Знаки сокращенного нотного письма. Мелизмы
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
2. Знак повторения – реприза - применяется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого произведения, например, народной песни.
3. Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная горизонтальная скобка, которая называется «вольта». Следом за ними пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения 1 и 2, что значит: первая вольта и вторая вольта, для первого раза исполнения и для второго. Вольт может быть и больше, это зависит от того, сколько вариантов окончания задумал композитор. 4. Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть является буквальным повторением первой части, то в конце второй части пишут «Da capo al fine» что по-итальянски значит «с начала до слова конец», а в конце первой части пишут слово «Fine» (конец). 5. Если первая часть повторяется не с самого начала, то над тем тактом, с которого должно начаться повторение ставят знак Segno, а в конце второй части пишут «Dal Segno al fine», что значит от знака сеньо до конца. При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: «Da capo al segno poi koda» что значит «с начала до знака, потом кода (заключение).
7. При повторении в музыкальном тексте какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз, ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрами длительностей: Звук или аккорд, который повторяется, обозначают следующим образом: 7. Тремоло (tremolo) – это быстрое, равномерное, многократное чередование двух звуков, или созвучий пишется так: При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура. 8. Для удвоения звука в октаву пишут над или под нотой цифру 8 – это значит, что данный звук следует удвоить в октаву. Например: Если предполагаются сплошные удвоения в октаву, то пишется: all’ 8va – удвоение вверх, аll’8va bassa – удвоение вниз. Мелизмы Мелизмы – это украшение основных звуков мелодии. В нотной записи закрепились условные знаки, позволяющие условно их обозначать. 1. Форшлаг долгий (неперечеркнутый) – один или несколько звуков перед основной нотой, и исполняется за счет длительности основной ноты и забирает половину ее звучания: 2. Форшлаг короткий (перечеркнутый) – исполняется в зависимости от стиля произведения: в классической музыке (Бах, Моцарт, Бетховен) исполняется за счет основной длительности ноты, но берется лишь незначительная ее часть. В музыке поздних времен – за счет длительности предыдущей ноты (затакт). 3. Группетто - группа нот вокруг основной ноты, обозначается:
4. Мордент – состоит из средних звуков – основной – соседний - основной. В неперечеркнутом морденте исполняется соседний звук сверху, в перечеркнутом морденте – соседний звук снизу: 5. Трель – это быстрое чередование основного и соседнего звуков:
Все в нашем мире состоит из простых элементов, насколько бы сложным не казалось то, что мы видим, слышим или трогаем. Точно так же дело обстоит и с музыкой. И хоть человек, не обладающий музыкальными знаниями, думает, что понять музыку и уж тем более написать ее — это задание невозможное, все не так сложно, как ему кажется.
Для тех, кто хочет изучить музыку, но приходит в замешательство, увидев обилие уроков, мы начинаем цикл статей по теории музыки. И сегодня мы расскажем вам о самом простом: звуке и нотах. Звук Думаем, что вы знаете, что из себя представляет звук. Когда какое-либо упругое тело вибрирует (струна, к примеру), оно создает колебания давления в воздухе, который его окружает. И эти колебания распространяются дальше в пространстве, так как воздух обладает упругими свойствами. И, как вы уже поняли, колебания эти не что иное, как звуковые волны, которые исходят от источника звука и распространяются во всех направлениях. Чтобы вам было проще понять, представьте сферу, которая быстро расширяется. Это и будет своеобразное графическое изображение звуковой волны.
