Рассмотрите систему персонажей романа.
· В образах каких героев романа проявляется его автобиографизм? · Охарактеризуйте взаимоотношения между следующими парами персонажей: Гертруда и Уолтер, Пол и Гертруда, Пол и Уолтер, Пол и Мириам, Пол и Клара, Уильям и Лили. · Дайте по возможности детальный портрет Пола Морела. С чего начинается привязанность к матери? Как происходит самоанализ героя? Как складываются отношения Пола с Мириам и почему их любовь не состоялась? Чем отличается связь Пола с Кларой? Можно ли назвать Пола жестоким? В чем суть его внутреннего конфликта? Можно ли проследить факторы, влияющие на становление личности Пола, как, например, привязанность к матери, творческая натура, социальное происхождение, повышенная чувствительность и т.д.? · Проследите жизненный путь Уильяма? В чем его сходство и отличие от младшего брата? В какой степени можно назвать его смерть символичной? · Какова роль Гертруды в романе? Является ли она связующим звеном всего произведения? Почему трагична ее судьба? Насколько типичен этот характер? Чем можно объяснить ее чрезмерную властность и излишнюю привязанность к сыновьям? Можно ли винить Гертруду в неспособности ее детей испытывать полноценную любовь? · Насколько полно, по сравнению с остальными персонажами, представлен образ Уолтера Морела? Как воспринимается данный герой – как положительный или отрицательный? Перечислите его жизнеутверждающие черты и негативные характеристики. · Можно ли причислить образ Мириам к типу пуританской героини? Каков ее внутренний мир? Почему Мириам чувствует себя ущербной в мире, где заправляют мужчины? Каковы ее стремления? · Какой психологический тип представляет Клара? В чем ее преимущество перед Мириам? К кому из двух героинь чувствуется авторская симпатия?
· Охарактеризуйте семью Леверсов. Чем устои этого дома отличаются от Морелов? · Можно ли назвать Бакстера Доуса более мужественным, чем Пол? Почему Клара не хочет уйти от Бакстера? · Можно ли наблюдать в романе преемственность в отношениях между героями, например, попытка Мириам владеть душой Пола, а затем – то же в отношениях с Кларой? Дайте другие примеры.
Выделите в романе символические образы и мотивы. Какую роль играет символика цветов и растений? Какую смысловую нагрузку несут образы смерти и болезни в романе? На какие параллели с жизнью героев романа намекает сцена «жертвоприношения» куклы Энни Арабеллы? Определите основные проблемно-тематические узлы романа. · Описание жизни рабочего класса; · переход от преимущественно сельскохозяйственной экономики к индустриальной; · удачная/неудачная попытка самоанализа героем своего «я»; · иллюстрация с помощью художественных идей психоаналитических концепций, например, эдипов комплекс; · социальное положение мужчин и женщин в начале ХХ в.; · взаимоотношения между поколениями; · переход от детства к юности – взросление, путь художника (ср. Дж. Джойс «Портрет художника в юности»); · сила и противоречивость любви; · другие.
Как проявляется в романе реалистическое мироощущение и эстетика? По каким признакам роман можно было бы отнести к традиции реализма XIX века? Что делает роман модернистским по содержанию и по форме? Какие социальные устои нарушает писатель в романе?
К какому жанру можно отнести роман (роман воспитания, модернистский, психологический, др.)? Каковы его жанрообразующие признаки? Как можно пояснить слова самого писателя, который назвал свое произведение «великой трагедией … трагедией тысяч молодых людей в Англии»? Лоуренс ассоциировал своего героя Пола Морела с такими трагическими фигурами, как Эдип и Гамлет. Известно, что после просмотра трагедии Шекспира в 1913 г. писатель вынес Гамлету свой приговор: «Он был неспособен любить, он мог только судить».
Определите компоненты стиля Лоуренса, который стремился в первую очередь передать реальность чувства и внутренний драматизм психики. Охарактеризуйте лексический и синтаксический строй речи автора-повествователя, характер использования автором средств языковой изобразительности и выразительности, фигур речи. По отношению к каким героям наиболее остро ощущается авторская симпатии, если она имеется вообще? Какие формы психологического изображения использует писатель? Приведите примеры портретных характеристик героев, психологического параллелизма, передачи чувств героев с помощью приема несобственно-прямой речи. Каким образом посредством языковых и образных средств Лоуренс нарушал табу на темы чувственности, сексуальности и телесности? Найдите в романе приемы авторского обобщения и драматизации событий и переживаний. Каким образом писатель пытается передать подсознательные импульсы героев?
Обозначьте место романа в национальной и мировой литературе и культуре. Обратите внимание на такой литературно-исторический факт: в определенной степени аналогами данного произведения являются романы предшественников и современников Лоуренса: «Испытание Ричарда Февереля» (1859) и «Карьера Бьючемпа» (1875) Дж. Мередита, «Клейхенгер» (1910) А. Беннета, «Бремя страстей человеческих» (1915) У.С. Моэма. В каждом из этих произведений рассказана история молодого человека, вступающего в жизнь, все они относятся к жанровой разновидности романа воспитания, берущего начало с «Годов учения Вильгельма Мейстера» (1795–96) И.В. Гёте.
3.17. Прокомментируйте цитаты из критических исследований романа «Сыновья и любовники».
«Странное свойство “Сыновей и любовников” состоит в том, что весь текст как бы слегка колышется и переливается, будто составленный из отдельных блестящих кусков, которые беспрерывно перемещаются, мелькают… Мир “Сыновей и любовников” находится в процессе непрерывного сцепления и распада» (В. Вулф).
«В постоянном противостоянии, в конфликтном взаимодействии пребывают полярные силы – разум и чувство, интеллект и инстинкт, материально-телесное и интуитивно-эмоциональное. Впечатляющая сила реалистических картин жизни горняцкого поселка и шахтерской семьи сливается с мастерством передачи глубинного мира импульсов. Все отчетливо и осязаемо, и вместе с тем эта ясность обманчива…» (Н.П. Михальская).
«Пожалуй, ни один современный писатель, кроме Рильке и Манна, не пытался так откровенно заставить смерть вступить в связь с жизнью, как это сделал Лоуренс; при этом, каждый из этих писателей исходил из предположения, что для того, чтобы жизнь могла сама познать себя, она должна познать свою связь со смертью; это та связь, которую примерно сто пятьдесят лет рационализма, индустриализма и «прогресса» пытались изгнать, словно дьявола, и это извращение привело к смиренному почитанию смерти и к холокостам наподобие Хиросимы» (Дороти Ван Гент).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|