности. Измерение нематериальных активов — это не то, что люди привыкли делать. Большинство менеджеров потратили всю карьеру на сбор методов финансовых оценок, Ежеквартальный доход, цепы акций и чистая прибыль — вот что было целью, а не что-то туманное вроде измерения вещей, которые нельзя увидеть и очень сложно определить. Поэтому трудно повернугься спиной к тому, что на протяжении всей вашей карьеры как раз и означало успех. Люди продвигались по службе только благодаря хорошей производительности, подсчитываемой при помощи финансовых оценок. Другие же просто увольнялись. Критические для будущего компании решения чаще все- Глава 22 > Мотивация «трудных» сотрудников го основываются именно на таких оценках. Поэтому повернуться спиной к таким оценкам ради каких-то таинственных новомодных методов — для специалистов по бухучету это примерно то же, что для иных лунатизм. Методы, основывающиеся на суждениях людей, полностью субъективны по своей природе. И все же нематериальные активы — это нечто реальное, поэтому имеет смысл измерять их и принимать решения на основе таких оценок. Суть дела заключается в том, что бухгалтерские методы оценки нематериальных активов существуют какие-то несколько десятилетий и поэтому по-прежнему находятся на стадии активной разработки, тогда как традиционные методы финансового бухучета в ходу уже столетия. Для многих они надежны и освящены временем, хотя надежда только на них стала чем-то не менее устаревшим, чем термин «самоходная повозка». И напротив, существует небольшое число научных доказательств того факта, что эти новые методы работают и что среди них один может быть лучше другого. Хотя ту же самую критику можно было бы направить и против более традиционных систем количественных оценок, они кажутся более разумными, поскольку основаны на традиционных методах бухучета.
Итак, будьте готовы к сопротивлению изменениям, если вы внедряете количественные оценки нематериальных активов. С этим сопротивлениям изменениям вы должны работать точно так же, как и в случае других изменений. > Оцените готовность вашей организации к изменениям, в данном слу > Опубликуйте свои цели и намерения. > Добейтесь поддержки со стороны высшего руководства. > Проведите тренинг по новым формам поведения, включая и обучение новой метрике. > Определите сильные стороны культуры организации и барьеры в ней. Рассмотрите вариант бенчмаркинга. Какими бы относительно новыми ни казались количественные оценки нематериальных активов, многие организации занимаются ими многие годы и могут подтвердить, насколько это полезно. Видеть — значит верить. Кроме того, вы должны будете разработать новую инфраструктуру сбора и предоставления данных для ваших новых количественных оценок, что было бы необходимым в случае внедрения любого нового подхода к количественным оценкам. Дьявол скрывается в деталях, поэтому не пренебрегайте ими; плохое внедрение и выполнение могут сорвать проект. Часть 5 > А теперь поехали
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|