Приблизительно так звук распространяется от колокольчика Звуки делятся на музыкальные и шумовые. У шумовых звуков нет точно выраженной высоты и к ним относятся: стук, шорох, скрип, шуршание, треск и так далее. В музыке шумовые звуки применяются как украшения. К шумовым инструментом можно отнести практически все ударные: барабаны, тарелки и т.п. Понять, является ли тот или иной инструмент к шумовым, достаточно просто — подумайте, можно ли сыграть на нем мелодию. Если нет, то этот инструмент относиться к шумовым. Музыкальный звук имеет определенную высоту, и ее можно абсолютно точно измерить. Любой музыкальный звук можно повторить с помощью голоса или музыкального инструмента. Физический характер музыкального звука определяют три свойства:
o Высота — это частота колебаний вибрирующего тела. Тем выше будет звук, чем чаще будут колебания и, соответственно, наоборот. o Громкость — это амплитуда колебаний. И тем громче звук, чем шире эта амплитуда. o Тембр — это качество звука, ощущения, которые ассоциируются с ним: мягкий, звонкий, плавный, резкий, плотный и так далее. У каждого голоса и инструмента есть свой собственный тембр. Он зависит от частичных тонов (или обертонов), которые есть в каждом источнике звука, количество и громкость которых варьируется, и именно из-за этого появляется тембровая окраска. Музыкальная система представляет собою ряд звуков, которые находятся в определенных высотных взаимоотношениях между собой. Расположение этих звуков по высоте — это звукоряд, ну а каждый звук — его ступень. Полный звукоряд состоит из почти ста звуков. Их частоты находятся в пределах от 15-20 и до 5000-6000 колебаний в секунду. Именно эти частоты способно различить наше ухо (очень полезное знание при выборе наушников). Конечно, эти границы зависят от индивидуальных свойств слуха человека, но сильно значения частот не поменяются. Ритм, метр и темп В музыке звуки организованы во времени, эта организация определяется двумя понятиями: ритм и метр. Многие путают понятия «ритм» и «метр». Ритм — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Можно сказать, что метр — это координатная временная сетка, на которую накладывается ритмический рисунок произведения. Его можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты). Как правило, большинство музыкальных произведений имеют постоянный метр.
Метр — понятие абстрактное, и в музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами) — он существует лишь в воображении музыканта и слушателей. Ритм же, в отличие от метра, не абстрактен, и выражается реально звучащими звуками (нотами). Однако, даже зная метр и ритмический рисунок, ничего нельзя сказать об абсолютной длительности каждой нот и долей (например, в секундах). Ведь один и тот же ритмический рисунок может быть исполнен в разном темпе. Только зная темп, можно говорить об абсолютной длительности нот и долей. Доля, акцент и синкопа[править | править вики-текст] Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Доля — это один удар «невидимого» метронома. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной по сравнению со слабыми долями громкостью. Акцент — выделение громкостью (или другим образом) определённой доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Сильная доля такта — это доля, на которую делается самый большой акцент в такте, она может быть расположена не только в начале такта. Например, в польском танце «мазурка» акцент на вторую долю сохраняется с начала до конца произведения. То же можно сказать о четырёхдольных стилях фламенко (тангос, тиентосrues, тангильос и другие), акцент в которых всегда делается на вторую и четвертую доли такта, остальные доли более слабые. Сильная доля и акцент — не одно и то же. Акцент — явление временное, он может возникать на любую долю, в зависимости от желания композитора или характера конкретного произведения, а сильная доля имеет постоянный характер, но может располагаться в разных местах такта, в зависимости от ритмической структуры стиля. Первая доля не может считаться сильной по умолчанию, так как для этого нет оснований, ритмический отрезок музыки может стабильно начинаться со слабой доли. Синкопа — смещение сильной доли на слабую.
Длительности [править | править вики-текст] Основная статья: Длительность нот Длительности нот и пауз измеряются не в абсолютных значениях, а по отношению к длительности других нот и пауз произведения. За условную единицу времени может приниматься любая длительность. Далее за условную единицу времени принята четвертная нота и обозначена как R.
Длительности короче, чем 128-е, тоже могут встречаться. Например, 256-е ноты встречаются в работах Вивальди и Бетховена.
Интересно: · Название длительности ноты или паузы короче четвертной можно легко получить по формуле: -я нота (пауза), где a — число флажков в символе ноты (паузы). · Число долей, входящих в ноту или паузу, можно подсчитать по формуле: , где a — число флажков в символе ноты (паузы), а b — нижнее число в обозначении метра. Остановки [править | править вики-текст]
Альтерация [править | править вики-текст] Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.
Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.
Метр [править | править вики-текст] Основные статьи: Метр (музыка), Размер такта Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:
Объединение нот [править | править вики-текст]
Динамика [править | править вики-текст] Основная статья: Динамика (музыка) Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.
Изредка встречаются обозначения типа pppp или ffff и т. д., указывающие на крайнюю степень громкости (интенсивности) звука. Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах.
[3] Артикуляция [править | править вики-текст] Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.
Мелизмы Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.
Перенос на октаву Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.
Чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними: Повторения и окончания [править | править вики-текст] Основная статья: Аббревиатура (музыка)
Прочие Эти обозначения применяются для записи произведений для фортепиано:
|